ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
КЕРАМИЧЕСКИХ ПРОМЫСЛОВ 6
1.1 Развитие керамической промышленности в России 6
1.2 История становления керамических промыслов в Алтайском крае 20
1.3. Стилистические особенности современных керамических изделий 29
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИСКУССТВЕ КЕРАМИКИ 34
2.1. Специфика проектирования керамических изделий 34
2.2. Горнозаводские легенды Алтая как источник вдохновения 51
2.3. Разработка керамического панно "Алтайские сказы" 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Актуальность исследования. В период активно развивающегося технического прогресса природная и предметная среда человека является важнейшим фактором эстетического освоения мира.
Произведения традиционного прикладного искусства вобрали в себя культурные традиции и яркий национальный характер. Керамика как вид декоративно-прикладного искусства, представляет собой «живой», активный материал, взаимодействующий с окружающей средой и востребованный в разных направлениях: экспериментальная керамика, средовая керамика (архитектурно-декоративная, ландшафтная керамика, дизайн).
Современные керамические произведения разнообразны: от сувенирной фигурки-игрушки, до многопредметных подарочных комплектов посуды, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на керамических изделиях. В керамических изделиях привлекает лаконичная, выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия и бережно хранимые народные традиции.
В настоящее время, при изготовлении изделий из керамики, используются, как традиционные материалы и технологии, которым тысячи лет, так и новые, упрощающие их производство, но расширяющие возможности художников-керамистов. Мастера постоянно экспериментируют с рисунком, составом глины, цветом глазури и техникой нанесения рисунка, используют новые способы формирования и средства художественной выразительности. Доступность глины, ее простота в обработке, пластичность, огромные возможности в варьировании формы рельефом, линиями, фактурами, позволяет создавать неповторимые оригинальные комбинации керамических поверхностей разнообразных форм и размеров.
Керамическое панно, как форма монументального искусства, является уникальным и высокохудожественным декоративным элементом в современном дизайне интерьера. Актуальные технологии, применяемые к такому традиционному материалу, как глина, позволяют создавать поистине уникальные авторские шедевры.
В качестве тематики керамического панно представляется наиболее актуальным выбор мистических и фольклорных сказаний, отражающих образно-историческое восприятие Алтайского края. Его богатейшее историко¬культурное наследие, тесно связанное с развитием горнозаводской промышленности России, несомненно, привлекает к себе внимание и заслуживает глубокого изучения и сохранения.
Таким образом, анализ применения керамического панно в современном дизайне интерьера, характеристика его сюжетов, а также изучение специфики проектирования керамических изделий обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы.
Степень изученности проблемы. К изучению истории развития и современных проблем искусства керамики обращались многие ученые: искусствоведы, историки, этнографы и др. В труде Рыбаковой Б. А. отражена история развития керамического производства в Древней Руси. Автор характеризует системы горнов, предназначенных для обжига изделий, их происхождение и специфику. [26,c.168]
Захаров, выявляя основы технологии керамики, считает, что для сохранения своеобразия керамического материала необходимо стремиться к гармоничному сочетанию декоративных элементов с формой исходя из свойств материала, используя при этом приемы художественной обработки, характерные именно для этого материала. [13,c. 59]
В исследованиях Ю.Д. Третьякова отмечается, что пластика в глине - это постепенность в переходе одного направления формы в другое, плавное движение одних линий и сгибов в другие. Пластика - это свойство формы керамики, диктующее его образный строй. [23,c. 13]
В.Н. Молотова, анализируя историю гончарного искусства в контексте современных проблем художественного рынка, акцентирует, что современная керамика проектируется на основе изучения формообразования и орнаментики древнего искусства, а также под влиянием современных художественных течений, внедрении инновационных материалов и технологий. [20,c. 119]
Л.Ф. Акунова и В.А. Крапивин, анализируя технологию производства и декорирование художественных керамических изделий, считают, что использование высокотехнологичных материалов - фарфора, фаянса и других сложных керамических масс, - поиск новых цветовых и фактурных решений при помощи различных эмалей, глазурей, солей и ангобов обеспечивает появление новых современных форм. [1, с. 179]
Развитие и становление гончарного дела на территории Алтайского края представлено в исследованиях С.Д. Галуза [8, с. 84] и В.А. Липинской. [19,с. 58]
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: художественная керамика.
Цель исследования: проектирование и изготовление керамического панно «Алтайские сказы», на основе исторического горнозаводского фольклора Алтайского края.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) Изучить историческую особенность искусства керамики в России и Алтайском крае.
2) Выявить отличительные черты современной художественной керамики.
3) Изучить специфику изготовления изделий из керамики.
4) Разработать проект керамического панно «Алтайские сказы» в материале.
Методы исследования:
1. Анализ источников информации по теме работы (научная литература, энциклопедии, словари-справочники, ресурсы сети Интернет);
2. Метод комплексного изучения выбранного художественного
материала, предполагающий историко-типологический,
структурный и искусствоведческий анализ;
3. Художественный анализ предметов декоративно-прикладного искусства;
4. Метод художественного проектирования, включающий формирование замысла посредством эскизирования, детальную разработку проекта, поиск композиционного и цветового решения, подготовку материала к работе и непосредственное выполнение проекта и материального воплощения работы.
Источниковую базу исследования составили работы отечественных ученых, монографии, произведения мастеров декоративно-прикладного искусства, а также работы современных дизайнеров в области керамического искусства.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы. Керамическое панно, являясь произведением декоративно-прикладного искусства, отражает и сохраняет в себе культурное наследие, при этом органично вписывается в современные тенденции в дизайне интерьера. Данная выпускная квалификационная работа может быть использована в художественных школах и средних учебных заведениях в процессе изучения керамического искусства и специфики изготовления всевозможных изделий из керамики.
Объем и структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
Производство керамики - технологически сложный процесс, в котором мастеру необходимы знания об использовании различных керамических составов, что, безусловно, расширяет возможности создания новых интересных работ, выполненных на высоком уровне, как с точки зрения художественного содержания, так и с точки зрения технологии их изготовления.
Изучение традиций народного искусства керамики, умение ориентироваться в различных видах декоративно-прикладного творчества, несомненно, помогает совершенствоваться в искусном деле художника- керамиста. Роспись (декорирование) керамики - это самый последний, завершающий этап в процессе изготовления керамических предметов, используемых в украшении интерьера или просто в быту. Вместе с тем, это же и одно из наиболее творческих занятий, позволяющих придавать обыкновенным вещам новое звучание, яркость, нарядность и уникальность.
Панно - это декоративный элемент, входящий в коллекцию керамической плитки. Он оживляет собой традиционно однотонную фоновую облицовку, за счет своей выразительности задает динамику в интерьере и имеет существенный художественный вес. Современная российская керамика претерпевает значительные изменения и отражает художественные тенденции своего времени. Многообразие в пространстве современной культуры нашей страны, появление сложных и неожиданных явлений, открытий в области технологий, активное внедрение медийных возможностей в область искусства влекут за собой существенное преобразование художественно-пластического языка на фоне появления новых неустоявшихся идей, образов, а главное, явного изменения критериев ценности, понятий и смыслов творчества.
Важно отметить, что само обращение к образам фольклора в современной авторской керамике — явление, заслуживающее особого и пристального внимания и изучения, поскольку это не только воплощение эволюции в керамике, вобравшей в себя черты своего времени, но и 58
сохранение, и переосмысление великого и уникального в своем роде опыта предков. Дальнейшее пополнение культурного богатства человечества невозможно представить без усвоения достигнутого. Приняв и осмыслив материальные и духовные ценности, соединив традицию и современный творческий взгляд, в данной выпускной квалификационной работе удалось выстроить устойчивый фундамент для дальнейшего движения и развития искусства.
1. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. - М.: Дом, 1984. - 284 с.
2. Базилевич О.Е. Производство гончарной посуды. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Гос. Изд-во местной промышленности РСФСР, 1994. -49 с.
3. Богуславская И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства. - М.; 1999. - 58 с.
4. Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. - М.; 2002. - 108 с.
5. Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б. и др. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. - М.;1988. - 152 с.
6. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М.; «Просвещение». 1979. - 112 с.
7. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2012. - 156 с.
8. Галуза С.Д. Гончарное дело и игрушечный промысел в сёлах Алтайского района // В предгорьях Алтая: очерки истории и культуры.
- Барнаул, 1998. - 115 с.
9. Голубец О. Декоративная керамика в современной архитектурно-пространственной среде. - Львов, 1984. - 86 с.
10. Добрынина Г.Г. Художественная керамика. - Владивосток. Изд-во ВГУЭС. 2013. - 163 с.
11.Захаров А.И. Основы технологии керамики: Учеб. пособие. - М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999. - 240 с.
12. Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. - Новочеркасск: НГТУ, 1998. - 158с.
13. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства). - М.; 1977. - 57 с.
14. Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. - Новочеркасск: НГТУ, 1998. -158с.
15. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособ. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 245 с.
16. Курсакова А.В. Гончарный промысел в Красногорском районе // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: Материалы регион. науч.-практ. конф. Барнаул, 2003. Вып.13. С.146¬152.
17. Липинская В.А. Гончарство русских женщин Алтайского края // Полевые исследования Института этнографии. - М., 1980. - С. 54-58.
18. Молотова В. Н. История гончарного искусства. История керамических промыслов России // Декоративно-прикладное искусство. - М., 2007. - 98 с.
19. Мелентьев Ю.С. О некоторых теоретических проблемах развития художественных промыслов // Творческие проблемы современных художественных промыслов. - М.; 2007. - 280 с.
20. Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля: Сб. ст. - М.; 1988. - 262 с.
21. Третьяков Ю.Д., Керамика - материал будущего./ Ю.Д. Третьяков. - М.: Знание, 1987. - 48 с.
22. Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. - Новочеркасск: НГТУ, 1998. -158 с.
23. Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.; 1984. - 128 с.
24. Рыбакова Б.А. Ремесло Древней Руси. /, М.: изд-во Академия наук СССР, 1948. - 168 с.
25. Салтыков А.Б. Избранные труды / А.Б. Салтыков. - М. Советский художник. 1962. - 215 с.
26. Смолинский В.Г., Чирков Д.А., Максимов Ю.В. История народных художественных промыслов России. - М.; 1982. - 318 с.
27. Спирина М.Ю. Наука и образование в традиционном прикладном искусстве: монография / М.Ю. Спирина. - СПб.; МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2012. - 227 с.
28. Федотов Г.Я. «Большая энциклопедия ремесел» - М.: «Эксмо», 2008. - 608с.
29. Шокорова Л.В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая. Барнаул. Изд-во АлтГУ, 2012. - 112 с.
30. Художественные промыслы и ремесла Алтайского края. Под общей редакцией М.П. Щетинина. - Барнаул, ООО «Слово», 2009.
31. Керамики ручной работы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.solokolektyw.com/. Дата обращения (10.04. 2021).
32. Арткерамика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.artkeramica.ru/. Дата обращения (10.04. 2021).
33. Ceramic portal. [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.ceramicportal .ru/sections/dekorirovanye_utelnyh_izdeliy/. Дата обращения (14.04. 2021).
34. Керамика. [Электронный ресурс]. URL:
http://ceramicshistory.blogspot.ru/. Дата обращения (10.05. 2021).
35. Мастера земли Алтайской. [Электронный ресурс]. URL: http://altai- mastera.ru/katalog/master/1/1. Дата обращения (17.05. 2021).
36. Народный художественный промысел. [Электронный ресурс]. URL: http: //turinagora. inkaut. ru/catalog/show/19/?tree= 19&advT ype=pr&filterId = Дата обращения (17.05. 2021).
37. Mairi. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mairistone.com/inspiration. Дата обращения (23.05. 2021).
38.Здоровая жизнь, продукты питания и продукция [Электронный ресурс]. URL: http://www.technoshop.ru/list/all/topic_804/. Дата
обращения (23.05. 2021).
39. Славянска культура. [Электронный ресурс URL: http://slavyanskaya- kultura.ru Дата обращения (27.05. 2021).
40. Livejournal. [Электронный ресурс]. http://art-
ceramics.livejournal.com/16199.html Дата обращения (2.06. 2021).