Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностная идентичность мужчин в период кризиса среднего возраста

Работа №89065

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения личностной идентичности мужчин в период кризиса среднего возраста 10
1.1 Научно-психологические подходы к изучению личностной
идентичности 10
1.2 Психологические особенности мужчин среднего возраста 25
1.3 Специфика переживания мужчинами кризиса среднего возраста 30
Глава 2 Эмпирическое исследование личностной идентичности мужчин в период кризиса среднего возраста 42
2.1 Программа исследования 42
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Практическое применение результатов исследования 59
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения

Актуальность исследования. Актуальность проблемы личностной идентичности в период переживания человеком кризиса среднего возраста в современных условиях быстрых социальных, технологических и других изменений возрастает как в связи с теоретическим переосмыслением, так и в связи c разработкой различного рода программ оказания психологической помощи.
Идентичность - это сложное явление, состоящее, из множества разнообразных уровней сознания, а также включающее в себя коллективные, индивидуальные (личные), онтогенетические и социогенетические основы. Личностная идентичность, как проблема и ее изучение в современном мире являются актуальными задачами из-за того, что исследователями отмечается кризис идентичности нашего современника.
Личностная идентичность - это то, кем человек считает себя в глубине души, некоторое внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Личностная идентичность - это состояние, кем и в какой роли человек ощущает себя в этом мире, здесь и сейчас. Состояние «Эго-идентичность» (это центральное понятие концепции Э. Эриксона) говорит об интеграции ролей и самоидентификаций, что дает ощущение движения, развития от прошлого к будущему.
Актуальность переживаний, сформированных состоянием личностной идентичности, проявляется во множестве направлений человеческой жизни: в половом, в профессиональном, и даже в национальном (этническом). В силу отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека (М.В. Заковоротная, П. Гуревич), а также возникшими в связи с этим задачами психотерапевтического направления, в современном мире является актуальной постановка проблемы личностной идентичности, определение ее причин и структуры. Научное понимание личностной идентичности будет иметь как теоретическое, так и практическое значение и в плане самопознания и духовности, достижения самоидентичности, личностного роста, и в плане реализации эмпирических целей научного поиска с использованием современных средств информационных технологий, средств массовой информации, изменения общественных систем, приводящих к некоторой виртуальности существования современных людей.
Актуальность исследования кризисных состояний у мужчин в возрасте от 35 до 45 лет будет способствовать предотвращению у человека проявлений аддиктивного поведения и утраты личностной идентичности.
Степень изученности проблемы исследования.
В настоящее время исследованием проблемы личностной идентичности у мужчин в период кризиса среднего возраста занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые
Если истолковывать «идентичность» как понятие, произведенное рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются во множественных философских трудах Протагора, Сократа, Платона, М. Фуко, Л. Фейербаха, М.М. Бахтина, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, А.Ф. Лосева, М. Шелера, П. Рикера, П.А. Флоренского, М.К. Мамардашвили, А. Шопенгауэра, Г. Гегеля, И. Фихте, В. Библера, И. Канта, Ф. Достоевского.
В отечественной психологии проблема идентификации «Я» разработана В.В. Абраменковой, В.С. Мухиной, Л.М. Поповой, М.М. Бахтиным, И.С. Коном. В то время как в западной психологии эта проблема разработана Ю. Хабермасом, Э. Эриксоном, У. Джеймсом, А. Адлером, Д. Парфитом, З. Фрейдом, М. Хайдеггером, К. Юнгом, К. Хорни.
Подходы к рассмотрению возрастных кризисов и утраты идентичности отображены в работах: Э. Фромма, А.А. Урбанович, М.С. Иванов.
Проблемы кризиса «середины жизни» мужчин среднего возраста как нормативного кризиса личной жизни исследовали в большей степени по научным работам Б. Ливехуд, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Ипполитова, О.В. Хухлаева, Г. Ших, К. Юнг.
Созданию социологической концепции идентичности способствовали исследования как множества зарубежных (Б. Шледер, Дж. Тэрнер, A. Мумендий, С. Мадди, X. Ремшмидт, Ж. Пиаже, Ч. Кули, Э. Гоффман, М. Борневассер, С. Московичи, X. Тэджфел, Э. Гидденс, Р.Баумайстер,
Э. Дюркгейм, Дж. Бьюдженталь, Д. Марсиа, Дж. Мид, Б. Шефер, Э. Эриксон и множество других), так и отечественных мыслителей (В.В. Марченко, М.В. Заковоротная, И.С. Кон, Л.М. Путилова, Ю.Л. Качалов, Н.А. Антонова, B. С. Мухина, В.А. Ядов, А.В. Кузьмин, Б.Ф. Поршнев, С.Л. Рубинштейн, О.В. Лукьянов, Н.А. Шматко, Л.С. Выготский).
Множество авторов изучения кризисов в жизни взрослого человека указывают на огромную сложность данного мероприятия, так как у кризисов развития взрослого человека множество влияющих личностных факторов:
1. нет жесткой привязанности к возрасту (биологическому или хронологическому),
2. наступление и протекание кризисов в большей части индивидуально и связано с конкретными обстоятельствами жизни человека, его неповторимым опытом и окружением,
3. семейный статус (женат, вдовец и др.),
4. наличием или отсутствием детей, и т.д.
Поэтому в настоящее время очень важным является продолжение исследований кризисов взрослого человека, выявление и изучение их специфики.
Практика поведения мужчины в общественной, профессиональной и семейной сферах, а также гендерные стороны нашли отражение в трудах Д.Л. Мордовцева, С.С. Шашкова, П.П. Михайлова, Н.Х. Орловой, П. Бакунина, Е.Н. Щепкиной, Е. Лихачева, А.Н. Шкляревского, Н.Н. Страхова и др.
В то же время, недостаточно эмпирических исследований личностной идентичности современных мужчин в период кризиса от 35 до 45 лет.
Цель выпускной квалификационной работы - выявление взаимосвязи статусов и типов личностной идентичности и показателей кризисного состояния у мужчин среднего возраста.
Объект выпускной квалификационной работы - личностная идентичность как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - личностная идентичность мужчин в период кризиса среднего возраста.
Задачи исследования:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения личностной идентичности мужчин в период кризиса среднего возраста.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования взаимосвязи личностной идентичности и кризисного состояния у мужчин среднего возраста.
3. Проанализировать личностную идентичность мужчин среднего возраста в контексте выраженности кризисного состояния.
4. Разработать на основе результатов эмпирического исследования алгоритм телефонного консультирования мужчин, переживающих кризис среднего возраста.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, личностная идентичность современных мужчин среднего возраста характеризуется выраженным кризисом идентичности (размытость, потеря) и стремлением к его преодолению.
2. Вероятно, существует взаимосвязь статусов личностной идентичности и типов идентичности с показателями профиля кризиса у мужчин среднего возраста.
Теоретико-методологические основы исследования:
- подход к пониманию личностной идентичности Э. Эриксона;
- концептуальные положения о типологии идентичности, ее компонентов и содержания, формы ее выражения Л.Б. Шнейдер;
- определение личностного кризиса в работах А.Е. Тараса;
- рассмотрение психологических особенностей мужчин среднего возраста И.В. Шаповаленко.
В диссертации использованы следующие методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, методика «МИЛИ» (Л.Б. Шнейдер), методика «Кто я?» (М. Кун,
Т. Макпартленд), определение личностного профиля кризиса (А.Е. Тарас, 2003), корреляционный анализ.
Обработка полученных данных производилась с использованием программного пакета «IBM SPSS Statistics 23» для статистической обработки данных.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 52 респондента (мужчины) в возрасте от 35 до 45 лет. По возрастной периодизации Э. Эриксона мужчины данной группы относятся к возрастной категории «средний возраст». Мужчины из разных социальных групп, с разным семейным положением и разным уровнем дохода.
Научная новизна исследования:
- получены данные о выраженности статусов личностной идентичности - «Диффузная идентичность» и «Мораторий» - современных мужчин в период кризиса среднего возраста;
- выявлена взаимосвязь между статусами личностной идентичности, типами идентичности с показателями профиля кризиса современных мужчин среднего возраста.
Теоретическая значимость исследования:
- дополнена теория личностной идентичности через выделение ее статуса у современных мужчин в период кризиса среднего возраста, а также в контексте взаимосвязи с выраженностью показателей кризисного состояния.
Практическая значимость исследования. На основе выделенных в проведенном эмпирическом исследовании статусов и типов идентичности возможна разработка программ оказания психологической помощи мужчинам в период кризиса среднего возраста. Разновидности помощи в психологическом консультировании могут быть осуществлены в разных формах. В семейном, групповом и индивидуальном консультировании, а также при оказании экстренной психологической помощи через телефон доверия.
Положения, выносимые на защиту:
1. У большинства мужчин в период кризиса среднего возраста личностная идентичность характеризуется отсутствием целостной и устойчивой системы ценностей, убеждений, представлений о себе, а также выраженной тенденцией к самообвинению, обесцениванию собственных достижений, повышенной тревожностью, восприятием себя через набор качеств, описывающих внутренний мир и социальные роли.
2. Нарушения личностной идентичности взаимосвязаны с показателями кризисного состояния у мужчин среднего возраста. Так, трудности в процессе идентификации личности связаны с изменениями в настроении, поведении, эмоциональном реагировании, функционировании познавательной сферы у мужчин в период кризиса середины жизни.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходными методологическими подходами, использованием комплекса научно обоснованных теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; проведением исследования в обоснованных условиях и на репрезентативной выборке; количественным и качественным анализом и контролем эмпирических данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
По результатам данного исследования был подготовлен и внедрен алгоритм работы консультанта отделения экстренной психологической помощи «Телефона доверия» Краевого кризисного центра для мужчин.
По результатам исследования была подготовлена к публикации статья в электронный журнал «Вестник психологии и педагогики АлтГУ»
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего в себя 105 источников, в том числе, 11 источников на иностранном языке. Текст работы содержит 12 рисунков и 3 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации) были выделены теоретико-методологические основания изучения личностной идентичности мужчин в период кризиса среднего возраста; разработана и апробирована программа эмпирического исследования взаимосвязи личностной идентичности и кризисного состояния у мужчин среднего возраста; проанализированы статусы и типы идентичности мужчин среднего возраста, в том числе в контексте взаимосвязи с показателями профиля кризисного состояния; разработан алгоритм проведения телефонного консультирования мужчин, переживающих кризис среднего возраста.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. В современном мире в условиях глобализации возникает дополнительное психологическое воздействие на людей, а, в частности, на мужчин среднего возраста. Также довольно сильно возрос технологический уровень, что дало новые возможности для человека в части реализации его личностного потенциала. Если мы возьмем мужчин, чей средний возраст пришелся на конец двадцатого века, то мы увидим, что данная проблема стояла менее остро в силу того, что в России происходила смена социального, экономического и политического строя.
2. Было выявлено, что у современных мужчин среднего возраста специфические особенности личностной идентичности, при которых отмечается выраженный кризис идентичности. У некоторых мужчин выявлено стремление к его преодолению (через разные компоненты «Я-концепции»).
3. В ходе проведенного исследования нам удалось доказать, что существует прочная взаимосвязь между статусами личностной идентичности и кризисным состоянием у мужчин среднего возраста.
4. На основе полученных в эмпирическом исследовании данных, был подготовлен и внедрен в работу отделения «Телефон доверия» Краевого кризисного центра для мужчины алгоритм проведения телефонного консультирования мужчин, переживающих кризис среднего возраста.
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута. Можно считать данную работу очередным шагом на пути изучения проблемы личностной идентичности, в целом, и у мужчин в период кризиса середины жизни, в частности. Полученные результаты могут послужить основанием для разработки программ психологического консультирования, психологического сопровождения для мужчин среднего возраста, переживающих проблемы личностной идентичности с целью оказания помощи и снижения риска воспроизводства различных форм девиантного поведения.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1999. 200 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 302 с.
4. Агапов В.С. Возрастная репрезентация Я-концепции личности. [Электронный ресурс] // URL: http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/iconcept.htm(дата обращения: 25.04.2020).
5. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика. // Психологический журнал, 1985. т.6. № 6. с. 107-115.
6. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
7. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 131-143.
8. Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры Я. // Вестник МГУ, сер.14, Психология, 1998, - № 1, С. 8-18.
9. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: диее. канд. психол. наук. М., ИП РАН, 1994. 210 с.
10. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие.
СПб.: Питер, 2010. 431 с.
11. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая
перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996. 168 с.
12. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. 256 с.
13. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией. // Вестник Московского университета, Серия 14, Психология,
2011. № 1, С. 54-65.
14. Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Бородич Ю.В., Терехина О.В., Ульянич А.Л. Особенности личностной и этнической идентичности студентов в аспекте кросскультурного сравнения. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. т.21. № 4. С. 962-973.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. 301 с.
16. Браун О.А., Аркузин М.Г. Динамика системы идентичности личности студентов-психологов. // Комплексные исследования человека: психология: материалы VII сибирского психологического форума. Томск: Томский Гос. университет, 2017. ч. 1. С. 30-33.
17. Браун О.А., Аркузин М.Г., Аршинова Е.В., Билан М.А. Деформация свойств системы идентичности в процессе профессионального выгорания специалистов деонтологического профиля. // Вестник Кемеровского государственного университета, 2019. т.21. № 3. С. 685-694.
18. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),
2012. 330 с.
19. Воронина О.А. Введение в гендерные исследования. / О.А. Воронина. // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М.: МЦГИ, 2011. С. 29-34.
20. Воронцов Д.В. Что такое гендер. // Практикум по гендерной психологии. / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2013. 280 с.
21. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 114-123.
22. Гаулд P. Ступени жизни. / P. Гаулд, Д. Левинсон. // Наука и жизнь. 2010. № 2. С. 135-136. 

ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 256-269.
24. Головей Л.А. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека. // Акмеология. 2009. № 4 (32). С. 31-39.
25. Гуревич П. Вывихи самосознания. // Архетип. 1996. № 1. С. 55-57
26. Джеймс У. Личность [Электронный ресурс] //
URL: www.psychology-online.net/articles/doc-1018.html(дата обращения: 01.03.2020).
27. Джейс Ф.Л. Самоисполняющиеся пророчества: гендер с
социально-психологической точки зрения. // Сексология. СПб.: Питер, 2011. С. 144-161.
28. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1993. 54 с.
29. Ермолаева А.В. Экстренное психологическое консультирование на телефоне доверия: практические методы и техники работы с кризисными абонентами: методическое пособие для консультантов телефонов доверия . М.: Экон-информ, 2011. 71 с.
30. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии. / М.В. Ермолаева - М.: Ось-89, 2013. 410 с.
31. Ерохина Л.Д. Гендерология и феменология. Учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 298 с.
32. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое
консультирование. М.: Эксмо, 2010. С. 88-93.
33. Заковоротная М.В. Идентичность человека: автореф. дисс. д-ра философ, наук. Ростов-н/Дону, 1999. 34 с.
34. Иванов М.С. Угрозы идентичности в системе отношения к личной безопасности. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. т.21. № 4. С. 974-981.
35. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. Смоленск, 1996, т. 1.
36. Ипполитова Е.А. Особенности представлении о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореферат на соискание учебной степени кандидата психологических наук. Барнаул: Гос. пед. ун-т. 2005. 23 с.
37. Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку,
переживающему кризис: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. ун-та, 2014. 113 с.
38. Ипполитова Е.А. Психология личности: учебное пособие.
Барнаул: Изд-во Алт. Гос. ун-та, 2016. 100 с.
39. Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.
40. Квинн В. Прикладная психология. / В. Квинн. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
41. Келли Г. Основы современной сексологии. СПб.: Питер, 2000. 207 с.
42. Ким Л. Гендерные стереотипы. // Введение в теорию и практику гендерных отношений. Ташкент, 2007. 198 с.
43. Киржацкая К.В. Психологическая сущность нормативных кризисов развития личности во взрослом возрасте. // Актуальные психолого-педагогические исследования: сб. материалов научных исследований. Магнитогорск, 2017. С. 44-47.
44. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие.
СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 502 с.
45. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 2008. 310 с.
46. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. 295 с.
47. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности. // Социальная идентификация личности. М., 1993. С. 107-124
48. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 225 с.
49. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности. // Психологический журнал, т.8, № 4, 1987. С. 126- 137.
50. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. / Р. Кочюнас; пер. с лит. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
51. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. // Психология личности и образ жизни. / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. С. 148-157.
52. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики, и психотерапии в психологии жизненного пути . М.: Смысл, 2003. 306 с.
53. Кули Ч. Социальная самость. // Американская социологическая мысль. / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 320-321.
54. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. // Психологический журнал, № 4, 1996. С. 32-42.
55. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994. 322 с.
56. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: теория и
практика: учебное пособие для студентов вузов М.: Аспект-Пресс, 1998. 255 с.
57. Личность, общение, групповые процессы: современные
направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. // Сборник обзоров Институт научной информации по общественным наукам. М., 1991. 162 с.
58. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 307 с.
59. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. 416 с.
60. Мани Д. Ориентация. // Сексология. СПб.: Питер, 2001. 433 с.
61. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Аспект-Пресс, 2013. 351 с.
62. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2005. 182 с.
63. Моргун В.Ф. Проблеме периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 84 с.
64. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл,
1999. 494 с.
65. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов.
М.: Издательство Юрайт, 2021. 460 с.
66. Орлов Д. Закат идентичности и игры в другого. // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации: Международные чтения по теории, истории философии культуры. Вып. 6. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1998. С. 182-197.
67. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2004. 288 с.
68. Захарова Е.И. Периодизация возрастного развития по Фрейду. [Электронный ресурс] // URL: https://www.psysovet.ru/articles/1003(дата обращения: 17.04.2020).
69. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже; пер. с фр. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
70. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.
М.: Академия, 2000. 184 с.
71. Психологическое консультирование кризисных состояний. Методические рекомендации. Пермь: ОЦПППН, 2004. 38 с.
72. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. / Под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. М.: Педагогика, 1972. 246 с.
73. Ральникова И.А. Психология жизненного пути человека: Учебное пособие/ И.А. Ральникова, О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова; М-во образования и науки РФ, Алт. Гос. ун-т. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. ун-та, 2014. 218 с.
74. Ральникова И.А. Трансформация субъективной картины жизненного пути человека на этапе переломных событий: монография. / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. ун-та, 2015. 152 с.
75. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
76. Словарь гендерных терминов. / Под ред. А.А. Денисовой. М.: Академия, 2012. 310 с.
77. Солдатова Е.Л., Шевченко А.А. Особенности нормативного кризиса у представителей социальной и производственной сфер деятельности с разным уровнем выгорания. // Наука, образование, общество. 2016. № 1. С. 290-303.
78. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.: Академия, 2011. 634 с.
79. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики. // Новые знания. 2012. № 4. С. 17-20.
80. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций. / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2011. 16 с.
81. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1986. 226 с.
82. Фаррел С. Принципы гендерного конструирования. // Хрестоматия феминистских текстов. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2010. С. 193-219.
83. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.
84. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. // Психология эмоций. Тексты. 2-е издание; под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Издательство МГУ, 1993. С. 215-223.
85. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.
М.: Республика, 1994. 446 с.
86. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: МПСИ, 2012.
427 с.
87. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения. // Иностранная психология, 1993. т. 1. № 1. С. 34-45.
88. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. 436 с.
89. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 128 с.
90. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. // Вопросы философии, № 7, 1990, С. 32-41.
91. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, 1971. № 4. С. 6-20.
92. Ядов В.А. Социальный тип личности. // Коммунист, 1988, № 10, С. 96-104.
93. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. Особенности иерархии составляющих образа Я в зависимости от принадлежности к этническому большинству либо меньшинству. // Луриевский подход в мировой психологической науке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 154-155.
94. Ярская-Смирнова Е. Истоки и методы гендерных исследований
[Электронный ресурс] // Е. Ярская-Смирнова. // URL:
www.a-z.ru/women_cd1/html/jarskaya_smirnova_b.htm(дата обращения: 23.03.2020).
95. Aktu Y. Individuals' life structures in the early adulthood period based on Levinson's theory. // Educational Sciences: Theory and Practice, 2017. vol. 17, No. 4. P. 1383-1403.
96. Birren I.E. Tbe Psychology o£ ageing. New Jersey, 1964. P. 120.
97. Bromley D.B. The psychology of human ageing. L., 1966. P. 310.
98. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig, 1933. P. 239.
99. Erikson E.H. Identity youth and crisis. H.T, 1968. P. 140.
100. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. New York: Prentice-Hall, 1963. P. 147.
101. Laqueur T. Making sex: Body and gender from the Greeks to Freud. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. P. 392.
102. Mead G. The I and the Me. // Mead G. Mind, Self and Society. Chicago, 1934. P. 152-164.
103. Moos R.H., Tsu V.D. The crisis of physical illness: an overview. In: Coping with physical illness. N.Y., 1977. P. 7.
104. Simmel G. Group Expansion and the Development of Individuality. // Classical Sociological Theory. Blackwell Publishing, 2006. P. 251-293.
105. Yung K. Problemy dushi nashego vremeni. New York, 1993. P. 467.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ