Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межличностная интолерантность и отношение к сопернику в спорте

Работа №89055

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения межличностной интолерантности и отношения к сопернику в спорте 10
1.1. Психология соревновательной деятельности и отношения к сопернику
в спорте 10
1.2. Специфика отношение к сопернику в спорте 18
1.3. Межличностная интолерантность и отношение к сопернику в спорте 28
Глава 2. Эмпирическое исследование 35
2.1. Организация исследования межличностная интолерантность и
отношение к сопернику в спорте 35
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования межличностной
интолерантности и отношения к сопернику в спорте 45
2.3. Практическое применение 61
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложение 1 72
Приложение 2 94
Приложение 3 102

В настоящее время психология развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область практической деятельности, в наше время необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов того, что обычно называют человеческим фактором. Особо необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, дефицит времени, космический полет, морская глубина, аварийно-спасательные условия). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия спортивного соревнования. Психология спортивного соревнования имеет свои характерные черты и особенности также имеет большое значение в соревновательной деятельности, поскольку охватывает многие стороны, касающиеся психологической подготовки спортсмена. Она включает в себя проведение различных методик и тестов, направленных на выявление, корректировку и повышение различных психологических качеств спортсмена, что позволяет ему в дальнейшем добиваться высоких результатов.
Спорту присущи соревнования и состязания, они включены в его природу, без них спорт не может существовать. Соревнования свойственны многим видам человеческой деятельности. Спортивная деятельность без соревнований теряет свой смысл. Соревнование является основным элементом спортивной деятельности. Высказывание В.А.Демина показывает, что в процессе развития человеческой культуры первичными были различные виды состязаний и игр, а только потом стали появляться методы и формы подготовки к ним. Из этого следует, что спортивные соревнования выступают причиной, создавшей тренировку.
В последние 20 - 25 лет количество исследовательских работ, посвященных проблемам, возникающим в связи с непосредственным участием спортсменов в соревнованиях, неуклонно возрастает. Выявляются особенности деятельности в условиях соперничества, закономерности влияния условий соревнований на качество деятельности соперников, тенденции динамики спортивных достижений и факторы, обусловливающие эти тенденции, подходы к оптимизации предстартового состояния, способы управления соревновательной практикой спортсменов, способствующие повышению вероятности демонстрации высших достижений в наиболее значимых соревнованиях.
Стрессогенный характер современного спорта определяют бурный рост спортивных результатов. Из этого следует, что условия острой соревновательной борьбы равных по силам соперников, на современном этапе развития спорта физическая и техническая подготовленность сильнейших спортсменов находятся примерно на одном уровне, поэтому исход соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.
Спортивная психология характеризуется углубленным изучением теории и основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений спортсменов. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. Важно подчеркнуть, что в настоящее время психология спорта становится все более практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.
Спортивные соревнования, отмечает В.И. Столяров, отличаются от соревновательных ситуаций реальной жизни (таких, как военные сражения, уличные драки, конкурентная борьба между корпорациями) тем, что они искусственно созданы, условны, более гуманные и позволяют:
1. обезопасить участников соперничества от трагических последствий, не унижать достоинство личности, не наносить вреда их здоровью;
2. поставить соперников в равные условия;
3. создать условия для унифицированного сравнения, для объективной оценки сопоставляемых качеств и способностей;
4. реализовать другие гуманистические ценности, связанные с культурой общения, нравственными и эстетическими ценностями и т.д.
Специфика спорта подразумевает важность конкуренции и победы в соревнованиях и психологическая подготовка спортсмена, наряду с физической, технической и тактической является решающей на пути достижения этой цели. Увеличение конкуренции в спортивных состязаниях способствует усилению психического напряжения спортсмена, что обнаруживает необходимость подготовки психики спортсмена к соревнованиям.
Один из первых отечественных специалистов в теории спорта А.Д. Бутовский подчеркивал ключевую роль конкуренции в спорте: «Всякая работа, поставленная в условия состязания, развивает очень ценные для жизни душевные качества: настойчивость, упорство в достижении цели, мужество, находчивость, уверенность в своих силах и умение им пользоваться».
Психологические качества представляют собой более подвижные элементы психики спортсмена, чем черты характера или свойства темперамента спортсмена (Забродин Ю.М.).
К психологическим качествам личности спортсмена относятся эмоциональные, интеллектуальные, волевые, а также мнемические и сенсорные качества.
Исходя из вышеуказанного, встает вопрос, какие именно психологические качества подлежат развитию для успешного участия в соревнованиях и эффективного достижения состояния психологической готовности.
В современной психологической литературе тема «отношение к сопернику в спорте» мало изучена и имеет небольшое количество работ на данную тему, особенно в России. В нашей стране данную тему затрагивали такие известные психологи как - А.Ц. Пуни, который стал основоположником спортивной психологии в СССР, впервые в стране ввел учебный курс психологии физического воспитания и спорта., Л.Д. Гиссен - один из первых советских спортивных психологов. Заведовал лабораторией спортивной психогигиены Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Первым в СССР внедрил систему аутотренинга., В.К. Сафонов автор таких трудов как: «Психология спортсмена. Слагаемые успеха», «Психология спорта как направление психологической науки», «психология спорта - современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности» и др., Е.П. Ильин автор работ «Психология спорта», «Психология физического воспитания» и др. Кроме того зарубежные исследователи - первые упоминания появились в статьях психолога и основателя Олимпийских игр Пьера де Кубертена в самом начале XX столетия, Р. Шульте именно при его участие была открыта психотехническая лаборатория, которая стала изучать влияние спорта на когнитивные способности, именно в этой лаборатории были созданы таблицы Шульте, Н. Триплетт, который ввёл понятие социальная фасилитация, а так же эксперимент Н. Триплетта имеет большую роль в психологии, К. Гриффит, которого американцы называют «отцом-основателем» спортивной психологии, провел исследования с участием студентов, занимающихся спортом - футболом и баскетболом. В дальнейшем он написал ряд работ, одна из которых - «Психология спортсменов» (1922) - стала безусловной классикой спортивной психологии. В 1925 году Гриффит открыл лабораторию спортивной психологии в Иллинойском университете. В те же 20-е годы он опубликовал два ставших классическими труда: «Психология тренерской деятельности» (1926) и «Психология спорта» (1928) и др.
Проблема исследования - несмотря на то, что существует достаточно исследований в области спортивной психологии авторы не рассматривают в достаточной мере личностные особенности людей, вступающие в спортивное соперничество, также мало изучен вопрос выбора стратегии отношения к сопернику в спорте. Выбор верной стратегии в современном спорте помогает достичь больших результатов. Стратегия отношения к сопернику в спорте имеет большое значение.
Объект исследования - психологические особенности отношения к сопернику в спорте
Предмет исследования - межличностная толерантность / интолерантность отношение к сопернику в командных видах спорта
Цель: выявление особенностей отношения к сопернику при разном уровне межличностной толерантности на примере хоккейных команд.
Задачи работы:
1. Теоретический анализ источников по проблеме психология
2. Организация исследования уровня интолерантности и специфических
особенностей отношения к сопернику
3. Анализ и систематизация уровня интолерантности и специфических особенностей отношения к сопернику в командных видах спорта на примере хоккейных команд
Гипотеза:
1. Стратегия отношения к сопернику в спорте будет взаимосвязана с
уровнем межличностной толерантности/интолерантности.
2. Стратегия отношения к сопернику будут определяться с
доминирующей мотивацией занятием спорте.
3. Личностные особенности проявления косвенной и прямой агрессии как аспект межличностной интолерантности, будут определять стратегию
отношения к сопернику в спорте.
Методы исследования
1. Теоретический анализ источников.
2. Эмпирические: анкетный опрос, Опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А. Цукерманом, Новый опросник толерантности к неопределенности (НТН) Т.В. Корнилова, Методика «мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас (Е. П. Ильин, 2000), Опросник «Отношение к сопернику в спорте» (Грушко А.И. и Коробейниковой Е.Ю.).
3. Методы математическо-статистической обработки данных: корреляционная обработка, сравнение средних показателей,
регрессионный анализ, т-критерий Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и философов, посвященные изучению темы отношение к сопернику А.Ц. Пуни, Л.Д. Гиссен, В.К. Сафонов,
Е.П. Ильин, Карл Дим, Р.В. Шульте, Н. Трипплет, А. Йохансон, Дж. Холмс.
Экспериментальная база - исследование проводилось на базе ХК Динамо-Алтай. Выборку составили 19 человек - профессиональные спортсмены, регулярно занимающиеся спортом, имеющие спортивные разряды. Возраст спортсменов составил 15-17 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, трёх приложений, рисунка, графика и 25 таблицы. Список используемой литературы насчитывает 63 наименования, 9 из которых иностранные. Объем работы составляет 113 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, можно сказать, что успешное выступление на соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.
Определено, что значимым социально-психологическим феноменом является эффект соперничества. Пребывание личности в контакте с другими людьми может улучшать ее работу.
Так же даны понятия интолерантность и межличностная интолерантность, где интолерантность подразумевает под собой проявление нетерпимости во взаимоотношениях и поведении человека при взаимодействии с другими индивидами на основании самых разнообразных признаков, а межличностная интолерантность означает стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях, дискомфорт в случае неопределенности отношений с другими. В целом это соответствует критериям неустойчивости, монологичности, статичности в отношениях с другими.
Перед началом исследования было выдвинуто несколько гипотез, таких как:
1. Стратегия отношения к сопернику в спорте будет взаимосвязана с уровнем межличностная толерантности/интолерантности.
2. Стратегия отношения к сопернику будут определяться с
доминирующей мотивацией занятием спорте.
3. Личностные особенности проявления косвенной и прямой агрессии как аспект межличностной интолерантности, будут определять стратегию отношения к сопернику в спорте.
После проведения исследования можно сказать, что гипотезы были подтверждены.
А именно, после проведения корреляционного анализа мотивационного профиля спортсмена и стратегий отношения к сопернику в спорте можно сделать вывод о том, что стратегии отношения к сопернику связаны с доминирующей мотивацией занятием спорта. Это может свидетельствовать о зависимости между выраженной мотивацией спортсмена заниматься спортом и стратегией отношения к сопернику, которую выберет спортсмен.
Проведя корреляционный анализ стратегий отношения к сопернику в спорте и толерантности можно сказать, что особенности проявления косвенной и прямой агрессии, как аспект межличностной интолерантности, определяют выбор стратегии отношения к сопернику в спорте. Это говорит о том, что уровень косвенной и прямой агрессии влияет на выбор стратегии отношения к сопернику в спорте.
Итак, можно сказать о том, что стратегии отношения к сопернику в спорте, а именно «Косвенная агрессия» и «Подозрительность» взаимосвязаны с уровнем межличностной интолерантности к неопределенности. Это говорит нам о том, что у спортсменов с высоким уровнем межличностной интолерантности к неопределенности больше вероятность выбора стратегии отношения к сопернику в спорте «Косвенная агрессия» и «Подозрительность». Спортсмены будут видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против них, так же будет проявляться косвенная агрессия в виде злословия и несогласия, в виде обвинения или угрозы, либо в виде демонстративного крика.



1. Авакьян, С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя
миграция/С.А. Авакьян. СПб.: Юринформцентр, 2003.
2. Андреева Г.М. «Социальная психология» Учебник 2003 г. 185 стр.
3. Асташова В.А., Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч. метод. ст.М., 2003, с 75 Бесков К.И. Игровой метод в действии. В кн.: Футбол. Ежегодник. М., 1991
4. Бойко, В.В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях /В.В. Бойко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - СПб.: Питер, 2004, 13-21
5. Бутовский А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах, Собр. соч.: в 4 т. К.: Олимп. лит., 2009. Т. 1. 277-334 с.
6. Власова Н.В. Психология общения СПб.: ИГУП, 2001. 313 с.
7. Гагаева Г.М. Психология футбола М.: Фи С, 1969.
8. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. М.: Академия, 2008. 321 с.
9. Голомазов С., Левин В., Маневич Г. "Субъективная вероятность" как направление исследований в области психологии футбола //Теория и практика футбола. 2001
10. Голомазов С., Чирва Б. Футбол. Быстрота и точность действий с мячом: Методические разработки для слушателей ВШТ. Выпуск 6. М., РГАФК, 1998. 51 с.
11. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2009. 289 с.
12. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта: учебник для
бакалавриата и магистратуры / Г. Д. Горбунов. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 269 с
13. Гриндлер К., Пильке X., Хеммо X. Техническая и тактическая подготовка футболистов. М.: ФиС, 1987. 256 с.
14. Даррин Доннели Think Like a Warrior: The Five Inner Beliefs That Make You Unstoppable, 2001. 315с.
15. Джамиль Салех Махди. Точность двигательных действий, выполняемых с максимальной быстротой, у футболистов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1984. 23 с.
16. Джим Афремов The Champion's Mind: How Great Athletes Think, Train, and Thrive. 2014. 234с.
17. Донской Д.Д. Законы движений в спорте., М.: ФиС, 1968. 176 с.
18. Елканов, С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя / С.Б. Елка- нов. М.: Просвящение, 1986. 143 с.
19. Жмыриков, А.Н. Диагностика социально психологической адаптиро- ванности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис. канд. психол. наук/ А.Н. Жмыриков. - Л., 1998. - 15 с.
20. Журавлев, Г.Е. О возможном подходе к системной классификации действий человека оператора / Г.Е. Журавлев // Психологический журнал. 1982. Т. 3. -№ 2. С. 100-110.
21. Журин, Н.В. Удовлетворенность учителей физической культуры своей профессиональной деятельностью: Дис. канд. психол. наук / Н.В. Журин. -Л., 1991-161 с.
22. Забродин Ю.М. Мотивационно-смысловой фактор в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии. -1989 - №6. С 27-29.
23.Замфир, К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога / К. Замфир. -М.: Политиздат, 1989 -142 с.
24.Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. М.: Мин. прос. РСФСР, 1959а.-224 с.
25.Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: АПН РСФСР, 19596. 430 с.
26.Захаров, В.П. Удовлетворенность трудом / В.П. Захаров // Личность и деятельность. Л.: ЛГУ, 1982. - С. 47-52.
27.Зациорский В.М., Казаков П.Н., Смирнов Ю.И. Факторы, влияющие на точность ударов футболистов //Теория и практика физической культуры. 2015.
28.Звенигородская, Н.О. Влияние личностных факторов на экспертную оценку успешности деятельности / Н.О. Звенигородская, Л.Н. Кулешова // Личность и деятельность / ЛГУ. Л., 1982. - С. 91-96.
29.Здравомыслов, А.Г. Человек и его работа / А.Г. Здравомыслов, В.П. Рожин, В.А. Ядов. М.: Мысль, 1967. 392 с.
30.Зинченко, В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности / В.П. Зинченко, В.М. Гордон // Системные исследования. М.: Наука, 1976., 216 с.
31.Зинченко, В.П. Роль моторных компонентов в процессах восприятия / В.П. Зинченко//Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. С. 70-115.
32. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. М.: Просвещение, 1991. 180 с.
33. Иванов, С.В. Психологические особенности профессионально-
педагогического общения на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. психол. наук / С.В. Иванов. Л., 1990. - 17 с.
34. Ильии, Е.П. Психология спорта /Е.Ильин, СПб. Питер, 2008
35. Ильин, Е.П. Методологические аспекты изучения свойств нервной системы и темперамента с особенностями поведения и эффективности деятельности / Е.П. Ильин // Теория и практика физ. культуры. 1982. № 10. С. 46-47.
36. Ильин, Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведением спортсменов / Е.П. Ильин // Теория и практика физ. культуры. 1985. № 6. С. 52-54.
37. Ильин, Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению / Е.П. Ильин // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 2. С. 37-47.
38. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. 287 с.
39. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учебное пособие / Е.П. Ильин. -М.: Просвещение, 1983. 223 с.
40. Исаев А., Лукашин Ю. Футбол. М.: ФиС, 1967. 160 с.
41. Истоки толерантности, Гордон У.Олпорт, 1950.
42. Каликинский Ю.А. Игровое мышление футболиста. М.: Физкультура и спорт, 1970. 85 с.
43. Козлов М.С. Спортивные игры: футбол, ручной мяч, баскетбол, волейбол. М. Л.: Мол. гвардия, 1927. 47 с.
44. Коломинекий, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых труппах
(общие и возрастные особенности): учебное пособие /Я.Л.
Коломинский. Мн. 2000. 432 с.
45. Корнев. М. Н. Коваленко. А. Б. Социальная психология. К, 1995. 304 с.
46. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 206
47. Кукушкин Г.И., Лукьянова Р.П., Новоселова Н.И. Физическое развитие и всесторонняя физическая подготовленность футболистов. Теория и практика физической культуры, 1965
48. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебн. пособ. Текст. / В.Д. Менделевич. М., МЕДпресс. 2001. 432 с.
49. Неретин, А.В. Факторы, влияющие на формирование положительного социально-психологического климата в спортивной команде /А.В.Неретин, А.П. Комаров, Д.В.Таможников/’ Современные проблемы науки и образования. 2014, № 5.
50. Паничев Г., Калинин А. Футбол: Программа пособие по подготовке инструкторов по видам спорта. М.: ФиС, 1957. 112 с.
51. Парыгин Б. Д.Социальная психология. Проблемы методологии,
историии теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.
52. Потапова Н.А. Основы психологии. Социальная психологияНИТУ
МИСиС2001. 73 с.
53. Практикум по спортивной психологии под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2012. 288 с
54. Психологические особенности игровой деятельности хоккеистов. URL: http://www.sergei4.ru/publ/sport_8/psikhologicheskie_osobennosti_igrovoj_dejatelnosti _futbolistov/19-1-0-450 Дата обращения 10.09.2022
55. Психология игры в хоккей URL: http://footballtrainer.ru/phyhologyc/90-psixologiya-igry.html Дата обращения (15.05.2022)
56. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1979. 143 с.
57. Рудик, П. А. Психология: учебник для институтов физической культуры / П. А. Рудик. — М.: Физкультура и спорт, 1964. 464с.
58. Савин С.А. Тренировка футболиста. М.: ФиС, 1957. 112 с.
59. Семин, Д. К. Формирование состояния готовности к игре Педагогический институт физической культуры Московского государственного педагогического университета, 2007. 28 с.
60. Судат, М. И. Прогнозирование игровой деятельности футболистов высокой квалификации Омск, 1993. 78 с.
61. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины Анна Фрейд 1999. - 56 с.
62.Что изучает общественная психология» «Знания» Москва 1971. 35 с.
63.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ