Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕИ КАК ЦЕНТРЫ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ СИБИРИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Работа №89047

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическая основа истории музейного дела Сибири 9
1.1. Особенности становления музейного дела в Сибири 9
1.2. Научно-исследовательская деятельность и просветительская
деятельность музеев 12
1.3. Краеведческая деятельность архивных учреждений 20
1.4. Краеведческая деятельность общественных организаций 28
Глава 2. Историко-краеведческие музеи в социокультурном пространстве Сибири (1920-х.-2000-х. гг) 32
2.1. Развитие музейной сети Сибири в контексте обновления общественно-политической жизни страны (1920-х.гг-1941г) 33
2.2. Региональные музеи Сибири в годы Великой Отечественной войны
(1941г.-1945г.) 41
2.3. Изменения в работе краеведческих музеев в послевоенное время 45
2.4. Историко-краеведческие музеи Сибири в условиях «оттепели» 51
2.5. Историко-краеведческие музеи Сибири в условиях «перестройки» 55
2.6. Развитие музейного дела в Сибири в постсоветский период 60
Заключение 56
Список использованной литературы 71

Актуальность темы. Данная тема является актуальной и неоднократно поднимается в научных трудах. Она составляет немаловажную часть истории развития сибирского региона, и государства в целом. В этом заключается необходимость исследования данной темы.
Музей, как социокультурный институт, хранит культурное наследие, транслирует исторический опыт. Для более углубленного понимания сущности и характера музейной деятельности, достижений, а также и нерешённых музейных проблем требуется рассмотрение, конкретизация научных трудов музееведов.
Благодаря использованию исторических знаний о музеях, складыванию научно-организационных форм изучения музейного строительства, интерпретации музейной истории можно объяснить многие события прошлого, пополнить и обобщить опыт музееведческих исследований.
Однако актуальность исследования связана не только с необходимостью всестороннего и углубленного изучения истории развития музейного дела в Сибири, а также с необходимостью привлечения внимания к данной теме. Ведь несмотря на то, что в настоящее время растет число музеев, внедрены информационные технологии, интерес у общества к изучению истории родного края снижается. Даже отношение властей к проблемам сохранения памятников истории, иногда безразлично.
Следовательно, данная тема требует не только подробного изучения, но и привлечения внимания общественности и органов государственной власти.
Цель исследования: определение основных этапов развития сибирских музеев в рассматриваемый период, детальное рассмотрение каждого из них.
Исходя из цели определили задачи данного исследования:
- выявить особенности становления музейного дела в Сибири в период- формирования СССР.
- рассмотреть направления и эффективность научно-исследовательской деятельности музеев.
- проанализировать деятельность архивных учреждений и дать оценку их эффективности.
- оценить роль общественных организаций в формировании культурно-образовательного пространства Сибири.
-рассмотреть, как развивалась и изменялась работа краеведческих музеев в разные периоды рассматриваемого в дипломной работе время.
Объект исследования - материалы музейного значения, музейные предметы, музейное дело как отрасль.
Предметом исследования - круг проблем, относящихся к изучению музейных предметов и музейному делу, а также закономерности относящиеся к процессам сохранения, использования и передачи социальной информации посредством музейных предметов.
Хронологические рамки исследования - с 1920 по 2000 гг. Их выбор обусловлен необходимостью изучения процессов формирования, развития, адаптации музейного мира Сибири на протяжении значительного исторического периода.
Территориальные рамки работы охватывают Сибирь как экономический, географический, историко-культурный регион Азиатской России в соответствующих изучаемому периоду административно-территориальных границах
Степень разработанности проблемы исследования.
Данная тема неоднократно поднимается в трудах исследователей. Отдельные теоретические и методологические проблемы краеведения освещаются в книгах, статьях, авторефератах диссертаций Г.П. Пирожкова, Т.О. Размустовой, А.М. Пашкова, Н.А. Седельниковой и др. Рост интереса к пониманию исторического опыта краеведческого движения в 1990-е годы был характерен и для ученых Сибири, в том числе Алтайского края.
В статьях кемеровских исследователей К.А. Кабанова и Л.Ю. Китовой на материале 1920-1930-х годов показаны общие тенденции развития краеведения и музейного дела в Сибири, которые определили состояние историко-краеведческих исследований вплоть до 1950-х годов.
Проблемное поле новой локальной истории формируется на качественно новом этапе развития исторической науки на рубеже XX-XXI вв. Оно представлено теоретико-методологическими работами отечественных ученых и зарубежных авторов.
Влияние изменения государственного подхода и нормативной базы деятельности музейных учреждений на принципы и функции местных исторических работ во второй половине ХХ века выявлено в учебниках, отдельных статьях и диссертациях. Всесторонний анализ развития музейной сети Сибири в этот период был проведен О. Н. Трувцевой, где значительное влияние было уделено политике государственных органов как фактору, который оказал значительное влияние на основные направления и содержание работы местных исторических музеев .
Организационно-правовые основы и содержание туристско-
краеведческой работы и деятельности школьных музеев страны в советское время охарактеризованы в статьях В.Е.Туманова. Данное исследование строится на основе обобщения и анализа имеющихся обзоров по этой проблеме, историографических источников
Источниковая база.
Подход государственной партии к культурной политике и правовые основы развития исторических местных традиций в стране и регионе отражают законодательные и нормативные акты. Эта группа источников включает местные и партийные правила: постановления, решения, постановления, инструкции и другие административные материалы. Это Закон РСФСР "Об охране и использовании исторических и культурных памятников" от 15. декабрь 1978 г.; указ Совета Министров РСФСР от 11. февраль 1983 года. "о мерах по дальнейшему улучшению работы музея в РСФСР"; Устав объединенного общества по распространению политических и научных знаний и т. д.
Широкий спектр источников представлен офисной документацией, которая включает офисные правила, отчеты, информационные документы, бухгалтерские документы, деловую переписку и материалы протокола. К ним относятся: положения регионального, регионального, Республиканского музея местных знаний (принятые комитетом культурных и образовательных учреждений при Совете Министров РСФСР в 1948 г.); Всероссийское совещание по работе культурного и образовательного (Москва, 11. до 14. июнь 1947 г.): Сборник резолюций и т. д.
Бухгалтерские документы, информация и бухгалтерский учет, деловая переписка о работе архивов, музеев, библиотек, школ содержит подробную информацию о подготовке коллекций архивных документов и научных статей, учебников, литературы по регионам, лекций, радио и телевидения, выставок, музейных выставок и т.д. Эти документы вместе с протокольной документацией-материалами собраний, учредительных и отчетно-выборных конференций общественных организаций, стенограммами и протоколами заседаний их правлений и актива дают возможность реконструировать направления и содержание историко-краеведческих изысканий, выявить существовавшие проблемы и определить результаты этой деятельности на отдельных этапах рассматриваемого периода.
Обширная группа источников включает периодические публикации: заметки и статьи местных деятелей по краеведению и проблемам исторического краеведения в газетах "Алтайская юстиция", "Алтайская молодежь" и др.
Особую группу источников составляют материалы личного происхождения. Например, переписка заведующего отделом дореволюционного прошлого Алтайского краевого музея Н.И. Савельева с учеными из столичной Сибири и местными учеными.
Методы и методология:
Методологической основой научного исследования являются принцип историзма, который позволяет видеть исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи. Принцип историзма предполагает изучение музейной сети Сибири в указанный период времени, с учетом влияющих на развитие этой сети событий.
В работе используются историко-системный, проблемно-методологический, статистический метод, а также метод периодизации.
Историко-системный метод обеспечивает целостный охват музейного дела как области общественной жизни.
При использовании проблемно-хронологического метода процессы, протекающие в музейном деле в своей динамике изменений, выстраиваются в последовательные этапы.
С важнейшими при изучении музеев, количественными показателями, в работе помогает статистический метод, который наглядно показывает поэтапное развитие музеев, показатели посещаемости, фонды коллекций и др. Последовательность краеведческого развития региона, отдельных организаций. С помощью историко-культурного метода можно объяснить, как складывалась та или иная музейная концепция. Метод системного и структурного анализа позволяет выявлять принципы организации музейных экспозиций и выставок. Историко-генетический метод использован для выявления причин возникновения проблемных ситуаций в музейной деятельности.
Научная новизна состоит в том, что в процессе работы делаются попытки корректировки некоторых общепринятых в научной литературе положений, а также попытки систематизации ранее не обобщенных фактов.
Апробация работы осуществлялась в форме выступления на VI региональной конференции «Мой выбор-Наука» в рамках дней молодежной науки в Алтайском Государственном Университете (Барнаул, 2019 г.).
Практическая значимость заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы для создания специальных курсов и пособий по истории Сибири, а также при разработке рекомендаций органам власти.
Структура дипломной работы представлена введение двумя главами, десятью параграфами, заключением и списком использованных источников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рассматриваемый период музейная сеть Сибири претерпевает существенные изменения как в работе, так и во взаимодействии с обществом и государством. В работе рассматриваются теоретические данные и соотносятся с практическими, в которых предоставлена более точная информация о музеях, архивах и общественных организациях в Сибири. Рассмотрено как изменялось краеведческое движение под влиянием государственного управления, политических, экономических и общественных изменений. Были выявлены особенности развития музейного дела в сибирском регионе. Показано, как несмотря на экономические трудности и свойственное отставание рассматриваемого региона от государства в целом, были преодолены трудности финансирования, структурирования и формирования музейной сети.
Автором отмечена существенная роль архивных учреждений и архивных данных в краеведческой деятельности. Так же, выделяются отдельные личности и краеведческие сообщества, оказавшие ценную помощь в финансировании и руководстве музеев.
Начальный этап 1920-х годов был ознаменован популяризации краеведческого движения, так называемого его зарождения. Именно поэтому 1920-е гг. были взяты за начало рассматриваемого периода. Еще одним условием стало формирование нового государства СССР. Рассматривается как изменяется деятельность и взаимодействие музеев.
Изучение музейного дела Сибири в годы ВОВ существенно могут повлиять на стратегическом направлении деятельности современных музеев. В годы войны многие музеи были уничтожены, архивы перевозили с оккупированных территорий, спало финансирование. На опыте этого периода, возможно избежание некоторых трудностей в военное время.
Период процессов перестройки краеведческих музеев важен, тем, что этот тип учреждений для западно-сибирского региона является основным и от перестройки их работы зависит интеграция в мировое музейное сообщество и уровень развития современного музейно-туристического бизнеса. Благодаря использованию исторических знаний о музеях, складыванию научно-организационных форм изучения музейного строительства, интерпретации музейной истории можно объяснить многие события прошлого, пополнить и обобщить опыт музееведческих исследований. Важно не только подробное изучение темы, а также практическое применение этих знаний с необходимостью привлечения внимания государства и общественности



1. Белоусова Н.А., Кимеева Т.И. Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул: Изд-во АГУ, 2007. С. 20.
2. Беневаленская Е. Н. Демин М. А. Историческое краеведение в культурно-образовательном пространстве Алтайского края - Барнаул: АлтГПУ, 2020. - С.22.
3. Вибе П.П. Краеведческий музей как ресурсная база формирования историко-культурного пространства региона // Седьмые Всероссийские краеведческие чтения (Москва-Омск, 13-17 мая 2013г.). М., 2013. С. 565.
4. Галкина П. Основы советского музееведения. М.: Гос. изд-во культ.- просвет. лит.1955. С.57.
5. Давыдова Л.А. Горно-Алтайский областной краеведческий музей //Записки Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы. Горно-Алтайск, 1962.-Вып.5.-С.93.
6. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А., Бутенко М.А., Глухов В.С.
Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2015. № 399. С. 34-41
7. Дмитриенко Н.М., Лозовая Л.А., Бутенко М.А., Глухов В.С.
Музееведение как комплекс знаний о музейном деле: к историографии проблемы // Вестник Томского государственного университета. Томск, 2015. № 399. С. 36-37.
8. Еперина Г.С. Сельские общественные музеи Омской области //История культуры советского общества. Национальные и социально- культурные процессы в СССР: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Омск, 1990. -С. 130.
9. Златоустова В.И. Государственная политика в области музейного дела (1945-1985 гг.) // Музей и власть: сб. науч. тр.: в 2 ч. М., 1991. Ч. 1. С. 236-237.
10.Златоустова В.И., Каспаринская С.А., Кузина Г.А. Музейное дело в России // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 1. - С.403.
11. Кабанов К.А. Краеведческое движение в Западной Сибири: от рассвета к разгрому (1917-1930) // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Иркутск, 2000. Ч. 1. С. 149.
12. Кабанов К.А. Школьные музеи Сибири 20-30-х годов XX в. // Историческое краеведение в школе и вузе: материалы первой Всероссийской научной конференции (14-15 дек. 1994 г.). Кемерово, 1994. С. 54.
13. Кильдюшева А.А. К вопросу о вузовских музейных комплексах // Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сб. научных трудов / отв. ред.: Г.М. Патрушева, Н.А. Томилов. Омск, 2015.
14. Красильникова Е.И. Репрезентация исторического прошлого в
экспозиции Барнаульского краеведческого музея (20-30 гг. XX в.) // Седьмые Всероссийские краеведческие чтения (Москва-Омск, 13¬17мая 2013г.). М., 2013. С.603.)
15. Сотрудники музеев записывали воспоминания, собирали личные вещи, документы и фотографии партизан Алтайского края.
16. Лурье В.Г. Культурно-просветительная деятельность и идейно¬
воспитательная работа музеев на общественных началах //ХХУП съезд КПСС и вопросы развития культурной активности личности: Сб. тр. - М.,1982. -№115. -С.110.
17. Матющенко В.И. Музеи Сибири как интеллектуальные центры в конце XIX - начале XX в. // Музеи и общество на пороге XXI века: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 120-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1998.С. 144.
18. Мордкович Т.П. История создания музея Омского государственного университета // Музей и общество на пороге XXI века / отв. ред. П.П. Вибе. Омск, 1998. С. 35.
19. Назарцева Г.М. Музеи высших учебных заведений Омска // Двести восемьдесят лет Омску: история и современность: (Тезисы докладов и сообщений научной конференции). Омск: Изд-во ОмГУ, 1996. - С. 168.
20. Никишин Н. А. Естественно-научные музеи. В 2 т. // Российская музей-ная энциклопедия. - М. 2001. -Т. 1. -С. 186-188.
21. Паршикова Т.С. Результаты изучения археологических памятников Алтая (вторая половина 1940-х — конец 1970-х гг.): автореф. дис. ... канд. ист. Наук. Барнаул, 2016. С.14.
22. Патрушева Г.М. Этнографическая экспозиция Музея археологии и этнографии Омского государственного университета // Проблемы музееведения и народная культура. — Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. -С. 256.
23. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев //
Музееведение. Вопросы теории и методики. — М., 1987 — С. 281.
24. Свинин В.В. Краеведение в Восточной Сибири в ХХ веке // Иркутское краеведение 20-х: взгляд сквозь годы. Ч. 2. С. 21.
25. Седельникова Н.А. Областное краеведение как социокультурный феномен (на материалах Среднего Прииртышья. 1930-1980 гг): автореферат диссертации канд.ист.наук. Омск, 2010.
26. Скалабан И.А. Западно-Сибирский отдел Императорского Русского Г еографического Общества в последней четверти XIX - начале ХХ вв. (1877-1919). Автореф. канд. диссерт. Новосибирск, 1996. С. 21.
27. Смелякова А.В. История создания и деятельность Музея истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев / отв. ред. Н.М. Щербин. Новосибирск, 2010. С. 107.
28. Современная история Иркутской области: 1992-2012 гг.: учеб. пособие / под ред. Ю. А. Зуляра. - Иркутск, 2012. - Т. 1. — С.105.
29. Томилов Н.А., Кильдюшева А.А., Патрушева Г.М. Музею археологии и
этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского - 40 лет
// Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сб. научных трудов / отв. ред.: Г.М. Патрушева, Н.А. Томилов. Омск, 2015.С. 245-255.
30. Труевцева О.Н. Развитие музейного дела в Сибири XVIII-XX вв. // Музеология: стимул к международному сотрудничеству / Под ред. О.Н. Труевцевой, Х.К. Вирегг. Барнаул, 2010. С. 29-30.
31. Труфанова Е. В Иркутске открылся музей кладоискателей // Обл. газ. — 2012. — 26 марта.
32. Туманов В.Е. К вопросу об истории становления и о современном состоянии школьного краеведения и школьных музеев. 1918-1987 гг. // Музейное дело в СССР. Музейное строительство в СССР. Вып. 19. М., 1989. С. 189.
33. Фиалков В. А. Байкальский музей Иркутского научного центра Сибир-ского отделения РАН: история, современность, будущее / В. А. Фиалков, В.И. Галкина, Н. Е. Вотякова // Науч.-ист. и культ. - образоват. потенциал сиб. музеев : сб. науч. тр. / отв. ред. Н. М. Щербин. - Новосибирск. 2010. - С. 143.
34. Флоринский В.М. Музей сибирской археологии и этнографии, основанный
в 1882 году при Сибирском университете // Археологический музей Томского
университета. Томск, 1888. Паг. 2. С.105.
35. Флоринский В.М. Музей сибирской археологии и этнографии, основанный
в 1882 году при Сибирском университете // Археологический музей Томского
университета. Томск, 1888. Паг. 2. С. 130.
36.Чебыкина В. Н. 35 лет Музею связи // Изв. Иркут, гос. ун-та. Сер. Ис-тория. - 2012. -№ 2 (3), ч. 2.
37. Шелегина О.Н. Музейная сеть сибирского региона: процессы
формирования и адаптации // Вестник Томского государственного университета -2011. - С 104-106.
38. Шелегина О.Н. Сибирские музеи как социокультурные точки
пересечения прошлого, настоящего и будущего // Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири: Учеб. пособие. Вып. 2: Социокультурные аспекты. XVIII - начало ХХ в. М., 2002. С 106.
39. Шмидт С.О. Краеведение // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. - Том 1. - С.297.
40. Donovan, Victoria. Militarized memory: patriotic re-branding in post-Soviet Pskov// Russias Regional Identities. The Power of the Provinces / Ed.by Edith W. Clowes. - London: Routledge, 2018.- P/ 73-95.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ