ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ В 1933-1945 ГГ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И
ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН В ГЕРМАНИИ ДО 1933 ГОДА 11
1.1 Религиозная ситуация в Германии в начале XX-века
1.2 Положение католической церкви в начале XX века 14
1.3 Положение протестантских организаций в начале XX
века 20
ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В ГЕРМАНИИ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ 26
2.1 Взаимоотношения с католической церковью до 1939 года 26
2.2 Взаимоотношения с католической церковью после 1939 года 35
ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНТЕКСТЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НСДАП: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 40
3.1 Политика влияния на католическую церковь в Германии и Ватикане
40
3.2 Специфика государственной политики на оккупированных территориях с 1939 года 46
ГЛАВА IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ПРОТЕСТАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГЕРМАНИИ С 1932 ГОДА 51
4.1 Взаимодействие в рамках религиозных организаций 51
4.2 Формы и методы государственной политики в отношении протестантских религиозных организаций с 1933 по 1945 62
4.3 Протестантские организации в контексте конфессиональных представлений НСДАП: проблема взаимодействия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И
ПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИН В ГЕРМАНИИ ДО 1933 ГОДА 11
1.1 Религиозная ситуация в Германии в начале XX-века
1.2 Положение католической церкви в начале XX века 14
1.3 Положение протестантских организаций в начале XX
века 20
ГЛАВА II. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР В ГЕРМАНИИ С КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ 26
2.1 Взаимоотношения с католической церковью до 1939 года 26
2.2 Взаимоотношения с католической церковью после 1939 года 35
ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНТЕКСТЕ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НСДАП: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 40
3.1 Политика влияния на католическую церковь в Германии и Ватикане
40
3.2 Специфика государственной политики на оккупированных территориях с 1939 года 46
ГЛАВА IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ПРОТЕСТАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГЕРМАНИИ С 1932 ГОДА 51
4.1 Взаимодействие в рамках религиозных организаций 51
4.2 Формы и методы государственной политики в отношении протестантских религиозных организаций с 1933 по 1945 62
4.3 Протестантские организации в контексте конфессиональных представлений НСДАП: проблема взаимодействия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
Тематика взаимоотношения органов государственной власти и религиозных организаций крайне актуальна для Российского и ряда других обществ на текущий момент. Религиозные организации и сегодня являются важными институтами, несмотря на то, что российское общество скорее светское, по данным соцопроса Института социологии РАН, проведенного в 2009 г., около половины опрошенных (47%) в целом не религиозны, порядка пятой части респондентов колеблются при определении меры своей религиозности и лишь 3,3%, по собственным оценкам, глубоко религиозны. Эти данные говорят нам о том, что религиозные организации ещё имеют реальное воздействие на общество, которым желают обладать политические организации в целях продвижения своих интересов и удержания власти. В связи с данным фактом крайне важно рассмотреть взаимоотношения между органами государственной власти и религиозными организациями различного толка и организационной структуры: в одной из своих работ я рассматривал взаимоотношения католической церкви и органов государственной власти в Германии в 1933-1945г. В контексте усиления авторитарных тенденций в РФ сегодня вопрос о взаимоотношении государства и религиозных организаций имеет крайне важное значение. В данном контексте крайне важно осветить проблему их взаимодействия. На фоне процесса сворачивания классических демократических институтов, описанного Питером Краучем в своей книге «Постдемократия», данное исследование является актуальным. Вопрос о противостоянии официальной идеологии государства (или линии основной политической партии, органов исполнительной, судебной и законодательной власти в нетоталитарных государствах) крайне важен, так как позволяет изучить влияние как объективных социальных и экономических факторов, так и наличие и роль влияния личного отношения политического лидера и элиты на проводимую политику по отношению к альтернативным линии государства идеологическим системам.
Объектами моего исследования выступают: протестантские общины Германии и территорий, оккупированных ей в период с 1939 по 1945г, организация «Немецкие христиане», католическая церковь и её приходы, а также органы государственной власти Германии с 1933 по 1945г.
Предмет исследования: взаимоотношения органов государственной власти с протестантскими общинами и католической церковью в Германии с 1933 по 1945г.
Степень изученности: данная тема хорошо изучена, так как тема взаимоотношения религиозных организаций и тоталитарных режимов была крайне актуальна для второй половины XX в. в связи с комплексным анализом тоталитаризма как явления и отдельных аспектов, в том числе взаимоотношений с религией. Основным направлением деятельности тоталитарных режимов являлось богостроительство. Так Михаил Витальевич Шкаровский — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга в 2004 г. опубликовал статью «Богостроительство Третьего рейха», в которой рассматривал отношения между церковью и национал-социалистическим режимом с точки зрения концепции богостроительства. Согласно его исследованиям, национал- социализм как целостная мировозренческая система являлся в данном качестве альтернативой христианству, а политика НСДАП была направлена на замену норм последнего нормами национал-социализма через синкретизацию данных учений для принятия населением основ новой идеологии.
Взаимоотношения же с протестантскими общинами, а также точки, на которые давило политическое руководство Германии в рассматриваемый мной период в своей работе «протестантизм и национал-социализм» рассматривала
Бровко Людмила Николаевна . В своей работе она анализирует историю отношений между протестантской немецкой евангелической церковью и нацистским государством в 1933-1945 гг. Исторический опыт этих отношений разнообразен и противоречив. Изучение этого аспекта может оказаться полезным для церкви, государства и общества. История Немецкой Евангелической церкви во времена правления национал-социалистов показывает несовместимость националистических, шовинистических, расистских идей с универсальной сущностью христианства.
В контексте более общего анализа идеологии национал-социализма данный вопрос рассматривался иностранными исследователями, такими как Лоуренс Рис («Нацисты») и Уильям Ширер («Взлёт и падение Третьего Рейха»). Протестантские священники также не обошли стороной этот вопрос, напрямую связанный с деятельностью государства, что производило давление на протестантов. Так пастор Дмитрий Романович Лотов в своей работе «Лютеранская Церковь и Третий Рейх» рассматривал причины того, что лютеранская церковь поддавалась давлению государства и нашёл их как в состоянии общин, так и во внутренней структуре протестантизма.
В своей работе «Феномен «коричневых» священников в Третьем Рейхе: причины возникновения» Мордзилович Анна Андреевна рассматривает вопрос сотрудничества священнослужителей с национал-социалистами и причины этого, обнаруживая их в состоянии германского общества, а также внурицерковных проблемах.
Основная же масса исследователей в своих работах утверждают, что католическая церковь на всех уровнях организации сопротивлялась национал- социалистическому режиму. К таким исследователям можно отнести Бровко Л. Н. Жукова Д. А., Поташинскую Н.Н и других. Из иностранных исследователей такого мнения придерживались Лоуренс Рис, Кеннет Скотт Латуретт.
Мордзилович Анна Андреевна в своей статье также указывает на следующее: необходимо отметить, что в историографии тема сотрудничества священников с нацистами зачастую рассматривается только с точки зрения морали и не подвергается серьезному анализу. Современный немецкий историк О. Блашке, указывая на это обстоятельство, предложил дифференцировать понятие коллаборационизма по образцу четырехступенчатой модели, созданной в 1983 г. историками К. Готто, Х.Г. Хокертсом и К. Репгеном для явления сопротивления. Таким образом, он выделил четыре ступени коллаборационизма: 1. Частичное удовлетворение (согласие с некоторыми установками и мерами нацистов). 2. Кооперирование и приспособление (общая покорность обстоятельствам). 3. Приверженность консенсусу (верность рейху и его руководству вплоть до согласия с национал-социалистической политикой). 4. Активное сотрудничество (членство в партии с одновременной приверженностью христианским ценностям, симбиоз нацизма и Христианства). По мнению немецкого историка Т Форстнера, «коричневыми» священниками можно считать только тех, чьи действия можно отнести к двум последним ступеням в этой классификации. Это должны были быть люди, которые взаимодействовали с нацистами постоянно и добровольно, а не единожды, для выполнения каких-либо разовых задач. Многие исследователи предпринимали попытки выяснить численность контингента «коричневого» духовенства в Католической и Протестантской Церквях. Эта задача до сих пор не решена, поскольку архивы диоцезов и земельных церквей не стремятся придавать огласке случаи сотрудничества своих священников с нацистами, и ограничивают доступ к документам подобного рода. Поэтому имеющиеся данные в основном касаются численности «коричневых» священников только в отдельных городах.
Современный исследователь Штайгманн-Галл, изучая проблему взаимодействия национал-социалистического учения и христианских течений в XX веке приходит к выводу, что национал-социализм не являлся враждебным христианству того времени на идеологическом уровне для ряда христиан, что обусловлено дедогматизацией христианства целыи рядом его течений в тот период времени. Д. Жуков в своём труде «Оккультный рейх. Главный миф XX века», занимает эту же позицию, указывая на принадлежность (хоть и формальную) ряда членов НСДАП к христианским церквям.
Цель работы: проанализировать взаимоотношения между органами государственной власти с одной стороны и протестантскими общинами и католической церковью в Германии с 1933 по 1945 год, выделив общую линию и механизмы государственно-конфессиональных отношений.
Задачи работы:
1 Исследовать взаимоотношения органов государственной власти
Германии в 1933-1945 с католической церковью
2 Исследовать реакцию католической церкви на проводимую государством политику
3 Исследовать взаимоотношения органов государственной власти
Германии и их агентов влияния в 1933-1945 с протестантскими организациями
4 Исследовать реакцию протестантских организаций на проводимую государством политику (в том числе через организацию «немецкие христиане».
5 Определить возможность применения выводов предыдущих 4 задач к современной ситуации и степень их применимости. В случае наличия таковой выделить наиболее эффективные модели поведения общин, позволявшие вести сопротивление или хотя бы держать нейтралитет, не поддаваясь прямому воздействию государства и не подвергаясь репрессиям.
Источниковая база: Основу исследования составляют документы, официальные обращения католической церкви, такие как энциклика «Mitbrennender Зогде , «Summi РоиййсаШз». Энциклика - основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции, в них отражена позиция папского престола. Энциклики посвящены как вопросам общего характера, так и отдельным сторонам социально-политических отношений в конкретный период. Также я использую работы протестантских деятелей как рассматриваемого периода, так и современности, направленные на анализ исследуемых событий. Помимо документальных источников для проведения исследования я использовал исследовательские работы других авторов по тематике национал-социализма, такую как «Национал-социализм» Алоиса Гудала. Данные работы необходимы для анализа теоретического аспекта взаимоотношений национал-социализма и католической церкви и протестантских общин.
Территориальные и хронологические рамки данный процесс рассматривается на территории всего Германского Рейха (с 1943 года - Великогерманского Рейха), с оккупированными областями, включая Западную и Восточную Европу. Происходившие процессы рассматриваются начиная с прихода к власти НСДАП (1933), вплоть до падения Великогерманского Рейха в 1945 году. Однако, часть документов, касающихся личного отношения лидеров Третьего Рейха к католической церкви, протестантским общинам и теории национал-социализма относится к более раннему периоду.
Методологическую основу работы составили принципы объективности и историзма. Методологический принцип объективности позволяет осуществлять критический всесторонний анализ общих исторических процессов с начала их формирования, в процессе становления и развития, а также выделить корректные оценки их влияния. Принцип историзма в контексте данной работы позволяет рассматривать государственно-конфессиональную политику в хронологической последовательности с опорой на изменения в соответствующей историческому периоду действительности.
Помимо общенаучных методов анализа, синтеза, описания и сравнения в работе были применены специальные методы, характерные для исторической науки. Был применен сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общую линию и механизмы взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в Германии в 1933-1945 годах, а также причины проведения отдельных акций и принятия решений как внутри религиозных организаций, так и в органах государственной власти.
Ретроспективный метод позволил выявить тенденции в изменении взаимоотношений между органами государственной власти и религиозными организациями в Германии в 1933-1945 годах, выявить причины изменений в реализации конфессиональной политики и сформировать целостное представление об обозначенной проблеме.
Проблемно-хронологический метод поспособствовал соблюдению исторической преемственности в рассмотрении внутриполитических событий и относящихся к ним фактов для создания единой исторической перспективы и выделения изменений в проведении конфессиональной политики и реакции религиозных организаций в обозначенный период.
Новизна исследования: в данном исследовании происходит систематизация накопленных данных и установление возможности применения результатов исследования к современной ситуации. Совмещение взгляда на проблему с точки зрения политической ситуации и внутренней структуры церкви поможет выделить как механизмы, через которые государство оказывало давление на церковь, так и причины, по которым оно было эффективным.
Практическая значимость:
1 Выявление механизмов взаимодействия государства — носителя идеологии с организациями-представителями альтернативных идеологических систем.
2 Обозначение наиболее эффективных методов сопротивления в указанных организациях.
3 Использования ее для подготовки учебных курсов в области религиоведения, общей истории, истории государственно-конфессиональных отношений
Апробация. Материалы данной работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете и получила диплом «за лучший доклад на секции Религиоведение, государственно-конфессиональная и национальная политика.
Структура работы: данная работа состоит из введения, детализированных глав, заключения и библиографического списка.
Объектами моего исследования выступают: протестантские общины Германии и территорий, оккупированных ей в период с 1939 по 1945г, организация «Немецкие христиане», католическая церковь и её приходы, а также органы государственной власти Германии с 1933 по 1945г.
Предмет исследования: взаимоотношения органов государственной власти с протестантскими общинами и католической церковью в Германии с 1933 по 1945г.
Степень изученности: данная тема хорошо изучена, так как тема взаимоотношения религиозных организаций и тоталитарных режимов была крайне актуальна для второй половины XX в. в связи с комплексным анализом тоталитаризма как явления и отдельных аспектов, в том числе взаимоотношений с религией. Основным направлением деятельности тоталитарных режимов являлось богостроительство. Так Михаил Витальевич Шкаровский — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга в 2004 г. опубликовал статью «Богостроительство Третьего рейха», в которой рассматривал отношения между церковью и национал-социалистическим режимом с точки зрения концепции богостроительства. Согласно его исследованиям, национал- социализм как целостная мировозренческая система являлся в данном качестве альтернативой христианству, а политика НСДАП была направлена на замену норм последнего нормами национал-социализма через синкретизацию данных учений для принятия населением основ новой идеологии.
Взаимоотношения же с протестантскими общинами, а также точки, на которые давило политическое руководство Германии в рассматриваемый мной период в своей работе «протестантизм и национал-социализм» рассматривала
Бровко Людмила Николаевна . В своей работе она анализирует историю отношений между протестантской немецкой евангелической церковью и нацистским государством в 1933-1945 гг. Исторический опыт этих отношений разнообразен и противоречив. Изучение этого аспекта может оказаться полезным для церкви, государства и общества. История Немецкой Евангелической церкви во времена правления национал-социалистов показывает несовместимость националистических, шовинистических, расистских идей с универсальной сущностью христианства.
В контексте более общего анализа идеологии национал-социализма данный вопрос рассматривался иностранными исследователями, такими как Лоуренс Рис («Нацисты») и Уильям Ширер («Взлёт и падение Третьего Рейха»). Протестантские священники также не обошли стороной этот вопрос, напрямую связанный с деятельностью государства, что производило давление на протестантов. Так пастор Дмитрий Романович Лотов в своей работе «Лютеранская Церковь и Третий Рейх» рассматривал причины того, что лютеранская церковь поддавалась давлению государства и нашёл их как в состоянии общин, так и во внутренней структуре протестантизма.
В своей работе «Феномен «коричневых» священников в Третьем Рейхе: причины возникновения» Мордзилович Анна Андреевна рассматривает вопрос сотрудничества священнослужителей с национал-социалистами и причины этого, обнаруживая их в состоянии германского общества, а также внурицерковных проблемах.
Основная же масса исследователей в своих работах утверждают, что католическая церковь на всех уровнях организации сопротивлялась национал- социалистическому режиму. К таким исследователям можно отнести Бровко Л. Н. Жукова Д. А., Поташинскую Н.Н и других. Из иностранных исследователей такого мнения придерживались Лоуренс Рис, Кеннет Скотт Латуретт.
Мордзилович Анна Андреевна в своей статье также указывает на следующее: необходимо отметить, что в историографии тема сотрудничества священников с нацистами зачастую рассматривается только с точки зрения морали и не подвергается серьезному анализу. Современный немецкий историк О. Блашке, указывая на это обстоятельство, предложил дифференцировать понятие коллаборационизма по образцу четырехступенчатой модели, созданной в 1983 г. историками К. Готто, Х.Г. Хокертсом и К. Репгеном для явления сопротивления. Таким образом, он выделил четыре ступени коллаборационизма: 1. Частичное удовлетворение (согласие с некоторыми установками и мерами нацистов). 2. Кооперирование и приспособление (общая покорность обстоятельствам). 3. Приверженность консенсусу (верность рейху и его руководству вплоть до согласия с национал-социалистической политикой). 4. Активное сотрудничество (членство в партии с одновременной приверженностью христианским ценностям, симбиоз нацизма и Христианства). По мнению немецкого историка Т Форстнера, «коричневыми» священниками можно считать только тех, чьи действия можно отнести к двум последним ступеням в этой классификации. Это должны были быть люди, которые взаимодействовали с нацистами постоянно и добровольно, а не единожды, для выполнения каких-либо разовых задач. Многие исследователи предпринимали попытки выяснить численность контингента «коричневого» духовенства в Католической и Протестантской Церквях. Эта задача до сих пор не решена, поскольку архивы диоцезов и земельных церквей не стремятся придавать огласке случаи сотрудничества своих священников с нацистами, и ограничивают доступ к документам подобного рода. Поэтому имеющиеся данные в основном касаются численности «коричневых» священников только в отдельных городах.
Современный исследователь Штайгманн-Галл, изучая проблему взаимодействия национал-социалистического учения и христианских течений в XX веке приходит к выводу, что национал-социализм не являлся враждебным христианству того времени на идеологическом уровне для ряда христиан, что обусловлено дедогматизацией христианства целыи рядом его течений в тот период времени. Д. Жуков в своём труде «Оккультный рейх. Главный миф XX века», занимает эту же позицию, указывая на принадлежность (хоть и формальную) ряда членов НСДАП к христианским церквям.
Цель работы: проанализировать взаимоотношения между органами государственной власти с одной стороны и протестантскими общинами и католической церковью в Германии с 1933 по 1945 год, выделив общую линию и механизмы государственно-конфессиональных отношений.
Задачи работы:
1 Исследовать взаимоотношения органов государственной власти
Германии в 1933-1945 с католической церковью
2 Исследовать реакцию католической церкви на проводимую государством политику
3 Исследовать взаимоотношения органов государственной власти
Германии и их агентов влияния в 1933-1945 с протестантскими организациями
4 Исследовать реакцию протестантских организаций на проводимую государством политику (в том числе через организацию «немецкие христиане».
5 Определить возможность применения выводов предыдущих 4 задач к современной ситуации и степень их применимости. В случае наличия таковой выделить наиболее эффективные модели поведения общин, позволявшие вести сопротивление или хотя бы держать нейтралитет, не поддаваясь прямому воздействию государства и не подвергаясь репрессиям.
Источниковая база: Основу исследования составляют документы, официальные обращения католической церкви, такие как энциклика «Mitbrennender Зогде , «Summi РоиййсаШз». Энциклика - основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции, в них отражена позиция папского престола. Энциклики посвящены как вопросам общего характера, так и отдельным сторонам социально-политических отношений в конкретный период. Также я использую работы протестантских деятелей как рассматриваемого периода, так и современности, направленные на анализ исследуемых событий. Помимо документальных источников для проведения исследования я использовал исследовательские работы других авторов по тематике национал-социализма, такую как «Национал-социализм» Алоиса Гудала. Данные работы необходимы для анализа теоретического аспекта взаимоотношений национал-социализма и католической церкви и протестантских общин.
Территориальные и хронологические рамки данный процесс рассматривается на территории всего Германского Рейха (с 1943 года - Великогерманского Рейха), с оккупированными областями, включая Западную и Восточную Европу. Происходившие процессы рассматриваются начиная с прихода к власти НСДАП (1933), вплоть до падения Великогерманского Рейха в 1945 году. Однако, часть документов, касающихся личного отношения лидеров Третьего Рейха к католической церкви, протестантским общинам и теории национал-социализма относится к более раннему периоду.
Методологическую основу работы составили принципы объективности и историзма. Методологический принцип объективности позволяет осуществлять критический всесторонний анализ общих исторических процессов с начала их формирования, в процессе становления и развития, а также выделить корректные оценки их влияния. Принцип историзма в контексте данной работы позволяет рассматривать государственно-конфессиональную политику в хронологической последовательности с опорой на изменения в соответствующей историческому периоду действительности.
Помимо общенаучных методов анализа, синтеза, описания и сравнения в работе были применены специальные методы, характерные для исторической науки. Был применен сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общую линию и механизмы взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций в Германии в 1933-1945 годах, а также причины проведения отдельных акций и принятия решений как внутри религиозных организаций, так и в органах государственной власти.
Ретроспективный метод позволил выявить тенденции в изменении взаимоотношений между органами государственной власти и религиозными организациями в Германии в 1933-1945 годах, выявить причины изменений в реализации конфессиональной политики и сформировать целостное представление об обозначенной проблеме.
Проблемно-хронологический метод поспособствовал соблюдению исторической преемственности в рассмотрении внутриполитических событий и относящихся к ним фактов для создания единой исторической перспективы и выделения изменений в проведении конфессиональной политики и реакции религиозных организаций в обозначенный период.
Новизна исследования: в данном исследовании происходит систематизация накопленных данных и установление возможности применения результатов исследования к современной ситуации. Совмещение взгляда на проблему с точки зрения политической ситуации и внутренней структуры церкви поможет выделить как механизмы, через которые государство оказывало давление на церковь, так и причины, по которым оно было эффективным.
Практическая значимость:
1 Выявление механизмов взаимодействия государства — носителя идеологии с организациями-представителями альтернативных идеологических систем.
2 Обозначение наиболее эффективных методов сопротивления в указанных организациях.
3 Использования ее для подготовки учебных курсов в области религиоведения, общей истории, истории государственно-конфессиональных отношений
Апробация. Материалы данной работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете и получила диплом «за лучший доклад на секции Религиоведение, государственно-конфессиональная и национальная политика.
Структура работы: данная работа состоит из введения, детализированных глав, заключения и библиографического списка.
Анализ взаимоотношений между органами государственной власти Германии и религиозными организациями протестантов, и католической церковью в 1933-1945 годах позволил выявить важные элементы религиозной политики национал-социалистов: первостепенной задачей их являлось подчинение существующих социальных институтов господствующей идеологии, при этом церковь становилась элементом пропаганды, неся прихожанам социально-политические взгляды NSDAP. В силу своей структуры и национального устройства, а также социальных процессов, свойственных немецкому обществу после Первой Мировой войны, протестантская церковь Германии оказалась восприимчивой к влиянию национал-социалистов, что вылилось в доминирующее положение организации «немецкие христиане» в ряде протестантских церквей, но в это же время мы можем наблюдать серьёзный раскол по целому ряду позиций (расовый вопрос, еврейский вопрос, вопрос взаимоотношений церкви и государства, вопрос независимой теологии и независимой политики). Тем не менее, на протяжении 1933-1945г. внутри протестантской церкви была оппозиция, открыто выражавшее своё непринятие принципов национал-социализма, имеющая умеренное и радикальное крыло, а также разделённая на ряд организаций с различными течениями протестантизма, входившая в зонтичную организацию Исповедующей церкви.
Абсолютное большинство католических священнослужителей сопротивлялись национал-социалистическому режиму: занимались укрывательством евреев, обличали национал-социализм в антигуманности, указывали на недопустимость ряда программ, таких как Т-4. В то время как Папа Пий XII был посредником между германской оппозицией и представителями других государств, выстраивающих отношения для свержения Гитлера и, когда переговоры заходили в тупик, настаивал на их продолжении. Отсутствие же резких акций со стороны Пия XII (со стороны Пия XI в качестве таковой можно рассматривать выпуск энциклики «Mit brennender Sorge»), связано не с малодушием, в котором его упрекал Рольф Хоххут в своей пьесе «Викарий», а с продуманной политикой, направленной на минимизацию репрессий в среде католического духовенства. Резко осуждавшие режим священники становились объектом репрессий. Позиция Ватикана по ряду вопросов социальной жизни, выражаемая в ряде энциклик до Второй Мировой войны, показывает нам, что Ватикан занимал консервативную позицию, лишь частично совпадавшую с позицией, декларируемой национал-социалистами, а методы национал-социалистов Ватикан расценивал как неприемлемые.
Общая линия взаимодействия органов государственной власти Германии в 1933-1945 годах по отношению к религиозным организациям может быть условно разделена на 2 периода: 1933-1935 и 1936-1945: первый характерен проведением ряда реформ в подконтрольных протестантских организациях через пронацистски настроенных лиц и выстраиванием отношений с Ватиканом. Целью религиозной политики государства в данный период являлась легитимизация политического режима национал-социалистов, характеризовавшегося отсутствием идеологической преемственности как от веймарской республики, так и от Германской Империи. Для легитимизации режима на внешнеполитической арене важным шагом явилось подписание конкордата с Ватиканом в 1933 году. Во внутренней же политике данный документ означал роспуск католической партии Центра (члены которой в ближайшие месяцы были арестованы).
Взаимодействие с протестантскими общинами строилось как через государственные органы (Рейхсминистерство по делам церкви), так и пронацистски настроенных лиц внутри церквей. С 1933 года при проведении политики внутри протестантских церквей упор делался на «немецких христиан», активно поддерживаемых НСДАП ещё с 1932 года. Благодаря их усилиям в 1933 году были приняты 28 тезисов, среди которых ряд был направлен на подчинение церкви государственным интересам. Иные же были направлены на пропаганду идей национал-социализма. Однако, церковная оппозиция в лице Исповедующей церкви стала достаточно популярной и в рамках Немецкой евангелической церкви подавить сопротивление не удалось, так как произошло теологическое и юридическое отделение Исповедующей церкви. В связи с этим в 16 июля 1936 года учреждается рейхсминистерство по делам церкви, первыми действиями которого после протеста исповедующей церкви стали закрытия богословских семинарий, конфискация церковных фондов и арест сотен пастырей конфессиональных церквей гестапо.
Национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах, и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал- социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства. Всего за время правления в Германии национал-социалистов прошло несколько волн репрессий против католической церкви, в ходе которых было арестовано около 9000 священнослужителей, из которых 5000 погибло.
Таким образом и католическая, и ядро протестантской церкви активно участвовали в сопротивлении национал-социалистам.
Основными методами являлись:
1. Саботаж со стороны протестантских церквей
2. Прямые протесты со стороны католической церкви и протестантских церквей
3. Укрывательство евреев
4. Участие в запрещённых организациях антифашистского толка
5. Распространение антинацистской агитации
6. Выдача сертификатов о крещении
7. Молитва за евреев и подвергшихся репрессиям христиан.
8. Поддержка оппозиционных движений в Германии
Данные методы показали себя эффективными, так как с их помощью были достигнуты цели: остановлена программа т-4, спасены сотни тысяч людей, распространение антинацистских материалов совершалось.
При учёте вышеизложенного можно сказать, что данные меры могут быть эффективны против недемократических режимов современности, обладающих значительно меньшей возможностью применять наиболее жёсткие репрессивные инструментами, нежели Трети Рейх (при этом обладая значительно лучшими механизмами контроля), однако, использовать их эффективно могут достаточно крупные организации, или сотрудничающие с ними лица, так как они в случае нарушения прав способны поднять общественный резонанс.
Одной из целей данной работы являлся вопрос примости выводов данной работы к предыдущим частям к современной ситуации. Для этого требуется провести анализ политической и конфессиональной ситуации.
Задача данного раздела: определить возможность применения результатов анализ ля современного положения. Для этого требуется сравнить религиозную и правовую ситуацию 1930-х - 1940-хс современной.
В 1933 году, за 5 лет до аннексии Австрии в Германии, население Германии составляло приблизительно 67% протестантов и 33% католиков, в то время как еврейское население составляло менее 1%. Перепись населения в мае 1939 г., через шесть лет после правления НСДАП и присоединения ряда территорий (в основном населённых приверженцами католической церкви) показала, что 54% населения относили себя к протестантам, 40% к католикам, 3,5% называли себя Оойд1аиЫд (букв. «Верующие в Бога»), а 1,5% - «атеистами». В то же время за последующие десятилетия активно шёл процесс секуляризации сознания, проявлявшийся как в увеличении количества атеистов, так и в ослаблении влияния церкви на общественное сознание, а также утрату ей влияния на политическую ситуацию. Так сегодня религиозная ситуация изменилась: большинство немцев по-прежнему христиане, при этом католики составляют 32,4 %, лютеране — 32,0 %, православные — 1,14 %. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Новоапостольской церкви — 0,46 % и приверженцы других религиозных течений.
Часть верующих составляют мусульмане (от 3,8 млн до 4,3 млн или от 4,5 % до 5,2 %), Свидетели Иеговы (около 164 000 или 0,2 %) и члены иудейских общин (около 100 000 или 0,12 %). Около 31 % немецкого населения не религиозны, преимущественно это жители территорий бывшей ГДР (там доля атеистов составляет приблизительно 70 %).
Религиозный состав населения изменился следующим образом: количество католиков и протестантов почти сравнялось, в то же время около трети населения не религиозны. Данная ситуация на сегодняшний день свойственна Германии, в то же время в соседних государствах ситуация отличается: так во Франции, Бельгии, странах Скандинавии соотношение конфессий иное и не подходит для сопоставления. В России протестантские общины также не являются распространёнными.
В вопросах государственно-конфессиональных отношений было рассмотрено существующее в некоторых группах мнение, что взаимоотношение Немецкой евангелической церкви в вопросе лояльности государству напоминает сложившееся положение в России, где РПЦ и государство (что становится более авторитарным по мнению ряда политологов (например, К. Крауча)) существуют в симбиотических отношениях. Этот факт наводит некоторых людей на аналогию с Германией 1930-х. Однако, даже предполагая наличие схожих черт в виде симбиоза церкви и государства не даёт нам возможности объективно сравнивать данные ситуации: мы упускаем из вида несколько важнейших обстоятельств:
1. В европейских государствах с 1930-х произошло обмирщение сознания: религия сегодня чаще становится элементом культурной идентичности, не отражая мировоззрение человека.
2. В современном обществе существует система коллективной безопасности более эффективная, чем была в 1930-е, нарушение прав граждан и их дискриминация по признаку вероисповедания привлечёт внимание международного сообщества и вызовет реакцию международного сообщества.
3. Современный политический режим в России нельзя относить к тоталитарным, современный режим возможно классифицировать как гибридный, стремящийся к авторитарному (или авторитарный). Сравнивать его с тоталитарным режимом некорректно.
Эти 3 обстоятельства делают невозможным корректное сравнение взаимоотношений протестантских общин с органами государственной власти в Германии 133-1945 ни с Германией сегодня, ни с другими государствами, ни с Россией сегодня. Однако, опыт движения сопротивления может помочь выделить методы, способствовавшие достижению части своих целей движением сопротивления в католической и протестантской среде.
Абсолютное большинство католических священнослужителей сопротивлялись национал-социалистическому режиму: занимались укрывательством евреев, обличали национал-социализм в антигуманности, указывали на недопустимость ряда программ, таких как Т-4. В то время как Папа Пий XII был посредником между германской оппозицией и представителями других государств, выстраивающих отношения для свержения Гитлера и, когда переговоры заходили в тупик, настаивал на их продолжении. Отсутствие же резких акций со стороны Пия XII (со стороны Пия XI в качестве таковой можно рассматривать выпуск энциклики «Mit brennender Sorge»), связано не с малодушием, в котором его упрекал Рольф Хоххут в своей пьесе «Викарий», а с продуманной политикой, направленной на минимизацию репрессий в среде католического духовенства. Резко осуждавшие режим священники становились объектом репрессий. Позиция Ватикана по ряду вопросов социальной жизни, выражаемая в ряде энциклик до Второй Мировой войны, показывает нам, что Ватикан занимал консервативную позицию, лишь частично совпадавшую с позицией, декларируемой национал-социалистами, а методы национал-социалистов Ватикан расценивал как неприемлемые.
Общая линия взаимодействия органов государственной власти Германии в 1933-1945 годах по отношению к религиозным организациям может быть условно разделена на 2 периода: 1933-1935 и 1936-1945: первый характерен проведением ряда реформ в подконтрольных протестантских организациях через пронацистски настроенных лиц и выстраиванием отношений с Ватиканом. Целью религиозной политики государства в данный период являлась легитимизация политического режима национал-социалистов, характеризовавшегося отсутствием идеологической преемственности как от веймарской республики, так и от Германской Империи. Для легитимизации режима на внешнеполитической арене важным шагом явилось подписание конкордата с Ватиканом в 1933 году. Во внутренней же политике данный документ означал роспуск католической партии Центра (члены которой в ближайшие месяцы были арестованы).
Взаимодействие с протестантскими общинами строилось как через государственные органы (Рейхсминистерство по делам церкви), так и пронацистски настроенных лиц внутри церквей. С 1933 года при проведении политики внутри протестантских церквей упор делался на «немецких христиан», активно поддерживаемых НСДАП ещё с 1932 года. Благодаря их усилиям в 1933 году были приняты 28 тезисов, среди которых ряд был направлен на подчинение церкви государственным интересам. Иные же были направлены на пропаганду идей национал-социализма. Однако, церковная оппозиция в лице Исповедующей церкви стала достаточно популярной и в рамках Немецкой евангелической церкви подавить сопротивление не удалось, так как произошло теологическое и юридическое отделение Исповедующей церкви. В связи с этим в 16 июля 1936 года учреждается рейхсминистерство по делам церкви, первыми действиями которого после протеста исповедующей церкви стали закрытия богословских семинарий, конфискация церковных фондов и арест сотен пастырей конфессиональных церквей гестапо.
Национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах, и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений, национал- социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить ещё остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, была развёрнута пропагандистская кампания против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства. Всего за время правления в Германии национал-социалистов прошло несколько волн репрессий против католической церкви, в ходе которых было арестовано около 9000 священнослужителей, из которых 5000 погибло.
Таким образом и католическая, и ядро протестантской церкви активно участвовали в сопротивлении национал-социалистам.
Основными методами являлись:
1. Саботаж со стороны протестантских церквей
2. Прямые протесты со стороны католической церкви и протестантских церквей
3. Укрывательство евреев
4. Участие в запрещённых организациях антифашистского толка
5. Распространение антинацистской агитации
6. Выдача сертификатов о крещении
7. Молитва за евреев и подвергшихся репрессиям христиан.
8. Поддержка оппозиционных движений в Германии
Данные методы показали себя эффективными, так как с их помощью были достигнуты цели: остановлена программа т-4, спасены сотни тысяч людей, распространение антинацистских материалов совершалось.
При учёте вышеизложенного можно сказать, что данные меры могут быть эффективны против недемократических режимов современности, обладающих значительно меньшей возможностью применять наиболее жёсткие репрессивные инструментами, нежели Трети Рейх (при этом обладая значительно лучшими механизмами контроля), однако, использовать их эффективно могут достаточно крупные организации, или сотрудничающие с ними лица, так как они в случае нарушения прав способны поднять общественный резонанс.
Одной из целей данной работы являлся вопрос примости выводов данной работы к предыдущим частям к современной ситуации. Для этого требуется провести анализ политической и конфессиональной ситуации.
Задача данного раздела: определить возможность применения результатов анализ ля современного положения. Для этого требуется сравнить религиозную и правовую ситуацию 1930-х - 1940-хс современной.
В 1933 году, за 5 лет до аннексии Австрии в Германии, население Германии составляло приблизительно 67% протестантов и 33% католиков, в то время как еврейское население составляло менее 1%. Перепись населения в мае 1939 г., через шесть лет после правления НСДАП и присоединения ряда территорий (в основном населённых приверженцами католической церкви) показала, что 54% населения относили себя к протестантам, 40% к католикам, 3,5% называли себя Оойд1аиЫд (букв. «Верующие в Бога»), а 1,5% - «атеистами». В то же время за последующие десятилетия активно шёл процесс секуляризации сознания, проявлявшийся как в увеличении количества атеистов, так и в ослаблении влияния церкви на общественное сознание, а также утрату ей влияния на политическую ситуацию. Так сегодня религиозная ситуация изменилась: большинство немцев по-прежнему христиане, при этом католики составляют 32,4 %, лютеране — 32,0 %, православные — 1,14 %. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Новоапостольской церкви — 0,46 % и приверженцы других религиозных течений.
Часть верующих составляют мусульмане (от 3,8 млн до 4,3 млн или от 4,5 % до 5,2 %), Свидетели Иеговы (около 164 000 или 0,2 %) и члены иудейских общин (около 100 000 или 0,12 %). Около 31 % немецкого населения не религиозны, преимущественно это жители территорий бывшей ГДР (там доля атеистов составляет приблизительно 70 %).
Религиозный состав населения изменился следующим образом: количество католиков и протестантов почти сравнялось, в то же время около трети населения не религиозны. Данная ситуация на сегодняшний день свойственна Германии, в то же время в соседних государствах ситуация отличается: так во Франции, Бельгии, странах Скандинавии соотношение конфессий иное и не подходит для сопоставления. В России протестантские общины также не являются распространёнными.
В вопросах государственно-конфессиональных отношений было рассмотрено существующее в некоторых группах мнение, что взаимоотношение Немецкой евангелической церкви в вопросе лояльности государству напоминает сложившееся положение в России, где РПЦ и государство (что становится более авторитарным по мнению ряда политологов (например, К. Крауча)) существуют в симбиотических отношениях. Этот факт наводит некоторых людей на аналогию с Германией 1930-х. Однако, даже предполагая наличие схожих черт в виде симбиоза церкви и государства не даёт нам возможности объективно сравнивать данные ситуации: мы упускаем из вида несколько важнейших обстоятельств:
1. В европейских государствах с 1930-х произошло обмирщение сознания: религия сегодня чаще становится элементом культурной идентичности, не отражая мировоззрение человека.
2. В современном обществе существует система коллективной безопасности более эффективная, чем была в 1930-е, нарушение прав граждан и их дискриминация по признаку вероисповедания привлечёт внимание международного сообщества и вызовет реакцию международного сообщества.
3. Современный политический режим в России нельзя относить к тоталитарным, современный режим возможно классифицировать как гибридный, стремящийся к авторитарному (или авторитарный). Сравнивать его с тоталитарным режимом некорректно.
Эти 3 обстоятельства делают невозможным корректное сравнение взаимоотношений протестантских общин с органами государственной власти в Германии 133-1945 ни с Германией сегодня, ни с другими государствами, ни с Россией сегодня. Однако, опыт движения сопротивления может помочь выделить методы, способствовавшие достижению части своих целей движением сопротивления в католической и протестантской среде.
Подобные работы
- СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНГЛО¬АМЕРИКАНСКОЙ СОВЕТОЛОГИИ (07.00.02)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ СОВЕТОЛОГИИ
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



