Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конфликт христианских конфессий в религиозной публицистике Н. П. Гилярова-Платонова

Работа №59447

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
303
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ
Н. П. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА 6
1.1. Детство Н. П. Гилярова-Платонова и годы учебы 6
1.2. Н. П. Гиляров-Платонов и митрополит Филарет 13
1.3. Н. П. Гиляров-Платонов и славянофилы 23
ГЛАВА 2. ХРИСТИАНСКИЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В
ОЦЕНКЕ Н. П. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА 29
2.1. Полемика Н. П. Гилярова-Платонова с католичеством 29
2.2. Оценка протестантизма в духовной публицистике Н. П. Гилярова-
Платонова 42
2.3. Старообрядчество в статьях Н. П. Гилярова-Платонова 47
2.4. Вопрос веры и национальности в публицистике Н. П. Гилярова-
Платонова 57
Заключение 74
Список литературы 77

Актуальность темы обусловлена следующими причинами: в современном политическом дискурсе один из самых актуальных вопросов - поиск основ новой национальной идентичности, т.н. "духовных скреп". В основе русской национальной идентичности всегда была идея православия. Сейчас актуализируются межконфессиональная полемика, а также и вопрос о соотнесенности церкви и государственности. Поэтому анализ размышлений духовных публицистов прошлого представляется необходимым для поиска ответов на политические и культурные вызовы сегодняшнего дня.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые подробно рассматривается личность Н. П. Гилярова-Платонова как духовного публициста и его оценка христианских межконфессиональных конфликтов.
Большинство существующих работ посвящено либо общему обзору его деятельности (Федотова М. А. «Общественно-политические взгляды и деятельность Н. П. Гилярова-Платонова», Шаховской Н. В. «Никита Петрович Гиляров-Платонов»), либо исследованию периода его работы цензором (Дмитриев А. П. «Н. П. Гиляров-Платонов и цензура», Шаховской Н. В. Годы службы Н. П. Гилярова-Платонова в Московском цензурном комитете). Как правило, работы, изучающие личность Н. П. Гилярова-Платонова как религиозного философа, охватывают небольшой период его биографии (Дмитриев А. П. «История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году»). В данном исследовании духовная публицистика Н. П. Гилярова-Платонова рассматривается на протяжении более чем 30 лет.
Цель исследования: выявление позиции Н. П. Гилярова-Платонова по отношению к крупнейшим христианским конфессиям.
Задачи:
- изучить становление Н. П. Гилярова-Платонова как религиозного публициста;
- произвести анализ публицистики Н. П. Гилярова-Платонова, посвященной различным христианским конфессиям;
-исследовать связь между верой и национальностью в религиозной публицистике Н. П. Гилярова-Платонова.
Объектом исследования являются публикации Н. П. Гилярова- Платонова, посвященные вопросам веры, а предметом - противоречия между христианскими конфессиями в его оценке публициста.
Теоретическая база исследования основывается на работах, посвященных истории христианства (Н. Д. Тальберг «История христианской церкви», Р Т. Рашкова «Католицизм», Католическая энциклопедия) изучению жизненного пути Н. П. Гилярова-Платонова (Н. В. Шаховской «Никита Петрович Гиляров-Платонов», А. П. Дмитриев «Н. П. Гиляров-Платонов и его воспоминания»), его религиозно-философских взглядов (А. П. Дмитриев «История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году», «Вопросы веры у Гилярова-Платонова», Б. В. Межуев «Вл. Соловьев, Н. П. Гиляров-Платонов и «разложение славянофильства»).
Эмпирическая база исследования состоит из сборников статей Н. П. Гилярова-Платонова (Н. П. Гиляров-Платонов «Вопросы веры и церкви» в 2 т., Н. П. Гиляров-Платонов «Сборник сочинений» в 2 т.), поскольку данные издания являются наиболее полными собраниями публикаций Н. П. Гилярова-Платонова на данный момент.
Хронологические рамки исследования охватывают статьи, опубликованные в период с 1855 по 1887 год. На первую дату приходится начало активного публицистического периода Н. П. Гилярова-Платонова, а на вторую - его кончина.
Данная работа выполнена сравнительно-историческим методом. Из-за небольшого количества статей в исследовании был использован метод сплошной выборки и вычитки.
Структура работы: исследование состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются ранние этапы жизненного пути Н. П. Гилярова-Платонова, формирование его взглядов как духовного публициста. Вторая глава посвящена анализу работ Н. П. Гилярова-Платонова, посвященных конфликту христианских конфессий, а также сопоставлению вероисповеданий в контексте народности. На основе этого анализа делается вывод о религиозной концепции публициста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выводы, сделанные в ходе данного исследования, позволяют нам сказать, что Н. П. Гиляров-Платонов имел уникальную точку зрения на христианский межконфессиональный конфликт.
Среда духовенства, в которой рос публицист, сыграла важную роль в формировании его религиозно-философских взглядов. Поэтому тезис Н. П. Гилярова-Платонова из статьи поздних лет «Откуда нигилизм?» о значительном влиянии исконных традиций, привычек и обрядов, фактически предвосхитивший социальную психологию, можно применить и к нему самому. В силу принципиальной приверженности ряду подобных мировоззренческих установок публицист остался не более, чем идейно близок представителям славянофильского движения.
В частности, Н. П. Гиляров-Платонов более требователен в вопросах веры. Вариант с «формальным» переходом в другое верование с целью получения экономической выгоды по типу того, что предлагал М. Н. Катков, отвергается публицистом. В то же время и к идеализму славянофилов, обнаруживавших у крестьян интуитивное стремление к православию, он относился со скепсисом. Для него важно осознание и понимание веры человеком, а поскольку вероисповедание по Н. П. Гилярову-Платонову - неотъемлемая часть народности, то и переубеждение необходимо проводить с помощью пропаганды народности русской.
Однако со славянофилами публициста роднит то, что как теоретик он сильнее, чем как практик. С одной стороны, Н. П. Гиляров-Платонов отмечает «духовный» аспект русификации иноязычных окраин и находит уязвимые места в позиции славянофилов. С другой - не совсем понятно, к чему именно на практике призывает публицист. Конкретных мер для правительства, не готового витать в абстракциях, Н. П. Гиляров-Платонов не смог или не успел сформулировать.
В ходе работы нами были получены ответы на поставленные вопросы, а также достигнуты цели - выявление позиции Н. П. Гилярова-Платонова по отношению к крупнейшим христианским конфессиям.
Взгляд публициста на католицизм в общих чертах схож с позицией славянофилов: компромисса с папским Римом быть не может, поскольку католицизм в таком виде искажает идею соборности церкви. Следует отметить его более пессимистичную точку зрения относительно воздействия папизма на судьбу народности. Н. П. Гилярову-Платонову не свойственны панславистские настроения, в отличие от Ю. Ф. Самарина он считает, что под влиянием католицизма любой народ, в том числе и славянский, может предать свою историческую память.
В характеристике протестантизма как явления, живущего исключительно за счет противопоставления католицизму, Н. П. Гиляров- Платонов также идейно схож с некоторыми современниками. Однако он не исключает возможности взаимно полезного существования и обмена духовным и культурным опытом православия с христианским движением, до конца не определившимся со своей позицией, как это происходило с англицизмом в конце XIX века. Из этого можно сделать вывод, что по Н. П. Гилярову-Платонову плодотворный межконфессиональный диалог едва ли возможен при закрепившихся догматических разногласиях. Именно поэтому, например, встречи представителей России с Папой Римским публицист описывал в негативном ключе.
Важность догматических расхождений для Н. П. Гилярова-Платонова была столь же велика, сколь незначительны были расхождения обрядовые. Именно поэтому публицист изучал проблему раскола на протяжении всей своей жизни. Несмотря на то, что старообрядчество во второй половине XIX века едва ли находилось в центре внимания, Н. П. Гиляров-Платонов не оставлял надежд примирить раскольников с православием. Систематическое исследование проблемы помогло публицисту сформировать уникальный подход, далекий от стереотипных взглядов на старообрядцев как на нарушителей закона или на дремучих невеж. В условиях свободной дискуссии, обмена мнениями между сторонами должен был сформироваться компромисс, позволяющий преодолеть одну из трагических страниц в истории российского православия. Однако даже на предложенные Н. П. Гиляровым-Платоновым действенные практические меры - отмену клятв Большого Московского собора 1667 года и совместная вычитка церковных книг - современники никак не отреагировали. Время показало, что предложения публициста оказались верными, но сто лет спустя было уже слишком поздно.



1. Агеева Е. А. Старообрядческие источники в творчестве Н. С. Лескова [Электронный ресурс] // ЛЕСКОВИАНА. - Т. 1: Творчество Н. С. Лескова: прошлое, настоящее, будущее: Международный сборник научных трудов: Материалы первой международной научной интернет- конференции / Науч. ред. Д. В. Неустроев. - М.: НИП «ВФК», 2008. - С. 13¬29. / URL: http://leskoviana.narod.ru/ageeva.htm. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
2. Аксаков И. С. Наше знамя - русская народность / Сост. С. Лебедева. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 640 с.
3. Аксаков И. С. Письма к родным (1849-1856) [Электронный ресурс] // И. С. Аксаков. Письма к родным (1849-1856). - М.: Наука, 1994 / URL: http://az.lib.rU/a/aksakow_i_s/text_0160.shtml. Дата доступа: 8.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
4. [Аксаков И. С.] Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. Ч. 2: Письма к разным лицам. Т. 4: Письма к М. Ф. Раевскому, к А. Ф. Тютчевой, к графине А. Д. Блудовой, к Н. И. Костомарову, к Н. П. Гилярову-Платонову. 1858-86. - Санкт-Петербург: Императорская публичная библиотека, 1896. - IV+297+31 с.
5. [Аксаков И. С.] Сочинения И. С. Аксакова В 7 т. - Т. 4: Общественные вопросы по церковным делам. Свобода слова. Судебный вопрос. Общественное воспитание. 1860-1886 - М. : Типография М. Г. Волчанинова (бывшая М. Н. Лаврова и Ко), 1886 - 770 с.
6. [Аксаков И. С] Сочинения И. С. Аксакова В 7 т. - Т. 3: Польский вопрос и западно-русское дело. Еврейский вопрос. 1860-1886. - М. : Типография М. Г. Волчанинова (бывшая М. Н. Лаврова и Ко), 1886 - 844 с.
7. Болтаевский А. А. Религия и этнос: Болгария на перекрестке цивилизаций [Электронный ресурс] // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 октября 2015 г., г. Уфа). - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 76-77. / URL: http://www.aeterna-ufa.ru/sbornik/NK91.pdf#page = 7 6. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
8. Вейш Я. Я. Религия и церковь в Англии. -М.: Издательство «Наука», 1976. - 183 с.
9. Венедиктов В. Ю. Быт и нравы константинтинопольских владык
во второй половине XIX столетия [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. - №3, 2013. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/byt-i-nravy-
konstantinopolskih-vladyk-vo-vtoroy-polovine-xix-stoletiya. Дата обращения: 10.04.2016.
10. Венедиктов В. Ю. Католический прозелитизм на территориях Константинопольского патриархата во второй половине XIX века (На примере греко-болгарских противоречий) [Электронный ресурс] // Studia Humanitatis. - №2, 2013. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/katolicheskiy- prozelitizm-na-territoriyah-konstantinopolskogo-patriarhata-vo-vtoroy-polovine- xix-veka-na-primere-greko-bolgarskih. Дата обращения: 10.04.2016.
11. Верюжский В. М., прот. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы // Журнал Московской Патриархии. - М.,1948. - №10 - С. 47-59. - №12 - С. 31-44.
12. Викторович В. А. Блаженны отставшие. // Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова / Ред. А. А. Алексеев, В. А. Викторович, Г. С. Прохоров. - Коломна, 2007. - С. 16-30.
13. Галушко А. Ю. Святая гора Афон как элемент балканской
дипломатии России в конце XIX - начале XX века. [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - М., 2014. -№23 (709). - С. 34-43. / URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/svyataya-gora-afon-kak-element-balkanskoy- diplomatii-rossii-v-kontse-hih-nachale-xx-veka. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
14. Гиляров-Платонов Н. П. Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. - М.: Синодальная Типография, 1905-1906. - Т. 1. - 520 с. - Т. 2. - 616 с.
15. Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. Автобиографические воспоминания: В 2т. / Сост. А. П. Дмитриева. - СПб.: Наука, 2009. - Т. 1.¬612 с. - Т. 2. - 714 с.
16. Гиляров-Платонов Н. П. Сборник сочинений в 2 т. / Изд. К. П. Победоносцева. - М.: Синодальная типография, 1899-1900. - Т. 1. - LX+479 с. - Т. 2. - 526 с.
17. Гиляров-Платонов Н. П. Логика раскола // Гиляров- Платонов Н. П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение...» / Сост. Ю. В. Климакова. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 720 с.
18. [Гиляров-Платонов Н. П.] Из бумаг Н. П. Гилярова-Платонова // «Русский архив», М.,1889. - Т.3. - С. 263-269.
19. Гиляровский В. А. Москва газетная [Электронный ресурс] //Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: Полиграфресурсы, 1999. - Т. 3 / URL: http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0060.shtml. Дата доступа: 8.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
20. Грицуто Е. С. Правительственная политика в отношении католицизма в Литве в 1860-х - начале 1870-х гг. в восприятии католического клирика [Электронный ресурс] // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - М., 2012. - №4 (47). - С. 87-101 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravitelstvennaya-politika-v-otnoshenii- katolitsizma-v-litve-v-1860-h-nachale-1870-h-gg-v-vospriyatii-katolicheskogo- klirika. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
21. Дмитриев А. П. Жизнь есть подвиг или наслаждение? Православная социология и «русская идея» в оценке «либерального консерватора»: Н. П. Гиляров-Платонов versus И. К. Блюнчли. [Электронный ресурс] // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - СПб., 2007. - Т. 8 №1. - С. 104-116. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zhizn-est- podvig-ili-naslazhdenie-pravoslavnaya-sotsiologiya-i-russkaya-ideya-v-otsenke- liberalnogo-konservatora-n-p-gilyarov-platonov. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
22. Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. - C. 158-183 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p- gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
23. Дмитриев А. П. Преодоление «вероисповедной ксенофобии»: тема старообрядчества в русской литературе 1870-1880 - х гг. (И. С. Аксаков, Н. П. Гиляров-Платонов, Н. С. Лесков и др.) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - СПб., 2012. Т. 13. № 4. - С. 180-189.
24. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. / Сост. Г. М. Прохорова. - М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. - 688 с.
25. Карсавин Л. П. Католичество. - Петроград: Изд-во «Огни», 1918. - 151 с.
26. Катков М. Н. По поводу статей Гильфердинга «Положение России в Царстве Польском», напечатанных в «Русском Инвалиде» [Электронный ресурс] // «Московские ведомости», М., 1863 - №264 / URL: http://dugward.ru/library/katkov/katkov_po_povodu_statyi_gilferdinga.html. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
27. Катков М. Н. Социалистическая агитация как главная причина внезапно возбужденной ненависти к евреям. Необходимость основательного пересмотра нашего законодательства относительно евреев [Электронный ресурс] // «Московские ведомости», М., 1882 - №110 / URL: http://dugward.ru/library/katkov/katkov_socialisticheskaya_agitacia_kak.html. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
28. Катков М. Н. Что нам делать с Польшей [Электронный ресурс] // «Русский вестник», М., 1863 - Т. 44. - С. 4 6 9 - 5 0 6 / URL: http://dugward.ru/library/katkov/katkov_chto_nam_delat_s_polshey.html. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
29. Католическая энциклопедия. - М.: Изд-во Франсисканцев, 2002 -2013. - Т. 4. - 1962 с.
30. Копылова Е. А. Участие Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения в переговорах представителей старокатоликов с Русской Православной Церковью [Электронный ресурс] // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - М., 2011. - №3 (40). - С . 7-16. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-sankt- peterburgskogo-otdela-obschestva-lyubiteley-duhovnogo-prosvescheniya-v- peregovorah-predstaviteley-starokatolikov-s. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
31. Кудряшев В. Н. Консервативно-утопическая интерпретация русификаторской политики в конце XIX - начале XX в. [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2007. - №296.- С. 96-101. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konservativno- utopicheskaya-interpretatsiya-rusifikatorskoy-politiki-v-kontse-xix-nachale-xx-v. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
32. Мамонова Е. В. Старокатолическое движение в публицистике М. Н. Каткова [Электронный ресурс] // Вестник православного Свято¬Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. - М., 2012. - №4 (47). - С. 102-110. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/starokatolicheskoe-dvizhenie-v-publitsistike-m-n- katkova. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
33. Марков В. С. К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н. И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для раскола и отношений к нему правительства. (1865-1904). - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. - 943 с.
34. Матаков К. А. Россия и западный мир в трудах Ф. И. Тютчева
[Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - №12 (38): в 3 - х ч. Ч. I. - С. 125-128. / URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/12-1/28.html. Дата
обращения: 10.04.2016. Элетрон. версия печ. публикации.
35. Матаков К. А. Тютчев о католичестве в работе «Папство и римский вопрос» [Электронный ресурс] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. - №12 (38): в 3 - х ч.
Ч. I. - С. 129-132. / URL: http://www.gramota.net/materials/3/2013/12-1/29.html. Дата обращения: 10.04.2016. Элетрон. версия печ. публикации.
36. Межуев Б. В. Вл. Соловьев, Н. П. Гиляров-Платонов и «разложение славянофильства» [Электронный ресурс] // История философии. - М.: ИФ РАН, 2000. - Вып.6. - С. 33-61. / URL: http://iph.ras.ru/page50614903.htm. Дата обращения: 10.04.2016. Элетрон. версия печ. публикации.
37. Новоселов М. А. Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве. - М.: Лента-Пресс, 2003. - 384 с.
38. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века. - М.: Отдел. тип. т-ва И. Д. Сытина, 1904. - 281 с.
39. Рагимова П. Ф. Политика российского правительства в национальных окраинах в XIX - начале XX века. [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 20 10. - № 3 . - С. 211 - 219. / URL : http://cyberleninka.ru/article/n/politika-rossiyskogo-pravitelstva-v-natsionalnyh- okrainah-v-xix-nachale-xx-vv. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
40. Радченко А. А. Славянофилы об «обрусении» Северо-Западного края Российской империи. [Электронный ресурс] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - Белгород, 2007. - Т. 15. №13 (84). - С. 140-145. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-ob-obrusenii-severo-zapadnogo-kraya- rossiyskoy-imperii. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
41. Рашкова Р Т. Католицизм. -СПб.: Питер, 2007. - 239с.
42. Ревуненкова Н. В. Протестантизм. -СПб.: Питер, 2007. - 224 с.
43. Самарин Ю. Ф. Православие и народность / Сост.
3. В. Захаровой. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 720 с.
44. Сафонов А. А. Правовое положение старообрядчества на рубеже XIX-XX веков [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2006. - Т.43, №3 - 1. - С. 279-282. / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-staroobryadchestva-na- rubezhe-xix-xx-vekov. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.
45. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. - СПб.: Типография главного управления уделов, 1895. - 275+34 с.
46. Смирнов-Платонов Г. П. «Curriculum vitae»: Из области воспоминаний и мечтаний // Смирнов-Платонов Г. П. "Детская помощь": К читателям и сотр. [периодического издания, имеющего выходить с 1885 года под названием "Детская помощь" (орган Общества попечения о неимущих детях в Москве)]. М.: тип. Л. Ф. Снегирева, 1885. 64 с.
47. Табак Ю. А. Православие и католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения. - СПб.: Издательство «Встреча», 2002. - 72 с.
48. Тальберг Н. Д. История христианской церкви. - М., 1991. -
4. 2. - 142 с.
49. Тютчев Ф. И. Римский вопрос [Электронный ресурс] // Тютчев Ф. И. Собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. - М.: Классика, 2002 / URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/10/rtut18.html. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия. печ. публикации.
50. Тютчев Ф. И. Россия и Запад / Сост. Б. Н. Тарасова. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 592 с.
51. Тютчев Ф. И.] А. Ф. Аксаковой 20 сентября 1867 г. Петербург [Электронный ресурс] // РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 2. Ед. хр. 37. Л. 112-113 об. / URL: http://ftutchev.ru/pisma0383.html. Дата обращения: 10.04.2016.
52. Федоров Д., свящ. Н. П. Гиляров-Платонов как профессор Московской Духовной Академии // Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова / Ред. А. А. Алексеев, В. А. Викторович, Г. С. Прохоров. - Коломна, 2007. - С. 11 - 15.
53. Флоренский П. А. Около Хомякова. - Сергиев Посад, 1916. - 85 с.
54. Цанов Страшимир Константин Леонтьев - поэтика болгарофобии [Электронный ресурс] // Toronto Slavic Quarterly. - №55, 2016. / URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/55/index.shtml. Дата обращения: 10.04.2016.
55. Шалденкова М. В. Исследование церковного раскола в работах П. И. Мельникова [Электронный ресурс] // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - СПб., 2014. - №3 (87). - С. 123-125 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-tserkovnogo- raskola-v-rabotah-p-i-melnikova. Дата обращения: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ