МЕТОДИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА НА ЭТНОРЕЛИГИОЗНОЙ ПОЧВЕ
|
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ 12
1.1. Причины и условия возникновения этнорелигиозного
экстремизма 12
1.2. Мотивация в преступлениях экстремистской
направленности 24
ГЛАВА II. ЯЗЫКОВЫЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА НА ПРИМЕРАХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА 34
2.1. Основные положения лингвистической, психологической и психолого-лингвистической экспертиз, проводимых в отношении материалов экстремистского содержания 34
2.2. Психологические и лингвистические методики, применяемые в доказывании преступлений экстремистской направленности 50
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СЕПАРАТИЗМА 67
3.1. Политические аспекты формирования сепаратистских
проявлений 67
3.2. Влияние этноконфессиональных аспектов на проявление
сепаратизма 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА I. ЭТНОРЕЛИГИОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ 12
1.1. Причины и условия возникновения этнорелигиозного
экстремизма 12
1.2. Мотивация в преступлениях экстремистской
направленности 24
ГЛАВА II. ЯЗЫКОВЫЕ, ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА НА ПРИМЕРАХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА 34
2.1. Основные положения лингвистической, психологической и психолого-лингвистической экспертиз, проводимых в отношении материалов экстремистского содержания 34
2.2. Психологические и лингвистические методики, применяемые в доказывании преступлений экстремистской направленности 50
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ ПОЛИТИЧЕСКОГО И ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СЕПАРАТИЗМА 67
3.1. Политические аспекты формирования сепаратистских
проявлений 67
3.2. Влияние этноконфессиональных аспектов на проявление
сепаратизма 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В современных условиях развития социально-политической жизни за несколько последних десятилетий произошли глобальные изменения, выразившиеся в мобилизации стран и народов, ассоциирующих себя в формате религиозной и этнорелигиозной идентичностью. В пространстве поликультурного и многоконфессионального социума данная социальная специфика проявляется посредством коммуникации с определениями «мы православные», или «мы мусульмане». Социальный анализ происходящих событий отчетливо выделяет локализующиеся регионы с различной религиозной идентичностью. На сегодняшний день как на мировой арене в целом, так и на постсоветском пространстве, в частности в России, наблюдается резкая эскалация межэтнических конфликтов и войн, где главными причинами конфликтообразования выступают выраженные в различных формах этноконфессиональные противоречия.
Основной из задач предотвращения и противодействия преступлениям экстремистской направленности выступает задача разграничения сложных и многоструктурных аспектов доказывания противоправных деяний, что позволит определить состав экстремистского преступления, не допуская сведению к квалификации преступлений иного характера, которые в меньшей степени представляют общественную опасность, что может способствовать созданию нелегитимного правового прецедента. При расследовании преступлений экстремистской категории наибольшее внимание уделяется установлению мотива, как правило используя критерий проявления ненависти к определенным представителям той или иной социальной группы, что значительно затрудняет доказывание. Порой, негативная оценка деятельности государственной власти рядовым обывателем представляется радикальной, вместе с тем, не будет являться преступлением, если, к примеру, она не проявляется публично в форме призывов к революционному способу смены властных государственных структур. Представленная проблематика требует принятия кардинальных мер по выработке и систематизации подходов, способных эффективно решить поставленные задачи перед судебно-следственной системой. Следует также обратить внимание на необходимость формирования на государственном уровне в правовом поле конкретизированных границ и соответствующих методик по использованию лингвистических, психологических, религиоведческих и комплексных методик при проведении экспертиз материалов, связанных с преступлениями экстремистской направленности.
Социально-политические условия развития современного российского общества открыто демонстрируют важность актуальность внесения корректив в правовой и методологический аппараты на государственном уровне, что должно способствовать эффективному противодействию проявлениям экстремизма в различных его формах. Нет сомнений в том, что при ошибочной даче правовой оценки преступным деяниям, содержащих в себе признаки состава преступлений экстремистской направленности, но в силу объективных обстоятельств таковыми не являющимися, могут быть записаны в ряды экстремистов лица, которые совершили преступление совершенно иной направленности, например хулиганство. С учетом указанного, тема данного диссертационного исследования актуализирована представленной
проблематикой и необходимостью минимизации, вплоть до исключения вероятности дачи ошибочных правовых оценок совершенным противоправным деяниям в рассматриваемой сфере.
Новизна исследования: Научное осмысление траекторий преодоления экстремизма и терроризма на этнорелигиозной почве началось достаточно давно. Как правило, в поле зрения исследователей попадали проблемы категориального анализа преступной экстремистской и террористической деятельности, аспекты криминализации преступной деятельности, финансирования и распространения экстремизма и терроризма на этноконфессиональной почве. Новизна данного исследования заключается в попытке обобщения эмпирического опыта, связанного с выявлением экстремистского поведения и способами его преодоления.
Объект исследования представляют общественные отношения, образующие субъект-объектное взаимодействие его участников, в деятельности которых проявляются признаки идеологического экстремизма на этноконфессиональной основе.
Предметом исследования являются методико-аналитические средства выявления экстремистского дискурса в современной социальной среде.
Цель исследования: провести анализ проявлений экстремизма и терроризма на этноконфессиональной основе как уголовно наказуемых деяний, с выработкой методического аппарата, способного выявлять экстремистские проявления в дискурсе или повелении граждан РФ, а также выявить рекомендации по применению мер профилактического и предупредительного характера.
Задачи исследования:
- определить причины и условия возникновения этнорелигиозного экстремизма, дать понятие этнорелигиозного терроризма;
- выявить специфику этнически или конфессионально мотивированных экстремизма и терроризма;
- установить причины и условия, способствующие формированию радикальной идеологии в сознании этногрупп и конфессий;
- выделить оптимальные методико-аналитические средства, используемые для противодействия экстремизму;
- провести сравнительный анализ критериев политического и этнорелигиозного сепаратизма;
- проследить ретроспективу формирования этнически или религиозно мотивированных экстремизма в современной России;
- предложить варианты профилактических мер по противодействию националистически или религиозно мотивированного экстремизма в российском социально-политическом пространстве.
Источники исследования: При написании работы использовались источники правовой информации самого обширного характера:
В Конституции Российской Федерации заложены принципы, определяющие права и свободы человека как в отношении конфессиональной, этнической идентичности, так и способы защиты прав граждан. Уголовный кодекс Российской Федерации определяет уголовно-правовую природу этноконфессионального экстремизма и терроризма. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации способствует отграничению преступлений экстремистского характера от группы других правонарушений с жертвенными последствиями. Федеральный закон от № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» является одним из центральных источников, регламентирующих правовую природу экстремистских правонарушений. Федеральный закон № 196-ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации» способствует определению сути методик, выявляющих экстремистский контент. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» способствует характеристике государственной стратегии противодействия экстремизму и выявлению методов профилактики и противодействия экстремистской деятельности. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о
преступлениях террористической направленности», а также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» способствуют пониманию процессов эволюции государственной политики в сфере противодействия экстремизму.
Степень изученности проблемы: Проблематика, рассматриваемая автором, имеет междисциплинарный характер, поэтому характеристика опыта научного рассмотрения проблемы формирования методико-аналитических средств выявления этноконфессионального экстремизма связана с разработками ученых следующих направлений: аналитико-религиоведческого направления, лингвоэкспертного направления, а также правового направления.
В рамках аналитико-религиоведческого направления ученые определяют специфику влияния религиозной идеологии на процессы радикализации деятельности движений и групп, сформировавшихся внутри различных конфессий. Большое внимание в рамках данного направления уделяется проблеме эволюции организационной и идеологической структуры религиозных организаций, зародившихся в конце XX - начале XXI века и испытавших влияние процессов секуляризации и модернизации религиозной ситуации во всем мире. Так, в работах Грачева С.И. и Молькова С.Н. «Этнонациональный экстремизм» формируется представление о роли кризисных состояний в национальной политике и их влияния на радикализацию движений, возникших на национальной и конфессиональной идеологии. Ученые отмечают, что экстремистские мотивы проявляются в пропаганде исключительности и превосходства по признаку отношения к определенной национальной, конфессиональной или этнической группе. В качестве факторов радикализации экстремистских настроений авторы отмечают проблемы экономического и политического характера, а также практику распространения идей дестабилизации общественных отношений в угоду обеспечения интересов определенных этнических и управленческих элит. Другой исследователь Д. Назиров в работе «Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия» отмечает, что насилие используется террористами для достижения религиозных целей. Как правило, такие цели связаны с достижением идеала религиозной идентичности определенной социальной группы на определенной территории. Автор данной работы говорит не только о сущности религиозного экстремизма, но и политике противодействия экстремистским и террористическим планам . Влияние региональных политических факторов на радикализацию ислама рассматривается в работе В. Наумкина «Радикальный ислам в Центральной Азии». Автор данной работы замечает, что радикализация ислама в Центральной Азии произошла не в XXI веке, а явилась результатом военных событий в Афганистане, и также была подогрета вооружением исламских движений Пакистана. В. Наумкин отмечает, что регион Центральной Азии и дальше будет идти по пути усиления радикализма ввиду не сбалансированности развития стран данного региона, а также глобального политического влияния третьих стран на идеологические процессы, происходящие в Центральной Азии. Одним из самых ранних исследований, обозначивших влияние религии на радикализацию ислама, явилось исследование Р.Я. Эмануилова, А.Э. Яшлавского. Авторы в историческом контексте рассмотрели аспекты формирования идеологии салафизма и джихадизма, отмечая, что именно данные идеологии смогли сформировать конкурентоспособную религиозную доктрину, ответившую на внешние идеологические угрозы в эпоху нового времени. Современное развитие экстремизма, по мнению исследователей, помимо социальных и политических факторов обусловлено цивилизационным противостоянием Востока и Запада.
В рамках правового направления изучаются вопросы противодействия распространению этнорелигиозному экстремизму. Исследуя уголовно-правовые аспекты противодействия этнорелигиозному экстремизму, ученые обобщают международно-правовые аспекты противодействия экстремизму, а также эволюцию правовых стандартов, устанавливающих ответственность за терроризм. Эффективность правового противостояния этнорелигиозному экстремизму в работах исследователей правового направления напрямую связана с определением природы этнорелигиозного экстремизма. Авторская монография Антонян Ю.М., Белокурова Г.И., Боковикова А.К. раскрывает правовую природу этнорелигиозного экстремизма и терроризма. Одним из факторов возникновения экстремистской и террористической деятельности является стремление этноконфессиональных элит к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств. В связи с этим, противостояние экстремизму должно включать процесс налаживания внутриполитических контактов и связей внутри региона и страны в целом.
Поскольку экстремистская деятельность часто связана с распространением экстремистской литературы, речевыми призывами к экстремизму в практике анализа методических средств выявления экстремистского дискурса автор данного исследования обращался к работам лингвистов в сфере юрислингвистики. Характерные особенности словесного экстремизма, а также специфика публичности устных и письменных речевых высказываний раскрыта в исследовании Алифановой О.Г. «К проблеме разграничения и использования терминов «призыв» и «скрытый призыв» при производстве лингвистической экспертизы» . Исследование побудительного потенциала речевого воздействия экстремистской личности, а также критерии экстремистского речевого воздействия рассматриваются в работе Л.А. Араевой и М.А. Осадчего . Авторы отмечают, что воздействие экстремистской риторики по своей природе сходно с внушением как сознательным неаргументированным воздействием. Религиозное содержание речи усиливает суггестивный аспект, что приводит к большой эффективности речевого воздействия экстремиста.
Важным аспектом исследования является поиск методики определения экстремистского контекста в религиозной литературе. Не смотря на то, что в религиозной литературе достаточно много призывов к убийству, истреблению не угодных Богу, не вся религиозная литература признана экстремистской, вернее из состава экстремистской выведена вероучительная литература мировых религий. Поиск эффективной методики привел автора к привлечению литературы, в которой обсуждаются критерии экстремистского дискурса, как например, в работах Булыгина Е.Ю., Лаппо М.А., Трипольская Т.А, а также Бринева К.И. Опираясь на исследования, представленные тремя направлениями, автор данной работы проводил диагностику в различных молодежных средах с целью профилактики экстремизма.
Методология и методы исследования:
Концептуальным методологическим основанием является системный подход. Под системой нами определяется система общественных отношений, включающая функционирование и деятельность религиозных организаций и групп, как ортодоксального, так и радикального плана, а также других субъектов общественных отношений, являющихся реципиентами информации, производимой этноконфессиональными организациями.
Изучение различных проявлений экстремистского поведения приводит автора работы к использованию комплексного методологического аппарата. Более половины случаев экстремистского поведения проявляются как результат дискурсивной практики, либо как намеренная репрезентация экстремистского поведения. В связи с этим, автор работы намерен обратиться к использованию методологического опыта, представленного в работах Е.Ю. Булыгиной, М.А. Лаппо, Т.А. Трипольской. В работах данных исследователей представлены категориальные ориентиры, определяющие содержание экстремистского текста. При проведении исследования автор намерен использовать опыт Алтайской школы юрислингвистики, исследователи которой используют в своих трудах концептуальные основания специфики коммуникативного акта, отражающего признаки экстремистского состава противоправного действия. Психотип и поведенческие особенности в деятельности экстремиста подробно охарактеризованы в работах Т.Н. Секераж. Опираясь на психолингвистические методики, Т.Н Секераж характеризует проявление экстремистской деятельности. Данные методики автор работы использует в связи необходимостью обнаружения проявлений экстремизма на этнорелигиозной почве.
При проведении исследования автором работы использовались следующие методы: категориального анализа, семантического анализа, конситуативного анализа, прагматического анализа, метод психотипической интерпретации, а также общенаучные метолы сравнительного анализа, каузального анализа, синтеза, индукции.
Апробация работы:
Апробация работы состоялась в сборнике докладов ежегодной конференции БЮИ МВД РФ «Проблемы совершенствования российского законодательства». Автором данной работы представлен и опубликован доклад «К вопросу об этнорелигиозном экстремизме». В журнале «Юрислингвистика» готовится к выпуску совместная статья М.В. Кащаевой, В.Н. Синичкина «Лингвистическая парадигма религиоведческой экспертизы (на примере текстов собраний «Свидетелей Иеговы»).
Практическая значимость работы: Выводы и материалы данного исследования могут использоваться для составления курсов лекций по предметам, связанным с религиоведческой экспертизой, а также проблемами преодоления этнорелигиозного экстремизма и терроризма.
Структура магистерской диссертации: соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Основной из задач предотвращения и противодействия преступлениям экстремистской направленности выступает задача разграничения сложных и многоструктурных аспектов доказывания противоправных деяний, что позволит определить состав экстремистского преступления, не допуская сведению к квалификации преступлений иного характера, которые в меньшей степени представляют общественную опасность, что может способствовать созданию нелегитимного правового прецедента. При расследовании преступлений экстремистской категории наибольшее внимание уделяется установлению мотива, как правило используя критерий проявления ненависти к определенным представителям той или иной социальной группы, что значительно затрудняет доказывание. Порой, негативная оценка деятельности государственной власти рядовым обывателем представляется радикальной, вместе с тем, не будет являться преступлением, если, к примеру, она не проявляется публично в форме призывов к революционному способу смены властных государственных структур. Представленная проблематика требует принятия кардинальных мер по выработке и систематизации подходов, способных эффективно решить поставленные задачи перед судебно-следственной системой. Следует также обратить внимание на необходимость формирования на государственном уровне в правовом поле конкретизированных границ и соответствующих методик по использованию лингвистических, психологических, религиоведческих и комплексных методик при проведении экспертиз материалов, связанных с преступлениями экстремистской направленности.
Социально-политические условия развития современного российского общества открыто демонстрируют важность актуальность внесения корректив в правовой и методологический аппараты на государственном уровне, что должно способствовать эффективному противодействию проявлениям экстремизма в различных его формах. Нет сомнений в том, что при ошибочной даче правовой оценки преступным деяниям, содержащих в себе признаки состава преступлений экстремистской направленности, но в силу объективных обстоятельств таковыми не являющимися, могут быть записаны в ряды экстремистов лица, которые совершили преступление совершенно иной направленности, например хулиганство. С учетом указанного, тема данного диссертационного исследования актуализирована представленной
проблематикой и необходимостью минимизации, вплоть до исключения вероятности дачи ошибочных правовых оценок совершенным противоправным деяниям в рассматриваемой сфере.
Новизна исследования: Научное осмысление траекторий преодоления экстремизма и терроризма на этнорелигиозной почве началось достаточно давно. Как правило, в поле зрения исследователей попадали проблемы категориального анализа преступной экстремистской и террористической деятельности, аспекты криминализации преступной деятельности, финансирования и распространения экстремизма и терроризма на этноконфессиональной почве. Новизна данного исследования заключается в попытке обобщения эмпирического опыта, связанного с выявлением экстремистского поведения и способами его преодоления.
Объект исследования представляют общественные отношения, образующие субъект-объектное взаимодействие его участников, в деятельности которых проявляются признаки идеологического экстремизма на этноконфессиональной основе.
Предметом исследования являются методико-аналитические средства выявления экстремистского дискурса в современной социальной среде.
Цель исследования: провести анализ проявлений экстремизма и терроризма на этноконфессиональной основе как уголовно наказуемых деяний, с выработкой методического аппарата, способного выявлять экстремистские проявления в дискурсе или повелении граждан РФ, а также выявить рекомендации по применению мер профилактического и предупредительного характера.
Задачи исследования:
- определить причины и условия возникновения этнорелигиозного экстремизма, дать понятие этнорелигиозного терроризма;
- выявить специфику этнически или конфессионально мотивированных экстремизма и терроризма;
- установить причины и условия, способствующие формированию радикальной идеологии в сознании этногрупп и конфессий;
- выделить оптимальные методико-аналитические средства, используемые для противодействия экстремизму;
- провести сравнительный анализ критериев политического и этнорелигиозного сепаратизма;
- проследить ретроспективу формирования этнически или религиозно мотивированных экстремизма в современной России;
- предложить варианты профилактических мер по противодействию националистически или религиозно мотивированного экстремизма в российском социально-политическом пространстве.
Источники исследования: При написании работы использовались источники правовой информации самого обширного характера:
В Конституции Российской Федерации заложены принципы, определяющие права и свободы человека как в отношении конфессиональной, этнической идентичности, так и способы защиты прав граждан. Уголовный кодекс Российской Федерации определяет уголовно-правовую природу этноконфессионального экстремизма и терроризма. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации способствует отграничению преступлений экстремистского характера от группы других правонарушений с жертвенными последствиями. Федеральный закон от № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» является одним из центральных источников, регламентирующих правовую природу экстремистских правонарушений. Федеральный закон № 196-ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации» способствует определению сути методик, выявляющих экстремистский контент. Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» способствует характеристике государственной стратегии противодействия экстремизму и выявлению методов профилактики и противодействия экстремистской деятельности. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о
преступлениях террористической направленности», а также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» способствуют пониманию процессов эволюции государственной политики в сфере противодействия экстремизму.
Степень изученности проблемы: Проблематика, рассматриваемая автором, имеет междисциплинарный характер, поэтому характеристика опыта научного рассмотрения проблемы формирования методико-аналитических средств выявления этноконфессионального экстремизма связана с разработками ученых следующих направлений: аналитико-религиоведческого направления, лингвоэкспертного направления, а также правового направления.
В рамках аналитико-религиоведческого направления ученые определяют специфику влияния религиозной идеологии на процессы радикализации деятельности движений и групп, сформировавшихся внутри различных конфессий. Большое внимание в рамках данного направления уделяется проблеме эволюции организационной и идеологической структуры религиозных организаций, зародившихся в конце XX - начале XXI века и испытавших влияние процессов секуляризации и модернизации религиозной ситуации во всем мире. Так, в работах Грачева С.И. и Молькова С.Н. «Этнонациональный экстремизм» формируется представление о роли кризисных состояний в национальной политике и их влияния на радикализацию движений, возникших на национальной и конфессиональной идеологии. Ученые отмечают, что экстремистские мотивы проявляются в пропаганде исключительности и превосходства по признаку отношения к определенной национальной, конфессиональной или этнической группе. В качестве факторов радикализации экстремистских настроений авторы отмечают проблемы экономического и политического характера, а также практику распространения идей дестабилизации общественных отношений в угоду обеспечения интересов определенных этнических и управленческих элит. Другой исследователь Д. Назиров в работе «Современный терроризм религиозных экстремистов и проблемы противодействия» отмечает, что насилие используется террористами для достижения религиозных целей. Как правило, такие цели связаны с достижением идеала религиозной идентичности определенной социальной группы на определенной территории. Автор данной работы говорит не только о сущности религиозного экстремизма, но и политике противодействия экстремистским и террористическим планам . Влияние региональных политических факторов на радикализацию ислама рассматривается в работе В. Наумкина «Радикальный ислам в Центральной Азии». Автор данной работы замечает, что радикализация ислама в Центральной Азии произошла не в XXI веке, а явилась результатом военных событий в Афганистане, и также была подогрета вооружением исламских движений Пакистана. В. Наумкин отмечает, что регион Центральной Азии и дальше будет идти по пути усиления радикализма ввиду не сбалансированности развития стран данного региона, а также глобального политического влияния третьих стран на идеологические процессы, происходящие в Центральной Азии. Одним из самых ранних исследований, обозначивших влияние религии на радикализацию ислама, явилось исследование Р.Я. Эмануилова, А.Э. Яшлавского. Авторы в историческом контексте рассмотрели аспекты формирования идеологии салафизма и джихадизма, отмечая, что именно данные идеологии смогли сформировать конкурентоспособную религиозную доктрину, ответившую на внешние идеологические угрозы в эпоху нового времени. Современное развитие экстремизма, по мнению исследователей, помимо социальных и политических факторов обусловлено цивилизационным противостоянием Востока и Запада.
В рамках правового направления изучаются вопросы противодействия распространению этнорелигиозному экстремизму. Исследуя уголовно-правовые аспекты противодействия этнорелигиозному экстремизму, ученые обобщают международно-правовые аспекты противодействия экстремизму, а также эволюцию правовых стандартов, устанавливающих ответственность за терроризм. Эффективность правового противостояния этнорелигиозному экстремизму в работах исследователей правового направления напрямую связана с определением природы этнорелигиозного экстремизма. Авторская монография Антонян Ю.М., Белокурова Г.И., Боковикова А.К. раскрывает правовую природу этнорелигиозного экстремизма и терроризма. Одним из факторов возникновения экстремистской и террористической деятельности является стремление этноконфессиональных элит к перераспределению жизненных ресурсов и природных богатств. В связи с этим, противостояние экстремизму должно включать процесс налаживания внутриполитических контактов и связей внутри региона и страны в целом.
Поскольку экстремистская деятельность часто связана с распространением экстремистской литературы, речевыми призывами к экстремизму в практике анализа методических средств выявления экстремистского дискурса автор данного исследования обращался к работам лингвистов в сфере юрислингвистики. Характерные особенности словесного экстремизма, а также специфика публичности устных и письменных речевых высказываний раскрыта в исследовании Алифановой О.Г. «К проблеме разграничения и использования терминов «призыв» и «скрытый призыв» при производстве лингвистической экспертизы» . Исследование побудительного потенциала речевого воздействия экстремистской личности, а также критерии экстремистского речевого воздействия рассматриваются в работе Л.А. Араевой и М.А. Осадчего . Авторы отмечают, что воздействие экстремистской риторики по своей природе сходно с внушением как сознательным неаргументированным воздействием. Религиозное содержание речи усиливает суггестивный аспект, что приводит к большой эффективности речевого воздействия экстремиста.
Важным аспектом исследования является поиск методики определения экстремистского контекста в религиозной литературе. Не смотря на то, что в религиозной литературе достаточно много призывов к убийству, истреблению не угодных Богу, не вся религиозная литература признана экстремистской, вернее из состава экстремистской выведена вероучительная литература мировых религий. Поиск эффективной методики привел автора к привлечению литературы, в которой обсуждаются критерии экстремистского дискурса, как например, в работах Булыгина Е.Ю., Лаппо М.А., Трипольская Т.А, а также Бринева К.И. Опираясь на исследования, представленные тремя направлениями, автор данной работы проводил диагностику в различных молодежных средах с целью профилактики экстремизма.
Методология и методы исследования:
Концептуальным методологическим основанием является системный подход. Под системой нами определяется система общественных отношений, включающая функционирование и деятельность религиозных организаций и групп, как ортодоксального, так и радикального плана, а также других субъектов общественных отношений, являющихся реципиентами информации, производимой этноконфессиональными организациями.
Изучение различных проявлений экстремистского поведения приводит автора работы к использованию комплексного методологического аппарата. Более половины случаев экстремистского поведения проявляются как результат дискурсивной практики, либо как намеренная репрезентация экстремистского поведения. В связи с этим, автор работы намерен обратиться к использованию методологического опыта, представленного в работах Е.Ю. Булыгиной, М.А. Лаппо, Т.А. Трипольской. В работах данных исследователей представлены категориальные ориентиры, определяющие содержание экстремистского текста. При проведении исследования автор намерен использовать опыт Алтайской школы юрислингвистики, исследователи которой используют в своих трудах концептуальные основания специфики коммуникативного акта, отражающего признаки экстремистского состава противоправного действия. Психотип и поведенческие особенности в деятельности экстремиста подробно охарактеризованы в работах Т.Н. Секераж. Опираясь на психолингвистические методики, Т.Н Секераж характеризует проявление экстремистской деятельности. Данные методики автор работы использует в связи необходимостью обнаружения проявлений экстремизма на этнорелигиозной почве.
При проведении исследования автором работы использовались следующие методы: категориального анализа, семантического анализа, конситуативного анализа, прагматического анализа, метод психотипической интерпретации, а также общенаучные метолы сравнительного анализа, каузального анализа, синтеза, индукции.
Апробация работы:
Апробация работы состоялась в сборнике докладов ежегодной конференции БЮИ МВД РФ «Проблемы совершенствования российского законодательства». Автором данной работы представлен и опубликован доклад «К вопросу об этнорелигиозном экстремизме». В журнале «Юрислингвистика» готовится к выпуску совместная статья М.В. Кащаевой, В.Н. Синичкина «Лингвистическая парадигма религиоведческой экспертизы (на примере текстов собраний «Свидетелей Иеговы»).
Практическая значимость работы: Выводы и материалы данного исследования могут использоваться для составления курсов лекций по предметам, связанным с религиоведческой экспертизой, а также проблемами преодоления этнорелигиозного экстремизма и терроризма.
Структура магистерской диссертации: соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
В результате проведенного исследования приходим к выводу, что наибольшую угрозу современному обществу и государственной безопасности в целом представляют преступления экстремистской направленности. Уголовно-правовое закрепление меры ответственности за совершение деяний террористического или экстремистского характера обосновано многочисленными научными работами в области криминалистики, которые в первую очередь опирались на эмпирические и статистические данные. Так, статистика уголовных дел с признаками составов преступлений, имеющих экстремистский окрас, возбужденных за последнее десятилетие, свидетельствует о их постоянном росте. Вместе с тем, имеющихся средств уголовно-правового характера недостаточно для эффективного противодействия распространению экстремистских настроений, существо которых порой смешивают с бытовыми преступлениями, выпуская из внимания отличительные критерии и соответствующие разграничивающие признаки.
В первой главе обоснована позиция что экстремизм, взращённый на этнорелигиозной почве, является одним из наиболее опасных и распространенных видов, который в той или иной форме на всех этапах развития цивилизации находил свое отражение в социально-политических отношениях. При проведении исследования, мы приходим к выводу о неоднородности структуры этнорелигиозного экстремизма, составными элементами которого выступают как идеологические компоненты фундаментального характера, так и субъекты-носители этих компонентов, которые являются преобразователями духовного в материальное посредством совершения акций прямого воздействия (террористических акций) на источники своего раздражения, адресность которых обширна.
В ходе проведения сравнительного анализа ретроспективных материалов, содержащих информацию о факторах возникновения этноконфессиональных противоречий, способных трансформироваться в экстремистские проявления, мы можем говорить о том, что фундаментальными причинами и условиями возникновения этнорелигиозного экстремизма являются:
- нарушение прав человека по этническому, национальному или религиозному признаку, унизительное, пренебрежительное отношение, непринятие необходимых мер для экономического и духовного развития;
- ущемление прав наций на самоопределение, несмотря на имеющиеся фактические предпосылки для создания государств;
- желание одной нации продемонстрировать другой превосходство, основанное на более высоком уровне развития экономики либо военной организации государства;
- стремление к перераспределению контроля над ресурсной базой и рынками сбыта, инфраструктурой и транспортной логистикой;
- рост безработицы, особенно в крупных городах с полинациональным и многоконфесиональным составом, приводящий к социально-экономическому кризису.
Следовательно, под этнорелигиозным терроризмом стоит понимать такое преступление, которое стимулируется мотивами обеспечения превосходства своей нации или (и) религии; реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистской направленности, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем и в рамках одной религии). Указанный вид терроризма формируется на почве религиозной и национальной нетерпимости, вражды и ненависти, игнорирования интересов иных групп.
Исследуемый вид терроризма проявляется в действиях и поступках представителей различных этнорелигиозных групп с разными религиозными взглядами, также встречаются неверующие, которые за различные материальные блага или по причине критического отношения к органам государственной власти, либо по иным мотивам совершают преступления террористического характера.
При проведении анализа экстремистской мотивации, формируемой на психологическом уровне, изучению подвергается комплекс свойств и качеств человека, совершающего действия экстремистской направленности. Мы склонны придерживаться той мысли, что личность экстремиста - понятие условное, которое объединяет разные индивидуальные и психологические свойства (темперамент, образ мышления, характер), социально-психологические критерии личности (занимаемый статус в группе, функциональная роль) и личностные качества (коммуникабельность, восприимчивость, толерантность). Совокупность указанных свойств личности, дополняемая этнорелигиозными идеологическими установками представляет собой специфику мотивации экстремизма.
Стоит признать, что в настоящее время этнорелигиозной экстремизм вошел в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Подготовка и совершение террористических акций в общественных местах с целью устрашения населения и воздействие на социально-политические процессы в стране, факты агрессии в этноконфессиональных локальных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д., периодически проявляют себя в различных регионах России. Согласно результатов проведенного исследования, наибольшую угрозу безопасности общества и конституционного строя государства, выступает этнически и религиозно мотивированный экстремизм.
Эффективность работы по противодействию этнорелигиозному экстремизму будет заключаться в комплексном подходе, включающем меры предупредительно-профилактического, уголовно наказуемого и поощрительного характера. При условии своевременного реагирования и внесения необходимых коррективов в законодательную базу, с задействованием сил и средств не только специальных ведомств правоохранительных структур, но и с привлечением государственных профильных и иных негосударственных общественных организаций, путем проведения предупредительно-профилактических мероприятий, основанных на психологическом воздействии и религиозном воспитании этногрупп с привлечением профильных специалистов, в том числе религиозных деятелей.
Также стоит отметить, что большое значение для профилактики и предупреждения преступлений экстремистской направленности имеют методико-аналитические средства, позволяющие выявить на этапах зарождения целевых установок личности экстремиста и подготовки к совершению акций прямого воздействия на объект своего неприятия или раздражения. К этим средствам непосредственно относятся применяемые методики лингвистических, психологических и комплексных лингво-психологических экспертиз, при необходимости с привлечением специалистов в области религиоведения и регионоведения, др. Наряду с этим, для практического противодействия экстремизму должны быть разработаны конкретные программы, определяющие меры и действия, направленные на борьбу с экстремизмом.
Таким образом, следует с должным пониманием отнестись к тому, что меры профилактики экстремизма и терроризма являются первоочередными, должны иметь системный характер и предусматривать следующее: 1). Внедрение в образовательные программы занятия ознакомительного характера с доведением общих положений традиционных для нашего общества религий, в ходе которых доводить информацию, дискредитирующую деятельность экстремистской направленности 2). Разработка и внедрение научно-практических рекомендаций по выявлению и устранению причин формирования экстремистских настроений в отдельных этноконфессиональных группах и в обществе в целом 3). Наладить диалог между властными государственными структурами и представителями национальных меньшинств, принимая во внимание их насущные проблемы. 4). Использование региональных информационных ресурсов в целях изобличения сущности деятельности экстремистских и террористических структур, направленной на вовлечение в свои ряды новых членов. 5). Разработка оптимальных методико-аналитических средств, позволяющих эффективно и своевременно выявлять причины и условия формирования экстремистских настроений.
Не стоит списывать со счетов и тот факт, что социально-экономические проблемы в нашем обществе выступают основным раздражителем, способным развить скрытую неприязнь в открытую агрессию, поэтому немаловажно периодически давать всестороннюю оценку обстановки во всех сферах жизни общества, своевременно прогнозировать развитие негативных процессов и реализовывать комплекс мер соотносимых со степенью возможной угрозы.
В первой главе обоснована позиция что экстремизм, взращённый на этнорелигиозной почве, является одним из наиболее опасных и распространенных видов, который в той или иной форме на всех этапах развития цивилизации находил свое отражение в социально-политических отношениях. При проведении исследования, мы приходим к выводу о неоднородности структуры этнорелигиозного экстремизма, составными элементами которого выступают как идеологические компоненты фундаментального характера, так и субъекты-носители этих компонентов, которые являются преобразователями духовного в материальное посредством совершения акций прямого воздействия (террористических акций) на источники своего раздражения, адресность которых обширна.
В ходе проведения сравнительного анализа ретроспективных материалов, содержащих информацию о факторах возникновения этноконфессиональных противоречий, способных трансформироваться в экстремистские проявления, мы можем говорить о том, что фундаментальными причинами и условиями возникновения этнорелигиозного экстремизма являются:
- нарушение прав человека по этническому, национальному или религиозному признаку, унизительное, пренебрежительное отношение, непринятие необходимых мер для экономического и духовного развития;
- ущемление прав наций на самоопределение, несмотря на имеющиеся фактические предпосылки для создания государств;
- желание одной нации продемонстрировать другой превосходство, основанное на более высоком уровне развития экономики либо военной организации государства;
- стремление к перераспределению контроля над ресурсной базой и рынками сбыта, инфраструктурой и транспортной логистикой;
- рост безработицы, особенно в крупных городах с полинациональным и многоконфесиональным составом, приводящий к социально-экономическому кризису.
Следовательно, под этнорелигиозным терроризмом стоит понимать такое преступление, которое стимулируется мотивами обеспечения превосходства своей нации или (и) религии; реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистской направленности, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем и в рамках одной религии). Указанный вид терроризма формируется на почве религиозной и национальной нетерпимости, вражды и ненависти, игнорирования интересов иных групп.
Исследуемый вид терроризма проявляется в действиях и поступках представителей различных этнорелигиозных групп с разными религиозными взглядами, также встречаются неверующие, которые за различные материальные блага или по причине критического отношения к органам государственной власти, либо по иным мотивам совершают преступления террористического характера.
При проведении анализа экстремистской мотивации, формируемой на психологическом уровне, изучению подвергается комплекс свойств и качеств человека, совершающего действия экстремистской направленности. Мы склонны придерживаться той мысли, что личность экстремиста - понятие условное, которое объединяет разные индивидуальные и психологические свойства (темперамент, образ мышления, характер), социально-психологические критерии личности (занимаемый статус в группе, функциональная роль) и личностные качества (коммуникабельность, восприимчивость, толерантность). Совокупность указанных свойств личности, дополняемая этнорелигиозными идеологическими установками представляет собой специфику мотивации экстремизма.
Стоит признать, что в настоящее время этнорелигиозной экстремизм вошел в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Подготовка и совершение террористических акций в общественных местах с целью устрашения населения и воздействие на социально-политические процессы в стране, факты агрессии в этноконфессиональных локальных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д., периодически проявляют себя в различных регионах России. Согласно результатов проведенного исследования, наибольшую угрозу безопасности общества и конституционного строя государства, выступает этнически и религиозно мотивированный экстремизм.
Эффективность работы по противодействию этнорелигиозному экстремизму будет заключаться в комплексном подходе, включающем меры предупредительно-профилактического, уголовно наказуемого и поощрительного характера. При условии своевременного реагирования и внесения необходимых коррективов в законодательную базу, с задействованием сил и средств не только специальных ведомств правоохранительных структур, но и с привлечением государственных профильных и иных негосударственных общественных организаций, путем проведения предупредительно-профилактических мероприятий, основанных на психологическом воздействии и религиозном воспитании этногрупп с привлечением профильных специалистов, в том числе религиозных деятелей.
Также стоит отметить, что большое значение для профилактики и предупреждения преступлений экстремистской направленности имеют методико-аналитические средства, позволяющие выявить на этапах зарождения целевых установок личности экстремиста и подготовки к совершению акций прямого воздействия на объект своего неприятия или раздражения. К этим средствам непосредственно относятся применяемые методики лингвистических, психологических и комплексных лингво-психологических экспертиз, при необходимости с привлечением специалистов в области религиоведения и регионоведения, др. Наряду с этим, для практического противодействия экстремизму должны быть разработаны конкретные программы, определяющие меры и действия, направленные на борьбу с экстремизмом.
Таким образом, следует с должным пониманием отнестись к тому, что меры профилактики экстремизма и терроризма являются первоочередными, должны иметь системный характер и предусматривать следующее: 1). Внедрение в образовательные программы занятия ознакомительного характера с доведением общих положений традиционных для нашего общества религий, в ходе которых доводить информацию, дискредитирующую деятельность экстремистской направленности 2). Разработка и внедрение научно-практических рекомендаций по выявлению и устранению причин формирования экстремистских настроений в отдельных этноконфессиональных группах и в обществе в целом 3). Наладить диалог между властными государственными структурами и представителями национальных меньшинств, принимая во внимание их насущные проблемы. 4). Использование региональных информационных ресурсов в целях изобличения сущности деятельности экстремистских и террористических структур, направленной на вовлечение в свои ряды новых членов. 5). Разработка оптимальных методико-аналитических средств, позволяющих эффективно и своевременно выявлять причины и условия формирования экстремистских настроений.
Не стоит списывать со счетов и тот факт, что социально-экономические проблемы в нашем обществе выступают основным раздражителем, способным развить скрытую неприязнь в открытую агрессию, поэтому немаловажно периодически давать всестороннюю оценку обстановки во всех сферах жизни общества, своевременно прогнозировать развитие негативных процессов и реализовывать комплекс мер соотносимых со степенью возможной угрозы.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ ТЕРРРОРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017



