Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практика урегулирования конфликтов в студенческой среде вуза (на примере АлтГУ)

Работа №89013

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы междисциплинарного анализа практик урегулирования студенческих конфликтов 7
1.1. Студенческие конфликты: понятие и виды 7
1.2. Основные способы урегулирования студенческих конфликтов 15
Глава 2. Результаты междисциплинарного исследования практики урегулирования студенческих конфликтов в АлтГУ 29
2.1. Основные посредники и механизмы их участия в урегулировании
студенческих конфликтов 29
2.2. Эффективность участия третьей стороны в урегулировании
студенческих конфликтов и способы ее повышения 44
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 64

Актуальность темы исследования. В настоящее время происходят ценностные трансформации в студенческой среде во всех сферах жизни учащихся и сотрудников учебных заведений. Образовательный процесс является ведущей деятельностью студентов и преподавателей, его изменения, сочетаясь с жизненными установками человека, создают плодородную почву для возникновения социальных конфликтов.
В студенческой среде сама деятельность предполагает частое возникновение различного рода столкновений. Конфликты могут происходить между студентами, между студентом и группой, между студентом и преподавателем, как в стенах учебного заведения, так и за их пределами. Они могут быть связаны, как с учебным процессом, так и с личными причинами социального и психологического характера. В результате конфликтов ухудшается не только самочувствие студентов, их успеваемость, создается напряженная обстановка в студенческой группе, но это может отразиться на эффективности и качестве работы профессорско- преподавательского коллектива, психологической атмосфере администрации образовательной организации, авторитете учреждения в целом.
Конструктивное решение конфликтов, раннее основывающееся на ценностных ориентациях, прививаемых идеологией, сейчас становится более сложным и неоднозначным процессом. В современном обществе особо остро стоит проблема недостаточного уровня понимания между субъектами образовательного процесса в ситуациях разрешения конфликта. Их деятельность, как правило, мало направлена на достижение общих целей в области конфликторазрешения.
Степень научной разработанности темы. Теоретико-методологическую основу конфликтологического подхода к изучению конфликтного поведения заложили такие выдающиеся западные ученые как М. Вебер, Г. Зиммель, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс, Э. Дюргейм, Г. Смелзер, Р. Дарендорф, Л. Коузер и др. В отечественной науке вклад в разработку конфликтологических идей внесли В.С. Агеев, А.Я. Анцупов, A. И. и Шипилов и др. Изучением студенческой молодежи занимались B. Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Г.А. Журавлева и ряд других советских ученых, принадлежащих к научной школе ЛГУ. В настоящее время можно выделить таких авторов, уделявших внимание изучению конфликтов в студенческой среде, как Л.С. Титкову, А.Ю. Смоленцеву, В.Л. Боктаева, Е.Л. Данилова, В.М. Кузьмина и др. Разработкой теории и практики участия третьей стороны в урегулировании конфликтов в вузовской среде занимались И.Г. Козырев, Т.В. Коростелева, И.А. Сергеичева, Т.В. Черкасова, И.Г. Юстюженкова и др.
Объект исследования - студенческие конфликты.
Предмет исследования - урегулирование студенческих конфликтов.
Цель исследования - анализ практик урегулирования студенческих конфликтов на примере АлтГУ и разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, виды и причины студенческих конфликтов.
2. Охарактеризовать основные способы урегулирования студенческих конфликтов.
3. Определить основных посредников урегулирования студенческих конфликтов в АлтГУ.
4. Описать существующие механизмы практики участия третьей стороны в урегулировании студенческих конфликтов в АлтГУ.
5. Выявить субъективные оценки студентов эффективности участия третьей стороны в урегулировании их конфликтов.
6. Разработать рекомендации по оптимизации практики участия третьей стороны.
Гипотезы исследования:
1. Опыт эмпирических междисциплинарных исследований разных лет показал, что наиболее распространенными видами конфликтного взаимодействия в студенческой среде являются конфликты между студентами; студентами и преподавателями; студентами и административно-вспомогательным персоналом вуза. Причинами таких конфликтов являются как объективные противоречия, так и личностные особенности субъектов образовательной среды вуза.
2. Наиболее распространенными способами урегулирования студенческих конфликтов различного вида является уход от конфликта и постепенное его затухание, что обусловлено спецификой учебного процесса и характером взаимодействия основных субъектов образовательной среды вуза.
3. К процессу урегулирования конфликтов в студенческой среде наиболее часто привлекаются преподаватели, сотрудники деканата, староста/ тьютор группы или студент, неравнодушный к конфликтующим сторонам. Выбор посредника зависит от вида конфликтного взаимодействия и остроты его протекания.
4. Практика участия третьей стороны в урегулировании студенческих конфликтов в вузе носит неформальный характер, так как налаженного механизма деятельности посредника не существует в связи с отсутствием организационной и компетентной работы посредника.
5. Среди студентов не распространен метод привлечение третьей стороны в урегулировании конфликтных взаимодействий, но если это случалось, то деятельность посредника оценивалась как эффективная. Причиной неиспользования помощи третьей стороны является отсутствие информации и знания у субъектов образовательного процесса о таком способе урегулирования конфликта.
6. Рекомендации по оптимизации деятельности третьей стороны в урегулировании студенческих конфликтов предполагают необходимость создания службы медиации при вузе.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы используются: 1) теоретический метод - анализ научной литературы 2) эмпирический метод - опрос в форме анкетирования. Эмпирическая база представляет собой данные, полученные в результате анкетирования. Выборочная совокупность составляет 150 человек.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка литературы и приложения. В работе содержится 71 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Конфликты возникают во всех сферах человеческих взаимоотношений и система высшего образования не является исключением. Поскольку образовательная среда предполагает возникновение различного рода конфликтов не только между студентами, но и студентами и преподавателями, студентами и административно-вспомогательным персоналом и не только. Эти противоречия могут быть связаны, как с учебным процессом, так и более личными причинами. Формальность отношений учебного заведения создает необходимость в конструктивном урегулировании противоречий, возникающих между участниками образовательного процесса.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами было рассмотрено понятие студенческого конфликта, его виды и основные причины. Также проанализирована специфика конфликта в студенческой среде и охарактеризованы основные способы их урегулирования.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить, что конфликты в студенческой среде в АлтГУ являются не редким явлением. Самыми распространенным видом конфликта является противоречие, возникающее между студентами, между студентом и преподавателем, студентом и административно-вспомогательным персоналом университета.
Одной из распространенных причин возникновения разных видов конфликта являются особенности личности или поведения, приводящие к столкновению. А также специфические причины для каждого вида конфликта. Например, в конфликте между студентом и преподавателем, одной из распространенных причин конфликта выступает недовольство студентами выставленными оценками; между студентами - конфликт, возникший на почве интеллектуального соперничества; между студентом и административно-вспомогательным персоналом - некомпетентность специалистов вуза.
Вне зависимости от того, между кем возник конфликт, он в большинстве случаях постепенно затухает, теряет свою актуальность. В случаях, когда конфликт решается с помощью третьей стороны, самыми универсальными и популярными посредниками являются преподаватели, тьюторы, либо старосты, а так же сами студенты.
Практики участия третьей стороны в конфликте в большинстве случаях положительно сказывались на результате нахождения конструктивного решения для каждой из сторон. Те респонденты, которые урегулировали противоречия с различными сторонами (студентами, преподавателями, административно-вспомогательным персоналом вуза) с помощью посредников, как правило, высоко оценивают его вклад в разрешение конфликта. Но есть и те (в малом количестве), кто не заметил какого-либо положительного вмешательства третьей стороны в урегулировании студенческого конфликта. Основная причина этого, на наш взгляд, кроется в том, что представители третьей стороны не обладали достаточными компетентностными знаниями в сфере урегулирования конфликтов и нахождения оптимального решения для обеих сторон участников.
Именно поэтому в целях оптимизации участия практики третьей стороны в урегулировании студенческих конфликтов, а также повышения конфликтологической грамотности, социализации студентов, преподавателей и персонала вуза через технологии конструктивного общения, формирования коммуникативной, конфликтологической и правовой культуры, было выявлено положительное влияние службы медиации, на образовательный процесс.
Медиация, как практика участия третьей стороны в урегулировании студенческих конфликтов, позволит формированию низкой конфликтной образовательной среды, внедрению инновационных технологий построения толерантных и конструктивных коммуникаций в среде вуза.



1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
2. Анцупов, А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. - 2 изд. - СПБ.: Питер, 2009. - 304 с.
3. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - 6 изд. - СПБ.: Питер, 2015. - 528 с.
4. Артюхина, В. А. Технологии урегулирования конфликтов: учебное пособие. - Барнаул: АлтГУ, 2017.
5. Бабосов, Е. М. Конфликтология: учебное пособие для вузов [по социологическим и экономическим специальностям]. - 2 изд. - Минск: Амалфея, 2012. - 323 с.
6. Белинская, А. Б. Педагогическая конфликтология : учебное
пособие для вузов / А. Б. Белинская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10769-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https:ZZurait.ru/bcode/456540(дата обращения: 12.06.2022).
7. Бреслав Г. Э., Корнеску Е. Г., Сидоряк В. И. Конфликты между
преподавателями и студентами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 33. - С. 16-20. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/95388. htm.
8. Вершинин М.С. Конфликтология. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - С. 21
9. Ворожейкин, И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.
10. Галкина, Т.П. Социология управления в вузе: от студенческой группы к команде. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 224 с.
11. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1: Наука логики. М., 1975.
12. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - 2 изд. - СПБ.: ПИТЕР,
2008. - 544 с.
13. Губина, Н.В. Социологические исследования: Социальная напряженность в студенческих группах университета. - 6 изд. Социологические исследования, 2016. - 17-25 с.
14. Гуляев, Г. Ю. Инновационные технологии в науке и образовании. - Пенза: Наука и просвящение, 2018.
15. Давыденко, Д.Л. Вопросы юридической терминологии в сфере «альтернативного урегулирования споров». - 1 изд. - М.: Третейский суд,
2009.
16. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк
политики свободы. - М.: РОССПЭН, 2002. - 284 с.
17. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.:
Гардарики, 2000. - 320 с.
18. Дружинин, В.В. Конторов, Д.С. Введение в теорию конфликта. - М.: Связь, 2019. - 288 с.
19. Егорова, Н.А. Попова, Л.Н. Технологии рационального поведения в конфликте. - 5 изд. - М.: Научные исследования: от теории к практике, 2019. - 238-239 с.
20. Емельянов, С. М. Управление конфликтами в организации : учебник и практикум для вузов / С. М. Емельянов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07226-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453485(дата обращения: 15.06.2022).
21. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2018. - 560 с.
22. Зайцев, А.К. Социальный конфликт. - М.: Академия, 2019. - 464 с.
23. Запрудский, Ю.Г Социальный конфликт (политологический анализ) : автореферат диссертации. - Ростов-на-Дону: 2008. - 41 с.
24. Зиммель, Г. Человек как враг // Психология конфликта: Хрестоматия. 2-е изд. / под общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2008. С. 18-25.
25. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: ЛОГОС, 2004. - 384 с.
26. Иванова, В.В. Переговоры как способ завершения конфликтов. - М.: Наука и образование в современном обществе., 2018.
27. Кант, И. Трактаты и письма. — М.: Наука, 1980. — С. 550.
28. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учебное пособие для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07564-9.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454224(дата обращения: 12.06.2022).
29. Кашапов, М. М. Психология конфликта : учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07133-7.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/452359(дата обращения: 07.06.2022).
30. Козырев, Г.И Введение в конфликтологию: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 176 с.
31. Козырев, Г.И. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Социально-гуманитарные знания. - М.: ВЛАДОС, 2000.
32. Колесникова, О.Н. Управление конфликтностью в студенческой среде вуза / Управление социальной напряженностью и конфликтностью в регионе: сборник научных статей / под ред. В.В. Нагайцева. - Барнаул: АлтГУ, 2019. - С. 44-48.
33. Копец, Л. В. Классические эксперименты в психологии — Киев,
2010.
34. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. - М.: Стрингер, 2017. - 212 с
35. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450805(дата обращения: 15.06.2022).
36. Кочеткова, И.В. Конфликты в студенческой среде: причины и профилактика // - Иркутск: ФГБОУ, 2015.
37. Латынов, В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. - 2 изд. Иностранная психология., 2018. - 87-93 с.
38. Леонов, Н. И. Психология конфликта: методы изучения конфликтов и конфликтного поведения : учебник для вузов / Н. И. Леонов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 264 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12570-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447817(дата обращения: 15.06.2022).
39. Литвинов, А.В. Основной курс медиации. - М.: ГОУ Мартин,
2011.
40. Макарова, Л.Н. Роль социальной среды в развитии личности. - Тамбов, 2018. - С. 104-106.
41. Маркс К. Капитал. - М.: «Политиздат», 1984.
42. Мета, Г. Медиация - искусство разрешать конфликты: Знакомство с теорией, методами и профессиональными технологиями (Пер. с нем. Г. Похмелкиной). - М.: 1ПП1 Тип. Наука, 2004.
43. Нагайцев, В.В. Диагностика социальных конфликтов в организации. - Барнаул: АлтГУ, 2003.
44. Нагайцев, В.В. Посредничество в разрешении социальных конфликтов. - Барнаул: АлтГУ, 2015.
45. Назаренко,С.В Социология: учебное пособие. - 2 изд. - СБП: ПИТЕР, 2009. - 496 с.
46. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: ЮРАЙТ, 2020. - 460 с.
47. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 487 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03402-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450063(дата обращения: 12.06.2022).
48. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 615 с.
49. Почебут, Л. Г. Социальная психология. - СПб.: ПИТЕР, 2010.
50. Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учебное пособие для вузов / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов ; под общей редакцией П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-
5-534-10828-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/456563(дата обращения: 15.06.2022).
51. Светлов, В. А. Конфликтология : учебник для вузов / В. А. Светлов, В. А. Семенов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06982-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453552(дата обращения: 15.06.2022).
52. Семенов, В. А. История зарубежной конфликтологии в 2 т.: учебник для бакалавриата и магистратуры. - 2 изд, испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2018.
53. Сергеичева, И.А. Способы преодоления конфликтных ситуаций
внутри студенческого коллектива. - 2 изд. Управление в современных
системах, 2018. - 25-28 с.
54. Скородумова, Э.З. Конструктивное управление конфликтами. - 10 изд. Научно-методический электронный журнал Концепт, 2017. - 261-265 с.
55. Соломатина, Е. Н. Социология конфликта : учебное пособие для вузов / Е. Н. Соломатина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07729-2.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/451100(дата обращения: 12.06.2022).
56. Соломатина, Е. Н. Социология конфликта : учебное пособие для вузов / Е. Н. Соломатина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07729-2.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/451100(дата обращения: 14.06.2022).
57. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.:
Политиздат, 2012. - 543 с.
58. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе. - М.: Академия, 2009. - 208 с.
59. Социология конфликта и межнациональных отношений: учебное пособие для вузов / Нагайцев В.В., Колесникова О.Н., Пустовалова Е.В., Артюхина В.А., Шрайбер А.Н., - Барнаул.: АлтГУ, 2018. - 98 с.
60. Степанов, Е.И. Современная конфликтология. Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 172 с.
61. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. — Минск: Попурри, 2010. — 608 с.
62. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.
- СПб.: Наука, 2018. - 379 с.
63. Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учебное пособие для вузов / Б. И. Хасан. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 204 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06474-2.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/453554(дата обращения: 15.06.2022).
64. Хасан, Б.И., Сергоманов П.А. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Социально-гуманитарные знания. - Красноярск, М.: МЦУПК, 2001.
65. Цыбульская, М.В. Яхонтова, E.C. Конфликтология. - М.: МФПА, 2004. - 100 с.
66. Черепанова, Е. С. Философия конфликта : учебное пособие для
вузов / Е. С. Черепанова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 195 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-05599-3. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454900(дата обращения: 14.06.2022).
67. Черкасова, Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде : автореферат диссертации. - Уфа.: 1998. - 29 с.
68. Черкасская, Г. В. Управление конфликтами : учебник и
практикум для вузов / Г. В. Черкасская, М. Л. Бадхен. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-05153-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454065(дата обращения: 05.06.2022).
69. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых.. - М.: Прогресс, 1996.
70. Юстюженкова, И. Г. Причины возникновения и пути решения конфликтов в диаде преподаватель-студент // - СПб.: СПб ГБПОУ, 2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ