Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция статуса главы муниципального образования в России в 2000-2020 гг

Работа №89006

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы 6
1.1 Особенности статуса главы муниципального образования 6
1.2 Нормативно-правовые основы деятельности главы муниципального
образования 10
2 Модели избрания главы муниципального образования 20
2.1 Сравнительный анализ избрания глав муниципальных образований .... 20
2.2 Эволюция полномочий главы муниципального образования 29
3. Положение глав муниципальных образований в Алтайском крае 35
3.1 Общая характеристика местного самоуправления в регионе 35
3.2 Модели избрания глав муниципальных образований 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59

Система органов местного самоуправления (далее - МСУ) гарантируется государством как форма организации населения, для улучшения качества жизни местного населения и решения вопросов местного значения. В реалиях современной жизни МСУ эта одна из главных и жизненно необходимых основ конституционного строя Российской Федерации.
Весьма актуален вопрос организации муниципальной власти, в особенности, вопросы местного самоуправления, и главы муниципального образования. Формирование муниципальной власти в России сталкивается со многими особенностями и проблемами, рассмотрение которых очень важно для его жизнеспособного и эффективного существования. Основными проблемами при формировании и эффективной деятельности МСУ является: недостаточная нормативно правовая база, исторические традиции территории, недостаточная разработка нормативно правовой базы муниципальной власти.
Глава муниципального образования занимает особое положение в муниципальном законодательстве и регламентированном спектре его деятельности. Относительно компетенций глав федерального и регионального значения глава муниципального образования характеризуется разнообразием подходов в правовом регулировании, что неоднозначно сказывается на его деятельности.
В Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается большой спектр части публичных дел, в связи с этим важно рассмотреть проблемы разграничения компетенций главы муниципального органа МСУ. Анализ деятельности МСУ, глав муниципальных образований и его нормативно-правового регулирования, а также проведение анализа эффективности является целью выпускной квалификационной работы.
Основными задачами исследования являются:
- Анализ статуса главы муниципального образования и его эволюцию за 20 лет;
- Проведение сравнительного анализа моделей избрания глав муниципальных образований;
- Выявление наиболее эффективной модели и полномочий глав муниципальных образований;
- Составление общей характеристики положения глав муниципальных образований и местного самоуправления в Алтайском крае
Объектом исследования является совокупность взаимосвязанных общественных отношений, которые складываются в процессе разграничения и осуществления правовых норм и деятельности глав муниципального образования в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующих полномочия и деятельность муниципальной власти.
Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении опыта существования МСУ, а именно главы муниципальных образований, на различных его этапах, установленными рамками исследования, и рассмотрения существующих форм и систем МСУ, с выделением проблемных и перспективных точек в имеющемся опыте. Применение разработанной практической информации, способов и методов разрешения существующих проблем, а также проблем муниципальных образований Алтайского края, с целью обеспечения наиболее благоприятных темпов развития района и его процветания.
Концептуальной основой работы стали материалистический подход и общенаучные принципы, на основе которых проведено данное исследование. Основным общенаучным принципом был использован системный метод исследования, для исследования МСУ как единой системы, раскрытия связей между его органами. Материалистический подход помогает нам рассмотреть сущностные стороны структуры, моделей избрания и деятельности глав муниципальных образований.
Применение сравнительного анализа, обуславливается необходимостью проведения сравнения моделей избрания и деятельности, для выявления наиболее эффективной формы организации МСУ и глав муниципальных образований. Институциональный анализ позволяет сопоставить и изучить модели избрания и функционирования глав муниципальных образований. Основной метод, использованный в работе, является метод сравнительно-государственного правоведения, с помощью него проводится анализ источников, регламентирующих специфику МСУ в субъектах РФ на современном этапе.
Основой для проведения послужили работы: В.И Фадеева, А.Ю. Гайфулина, А.В. Гладкова, А.В. Рябоконев, И.И. Макаров, и других. Благодаря этим работам, мы можем рассмотреть уже изученную проблематику темы, существующий опыт деятельности и провести практический анализ эволюции статуса главы муниципального образования.
Так же основой для работы послужили: Конституция РФ, федеральные законы нормативно-правовые акты субъектов РФ и другие. На их основе в данном исследовании обусловлены все правовые, организационные, территориальные и экономические основы МСУ. В них же прописаны все необходимые определения, положения и особенности формирования для проведения исследования


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После проведенного исследования, вполне возможно ответить на поставленные задачи и подвести итоги на основе рассмотренного материала.
Проведенный анализ статуса главы муниципального образования, дает нам достаточную информацию об основных положениях регулирующих и регламентирующих его деятельность.
Глава МО обладает огромным объемом прав в отношении руководимого им аппарата. Он имеет собственные полномочия по решению вопросов местного значения, что является основой его правоотношений. Так при формировании данной должности он был определен как выборное лицо, которое руководит деятельностью по осуществлению МСУ на территории.
Также глава МО выведен из категории муниципальных служащих. Представляет свою территорию с органами различных структур, производит свою деятельность без договоренностей, вправе подписывать и обнародовать нормативные акты и созывать заседания органов МО. Вместе со своим аппаратом они вправе решать как распоряжаться финансовыми и материальными ресурсами территории.
Основными функциями его деятельности являются: распорядительная, нормотворческая, представительная, контрольную и координационную. Следовательно, с полной уверенностью можно утверждать, что глава муниципального образования возлагает на себе всю совокупность властных полномочий и функций управления на территории.
Эффективное развитие территории, невозможно без правильного выбора модели избрания главы муниципального образования для отдельных единиц территорий. Так из существующих моделей избрания мы можем говорить о более и менее результативных моделях. Конечно не для всех территорий могут подойти единые модели. Поэтому в № 131-ФЗ предусмотрены, на данном этапе, пять моделей избрания. Они имеют свои достоинства и недостатки, но при правильном применении их на территории даже модель с большим количеством недостатков может стать наиболее результативной и долгоживущей.
На основе исследования можно говорить о необходимых изменениях в регламентации и регулировки глав МО. Так, немалой проблемой для статуса является отсутствие представительской функции в муниципальном праве, но большой представительской значимостью и деятельностью, из-за чего возникают регламентационные противоречия в реализации своих полномочий.
Необходимо упомянуть о недостаточной проработке формулировок и понятий основных органов МСУ.
Еще одной проблемой является отсутствие точного определения с юридической стороны, по вопросу кого стоит обозначать исполнительно-распорядительным субъектом, главу МО или местный представительный орган. Поэтому можно говорить, что на современном этапе в системе муниципальной власти, и глав муниципального образования, проявляется не достаточно функциональное и не разграниченное публично-властное устройство.
Введение новых моделей избрания, на основе конкурсной комиссии, также имеет свои недостатки, в момент его введения не было установлено четких критериев. А после опыта существования, перед взором возникают такая проблема как конфликтность между главой МО и представительным органом, а также главой МО и главой местной администрации, в зависимости от той модели избрания которую мы рассматриваем. Здесь видится возможным, более детальное рассмотрение, со стороны, муниципального права и внесение поправок в действующие законодательство для точечного устранения неточностей, из-за которых появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций.
На сегодня есть определенные подвижки в повышении эффективности муниципального управления, но есть аспекты в которых необходимо дополнение или изменение.
Рассматривая Алтайский край на положение глав МО, мы можем говорить о чрезвычайно большом количестве МО, среди которых превалируют сельские поселения и муниципальные районы, где первые входят в состав вторых, но имеют равную самостоятельность и законодательное разграничение деятельности, поступление и распоряжение финансами. В связи с большим количеством МО, возникают проблемы конфликтности как самих МО между собой, так и глав МО с представительными органами МО. Хоть в крае и не стоит такой большой проблемы, в связи с возможностью выбора всего 3 моделей избрания и организации МСУ в субъекте.
Также из-за большого количества МО, возникает проблема неравных экономических условий. В некоторых присутствуют градо-образующие предприятия, которые являются одним из факторов данной дифференциации.
Алтайский край сочетает в себе две основных группы моделей избрания (модели с прямыми выборами и модели по конкурсу).
В значимых, но мало численных по количеству, муниципальных образованиях, таких как главы районов и городских округов, происходит избрание по итогам конкурса. При этом используется третья модель избрания, при которой население имеет очень косвенное влияние.
А в менее существенных, но более численных по количеству, сельских и городских поселениях избираются преимущественно по модели прямых выборов. Используется первая и вторая модель с влиянием населения на прямую.
Таким образом, можно подвести итоговый вывод, статус главы муниципального образования на данный момент не лишен недостатков, исправление которых требует детальной проработки, но уже на данный момент мы можем говорить о существующем статусе, как об эффективно действующем органе. Основным направлением эволюции статуса главы МО, из изученного материала, является направление к более оптимальному, но менее демократичному направлению.



1. Адамоков Б.Б. Уставы муниципальных образований. Проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации. Монография / Б.Б. Адамоков. М.: Проспект, 2017. 322 c.
2. Адиатулин Ф.-х. Настоящая татарская кухня : история народа и его кухня : рецепты национальных блюд / Ф.-х. Адиатулин. - СПб. ; М. : Диля, 2020. - 123 с.
3. Азизова А. И. Основные модели местного самоуправления // Актуальные проблемы права: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019. С. 3-6.
4. Айрапетян Л.Н. Взаимодействие власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ / Л.Н. Айрапетян. - М., 2016. - 188 с.
5. Алексеев И.А. Муниципально-правовая ответственность главы муниципального образования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. 2005. №4. С. 76-82
6. Альтман М.М. Из истории комплектования Российского Государственного архива экономики документами личного происхождения // Там же. - 2011. - № 3. - С. 3-18. - Электронная копия доступна на сайте журн. URL:http:ZZvestarchive.ru/1Z1495-iz-istorii-komplektovaniia-rossiiskogo-gosydarstvennogo-arhiva-ekonomiki-dokymentami-lich...(дата обращения: 31.11.2022).
7. Андреева Н.А. Проблемы взаимодействия органов местного
самоуправления и государства / Н.А. Андреева // Вестник
Новгородского филиала РАНХИГС. - 2016. - №1-1(3). - С. 18.
8. Афанасьева Л.П. Информационные технологии в использовании
архивных документов: история и современное состояние //
Делопроизводство. - 2019. - № 1. - С. 47-56. - Электронная копия доступна на сайте журн. "Управление персоналом". URL: https://www.top-personal.ru/officeworkissue.html7602(дата обращения: 07.02.2022).
9. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю.А. Боков, А.В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.- практ. конф. № 1(63). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 23-28.
10. Бородай И.А. Анализ процесса взаимодействия населения и органов местного самоуправления Псковского района Псковской области / И.А. Бородай // Вестник ПсковГУ. Экономические и технические науки. - 2016. - № 1. - С. 186-190.
11. Бурова А.Ю. Проблемы законодательного закрепления правового статуса главы местной администрации и пути их решения // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 28¬30.
12. Вергун С.С. Особенности бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России / С.С. Вергун // Science Time. - 2015. - № 9. - С. 42¬52.
13. Гадельшина Л.И. Местное самоуправление в РФ / Гадельшина Л.И. // Марийский юридический вестник. 2017. Т. 1. № 1 (20). С. 23-26.
14. Гарькавченко О.Ю. К вопросу о местном самоуправлении в Новой
Зеландии // Образование и право. 2019. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mestnom-samoupravlenii-v- novoyzelandii(дата обращения: 21.03.2022)
15. Гранат Н.Л. Концепция прав человека и ее отражение в Конституции // Конституционное право: Учеб. / Под ред. Козлова А.Е. М.: Бек, 1997. 256 с
16. Дементьев, А.Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований / А.Н. Дементьев. // Ин-т муниц. упр. Б-ка муниципалитета. -М., 2018. 106 с.
17. Еремян, В.В. Местное самоуправление в России (XII начало XX вв.) / В.В. Еремян, М.В. Федоров. -М. : Новый Юрист, 1998
18. Жуков, А. Значение административно-территориальных реформ для реализации задач внутренней политики государства / А. Жуков, Д. Савин, А. Чуев // Муниципальная власть. 2016. - №1. - С. 94.
19. Захаров И.И. Местное самоуправление как вид публичной власти / И.И. Захаров // Потенциал современной науки. 2017. № 4 (30). С. 55-57.
20. Киселев М.Ю. Из опыта работы архива РАН по обеспечению
сохранности документов в процессе их использования // Вестник архивиста. - 2015. - № 3. - С. 129-137. - Электрон. копия доступна в науч. электрон. б-ке eLibrary. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25056775(дата обращения: 07.02.2022). - Доступ после регистрации.
21. Козлова Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2015. - 585 с.
22. Комаров С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.] ; под ред. С. А. Комарова. — 1-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 367 с.
23. Коняхина Т.С. Особенности механизма замещения должности главы муниципального образования // Отечественная юриспруденция. 2018. №3 (28). С. 8-10.
24. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Кочкаров. - М.: Экономика, 2017. - 223 с.
25. Куликов, В.В. Местное самоуправление и административный надзор: исторический опыт земства. / В.В. Куликов // Журнал российского права. 2019. - № 9. - С. 142 - 153
26. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. М.: ТК Велби. 2017. 672 с.
27. Латенцев, В. Новые подходы к определению территориального развития. / В. Латенцев // Федерализм. 2018. №1. С. 15-30.
28. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ / А.Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 47¬50.
29. Лексин, В.Н. Сельская Россия: потенциал выживания и условия развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов // Российский экономический журнал. 2021. -№ 4. - С. 53-66
30. Макаров И.И. Актуальные проблемы правового статуса главы муниципального образования // Журнал российского права. 2008. №7. С.23- 30.
31. Макаров, В.Б. История государственного управления и мастного самоуправления в России (IX в. 1917 г.) / В.Б. Макаров. - Н.Новгород : ВВАГС, 2018
32. Макогон Т.И. Местное народовластие: Констелляция формы и содержания / Т.И. Макогон //Вестник Томского государственного университета. История. -2013. -№5 (25) С. 87
33. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад / Под ред. А.Н. Максимова. - М.: Экон-Информ, 2016. - 524 с.
34. Местное самоуправление в Российской Федерации. Учебное пособие / Лимонов А.М.; Под ред.: Радько Т.Н. М.: Кн. мир, Изд-во ЮИ МВД РФ, 2002. 80 с.
35. Митячкина Е.С. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации : вопросы теории и практики : дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2019. 227 с.
36. Михеева С.Н. Конституционно-правовой статус высшего должностного лица муниципального образования в Российской Федерации: на примере Уральского федерального округа : дисс. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. 192 с.
37. Модникова Т.Н. Акты главы муниципального образования в муниципальном правотворчестве // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1 (31). С. 131-138.
38. Нечаев, В.Д. Функционирование двухуровневых моделей территориальной организации местного самоуправления в РФ (на примере Воронежской и Орловской областей) / В.Д. Нечаев // Политические исследования. 2016. - №3.С.9
39. Никифоров, С.М. Пределы эффективности местного самоуправления. Электронный ресурс. //www.budgetrf.ru.
40. Нудненко Л. А. Конституционное право : учебник для СПО / Л. А. Нудненко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 411 с
41. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003г. №131 ФЗ (по состоянию на 14 марта 2021 г.) // СЗ РФ. 2013. №40. Ст. 3822.
42. Олейникова О.И. Организационная структура органов местного самоуправления: правовой, организационный и управленческий аспекты / О.И. Олейникова // Юридический факт. 2018. № 24. С. 14-22.
43. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. - М.: МГ МО(У) МИД России, 2016. - 548 с.
44. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М.: Наука, 1974. 246 с.
45. Петрова Т.А. Местное самоуправление в современных реалиях / Т.А. Петрова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 39. С. 174-181.
46. Политика местных органов власти: Построение теорет. модели на базе зарубеж. опыта / Я. Ю. Старцев. Екатеринбург : Урал. акад. гос. службы, 1997. 47 с.
47. Постовой Н.В. Муниципальное право / Н.В. Постовой. - М.: Проспект, 2016. - 336 с.
48. Постовой Н.В. Муниципальное право России. Учебник / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор, под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция. -2015. - 448 с.
49. Провоторов Р. А. Выборы главы муниципального образования в контексте муниципальной реформы // Закон и право. 2018. №9. С. 44-47.
50. Пылин В.В. Готовы ли россияне осуществлять свою жизнедеятельность на современных принципах демократии? / В.В. Пылин // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 3. - С. 16-20.
51. Райзберг Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг. - М.: Экономика, 2017. - 255 с
52. Редких С.В. Понятие правового статуса: формально-правовой контекст //
Пробелы в российском законодательстве. 2009. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ponyatie-pravovogo-statusa-formalno- pravovoykontekst(дата обращения: 12.03.2022).
53. Рыбаков, Ф.Ф. Территориальное устройство России: административный и экономический аспект / Ф.Ф. Рыбаков // Вестник Санкт- Петербургского ун-та сер.5. Экономика. Вып. 1. - 2020. - С158.
54. Рябоконев А. В. Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №2. C.35-39.
55. Савин В.И. Местное самоуправление в системе публичной власти в России / В.И. Савин // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 150-155.
56. Солодкая, М. С. Модели выбора глав муниципальных образований в
Российской Федерации: достоинства и недостатки / М. С. Солодкая // Труды Оренбургского института (филиала) Московской
государственной юридической академии. - 2010. - № 12. - С. 43-47. - EDN OIMRNZ.
57. Сорокина Н.В. Правовое регулирование и кадровая обеспеченность органов местного самоуправления: исторический аспект и современные основы (учебное пособие) / Н.В. Сорокина, С.В. Михнева // Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2013. 211 с.
58. Судакова С.В. Укрепление финансовых основ местного самоуправления как основное условие реализации конституционного принципа его самостоятельности / С.В. Судакова // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2016. - № 1. - С. 35-43.
59. Теория государства и права в вопросах и ответах : Учеб.-метод.
60. Троцковский, А.Я. Социально-территориальная структура региона: строение и основные тенденции трансформации. / А.Я. Троцковский; отв. ред. Т.И. Заславская ; Сиб. отд., ИЭиОПП. Новосибирск : б.и., 2016.-249с.
61. Федоров А.И. Модели организации местного самоуправления в Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. 2018. №3 (28). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-organizatsii- mestnogosamoupravleniya-v-rossiyskoy-federatsii(дата обращения: 09.03.2022).
62. Филянина И.М. Система органов государственной власти: учебное пособие / И.М. Филянина. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2018. - 194 с.
63. Черкасов, А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика / А.И. Черкасов. М.: ИНФРА-М, 2019. - 160с.
64. Чуп И.А. Особенности формирования представительных органов местного самоуправления: сравнительный анализ / И.А. Чуп // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 1. - С. 238-248.
65. Шамсутдинов Р.Х. Правовой статус главы муниципального образования:
по материалам Приволжского федерального округа: автореф.
дис.канд.юрид.наук. Казань, 2012. 27 с.
66. Шегаев И. С. Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки / И.С. Шегаев // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 343-344.
67. Шипов, C.B. Теоретико-правовые основы территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации : автореф. дис. канд. юрид. наук / C.B. Шипов. -М. : б.и., 2016. С.87
68. Шишкина Н. О. Вертикаль власти: проблемы укрепления российской государственности в современных условиях / Н. О. Шишкина. - СПб.С.89
69. Экономика Алтайского края [Электронный ресурс] // Алтай-Информ. -
URL: ййр://алтай-информ.рф/екопош1ка-кгауа.й1ш1/ (дата обращения:
16.05.2022).
70. Якушкина В.А. Роль местного самоуправления в обществе / В.А. Якушкина // Академическая публицистика. 2018. № 1. С. 121-126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ