ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КНР 14
§ 1. Стремительное развитие промышленности и его последствия для экологии 14
§ 2. Загрязнение атмосферы 17
§ 3. Загрязнение гидросферы 18
§ 4. Загрязнение литосферы 20
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА КНР ПО СОХРАНЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ 24
§ 1. «Зеленая политика» КНР 24
§ 2. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в КНР 30
ГЛАВА 3. РОЛЬ И МЕСТО КНР В РЕШЕНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ 35
§ 1. Экологическая дипломатия КНР 35
§ 2. Решения КНР по вопросу глобального потепления 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность темы исследования. Китай когда-то был известен как китайская долина риса и рыбы, а также как страна богатая своими природными ресурсами. По причине того, что Поднебесная стала центром химической, легкой и тяжелой промышленности, Китай стал также «мировой фабрикой». Высокие темпы экономического роста и масштабность производства КНР наносят большой урон экологии страны.
Проблемы экологии сейчас занимают важное место в мире, её актуальность на сегодня крайне важна, хотелось бы даже отметить, решения экологических проблем жизненно необходимо для всего человечества, и безусловно, КНР с большим количеством населения играет одну из самых главных ролей в мире по этому вопросу.
Ранее руководство Китая должным образом не обращало внимания на экологию своей страны и тем более мира, но сейчас эта ситуация начинает кардинально меняться. На сегодняшний день китайское правительство осознает всю серьезность экологических проблем.
Список экологических проблем: загрязнение воздуха, утрата
биоразнообразия, потери пахотных земель, истощение рыбных запасов, опустынивание, исчезновение водно-болотных угодий, деградация пастбищ, антропогенные стихийные бедствия, прерывания речного стока, засоления, эрозия почвы, накопление мусора, загрязнение и нехватка воды. Эти проблемы приводят к серьезным экономическим потерям, социальным конфликтам и затратам на здравоохранение в Китае.
Некоторые показатели улучшились за последние десятилетия XXI века, например, качество воздуха в Пекине и некоторых других крупных городах. Но такие начальные усилия не соответствовали силам разрушения окружающей среды и не предотвратили дальнейшее ухудшение других показателей, поэтому КНР намерена серьезнее отнестись к данной проблеме.
КНР начала активно проводить «Зеленую политику» начиная с 11-летнего плана в 2006 году, в каждой последующем пятилетнем плане правительство Китая модернизировало свою экологическую политику. Кроме этого, с каждым годом КНР показывает себя в качестве верного союзника других стран по защите окружающей среды. КНР ставит перед собой более амбициозные цели и задачи, ищет союзников среди развитых, а также развивающихся стран, погружаясь все сильнее в экологическую дипломатию.
Так, в марте 2019 года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил на ежегодной сессии парламента Китая Всекитайского собрания народных представителей: «Загрязнение окружающей среды наносит ущерб качеству жизни людей и это является проблемой, от которой страдают люди ... Мы должны бороться с ней изо всех сил». А уже 15 сентября 2020 года на 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН во время своего выступления Си Цзиньпин отмечает: «Человечество должно начать экологическую
революцию и быстрее двигаться по пути к формированию экологичной модели развития и образа жизни» . Таким образом, можно сказать, что экологические проблемы страны осознаются н высшем уровне ее руководства.
Объект исследования - экологическая ситуация в КНР.
Предмет исследования - политика КНР в области защиты окружающий среды.
Степень изученности проблемы. Проблемам экологии внутри КНР, а также сотрудничеству КНР с другими странами по решению глобальных экологических проблем посвящено достаточно большое количество научных трудов. Особенно хотелось бы отметить вклад китайских исследователей, таких как Ван Гуаньцзюнь , Чжань Чжана , Ли Чжоуцзюн , Сяо Шиен и Лэй Цзян , Чжэн Шаохуа и Ван Хуэй , которые объективно оценили экологическую ситуацию в КНР. Китайские исследователи довольно поздно, только в начале XXI века, заинтересовались проблемами экологии и показали всему миру свою точку зрения на данную проблему. Так, Чжань Чжан предоставляет полный обзор изменений в экологической политике КНР в контексте реализации целей устойчивого развития, была проанализирована экологическая политика КНР в последнее десятилетие и ее правовая основа, а также конкретные экологические показатели, указанные в повестке дня ООН до 2030 г. Отмечается, что несмотря на то, что в течение длительного периода времени правительство КНР уделяло особое внимание экономическому росту, в последние годы наблюдается политический сдвиг в сторону экологии. Был сделан вывод о том, что данное изменение внесло позитивный вклад в устойчивое развитие Китая, сформировав более сбалансированную структуру для будущего развития с использованием как обязательных, так и рыночных инструментов.
В статье Е Хайцзян и Яо Лан впервые было опубликовано теоретическое размышление о необходимости институциональных и организационных инноваций в решении экологических проблем страны . Затем были предложены восемь контрмер для решения экологических проблем Китая.
Среди отечественных исследователей, занимающихся экологическими проблемами КНР и ее «Зеленой политикой», можно выделить следующих ученых: Бадиан Б. , Вершинина В.Ю. , Колпакова Т.В. , Мозиас П.М. , Толоконникова Е.В. . Так, Бадиан Б. анализирует причинно-следственные связи между бурным экономическим подъемом КНР и неуклонной деградацией ее экологической системы, рассматривает фундаментальные экологические проблемы, их последствия и препятствия, с которыми сталкивается китайское правительство в их преодолении; уделяется особое внимание роли международного сотрудничества в преодолении экологического кризиса как на региональном, так и на глобальном уровне.
В статье Толоконникова Е.В. рассматривается и анализируется содержание понятия «экологическая дипломатия», а также определяется специфика курса «экологической дипломатии» КНР. Данный анализ показывает, что в условиях обострения глобальных, в первую очередь социально-экологических, проблем формирование эффективного
международного механизма охраны окружающей среды, основным инструментом которого и является «экологическая дипломатия», становится неотъемлемым условием для устойчивого безопасного развития как локализирующегося КНР, так и других государств.
Среди зарубежных исследователей особенно необходимо отметить американского эколога-аналитика Лестера Брауна, так как именно его труды потрясли весь мир и показали теорию экологической угрозы развивающимся странам в лице КНР и его экологии .
Немаловажную роль в изучении вопросов экологии играют экологические сообщества, такие как Greenpeace и Экологическое сообщество Китая . Данные эко-сообщества, также как и СМИ, заинтересованы в тех событиях, которые происходят именно сейчас, сообщества не только дают оценку происходящему, но и предлагают решения по защите окружающей среды и действуют на практике, привлекая волонтеров-активистов.
Цель исследования - изучить экологические проблемы КНР и способы их решения, а также выявить степень участия КНР в международном сотрудничестве по защите окружающей среды.
Задачи:
1. Определить характер ущерба, который нанесен экологии страны в результате промышленной деятельности;
2. Выявить особенности «зеленой политики» КНР;
3. Определить какое место занимает ВИЭ в экологической политике КНР
4. Рассмотреть вопрос сортировки и переработки мусора в КНР;
5. Изучить особенности экологической дипломатии КНР и степень участия КНР на международной арене по вопросу глобального потепления;
6. Выявить конкретные шаги правительства КНР по решению проблемы «глобального потепления».
Хронологические рамки. До 1978 года внутренняя и внешняя политика Китая не затрагивала проблемы экологии. Хотя китайские ученые считают, что начало экологической политики их страны было положено в 1972 году, после участия китайской делегации в конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме. В 2006 году Китайское правительство впервые внесло «зеленую повестку» в 11-й пятилетний план и стало активным участником глобальных экологических сессий и саммитов, таким образом, именно с этого года КНР начал форсировать события по охране окружающей среде. С этого времени мы начинаем анализировать экологическую политику страны . Особенное внимание мы уделили 13-й пятилетке (2016 - 2020 гг.).
Территориальные рамки - КНР. Однако, нами также рассматриваются решения КНР по глобальным экологическим проблемам, по таким как, глобальное потепление. Следовательно, можно сказать, что территориальные рамки данного исследования - планета Земля. Потому что от решения КНР зависит не только, как сама страна экологически будет развиваться, внедряя экологический образ жизни, «зеленную» программу, но также как Китай, сотрудничая с другими странами, может «спасти» весь мир от глобальных экологических катастроф.
Методологическая основа и методы исследования. Основа данного исследования - концепция глобализации и концепция устойчивого развития. Концепция устойчивого развития впервые была провозглашена в 1992 году на Встрече на высшем уровне по проблемам Земли в Рио-де-Жанейро, после чего понятие устойчивого развития быстро вошло в оборот и способствовало более глубокому осознанию серьезности проблем экологии и экономического неравенства между странами. Она стала решающим аргументом в признании существования вызовов и проблем, общих для всей планеты и всего человечества, и в стремлении выделить направления, где люди могут брать на себя совместную ответственность. Это значительно расширило охват глобальных проблем, в число которых вошли такие, как экология, здравоохранение, международная торговля и бедность. Также обнажилась взаимосвязь между глобализацией, глобальными рисками и совместной ответственностью и возникла потребность в координации действий международного сообщества.
Кроме этого, нами были использованы такие методы, как:
• Общенаучный метод теоретического анализа, а именно - системный подход. Экологическую политику КНР можно рассмотреть через призму системы. Так, «зеленая» политика, входящая в состав внутренней и внешней политики Китая, является подсистемой всей политики КНР;
• Метод толкования правовых норм, так как именно через законы и акты правительство Китая может регулировать свою политику;
• Метод классификации, так как распределение загрязнения окружающей среды по классам наиболее наглядно и доступно может выявить причины зарождение проблем и способы их решения.
Анализ источниковой базы. В качестве основы источниковой базы по теме выступили официальные документы КНР: Конституция КНР, законодательные акты , пятилетние планы КНР , Белые книги Госсовета КНР . Таким образом, данные источники помогли определить цели и принципы внутренней политики КНР в области защиты окружающей среды. Подробнее чем помогли, развёрнутый анализ одного из источников
Для того, чтобы сделать анализ участия Китая в международной экологической дипломатии необходимо было изучить международные двусторонние и многосторонние соглашения и договоры по охране окружающей среды, подписанные КНР. Нами были изучены: Парижское соглашение , Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата , Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды , Аналитическая записка «Эколого-экономическое регулирование в странах «Группы двадцати» и другие международные соглашения.
Так, Парижское соглашение - юридически обязательный международный договор по тематике изменения климата. Он был принят 196 Сторонами на 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-21 РКИК ООН) 12 декабря 2015 года в Париже. Постоянный комитет ВСН ратифицировал Парижское соглашение 2016 году. Задача Парижского соглашения - удержание прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней при приложении усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5 градусов Цельсия. Для выполнения этой стратегической цели страны стремятся к максимально скорому прохождению пика глобальной эмиссии парниковых газов для построения климатически нейтрального мира к середине XXI века.
Была изучена статистическая информация, которую предоставляют разные международные исследовательские центры, например, The Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC) , World Bank Data , Global Energy Statistic . Данная информация помогла объективно оценить состояние окружающей среды в КНР и результативность природоохранных мер, предпринимаемых правительством страны, в пятилетних планах.
Кроме научных трудов, нами были изучены статьи СМИ, таких как National Geographic, The New Times, The Washington Post и других всемирно известных газет, так именно через СМИ можно выявить экологическую проблему, которая максимально актуальна.
Сведения об апробации. Участие в 58-й МНСК (Международная научная студенческая конференция) в 2020 году по теме «Экологическая ситуация в КНР» в секции «Китайский язык», были представлены и опубликованы тезисы на русском и китайском язык, награда - 3 степень.
Участие в 8 региональной молодежной конференции «Мой выбор - моя наука!», которая состоялась в рамках форума «Дни молодежной науки» в 2021 году по теме ««зеленая» политика КНР», награда - 1 место.
Структура исследовательской работы. Данная дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Первая глава посвящена экологическим проблемам КНР. Вторая глава повествует о «зеленой политики» КНР и особенно раскрывает развитие ВИЭ в стране. Третья глава рассказывает об экологической дипломатии КНР, делая акцент на решениях КНР по вопросу глобального потепления.
С начала XXI века КНР является мировой фабрикой, по общему количеству промышленных предприятий и числу рабочих страна занимает первое место в мире. Сегодня Китай является второй по величине экономикой в мире по номинальному ВВП и крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности. Основу экономики КНР составляет тяжелая промышленность. Китайская экономика крайне ресурсоемка, что приводит к деградации экологической системы страны. КНР лидирует, прежде всего, по объемам «экологически-грязных» производств, таких как тепловые электростанции, разнообразные промышленные и бытовые котельные, сжигающие уголь, и становится местом концентрации такого производства. КНР сталкивается с такими экологическими проблемами, как эрозия почвы, опустынивание пастбищ, вырубка лесов, загрязнение атмосферы и гидросферы, нехватка воды, наличие кислотных дождей. В связи с увеличением выбросов СО2, СН4 и И2О в КНР предсказывается ежегодное повышение средней температуры от 0,5 до 0,8 °C, что влечет за собой глобальное потепление.
Высокие темпы экономического роста и масштабность производства КНР наносят большой урон экологии страны, но на сегодняшний день китайское правительство делает все возможное для ликвидации экологических проблем; сохраняя эту тенденцию, Китай может занять одно из ведущих мест в мире по защите окружающей среды и экологического устойчивого развития. В 2006 году правительство КНР впервые включило «зеленую» повестку в 11-й пятилетний план и потратило на это 4% ВВП. С каждым последующим годом КНР делает более уверенные шаги в направлении «зеленого» политического курса, используя современные технологии, создавая зоны устойчивого развития с использованием инновационных методов и привлекая «зеленые» инвестиции. По данным Energy Policy Tracker в настоящее время только Германия тратит больше бюджета на развитие «зеленой» политики.
В Китае только начинается развиваться экологическое самосознание, эко-культура и эко-инфраструктура. Так, КНР начинает вводить меры по минимизации использования пластика, но на данный момент КНР лишь на первой ступени по «не использованию» пластика. А также Китай делает лишь первые шаги по внедрению раздельного сбора мусора и утилизации его, так как доля перерабатываемого мусора, и особенно пластика, крайне мала, а строительством большого количества мусоросжигательных заводов можно добиться лишь загрязнения атмосферы. Около 65% китайских отходов оказывается на свалках, так, тяжелые металлы и аммиак проникают в грунтовые воды и в почву.
Правительство КНР агитирует граждан Китая ухаживать за природой, не загрязнять ее, так, например, по всему Китаю проходят «зеленые» акции по озеленению страны. Китай внедряет «экологическую информацию» для граждан страны, осведомленность о последствиях загрязнения окружающей среды ведет к более ответственному отношению к природе. По нашему мнению, это один из самых важных пунктов, сделанных правительством, так как данная работа несет в себе просветительский характер, а без знаний о некой области (экологии) человек может нанести огромный ущерб, со знанием человек будет принимать осознанный выбор, и мало кто из людей планирует наносить вред осознано. Однако, темны «экологического самосознания» крайне малы.
КНР включил экологические проблемы в список актуальных проблем своей внешней политики. Активно развивается китайская экологическая дипломатия, дипломатия конференций, договоров и экспертная дипломатия.
Экологизация производства, в первую очередь, подразумевает отказ от дешевых и «грязных» видов топлива, таких как, уголь, кокс, и внедрение новых экологических норм: развитие альтернативных источников энергии, установка дорогостоящих очистных механизмов, закрытие или перепрофилирование некоторых предприятий. Именно поэтому большинство стран с развивающейся экономикой совсем не берут на себя международных обязательств в сфере охраны окружающей среды, либо согласны проводить экологическую политику при финансировании со стороны экономически развитых стран. Китай не является исключением, и долгое время оставался в стороне от комплексного проведения экологической политики. Так, развитые страны устанавливали «зеленый» торговый барьер на экспорт китайских товаров.
В конце XX века КНР на международной арене была лишь «китайской экологической угрозой» для развивающихся стран. И только в начале XXI века, когда КНР стабилизировал экономику страны, правительство начало вводить «зеленую» политику в свою политическую программу. С 2016 г., после ратификации «Парижского соглашения», Китай стал одним из лидеров стран, которые готовы перейти от углеродоемкой к «зеленой» энергии, низкоуглеродной и возобновляемой энергетике, что помогает в борьбе с глобальным потеплением. Так, КНР стал лидером среди всех стран по использованию возобновляемой энергетики .
В настоящее время экологическая дипломатия является для развитых стран важным средством расширения «зеленой» торговли. В международной торговле и совместной экологической дипломатии КНР принимает позитивные меры, расширяет экологически чистую промышленность, улучшает качество экологически чистых продуктов и преодолевает «зеленый» барьер, чтобы гарантировать, что китайские продукты экологически чистые. Более того, КНР проводит исследования в области международной торговли и управления окружающей средой и в полной мере начал использовать дипломатические средства для противодействия различным видам «зеленых» торговых барьеров.
Так, с 2020 года КНР стремится достичь пика выбросов CO2 до 2030 года, а затем достичь углеродной нейтральности до 2060 года. Новые обязательства Китая, несомненно, частично основаны на научных данных о катастрофических последствиях изменения климата. Однако они, вероятно, также формируются огромными экономическими возможностями и геополитическими преимуществами перехода к низкоуглеродным технологиям.
Во-первых, Китай начал позиционировать себя как ведущий производитель экологически-чистых технологий, от электромобилей до солнечных панелей и ветряных турбин. Таким образом, он готов удовлетворить растущий мировой спрос на более чистые технологии. Во- вторых, Китай может снизить свою зависимость от импорта энергии за счет разумного сочетания расширения производства электроэнергии из возобновляемых источников и электрификации транспорта,
промышленности, отопления и охлаждения.
Таким образом, высокие темпы экономического роста и масштабность производства КНР нанесли большой урон экологии страны, но на сегодняшний день китайское правительство осознает всю серьезность экологических проблем и делает все возможное для их ликвидации. Сохраняя эту тенденцию, по защите окружающей среды и экологического устойчивого развития, и являться страной, которая может полностью перейти к низкоуглеродным технологиям и КНР может стать победителем в борьбе с глобальным потеплением и мировым лидером по защите экологии.
1. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае. 2006-2015». Пресс- канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 2015. - 674 с. // URL:
https: //www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/zfbps/t25319.shtml (дата
обращения 11.10.2020).
2. Constitution of the People’s Republic of China, 1978 // URL:
http://china.usc.edu/sites/default/files/article/attachments/peoples-republic- of-china-constitution-1978.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
3. The 11th Five-Year Plan (2006-2010) for National Economic and Social Development // URL: https://policy.asiapacificenergy.org/node/115/portal (дата обращения: 20.04.2021).
4. The 12th Five-Year Plan (2011-2015) for National Economic and Social Development // URL: https://policy.asiapacificenergy.org/node/37 (дата обращения: 20.04.2021).
5. Закон КНР об охране окружающей среды (приказ председателя N9) ф
^А КЙЯ I » !«₽ й ( ± Ж Ф Ж % ^ ) // URL:
http://www. gov.cn/zhengce/2014-04/25/content 2666434.htm (дата
обращения 14.10.2020).
6. «Закон № 11», 2018 г. «й^> 2018 ЖЖ 11 И . // URL:
http://www. fxcxw. org.cn/dyna/content.php?id=496 (дата обращения
14.10.2020) .
7. «Закон № 11», 2018 г. «й^> 2018 ЖЖ 11 И . // URL:
http://www. fxcxw. org.cn/dyna/content.php?id=496 (дата обращения
14.10.2020) .
Международные соглашения
8. Аналитическая записка «Эколого-экономическое регулирование в странах «Группы двадцати»: причины и подходы к его организации» // URL:
https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2018/06/main/2018 regulation. pdf (дата обращения 19.10.2020).
9. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по
проблемам окружающей человека среды - 1972 г. // URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declarathenv.shtml (дата обращения: 13.04.2021).
10. Парижское соглашение. Конвенция ООН об изменении климата (КС-21
РКИК ООН) от 12 декабря 2015 года// URL:
https://unfccc.int/sites/default/files/russian paris agreement.pdf (дата
обращения 15.05.2021).
11. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении
климата 1992 г. // URL:
http: //www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/climate framework
conv.shtml (дата обращения: 14.04.2021).
12. Joint Communique. The 21st Tripartite Environment Ministers Meeting
among Japan, Korea and China. 23-24 November 2019, Kitakyushu, Japan // Ministry of the Environment. // URL: https://www.tcs-
asia.org/en/cooperation/overview.php?topics= 15 (дата обращения
19.10.2020) .
Статистические данные
13. China // World Bank Data// URL: https://data.worldbank.org/country/china (дата обращения: 08.03.2021).
14. China GDP growth // The World Bank Data // URL:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN (дата обращения: 20.02.2021).
15. China GDP per capita // The World Bank Data // URL:
https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD?locations=CN (дата обращения 28.03.2021).
16. China. Energy Policy Tracker // URL:
https: //www.energypolicytracker.org/country/china/ (дата обращения 23.05.2021).
17. Coal production. Global Energy Statistic // URL:
https://yearbook.enerdata.net/coal-lignite/coal-production-data.html (дата обращения: 12.10.2020).
18. Coal consumption. Global Energy Statistic // URL: https://yearbook.enerdata.net/coal-lignite/coal-world-consumption-data.html (дата обращения: 12.10.2020).
19. CO2 Emission. Global Energy Statistic // URL:
https://yearbook.enerdata.net/co2-fuel-combustion/CO2-emissions-data- from-fuel-combustion.html (дата обращения: 12.10.2020).
20. The Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). China // URL: https://www.iea.org/countries/china (дата обращения 17.05.2021).
Новостные материалы
21. Китай призывает к глобальной экологической революции в
посткоронавирусную эпоху. ТАСС // URL: https://tass.ru/press-
relizy/9553383 (дата обращения 16.03.2021).
22. Китай продолжает снижать темпы роста ВВП // ТАСС // URL: https://tass.ru/ekonomika/6663573 (дата обращения 15.10.2020).
23. У Китая есть шанс стать лидером глобальной экологической «гонки». Новости ООН // URL: https://news.un.org/ru/story/2020/07/1382531 (дата обращения 15.04.2021).
24. Xi Jinping. The General Debate of the 75th session of United Nationas
Assemnly via video, September 22, 2020. Xinhua. CGTN // URL:
https://news.cgtn.com/news/2020-09-22/Xi-Jinping-China-aims-to-achieve- carbon-neutrality-by-2060-
TZX22EfJiE/index.html?utm source=bluef&utm medium=website&utm ca mpaign=greenrevolution (дата обращения 15.05.2021).
Литература
Литература на русском языке
25. Алимов А.А. Экологическая политика и экологическая дипломатия (понятный аппарат и отдельные проблемы) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2003. Сер. 6. Вып. 3. No 22.
26. Бадиан Б. Китай: экономический бум и экологическая угроза. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экологическая география» // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-ekonomicheskiy- bum-i-ekologicheskaya-ugroza (дата обращения 15.10.2020).
27. Беляев Д. «Зеленый» разворот. Какой будет экореволюция в Китае. ТАСС // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9580515 (дата обращения 16.03.2021).
28. Ван Гуаньцзюнь. Основные проблемы экологической политики Китая в
контексте глобальных проблем окружающей среды // Диссертации по гуманитарным наукам // Санкт-петербургский государственный университет. 2012. - С. 56-124. // URL:
https://www.dissercat.com/content/osnovnye-problemy-ekologicheskoi- politiki-kitaya-v-kontekste-globalnykh-problem-okruzhayushc (дата
обращения 19.10.2020).
29. Вершинина В.Ю. Экологическая политика КНР: глобальный,
региональный, национальный аспекты. Текст научной статьи по специальности «История и археология» // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-knr-globalnyy- regionalnyy-i-natsionalnyy-aspekty (дата обращения 10.10.2020).
30. Колпакова Т.В. Китайская «экологическая дипломатия» и
формирование международного механизма охраны окружающей среды. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки» //
URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kitayskaya-ekologicheskaya-
diplomatiya-i-formirovanie-mezhdunarodnogo-mehanizma-ohrany- okruzhayuschey-sredy (дата обращения 19.010.2020).
31. Лю Вэйхуа. Роль государственных институтов КНР в регулировании и
решении глобальных проблем (демография, экология, геополитика). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва, 2010 ZZ URL:
https: ZZwww. elibrary.ru/item. asp?id= 19220072 (дата обращения
18.05.2020).
32. Ляпунова Н. Китай запретит пластиковые пакеты и трубочки. На долю
страны приходится четверть всего мусора в мировом океане. Meduza URL: https:ZZmeduza.ioZfeatureZ2020Z01Z20Zkitay-zapretit-plastikovye-
pakety-i-trubochki-na-ego-dolyu-prihoditsya-chetvert-vsego-musora-v- mirovom-okeane (дата обращения 20.01.2020).
33. Манкевич В.В. Экологическая повестка Китая. В Пекине пытаются
сочетать зеленую политику и устойчивое развитие экономики // URL: https: ZZwww.ng.ruZenergyZ2020-06-04Z 100 china04062020. html (дата
обращения 10.10.2020).
34. Мозиас П.М. Экологическая политика в Китае: вверх по лестице,
ведущей вниз. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки» ZZ URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ekologicheskaya-politika-v-kitae-vverh-po- lestnitse-veduschey-vniz (дата обращения 19.10.2020).
35. Никифоров В. М. Дипломатия. СПб., 2007.
36. Скипор И. Китай запрещает пластиковые стаканчики. Но не все так
хорошо. Green peace ZZ URL: https:ZZgreenpeace.ru/blogsZ2020Z01Z24Zkitaj- zapreshhaet-plastikovye-pakety-no-ne-vsjo-tak-horoshoZ (дата обращения
20.03.2021).
37. Толоконникова Е.В. Экологические проблемы Китая // URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskie-problemy-kitaya-2 (дата
обращения 19.10.2020).
38. Филипенко Е.А., Глазунов Д.А. Экологическая политика КНР по охране
атмосферного воздуха. Ломоносовские чтения на Алтае. Статья в сборники трудов конференции, 2014 г. // URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23680087 (дата обращения
19.05.2021).
39.Чжань Чжан. Экологическая политика Китая и реализация целей в области устойчивого развития. // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-politika-kitaya-i- realizatsiya-tseley-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya (дата обращения
19.10.2020) .
40. Rukikaire K. Китайская инициатива Ant Forest удостоена награды ООН
«Чемпионы Земли». ООН, Программа по окружающей среде, 19.09.2019 // URL: https://www.unenvironment.org/ru/novosti-i-istorii/press-
release/kitayskaya-iniciativa-ant-forest-udostoena-nagrady-oon-chempiony (дата обращения 20.05.2020).
Литература на английском языке
41. Aarushi J. Trash Trade Wars: Southeast Asia’s Problem With the World’s Waste // URL: https://www.cfr.org/in-brief/trash-trade-wars-southeast-asias- problem-worlds-waste (дата обращения 19.04.2021).
42. Brown Lester. Who will feed China. World Watch 7.5 (Sep 1994) //. URL: http://www2.lv.psu.edu/jxm57/explore/china2011/pdfs/Who%20will%20fee d%20China.pdf (дата обращения 19.04.2021).
43. Bruno D. Living in Beijing’s polluted air. New York Times // URL: https://www.washingtonpost.com/national/health-science/living-in-beij ings- polluted-air/2013/03/11/6606e45e-7489-11e2-8f84- 3e4b513b1a13_story.html (дата обращения 10.03.2021).
44. Xi says CPC to develop China into 'great modern socialist country' by mid-
21st century. Xinhua. Chiana daily // URL:
https://www.chinadaily.com.cn/china/19thcpcnationalcongress/2017-
10/18/content 33404745.htm (дата обращения 23.05.2021).
45. China Focus: Key meeting emphasizes dual circulation as feature of deeper- level reform. Xinhua // URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020- 09/02/c 139337727.htm (дата обращения 23.05.2021).
46. Gracie C. China editor China struggles to contain the environmental damage of its rapid growth. BBC NEWS // URL: https: //www. bbc. com/news/world- asia-china-33546231 (дата обращения 19.10.2020).
47. Guilford G. China is responsible for a quarter of the plastic clogging our oceans. Quartz // URL: https://qz.com/342922/china-is-responsible-for-a- quarter-of-the-plastic-clogging-our-oceans/ (дата обращения 20.05.2020).
48. Jianguo Lio, Jared Diamond. China’s environment in a globalizing world. Nature // URL: https://www.nature.com/articles/4351179a (дата обращения 19.04.2021).
49. Jingwei Liu, Tianyang Sun. Nontraditional Diplomacy - Chinese Eco¬logical Diplomacy // Journal of Sustainable Development. 2009. Vol. 2. No 1. // URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/jsd/article/view/288 (дата обращения 19.10.2020).
50. Lallanilla M. China Battles Desertification // URL:
https: //www.livescience.com/27862-china-environmental-problems .html (дата обращения 19.10.2020).
51. McBeath J., Wang B. “China's Environmental Diplomacy” // American Journal of Chinese Studies. Vol. 15, No. 1 (APRIL 2008), pp. 1-16.
52.Olivia Boyd, 2012. China's Energy Reform and Climate Policy: The Ideas Motivating Change, CCEP Working Papers 1205, Centre for Climate & Energy Policy, Crawford School of Public Policy, The Australian National University // URL: https://ideas.repec.org/p/een/ccepwp/1205.html (дата обращения 19.05.2021).
53. Parker L. China's ban on trash imports shifts waste crisis to Southeast Asia. National Geographic // URL:
https: //www.national geographic.com/environment/article/china-ban-plastic- trash-imports-shifts-waste-crisis-southeast-asia-malaysia (дата обращения 19.04.2021).
54.Sha Song. Here's how China is going green. World economic forum // URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/04/china-is-going-green-here-s-how/ (дата обращения 20.05.2020).
55. Wang Yan China’s economy is recovering quickly, as are its carbon
emissions. China Dialogue // URL
https://chinadialogue.net/en/climate/chinas-economy-is-recovering-quickly- as-are-its-carbon-emissions/ (дата обращения 19.04.2021).
56. Wong E. Beijing Takes Steps to Fight Pollution as Problem Worsens // The
New York Times // URL:
https://www.nytimes.com/2013/01/31/world/asia/beijing-takes-emergency- steps-to-fight-smog.html?ref=environment (дата обращения 19.10.2020).
57. Zhu Liu. High-resolution Carbon Emissions Data for Chinese Cities. Paper,
Environment and Natural Resources Program, Belfer Center, August 2018. Harvard Kenedy School, Belfert center // URL:
https://www.belfercenter.org/publication/high-resolution-carbon-emissions- data-chinese-cities (дата обращения 23.05.2021).