Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Работа №88970

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
271
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации и функционирования служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение 6
1.1. Жестокое обращение с детьми как социальный феномен 6
1.2. Нормативно-правовые основы защиты детей в случаях жестокого
обращения с ними 15
Глава 2. Технологии помощи детям, пережившим жестокое обращение в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири» .. 24
2.1 Характеристика деятельности социального реабилитационного центра
для несовершеннолетних «Снегири» 24
2.2 Опыт применения технологий социальной работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение в социальном реабилитационном
центре для несовершеннолетних «Снегири» 31
2.3. Проблемы и пути совершенствования работы служб по оказанию
помощи детям, пережившим жестокое обращение 44
Заключение 55
Список источников и литературы 60
Приложение

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России не теряет своей актуальности. С каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. В России ежегодно насилию в семье подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Это свыше 8 процентов всех детей в стране. Две трети из них — дошкольники. В бедных семьях уровень насилия составляет более 60 процентов [34].
Угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, возрастают. Это заставляет искать пути, которые позволят создать условия для безопасности жизни ребенка, и способы оказания ему помощи с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.
Причины роста насилия скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно- бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.
Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России.
Цель насилия — господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Пережитое насилие — тяжелейшая травма для ребенка и она не проходит бесследно. Дети, пережившие насилие, чаще подвержены так называемому «рискованному поведению». Речь идет о злоупотреблении алкоголем и наркотиками, курении и небезопасном сексе. Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков - жертв насилия - погибает, а у большинства - появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере, у таких детей чаще развиваются психические заболевания. Например, тревожные расстройства. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
В целом, современное состояние защиты детства и реализации прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сложившаяся ситуация определяет потребность в постоянном осуществлении деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми. Этим определена актуальность заявленной темы работы.
Объект исследования - жестокое обращение с детьми как социальный феномен.
Предмет исследования - технологии социальной работы с детьми, пережившим жестокое обращение, применяемые в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири».
Цель работы - разработка алгоритма действий специалиста по социальной работе в ситуации жестокого обращения с ребенком для реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири».
Задачи исследования:
- рассмотреть генезис и сущностные характеристики жестокого обращения с детьми как социального феномена (явления);
- проанализировать нормативно-правовые основы защиты детей от жестокого обращения;
- рассмотреть основы организации и функционирования служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение;
- исследовать опыт применения технологий социальной детям, пережившим жестокое обращение на примере социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири»;
- определить проблемы и пути совершенствования работы служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Гипотеза: технологии социальной работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение будут эффективны, если:
- систематически выявлять проблемы детей в семьях, проводя первичное интервью, диагностику, интервью-расследование с родителями и ребенком;
- применять психокоррекционные программы с элементами игровой, музыкальной и арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии;
- проводить повторную диагностику и оценку состояния ребёнка после психокоррекции;
- осуществлять сопровождение детей после проведённой работы, что предусматривает пролонгированную психологическую, педагогическую, социальную и правовую помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов развития детей и их семей.
В процессе написания исследования применялись общенаучные и частно-научные методы познания: логический, диалектический, системный, сравнительный, метод моделирования, анализ, синтез, функциональный метод. Кроме того, использованы эмпирические методы (анализ документов, экспертный опрос).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, библиографических источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы были выполнены все задачи и достигнута ее цель. Подведем итоги:
1. Жестокое обращение - любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне. В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие. Большое значение в рамках исследования представляет Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ.
Национальный стандарт «Услуги по профилактике социального сиротства» ГОСТР 59325-2021 распространяется на социальные услуги семьям и детям из этих семей, направленных на профилактику социального сиротства, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
2. ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» - учреждение социального обслуживания Новосибирской области, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальную реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждение рассчитано на одновременное пребывание 50 несовершеннолетних, проходящих реабилитацию. В течение 2021 года в
56 учреждение поступило 363 несовершеннолетних. В 2021 преимущественно поступали дети по направлению органов внутренних дел (акт отдела полиции), в два раза увеличилось поступление детей по ходатайствам отделов опеки и попечительства.
3. Основной метод и форма работы с детьми, пострадавшими от насилия, который применяют в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» — индивидуальное и групповое взаимодействие. Индивидуальные формы работы включают первичное интервью с ребёнком (ПИР). Специалист, проводящий первичное обследование ребенка (психолог и социальный педагог), владеют принципами и методами психодиагностики и разбираются в симптомах посттравматического стрессового расстройства. Для реабилитации детей, переживших насилие в семье, используются различные технологии. Наиболее распространенными из них являются: - арт-терапия, песочная терапия, игротерапия и когнитивно-бихевиоральный подход. Методы, используемые при когнитивно-бихевиоральном подходе, считаются наиболее в преодолении симптомов ПТСР и, соответственно, при оказании помощи детям, пострадавшим от разных форм насилия.
Групповая терапия детей и подростков, пострадавших от насилия, применяется в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» в процессе реабилитации. Одной из основных целей групповой терапии является реальная помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаимодействия на основе общепринятых стандартов поведения, в которых подчеркивается необходимость уважения прав и возможностей каждого из них. В рамках групповой терапии проводятся психологические тренинги в специальной комнате. Также в рамках деятельности специалистов ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» применяются современные эффективные направления и технологии: арт-терапия (рисуночные техники, работа с песком), сказкотерапия, психогимнастика, телесная терапия, игровая терапия, релаксация.
Широкое применение в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» получила лекотека. Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей.
Большое внимание в работе с несовершеннолетними и членами их семей уделяется восстановлению детско-родительских отношений. В работе с родителями на первый план выступало повышение родительских компетенций, поиск внутренних резервов семьи; в работе с несовершеннолетними наиболее важным было повышение учебной мотивации, коррекция поведения, развитие высших психических функций.
По итогам 2021 года отмечается стабильный положительный результат воспитанников отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ГБУСО НСО СРЦН «Снегири».
4. Несмотря на большую работу, проводимую специалистами центра по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение, не все проблемы удается полностью решить. Из общей массы воспитанников в процессе адаптации возникли сложности, связанные с неприятием правил и норм учреждения у 21 воспитанника, 15 из которых совершали самовольные уходы. Проблемы с адаптацией, как правило, приводят к повышению уровня тревожности. Тревожность поступающих растет, но в период реабилитации ее удается стабилизировать.
Количество самовольных уходов в сравнении с предыдущими периодами ухудшилось. За отчетный период 21 воспитанниками было зафиксировано 28 самовольных уходов.
Для оценки результативности социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье, был использован метод опроса экспертов - сотрудников ГБУСО НСО СРЦН «Снегири». Эксперты ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» определяют, что в работе с детьми, пережившими насилие в семье, очень важен индивидуальный подход, так как каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому для каждого ребенка в Центре разрабатывается
индивидуальная программа реабилитации.
5. На основании результатов исследования могут быть даны следующие рекомендации:
- необходимы постоянные разработка, поиск и внедрение новых программ реабилитации;
- следует совершать обмен опытом и межведомственное взаимодействие;
- поможет разработка новых технологий реабилитации для улучшения помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Для повышения эффективности социальной работы с детьми, пережившими жестокое обращение, следует соблюдать особый алгоритм действий. Индивидуальная работа с детьми, пережившими жестокое обращение должна строиться по определенным фазам психотерапевтической работы с ребенком.
Было предложено в качестве апробации для Центра «Снегири» специальную программу, основанную на когнитивно-поведенческой психотерапии.
Помимо этого, следует развивать направления оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, а также службы, принимающие в этом участие.
Во многих регионах создаются социальные гостиные для детей, пострадавших от жестокого обращения, на базе школ или учреждений социального обслуживания семьи и детей. Работа социальных гостиных имеет своей целью оказание помощи в социальной адаптации детям из семей с высоким риском жестокого обращения посредством создания безопасного реабилитационного пространства в условиях школы (или учреждения социального обслуживания семьи и детей), социальной и педагогической поддержки процесса развития детей, содействия в их творческой самореализации.
Одним из вариантов социальной гостиной являются «низкопороговые» клубы. «Низкопороговый» клуб является местом свободного доступа,
59 предоставляющим подросткам возможность проведения организованного досуга, возможность свободного общения, то есть местом, создающим комфортную социально-психологическую нишу для подростка, в котором создаются предпосылки для его социализации. У большинства подростков, посещающих «низкопороговый» клуб, отмечается стабилизация эмоционального состояния, повышение критичности к собственным поступкам.
Большое распространение приобретают выездные родительско-детские реабилитационные курсы-интенсивы (на базе санаториев или загородных лагерей).
Важным аспектом в организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей является вовлечение самих детей в информационные кампании о правах детей, в проведение конкурсов социальной рекламы и плакатов среди различных категорий молодежи и школьников, в тренинги ненасильственного поведения, в разработку игр ненасильственной тематики, обучающих детей младшего возраста тому, как защищать себя, к кому и куда обратиться за помощью и т.д.



1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1995 г. - № 11. - Ст. 10.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (от
16.12.1966г.)// Консультант Плюс: комп. справ. правовая система
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30.10.1990г.) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
4. Декларация прав ребенка ООН (от 20.11.1959г.) // Консультант
Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
5. Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г.) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
6. Декларация ООН «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
7. Конвенция МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (подписана Россией в январе 2003 г.) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
8. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
61 голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 дек. ; Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. текст. дан. - [Москва], 2005-2015 [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.pravo.gov.ru/(Дата обращения: 11.01.2022).
9. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 25.03.2022) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
10. Семейный кодекс от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 03.08.2021) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
11. Кодекс РФ об административных правонарушениях (в ред. от 17.02.2022) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
12. Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. 11.06.2021) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
13. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
14. Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120- ФЗ (в ред. от 24.04.2020) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
15. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях,
62 оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 12.04.2022).
16. Акулич, М. М. Жестокое обращение с детьми в семье: научное определение и общественное мнение о проблеме / М. М. Акулич, О. А. Беседина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2014. - № 8. - С. 147-156.
17. Алексеева А.И. Жестокое обращение с ребёнком ( причины, последствия, помощь) / А.И. Алексеева, И.Г. Новосельский. - М.: Генезис, 2005. - 248 с.
18. Аликина, Е. Л. Гендерная и возрастная динамика использования жестокого обращения к детям в семье / Е. Л. Аликина // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: материалы науч.-практ. конф. с международным участием. - 2015. - С. 110-115.
19. Асовская, Е. А. Жестокое обращение с детьми внутри семьи / Е. А. Асовская, А. А. Ванина // Права человека: история, теория, практика: сборник научных статей. - 2015. - С. 107-110.
20. Валькова, Н.В. Домашнее насилие над детьми. Формы жестокого обращения с детьми / Н.В.Валькова // Проблемы науки. - 2020. - № 1. - С. 52¬55.
21. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ю.В. Василькова - М., 2001. - 286 с.
22. ВОЗ: около 300 млн детей по всему миру стали жертвами насилия //
Режим доступа: https://polit.ru/article/2020/11/04/who/(Дата обращения
12.02.2022).
23. Галасюк, И.Н. Психология социальной работы. / И.Н. Галасюк. - М., 2013. - 314 с.
24. Гаранина, Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А.
63 Коноплева С.Ф. Карабанова. - М., 2009. - 384 с.
25. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
26. Желобкович, Е. Ф. Насилие над детьми в семье: синергетический аспект / Е. Ф. Желобкович // Народная газета. - 2006. - № 12. - С.70-74.
27. Жирнова, В. Н. Жестокое обращение с детьми: пути решения проблемы / В. Н. Жирнова // Новая наука: стратегии и векторы развития. -
2015. - № 1. - С. 25-32.
28. Корчагина, Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. / Ю.В. Корчагина. - М.: МГПИ. Учебно-методическое издание, 2008. - 142 с.
29. Крылова Т.И. Социально-педагогические технологии в работе с детьми группы риска : учеб.- метод. пособие / Т.И. Крылова М.Л. Струкова. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 184 с.
30. Лозовская, Е.Г. Теоретические основы организации работы с детьми, оказавшимися в социально-опасном положении./Е.Г. Лозовская. - М., 2005. - 256 с.
31. Лупанова, Е. Е. Технология групповой работы с детьми, испытавшими жестокое обращение / Е. Е. Лупанова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 2 (67). - С. 117-119.
32. Макеева, С. А. Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы / С. А. Макеева, С. П. Акутина // Молодой ученый. —
2016.— № 5 (109). — С. 626-628.
33. Моногарова, С.Н. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников / С.Н. Моногарова, И.П. Рябинин // Классный руководитель,- 2009.- № 7. - С. 17-21.
34. Насилие над детьми в фактах и цифрах // Режим доступа: https://n-e- n.ru/violencefacts/(Дата обращения 12.02.2022).
35. Официальный сайт ГБУСО НСО СРЦН "Снегири" // Режим доступа: http://www.center-snegiri.ru(дата обращения: 14.04.2022).
36. Поддубная Т.Н. Управление системой социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 428 с.
37. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления./ Под ред. Е.Н. Волковой. - Спб.: Питер, 2008. - 80 с.
38. Профилактика жестокого обращения с детьми: Практическое руководство Пособие / Даниленко Ю.В.; Под ред. Наконечная Т.В. - Ростов-на- Дону :Феникс, 2014. - 349 с.
39. Райкус Дж. С. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска / Дж. С. Райкус, Р.С. Хьюз.- М.: Эксмо; Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. - 384 с.
40. Рядинская, О. А. Подходы к определению и виды жестокого обращения с детьми / О. А. Рядинская // Будущее науки - 2013: материалы Международной молодежной научной конференции. - 2013. - С. 322-325.
41. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993. - 38 с.
42. Синягина Н.Ю., Пазекова Г.Е., Пискунова Е.Ю. Психологическая реабилитация детей и подростков, подвергшихся насилию. - М., Вузовская книга, 2001. - 111 с.
43. Скитневская, Л. В. Жестокое обращение с детьми как социально-психологическая проблема / Л. В. Скитневская // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 3. - С. 365-371.
44. Формы и методы работы по предупреждению семейного насилия и жестокого обращения с детьми. - Ростов н/Д, 2008. - 134 с.
45. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А.Фурманов. - СПб.: Речь, 2007. - 586 с.
46. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей : учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К., 2013. - 244 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ