ТЕХНОЛОГИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации и функционирования служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение 6
1.1. Жестокое обращение с детьми как социальный феномен 6
1.2. Нормативно-правовые основы защиты детей в случаях жестокого
обращения с ними 15
Глава 2. Технологии помощи детям, пережившим жестокое обращение в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири» .. 24
2.1 Характеристика деятельности социального реабилитационного центра
для несовершеннолетних «Снегири» 24
2.2 Опыт применения технологий социальной работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение в социальном реабилитационном
центре для несовершеннолетних «Снегири» 31
2.3. Проблемы и пути совершенствования работы служб по оказанию
помощи детям, пережившим жестокое обращение 44
Заключение 55
Список источников и литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации и функционирования служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение 6
1.1. Жестокое обращение с детьми как социальный феномен 6
1.2. Нормативно-правовые основы защиты детей в случаях жестокого
обращения с ними 15
Глава 2. Технологии помощи детям, пережившим жестокое обращение в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири» .. 24
2.1 Характеристика деятельности социального реабилитационного центра
для несовершеннолетних «Снегири» 24
2.2 Опыт применения технологий социальной работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение в социальном реабилитационном
центре для несовершеннолетних «Снегири» 31
2.3. Проблемы и пути совершенствования работы служб по оказанию
помощи детям, пережившим жестокое обращение 44
Заключение 55
Список источников и литературы 60
Приложение
Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России не теряет своей актуальности. С каждым годом отмечается рост жертв детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. В России ежегодно насилию в семье подвергаются около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Это свыше 8 процентов всех детей в стране. Две трети из них — дошкольники. В бедных семьях уровень насилия составляет более 60 процентов [34].
Угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, возрастают. Это заставляет искать пути, которые позволят создать условия для безопасности жизни ребенка, и способы оказания ему помощи с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.
Причины роста насилия скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно- бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.
Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России.
Цель насилия — господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Пережитое насилие — тяжелейшая травма для ребенка и она не проходит бесследно. Дети, пережившие насилие, чаще подвержены так называемому «рискованному поведению». Речь идет о злоупотреблении алкоголем и наркотиками, курении и небезопасном сексе. Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков - жертв насилия - погибает, а у большинства - появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере, у таких детей чаще развиваются психические заболевания. Например, тревожные расстройства. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
В целом, современное состояние защиты детства и реализации прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сложившаяся ситуация определяет потребность в постоянном осуществлении деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми. Этим определена актуальность заявленной темы работы.
Объект исследования - жестокое обращение с детьми как социальный феномен.
Предмет исследования - технологии социальной работы с детьми, пережившим жестокое обращение, применяемые в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири».
Цель работы - разработка алгоритма действий специалиста по социальной работе в ситуации жестокого обращения с ребенком для реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири».
Задачи исследования:
- рассмотреть генезис и сущностные характеристики жестокого обращения с детьми как социального феномена (явления);
- проанализировать нормативно-правовые основы защиты детей от жестокого обращения;
- рассмотреть основы организации и функционирования служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение;
- исследовать опыт применения технологий социальной детям, пережившим жестокое обращение на примере социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири»;
- определить проблемы и пути совершенствования работы служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Гипотеза: технологии социальной работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение будут эффективны, если:
- систематически выявлять проблемы детей в семьях, проводя первичное интервью, диагностику, интервью-расследование с родителями и ребенком;
- применять психокоррекционные программы с элементами игровой, музыкальной и арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии;
- проводить повторную диагностику и оценку состояния ребёнка после психокоррекции;
- осуществлять сопровождение детей после проведённой работы, что предусматривает пролонгированную психологическую, педагогическую, социальную и правовую помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов развития детей и их семей.
В процессе написания исследования применялись общенаучные и частно-научные методы познания: логический, диалектический, системный, сравнительный, метод моделирования, анализ, синтез, функциональный метод. Кроме того, использованы эмпирические методы (анализ документов, экспертный опрос).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, библиографических источников и приложений.
Угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, возрастают. Это заставляет искать пути, которые позволят создать условия для безопасности жизни ребенка, и способы оказания ему помощи с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.
Причины роста насилия скрываются в политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменений ценностных ориентаций родителей, неблагоприятных семейно- бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.
Все это служит благодатной почвой для развития разных форм насилия, которое становится определяющей характеристикой реальности современного общества России.
Цель насилия — господство и контроль путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Пережитое насилие — тяжелейшая травма для ребенка и она не проходит бесследно. Дети, пережившие насилие, чаще подвержены так называемому «рискованному поведению». Речь идет о злоупотреблении алкоголем и наркотиками, курении и небезопасном сексе. Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков - жертв насилия - погибает, а у большинства - появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере, у таких детей чаще развиваются психические заболевания. Например, тревожные расстройства. Такие дети и подростки не могут быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.
В целом, современное состояние защиты детства и реализации прав ребенка вызывает обоснованную тревогу. Сложившаяся ситуация определяет потребность в постоянном осуществлении деятельности по профилактике жестокого обращения с детьми. Этим определена актуальность заявленной темы работы.
Объект исследования - жестокое обращение с детьми как социальный феномен.
Предмет исследования - технологии социальной работы с детьми, пережившим жестокое обращение, применяемые в социальном реабилитационном центре для несовершеннолетних «Снегири».
Цель работы - разработка алгоритма действий специалиста по социальной работе в ситуации жестокого обращения с ребенком для реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири».
Задачи исследования:
- рассмотреть генезис и сущностные характеристики жестокого обращения с детьми как социального феномена (явления);
- проанализировать нормативно-правовые основы защиты детей от жестокого обращения;
- рассмотреть основы организации и функционирования служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение;
- исследовать опыт применения технологий социальной детям, пережившим жестокое обращение на примере социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Снегири»;
- определить проблемы и пути совершенствования работы служб по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Гипотеза: технологии социальной работы оказания помощи детям, пережившим жестокое обращение будут эффективны, если:
- систематически выявлять проблемы детей в семьях, проводя первичное интервью, диагностику, интервью-расследование с родителями и ребенком;
- применять психокоррекционные программы с элементами игровой, музыкальной и арт-терапии, когнитивно-поведенческой психотерапии;
- проводить повторную диагностику и оценку состояния ребёнка после психокоррекции;
- осуществлять сопровождение детей после проведённой работы, что предусматривает пролонгированную психологическую, педагогическую, социальную и правовую помощь, направленную на поиск скрытых ресурсов развития детей и их семей.
В процессе написания исследования применялись общенаучные и частно-научные методы познания: логический, диалектический, системный, сравнительный, метод моделирования, анализ, синтез, функциональный метод. Кроме того, использованы эмпирические методы (анализ документов, экспертный опрос).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, библиографических источников и приложений.
В процессе работы были выполнены все задачи и достигнута ее цель. Подведем итоги:
1. Жестокое обращение - любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне. В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие. Большое значение в рамках исследования представляет Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ.
Национальный стандарт «Услуги по профилактике социального сиротства» ГОСТР 59325-2021 распространяется на социальные услуги семьям и детям из этих семей, направленных на профилактику социального сиротства, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
2. ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» - учреждение социального обслуживания Новосибирской области, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальную реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждение рассчитано на одновременное пребывание 50 несовершеннолетних, проходящих реабилитацию. В течение 2021 года в
56 учреждение поступило 363 несовершеннолетних. В 2021 преимущественно поступали дети по направлению органов внутренних дел (акт отдела полиции), в два раза увеличилось поступление детей по ходатайствам отделов опеки и попечительства.
3. Основной метод и форма работы с детьми, пострадавшими от насилия, который применяют в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» — индивидуальное и групповое взаимодействие. Индивидуальные формы работы включают первичное интервью с ребёнком (ПИР). Специалист, проводящий первичное обследование ребенка (психолог и социальный педагог), владеют принципами и методами психодиагностики и разбираются в симптомах посттравматического стрессового расстройства. Для реабилитации детей, переживших насилие в семье, используются различные технологии. Наиболее распространенными из них являются: - арт-терапия, песочная терапия, игротерапия и когнитивно-бихевиоральный подход. Методы, используемые при когнитивно-бихевиоральном подходе, считаются наиболее в преодолении симптомов ПТСР и, соответственно, при оказании помощи детям, пострадавшим от разных форм насилия.
Групповая терапия детей и подростков, пострадавших от насилия, применяется в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» в процессе реабилитации. Одной из основных целей групповой терапии является реальная помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаимодействия на основе общепринятых стандартов поведения, в которых подчеркивается необходимость уважения прав и возможностей каждого из них. В рамках групповой терапии проводятся психологические тренинги в специальной комнате. Также в рамках деятельности специалистов ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» применяются современные эффективные направления и технологии: арт-терапия (рисуночные техники, работа с песком), сказкотерапия, психогимнастика, телесная терапия, игровая терапия, релаксация.
Широкое применение в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» получила лекотека. Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей.
Большое внимание в работе с несовершеннолетними и членами их семей уделяется восстановлению детско-родительских отношений. В работе с родителями на первый план выступало повышение родительских компетенций, поиск внутренних резервов семьи; в работе с несовершеннолетними наиболее важным было повышение учебной мотивации, коррекция поведения, развитие высших психических функций.
По итогам 2021 года отмечается стабильный положительный результат воспитанников отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ГБУСО НСО СРЦН «Снегири».
4. Несмотря на большую работу, проводимую специалистами центра по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение, не все проблемы удается полностью решить. Из общей массы воспитанников в процессе адаптации возникли сложности, связанные с неприятием правил и норм учреждения у 21 воспитанника, 15 из которых совершали самовольные уходы. Проблемы с адаптацией, как правило, приводят к повышению уровня тревожности. Тревожность поступающих растет, но в период реабилитации ее удается стабилизировать.
Количество самовольных уходов в сравнении с предыдущими периодами ухудшилось. За отчетный период 21 воспитанниками было зафиксировано 28 самовольных уходов.
Для оценки результативности социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье, был использован метод опроса экспертов - сотрудников ГБУСО НСО СРЦН «Снегири». Эксперты ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» определяют, что в работе с детьми, пережившими насилие в семье, очень важен индивидуальный подход, так как каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому для каждого ребенка в Центре разрабатывается
индивидуальная программа реабилитации.
5. На основании результатов исследования могут быть даны следующие рекомендации:
- необходимы постоянные разработка, поиск и внедрение новых программ реабилитации;
- следует совершать обмен опытом и межведомственное взаимодействие;
- поможет разработка новых технологий реабилитации для улучшения помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Для повышения эффективности социальной работы с детьми, пережившими жестокое обращение, следует соблюдать особый алгоритм действий. Индивидуальная работа с детьми, пережившими жестокое обращение должна строиться по определенным фазам психотерапевтической работы с ребенком.
Было предложено в качестве апробации для Центра «Снегири» специальную программу, основанную на когнитивно-поведенческой психотерапии.
Помимо этого, следует развивать направления оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, а также службы, принимающие в этом участие.
Во многих регионах создаются социальные гостиные для детей, пострадавших от жестокого обращения, на базе школ или учреждений социального обслуживания семьи и детей. Работа социальных гостиных имеет своей целью оказание помощи в социальной адаптации детям из семей с высоким риском жестокого обращения посредством создания безопасного реабилитационного пространства в условиях школы (или учреждения социального обслуживания семьи и детей), социальной и педагогической поддержки процесса развития детей, содействия в их творческой самореализации.
Одним из вариантов социальной гостиной являются «низкопороговые» клубы. «Низкопороговый» клуб является местом свободного доступа,
59 предоставляющим подросткам возможность проведения организованного досуга, возможность свободного общения, то есть местом, создающим комфортную социально-психологическую нишу для подростка, в котором создаются предпосылки для его социализации. У большинства подростков, посещающих «низкопороговый» клуб, отмечается стабилизация эмоционального состояния, повышение критичности к собственным поступкам.
Большое распространение приобретают выездные родительско-детские реабилитационные курсы-интенсивы (на базе санаториев или загородных лагерей).
Важным аспектом в организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей является вовлечение самих детей в информационные кампании о правах детей, в проведение конкурсов социальной рекламы и плакатов среди различных категорий молодежи и школьников, в тренинги ненасильственного поведения, в разработку игр ненасильственной тематики, обучающих детей младшего возраста тому, как защищать себя, к кому и куда обратиться за помощью и т.д.
1. Жестокое обращение - любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Недопустимость жестокого обращения с детьми юридически закреплена как на международном, так и на всероссийском уровне. В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие. Большое значение в рамках исследования представляет Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ.
Национальный стандарт «Услуги по профилактике социального сиротства» ГОСТР 59325-2021 распространяется на социальные услуги семьям и детям из этих семей, направленных на профилактику социального сиротства, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
2. ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» - учреждение социального обслуживания Новосибирской области, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также социальную реабилитацию детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Учреждение рассчитано на одновременное пребывание 50 несовершеннолетних, проходящих реабилитацию. В течение 2021 года в
56 учреждение поступило 363 несовершеннолетних. В 2021 преимущественно поступали дети по направлению органов внутренних дел (акт отдела полиции), в два раза увеличилось поступление детей по ходатайствам отделов опеки и попечительства.
3. Основной метод и форма работы с детьми, пострадавшими от насилия, который применяют в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» — индивидуальное и групповое взаимодействие. Индивидуальные формы работы включают первичное интервью с ребёнком (ПИР). Специалист, проводящий первичное обследование ребенка (психолог и социальный педагог), владеют принципами и методами психодиагностики и разбираются в симптомах посттравматического стрессового расстройства. Для реабилитации детей, переживших насилие в семье, используются различные технологии. Наиболее распространенными из них являются: - арт-терапия, песочная терапия, игротерапия и когнитивно-бихевиоральный подход. Методы, используемые при когнитивно-бихевиоральном подходе, считаются наиболее в преодолении симптомов ПТСР и, соответственно, при оказании помощи детям, пострадавшим от разных форм насилия.
Групповая терапия детей и подростков, пострадавших от насилия, применяется в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» в процессе реабилитации. Одной из основных целей групповой терапии является реальная помощь ребенку в формировании технологии продуктивного общения и взаимодействия на основе общепринятых стандартов поведения, в которых подчеркивается необходимость уважения прав и возможностей каждого из них. В рамках групповой терапии проводятся психологические тренинги в специальной комнате. Также в рамках деятельности специалистов ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» применяются современные эффективные направления и технологии: арт-терапия (рисуночные техники, работа с песком), сказкотерапия, психогимнастика, телесная терапия, игровая терапия, релаксация.
Широкое применение в ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» получила лекотека. Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого-педагогического сопровождения социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, организации дошкольного образования, поддержки развития личности детей.
Большое внимание в работе с несовершеннолетними и членами их семей уделяется восстановлению детско-родительских отношений. В работе с родителями на первый план выступало повышение родительских компетенций, поиск внутренних резервов семьи; в работе с несовершеннолетними наиболее важным было повышение учебной мотивации, коррекция поведения, развитие высших психических функций.
По итогам 2021 года отмечается стабильный положительный результат воспитанников отделения социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ГБУСО НСО СРЦН «Снегири».
4. Несмотря на большую работу, проводимую специалистами центра по оказанию помощи детям, пережившим жестокое обращение, не все проблемы удается полностью решить. Из общей массы воспитанников в процессе адаптации возникли сложности, связанные с неприятием правил и норм учреждения у 21 воспитанника, 15 из которых совершали самовольные уходы. Проблемы с адаптацией, как правило, приводят к повышению уровня тревожности. Тревожность поступающих растет, но в период реабилитации ее удается стабилизировать.
Количество самовольных уходов в сравнении с предыдущими периодами ухудшилось. За отчетный период 21 воспитанниками было зафиксировано 28 самовольных уходов.
Для оценки результативности социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье, был использован метод опроса экспертов - сотрудников ГБУСО НСО СРЦН «Снегири». Эксперты ГБУСО НСО СРЦН «Снегири» определяют, что в работе с детьми, пережившими насилие в семье, очень важен индивидуальный подход, так как каждая ситуация имеет свои особенности. Поэтому для каждого ребенка в Центре разрабатывается
индивидуальная программа реабилитации.
5. На основании результатов исследования могут быть даны следующие рекомендации:
- необходимы постоянные разработка, поиск и внедрение новых программ реабилитации;
- следует совершать обмен опытом и межведомственное взаимодействие;
- поможет разработка новых технологий реабилитации для улучшения помощи детям, пережившим жестокое обращение.
Для повышения эффективности социальной работы с детьми, пережившими жестокое обращение, следует соблюдать особый алгоритм действий. Индивидуальная работа с детьми, пережившими жестокое обращение должна строиться по определенным фазам психотерапевтической работы с ребенком.
Было предложено в качестве апробации для Центра «Снегири» специальную программу, основанную на когнитивно-поведенческой психотерапии.
Помимо этого, следует развивать направления оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, а также службы, принимающие в этом участие.
Во многих регионах создаются социальные гостиные для детей, пострадавших от жестокого обращения, на базе школ или учреждений социального обслуживания семьи и детей. Работа социальных гостиных имеет своей целью оказание помощи в социальной адаптации детям из семей с высоким риском жестокого обращения посредством создания безопасного реабилитационного пространства в условиях школы (или учреждения социального обслуживания семьи и детей), социальной и педагогической поддержки процесса развития детей, содействия в их творческой самореализации.
Одним из вариантов социальной гостиной являются «низкопороговые» клубы. «Низкопороговый» клуб является местом свободного доступа,
59 предоставляющим подросткам возможность проведения организованного досуга, возможность свободного общения, то есть местом, создающим комфортную социально-психологическую нишу для подростка, в котором создаются предпосылки для его социализации. У большинства подростков, посещающих «низкопороговый» клуб, отмечается стабилизация эмоционального состояния, повышение критичности к собственным поступкам.
Большое распространение приобретают выездные родительско-детские реабилитационные курсы-интенсивы (на базе санаториев или загородных лагерей).
Важным аспектом в организации работы по предотвращению жестокого обращения в отношении детей является вовлечение самих детей в информационные кампании о правах детей, в проведение конкурсов социальной рекламы и плакатов среди различных категорий молодежи и школьников, в тренинги ненасильственного поведения, в разработку игр ненасильственной тематики, обучающих детей младшего возраста тому, как защищать себя, к кому и куда обратиться за помощью и т.д.
Подобные работы
- Организационные основы профилактики жестокого обращения с детьми в семье (на примере г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье (Восточная Экономико-Юридическая Гуманитарная Академия)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО
ПУТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ СОГЛАСИЯ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПОДРОС
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологические проблемы насилия в семье над детьми со стороны родителей (Социально- психологические проблемы насилия в семье, Сибирский государственный медицинский университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021



