Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа наставничества над детьми-сиротами, как направление добровольческой деятельности 7
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей ОБПР 7
1.2. Сущностные характеристики наставничества над детьми-сиротами как
направления волонтерской деятельности 10
Глава II. Наставничество как инновационная практика по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации 21
2.1 Становление и развитие наставничества над детьми-сиротами и детьми
ОБПР в России 21
2.2. Исследование результативности практики наставнической деятельности в
городе Барнауле 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 59
Приложение 4 61
Приложение 5
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла. С 2020 года Алтайская краевая женская общественная организация «Отклик» при поддержке Детского благотворительного фонда «Солнечный Г ород» начала проводить подготовительные работы по внедрению в Алтайском крае проекта «Наставничество». В марте 2021 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством образования и науки Алтайского края, заключены договора с КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №1» КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2» КГБУ
«Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4» (Приложение 2,3,4,5).
Со стороны Алтайского государственного университета были привлечены преподаватели и студенты института гуманитарных наук. Руководитель проекта: Чудова С.Г., к.соц.н., доцент кафедры социальной и молодежной политики, студент группы 1082 кафедры социальной и молодежной политики Путинцев Егор Дмитриевич.
Актуальность. Сегодня проблема сиротства по-прежнему остается актуальной проблемой современного общества в России. Для некоторых детей этой категории «домом» является специализированное учреждение, которое строго регламентирует режим дня ребенка, организует его деятельность и ограничивает контакты с взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, влияющим на личностные, психические и социальные качества ребенка, слабая подготовка которого делает выпускника неподготовленным к общественной жизни.
В закрытом учреждении у детей вырабатывается свой специфический тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуации запрета, конфликты интересов, замечания взрослых, обвинения со стороны сверстников и др. Для детей-сирот характерна пассивная адаптация к окружающей среде. Выпускники в своем поведении повторяют привычное поведение родителей, усвоенное в раннем детстве, для них неблагополучное общество становится нормой. Главной проблемой при этом является преодоление последствий психологической травмы, семейной депривации (в плане социализации), оказание помощи в процессе адаптации к благополучной жизни и духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Наставничество - это новая форма сопровождения детей из детских домов. Такое взаимодействие требует гораздо большей приверженности, ответственности и самоотверженности. Наставничество - это регулярное взаимодействие волонтера с конкретным ребенком на протяжении длительного периода времени. Наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка, сопровождать его в процессе роста, в выборе образовательного пути и в переходе к самостоятельной жизни. Ребенку важно получить предсказуемые и надежные отношения с признанием его ценности как личности.
Наставник помогает наладить отношения с другими людьми, способствует повышению уровня социальной адаптации. Также в случае установления длительных отношений с наставником у ребенка, покидающего детский дом, есть возможность обратиться за помощью к более опытному взрослому на ранних этапах самостоятельной жизни. Взаимодействие происходит посредством неформального общения и эмоциональной связи участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому освоению новых навыков и органичному развитию полноценной личности. Важно популяризировать роль наставника среди организаций гражданского общества; сообщества выпускников школ, ВУЗов, детских домов; волонтерских и благотворительных организаций. Кроме того, если существует достаточно исследований влияния наставничества на детей-сирот, то, в свою очередь, влияние наставничества на волонтеров- наставников исследовано недостаточно хорошо и требует более широкого оглашения.
Степень научной разработанности. Согласно анализу литературы по данной проблематике феномен наставничества изучен не в полной мере, даже несмотря на разнообразие применения данного метода в различных сферах. Говоря о применении инструмента наставничества в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
Вопрос о том, что наставник должен понимать и знать свои обязанности, обладать необходимыми навыками в работе с детьми; должен проходить специальные обучения для знания своего будущего занятия, нести ответственность за свои действия; уметь организовывать процесс своей работы с ребенком, во избежание конфликтных и отрицательных ситуаций освещался в некоторых публикациях таких авторов как Антипин С.Г., Басюк В.С., Гоголева Г.С., Степанова В. А. и др.
В трудах таких авторов как Абельбейсов, В.А, Э. Альбрехт, Н. Коломинский, А. Корниенко, Т. Миронова, В. Синев и др. рассматривается концепция социально-психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения.
Объект - наставничество над детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей как направление благотворительной деятельности.
Предмет - реализация наставничества над детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях города Барнаула.
Цель - выявление основных результатов реализации практики Наставничества над детьми-сиротами, проживающими в социальных учреждениях города Барнаула.
Задачи:
1. Изучить социально-психологические особенности детей-сирот и детей ОБПР - воспитанников социальных учреждений.
2. Выделить сущностные характеристики наставничества над детьми- сиротами, как направления волонтерской деятельности .
3. Проанализировать историю становления практики наставничества над детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей в России.
4. Исследовать результативность практики наставнической
деятельности в городе Барнауле.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении, определяется условиями депривации, дефицитом адекватного общения, особым психологическим образованием (деление на «своих» и «чужих»);
2) Вероятно, при использовании технологии наставничества эффективность наблюдается в таких сферах жизни ребенка, как взаимоотношения с другими людьми, личностное развитие;
3) Скорее всего, в рамках наставнической деятельности положительный эффект получают не только дети-сироты, но и сами волонтеры- наставники
4) Возможно, не всем наставникам удается построить максимально доверительные отношения со своим подопечным.
Методы:
1. Традиционный анализ литературы.
2. Анализ статистических данных.
3. Вторичный анализ социологических исследований практики
наставничества благотворительного фонда «Солнечный город».
4. Анкетирование наставников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 2 параграфа), заключения, списка литературы и приложений.
Наставничество - новая социальная практика для России и Алтайского, которая находится на стадии внедрения и оценки эффективности. Проведенный теоретико-методологический анализ и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особен и зависит от их формы жизнеустройства. По результатам многочисленных исследований дети в основном закрыты и необщительны, их кругозор не даёт полного представления об окружающем мире. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, материального, морального и духовного порядка. Ребёнку, который не проживает в семье, тяжело анализировать самого себя, их способности непредсказуемы в решении социальных проблем. Включение детей-сирот в социальную деятельность является целым процессом, в ходе которого происходят такие изменения, как формирование личного отношения и мнения к какой-либо ситуации, приобретение жизненного опыта. Существует разнообразие технологий социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатные технологии, базирующиеся на учреждениях социального типа и внутриинтернатные, которые основаны на взаимодействии педагогов с воспитанниками во время обучения и проживания в детском доме. Мер, принимаемых для социализации детей в учреждении, не хватает для полноценной адаптации ребенка после выпуска из образовательной организации. Поэтому, предлагается внедрять инновационную технологию социализации и адаптации детей-сирот - наставничество, которая в наибольшей степени окажет содействие в формировании жизненно необходимых навыков и умений.
В Российской Федерации большинство программ и проектов, реализуемых в сфере сиротства, направлены на материальную помощь детям, проживающим в домах-интернатах. Для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома необходимо вести работу еще в учреждении. Для этого необходимо в жизнь ребенка привлекать взрослого, который бы смог передать ему свой жизненный опыт, обучить навыкам самостоятельной жизни и просто стать близким другом. Одной из таких социальных практик является наставничество, проведена оценка эффективности благотворительного фонда «Солнечный город» за 2021 год, где можно говорить о стабильных положительных результатах проекта «Наставничество», количество пар наставник-ребенок за пять лет возросло более чем в 10 раз, всё больше регионов РФ начинают реализацию данной технологии. Новосибирск, Уфа и Иркутск занимают лидирующие позиции в работе и развитии данного проекта-технологии. Отмечены позитивные результаты в нескольких сферах жизни, как детей, так и сотрудников. Первостепенным для всех является улучшение психологического состояния и настроения, далее возрастают ценностные ориентиры, отношения с другими людьми и сфера личностного развития.
В рамках исследования результативности наставнической деятельности в городе Барнаул было выявлено, данное направление волонтерской деятельности положительно влияет не только на детей-сирот, но и на волонтеров-наставников. Строя свои доверительные отношения с подопечными, наставники получают такие важные личностные качества как: умение принимать человека с его достоинствами и недостатками; принятие своих недостатков; умение говорить "нет"; умение сопереживать; умение сдерживать свои эмоции. Кроме того, было выяснено, в каких сферах чаще всего наставники ведут работу со своими подопечными: психологическое состояние и настроение, сфера личностного развития, сфера отношений с другими людьми.
Также были раскрыты образ и функционал значимого взрослого для ребенка-сироты, проживающего в специализированном учреждении. Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового). Методика наставничества дает возможность приобрести знания, опыт, сконструировать навыки, ценности и компетенции быстрее, чем через иные методы передачи, а это весьма важно в современности.
1. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации
от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс] - URL :
http://docs.cntd.ru/document/564232795. - Заглавие с экрана (дата обращения 15.03.2022).
2. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации») / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28122020-n-r- 193-ob-utverzhdenii/. - Заглавие с экрана (дата обращения 30.04.2022).
3. Абельбейсов, В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы [Текст] / В.А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 142-151.
4. Аваков, С.И. Педагогическое наставничество для детей-сирот [Текст] / С.И. Аваков, Е.А. Байер // Развитие личности. - 2017. - № 2. - С. 211¬219.
5. Агентство стратегических инициатив : методическое пособие для
воспитателей детей и молодежи и их законных представителей Наставники: не рядом, а вместе! [Электронный ресурс]. - URL : http://sosn-
detdom.ucoz.ru/poleznie_ssilki/2.pdf. - Заглавие с экрана (дата обращения
23.04.2022).
6. Адлер, А. Беспризорные дети, лишенные родительского
попечительства [Текст] : хрестоматия / ред.-сост. B.C. Мухина. - М.:
Просвещение, 1991. - 223 с.
7. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю.А. Александровский. - М.: Медицина, 1993. - 398 с.
8. Альбрехт, Э.Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степени. канд. пед. наук / АПН СССР. Науч.- исслед. ин-т дефектологии. - Москва : [б. и.], 1976. - 21 с.
9. Андрющенко, С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения [Текст] / С.И. Андрющенко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 105¬109.
10. Анохина, Т.А. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.А. Анохина // Новые ценности образования. - 1996. - № 6. - С. 71-80.
11. Антипин, С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С.Г. Антипин. - Нижний Новгород, 2011. - 31 с.
12. Арифметика добра. Находим наставников [Электронный ресурс]. - URL : https://www.a-dobra.ru/prog/mentor/. - Заглавие с экрана (дата обращения 10.05.2022).
13. Байбородова, Л.В. Трудовое воспитание детей-сирот [Текст]:
учебное пособие / Л.В. Байбородова, Е.Б. Кириченко, Л.Н. Серебренников ; под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - 2-е изд., перераб. и доп. -
Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 287 с.
14. Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот [Текст] / Е.А. Байер // Образование на Дону. - Ростов-на-Дону. - 2012. - С. 98-102.
15. Басюк, В.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот [Текст] / В.С. Басюк // Сборник научных трудов по итогам Всероссийской конференции «Психология развития и образования: теория и практика». - Иркутск. - 2009. - С. 217-222.
16. Безенкова, Т.А. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия [Текст] / Т.А. Безенкова, С.Н. Испулова, Е.В. Олейник // ПНиО. - 2018. - №6 (36). - С. 147-154.
17. Бобылева, И.А. Социально-педагогическая поддержка
воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот [Текст]: монография / И.А. Бобылева. - М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. - 288 с.
18. Богуславский, М.В. Подвижники и реформаторы российского образования [Текст] : историко-биографические очерки / М.В. Богуславский. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.
19. Будем вместе. Проект наставничества для детей-сирот в Московской, Смоленской, Ярославской областях [Электронный ресурс]. - URL: http://nastavnik.detinashi.ru/. - Заглавие с экрана (дата обращения 30.04.2022).
20. Воробьева, Т.В. Воспитание социально-ответственной личности: опыт сотрудничества вузов и образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Т.В. Воробьева // Власть. - 2011. - №6. - С. 81-84.
21. Галагузова, М.А. Категориально - понятийные проблемы социальной педагогики [Текст] / М.А. Галагузова. - Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 3. - Екатеринбург: РАО, 1998. - 351 с.
22. Глазков, В.А. Система сопровождения процессов социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : методические рекомендации / авт.-сост. В.А. Глазков, О.Л. Миронова, Е.А. Шестакова. - Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. - 59 с.
23. Гоголева, Г.С. Наставничество для социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.С. Гоголева // Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. - 2019. -С. 9-14.
24. Горячева, А.А. Наставничество как практика социокультурной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.А. Горячева, Р.П. Яценко, А.Ю. Телицына // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. - Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 243-251.
25. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблемы [Текст] / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2010. - 49 с.
26. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот [Текст] : аналитический доклад / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - Москва: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012. - 76 с.
27. Дружинина, А. А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы [Текст] / А. А. Дружинина // Вестник ТГУ. -
2018. - №4 (174). - С. 15-21.
28. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми [Текст]: учебное пособие / А.С. Дудкин. - Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. - 40 с.
29. Кларин, М.В. Современное наставничество: новые черты
традиционной практики в организациях XXI века [Текст] / М.В. Кларин // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - № 5. - С. 92-112.
30. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.
31. Коломинский, Н. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степени канд. пс. наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва : [б. и.], 1972. - 21 с.
32. Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
33. Корниенко, А.Ф. Возникновение и развитие допсихических, психических и социальных форм регуляции поведения организма, субъекта, личности [Текст] /А.Ф. Корниенко. - Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2010. - 185 с.
34. Куркова, М.П. Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов [Текст] / М.П. Куркова // Образование. Карьера. Общество. -
2019. - № 4 (63). - С. 23-25.
35. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот [Текст] / М.С. Леонтьева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №3-2. - С. 149-160.
36. Мирзаева, Н.С. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Н.С. Мирзаева, Б.Г. Явбатырова // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007895. - Заглавие с экрана (дата обращения: 15.04.2022).
37. Миронова, Т.Ю. Социально-психологические особенности экономической социализации подростков и юношей [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пс. наук / Т.Ю.Миронова. - Курск, 2013. - 23 с.
38. Молодежь в условиях социально-экономических реформ [Текст] : [В 2 вып. / Науч. ред. В. Т. Лисовский]. - СПб.: СПбГУ, 1995. - 180 с.
39. Наставничество в образовании: современная практика [Текст] : сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2019. - 188 с.
40. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска» [Текст]: сборник научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; под общей ред. Е.Н. Панченко. - Москва-Майкоп, 2006. - 180 с.
41. Наставничество. Проект фонда «Солнечный город» [Электронный ресурс]. - URL :https://nastavnichestvo.org/.- Заглавие с экрана (дата обращения 5.05.2022).
42. Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании
[Текст] / В.В. Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. -
№6 (15). - С. 50-56.
43. Один за одного. Спецпроект про наставничество для детей-сирот [Электронный ресурс]. - URL: https://special.philanthropy.ru/nastavniki. - Заглавие с экрана (дата обращения 10.05.2022).
44. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / под ред. академика РАН В. И. Жукова.- М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.
45. Опыт НКО, реализующих успешные практики по наставничеству над воспитанниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.А. Андриевских, А.А. Горячева, В.В. Мухин [и др.] // Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ». - М., 2019. - 122 с.
46. Основы социального наставничества [Текст] : практическое пособие / под общ. ред. Е.В Коневой - д.пс.н., доцента кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2014 г. - 127 с.
47. Панюшева, Т. Быть наставником. Пособие для волонтера [Текст] / Т. Панюшева, И. Пасечник. - М., 2017. - 153 с.
48. Парсонс, Т. Человек в современном мире [Текст] / пер. с англ. под ред. В.А.Кувакина. - М. : Прогресс, 1985. - 96 с.
49. Петьков, В.А. Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра [Текст] / В.А. Петьков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №. 18. - С. 300-302.
50. Практические материалы из опыта работы по внедрению технологии «Наставничество» среди несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в рамках реализации социального проекта «БлагоДать» [Текст]: информационно-методическое издание / авт.- сост. Е.С. Иванцова, Е.И. Крисаненкова, О.Н. Корзинкина, Ю.Г. Филькова. - Калужская область, 2019. - 160 с.
51. Прохоров, Ю.И. Психологические аспекты наставничества [Текст] /
Ю.И. Прохоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. -
№1. - С. 40-41.
52. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под общ. ред. В.С. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
53. Реализация технологии наставничества и психолого¬педагогического сопровождения взаимодействия воспитанника и значимого для него взрослого-наставника в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: информационно-методическое пособие / Ю.И. Аде, Е.В. Боброва, Г.В. Дружинина [и др.]. - Челябинск: Юж.- Урал. науч. центр РАО, 2019. - 290 с.
54. Репринцева, Г.И. Учреждения социального обслуживания детей и молодежи: Анализ деятельности [Текст] / Г.И. Репринцева. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2003. - 79 с.
55. Семчук, Л.А. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. - Гродно : ГрГУ, 2006. - 198 с.
56. Солнечный город. Детский благотворительный фонд [Электронный ресурс]. - URL : https://sgdeti.ru/projects/nastavnichiestvo/. - Заглавие с экрана (дата обращения 10.05.2022).
57. Старшие Братья Старшие Сестры [Электронный ресурс]. - URL : https://www.nastavniki.org/. - Заглавие с экрана (дата обращения 12.05.2022).
58. Степанова, В.А. Методическое пособие для репетиторов и наставников, сопровождающих детей-сирот в детских домах [Текст] / В.А. Степанова. - Красноярск: Красный Яр, 2015. - 157 с.
59. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
60. Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество на рабочем месте)». Книга 25 [Текст] / под ред. М. О. Егоровой. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 154 с.
61. Устав Благотворительного фонда «Арифметика добра. - М : 2017. -
16 с. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.a-dobra.ru/wp-
content/uploads/aebc7a167bfee1f24084bb290ccde738.pdf. - Заглавие с экрана (дата обращения 12.05.2022).
62. Устав Межрегиональной общественной организации содействия
программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры». - М.: 2013. - 15 с. [Электронный ресурс]. - URL :
https://www.nastavniki.org/wp- content/images/documents/ustav/%D0%A3%D1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%B2.p df. - Заглавие с экрана (дата обращения 12.05.2022).
63. Чакрян, Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике [Текст] / Т.К. Чакрян // Материалы XII научно-технической конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь. - 2008. - 2 т. Общественные науки. - С. 117-122.
64. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с.