Наставничество детей-сирот как направление добровольческой деятельности
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа наставничества над детьми-сиротами, как направление добровольческой деятельности 7
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей ОБПР 7
1.2. Сущностные характеристики наставничества над детьми-сиротами как
направления волонтерской деятельности 10
Глава II. Наставничество как инновационная практика по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации 21
2.1 Становление и развитие наставничества над детьми-сиротами и детьми
ОБПР в России 21
2.2. Исследование результативности практики наставнической деятельности в
городе Барнауле 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 59
Приложение 4 61
Приложение 5
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа наставничества над детьми-сиротами, как направление добровольческой деятельности 7
1.1 Социально-психологические особенности детей-сирот и детей ОБПР 7
1.2. Сущностные характеристики наставничества над детьми-сиротами как
направления волонтерской деятельности 10
Глава II. Наставничество как инновационная практика по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации 21
2.1 Становление и развитие наставничества над детьми-сиротами и детьми
ОБПР в России 21
2.2. Исследование результативности практики наставнической деятельности в
городе Барнауле 37
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 1 53
Приложение 2 55
Приложение 3 59
Приложение 4 61
Приложение 5
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла. С 2020 года Алтайская краевая женская общественная организация «Отклик» при поддержке Детского благотворительного фонда «Солнечный Г ород» начала проводить подготовительные работы по внедрению в Алтайском крае проекта «Наставничество». В марте 2021 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством образования и науки Алтайского края, заключены договора с КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №1» КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2» КГБУ
«Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4» (Приложение 2,3,4,5).
Со стороны Алтайского государственного университета были привлечены преподаватели и студенты института гуманитарных наук. Руководитель проекта: Чудова С.Г., к.соц.н., доцент кафедры социальной и молодежной политики, студент группы 1082 кафедры социальной и молодежной политики Путинцев Егор Дмитриевич.
Актуальность. Сегодня проблема сиротства по-прежнему остается актуальной проблемой современного общества в России. Для некоторых детей этой категории «домом» является специализированное учреждение, которое строго регламентирует режим дня ребенка, организует его деятельность и ограничивает контакты с взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, влияющим на личностные, психические и социальные качества ребенка, слабая подготовка которого делает выпускника неподготовленным к общественной жизни.
В закрытом учреждении у детей вырабатывается свой специфический тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуации запрета, конфликты интересов, замечания взрослых, обвинения со стороны сверстников и др. Для детей-сирот характерна пассивная адаптация к окружающей среде. Выпускники в своем поведении повторяют привычное поведение родителей, усвоенное в раннем детстве, для них неблагополучное общество становится нормой. Главной проблемой при этом является преодоление последствий психологической травмы, семейной депривации (в плане социализации), оказание помощи в процессе адаптации к благополучной жизни и духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Наставничество - это новая форма сопровождения детей из детских домов. Такое взаимодействие требует гораздо большей приверженности, ответственности и самоотверженности. Наставничество - это регулярное взаимодействие волонтера с конкретным ребенком на протяжении длительного периода времени. Наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка, сопровождать его в процессе роста, в выборе образовательного пути и в переходе к самостоятельной жизни. Ребенку важно получить предсказуемые и надежные отношения с признанием его ценности как личности.
Наставник помогает наладить отношения с другими людьми, способствует повышению уровня социальной адаптации. Также в случае установления длительных отношений с наставником у ребенка, покидающего детский дом, есть возможность обратиться за помощью к более опытному взрослому на ранних этапах самостоятельной жизни. Взаимодействие происходит посредством неформального общения и эмоциональной связи участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому освоению новых навыков и органичному развитию полноценной личности. Важно популяризировать роль наставника среди организаций гражданского общества; сообщества выпускников школ, ВУЗов, детских домов; волонтерских и благотворительных организаций. Кроме того, если существует достаточно исследований влияния наставничества на детей-сирот, то, в свою очередь, влияние наставничества на волонтеров- наставников исследовано недостаточно хорошо и требует более широкого оглашения.
Степень научной разработанности. Согласно анализу литературы по данной проблематике феномен наставничества изучен не в полной мере, даже несмотря на разнообразие применения данного метода в различных сферах. Говоря о применении инструмента наставничества в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
Вопрос о том, что наставник должен понимать и знать свои обязанности, обладать необходимыми навыками в работе с детьми; должен проходить специальные обучения для знания своего будущего занятия, нести ответственность за свои действия; уметь организовывать процесс своей работы с ребенком, во избежание конфликтных и отрицательных ситуаций освещался в некоторых публикациях таких авторов как Антипин С.Г., Басюк В.С., Гоголева Г.С., Степанова В. А. и др.
В трудах таких авторов как Абельбейсов, В.А, Э. Альбрехт, Н. Коломинский, А. Корниенко, Т. Миронова, В. Синев и др. рассматривается концепция социально-психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения.
Объект - наставничество над детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей как направление благотворительной деятельности.
Предмет - реализация наставничества над детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях города Барнаула.
Цель - выявление основных результатов реализации практики Наставничества над детьми-сиротами, проживающими в социальных учреждениях города Барнаула.
Задачи:
1. Изучить социально-психологические особенности детей-сирот и детей ОБПР - воспитанников социальных учреждений.
2. Выделить сущностные характеристики наставничества над детьми- сиротами, как направления волонтерской деятельности .
3. Проанализировать историю становления практики наставничества над детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей в России.
4. Исследовать результативность практики наставнической
деятельности в городе Барнауле.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении, определяется условиями депривации, дефицитом адекватного общения, особым психологическим образованием (деление на «своих» и «чужих»);
2) Вероятно, при использовании технологии наставничества эффективность наблюдается в таких сферах жизни ребенка, как взаимоотношения с другими людьми, личностное развитие;
3) Скорее всего, в рамках наставнической деятельности положительный эффект получают не только дети-сироты, но и сами волонтеры- наставники
4) Возможно, не всем наставникам удается построить максимально доверительные отношения со своим подопечным.
Методы:
1. Традиционный анализ литературы.
2. Анализ статистических данных.
3. Вторичный анализ социологических исследований практики
наставничества благотворительного фонда «Солнечный город».
4. Анкетирование наставников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 2 параграфа), заключения, списка литературы и приложений.
«Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4» (Приложение 2,3,4,5).
Со стороны Алтайского государственного университета были привлечены преподаватели и студенты института гуманитарных наук. Руководитель проекта: Чудова С.Г., к.соц.н., доцент кафедры социальной и молодежной политики, студент группы 1082 кафедры социальной и молодежной политики Путинцев Егор Дмитриевич.
Актуальность. Сегодня проблема сиротства по-прежнему остается актуальной проблемой современного общества в России. Для некоторых детей этой категории «домом» является специализированное учреждение, которое строго регламентирует режим дня ребенка, организует его деятельность и ограничивает контакты с взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, влияющим на личностные, психические и социальные качества ребенка, слабая подготовка которого делает выпускника неподготовленным к общественной жизни.
В закрытом учреждении у детей вырабатывается свой специфический тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуации запрета, конфликты интересов, замечания взрослых, обвинения со стороны сверстников и др. Для детей-сирот характерна пассивная адаптация к окружающей среде. Выпускники в своем поведении повторяют привычное поведение родителей, усвоенное в раннем детстве, для них неблагополучное общество становится нормой. Главной проблемой при этом является преодоление последствий психологической травмы, семейной депривации (в плане социализации), оказание помощи в процессе адаптации к благополучной жизни и духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Наставничество - это новая форма сопровождения детей из детских домов. Такое взаимодействие требует гораздо большей приверженности, ответственности и самоотверженности. Наставничество - это регулярное взаимодействие волонтера с конкретным ребенком на протяжении длительного периода времени. Наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка, сопровождать его в процессе роста, в выборе образовательного пути и в переходе к самостоятельной жизни. Ребенку важно получить предсказуемые и надежные отношения с признанием его ценности как личности.
Наставник помогает наладить отношения с другими людьми, способствует повышению уровня социальной адаптации. Также в случае установления длительных отношений с наставником у ребенка, покидающего детский дом, есть возможность обратиться за помощью к более опытному взрослому на ранних этапах самостоятельной жизни. Взаимодействие происходит посредством неформального общения и эмоциональной связи участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому освоению новых навыков и органичному развитию полноценной личности. Важно популяризировать роль наставника среди организаций гражданского общества; сообщества выпускников школ, ВУЗов, детских домов; волонтерских и благотворительных организаций. Кроме того, если существует достаточно исследований влияния наставничества на детей-сирот, то, в свою очередь, влияние наставничества на волонтеров- наставников исследовано недостаточно хорошо и требует более широкого оглашения.
Степень научной разработанности. Согласно анализу литературы по данной проблематике феномен наставничества изучен не в полной мере, даже несмотря на разнообразие применения данного метода в различных сферах. Говоря о применении инструмента наставничества в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
Вопрос о том, что наставник должен понимать и знать свои обязанности, обладать необходимыми навыками в работе с детьми; должен проходить специальные обучения для знания своего будущего занятия, нести ответственность за свои действия; уметь организовывать процесс своей работы с ребенком, во избежание конфликтных и отрицательных ситуаций освещался в некоторых публикациях таких авторов как Антипин С.Г., Басюк В.С., Гоголева Г.С., Степанова В. А. и др.
В трудах таких авторов как Абельбейсов, В.А, Э. Альбрехт, Н. Коломинский, А. Корниенко, Т. Миронова, В. Синев и др. рассматривается концепция социально-психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения.
Объект - наставничество над детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей как направление благотворительной деятельности.
Предмет - реализация наставничества над детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях города Барнаула.
Цель - выявление основных результатов реализации практики Наставничества над детьми-сиротами, проживающими в социальных учреждениях города Барнаула.
Задачи:
1. Изучить социально-психологические особенности детей-сирот и детей ОБПР - воспитанников социальных учреждений.
2. Выделить сущностные характеристики наставничества над детьми- сиротами, как направления волонтерской деятельности .
3. Проанализировать историю становления практики наставничества над детьми-сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей в России.
4. Исследовать результативность практики наставнической
деятельности в городе Барнауле.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении, определяется условиями депривации, дефицитом адекватного общения, особым психологическим образованием (деление на «своих» и «чужих»);
2) Вероятно, при использовании технологии наставничества эффективность наблюдается в таких сферах жизни ребенка, как взаимоотношения с другими людьми, личностное развитие;
3) Скорее всего, в рамках наставнической деятельности положительный эффект получают не только дети-сироты, но и сами волонтеры- наставники
4) Возможно, не всем наставникам удается построить максимально доверительные отношения со своим подопечным.
Методы:
1. Традиционный анализ литературы.
2. Анализ статистических данных.
3. Вторичный анализ социологических исследований практики
наставничества благотворительного фонда «Солнечный город».
4. Анкетирование наставников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 2 параграфа), заключения, списка литературы и приложений.
Наставничество - новая социальная практика для России и Алтайского, которая находится на стадии внедрения и оценки эффективности. Проведенный теоретико-методологический анализ и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особен и зависит от их формы жизнеустройства. По результатам многочисленных исследований дети в основном закрыты и необщительны, их кругозор не даёт полного представления об окружающем мире. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, материального, морального и духовного порядка. Ребёнку, который не проживает в семье, тяжело анализировать самого себя, их способности непредсказуемы в решении социальных проблем. Включение детей-сирот в социальную деятельность является целым процессом, в ходе которого происходят такие изменения, как формирование личного отношения и мнения к какой-либо ситуации, приобретение жизненного опыта. Существует разнообразие технологий социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатные технологии, базирующиеся на учреждениях социального типа и внутриинтернатные, которые основаны на взаимодействии педагогов с воспитанниками во время обучения и проживания в детском доме. Мер, принимаемых для социализации детей в учреждении, не хватает для полноценной адаптации ребенка после выпуска из образовательной организации. Поэтому, предлагается внедрять инновационную технологию социализации и адаптации детей-сирот - наставничество, которая в наибольшей степени окажет содействие в формировании жизненно необходимых навыков и умений.
В Российской Федерации большинство программ и проектов, реализуемых в сфере сиротства, направлены на материальную помощь детям, проживающим в домах-интернатах. Для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома необходимо вести работу еще в учреждении. Для этого необходимо в жизнь ребенка привлекать взрослого, который бы смог передать ему свой жизненный опыт, обучить навыкам самостоятельной жизни и просто стать близким другом. Одной из таких социальных практик является наставничество, проведена оценка эффективности благотворительного фонда «Солнечный город» за 2021 год, где можно говорить о стабильных положительных результатах проекта «Наставничество», количество пар наставник-ребенок за пять лет возросло более чем в 10 раз, всё больше регионов РФ начинают реализацию данной технологии. Новосибирск, Уфа и Иркутск занимают лидирующие позиции в работе и развитии данного проекта-технологии. Отмечены позитивные результаты в нескольких сферах жизни, как детей, так и сотрудников. Первостепенным для всех является улучшение психологического состояния и настроения, далее возрастают ценностные ориентиры, отношения с другими людьми и сфера личностного развития.
В рамках исследования результативности наставнической деятельности в городе Барнаул было выявлено, данное направление волонтерской деятельности положительно влияет не только на детей-сирот, но и на волонтеров-наставников. Строя свои доверительные отношения с подопечными, наставники получают такие важные личностные качества как: умение принимать человека с его достоинствами и недостатками; принятие своих недостатков; умение говорить "нет"; умение сопереживать; умение сдерживать свои эмоции. Кроме того, было выяснено, в каких сферах чаще всего наставники ведут работу со своими подопечными: психологическое состояние и настроение, сфера личностного развития, сфера отношений с другими людьми.
Также были раскрыты образ и функционал значимого взрослого для ребенка-сироты, проживающего в специализированном учреждении. Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового). Методика наставничества дает возможность приобрести знания, опыт, сконструировать навыки, ценности и компетенции быстрее, чем через иные методы передачи, а это весьма важно в современности.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особен и зависит от их формы жизнеустройства. По результатам многочисленных исследований дети в основном закрыты и необщительны, их кругозор не даёт полного представления об окружающем мире. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, материального, морального и духовного порядка. Ребёнку, который не проживает в семье, тяжело анализировать самого себя, их способности непредсказуемы в решении социальных проблем. Включение детей-сирот в социальную деятельность является целым процессом, в ходе которого происходят такие изменения, как формирование личного отношения и мнения к какой-либо ситуации, приобретение жизненного опыта. Существует разнообразие технологий социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатные технологии, базирующиеся на учреждениях социального типа и внутриинтернатные, которые основаны на взаимодействии педагогов с воспитанниками во время обучения и проживания в детском доме. Мер, принимаемых для социализации детей в учреждении, не хватает для полноценной адаптации ребенка после выпуска из образовательной организации. Поэтому, предлагается внедрять инновационную технологию социализации и адаптации детей-сирот - наставничество, которая в наибольшей степени окажет содействие в формировании жизненно необходимых навыков и умений.
В Российской Федерации большинство программ и проектов, реализуемых в сфере сиротства, направлены на материальную помощь детям, проживающим в домах-интернатах. Для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома необходимо вести работу еще в учреждении. Для этого необходимо в жизнь ребенка привлекать взрослого, который бы смог передать ему свой жизненный опыт, обучить навыкам самостоятельной жизни и просто стать близким другом. Одной из таких социальных практик является наставничество, проведена оценка эффективности благотворительного фонда «Солнечный город» за 2021 год, где можно говорить о стабильных положительных результатах проекта «Наставничество», количество пар наставник-ребенок за пять лет возросло более чем в 10 раз, всё больше регионов РФ начинают реализацию данной технологии. Новосибирск, Уфа и Иркутск занимают лидирующие позиции в работе и развитии данного проекта-технологии. Отмечены позитивные результаты в нескольких сферах жизни, как детей, так и сотрудников. Первостепенным для всех является улучшение психологического состояния и настроения, далее возрастают ценностные ориентиры, отношения с другими людьми и сфера личностного развития.
В рамках исследования результативности наставнической деятельности в городе Барнаул было выявлено, данное направление волонтерской деятельности положительно влияет не только на детей-сирот, но и на волонтеров-наставников. Строя свои доверительные отношения с подопечными, наставники получают такие важные личностные качества как: умение принимать человека с его достоинствами и недостатками; принятие своих недостатков; умение говорить "нет"; умение сопереживать; умение сдерживать свои эмоции. Кроме того, было выяснено, в каких сферах чаще всего наставники ведут работу со своими подопечными: психологическое состояние и настроение, сфера личностного развития, сфера отношений с другими людьми.
Также были раскрыты образ и функционал значимого взрослого для ребенка-сироты, проживающего в специализированном учреждении. Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового). Методика наставничества дает возможность приобрести знания, опыт, сконструировать навыки, ценности и компетенции быстрее, чем через иные методы передачи, а это весьма важно в современности.
Подобные работы
- «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Православное волонтерское движение
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2025 - Социальная работа с молодежью на примере города Волгоград
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6800 р. Год сдачи: 2020 - Особенности управления трудовыми ресурсами в организациях социальной сферы (на примере ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Доклад к религиозному волонтерству
Прочее, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025



