Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика буллинга в подростковой среде (на примере МБОУ «Бурлинская СОШ»)

Работа №88943

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
237
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики буллинга в
подростковом возрасте 6
1.1 Теоретические основы анализа буллинга в подростковом возрасте 6
1.2 Основные направления, формы и методы профилактики буллинга в
подростковом возрасте в школе 13
Глава 2. Возможности профилактики буллинга в подростковой среде в МБОУ «Бурлинская СОШ» 26
2.1 Методика эмпирического исследования: «Формы и методы профилактики
буллинга в подростковом возрасте в МБОУ «Бурлинская СОШ» 26
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования по выявлению
возможностей профилактики буллинга в подростковом возрасте в МБОУ «Бурлинская СОШ» 33
Заключение 60
Список литературы 62

Актуальность темы исследования. Буллинг во все времена являлся острой и важной проблемой, данная проблема актуальна до сих пор. Буллинг может проявляться абсолютно на всех этапах жизни человека: как в детском возрасте, так и во взрослой жизни.
Подростковый возраст является одним из самых сложных, противоречивых и конфликтных этапов развития личности. На данном этапе происходит половое созревание, поиск себя. Становление личности в подростковом возрасте во многом зависит от референтной группы, которую выбирает подросток. Обычно такой группой являются сверстники, среди которых нередко происходят конфликты, возможна борьба за лидерство.
Несмотря на то, что конфликты среди подростков считаются вполне нормальным явлением, проблема буллинга заключается в том, что этот процесс происходит продолжительное время. В борьбе за лидерство каждый человек хочет самоутвердиться на фоне другого, именно поэтому происходит травля. «Жертва» подвергается постоянным нападкам, оскорблениям и всевозможным формам травли со стороны «обидчика» и его друзей. Именно поэтому так важно предупреждать и сразу же пресекать любые попытки насилия среди подростков.
Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что до сих пор не внедрены способы предотвращения буллинга в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из- за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам». Буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете. Данное явление носит название «кибербуллинг» - намеренное запугивание или травля человека с помощью цифровых технологий. Современным подросткам, которые являются «жертвами» буллинга, сложно избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни.
Степень изученности темы. Проблемой изучения буллинга занимались такие зарубежные авторы как: К. Дьюкс, Д. Олвуес, Д. Лэйн и многие другие. Именно К. Дьюкс стал основоположником изучения данной проблемы, опубликовав в 1905 году свою работу о буллинге.
Среди отечественных ученых можно выделить таких авторов как: И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышева, А.А. Бочавер и К.Д. Хломова.
Изучение буллинга основывается на подходах, разработанных известными философами, социологами, психологами и конфликтологами. Такие исследователи как: И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев, А.А. Бочавер и К.Д. Хломов, - выделили три основных подхода к изучению буллинга: диспозициональный, темпоральный и контекстуальный.
Разные ученые понимают буллинг как травлю, террор, насилие. Несмотря на то, что еще нет единого четкого определения данного понятия, все ученые сходятся в том, что буллинг является травлей, происходящей продолжительное время. Исследователи также выделили, что буллинг имеет физические и психологические проявления.
Объект исследования - профилактика буллинга в подростковом возрасте.
Предмет исследования - формы и методы профилактики буллинга в подростковом возрасте в школе.
Цель исследования - выявить формы и методы профилактики буллинга в подростковом возрасте в МБОУ «Бурлинская СОШ».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию профилактики буллинга в подростковом возрасте.
2. Выявить основные направления, формы и методы профилактики буллинга в подростковом возрасте в школе.
3. Разработать методику эмпирического исследования по выявлению форм и методов профилактики буллинга в подростковом возрасте в МБОУ «Бурлинская СОШ».
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению форм и методов профилактики буллинга в подростковом возрасте в МБОУ «Бурлинская СОШ»и проанализировать полученные данные.
5. Разработать программу профилактики буллинга среди подростков в МБОУ «Бурлинская СОШ».
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, под буллингом понимается насилие, совершаемое одним человеком или группой лиц по отношению к человеку, неспособному себя защитить, систематически продолжительное время.
2. Скорее всего, профилактика буллинга включает в себя три этапа: диагностика, сама профилактика и рефлексия.
3. Возможно, одним из методов профилактики буллинга является проведение тематических классных часов.
4. По мнению опрошенных экспертов, проведение мероприятий на сплочение подростков способно профилактировать буллинг в МБОУ «Бурлинская СОШ».
Методы исследования: традиционный анализ литературы, синтез, анкетирование, глубинное интервью, статистические методы анализа информации.
Эмпирическая база. При написании выпускной квалификационной работы было проведено исследование по теме «Профилактика буллинга в подростковой среде в МБОУ «Бурлинская СОШ». В ходе исследования были опрошены учащиеся восьмых классов МБОУ «Бурлинская СОШ» - 40человек.
В качестве экспертов выступили 6 представителей школьной администрации: директор, заместители директора, социальный педагог, школьный психолог, классные руководители восьмых классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, два параграфа в первой главе, три параграфа во второй главе, заключение, список литературы и 2 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме буллинга.
С помощью теоретического анализа было определено, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить.
Основные причины буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в детско-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».
Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга. Она должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.
В ходе практического исследования был проведен опрос учащихся и глубинное интервью с администрацией школы и классными руководителями учащихся о буллинге и возможностях его профилактики.
В связи с этим была подобрана программа по профилактике буллинга среди подростков, которая включала в себя задачи по формированию навыков конструктивного реагирования в конфликте, снижения агрессивных реакций, оптимизации межличностных отношений, развития толерантности. В ходе тренингов участники активно работали, высказывали свое мнение, с интересом обсуждали предложенные темы занятий.
Результатом проведенной программы было снижение количества случаев буллинга в подростковом коллективе, диагностика доказала эффективность программы.
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Все гипотезы исследования были подтверждены.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.05.2019). Ст. 3. Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс. (дата обращения 25.04.2022).
Литература и интернет-источники:
2. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. - 2005. - 15 марта (№ 18). - С. 3.
3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. - 512 с.
4. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15, №2. С. 99-103.
5. Бочавер, А. А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов // Психология. - 2013. - № 3. - С. 149-159.
6. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева - Красноярск, 2015. - C.148.
7. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Москва, 1995. - Вып. 3. - С. 58-64.
8. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. - №105. - С. 159-165.
9. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом. Законодательное решение // Журнал российского права. 2018. - №8. - С. 113-123.
10. Екимова В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. №4.
С. 5-10.
11. Ермолаева Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских стран за последние 20 лет (1994-2014) // Современная зарубежная психология. 2015. - Т.4, №1. - С. 65- 90.
12. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа», 2006. - № 11. - С.15-18.
13. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования,
2019. - 120 с.
14. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психол. Журнал. 2005. - Т. 26, №2. - С. 5 - 15.
15. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001. - C. 34-39.
16. Лященко К.В. Работа социального педагога по профилактике
школьного буллинга // Таврический научный обозреватель. 2016. - №2 (7). -
С. 201-205.
17. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. - Т. 6. № 5А. - С. 181-192.
18. Маланцева О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2007. — № 4. — С. 90-92.
19. Мальцева О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2009. - № 7. - С. 51-54.
20. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.
21. Методические рекомендации по профилактике буллинга в общеобразовательной организации / отв. ред. Погребная С.К., Чиркова Т.Н., Бзыкова А.А., Лебедина Е.В., Масалова Т. С., Бородин А.А. - Краснодар,
2020. - С. 10-13.
22. Мигунова А.В. Возможности социальной работы в решении школьных проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. - № 4 (32). - С. 62-67.
23. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.29. - С. 144-148.
24. Мухаркина, А.К. Психологические закономерности и проявление буллинга в детском возрасте. Томский государственный университет. - Томск: Томский государственный университет, 2004. - С 147.
25. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг[Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. - №5.
26. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 6 (108) - 2011. - С. 151-154.
27. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 6 (июнь). - С. 106-110.
28. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. - СПб., 2000. - 420с.
29. Ремшидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности /Х.Ремшмидт. - М., 1994. - С. 125-130.
30. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. - М., 2012. - 264 с.
31. Рык А.И. Терминологическое поле феномена «Буллинг». ВестиБДПУ. Выпуск 1. №2. 2015. - С. 30-33
32. Соловьёв Д.Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2015. - С 24.
33. Соловьёв Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3.
- Текст : электронный. - URL: https://naukovedenie.ru/PDF/121PVN314.pdf(дата обращения 27.04.2022).
34. Соловьёв Д.Н. Способы командообразования в предупреждении
буллинга в подростковом возрасте // Гуманитарные исследования. 2014. -
№1. - С. 94-97.
35. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/ Д.И.Фельдштейн. - М.: Флинта, 204. - 670 с.
36. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод.статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
37. Шалагиновой К.С. под общ. Ред. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект.- Тула: Изд-во «ГРИФ и К»,
- 2014. - 237 с.
38. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
39. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. - М., 2006. - 239 с.
Иностранная литература:
40. Arora C. M. J. Measuring bullying with the life in School checklist // Patoral Care in Education. 1994. № 12. P. 11-15.
41. Besag V. E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes: Open University Press. 1989. P. 23-27.
42. Rigby K. Effects of peer victimization in schools and perceived social support on adolescent well-being // Journal of Adolescence. 2000. № 23. P. 57-68.
43. Selekman Janice, Vessey Judith A. Bullying: It Isn’t What It Used To Be // Pediatric Nursing. 2004. Vol. 30. № 3.
P.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ