Введение 2
Глава 1 Теоретические основы исследования социальной безопасности коммуникационных продуктов 8
1.1 Основные подходы к анализу социальной безопасности: понятие, виды, критерии 8
1.2 Коммуникационные продукты: понятие, виды, влияние на личность и
общество 16
Глава 2 Особенности экспертной оценки коммуникационных продуктов 2.1
Основные направления экспертизы коммуникационных продуктов 28
2.2 Анализ рекламы (коммуникационных продуктов) на предмет соответствия социальной безопасности 54
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение 1 77
В современном мире для каждого государства в целом и для его регионов является немаловажным создание состояния безопасности в обществе.
Социальная безопасность - это парадигма, которая подразумевает более слабую роль государственной власти в обеспечении безопасности путем противостояния угрозам, вместо этого выдвигая на первый план вопросы идентичности сообщества и социальной динамики.
В современном научном и политическом обсуждении понятие «социальная безопасность» рассматривается в нескольких плоскостях. В общем смысле термин затрагивает вопросы защищенности человека от угроз разного происхождения.
На развитие общества в 21 веке напрямую влияет информационное поле, в том числе и поле сети Интернет. Бесконечное количество аудио, видео, текстового контента, гипертекстового контента, представляющего собой продукты коммуникации создается как организациями, так и частными лицами. Если для официальных платформ существуют требования к размещаемым материалам, то создание сайтов или форумов для пользователей сети не всегда можно отследить. Коммуникационные продукты, размещенные на подобных ресурсах, и становятся в первую очередь угрозой для психики и личности человека, что, несомненно, влияет на его качество жизни, а в следствие и на качество функционирования общества.
Реклама является одной из наиболее неотъемлемых частей бизнеса. Организации по всему миру ежегодно тратят миллиарды долларов на продвижение своих продуктов, и реклама является одним из инструментов продвижения их продукта по всему миру. По мере того, как бизнес выходит за рамки физических границ, роль и масштабы расходов на рекламу расширяются, задействуют всё больше видов рекламы, что требует тщательного изучения с точки зрения ее роли и функций.
Коммуникационные продукты организаций, а именно рекламные продукты чаще следуют законодательству и ценностной ориентации общества, но возникают случаи размещения недобросовестной и недопустимой рекламы, в связи с чем тема выпускной квалификационной работы становится всё более актуальной. Специалисты в области продвижения и рекламы в первую очередь ставят для себя задачу продвигать товары и услуги для максимального увеличения потребления. Созданные коммуникативные продукты должны соответствовать принятым нравственным ценностям, находить свое отражение в обществе и работать на его благо, а не двигать в сторону деструктивного поведения. По указанным причинам считаем необходимым и целесообразным разработать модели такого коммуникационного продукта, который был бы безопасным с разных сторон и для разнообразного круга лиц, иными словами соответствовал бы понятию социальной безопасности. Рекламные и коммуникационные продукты пересекаются по своей сути и назначению, так тема выявления критериев социальной безопасности коммуникаций актуализируется.
Степень научной разработанности проблемы:
Критерии и виды социальной безопасности описаны в работе Кузнецова В.Н., Волгина Н.А., Овчинникова А.И. Понятие социальной безопасности и её логико-методологический анализ представлен в статье Хазиева И.Х.
Различные аспекты социальной безопасности и её место в государстве рассматривали К. А. Антипьев, Е. М. Березина, А. А. Волочков.
Безопасность с точки зрения социологии изучена и представлена в работе под редакцией А. В. Верещагина, С. И. Самыгина, Н. Х. Гафиатулина, Ю. Г. Волкова, а общественная безопасность раскрыта Босхамджиевой Н.А.
О. И. Зинченко, А. Н. Химченко исследовали социальную безопасность в составе системы социально-экономической безопасности государства, а не только как отдельную тему. Согласно данному исследованию это понятие экономической категории социально-экономических отношений, между личностью, обществом и государством во время организации экономической, продовольственной, социальной безопасностей.
Вопросами экологической безопасности общества занимался Е.Е. Тонков.
Современный взгляд на понятие коммуникационного продукта представлен в научных работах Киуру К.В., Минаевой Л.В., Азаровой Л.В., Ачкасовой В.А.
Шакирзянова Е.И. исследовала тематику медиатекста как единицу коммуникационного продукта в коммуникационной культуре и их значение в жизни современного человека от младшего до взрослого возраста.
Объект исследования - социальная безопасность коммуникационных продуктов.
Предмет исследования - критерии социальной безопасности коммуникационных продуктов.
Цель магистерской диссертации - сформировать модель критериев оценки социальной безопасности коммуникационного продукта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ существующих научных подходов к трактовке понятия «социальная безопасность»;
2. Дать характеристику видам коммуникационных продуктов;
3. Определить влияние коммуникационных продуктов на личность и общество;
4. Дать характеристику видам экспертиз рекламных и
коммуникационных продуктов;
5. Выделить критерии социальной безопасности рекламных и коммуникационных продуктов;
6. Провести анализ рекламных продуктов на соответствие выявленным критериям.
7. Предложить модель безопасного коммуникационного продукта для общества.
При выполнении работы применялись следующие методы исследования: сравнение, анализ и синтез, традиционный анализ литературы, анализ документов, моделирование.
Теоретической и методологической базой исследования выступают следующие теории и концепции:
Концепция социальной безопасности В.Н. Кузнецова, представленная в нескольких аспектах: национальная, государственная, общественная, личная, духовная, экономическая, политическая, информационная.
Обобщенная теория социальной безопасности содержится в работах Волгина Н.А., Хазиев И.Х анализ раскрывает теорию социальной безопасности через логико-методологический анализ.
Н.П. Ващекин, Е.Б. Дворядкина в первую очередь раскрывают концепцию социальной безопасности через социально-экономический аспект.
Я.А. Маргулян в своих трудах рассматривает социальную безопасность как интегральное понятие.
Теория медиа и коммуникационных продуктов содержится в работах К.В. Киуру, А.Д. Кривоносова.
Свой вклад в описание типов коммуникационных продуктов и их места в медиа внесла Л.В. Минаева
Теоретически место медиатекста в современной культуре рассмотрела Е.И. Шакирзянова.
Проблемой влияния рекламных и коммуникационных продуктов на личность и психику человека занимались А.В. Шиловцев, К.Мозер, А.В. Дроздова.
Вопросы необходимости и методики проведения экспертизы рекламы поднимали в своих трудах Т.Б. Курбацкая, А.Н, Лебедев - Любимов, И. Имшенецкая-Фишбейн, Е.Е. Пронина, А.В. Карягина.
Эмпирической базой исследования являются рекламные материалы компаний, общие наблюдения автора исследования за соответствием коммуникативных продуктов критериям социальной безопасности, анализ материалов исследований российских и зарубежных ученых по проблемам осуществления рекламной деятельности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Целесообразность разработки критериев социальной безопасности коммуникационных продуктов обусловлена возникающими проблемами в рекламе, такими как отрицательное воздействие на людей в виде материалов, побуждающих к агрессии, нарушение федерального законодательства в сфере рекламы и защиты конкуренции, склонение к употреблению алкоголя и запрещенных веществ, использование в визуальных продуктах контрастов цветов, неприятных для восприятия, намеки на применение обсценной лексики, нарушение духовной безопасности и оскорбление религиозных чувств жителей разных регионов.
2. Коммуникационные продукты, являясь частью современной информационной и рекламной среды, образуют единое информационно-коммуникативное пространство, оказывают направленное коммуникативное воздействие на потребителей для достижения финансовых целей предприятия. Продукты, которые негативно влияют на личность и психику, создают угрозу для социальной безопасности общества в целом.
3. Модель безопасного коммуникационного продукта должна содержать в себе качественные с продуманным смыслом аудиальные, визуальные и текстовые компоненты. Без резких звуков, контрастных цветов, неприятных для зрения, читаемый шрифт, текст которого несет положительные образы.
4. Важность проведения экспертиз рекламных и коммуникационных продуктов на соответствие критериям социальной безопасности коммуникационных продуктов
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты представленной работы могут быть использованы для дальнейшего создания рекламных и коммуникационных продуктов в соответствии с безопасной для общества моделью, что снизит уровень психического напряжения, агрессию в обществе, поднимет его моральный уровень.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов исследовательской работы рекламными агентствами для создания качественной и эффективной рекламы соответствующей нормам права и безопасным ценностям общества.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Промежуточные результаты работы были апробированы на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» 21 апреля 2022 года в секции «Медиа, реклама и PR» в форме доклада на тему «Социальная безопасность коммуникационных продуктов».
Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования и включают: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, приложение.
Первая глава посвящена теоретическим основам исследования социальной безопасности. Во второй главе рассмотрены виды экспертиз рекламных продуктов с примерами и анализ рекламных продуктов на соответствие критериям безопасности.
Изучив теоретические аспекты сущности и содержания социальной безопасности и коммуникационных продуктов, стоит отметить, что эти понятия неразрывно связаны в современном информационном поле. Социальная безопасность - это забота не только государства об обществе, но и забота каждого гражданина о собственном и коллективном благополучии. При помощи рекламных материалов и коммуникационных продуктов можно навредить, поднять волну негатива, агрессии, насилия, а так же деструктивно повлиять на личность. В то же время, рекламные продукты являются основой продвижения в рыночной экономике, они привлекают внимание к товарам и услугам тем самым помогая зарабатывать частным лицам и предприятиям, а социальная реклама привлекает внимание к проблемам человека, личности, общества, окружающего мира.
Безопасная реклама может не только продавать или быть социально ориентированной, но и создавать новые позитивные ценности в обществе, такие как стремление к развитию (реклама обучающих курсов, повышения квалификации), любовь к изучению мира (реклама туристических агентств и путешествий), реклама же товаров ручной работы может не только быть продающей, но и мотивировать на изучение и развитие новых навыков.
Во время преддипломной производственной практики были проанализированы различные материалы, но в работе преимущественно рассмотрены негативные примеры рекламных продуктов и описание их влияния, также приведены несколько изображений качественной социальной рекламы.
Соответствие критериям безопасности чести и достоинства это параметры этичных продуктов, рекламные материалы, проверенные экспертами, подразумевающие однозначную трактовку, которая не допускает дискриминации по какому-либо признаку, отсутствие эротических или оскорбляющих религию образов, соответствие законодательству, общее впечатление благоприятного образа всё это параметры социальной безопасности коммуникационных продуктов.
Соответствие законодательству убережет от правовых последствий и разбирательств с конкурентами, создание благоприятных ассоциаций и трансляция традиционных ценностей, таких как семья, спорт, развитие хобби, забота о близких и питомцах оздоравливает общество в моральном плане, а впоследствии и повышает культурный уровень социума.
Коммуникационные продукты окружают нас каждый день на улице, в транспорте, в гаджетах, даже на работе и учебе, чем более безопасными они станут, тем более сильными будут позитивные изменения в обществе.
1. О защите конкуренции [федер. Закон: принят Гос. Думой 08 июл. 2006г.: ] по состоянию на 15 июн. 2022г.] // СПС КонсультантПлюс
2. О рекламе:[федер. Закон: принят Гос. Думой 22 фев. 2006г.: по состоянию на 15 июн. 2022г.] // СПС КонсультантПлюс
3. Азарова, Л. В. Эволюция базовой терминологии паблик рилейшз: актуальные подходы / Л. В. Азарова, В. А. Ачкасова // Российская пиарология- 7: тренды и драйверы : Сборник научных трудов в честь профессора К. А. Ивановой. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. - С. 5-8. - EDN UUIOZG.
4. Алексеев, П. В. Социальная философия: учеб.пособие / П. В. Алексеев. - Изд-во Проспект, 2017. - 256 с.
5. Андреева, Е. В. Место ценностей в образах рекламы/ Е. В. Андреева, С. Е. Корчемкин, Е. Н. Сюткина, А. Н. Шмидт// Человеческий капитал. - №6 (102). - 2017. - С. 51-54
6. Андросова, Л. А. Влияние рекламы и рекламных образов на выбор ценностей молодежи [Электронный ресурс]/ Л. А. Андросова, И. Г. Кондратьева// Наука. Общество. Государство. - 2015. - №1. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/у11уаше-гек1ашу-1-гек1ашпуй- obrazov-na-vybor-tsennostey-molodezhi
7. Андросова, Л. А. Рекламное воздействие на ценностные ориентации молодежи / Л. А. Андросова, Т. Т. Капезина, Е. С. Егорова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №18. - С. 22 - 24.
8. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. - Сборник науч. трудов. - М.: МГУ, 2012. - С. 116-129
9. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/ Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
10. Билюк, И. Виды ценностей человека[Электронный ресурс] / И. Билюк // Проект SYL.ru. - 2017. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/356369/vidyi-tsennostey-cheloveka
11. Босхамджиева, Н.А. Общественная безопасность как социально-правовая категория // Административное право и процесс, 2012. № 11.
12. Бухвальд, Е.М. Экономическая безопасность и финансово¬бюджетные аспекты стратегирования планирования развития российских регионов / Е.М. Бухвальд // Сборник научных трудов Международной научно¬практической конференции «Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов в современных условиях». - 2015. - С. 9-11.
13. Ващекин, Н.П. Экономическая и социальная безопасность в России : учеб.пособие для вузов. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 2018. - 379 с.
14. Головко, Б. Н. Деловые издания: информационный менеджмент массовой коммуникации / Б. Н. Головко ; Б. Н. Головко. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 126 с. - (Библиотека профессионального журналиста). - ISBN 5-8016-0239-9. - EDNQOEFNR.
15. Гордякова, О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе / О. В. Гордякова // Психологический журнал. - 1999. - № 4. - С. 96-101.
16. Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь.
М.: Издательство «Флайст», Информационно Издательский центр «Г еополитика». Под общей редакцией Ю. Л. Воробьева. 2001.
17. Григорьев, Л. Приемы рекламного воздействия [Электронный ресурс]/Л. Григорьев //Интернет-сайт «Proрекламу». - Заглавие с экрана. - Режим доступа: http://www.pr.uz/shkola-reklami/646
18. Дворядкина, Е.Б. Экономическая безопасность : [учеб.пособ.] / Е.Б. Дворядкина, Н.В. Новикова - Екатеринбург :Уральский госуниверситет, 2010. - 177 с.
19. Дзялошинский, И.М. Современное медиапространство России: Учеб.пособие для студентов вузов. М.:АспектПресс, 2015. 312 с.
20. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита/ Е. Л. Доценко — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
21. Дроздова, А. В. Воздействие рекламы на безопасность личности в современном информационном обществе: социально-психологический аспект / А. В. Дроздова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2011. - № 4. - С. 58-65. - EDNOQQWLP.
22. Дудков, А. М. Политическая безопасность как составляющая национальной безопасности / А. М. Дудков // Современные проблемы юридической науки : Сборник статей участников международной научно-практической конференции, Краснодар, 21 февраля 2014 года. - Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации, 2014. - С. 57-61. - EDN SMRBLZ.
23. Ежевская, Т. И. Ценности как важный психологический ресурс
личности [Электронный ресурс]/ Т. И. Ежевская // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - №2. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-kak-vazhnyy-psihologicheskiy-
resurs-lichnosti
24. Жеребненко, А.В. Социологическая экспертиза рекламного
продукта // PRРИМРА. 2018. №18. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskaya-ekspertiza-reklamnogo-produkta(дата обращения: 20.05.2022).
25. Зинченко, О. И. Социальная безопасность в системе социально¬
экономической безопасности государства / О. И. Зинченко, А. Н. Химченко // Новое в экономической кибернетике. - 2021. - № 3. - С. 177-189. -
EDNPEGMLD.
26. Иванов, А. Н. Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация [Электронный ресурс]/ А. Н. Иванов // информационный портал ПСИХ. info. - 2015. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://psyh.info/article/mirovozzrenie/tsennosti-v-zhizni-cheloveka.html
27. Каримова, Л. Национально-культурные ценности и реклама / Л. Каримова // Российское предпринимательство. - 2003. - Том 4. - № 10. - С. 31¬37
28. Карягина, А.В. Правовая экспертиза как фактор повышения качества законодательства о рекламе и рекламной деятельности в России // Вестник ТИУиЭ. 2014. №2 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya- ekspertiza-kak-faktor-povysheniya-kachestva-zakonodatelstva-o-reklame-i- reklamnoy-deyatelnosti-v-rossii(дата обращения: 20.05.2022).
29. Киуру, К.В., Кривоносов, А.Д. Поликодовый коммуникационный
продукт: проблемы терминологии // Коммуникативные исследования. 2018. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polikodovyy-kommunikatsionnyy-
produkt-problemy-terminologii
30. Киуру, К. В. Жанр vs коммуникационный продукт: дефиниция термина в прикладных коммуникациях / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Когнитивные исследования языка. - 2019. - № 39. - С. 55-59. - EDN VSFANE.
31. Киуру, К.В. Digital-жанры современногомедиатекста: Pin, Insta, Twit
// Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. №1 (18). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/digital-zhanry-sovremennogo-mediateksta-pin-insta- twit
32. Ковалева, А.В. Основные направления экспертизы рекламного
продукта // PRРИМРА. 2017. №17. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-ekspertizy-reklamnogo- produkta(дата обращения: 19.05.2022).
33. Ковалева, А. В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности / А. В. Ковалева // SocietyandSecurityInsights. - 2018. - Т. 1. - № 1. - С. 65-72.
34. Ковалева, А. В. Социальная безопасность медиапространства большого Алтая: концепция образовательной программы / А. В. Ковалева, Б. Б.
Максутова // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2021.
- № 24. - С. 109-115. - EDN NQOXYK.
35. Коноваленко, М. Ю. Психология рекламы и PR: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. Ю. Коноваленко, М. И. Ясин. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 391 с.
36. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/ Ф. Котлер, К. Келлер. - Спб: Питер, 2017. - 800 с.
37. Кузнецов, В.Н. Социология безопасности. М. : Книга и бизнес, 2007. - 423 с.
38. Курбацкая, Т.Б. Методика проведения психологической экспертизы
рекламы // СПЖ. 2008. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-
provedeniya-psihologicheskoy-ekspertizy-reklamy (дата обращения: 18.05.2022).
39. Курбацкая Т.Б., Нуруллина Г.М. Политический адвертайзинг: психологическая экспертиза - Набережные Челны: Принт-экспресс, 2016, - 217 с.
40. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы / А. Н. Лебедев- Любимов. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
41. Лешуков, А.Г., Чеботарев, А.М. Дизайн коммуникационных продуктов: современные тенденции в культурном пространстве города // Вестник ЧГАКИ. 2018. №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn- kommunikatsionnyh-produktov-sovremennye-tendentsii-v-kulturnom-prostranstve- goroda(дата обращения: 05.04.2022).
42. Маслов, Н.В. Влияние рекламы на процесс формирования и
изменения ценностей современного общества / Н. В. Маслов, А. В. Канищева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология,
философия, история: сб. ст. по матер. XLIV-XLV междунар. науч.-практ. конф.
- № 1(42). - Новосибирск: СибАК, 2015 - С.18 - 22.
43. Маргулян, Я.А. Социальная безопасность как основа обеспечения качества жизни населения России / Я.А. Маргулян // Ученые записки СанктПетербургского университета технологий управления и экономики. -
2010. - №3 (29). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnaya-bezopasnost-kak-osnova- obespecheniyakachestva-zhizni-naseleniya-rossii.
44. Минаева, Л. В. Коммуникационный продукт и его типы / Л. В. Минаева // Российская пиарология: тренды и драйверы : сборник научных трудов в честь доцента Л.В. Азаровой. - Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 39-43.
45. Мозер, К. Психология маркетинга и рекламы/Пер. с нем. -X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004,- 380 с.
46. Медиасистема России : учеб.пособие / под ред. Е. Л. Вартановой. - М. : Аспект Пресс, 2015. -384 c. 4.
47. Музыкант, В. Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями /. - М.: Эксмо, 2019. - 832 c.
48. Никулина, М.А., Колодиев, М.Ю. Социальная безопасность в
Российской Федерации: критерии, угрозы, направления обеспечения // Манускрипт. 2017. №4 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-
bezopasnost-v-rossiyskoy-federatsii-kriterii-ugrozy-napravleniya-obespecheniya (дата обращения: 13.06.2022).
49. Ним, Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть. 2013. № 14. С. 31-41.
50. Ольшанский, В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51- 54.
51. Основы национальной безопасности : учеб.пособие / А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев, П. П. Баранов. - 2-е изд. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019 - 224 с. - (Высшее образование).
52. Плотникова, Е. В. Проблемы рекламной деятельности в условиях постиндустриальной культуры // Аналитика культурологии. 2007. №8. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-reklamnoy-deyatelnosti-v-usloviyah- postindustrialnoy-kultury(дата обращения: 08.05.2022).
53. Почепцов, Г. Г. Стратегические коммуникации: стратегические
коммуникации в политике, бизнесе и государственном управлении / Г.Г. Почепцов. - Киев : Альтер-пресс, 2008. -224 с.
54. Ракитский, Б.В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере. - М.: Зерцало, 2007.
55. Ракова, О. В. Культурные ценности и их влияние на маркетинговую коммуникацию (на примере российской телерекламы)/О. В. Ракова, БэкЧихи// Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». - 2014. - №1. - С. 52-67.
56. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
57. Социальная безопасность и защита человека в современном российском социуме / К. А. Антипьев, Е. М. Березина, А. А. Волочков [и др.]. - 3-е издание. - Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2022. - 272 с. - ISBN 978-5-394-05022-0. - EDNAEBFUH.
58. Социальная политика в муниципальных образова-ниях: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006 — 568 с.
59. Социология безопасности: учебник / А. В. Верещагина, С. И. Самыгин, Н. Х. Гафиатулина, Ю. Г. Волков; под ред. Ю. Г. Волкова. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020 - 264 с. - (Высшее образование). - Доступ на сайте ЭБС Znanium.com. URL:https://znanium.com/catalog/product/1133342режим доступа: по подписке.
60. Теременко, Б. С. Реклама и современная культура: аспект взаимодействия / Б. С. Теременко // Общественные науки и современность. - 2002. - №1. - С. 184 - 191.
61. Тонков, Е. Е., Туранин В. Ю. Экологическая безопасность: понятие,
проблемы и перспективы правового обеспечения // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2015. №2 (199). URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZekologicheskaya-bezopasnost-ponyatie-problemy-i- perspektivy-pravovogo-obespecheniya(дата обращения: 15.06.2022).
62. Экономическая безопасность/ Н. Г. Гаджиев, М. А. Газимагомедов,
А. В. Доронин [и др.]. - Москва :Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2021. - 526 с. - (Высшее
образование: Специалитет). - ISBN 978-5-16-015729-0. - DOI 10.12737/1048684. - EDNSEEEQO.
63. Хазиев, И. Х. Понятие социальной безопасности: логико¬
методологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZponyatie-sotsialnoy-bezopasnosti-
logiko-metodologicheskiy-analiz
64. Хаустова, Н.А., Соколова, С.Н. Духовная безопасность
современного общества // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2014. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnaya-bezopasnost-sovremennogo-obschestva(дата обращения: 15.06.2022).
65. Шакирзянова, Е. И. Медиатекст как продукт коммуникационной культуры / Е. И. Шакирзянова // Язык науки и техники в современном мире : Материалы IV Международной научно-практической конференции, Омск, 16.04.2015 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2015. - С. 266-269. - EDN UFYXTN.
66. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы / Ю. А. Шерковин // Психологический журнал. - 1982. - № 3. - С. 135-145.
67. Шиловцев, А. В. К вопросу о социальной безопасности человека / А. В. Шиловцев // Культура и цивилизация: философское измерение / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - Екатеринбург : ООО "Издательство УМЦ УПИ", 2022. - С. 201-211. - EDN PHZYPW.
68. Шиловцев, А. В. Коммерческая реклама и социальная безопасность личности: угрозы и риски / А. В. Шиловцев // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 18. - С. 274-280. - EDNRINJUR.
69. Цикл лекций по предмету «Социальная и гуманитарная экспертиза»
70. Farhana begum «А айуегйзтд ethics: a review»
71. Boruah, Jayanta, Online Advertisements With Sexual Imageries and Its Impact on Children: An Analysis of the Legal Implications in India (2019). 1st National Conference on Consumer Protection Law 2019, Consumer Protection Cell, Manipal University, Jaipur, Available at SSRN:https://ssrn.com/abstract=3820263
72. Ljubicic, D. (2014). Has Internet Changed Anything in
Advertising?. Management:Journal Of Sustainable Business And Management Solutions In Emerging Economies, 19^1'2)., 83-88.
doi:10.7595/management.fon.2014.0020
73. АСГМ отказал в отмене штрафа за «Клип за 10 лямов» Моргенштерна [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://pravo.ru/fas15/news/238518/
74. Информационная безопасность - Википедия [Электронный ресурс].
- Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_безопасность
75. Коммуникация это... Что такое коммуникация [Электронный
ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим
доступа: https: //dic. academic. ru/dic. nsf/dic new philosophy/605/КОММУНИКАЦИЯ#:~:text=КОММУНИКАЦИЯ%20(лат.%20communicatio%20-%20сообщение%2C,сохранении%20индивидуальности%20каждого%20ее%20элемента
76. «Мария-Ра» открыла 16-ый зимний лыжный сезон на Трассе здоровья [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://www.maria-ra.ru/o-kompanii/novosti/mariya-ra-otkryla-16-yy-zimniy-lyzhnyy-sezon-na-trasse-zdorovya/
77. Методики оценки эффективности рекламной деятельности [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https: //studbooks. net/833179/marketing/metodiki_otsenki_effektivnosti_reklamnoy_ deyatelnosti
78. Почему ФАС оштрафовал Райффайзен банк за рекламу карты #всёсразу [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://www.legalight.ru/news/all/pochemu-fas-oshtrafoval-rayffayzen-bank-za- reklamu-karty/
79. Психологическая безопасность рекламы [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://psycho.ru/library/437.html
80. Продукт это... Что такое продукт? [Электронный ресурс]. -
Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https: //dic. academic. ru/dic. nsf/dmitriev/4261/продукт
81. Реклама с Неймаром оскорбила чувства верующих в Мекке
[Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим
доступа: https: //www. sportinfo. kz/news/show/name/reklama_s_neymarom_o skorbila _chuvstva_veruyusshih_v_mekke_138123.html
82. Социальная безопасность: сущность, содержание, взаимосвязь с
социальной трансформацией [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://studopedia.ru/11_206470_sotsialnaya-bezopasnost-
sushchnost-soderzhanie-vzaimosvyaz-s-sotsialnoy-transformatsiey.html
83. 40 примеров отличной социальной рекламы (некоторые других лет) [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://fishki.net/3785259-40-primerov-otlichnoj-socialynoj-reklamy--nekotorye- drugih-let.html