Лидерство и руководство в управленческой культуре современных компаний на примере ПАО «Сбербанк»
|
Введение 10
1 Теоретические аспекты лидерства 14
1.1 Сущность понятия лидерства 14
1.2 Концепции изучения лидерства 15
1.3 Классификации и виды лидерства 20
1.4 Исследование лидерства в бизнесе 23
1.5 Влияние лидерства на эффективность деятельности организации 29
2 Лидерство в российских компаниях 33
2.1 Основные черты российской модели менеджмента 34
2.2 Формирование лидерства в России 36
2.3 Проблемы лидерства в современной России 38
2.4 Исследования в сфере российского лидерства 41
2.5 Положение российской модели лидерства среди мировых стилей руководства 44
2.6 Сравнение стратегий лидерства в российских компаниях 46
3 Анализ лидерства в Томском филиале ПАО «Сбербанк» 54
3.1 Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк» 54
3.2 Лидерство в ПАО «Сбербанк» 55
3.3 Исследование поколений Y и Z в ПАО «Сбербанк» 63
3.4 Анализ наличия лидерства и групп психологических возрастов в Томском филиале ПАО
«Сбербанк» 68
3.5 Рекомендации по усовершенствованию реализации лидерства в Томском филиале ПАО
«Сбербанк» 75
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения 88
Приложение А. Опросник: «Деловые качества руководителя» 88
Приложение Б. Опросник: «Какой вы руководитель?» 93
Приложение В. Тест для определения психологического возраста 98
1 Теоретические аспекты лидерства 14
1.1 Сущность понятия лидерства 14
1.2 Концепции изучения лидерства 15
1.3 Классификации и виды лидерства 20
1.4 Исследование лидерства в бизнесе 23
1.5 Влияние лидерства на эффективность деятельности организации 29
2 Лидерство в российских компаниях 33
2.1 Основные черты российской модели менеджмента 34
2.2 Формирование лидерства в России 36
2.3 Проблемы лидерства в современной России 38
2.4 Исследования в сфере российского лидерства 41
2.5 Положение российской модели лидерства среди мировых стилей руководства 44
2.6 Сравнение стратегий лидерства в российских компаниях 46
3 Анализ лидерства в Томском филиале ПАО «Сбербанк» 54
3.1 Характеристика деятельности ПАО «Сбербанк» 54
3.2 Лидерство в ПАО «Сбербанк» 55
3.3 Исследование поколений Y и Z в ПАО «Сбербанк» 63
3.4 Анализ наличия лидерства и групп психологических возрастов в Томском филиале ПАО
«Сбербанк» 68
3.5 Рекомендации по усовершенствованию реализации лидерства в Томском филиале ПАО
«Сбербанк» 75
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения 88
Приложение А. Опросник: «Деловые качества руководителя» 88
Приложение Б. Опросник: «Какой вы руководитель?» 93
Приложение В. Тест для определения психологического возраста 98
Объектом исследования является - влияние лидерства и руководства на управленческую культуру и результаты деятельности организации.
Цель работы - сформулировать рекомендации по оптимизации процесса перехода к лидерскому стилю управления в ПАО «Сбербанк».
В процессе исследования проводились социологические исследования.
В результате исследования были предложены рекомендации по совершенствованию перехода от руководства к лидерскому управлению в ПАО «Сбербанк».
Экономическая эффективность работы: использование экономически эффективных современных технологий работы с персоналом, организация труда персонала, принятие управленческих решений.
В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями:
Кастомизация (от англ. customer — клиент, потребитель) в общеупотребительном смысле — это «изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем её комплектации дополнительными элементами или принадлежностями, создать у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности.».
Лидерство является процессом, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство, в том смысле, в котором будет употребляться, — социально-психологическое явление.
Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
Ребрендинг (англ. rebranding) — активная маркетинговая стратегия; включает комплекс мероприятий по изменению бренда, либо его составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления, с изменением позиционирования.
Релевантность - способность соответствовать чему-либо, быть существенным, важным, уместным.
Руководство — умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.
Центениалы (от англ. Centennial - столетний) и милленеаллы (от англ. Millennium - тысячелетие)- поколение Z и Y. Люди, рожденные в конце 90 и по наст. время и люди, рожденные с 1985 по 2000 соответственно.
Повышенный интерес в настоящее время к проблеме лидерства определяется, возрастанием роли человеческого фактора в управлении организацией, усложнением процесса управления и зависимости от факторов человеческих отношений.
Лидеру в организации приходится ответит на довольно сложные и значимые вопросы: как оптимизировать производство, как стимулировать работников, какие методы управления использовать и т.д. Как правило, лидер несёт на себе определенную ответственность за организацию и работников, а ответ найти на эти вопросы иногда сложно. В связи с этим, необходимо подробнее изучать феномен лидерства.
В условиях современного бизнеса, когда развитие Интернет - технологий и инфраструктуры привело к глобализации почти любого рынка, данная тема становиться одной из самых актуальных. Глобальный экономический рост создает новый уровень конкуренции среди организаций и людей. Глобализация стирает границы между государствами и как следствие между секторами экономики. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность на глобальном рынке, российским компаниям необходимо шагать в ногу со временем. Тем не менее, у очень узкого круга российских компаний действительно выходит показать пример лидерства, что и составляет основную проблемную ситуацию. В социокультурных и политических реалиях России не работают существующие и устоявшиеся на западе принципы управления компанией, что сильно затрудняет не только возможность глобального и национального лидерства, но и общей конкурентоспособности фирм на местном рынке.
Компании сталкиваются с проблемой руководства на уровне отделов, цехов, участков и организации в целом, а также с дефицитом лидерских качеств в человеческом капитале. Для организаций по всему миру нехватка лидеров является
одним из самых больших препятствий на пути роста. Качество лидеров сокращается.
Развитию лидерства в настоящее время уделяется значительное внимание в силу того, что качества лидера по своей сути уникальны и своеобразны, а главное так необходимы для осуществления эффективного менеджмента. Для России эта тема особо актуальна, поскольку необходимость построения лидерства связана с процессом глобализации. Положение России в мировом пространстве заставляет искать новые пути эффективного управления и совершенствования лидерских качеств. И в этой сфере не отстает и ПАО «Сбербанк», который около 10 лет назад начал активно менять свою внутреннюю политику в сфере лидерства, и на данном этапе добился значительных результатов в данном направлении.
Проблема исследования.
В России лидерским качествам долгое время уделялось мало внимания, но сегодня в эпоху глобализации, расширения общественных и культурных связей стране необходимо не только не оставлять свои позиции, но и постигать новые вершины. Особенности национального русского характера во многом определяют тенденцию развития современного российского лидерства. Исследования в этой области не дают полной картины современного лидера, но все же потребность в изучении присущих российской системе качеств управленца очевидна.
Методы исследования:
Эмпирические: Сравнение, наблюдение, описание.
Теоретического познания: Гипотетико-дедуктивный.
Цель работы - сформулировать рекомендации по оптимизации процесса перехода к лидерскому стилю управления в ПАО «Сбербанк».
В процессе исследования проводились социологические исследования.
В результате исследования были предложены рекомендации по совершенствованию перехода от руководства к лидерскому управлению в ПАО «Сбербанк».
Экономическая эффективность работы: использование экономически эффективных современных технологий работы с персоналом, организация труда персонала, принятие управленческих решений.
В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями:
Кастомизация (от англ. customer — клиент, потребитель) в общеупотребительном смысле — это «изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем её комплектации дополнительными элементами или принадлежностями, создать у потребителя ощущение, что работа делается лично для него и удовлетворяет его личные потребности.».
Лидерство является процессом, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или на группу. Лидерство, в том смысле, в котором будет употребляться, — социально-психологическое явление.
Регионализация — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях.
Ребрендинг (англ. rebranding) — активная маркетинговая стратегия; включает комплекс мероприятий по изменению бренда, либо его составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления, с изменением позиционирования.
Релевантность - способность соответствовать чему-либо, быть существенным, важным, уместным.
Руководство — умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.
Центениалы (от англ. Centennial - столетний) и милленеаллы (от англ. Millennium - тысячелетие)- поколение Z и Y. Люди, рожденные в конце 90 и по наст. время и люди, рожденные с 1985 по 2000 соответственно.
Повышенный интерес в настоящее время к проблеме лидерства определяется, возрастанием роли человеческого фактора в управлении организацией, усложнением процесса управления и зависимости от факторов человеческих отношений.
Лидеру в организации приходится ответит на довольно сложные и значимые вопросы: как оптимизировать производство, как стимулировать работников, какие методы управления использовать и т.д. Как правило, лидер несёт на себе определенную ответственность за организацию и работников, а ответ найти на эти вопросы иногда сложно. В связи с этим, необходимо подробнее изучать феномен лидерства.
В условиях современного бизнеса, когда развитие Интернет - технологий и инфраструктуры привело к глобализации почти любого рынка, данная тема становиться одной из самых актуальных. Глобальный экономический рост создает новый уровень конкуренции среди организаций и людей. Глобализация стирает границы между государствами и как следствие между секторами экономики. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность на глобальном рынке, российским компаниям необходимо шагать в ногу со временем. Тем не менее, у очень узкого круга российских компаний действительно выходит показать пример лидерства, что и составляет основную проблемную ситуацию. В социокультурных и политических реалиях России не работают существующие и устоявшиеся на западе принципы управления компанией, что сильно затрудняет не только возможность глобального и национального лидерства, но и общей конкурентоспособности фирм на местном рынке.
Компании сталкиваются с проблемой руководства на уровне отделов, цехов, участков и организации в целом, а также с дефицитом лидерских качеств в человеческом капитале. Для организаций по всему миру нехватка лидеров является
одним из самых больших препятствий на пути роста. Качество лидеров сокращается.
Развитию лидерства в настоящее время уделяется значительное внимание в силу того, что качества лидера по своей сути уникальны и своеобразны, а главное так необходимы для осуществления эффективного менеджмента. Для России эта тема особо актуальна, поскольку необходимость построения лидерства связана с процессом глобализации. Положение России в мировом пространстве заставляет искать новые пути эффективного управления и совершенствования лидерских качеств. И в этой сфере не отстает и ПАО «Сбербанк», который около 10 лет назад начал активно менять свою внутреннюю политику в сфере лидерства, и на данном этапе добился значительных результатов в данном направлении.
Проблема исследования.
В России лидерским качествам долгое время уделялось мало внимания, но сегодня в эпоху глобализации, расширения общественных и культурных связей стране необходимо не только не оставлять свои позиции, но и постигать новые вершины. Особенности национального русского характера во многом определяют тенденцию развития современного российского лидерства. Исследования в этой области не дают полной картины современного лидера, но все же потребность в изучении присущих российской системе качеств управленца очевидна.
Методы исследования:
Эмпирические: Сравнение, наблюдение, описание.
Теоретического познания: Гипотетико-дедуктивный.
Были рассмотрены различные подходы к определению сущности лидерства. Подход с точки зрения личностных качеств изучает те качества и черты человека, которые должны быть присущи лидеру. Поведенческий подход рассматривал стиль поведения лидера. Ситуационный подход искал зависимость между конкретной ситуацией и поведением лидера. Каждый из этих подходов затрагивал только часть сущности понятия «лидерства», следовательно, изучение лидерства должно проходить комплексно.
Так же была сделана попытка классифицировать понятие «лидерство». Были выявлены формальные и неформальные лидеры, отличающиеся своим служебным положением. В свою очередь неформальные лидеры подразделяются на организатора, инициатора, генератора эмоционального настроения, лидера эталона, мастера и эрудита. Все эти виды лидеров различаются своей ролью в группе. Формальные лидеры подразделяются на лидера авторитарного и демократического. В деятельности организации значительную роль играют оба вида лидеров.
Роль лидера в деятельности организации велика, т.к. он осуществляет управление различными компонентами организации. Он устанавливает информационные каналы в организации, и настраивает пути передачи информации (управление коммуникациями). Осуществляет подборку кадров, следит за развитием своих сотрудников и контролирует психологический климат в компании (управление персоналом). Выбирает наиболее эффективный метод взаимодействия со своими партнёрами и конкурентами (управление внешней средой организации). Следит за развитием организации, принося в неё новые инновационные технологии (управление изменениями).
Лидер охватывает все сферы деятельность организации, непосредственно управляя ею, влияя на неё.
Разработка собственной российской модели менеджмента является необходимым условием достижения экономического роста. Стабильная американская и японская системы управления получили всеобщую известность, поэтому и российская управленческая культура стоит на пути формирования национальной и совершенно специфической модели управления. Накопленные в национальном характере русского человека качества и свойства становятся неотъемлемой частью процесса становления лидерства в России, в результате которого определяются основные отличительные черты и особенности российского лидера.
Исследования, проведенные в ходе изучения школы современного российского лидерства, еще раз подтверждают стремление российских компаний, организаций и фирм к увеличению и совершенствованию лидерского потенциала среди менеджеров разных уровней. Необходимость развития лидерских качеств представляется одной из главных задач управленческого актива страны, достижение которой безусловно благоприятно скажется на положении России в системе международного менеджмента. Ментальность, занимающая главную роль в определении качеств российского лидера, представляет особую ценность и отражает национальную специфику менеджмента в России.
Основными общими характеристиками является стремление сокращение издержек за счет оптимизации производства и привлечения к работе достаточного количества продуктивного персонала. Также российские компании стараются преподнести индивидуальный подход каждому клиенту, что является ценным фактором и выделяет компании на фоне конкурентов. Расширение ассортимента и внедрение новых товаров и услуг тоже являются составляющими стратегии лидерства.
В конкурентной борьбе банковских систем ОАО «Сбербанк России» оставляет за собой лидирующие позиции в России. Он осуществляет широкий спектр услуг для физических и юридических лиц. Кроме банковских операций занимается благотворительностью, финансовой поддержкой детских домой, и национальных проектов.
В целом, хочется сказать, что ПАО «Сбербанк» в плане реализации и применения лидерства достиг больших успехов за последнее десятилетие и движется в верном направлении. Если рассматривать на уровне Российской
Федерации, то он находится на одной из лидирующих позиций, и более мелким компаниям стоит перенять опыт реализации лидерства у ПАО «Сбербанк».
Большое внимание уделяет руководство личностному развитию своих сотрудников. Организуются обучающие программы для всех звеньев организации. Акцент делается на лидерских качествах сотрудников, на их управленческие способности.
В лидерской системе «Сбербанка» всё же существуют проблемы, такие как преимущественно материальные способы мотивации, упущение в сфере групповой работы и проблемы с периферийными офисами. Были предложены простые экономичные способы устранения этих недостатков. Это мотивация при помощи «публичного признания», проведение занятий для группового взаимодействия и более активное привлечение корпоративным университетом Сбербанка отдаленных офисов.
Ведь эффективность организации зависит от стиля поведения лидера, от выбранного им метода управления, от взаимоотношений его с партнёрами внутри организации и вне её.
Формирование команды лидеров - рассматривается как перспективный организационный ресурс. Руководители, которые смогли это понять, начинают работать с командами, что позволяет их предприятию сделать ощутимый «скачок» вперед. Таким образом, проблема лидерства с каждым днем становится все более насущной. В современных условиях напряжённой конкурентной борьбы за рынки, выхода на внешние рынки без лидерского потенциала компании невозможно оставаться успешным и востребованным в своём секторе экономики. А руководитель, который не является лидером, не имеет за своей спиной сработанной команды лидеров, вряд ли сможет эффективно управлять своим предприятием.
Так же была сделана попытка классифицировать понятие «лидерство». Были выявлены формальные и неформальные лидеры, отличающиеся своим служебным положением. В свою очередь неформальные лидеры подразделяются на организатора, инициатора, генератора эмоционального настроения, лидера эталона, мастера и эрудита. Все эти виды лидеров различаются своей ролью в группе. Формальные лидеры подразделяются на лидера авторитарного и демократического. В деятельности организации значительную роль играют оба вида лидеров.
Роль лидера в деятельности организации велика, т.к. он осуществляет управление различными компонентами организации. Он устанавливает информационные каналы в организации, и настраивает пути передачи информации (управление коммуникациями). Осуществляет подборку кадров, следит за развитием своих сотрудников и контролирует психологический климат в компании (управление персоналом). Выбирает наиболее эффективный метод взаимодействия со своими партнёрами и конкурентами (управление внешней средой организации). Следит за развитием организации, принося в неё новые инновационные технологии (управление изменениями).
Лидер охватывает все сферы деятельность организации, непосредственно управляя ею, влияя на неё.
Разработка собственной российской модели менеджмента является необходимым условием достижения экономического роста. Стабильная американская и японская системы управления получили всеобщую известность, поэтому и российская управленческая культура стоит на пути формирования национальной и совершенно специфической модели управления. Накопленные в национальном характере русского человека качества и свойства становятся неотъемлемой частью процесса становления лидерства в России, в результате которого определяются основные отличительные черты и особенности российского лидера.
Исследования, проведенные в ходе изучения школы современного российского лидерства, еще раз подтверждают стремление российских компаний, организаций и фирм к увеличению и совершенствованию лидерского потенциала среди менеджеров разных уровней. Необходимость развития лидерских качеств представляется одной из главных задач управленческого актива страны, достижение которой безусловно благоприятно скажется на положении России в системе международного менеджмента. Ментальность, занимающая главную роль в определении качеств российского лидера, представляет особую ценность и отражает национальную специфику менеджмента в России.
Основными общими характеристиками является стремление сокращение издержек за счет оптимизации производства и привлечения к работе достаточного количества продуктивного персонала. Также российские компании стараются преподнести индивидуальный подход каждому клиенту, что является ценным фактором и выделяет компании на фоне конкурентов. Расширение ассортимента и внедрение новых товаров и услуг тоже являются составляющими стратегии лидерства.
В конкурентной борьбе банковских систем ОАО «Сбербанк России» оставляет за собой лидирующие позиции в России. Он осуществляет широкий спектр услуг для физических и юридических лиц. Кроме банковских операций занимается благотворительностью, финансовой поддержкой детских домой, и национальных проектов.
В целом, хочется сказать, что ПАО «Сбербанк» в плане реализации и применения лидерства достиг больших успехов за последнее десятилетие и движется в верном направлении. Если рассматривать на уровне Российской
Федерации, то он находится на одной из лидирующих позиций, и более мелким компаниям стоит перенять опыт реализации лидерства у ПАО «Сбербанк».
Большое внимание уделяет руководство личностному развитию своих сотрудников. Организуются обучающие программы для всех звеньев организации. Акцент делается на лидерских качествах сотрудников, на их управленческие способности.
В лидерской системе «Сбербанка» всё же существуют проблемы, такие как преимущественно материальные способы мотивации, упущение в сфере групповой работы и проблемы с периферийными офисами. Были предложены простые экономичные способы устранения этих недостатков. Это мотивация при помощи «публичного признания», проведение занятий для группового взаимодействия и более активное привлечение корпоративным университетом Сбербанка отдаленных офисов.
Ведь эффективность организации зависит от стиля поведения лидера, от выбранного им метода управления, от взаимоотношений его с партнёрами внутри организации и вне её.
Формирование команды лидеров - рассматривается как перспективный организационный ресурс. Руководители, которые смогли это понять, начинают работать с командами, что позволяет их предприятию сделать ощутимый «скачок» вперед. Таким образом, проблема лидерства с каждым днем становится все более насущной. В современных условиях напряжённой конкурентной борьбы за рынки, выхода на внешние рынки без лидерского потенциала компании невозможно оставаться успешным и востребованным в своём секторе экономики. А руководитель, который не является лидером, не имеет за своей спиной сработанной команды лидеров, вряд ли сможет эффективно управлять своим предприятием.
Подобные работы
- Разработка мероприятий по совершенствованию системы тайм-менеджмента а банке (на примере ПАО «Сбербанк»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Организационная культура и методы её развития на современном этапе
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - Управление персоналом организации на основе актуализации софт-факторов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование применения метода ассессмент-центра для оценки персонала в организации (на материале ПАО «Мобильные ТелеСистемы»)
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018



