Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования визуальных коммуникаций 8
1.1. Визуальные коммуникации: понятие, сущностные характеристики 8
1.2. Формы визуальных коммуникаций в социальной сети «ВКонтакте» 25
ГЛАВА 2. Проектирование визуальных коммуникаций студии красоты «Только Ты» в социальной сети «ВКонтакте» 42
2.1. Особенности визуальных коммуникаций как наиболее эффективный
инструмент продвижения в индустрии красоты 42
2.2. Характеристика деятельности студии красоты «Только Ты» 52
2.3. Оформление визуальных коммуникаций студии красоты «Только Ты» в
социальной сети «ВКонтакте» 62
Заключение 74
Список используемых источников и литературы 76
Приложение
В современном мире информация играет важную роль. Под воздействием цифровых технологий методы распространения информации подверглись значительным изменениям. Совместно с методами передачи информации изменилась и форма ее представления. Визуализация расширяет возможности потребления информации, это связано с тем, что визуальная коммуникация, в отличие от других видов коммуникации, гораздо проще воспринимается. Зрительное восприятие одно их самых продуктивных способов передачи данных в мозг человека. При использовании визуальных составляющих (цвета, иллюстрации, шрифта) информации обрабатывается мозгом на подсознательном уровне, тем самым анализируется человеком намного быстрее из-за ассоциативной памяти и способность различать объекты по форме.
Визуальные коммуникации — это отдельная область дизайна, которая начала свое развитие в 1950-х годах. Сегодня визуальные коммуникации стали важной составляющей современного потребительского рынка.
Под визуальными коммуникациями в современных исследованиях понимается процесс передачи и приема информации через оптический канал связи, с помощью визуально-графических элементов (фотографий, рисунков, видеороликов, графиков, диаграмм, таблиц, структурных схем и пр.), изложение информации происходит невербальным способом по различным каналам связи. На сегодняшний день Интернет является одним из основных каналов связи. Коммуникация в сети Интернет представляет собой полноценный виртуальный канал, дающий возможность полностью удовлетворить разнообразные потребности пользователя от поиска информации до покупок необходимых вещей.
Для индустрии красоты продуманный визуальный образ особенно важен, это связано с тем, что имеется необходимость демонстрировать красоту, вызывать у аудитории положительную реакцию, доказывать через визуальные коммуникации, что в студии красоты мастера обладают профессиональными навыками и вкусом.
Визуальная коммуникация ориентирована на привлечение внимания аудитории, так как это первое, что видят пользователи, когда заходят на сайт или в социальные сети. Многие компании предоставляют свои услуги и товары с помощью визуального контента, по той причине, что данный метод остается самым продуктивным и эффективным.
Для индустрии красоты продуманный визуальный образ особенно важен, это связано с тем, что имеется необходимость демонстрировать красоту, вызывать у аудитории положительную реакцию, доказывать через визуальные коммуникации, что, например, в студии красоты мастера обладают профессиональными навыками и вкусом.
На данный момент визуальный контент является мощным инструментом коммуникаций. Фотографии и другие визуальные образы используются для лучшего восприятия и запоминания информации пользователями, которые помогают задействовать эмоции потребителя и помочь ему принять решение о покупке. Особенно четко эта тенденция прослеживается в социальных сетях. В ходе вынужденной цифровой миграции российских пользователей из запрещенных социальных сетей самой популярной платформой стал «ВКонтакте».
Новизна данной работы заключается в том, что тема визуальных коммуникаций в социальной сети «ВКонтакте» недостаточно изучена и требуется дальнейшая работа по исследованию этой проблемы.
Актуальность темы исследования определена не только потребностью в изучении, анализе и обобщении новых тенденций в области визуальных коммуникаций в целом, но и непосредственно в социальной сети «ВКонтакте». Визуальные образы стали одним из обязательных элементов коммуникации с аудиторией, соответственно, компании в индустрии красоты используют визуальные коммуникации в качестве инструмента для донесения информации об их ценностях, качестве работ мастеров, с целью продвижения товаров и услуг на рынке.
Степень научной разработанности проблемы. Определение понятия «коммуникация» содержится в работах М.Ю. Коноваленко, Ч.Х. Кули, В.М. Березина, Г.Г. Почепцова, Ф.И. Шаркова. Акцент на изучение визуальных коммуникаций был сделан в работах П.Е. Родькина, В.Д. Курушина, В.М. Березина, А.Г. Никуловой и других. Фундаментальные элементы визуальной коммуникации рассматриваются А.А. Бергером. Значимость социальных медиа в современном обществе рассматриваются в статьях М.Ю. Небрат, Н.Е. Мильчаковой и других. Тенденции развития социальных сетей в России анализируются Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Brand Analytics, We Are Social и Kepios.
Объект: визуальные коммуникации в социальной сети «ВКонтакте».
Предмет: визуальные коммуникации индустрии красоты в социальной сети «ВКонтакте».
Цель выпускной квалификационной работы: разработать проект визуальных коммуникаций студии красоты «Только Ты» для социальной сети «ВКонтакте».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «визуальные коммуникации» и их сущностные характеристики.
2. Рассмотреть формы визуальных коммуникаций в социальной сети «ВКонтакте».
4. Выявить особенности визуального способа коммуникации как наиболее эффективного инструмента продвижения в индустрии красоты.
5. Охарактеризовать деятельность студии красоты «Только Ты».
6. Провести ситуационный анализ.
7. Разработать визуальное оформление сообщества в социальной сети «ВКонтакте» студии красоты «Только Ты».
Методы, применяемые в исследовании: традиционный анализ литературы, вторичный анализ данных, традиционный анализ документов, Эмпирические методы исследования: ситуационный анализ (SWOT-анализ, конкурентный анализ, анализ целевой аудитории, анализ контента социальной сети «ВКонтакте»), проектирование.
Практическая значимость результатов исследования. Созданный проект визуальных коммуникаций и его теоретические исследования могут быть использованы в практике работы любой компании в индустрии красоты. Применение такого рода знаний поможет сформировать визуальные коммуникации, с помощью которых компания сможет улучшить доверие и лояльность аудитории, привлечь новых подписчиков, повысить рост узнаваемости, за счет уникального стиля выделиться среди конкурентов, и, как следствие, увеличить спрос на свои услуги.
Апробация результатов. Отдельные положения были обсуждены на IX региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» в секции «Медиа, реклама и PR в изменяющемся мире» 21 апреля 2022 г. в форме доклада на тему «Визуальные коммуникации в социальных сетях».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух основных частей, заключения и списка используемой литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Основная часть работы состоит из двух глав, включающие в себя по два и три параграфа. В первом параграфе рассматривается понятие визуальных коммуникаций, их средств, объектов и элементов. Второй параграф посвящен формам визуальных коммуникаций в социальной сети «ВКонтакте». Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматриваются особенности визуальных коммуникаций как наиболее эффективного инструмента продвижения в индустрии красоты, охарактеризуется деятельность студии красоты «Только Ты», а также представляются разработки визуальных коммуникаций.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по выбранной теме.
Визуальные коммуникации в современном мире играют важную роль для компаний: они позволяют наглядно увидеть смыслы и ценности компании, доносят ключевое сообщение гораздо быстрее, чем текст, помогают выстроить коммуникацию с пользователями на ассоциативном уровне, повысить их доверие и лояльность к компании, также визуальные коммуникации повышают рост узнаваемости, имея отличительные черты от конкурентов.
В первой главе выпускной квалификационной работы были изучены теоретические основы понятия коммуникации и визуальных коммуникаций, а также рассмотрены их средства, объекты и элементы. При изучении теоретического материала, было выявлена, что визуальные коммуникации активно используются в социальных сетях и являются мощным инструментом продвижения товаров и услуг на рынке. Мы рассмотрели социальную сеть «ВКонтакте» как наиболее востребованную и популярную площадку в России для продвижения товаров и услуг посредством тематических сообществ. Также были выделены блоки сообществ в социальной сети «ВКонтакте», которые можно оформить с помощью визуальных коммуникаций, а именно: аватар, обложка сообщества, иконки меню, виджетов и историй, витрина товаров, изображения в публикациях и прочее.
Во второй главе выпускной квалификационной работе мы исследовали особенности визуальных коммуникаций как наиболее эффективного инструмента продвижения в индустрии красоты, охарактеризовали деятельность студии красоты «Только Ты», выяснили ее целевую аудиторию, провели SWOT- анализ и анализ конкурентов. В ходе проведения конкурентного анализа были выделены три прямых конкурента студии красоты «Только Ты»: студия красоты «Династия», «София» и «IDILLIA». Был проведен сравнительный анализ предлагаемых услуг, приведена оценка преимущественных показателей каждой студии красоты, каналы продвижения.
Результатом проделанной работы стал проект визуальных коммуникаций сообщества студии красоты «Только Ты» в социальной сети «ВКонтакте».
Созданный проект визуальных коммуникаций и его теоретические исследования могут быть использованы в практике работы любой компании в индустрии красоты. Применение такого рода знаний поможет сформировать визуальные коммуникации, с помощью которых компания сможет улучшить доверие и лояльность аудитории, привлечь новых подписчиков, повысить рост узнаваемости, за счет уникального стиля выделиться среди конкурентов, и, как следствие, увеличить спрос на свои услуги.
1. AGAINST THE CLOCK. Искусство дизайна с компьютером и без... / [лит. ред. К.Л. Вагнер ; пер. с англ. В.Г. Иоффе]. - Москва: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. - 208 с.
2. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. - Chicago, 1971. - P. 40.
3. Sless, D. Learning and Visual Communication / D. Sless. - New York: Wiley, 1981. - 208 p.
4. Базыма, Б.А. Психология цвета: Теория и практика / Б.А. Базыма. - Санкт- Петербург: Речь, 2007. - 272 с.
5. Бергер, А.А. Видеть — значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / А.А. Бергер. - Москва: Вильямс, 2005. - 288 с.
6. Березин, В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. - Москва: РИП-холдинг, 2003. - 174 с.
7. Бондарчук, А.И. Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций / А.И. Бондарчук // Молодой ученый. - 2014. - №3 (62). - С. 1081-1085.
8. Борисов, Е.Е. Визуализация как актуальное направление распространения информации / Е.Е. Борисов // Молодой ученый. - 2019. - № 22. - С. 611¬614.
9. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер ; пер. с англ. К.И. Бабицкого - Москва: Прогресс, 1977. - 412 с.
10. Визуальный контент и средства визуальной коммуникации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://comagency.ru/vizualnyj- kontent-kak-sredstvo-vizualnoj-kommunikacii. - Дата доступа: 28.04.2022.
11. Визуальный маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://comagency.ru/vizualnyj-marketing. - Дата доступа: 17.05.2022.
12. Влияние визуальных элементов на восприятие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web-etalon.ru/blog/vliyanie-vizualnykh-elementov-na- vospriyatie/. - Дата доступа: 19.04.2022.
13. Волкова, В.В. Дизайн рекламы: учебное пособие / В.В. Волкова, пер. с англ. А. В. Банкрашкова. - Москва : Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.
14. Волохов, А.А. Интернет - обязательный канал коммуникации компании с потребителем / А.А. Волохов // Международный научно¬исследовательский журнал. - 2017. - № 11. - С. 145-147.
15. Восприятие информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://center-yf.ru/data/stat/vospriyatie-informacii.php. - Дата доступа:
04.05.2022.
16. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации / О.Л. Гнатюк. - Москва: КНОРУС, 2010. - 16 с.
17. Грей, Т. Уверенная работа с цветом / Т. Грей. - Москва: НТ Пресс, 2007. - 320 с.
18. Денишова, Д.А. Репрезентативная система, каналы восприятия и
синестезия в рамках вопроса о восприятии человека / Д.А. Денишова // Гуманитарный научный вестник. - 2017. - № 5. - С. 8-16.
19. Дизайн группы Вконтакте - продвижение салона красоты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dirsalona.ru/article/1235-prodvijenie- gruppy-salona-krasoty-vkontakte-uchimsya-sekretam-effektivnogo- oformleniya. - Дата доступа: 17.05.2022.
20. Значение цвета в салоне красоты. Как цвет влияет на поведение клиента?
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.krasivo.biz/znachenie- tsveta-v-salone-krasoty-kak-tsvet-vliyaet-na-povedenie-klienta/. - Дата
доступа: 18.05.2022.
21. Значение цветов в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psihomed.com/psihologiya-tsveta/. - Дата доступа: 18.05.2022.
22. Интернет в России в 2022 году: самые важные цифры и статистика
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.web-
canape.ru/business/internet-v-rossii-v-2022-godu-samye-vazhnye-cifry-i- statistika/. - Дата доступа: 06.05.2022.
23. Как цветовое решение сайтов и приложений влияет на конверсию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/flood/20956-color- converse. - Дата доступа: 06.05.2022.
24. Каналы интернет-коммуникаций с целевой аудиторией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsii.org/17-52113.html. - Дата доступа: 20.04.2022.
25. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 415 с.
26. Крам, Р. Инфографика. Визуальное представление данных / Р. Крам. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 384 с.
27. Кто такой визуал: внешние признаки и психологический портрет
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dnevnik-
znaniy.ru/psixologiya/vizual-eto.html. - Дата доступа: 04.05.2022.
28. Кули, Ч.Х. Избранное: Сборник переводов. [сост. и переводчик с английского В. Г. Николаев]; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. / Ч.Х. Кули. - Москва: ИНИОН РАН, 2019. - 234 с.
29. Курушин, В.Д. Графический дизайн и реклама / В.Д. Курушин. - Москва: ДМК Пресс, 2006. - 272 с.
30. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В.В. Лаптев. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2012. - 180 с.
31. Луман, Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. - Москва: Логос, 2019. - 275 с.
32. Любкина, Д.В. Понятие и классификации контента / Д.В. Любкина, В.И. Негребецкая // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум. - 2017. - С. 7-14.
33. Мальковская, И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы / И.А. Мальковская. - Москва: УРСС, 2008. - 240 с.
34. Месячная аудитория "ВКонтакте" впервые превысила 100 млн
пользователей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/14274105?utm_source=yandex.ru&utm_medium=or ganic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru. - Дата доступа: 06.05.2022.
35. Мильчакова, Н.Е. Дизайн визуальных коммуникаций / Н.Е. Мильчакова // Труды Академии технической эстетики и дизайна: научно-практический рецензируемый журнал. - Томск: STT, 2013. - № 1. - С. 22-24.
36. Муромцева, А.В Человек и запаховые раздражители. Их применение / А.В Муромцева // Труды XIII междунар. конф. «Проблемы управления безопасностью сложных систем». - Москва: РГГУ, 2005. - С. 350-353.
37. Мухортова, Д.Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики / Д.Д. Мухортова // Молодой ученый. - 2016. - № 12 (116). - С. 787-789.
38. Небрат, М.Ю. Роль социальных медиа в маркетинге / М.Ю. Небрат // Молодой ученый. - 2019. - №22 (260). - С. 558-560.
39. Никулова, Г.А. Средства визуальной коммуникации - инфографика и метадизайн / Г.А. Никулова, А.В. Подобных // Международный электрон. журнал КНИТУ «Образовательные технологии и общество». - 2010. - Т. 13, № 2. - С. 369-387.
40. Огнева, А.С. Социальные сети: понятие, виды, технологические возможности продвижения / А.С. Огнева // Молодой ученый. - 2021. - № 9 (351). - С. 75-79.
41. Основные правила композиции в Веб-дизайне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ux-journal.ru/top-11-osnovnyh-pravil-kompozitsii-v- veb-dizajne-7-vas-udivit.html. - Дата доступа: 15.05.2022.
42. Понятие визуальной коммуникации и ее инструментальные средства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naimian.narod.ru/index/0-2.
- Дата доступа: 23.04.2022.
43. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - Москва, Киев: Рефл-бук, Ваклер, 2001. - 287 с.
44. Психология розового цвета, его значения, оттенки [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://cvet-psy.ru/psihologiya-rozovogo-tsveta. - Дата доступа: 21.05.2022.
45. Психология цвета в маркетинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://digital-academy.ru/blog/color-psychology-in-marketing. - Дата
доступа: 18.05.2022.
46. Психология цвета в маркетинге и рекламе. Влияние цветов на восприятие и эмоции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://postium.ru/psixologiya-cveta-v-marketinge-reklame/ovogo-tsveta. - Дата доступа: 21.05.2022.
47. Психология цвета в маркетинге и рекламе: как использовать оттенки для повышения продаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.calltouch.ru/psihologiya-tsveta-v-marketinge-i-reklame-kak- ispolzovat-ottenki-dlya-povysheniya-prodazh/. - Дата доступа: 21.05.2022.
48. Психология цвета: значение цветов в дизайне, рекламе и маркетинге
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/znachenie-cvetov-kak-primenit-v- dizajne-i-marketinge/ta/. - Дата доступа: 18.05.2022.
49. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. - Москва: Политиздат, 1991. - 287 с.
50. Ремизова, О.В. Проектирование визуальных коммуникаций: учебное пособие / О.В. Ремизова. - Курган: Курганский государственный университет, 2016. - 182 с.
51. Родькин, П.Е. Визуальные коммуникации - это? / П.Е. Родькин // PR Design Павел Родькин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.prdesign.ru/text/2010/visualcommunications .htmlizual-eto. html. - Дата доступа: 05.05.2022.
52. Роль визуального контента в продвижении в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prstudent.ru/teoria/rol-vizualnogo- kontenta-v-prodvizhenii-v-seti-internet. - Дата доступа: 17.05.2022.
53. Российская аудитория социальных сетей и мессенджеров: изменения на
фоне спецоперации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskaja-auditorija- socialnykh-setei-i-messendzherov-izmenenija-na-fone-specoperacii. - Дата
доступа: 06.05.2022.
54. Самара, Т. Структура Дизайна. Стильное руководство / Т. Самара. - Москва: РИП-Холдинг, 2008. - 272 с.
55. Самара, Т. Эволюция дизайна. От теории к практике / Т. Самара, Л. Сэвиль. - Москва: РИП-Холдинг, 2009. - 272 с.
56. Свитич, А.Л. Некоторые аспекты изучения графической иллюстрации как элемента медиатекста / А.Л. Свитич // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2014. - № 4. - С. 54-64
57. Серов, Н.В. Цвет как время, пространство и эмоции / Н.В. Серов // Петербургский рекламист. - 1996. - № 11.
58. Сила визуальной коммуникации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //lpgenerator.ru/blog/2014/05/14/sila-vizualnoj -kommunikacii/. - Дата
доступа: 04.05.2022.
59. Сниппеты в ВКонтакте - Блог Максима Лукьянова [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.makclukyanov.com/snippety-v-vkontakte/. - Дата доступа: 07.05.2022.
60. Станишевская, Л.С. Визуальные коммуникации в дизайне: учебно- методическое пособие / Л.С. Станишевская, Е.С. Левковская. - Благовещенск: АмГУ, 2017. - 60 с.
61. Хембри, Р. Самый полный справочник. Графический дизайн / Р. Хембри, пер. с англ. А. В. Банкрашкова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 192 с.
62. Цаголова, Р.С. Обоснование социологии коммуникации как научной дисциплины / Р.С. Цаголова // Вестник московского университета. - 1999.
- Т. 18, № 4. - С. 85.
63. Шарков, Ф.И. Социальная коммуникация: истоки и парадигмы / Ф.И. Шарков. - Москва: РАГС, 2005. - 25 с.
64. Шорохов, Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. - Москва: Просвещение, 1979. - 303 с.
65. Шумакова, Е.А. Эстетика визуального контента в маркетинговых коммуникациях / Е.А. Шумакова. - Челябинск: ФГБОУ Челябинский государственный университет, 2020. - 8 с.