Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы продвижения в социальных сетях 6
1.1 Особенности продвижения организации в социальной сети ВКонтакте 6
1.2 Преимущества социальной сети ВКонтакте в стратегии
продвижения организаций науки и образования 22
Глава 2. Особенности стратегии продвижения в ВКонтакте для НОЦ «Большой Алтай» 41
2.1 Анализ стратегии продвижения в социальной сети ВКонтакте
научно-образовательного центра «Большой Алтай» 41
2.2 Рекомендации по контент-стратегии научно-образовательного
центра «Большой Алтай» в социальной сети ВКонтакте 50
Заключение 71
Список использованных источников 74
На сегодняшний момент довольно остро стоит вопрос конкурентной борьбы на рынке. Важной задачей всех организаций является выстраивание деятельности по управлению продвижением, поскольку именно с помощью этой составляющей происходит формирование восприятия торговой марки на рынке. Как правило, коммуникации с аудиториями были направлены на обеспечение только ответной реакции на то или иное событие. Однако в настоящее время такого подхода к связям с общественностью недостаточно.
В связи с развитием интернет-технологий все большее количество организаций вынуждено осваивать методы интернет-продвижения. С каждым днем растет число потребителей, которым удобнее получать информацию о товаре или услуге через интернет-ресурсы. Следовательно, модели продвижения сильно отличаются от тех, которых было достаточно раньше. Интернет-технологии оказывают большое влияние на сознание человека, помогая определиться в своих предпочтениях в любой удобной для потребителя обстановке. Поэтому в наше время интернет-продвижению должно уделяться достаточное количество внимания.
Актуальность темы исследования обуславливается возросшим значением инструментов продвижения в социальных сетях для успешного развития образовательных организаций. Социальные сети - современный инструмент привлечения новой и формирование доверия у уже существующий аудитории к деятельности научного центра. Это обусловливает актуальность анализа системы продвижения организации в интернете как самом востребованном способе продвижения и разработки последовательности действий по развитию и управлению продвижения научно-образовательного центра «Большой Алтай».
Социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества.
Сегодня практически у каждого интернет-пользователя есть личная страница, с помощью которой можно найти старых знакомых, новых друзей, получить возможность дополнительного заработка, а также узнать интересующую информацию. Привлечь на сайт заказчика, новых потенциальных клиентов, которые наиболее активны в тематических сообществах, а также занять высокое место на рынке, можно при помощи SMM-специалиста. Конкуренция в современном мире обязывает присутствовать в интернет- среде, что является обязательным для любой компании. Разработка программы введения SMM помогает организации оптимизировать рекламную и PR-деятельность и завоевать основные целевые аудитории. Исходя из вышеперечисленных положительно влияющих факторов применения SMM-продвижения на продвижение организации в целом в современном мире, мы видим необходимость развития SMM-продвижения и в научно-образовательных учреждениях.
Процесс продвижения характеризуют труды таких авторов, как И. Манн, Ф. Котлер, Ф.Брассингтон, С.Петтитт, М.В. Гундарин и др. Особенности продвижения организаций в сети интернет рассматриваются в трудах В.В. Золотовой, А. Толмачева, С. Андерсана, А. Бабаева, Д. Байрона и др.
Объект исследования - социальные сети как перспективная, инновационная площадка продвижения товаров и услуг.
Предмет исследования - социальная сеть «ВКонтакте» как площадка продвижения организаций науки и образования.
Цель работы - изучив основы продвижений научно-образовательных организаций в социальной сети ВКонтакте, разработать рекомендации для научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить особенности продвижения организаций науки и образования в социальных сетях;
- выявить преимущества и недостатки социальной сети ВКонтакте как инструмента в стратегии продвижения организаций науки и образования;
- провести анализ стратегии продвижения ВКонтакте научно- образовательного центра «Большой Алтай»;
- разработать систему рекомендаций по продвижению научно-образовательного центра «Большой Алтай» в социальной сети ВКонтакте.
Методы исследования, применяемые в данной выпускной квалификационной работе: анализ отечественных и иностранных
источников, сравнение, синтез, анализ, частные методы.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что рассматриваются особенности продвижения в области образования и науки в социальных сетях, анализируется российский опыт продвижения в данной сфере, а также предлагается стратегия продвижения научно-образовательного центра «Большой Алтай», дается оценка действующих маркетинговых инструментов продвижения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
В быстро меняющемся мире интернет-технологии и социальные сети остаются самым актуальным инструментом продвижения и информирования. Уже практически не осталось организаций, которые бы так или иначе не присутствовали в социальных сетях.
НОЦ «Большой Алтай» должен обеспечивать идентификацию себя на рынке в выгодном свете для положительной оценки не только учеными, экспертами и исследователями, но и народами Большого Алтая, а также ВУЗами Алтая, что становится возможным с помощью активной и регулярной деятельности в социальных сетях - об этом говорит как опыт конкурентов, так и собственный опыт центра.
Развитие страниц центра в социальных сетях позволит увеличить его узнаваемость, повысит лояльность аудитории, а также разнообразит виды рекламных и PR-кампаний для продвижения научно-образовательных услуг НОЦ «Большой Алтай».
В ходе данного исследования мы осуществили анализ федеральных конкурентов научно-образовательного центра «Большой Алтай», исходя из которого выявили сильные и слабые стороны научно-образовательного центра, оптимальные механики для продвижения в социальных сетях, а также возможные виды и рубрики для контента в социальных сетях.
После этого мы составили анализ целевой аудитории, в ходе которого были выявлены её особенности, как возрастные, так и поведенческие. Мы выделили несколько приоритетных сегментов целевой аудитории, среди которых можно выделить следующие: люди с высшим образованием, планирующие поступать на магистратуру; аспиранты, молодые учёные; научные исследователи и работники образовательных организаций.
На основе аналитики деятельности конкурентов и целевой аудитории научно-образовательного центра «Большой Алтай» мы составили ряд рекомендаций по повышению эффективности публикуемого контента в социальной сети ВКонтакте, среди которых можно выделить:
1) Разнообразие контента с помощью новых рубрик публикаций, посвященных праздникам, искусству, массовой культуре и уникальному Алтаю, мнениям экспертов по различным вопросам;
2) Составление контент-плана в соответствии с придуманными рубриками для публикаций;
3) Разработка вовлекающих механик для публикации в социальных сетях - опросы, вопросы, тесты и прочие.
Помимо этого, было предложено задействовать такие инструменты продвижения как клипы ВКонтакте, таргетированную рекламу, хэштеги, тематические комментарии под публикациями конкурентов организации, университетов и других музеев, привлекающие взгляд.
Также важно общаться с аудиторией, соблюдать взаимность в обсуждении. Подписки на экспертов в тюркской культуре со всего мира увеличивают узнаваемость бренда. На платформе важно делать уникальный научный контент, потому что алгоритм ВКонтакте продвигает уникальный контент в рекомендации пользователя, что помогает привлечь бесплатных подписчиков. Регулярность и постоянство уникального контента также позволяет сообществу получить значок Прометея - это повышает просмотры сообщества в десятки раз и гарантированно выводит пост в актуальные.
На основе данных рекомендаций были разработаны рубрики для публикации контента в социальной сети ВКонтакте:
1) #сегодняпразднуют - о праздниках, отмечающихся в этот день в тюркских странах;
2) #большоеискусство - заметки о важных культурных символах;
3) #вмассовойкультуре - о тюркских народах в отражении современной популярной культуры;
4) #уникальныйалтай - заметки об уникальных местах и событиях в каждой из тюркских стран.
Исходя из данных рубрик, было составлено текстовое и визуальное наполнение для группы научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай», а также разработан алгоритм работы с таким инструментом как таргетированная реклама. Также был составлен контент- план для сторис с возможными рубриками для информационного, развлекательного и вовлекающего контента организации.
1. Абабков Ю. Н., Павлова Г. А. Маркетинговые коммуникации образовательного учреждения //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2010. - №. 4 (6). - С. 79-85.
2. Авдиенко О. Б. Маркетинговая стратегия продвижения товаров через Интернет //Научные труды Вольного экономического общества России. - 2010. - Т. 130. - С. 397-401.
3. Аксёнова Д. Д. Становление социальной сети" ВКонтакте" в России //Материалы Афанасьевских чтений. - 2020. - №. 2 (31). - С. 41-45.
4. Амирова Д. Р., Запорожец О. И. Социальный медиа-маркетинг как эффективный инструмент продвижения //Вестник евразийской науки. - 2019. - Т. 11. - №. 2. - С. 3.
5. Бабенко Н. А. Стратегия продвижения web-сайта компании //Бизнес Информ. - 2012. - №. 8.
6. Байкова И. А., Канафьева В. В. Исследование эффективности продвижения образовательных услуг инструментами интернет-маркетинга //Петербургский экономический журнал. - 2021. - №. 1.
7. Белоусова Н. А. Маркетинговая деятельность в социальных сетях //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №. 5-2. - С. 177-180.
8. Болотова А. А., Карпунина Е. К. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия //Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №. 4 (050). - С. 36-38.
9. Большаков Д. Ю. Интернет-маркетинг научного журнала
//Инновации. - 2015. - №. 7 (201). - С. 103-109.
10. Большакова Ю. С. О возможности использования интернет- маркетинга //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2012.- №. 11.
11. Боровикова А. М. и др. Интернет-маркетинг в сети ВКонтакте //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - №. 2 (36). - С. 139-144.
12. Боровых К. О. и др. Анализ атрибутов постов сообществ ВКонтакте //Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2020. - №. 6.
13. Бурак А. О., Пустовойтова М. В., Шаповалова Е. А. Создание и продвижение сообществ бренда на примере социальной сети ВКонтакте //European research. - 2016. - №. 11 (22). - С. 34-37.
14. Бурханова Л. Н. Основные различия специфики коммуникации в социальных сетях Facebook (принадлежащая компании Meta - признанной и запрещенной экстремисткой организацией в РФ) и «Вконтакте» //Казанский педагогический журнал. - 2017. - №. 6 (125). - С. 206-208.
15. Бурчаков Р. Г. Комплекс маркетинга в Интернете //Практический маркетинг. - 2006. - №. 12. - С. 6-12.
16. Васильева И. А. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2021. - №. 24. - С. 121-127.
17. Вуколов М. А. использование социальных сетей в качестве нового канала маркетинговых коммуникаций //Ученые записки Санкт- Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2011. - №. 3 (33). - С. 43-47.
18. Ганеев Р. А. Классификация методов продвижения" ВКонтакте"//Economics. - 2016. - №. 5 (14). - С. 53-57.
19. Докторов Б. З. Клод Хопкинс. Научная реклама //Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2007. - №. 3.
20. Евсюков В. В., Райман А. К. SMM-драйвер повышения
эффективности маркетинга в современных условиях //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2018. - №. 1-1. - С. 67-73.
21. Ерещенко М. В., Вишненко В. А., Собко И. В. Язык современной научной рекламы //Молодой исследователь Дона. - 2016. - №. 3.
22. Ионова М. А. Формирование маркетинговой стратегии по продвижению образовательного продукта на рынок туристского образования //Сервис в России и за рубежом. - 2008. - №. 2. - С. 62-72.
23. Капустина Л. М., Мосунов И. Д. Комплекс «4Р» и модель «61» интернет-маркетинга //Journal of new economy. - 2014. - №. 6 (56). - С. 101¬107.
24. Карабаев И. П. и др. Разработка подхода к продвижению образовательных программ вуза в социальных медиа //Вестник Науки и Творчества. - 2016. - №. 5 (5). - С. 185-200.
25. Кирпичева М. А., Магомедова Г. М. Элементы построения коммуникаций с потребителем через социальные сети //Инновации и инвестиции. - 2017. - №. 2. - С. 172-175.
26. Китаева Е. О. Интернет-маркетинг-инструмент бизнес- пространства Интернета //Вестник Московского государственного университета печати. - 2011. - №. 2. - С. 65-69.
27. Ковалишин М. А., Лопаткин Д. С. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ РХТУ ИМ. ДИ МЕНДЕЛЕЕВА) //Успехи в химии и химической технологии. - 2019. - Т. 33. - №. 12 (222). - С. 25-27.
28. Коновалова С. А. Инструменты электронного маркетинга в системе продвижения образовательных услуг //Бизнес Информ. - 2014. - №.11.
29. Кряжева Ю. С. Использование social Media marketing как инструмента продвижения компании //Формула менеджмента. - 2017. - №. 1. - С. 5-11.
30. Купчинская Ю. А. Особенности стратегии продвижения инновационного продукта //Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - №. 2 (7). - С. 77-80.
31. Курухова И. Ф., Алатырева М. В., Федорова Н. В. Интернет- технологии и маркетинг //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -
2013. - Т. 2. - №. 9. - С. 89.
32. Ладейщикова А. А. Особенности интернет-маркетинга в России //Science Time. - 2014. - №. 5 (5). - С. 108-111.
33. Малых С. В. Стратегии продвижения университета в виртуальном пространстве //Социология. - 2019. - №. 1. - С. 70-77.
34. Медведева Е. И. Социальные аспекты маркетинга в образовании //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - №. 4. - С. 386-388.
35. Морозова А. А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте //Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - №. 1 (31). - С. 200-208.
36. Нигматзянова А. В. SMM как неотъемлемая часть коммуникативной политики современных компаний в сети Интернет //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - №. 12 (98). - С. 354-359.
37. Новоселова С. Ю. Научная политика и капитализация знания в Российской академии образования: формирование научной стратегии, оценка и продвижение результатов исследовательской деятельности //Проблемы современного образования. - 2014. - №. 3. - С. 66-90.
38. Носовец С. Г. СМИ в социальной сети «ВКонтакте»: структурная и содержательная специфика //Коммуникативные исследования. - 2014. - №. 2. - С. 245-255.
39. Обжорин А. М. Профессиональная идентичность пользователей социальной сети «ВКонтакте» //Метеор-сити. - 2016. - №. 5. - С. 36-41.
40. Пименова Н. Ю. О стратегии продвижения российского образования на международный рынок //Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - №. 1. - С. 15-26.
41. Побежимова М. П., Казимирова Е. И., Стержанов М. В. Инструменты и тренды интернет-маркетинга //Инновации в науке. - 2015. - №. 8 (45).
42. Полякова А. В., Бородина И. П. Роль таргетинга в интернет- маркетинге //Таврический научный обозреватель. - 2015. - №. 5-1. - С. 116¬118.
43. Прохорова А. М. Основные понятия и инструменты интернет- маркетинга //Наука и современность. - 2016. - №. 46. - С. 114-118.
44. Прохорова М. П., Лебедева Т. Е. Возможности продвижения компании средствами социальной сети Вконтакте //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - Т. 2. - №. 7 (33). - С. 140-145.
45. Резник Г. А., Дубровский А. А. Развитие интернет-портала на основе инструментов интернет-маркетинга //E-Scio. - 2019. - №. 4 (31). - С. 352-356.
46. Рубанова И. М., Фалина И. В., Дьяконова И. В. Модернизационное маркетинговое управление коммуникациями и рекламными технологиями в вузе //Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - №. 4 (14). - С. 263-267.
47. Руднева М. С., Семканова В. А., Черненко Т. А. СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА //Science Time. - 2016. - №. 11 (35). - С. 425-431.
48. Серебренникова О. А. Оценка эффективности инструментов интернет продвижения и рекламных каналов образовательных услуг в интернет среде //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - №. 5 (57). - С. 310-314.
49. Соболева Т. Н. Интернет маркетинг образовательных услуг //Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. - 2014. - №. 1. - С. 148¬155.
50. Согорин А. А. Концепция рекламы Ж. Бодрийяра в рамках социологического научного дискурса //Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №. 11-5 (42).
51. Соколова И. В. Исследование понятия интернет-маркетинга //Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2014. - №. 20.
52. Сухомлинова Н. Д. Особенности применения комплекс маркетинга в сфере образования //Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - №. 6.
53. Текутьева И. А. Преимущества соцсети «ВКонтакте» для продвижения информационного сайта в России //Медиасреда. - 2017. - №.
12. - С. 270-275.
54. Тепляков В. А. Основные инструменты интернет-маркетинга //Достижения науки и образования. - 2018. - №. 2 (24). - С. 23-25.
55. Трифонова О. К. РЯИ РЕКЛАМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ТРЕНДЫ //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2019. - Т. 3.
56. Царегородцев Е. И. Реклама в сфере образования //Статистика и экономика. - 2004. - №. 2. - С. 21-26.
57. Чигарёва Д. В. Технологии продвижения сайта в социальных сетях //Вестник Академии знаний. - 2021. - №. 2 (43). - С. 265-269.
58. Шевченко Д. А. Интернет-маркетинг вуза: новые принципы клиентоориентированного маркетинга //Практический маркетинг. - 2014. - №. 8 (210). - С. 15-21.
59. Щербакова Е. В., Белугина Д. М., Звонова Е. В. К вопросу об эффективности нарративной рекламы в научно-популярных изданиях //Вестник университета. - 2020. - №. 8. - С. 200-206.
60. Юдина Е. Ю. Видеореклама в социальной сети «ВКонтакте»: ценностные ориентиры //Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - №. 2 (19). - С. 44-50.