Введение 3
Глава 1. Теоретические основы продвижения образовательных услуг вуза инструментами digital-маркетинга 6
1.1. Сущность и специфика продвижения образовательных услуг ... 6
1.2. Digital-маркетинг как новый вид маркетинговой деятельности 19
Глава 2. Разработка инструментария продвижения образовательных
услуг АлтГУ с помощью digital-инструментов 31
2.1. Рекомендации по продвижению АлтГУ с точки зрения digital 31
2.2. Мобильное приложение для продвижения 35
образовательных услуг 35
Заключение 54
Список использованной литературы и источников 56
Приложения 62
В последние десятилетия университеты стали уделять более пристальное внимание проблемам управления репутацией, формирования бренда образовательного учреждения. вузы более интенсивно задействуют как традиционные (реклама, PR), так и новые инструменты продвижения в конкурент-ной среде. Становление глобального рынка образовательных услуг выводит конкуренцию между университетами на новый - глобальный - уровень
Мобильные приложения становятся незаменимым помощником для каждого члена современного общества. Люди привыкли, что доступ к ин-формации быстрее и удобнее, если она находится в приложении, которое можно открыть всего лишь одним касанием иконки на экране своего смарт-фона. Именно поэтому все крупные сервисы, сайты и организации стали прибегать к разработке собственных приложений для своих потребителей и работников, компьютерные версии сайтов уходят в прошлое и заменяются мобильными. По данным Statista на 2021 год пользователей смартфонов больше, чем населения на планете Земля - свыше 8,6 миллиардов (при населении мира в 7,8 миллиардов человек) [32].
Что касается России, при населении страны в 145,9 миллионов человек, количество обладателей смартфонов в стране - 228,6 миллионов устройств. Так происходит, потому что статистика, собираемая различными медиасервисами, происходит из количества зарегистрированных сим-карт, которых приходит от одного до двух на одно мобильное устройство.
Если обратить внимание на статистику пользования сетью Интернет, исходя из данных Mediascope - около 67% россиян выходят в Интернет именно при помощи смартфона. Следуя этим данным, можно вынести пред-положение, что информацию адаптировать стоит именно под смартфоны, а не под персональные компьютеры.
Анализируя статистику официального сайта Алтайского государственного университета с помощью сайта PR-CY [33], примерная посещаемость - 8.640 человек ежедневно. Около 50% из них используют мобильные устройства. Такая ситуация происходит из-за того, что подавляющее большинство посетителей сайта АлтГУ - студенты и абитуриенты, которые находятся в возрастном диапазоне от 16 до 26 лет, в этом возрасте молодые люди особенно активны и мобильны, поэтому им удобнее пользоваться сайтом с мобильного устройства, нежели с персонального компьютера.
Пользование сайтом с мобильного устройства создает множество неудобств. Чтобы посетить сайт нужно запомнить его адрес и ввести в адресную строку либо найти через поисковую систему. Текст на сайте, который просматривается с телефона - мелкий и не удобочитаемый, чтобы найти нужный раздел, нужно пролистать множество текста разной степени полезности, всё это приводит к постепенному ухудшению зрения, а также сохраняется проблема с переходом между гиперссылками, так как кликать по ним просто-напросто неудобно.
Digital-маркетинг с каждым годом предоставляет новые способы продвижения товаров и услуг, Digital-каналы предоставляют более полную информацию о предпочтениях потребителей, их поведении, создают представление о реальном потрете целевой аудитории и упрощают взаимодействие с целью получения обратной связи, которое в последствие может позволить компании скорректировать внутренние бизнес-процессы и коммуникацию с потребителями.
Что касается образовательных организаций - для них инструменты Digital предоставляют возможность коммуникации с конечным потребителем с целью формирования имиджа среди молодой аудитории и родителей, которые являются основной целевой аудиторией высших учебных заведений.
Что касается создания мобильного приложения для АлтГУ, его после-дующее внедрение в список официальных ресурсов университета, создаст комфортные условия для использования самых важных разделов сайта, увеличит оперативность взаимодействия, а также упростит адаптацию абитуриентов к новой среде и облегчит процесс взаимодействия с приемной кампанией в нашем университете.
Исходя из выводов, сделанных во время аналитики и подготовки к выбору темы дипломной работы, было принято решение разработать мобильное приложение, содержащее в себе самую необходимую для абитуриентов, а также дополнительный интерактивный функционал.
Объектом выпускной квалификационной работы является продвижение деятельности университета и его развитие в digital-среде.
Предметом работы является мобильное приложение-гид «Абитуриент АлтГУ» для Алтайского государственного университета.
Цель выпускной квалификационной работы - это продвижение вуза с помощью Digital-инструментов через создание доступного мобильного приложения «Абитуриент АлтГУ».
Исходя из поставленной цели, сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать специфику предметной области.
2. Проанализировать аналогичные проекты других вузов в сети Интернет.
3. Проанализировать сайт университета и все исходные данные для подготовки эскизов итогового продукта.
4. Заполнить приложение-гид данными, взятыми с официального сайта вуза, разместить продукт на сайте при помощи QR-кода, ссылки на файлообменники, содержащие APK-файл приложения, а также загрузить проект в магазин приложений «Google Play» для обеспечения беспрепятственного скачивания приложения.
Несмотря на всю актуальность использования мобильных приложений в наше время, у Алтайского государственного университета не существовало официального приложения для студентов или для абитуриентов, как и у других вузов, предоставляющих образовательные услуги в Барнауле. После решения о повышении активности и рекламы приемной комиссии вуза в сети Интернет, было создано техническое задание, которое легло в основу данной выпускной квалификационной работы, включая анализ всех ресурсов АлтГУ, составления маркетинговой стратегии и как результат - создание мобильного приложения «Абитуриент АлтГУ».
После внедрения приложения в список официальных ресурсов, его размещения в магазине приложений Play Market и QR-кода с ссылкой на файлообменник на официальном сайте, ожидается повышение лояльности будущих абитуриентов и облегчение их адаптации к условиям обучения в вузе.
При разработке приложения была выбрана самая распространенная среди абитуриентов и студентов операционная система - Android и соответствующая ей официальная среда разработки.
Приложение было разработано по заказу приемной комиссии Алтайского государственного университета для решения следующих задач:
— Привлечение внимания целевой аудитории к уникальному элементу, выделяющему АлтГУ среди конкурентов;
— Информирование абитуриентов;
— Облегчение адаптации к среде вуза;
— Повышение лояльности существующих и потенциальных клиентов;
— Развитие бренда, имиджа;
— Повышение узнаваемости, улучшение репутации.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были достигнуты следующие цели:
— Анализ предметной области и аналогичных приложений в магазине приложений «Google Play»;
— Проанализированы данные заказчика;
— Проанализирована целевая аудитория;
— Разработан макет продукта;
— Разработано мобильное приложение на базе ОС Android.
— Содержание приложения полностью соответствует содержанию официального сайта для абитуриентов АлтГУ, все данные берутся напрямую из базы данных сайта.
Приложение содержит в себе такие разделы, как:
— Новости университета;
— Рулетка институтов;
— Как доехать до университета на общественном транспорте из трех основных точек прибытия студентов из других городов или стран;
— Направления подготовки по институтам;
— Документы для поступления;
— Состав приемной комиссии;
— Контакты приемной комиссии.
Разработанный проект утвержден координатором по продвижению образовательных услуг и удовлетворяет всем требования технического задания, составленного заказчиком.
Отсюда следует, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», 2012
2. Анохов И.В. От средств массового вещания к средствам массового соучастия / И.В. Анохов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 4. - С. 482-495.
3. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4087-4102
4. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник — СПб.: Питер, 2014, — 380 с.
5. Григорьева В.Н., Антонов С.Г., Воробьев П.Ф. [и др.] (2017). Технологии цифрового маркетинга: создание рекламной кампании / Под ред. В.Н. Григорьевой. СПб.: Левша Санкт-Петербург. 250 с.
6. Гусев А.П. Ваш ребенок - школьник: юридический справочник родителей
7. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации /И.С. Карпикова, В.В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. — 2018. — Т. 7, № 4. — С. 599-614
8. Карпова С.В. Инновационный маркетинг. Учебник для бакалавриата и магистратуры // ЮРАЙТ. - 2017. - 458с.
9. Карпова С.В., Поляков В.А. Информационные технологии в маркетинге. Учебник и практикум для СПО // ЮРАЙТ. - 2017. - 368с
10. Лашина М., Соловьев Т. Информационные системы и технологии в экономике и маркетинге. Учебное пособие // КноРус. - 20217. - 302с.
11. Линдер Н.В., Крылова Д.С. (2017). Влияние социальных сетей на рост компаний малого и среднего бизнеса // Стратегии бизнеса. № 12 (44). С. 94 - 99.
12. Липсиц И.В., Ойнер О.К. Маркетинг-менеджмент. Учебник для бакалавриата и магистратуры // ЮРАЙТ. - 2017. - 380с.
13. Малетин С. Особенности потребительского поведения поколения Z // Российское предпринимательство. - 2017. - Т. 18. № 21. С. 3347-3360.
14. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. - М Эксмо, 2008.- 832 с.
15. В. Л. Музыкант. Основы интегрированных коммуникаций: теория и
современные практики. В 2 ч. Часть 1. Стратегии, эффективный брендинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / — М. :
Издательство Юрайт, 2016. — 342 с.
16. Панюкова В. Тренды потребительского поведения представителей поколения Y и Z. - 2017. - // Маркетинг и логистика. № 3. С. 81-87.
17. Репьев А. Маркетинговое мышление. М.: Издательство «Библос». . - 2019. - 510 с.
18. Романенкова О.Н. Интернет-маркетинг 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата // ЮРАЙТ. - 2017. - 302с.
19. Умаров, М. PR в реальном времени. Тренды. Кейсы. Правила / Михаил Умаров. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 230 с.
20. Шевченко Д.А. в соавторстве. Бренд-коммуникации. В двух книгах «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова». Москва, 2017. Сер. К 110-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова. Том 1, 2.
21. Шапошников, А.К. Этимологический словарь русского языка: в 2 т. — Т.
2 — Мск. : Москва, 2010. — 576 с.
22. Шевченко Д.А. Интегрированные коммуникации. — С. 162.
23. Шевченко Д. А. Маркетинг образования в России. — М.: Юнити-Дана, 2017. — С. 221.
24. Шевченко Д. А. Рынок диджитал коммуникаций в России: ситуация и основные тренды. — Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 84—88.
25. Гриффитс, Д. Head First. Программирование для Android: пер. с англ. / Д. Гриффитс, Д. Гриффитс - 2-е изд. — СПб. : Питер, 2018. — 912 с.: ил.
26. Дарси, Л. Создание приложений для Android за 24 часа: пер. с англ. / Л. Дарси, Ш. Кондер, К. Делессио — Мск. : Москва, 2015. — 528 с.: ил.
27. Дейтел, П. Android для разработчиков: пер. с англ. / Х. Дейтел, П. Дейтл, А. Уолд — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2016, —512 с.: ил.
28. Заррелла Д. Интернет-маркетинг по науке. Что, где и когда делать для получения максимального эффекта. - 2014. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 192 с.
29. Кингснорт С. Стратегии цифрового маркетинга. - 2019. - М.: Олимп- Бизнес. 416 с.
30. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. — М.: Альпина Паблишер, 2019. - С. 35.
31. Шилдт, Г. Java 8: Руководство для начинающих: пер. с англ. — 10-е изд. — Мск. : Москва, 2015. — 720 с : ил.
32. Количество обладателей мобильных устройств [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/262950/global-mobile-
subscriptions-since-1993/(Дата обращения: 13.02.2022)
33. Анализ сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prcy.ru/(Дата обращения: 13.02.2022)
34. Функционал мобильных приложений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://wezom.com.ua/blog/funkcional-mobile-app (Дата обращения: 13.02.2022)
35. Этапы разработки приложений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spark.ru/startup/componentix/blog/4499/osnovnie-etapi-razrabotki-
mobilnih-prilozhenij(Дата обращения: 16.04.2022)
36. Habr.com- android [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://habr.com/ru/hub/android_dev/ (Дата обращения: 20.05.2022)
37. Gb.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://gb.ru/posts (Дата обращения: 20.05.2022)
38. 4pda - Android [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4pda.to/forum/index.php?showforum=281 (Дата обращения: 20.05.2022)
39. Startandroid [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://startandroid.ru/ru/(Дата обращения: 20.05.2022)
40. Исследование рынка приложений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //habr.com/ru/company/altweb/blog/221875/ (Дата обращения: 20.05.2022)
41. Понятие мобильного приложения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D 1 %80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5(Дата обращения: 20.05.2022)
42. Количество существующих мобильных приложений [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www. statista.com/statistics/276623/number-of-apps-available-in-leading-app-stores/(Дата обращения: 16.04.2022)
43. Количество загрузок мобильных приложений по всему миру [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.statista.com/statistics/271644/worldwide-free-and-paid-mobile-app-store-downloads/(Дата обращения: 16.04.2022)
44. Появление среды разработки Android Studio [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа:
https://www.cnews.ru/news/top/novaya sreda razrabotki android studio(Дата обращения: 21.05.2022)
45. Технологии разработки мобильных приложений [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002709 (Дата
обращения: 21.05.2022)
46. Android или iOS [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rb.ru/opinion/android-ili-ios/(Дата обращения: 21.05.2022)
47. Алтайский государственный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %83 %D0%B4%D0%B0%D 1 %80%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%
BD%D 1 %8B%D0%B9_%D 1 %83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D 1%80%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %82%D0%B5%D 1 %82 (Дата обращения: 23.05.2022)
48. Определение активностей [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://developer.android.com/guide/components/activities/intro-activities (Дата обращения: 23.05.2022)
49. Активности и жизненный цикл приложения [Электронный ресурс]. - Ре-жим доступа: https://metanit.com/java/android/2.1 .php(Дата обращения:
23.05.2022)
50. Активность навигационного меню [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: https://bimlibik.github.io/posts/navigation-drawer/ (Дата обращения: 23.05.2022)
51. Понятие кэширования [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://docs.microsoft.com/ru-ru/azure/cdn/cdn-how-caching-works (Дата обращения: 23.05.2022)
52. Понятие поддомена [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://timeweb.com/ru/community/articles/poddomeny-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nuzhny(Дата обращения: 23.05.2022)
53. Понятие фронтенда и бэкенда [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://skillbox.ru/media/code/frontend i backend razrabotka/(Дата обращения: 23.05.2022)
54. Понятие свайпа [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://fans- android.com/swipe-chto-eto/(Дата обращения: 23.05.2022)
55. Понятие тиби-стиля рисования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.on1 .click/tiki-
index.php?page=info_%D0%A2%D0%B8%D0%B1%D0%B8 (Дата обращения: 25.05.2022)
56. Android-activiry [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://bimlibik.github.io/posts/android-activity/(Дата обращения: 25.05.2022)
57. Маркетинг для образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apollo-8.ru/marketing-dlya-obrazovaniya/(Дата обращения: 18.06.2022)
58. Понятие продвижения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.marketch.ru/marketing dictionary/marketing terms p/prodvizheniepromotion/(Дата обращения: 18.06.2022)
59. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-ob-osobennostyah-marketinga-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug-vysshey-shkoly(Дата обращения: 18.06.2022)
60. Медиа-каналы и планирование коммуникации [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://prexplore.ru/tools/media-kanaly-i-planirovanie-
kommunikatsii (Дата обращения: 06.06.2022)
61. Исследование: Проникновение Интернета в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gfk.com/ru/insaity/press-
release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii.(Дата обращения: 20.04.2022)