Глава 1. Теоретические принципы изучения роли привязанности в становлении модели психического 8
1.1. Феномен привязанности в детском развитии 8
1.2. Модель психического в свете подхода к изучению понимания « Theory
of Mind» 20
1.3. Особенности развития модели психического в депривационных
условиях 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологической привязанности детей с разным уровнем модели психического 39
2.1. Организация исследования привязанности и модели психического у
детей 39
2.2. Результаты исследования особенностей психологической привязанности
у детей с разным уровнем модели психического 47
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения
В настоящее время наблюдается заинтересованность социума к вопросам привязанности матери и ребенка, в связи с тем, что прослеживается влияние материнского воспитания на становление личности современного человека, как носителя норм культуры и поведенческих моделей. Изначально, вопрос о привязанности становиться актуальным для семьи, когда в ней появляется новорожденный ребенок. Привязанность жизненно необходима для гармоничного развития ребенка, способствуя развитию образа «Я», познанию мира и социализации, в связи с этим данная тема является актуальной и значимой для современного общества. Дж. Боулби был первым, кто связал привязанность ребенка с его адаптацией и выживанием. Он считал, что самые ранние эмоциональные связи ребенка с тем, кто о нем заботится (в частности мать), имеет огромное влияние, которое отражается на качестве его будущей самостоятельной жизни. Характер общения, отношения матери с ребенком либо замещающим ее ухаживающим взрослым будет преимущественно определять весь процесс психического развития, который будет, в свою очередь, являться благоприятной либо неблагоприятной основой для развития на последующих этапах онтогенеза.
Психический мир ребенка представляется перед нами с совершенно другой стороны, когда рассматривается в рамках «модели психического». Исследования проводятся в отношении способности детей к пониманию и прогнозированию поведения, способности влиять на психологическое другого человека, и понимать его. Анализ изменений во внутренних ментальных структурах в процессе развития позволяет иначе понять процесс социализации. Модель психического формируется у ребенка с возрастом, проходит этапы становления. А значит, развитие модели психического невозможно без влияния социального окружения.
Актуальность исследования. Изучение привязанности человека на ранних стадиях развития в последнее время стало наиболее интенсивно развивающимся направлением современной теоретической и прикладной психологии. Исследования в области привязанности показывают, что в течение первого года жизни ребенок, опираясь на обобщенный опыт взаимоотношений с матерью, формирует модель привязанности, которая представляет собой систему эмоциональных и поведенческих реакций ребенка. Привязанность в раннем возрасте формирует личность. Одним из факторов развития гармоничной личности является сформировавшаяся привязанность к взрослому человеку.
Привязанность также играет важную роль в формировании модели психического у детей. Понимание ментальных состояний изучается как направление когнитивной психологии, обозначаемое в зарубежной психологии как Theory of Mind, или «модель психического». Наш перевод Theory of Mind - «модель психического» наиболее точно передает суть данного подхода: модель понимается как некоторая система
концептуализации знаний о своем психическом и психическом других людей. Способность воспринимать и понимать психическое состояние других - основа социального взаимодействия. Мы не можем эффективно общаться с людьми без понимания и объяснения их поведения. Как правило, мы оцениваем действия других людей не только как способ поведенческой или речевой деятельности. Скорее поведение является ключом к пониманию желаний, намерений и убеждений других. В жизни мы постоянно строим модели для понимания и прогнозирования поведения других людей, которые включают знания о наших собственных психических состояниях и психических состояниях других людей. Направление «модель психического» адресовано изучению житейской психологии, которая содержит атрибуты ментальных состояний своих (что мы знаем, хотим, во что верим, о чем думаем и что чувствуем) и Другого.
С конца 70-х гг. XX в. за рубежом проводятся исследования, доказывающие взаимосвязь между характером привязанности (в соответствии с теорией привязанности Дж. Боулби ) и развитием социального интеллекта. Была продемонстрирована связь детской привязанности с развитием социального интеллекта, было показано, что рефлексивное отношение родителей способствует формированию у ребенка надежной привязанности. Если мать понимает собственное состояние, может говорить о чувствах и эмоциях с ребёнком, то это положительно сказывается на развитии ментализации у ребенка в форме модели психического.
Поэтому проблема исследования состоит в противоречии, которое связано с недостаточной изученностью типа привязанности как источника социального познания в непосредственной близости взаимодействия ребёнка и взрослого и ее влияния на формирование модели психического у детей.
Цель работы: Выявить роль психологической привязанности в развитии модели психического дошкольника.
Объект исследования - феномен детской привязанности
Предмет исследования - особенности проявления привязанности в зависимости от уровня модели психического в дошкольном возрасте
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Организация исследования особенности психологической привязанности детей с разным уровнем модели психического ;
3. Систематизировать различные представления о факторах формирования привязанности между ребёнком и матерью;
4. Определить особенности психологической привязанности у детей и их способностью понимать намерения других людей;
Гипотезы исследования:
1. Привязанность, взаимодействие ребенка и взрослого можно рассматривать как основной социальный процесс формирования модели психического и то, насколько ребёнок будет способен делать выводы о ментальных состояниях (мнениях, желаниях, намерениях, идеях, эмоциях и т. д.), которые являются причиной действий взрослого.
2. Индивидуальные различия в понимании детей психических состояний других людей, особенно эмоций, во многом связаны с семейным типом привязанности. Скорее всего, при разном типе привязанности будет изменяться степень автономии или зависимости поведения ребёнка от взрослого.
3. Уровень развития модели психического ребенка связано с наличием не одного объекта, а нескольких объектов привязанности - мать и ряд второстепенных объектов (отец, старший брат, сестра и т. д.).
4. Существуют половые различия способности понимать ментальный мир и формировать представления как свои собственные ментальные состояния и ментальные состояния других людей (модель психического), связанны с привязанностью ребёнка.
Теоретико-методологические основания:
1. Теория привязанности Дж. Боулби, М. Эйнсворт.
2. Работы М.И. Лисиной о роли раннего опыта материнско-детских взаимоотношений в развитии личности ребенка.
3. Подход «Модель психического», анализирующий развитие
понимания психических состояний людей и психического мира в целом Е.А. Сергиенко.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ первичных источников.
2. Методы сбора эмпирических данных представлены методиками:
- Проективная методика Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребёнка к матери [21].
- Шкала привязанности ребёнка к членам семьи Баркан [7].
- Проективная методика «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е.Бине)
- Проективная методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад) [14].
- Проективная методика для диагностики «автономности-зависимости» у дошкольников (Автор: С.В. Хусаинова, Г.С. Прыгин) [49].
- Методы для изучения «Модель психического» [29].
3. Методы математико - статистической обработки полученных данных: корреляционный анализ, регрессионный анализ, критерий Т - Стьюдента для независимых выборок. Обработка результатов проводилась в программе SPSS 23.0.
Эмпирическая выборка
Данное исследование проводилось на базе детского сада г. Барнаула, в нём приняли участие 60 детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Практическая значимость исследования
Знания о возрастных особенностей развития понимания окружающего мира у детей дает возможность обозначить трудности в социализации детей. Результаты работы позволяют более полно выявить особенности взаимодействия матери и ребенка, могут быть полезны при разработке и реализации программ семейного воспитания, обучения и социальной адаптации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы , включающего в себя 67 источников, в работе имеются 11 рисунков и 7 приложений.
В ходе изучения научной психологической литературы мы рассмотрели основные подходы к пониманию феномена привязанности и модели психического. Привязанность - необходимый этап в умственном развитии детей, в формировании их личности, она вносит значительный вклад в развитие социального познания и дальнейшее социальное функционирование. Модель психического, позволяет не только более дифференцированно подойти к анализу процесса формирования субъективности в онтогенезе человека, но и показать, что ментальный внутренний мир ребенка, его особенности определяют возможности понимания внешней реальности других людей, как субъектов взаимодействия. Другими словами, мы способны рефлексировать содержание своего психического и психического других людей. Понимание своего психического и психического Другого становится основой социального познания, социального взаимодействия, прогнозирования поведения других социальных объектов. Более того, ментальные модели выступают в качестве психологического механизма, определяющего уровень организации субъекта во всей его целостности. Дети с разными типами привязанности имеют разные уровни развития модели психического. В процессе анализа литературы и входе проведения исследования мы выяснили, что эти два явления тесно связаны.
Целью исследования стало выявление роли психологической привязанности в развитии модели психического дошкольника. Нами было поставлено четыре гипотезы, для проверки которых было проведено эмпирическое исследование на выборке, состоящей и дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет. В ходе работы был подобран методический инструментарий для диагностики типов привязанности и уровня развития модели психического.
Полученные результаты показали, что существуют достоверные различия в формировании модели психического у детей с надёжным и дезорганизованным типом привязанности. Так дети с надёжным типом привязанности имеют ниже уровень развития модели психического, чем дети с дезорганизованным типом привязанности, а значит им труднее распознавать психические состояния других людей по их внешним проявлениям в поведении и связывать эти психические состояния между собой для объяснения и прогнозирования поведения других людей.
В процессе работы мы смогли выявить, что наличие привязанности к второстепенным членам семьи, также влияет на то, как будет развиваться модель психического у детей. В ходе исследования также было доказано, что у детей с разным типом привязанности изменяется степень автономии или зависимости поведения от взрослого. Таким образом, была выполнена цель исследования, реализованы задачи работы, подтверждены гипотезы.
Результаты нашей работы позволяют лучше выявлять особенности взаимодействия матери и ребенка, могут быть полезны при разработке и реализации программ семейного воспитания, обучения и социальной адаптации.
1. Авакян Т. В., Тип привязанности и особенности социального познания, Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2015. Том 7. № 3. С. 119 - 132.
2. Авдеева Н. Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы. Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7 - 14.
3. Авдеева Н. Н., Хохлачёва И. В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений. М.: Смысл, 2013. 135 с.
4. Арсентьева Е. С. К вопросу о детско-родительских отношениях, Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2017. №2. С. 1 - 8.
5. Арчакова Т. О. Современные теории привязанности. Сборник статей PsyJournals, 2014. №1. С. 20 - 25.
6. Барабанов Р. Е., Губина И. М. Привязанность в детском возрасте: обзор проблемы, Преемственность в образовании. 2020. № 27 (11). С. 37 - 41.
7. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
8. Бородатая М. Н., Сидорова Т. Г. Особенности взаимодействия приёмных родителей с детьми с нарушением привязанности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. МЦНП «Новая наука». 2019. С. 47 - 50.
9. Боулби Дж. Привязанность. Гардарики, 2003. 477 с.
10. Бурменская Г. В. Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия, Психическое здоровье человека XXI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. 2016.
11. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание
типологии развития. Вестник московского университета. 2009. № 4.
С. 17 - 32.
12. Вакуленко Ю. О. Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с разным типом материнской привязанности, Избранные вопросы науки XXI века. Сборник научных статей. Научный ред. Н.О. Берая. Москва, 2019. С. 71 - 74.
13. Василенко М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2011. №3.С. 18 - 22.
14. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста, СПб.: Речь, 2005.
15. Виленская Г. А., Лебедева Е. И. Модель психического и контроль поведения у младших школьников Когнитивная наука в Москве: новые исследования. М., 2017. С. 64 - 68.
16. Вольф Д., В. Изендорн, Чувствительность и привязанность. Развитие ребенка. 1997. № 4. С. 571 - 591.
17. Гончарова В. С. Теоретический анализ феномена привязанности в зарубежной психологии, сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 155 - 159.
18. Гопник А., Мелтзофф А. Имитация, культурное познание и
истоки «теории» разума Бихевиоризм и науки о мозге. 1993. №3.
С. 521 - 523.
19. Данн Дж., Браун Дж., Бердсолл Л. Семейные разговоры о состояниях, чувствах и более позднем понимании детьми эмоций других. Психология развития. 1991. С. 448 - 455.
20. Ермаков П. Н., Воробьева Е. В., Кайдановская И. А., Стрельникова Е. О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возрастаю, Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 72 - 80.
21. Загвозкина В. А., Полянина О. И. Опыт использования проективной методики Н. Каплан при изучении привязанности детей к родителям. Взаимодействие теоретико-экспериментальной и практической психологии в системе современного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 269 - 273.
22. Задорова Ю. А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста. Вестник Костромского государственного университета, 2017. №1. С. 35 - 39.
23. Задорова Ю. А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка, Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций отв. ред. Н.П. Фетискин. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. С. 126 - 129.
24. Идиатуллина Я. Р. Теория привязанности: отечественный опыт исследования, Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 290 - 294.
25. Королева Н. А. Развитие модели психического и символических функций у детей 3 - 6 лет, Материалы XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2019». Под ред. Шпырко О. А., Хапаева В. В., Рубцовой С. И. 2019. С. 158 - 159.
26. Котова Л. А. Проблема становления личности ребенка в свете теории привязанности. М.: Пресс, 2015. 155 с.
27. Куфтяк Е. В., Задорова Ю. А. Привязанность дошкольников к матери и её влияние на психическое здоровье, Клиническая и специальн ая психология. 2020. Т. 9. № 1. С. 169 - 185.
28. Куфтяк Е. В., Магденко О. В., Уйманова О. В., Чистякова Е. В.
Психическое здоровье младших школьников: роль привязанности,
Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 3. С. 62 - 66.
29. Лебедева Е. И. Методы измерения модели психического у детей, Психологические исследования. Москва, 2016. С. 206 - 223.
30. Лебедева Е. И. Распознавание детьми 3 - 5 лет эмоциональной лицевой экспрессии людей разного возраста. Вестник Пермского унта. Философия. Психология. Социология. 2019. №4. С. 575 - 585.
31. Лешли А. Параллели развития в понимании разума и тела. Тенденции когнитивных наук. 2005. №10. С. 459 - 462.
32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СанктПетербург: Питер, 2009. 318 с.
33. Литвиненко Н. Н., Тлишева О. А. Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития, Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 107 - 109.
34. Матушевская Н.В. Теория привязанности: история и современное состояние исследований. 2011. №3. С. 20 - 23.
35. Мелтзофф А.Н. Понимание намерений других: инсценировка привычных действий 18 - месячных детей. Психология развития. 1995. Т. 31. №5. С. 838 - 850.
36. Мелтзофф А.Н., Мур М.К. Подражание, память и представление лиц. Младенческое поведение и развитие. 1994. №1. С. 83 - 99.
37. Мещерякова С.Ю. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка. Дошкольное воспитание, 2004. №7. С. 38 - 42.
38. Мусаева М. И. Значение семьи при формировании надёжной
привязанности. Современная семья: изменяющиеся смыслы и
практики. Сборник научных трудов. КУРСК, 2019. С. 212 - 215.
39. Мухамедрахимов Р. Ж., Плешкова Н. Л. Особенности привязанности у детей в семьях, Дефектология. 2008. № 2. С. 37 - 44.
40. Найденова А.В. Понимание обмана детьми в условиях социальной депривации., Психологические исследования. Вып. 2. Под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. С. 180 - 193.
41. Николаева Е. И., Фомина И. А. Факторы, влияющие на формирование модели психического у детей 5-7 лет, Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 1 (29). С. 69 - 76.
42. Носкова Н. В. История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии, Вестник Православного Свято Тихоновского гуманитарного университета, 2015. № 2 С. 25 - 30
43. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997.
45. Плешкова Н. Л. Развитие привязанности у детей от одного года до четырёх лет, Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. № 4. С. 396 - 408.
46. Поздняк В.В., Кощавцев А.Г., Шишков В.В. Влияние материнско-детской привязанности на адаптацию к детскому саду и развитие ребёнка, Дошкольная педагогика. 2018. № 7 (142). С. 68 - 74.
47. Примак Д., Вудрафф Г. Культура и последовательность этапов развития на пути к овладению теорией разума. Теория развития разума. 2017. С. 25 - 40.
48. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста. Вопросы психологии. 2006. №4. С. 24 - 36.
49. Прыгин, Г.С. Психология самостоятельности. Изд-во Института управления, 2009. 565 с.
50. Сабельникова Н.В. Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии. Вестник Санкт-Петербургского университета, 2014. №12. С. 12 - 17.
51. Семенова А. В. теория привязанности: проявление различных типов привязанности в дошкольном возрасте, Под редакцией Голубь М. С., Кураевой Д. А. 2020. С. 391 - 394.
52. Сергиенко Е. А. Развитие модели психического как ментального ресурса в онтогенезе человека, Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. Москва, 2020. С. 113 - 122.
53. Сергиенко Е. А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии. Психологические исследования. 2017. Т. 10. №54. С. 7.
54. Сергиенко Е.А. Модель психического как парадигма познания социального мира., Психологические исследования.2014. №36. С. 6.
55. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива, Психологический журнал. 2011. Т. 32.
56. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Уланова А.Ю. Модель психического - способность понимания мира людей., Разработка понятий современной психологии. Т. 1 Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 269 - 342.
57. Сергиенко Е. А. Модель психического как ментальный механизм социального познания, Седьмая международная конференция когнитивно
й науки. Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Александров Ю. И., Анохин К. В. 2016. С. 533 - 535.
58. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов. 3-е изд. Е. О. Смирнова. Спб.: Питер, 2010. 304 с.
59. Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста. М: Пресс. Эксмо, 2012. 70 с.
60. Смирнова Я. К. Способность дошкольников к разделению намерений как основа скоординированных моделей поведения и освоения социальных навыков, Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2018. № 3. С. 111 - 131.
61. Тревартен К. Коммуникация и сотрудничество в раннем
младенчестве: описание первичной интерсубъективности: начало
межличностного общения. 1979. С. 530 - 571.
62. Уланова А. Ю., Королёва Н. А. Описание эмоций и других ментальных состояний детьми дошкольного возраста, Психологические
исследования. Москва, 2018. С. 110 - 121.
63. Шаповалова О. А. Основы формирования привязанности ребёнка к матери. Актуальные вопросы развития современной науки и образов ания.Сборник научных трудов по материалам II международной научно¬практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. 2019. С. 76 - 79.
64. Эйнсворт M., Боулби Дж. Этологический подход к развитию личности., Американский психолог. 1991 г. №. 46. С. 331 - 341.
65. Crittenden P.M. Relationships at risk., Eds. Belsky J., Nezworski T. Clinical implications of attachment. Hillsdale, N.J: Lawrence Erlbaum Ass., 1988. р. 136 - 174
66. Russell J. How executive disorders can bring about an inadequate theory of mind, Autism as an executive disorder. Ed. R. Russell. Oxford University Press, 1997. P. 256 - 304.
67. Tarullo A.R., Gunnar M.C., Gunnar M.R. Atypical EEG power correlations with indiscriminately friendly behavior in internationally adopted children. Developmental Psychology. 2011. Vol. 47 (2). P. 417 - 431.