Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Глава I. Теоретико-методологические основы анализа социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях 13
1.1 Специфика социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 13
1.2. Организационные формы и технологии социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 18
1.3 Система наставничества в работе с детьми-сиротами. Этические нормы, права и обязанности наставников 29
Глава II. Наставничество как технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях 40
2.1 Опыт реализации системы наставничества в Алтайском крае и
Российской Федерации 40
2.2 Исследование представлений населения об образах ребенка-сироты и наставника для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .... 56
2.3 Программа профилактики эмоционального выгорания для наставников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ... 74
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Приложение 1 1
Приложение 2 11
Приложение 3 26
Приложение 4 32
Приложение 5 36
Приложение 6 40
Работа подготовлена в рамках командного выполнения проектов полного жизненного цикла. С 2020 года Алтайская краевая женская общественная организация «Отклик» при поддержке Детского благотворительного фонда «Солнечный Город» начала проводить подготовительные работы по внедрению в Алтайском крае проекта «Наставничество». В марте 2021 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством образования и науки Алтайского края, заключены договора с КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №1» КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 2» (см. Приложение 4,5,6).
Со стороны Алтайского государственного университета были привлечены преподаватели и студенты института социальных наук. Руководитель проекта: Чудова С.Г., к.соц.н., заведующая кафедрой социальной работы института социальных наук АлтГ, ЗММспециалист Великжанина К.А., ст. преподаватель кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ, Тимофеева Д.А., магистрант группы 1092М кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ, Баёва А.А. магистрант группы 1092М кафедры социальной работы института социальных наук АлтГУ.
Актуальность. На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой современного общества в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение, строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты с взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, затрагивающим личностные качества, психические, социальные качества ребенка, слабая сформированность которых становится причиной неподготовленности выпускника к жизни в социуме.
В закрытом учреждении у детей складывается свой особый тип общения с взрослыми и сверстниками, который проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов, замечаний взрослых, обвинений со стороны сверстников и т.п. Для детей-сирот характерно пассивное приспособление к среде. В своем поведении выпускники повторяют привычное поведение родителей, усвоенное еще в их раннем детстве, для них неблагополучный социум становится нормой жизни. Главной проблемой в таком случае становится преодоление последствий психических травм, семейной депривации (в плане социализации), помощь в процессе адаптации к благополучной жизни, духовно-нравственное воспитание ребенка.
Новой формой сопровождения детей из детских домов выступает наставничество. Такое взаимодействие требует значительно большей включенности, ответственности и самоотдачи. Наставничество предполагает регулярное взаимодействие волонтера с одним конкретным ребенком на протяжении длительного времени. Наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка для сопровождения в процессе взросления, выбора образовательного пути, перехода к самостоятельной жизни. Важна возможность получения ребенком опыта предсказуемых, надежных отношений с признанием ценности его как личности.
Наставник помогает выстраивать отношения с другими людьми, помогает повышать уровень социальной адаптации. Кроме того, в случае установления длительных отношений с наставником, ребенок, выходя из детского дома, имеет возможность обратиться к более опытному взрослому за помощью на первых этапах самостоятельной жизни. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Важно популяризовать роль наставника среди общественных организаций; сообществ выпускников школ, ПОО, вузов, детских домов; компаний-партнеров; ассоциаций психологов и психотерапевтов; волонтерских и благотворительных организаций; социальных сетей и т.п. Рассказывать о преимуществах роли наставника: возможностях личностного и социального роста, получения новых знаний и навыков.
Степень научной разработанности. Согласно анализу литературы по данной проблематике феномен наставничества изучен не в полной мере, даже несмотря на разнообразие применения данного метода в различных сферах. Говоря о применении инструмента наставничества в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
В трудах таких авторов как А. Агавелян, Э. Альбрехт, С. Ежов, Н. Коломинский, А. Корниенко, В. Мерлин, Т. Миронова, В. Синев и др. рассматривается концепция социально -психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения.
Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, С.А. Шмаков, А.И. Усовой и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.
Вопрос о том, что наставник должен понимать и знать свои обязанности, обладать необходимыми навыками в работе с детьми; должен проходить специальные обучения для знания своего будущего занятия, нести ответственность за свои действия; уметь организовывать процесс своей работы с ребенком, во избежание конфликтных и отрицательных ситуаций освещался в некоторых публикациях таких авторов как Антипин С.Г., Басюк В.С., Гоголева Г.С., Панченко Е. Н., Степанова В. А. и др.
Объект - технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях
Предмет - наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях.
Цель - выделение сущностных характеристик наставничества как инновационной технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях и разработка программы профессиональной поддержки наставников.
Задачи:
1) Раскрыть специфику, организационные формы и технологии социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих учреждении;
2) Рассмотреть наставничество в контексте институционального подхода;
3) Изучить опыт реализации системы наставничества в РФ, а также провести вторичный анализ исследования эффективности проекта «Наставничество»;
4) Исследовать мнение жителей Алтайского края относительно
представлений о детях-сиротах;
5) Исследовать мнение жителей Алтайского края относительно
института наставничества;
6) Разработать программу по профилактике эмоционального
выгорания наставников для конструктивного взаимодействия с детьми- сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждении, определяется условиями депривации, дефицитом адекватного общения, особым психологическим образованием (деление на «своих» и «чужих»);
2) Возможно, наиболее адекватным теоретическим основанием для исследования наставничества является институциональный подход;
3) Вероятно, при использовании технологии наставничества эффективность наблюдается в таких сферах жизни ребенка, как взаимоотношения с другими людьми, личностное развитие;
4) Скорее всего, в представлении жителей Алтайского края дети- сироты - это дети с отклонениями в поведении, агрессивные, несамостоятельные, не имеющие навыков коммуникации, проявляющие неадекватные реакции в процессе взаимодействия;
5) Возможно, в представлениях населения Алтайского края наставник - это человек, имеющий определенный жизненный опыт, с помощью которого он может направить жизнь своего подопечного в позитивное русло; человек, который всегда поймет, поможет и поддержит.
Теоретико-методологической основой для изучения феномена наставничества выступает институциональный подход, который представляет собой систему познавательных принципов ориентирующих на интерпретацию действительности институциональных теорий в области социального знания. Социальный институт имеет некоторые признаки, а именно, сложившиеся образцы поведения, а также установки; символы культурного характера, кодексы поведения устной и письменной направленности; утилитарные культурные компоненты, идеологию. Данные компоненты также можно рассмотреть в наставничестве, где имеются свои кодексы поведения, правила взаимодействия наставника с ребенком, особенности организации встреч наставника и подопечного, «изюминка» каждой наставнической пары.
Также социальный институт выполняет функции закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую, коммуникативную, социализирующую, функцию
удовлетворения потребностей. Наставничество включает в себя эти функции той же мере. Например, с помощью наставничества удовлетворяются потребности ребенка в общении, в принятии, в близких отношениях. Также удовлетворяются потребности наставника в оказании помощи, в принесении пользы. С помощью наставничества ребенок социализируется и движется к интеграции в социум. В процессе взаимодействия наставника и подопечного выполняется коммуникативная, транслирующая (передача жизненного опыта), регулятивная функция.
Преимущество институционального подхода состоит в том, что он позволяет рассматривать социальную жизнь в целом, воссоздавая ее в форме упорядоченного и повторяющегося поведения и устойчивых моделях институтов. Данный подход позволяет рассмотреть наставничество в ключе института со своими целями и задачами работы. Институциональный подход наиболее адекватен при рассмотрении наставничества, так как со своей сложившейся социальной практикой, технология представляет собой целенаправленную деятельность по подготовке и обучению к
самостоятельному, качественному и инициативному выполнению обязанностей в различных сферах жизни.
Методы исследования. Для достижения цели работы, решения поставленных задач и проверки гипотез нами использована следующая методическая база исследования: анализ научной литературы; вторичный анализ данных; метод социологического опроса (анкетирование); метод статистической обработки результатов исследования с помощью программы SPSS.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в рамках исследования, проведенного в мае 2021 года. В исследовании приняли участие 100 респондентов - жителе Алтайского края, возрастом от 19 до 67 лет, а так же вторичный анализ данных проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город».
Положения, выносимые на защиту:
1) Особенность социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в недоверии к окружающим, отсутствии навыков адекватного общения, в слаборазвитых представлениях о перспективах будущего, депривации, привычке к внешнему контролю, несформированности внутреннего плана действий, в заниженной самооценке, в недостатке возможности усвоения социального опыта родителей;
2) Институциональный подход является наиболее адекватным для рассмотрения наставничества, так как последний обладает признаками социального института. В основе наставничества лежит: а) сформировавшиеся эталоны поведения, а также установки (наставничеству присуще стремление к установкам адекватной коммуникации с подопечным); б) кодексы поведения устной и письменной направленности (к примеру, этический кодекс наставника); в) идеология (взаимопонимание, помощь, поддержка); г) культурные черты и символы (специфика организации встреч наставника и подопечного, уникальность во взаимоотношениях каждой пары «наставник- ребенок»).
3) Основные положительные эффекты программы «Наставничество» проявляются в таких сферах, как психологическое состояние и настроение, ценностные ориентиры, отношения с другими людьми, сфера личностного развития.
4) В представлении жителей Алтайского края ребенок-сирота, проживающий в специализированном учреждении - это ребенок, находящийся в тяжелом эмоциональном состоянии, тревожный и социально дезориентированный; ребенок с основной потребностью - в любви и понимании; ребенок, способный добиться успеха;
5) В представлении жителей Алтайского края наставник для ребенка - сироты, проживающего специализированном учреждении, включает в себя такие характеристики, как человек, с определенным багажом жизненных знаний и умений, способный стать подростку-сироте значимым взрослым, который поможет в социальной адаптации после выпуска из детского дома.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования взаимодействия наставника и ребенка; получены новые данные о предпочитаемых качествах наставника и методов его отбора. Исследование расширило теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты исследования дали возможность понять, как жители Алтайского края определяют портрет подростка-сироты и наставника для него. На основании внедрения программы «Наставничество» в Алтайском крае в учреждениях для детей-сирот, разработана программа по профилактике эмоционального выгорания для наставников, чтобы процесс взаимодействия ребенка и наставника носил продуктивный и эффективный характер.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной квалификационной работы были апробированы автором в 2019-2021 гг. на 5 научно-практических конференциях различного уровня (международный, региональный). По теме исследования опубликовано в открытой печати 4 научные работы.
Участие в научно-практических конференциях:
1. VII региональная конференция «Мой выбор - наука!», 2019 г., город Барнаул;
2. XXVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», 2020 г., город Барнаул;
3. XXII Международная научно-практическая конференция «Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения», 2020 г., город Пенза;
4. IX Международная научно-практическая конференция
«Фундаментальны основы инновационного развития науки и образования», 2020 г, город Пенза;
5. Международная практическая конференция «Проблемы и
перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика
преподавания, филология», 2020 г., города Андижан, Ташкент.
Статьи в научно-периодических изданиях:
1) Баёва, А.А. Наставничество как инновационный метод поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей [Текст] / А.А. Баёва, Д.А Тимофеева // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения: сборник статей XXII международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 170-172.
2) Тимофеева, Д.А. Опыт реализации наставничества детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, проживающих в специализированных учреждениях как инновационный аспект педагогики в России [Текст] / Д.А Тимофеева, А.А. Баёва // Фундаментальны основы инновационного развития науки и образования: сборник статей IX международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 193-196.
3) Тимофеева, Д.А. Инновационные педагогические технологии
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях [Электронный ресурс] / Д.А Тимофеева, А.А. Баёва // Студенческий: научный журнал. - № 39(125). - Часть 4. - С. 10-12. - URL: https://sibac.info/journal/student/125 (дата обращения
25.06.2021).
4) Баёва, А.А. Опыт реализации наставничества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в специализированных учреждениях в России как инновационный аспект современной педагогики [Текст] / А.А. Баёва, Д.А Тимофеева // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология: сборник
12 материалов международной научно-практической конференции. - Андижан- Ташкент, 2021. - С. 127-131
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 3 параграфа), заключения, списка литературы и приложений.
Наставничество - новая социальная практика для России и Алтайского, которая находится на стадии внедрения и оценки эффективности. Проведенный теоретико-методологический анализ и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы.
Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особен и зависит от их формы жизнеустройства. По результатам многочисленных исследований дети в основном закрыты и необщительны, их кругозор не даёт полного представления об окружающем мире. Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентаций, материального, морального и духовного порядка. Ребёнку, который не проживает в семье, тяжело анализировать самого себя, их способности непредсказуемы в решении социальных проблем. Включение детей-сирот в социальную деятельность является целым процессом, в ходе которого происходят такие изменения, как формирование личного отношения и мнения к какой-либо ситуации, приобретение жизненного опыта. Существует разнообразие технологий социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатные технологии, базирующиеся на учреждениях социального типа и внутриинтернатные, которые основаны на взаимодействии педагогов с воспитанниками во время обучения и проживания в детском доме. Мер, принимаемых для социализации детей в учреждении, не хватает для полноценной адаптации ребенка после выпуска из образовательной организации. Поэтому, предлагается внедрять инновационную технологию социализации и адаптации детей-сирот - наставничество, которая в наибольшей степени окажет содействие в формировании жизненно необходимых навыков и умений.
В Российской Федерации большинство программ и проектов, реализуемых в сфере сиротства, направлены на материальную помощь детям, проживающим в домах-интернатах. Для социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома необходимо вести работу еще в учреждении. Для этого необходимо в жизнь ребенка привлекать взрослого, который бы смог передать ему свой жизненный опыт, обучить навыкам самостоятельной жизни и просто стать близким другом. Одной из таких социальных практик является наставничество, проведена оценка эффективности благотворительного фонда «Солнечный город» за 2020 год, где можно говорить о стабильных положительных результатах проекта «Наставничество», количество пар наставник -ребенок за пять лет возросло в 10 раз, всё больше регионов РФ начинают реализацию данной технологии. Новосибирск, Уфа и Иркутск занимают лидирующие позиции в работе и развитии данного проекта-технологии. Отмечены позитивные результаты в нескольких сферах жизни, как детей, так и сотрудников. Первостепенным для всех является улучшение психологического состояния и настроения, далее возрастают ценностные ориентиры, отношения с другими людьми и сфера личностного развития.
В рамках исследования мнения жителей Алтайского края относительно представлений о сфере наставничества было выявлено, что в глазах респондентов дети-сироты, проживающие в специализированных учреждениях - это тревожные дети, находящиеся в социальной дезориентации и тяжелом эмоциональном состоянии, нарушающие правила поведения. В большей степени такие дети нуждаются в любви. По мнению респондентов для детей - сирот важно быть любимыми, принятыми и понятыми. Многие респонденты представляют таких детей с психологическими проблемами, также они вызывают жалость. После выпуска из детского дома детей -сирот ждет риск вовлечения в криминальную среду, а также отсутствие жилья и недостаток поддержки со стороны. Однако, ребенок-сирота может быть настолько же успешен в жизни, как и ребенок, проживающий в семье. Многие их опрошенных готовы помогать детям, проживающим в специализированных учреждениях, но у них отсутствуют финансовые возможности. Примечательно, что около половины респондентов в своем окружении имеют знакомых, которые воспитывались или воспитываются в детском доме.
Также были раскрыты образ и функционал значимого взрослого для ребенка-сироты, проживающего в специализированном учреждении. Так, значимый взрослый - это человек, имеющий влияние на ребенка, который проводит с ним много времени, принимает активное участие в жизни ребенка и определяет становление его личности. В учреждении значимым взрослым может стать воспитатель, учитель-предметник или волонтер. Респонденты посчитали, что ребенку-сироте необходим такой человек. Не обошли стороной и портрет наставника. Наставник - это человек, имеющий жизненный опыт, принимающий в жизни ребенка активное участие, обладающий определенным багажом знаний; человек, который всегда готов выслушать ребенка, понять его и принять; человек, подающий положительный пример, помогающий адаптироваться ребенку-сироте в самостоятельной жизни. Наставник должен уметь слушать, принимать различные точки зрения, уважать другого, быть эмоционально устойчивым. Для наставника неприемлемо не уважать другую личность, иметь вредные привычки, быть жестоким. Такой человек, как наставник, полезен для ребенка-сироты тем, что проявляет эмоциональную и психологическую помощь и поддержку подопечного, повышает самооценку подростка, является ему старшим другом и приятелем. Жизнь ребенка может кардинально измениться, если в ней будет такой человек, как наставник.
Для того, чтобы наставник в процессе своей деятельности не испытывал эмоционального напряжения, не разочаровывался в своем труде; не испытывал затруднений во время общения с ребенком предлагается к использованию программа по профилактики эмоционального выгорания. Данный метод позволит наставнику всегда быть в психоэмоциональном тонусе, что положительно скажется на его взаимодействии с ребенком -сиротой, его подопечным. А пособие «Дайджест Наставника» позволит в любой момент освежить память о методах самокоррекции эмоционального состояния.
Проанализировав наставничество как инновационную технологию социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях, можно заключить, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза о портрете ребенка-сироты, проживающего в учреждении, не получила подтверждения, гипотеза об эффективности программы наставничества подтверждена частично, остальные - полностью подтверждены.
1. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации
от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» [Электронный ресурс]. - URL :
http://docs.cntd.ru/document/564232795. - Заглавие с экрана (дата обращения 20.04.2020)
2. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации») [Электронный ресурс] / Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL : https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-28122020-n-r- 193-ob-utverzhdenii/. - Заглавие с экрана (дата обращения 05.04.2021).
3. Абельбейсов, В.А. Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы [Текст] / В.А. Абельбейсов // Сибирский педагогический журнал, 2010. - № 9. - С. 142-151.
4. Аваков, С.И. Педагогическое наставничество для детей-сирот [Текст] / С.И. Аваков, Е.А. Байер // Развитие личности, 2017. - № 2. - С. 211-219.
5. Агентство стратегических инициатив : методическое пособие для
воспитателей детей и молодежи и их законных представителей Наставники: не рядом, а вместе! [Электронный ресурс]. - URL : http://sosn-
detdom.ucoz.ru/poleznie_ssilki/2.pdf. - Заглавие с экрана (дата обращения 23.04.2021).
6. Адлер, А. Беспризорные дети, лишенные родительского попечительства [Текст] : хрестоматия / ред.-сост. B.C. Мухина. - М.:
Просвещение, 1991. - 223 с.
7. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст] / Ю.А. Александровский. - М. : Медицина, 1993. - 398 с.
8. Альбрехт, Э.Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степени. канд. пед. наук / АПН СССР. Науч.- исслед. ин-т дефектологии. - Москва : [б. и.], 1976. - 21 с.
9. Андрющенко, С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения [Текст] / С.И. Андрющенко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. - № 1. - С. 105-109.
10. Анохина, Т.А. Педагогическая поддержка как реальность современного образования [Текст] / Т.А. Анохина // Новые ценности образования 1996. - № 6. - С. 71-80.
11. Антипин, С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / С.Г. Антипин. - Нижний Новгород, 2011. - 31 с.
12. Арифметика добра. Находим наставников [Электронный ресурс]. - URL : https://www.a-dobra.ru/prog/mentor/. - Заглавие с экрана (дата обращения 22.05.2021).
13. Байбородова, Л.В. Трудовое воспитание детей-сирот [Текст] :
учебное пособие / Л.В. Байбородова, Е.Б. Кириченко, Л.Н. Серебренников ; под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - 2-е изд., перераб. и доп. -
Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 287 с.
14. Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот [Текст] / Е.А. Байер // Образование на Дону. - Ростов-на-Дону, 2012. - С. 98-102.
15. Басюк, В.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей-сирот [Текст] / В.С. Басюк // Сборник научных трудов по итогам Всероссийской конференции «Психология развития и образования: теория и практика». - Иркутск, 2009. - С. 217-222.
16. Безенкова, Т.А. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия [Текст] / Т.А. Безенкова, С.Н. Испулова, Е.В. Олейник // ПНиО, 2018. - №6 (36). - С. 147-154.
17. Бобылева И.А. Социально-педагогическая поддержка
воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот [Текст]: монография / И.А. Бобылева. - М.: БФ «Расправь крылья!», 2016. - 288 с.
18. Богуславский, М.В. Подвижники и реформаторы российского образования [Текст] : историко-биографические очерки / М.В. Богуславский. - М. : Просвещение, 2005. - 191 с.
19. Будем вместе. Проект наставничества для детей-сирот в Московской, Смоленской, Ярославской областях [Электронный ресурс]. - URL: http://nastavnik.detinashi.ru/. - Заглавие с экрана (дата обращения 16.04.2021).
20. Воробьева, Т.В. Воспитание социально-ответственной личности: опыт сотрудничества вузов и образовательных учреждений для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Т.В. Воробьева // Власть,
2011. - №6. - С. 81-84.
21. Галагузова, М.А. Категориально - понятийные проблемы социальной педагогики [Текст] / М.А. Галагузова. - Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 3. - Екатеринбург.: РАО, 1998. - 351 с.
22. Глазков, В.А. Система сопровождения процессов социализации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] : методические рекомендации / авт.-сост. В.А. Глазков, О.Л. Миронова, Е.А. Шестакова. - Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2017. - 59 с.
23. Гоголева, Г.С. Наставничество для социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.С. Гоголева // Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции, 2019. -С. 9-14.
24. Горячева, А.А. Наставничество как практика социокультурной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.А. Горячева, Р.П. Яценко, А.Ю. Телицына // Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования. - Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2014. - С. 243-251.
25. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблемы [Текст] / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М., 2010. - 49 с.
26. Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот [Текст] : аналитический доклад / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - Москва : Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012. - 76 с.
27. Дружинина, А. А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы [Текст] / А. А. Дружинина // Вестник ТГУ. -
2018. - №4 (174). - С. 15-21.
28. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми [Текст]: учебное пособие / А.С. Дудкин. - Пенза : ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. - 40 с.
29. Ежов, С. А. Социализация молодежи: Проблемы управления [Текст] / С.А. Ежов // Молодежь в условиях социально-экономических реформ/ Под ред. В. Т. Лисовского. - СПб, 1995. - 164 с.
30. Казанцева, О.В. Особенности проведения игры Г. Хорна и ее влияние на развитие социальной компетентности детей-сирот [Текст] / О.В. Казанцева // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 1. - С. 37¬41.
31. Кларин, М.В. Современное наставничество: новые черты
традиционной практики в организациях XXI века [Текст] / М.В. Кларин // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - № 5. - С. 92-112.
32. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.
33. Коломинский, Н. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степени канд. пс. наук / АПН СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. - Москва : [б. и.], 1972. - 21 с.
34. Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / Я.Л. Коломинский, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с.
35. Корниенко, А.Ф. Возникновение и развитие допсихических, психических и социальных форм регуляции поведения организма, субъекта, личности [Текст] /А.Ф. Корниенко. - Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2010. - 185 с.
36. Корчагин, В.Н. Научно-техническая революция и социализация индивида в информационном обществе [Текст] / В.Н. Корчагин, Е.Н. Синев // Общество: философия, история, культура. - 2017. -№ 2. - С. 24-26.
37. Котова, Е.В., Профилактика синдрома эмоционального выгорания [Текст] : учебное пособие / Е.В. Котова. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 76 с.
38. Кочетова, А.П. Особенности организации социального воспитания в условиях интернатного учреждения [Текст] / А.П. Кочетова // Инновации и инвестиции. - 2014. - №4. - С. 213-216.
39. Куркова, М.П. Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов [Текст] / М.П. Куркова // Образование. Карьера. Общество. -
2019. - № 4 (63). - С. 23-25.
40. Курников, Д.В. Сущность понятия «Педагогическая поддержка в образовании» [Текст] / Д.В. Курников // Мир науки, культуры, образования. -
2012. - № 5. - С. 74-76.
41. Леонтьева, М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей-сирот [Текст] / М.С. Леонтьева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - №3-2. - С. 149-160.
42. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] : Педагогические сочинения в 8 т. / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - Том 1. - 385 с.
43. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко ; редкол. М. И. Кондаков и др. ; Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1983 - 1986. - 22 с.
44. Мерлин, В.С. Личность и общество [Текст] : учебное пособие для спецкурсу / В. С. Мерлин ; Пермский гос. пед. ин-т, Уральское отд-ние О-ва психологов при АН СССР. - Пермь : ПГПИ, 1990 (1991). - 90 с.
45. Мирзаева, Н.С. Особенности социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] / Н.С. Мирзаева, Б.Г. Явбатырова // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL:
https://scienceforum.ru/2013/article/2013007895. - Заглавие с экрана (дата обращения: 15.04.2021).
46. Миронова, Т.Ю. Социально-психологические особенности экономической социализации подростков и юношей [Текст] : автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пс. наук / Т.Ю.Миронова. - Курск, 2013. - 23 с.
47. Молодежь в условиях социально-экономических реформ [Текст] : [В 2 вып. / Науч. ред. В. Т. Лисовский]. - СПб. : СПбГУ, 1995. - 180 с.
48. Наставничество в образовании : современная практика [Текст] : сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». - Курган, 2019. - 188 с.
49. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска» [Текст]: сборник научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В.Деткова, А.В. Леонтьева, и др.; под общей ред. Е.Н. Панченко. - Москва-Майкоп, 2006. - 180 с.
50. Наставничество. Проект фонда «Солнечный город» [Электронный ресурс]. - URL : https://nastavnichestvo.org/. - Заглавие с экрана (дата обращения 25.05.2021).
51. Никитина, В.В. Роль наставничества в современном образовании
[Текст] / В.В. Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. -
№6 (15). - С. 50-56.
52. Один за одного. Спецпроект про наставничество для детей-сирот [Электронный ресурс]. - URL : https://special.philanthropy.ru/nastavniki. - Заглавие с экрана (дата обращения 20.05.2021).
53. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях [Текст] / под ред. академика РАН В. И. Жукова.- М.: Издательство РГСУ, 2009. - 452 с.
54. Опыт НКО, реализующих успешные практики по наставничеству над воспитанниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А.А. Андриевских, А.А. Горячева, В.В. Мухин [и др.] // Фонд поддержки и развития филантропии «КАФ». - М., 2019. - 122 с.
55. Осипова, Н.В. О понятии «Социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Н.В. Осипова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015. - №1 (17). - С. 80-85.
56. Основы социального наставничества [Текст] : практическое пособие / под общ. ред. Е.В Коневой - д.пс.н., доцента кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. - Ярославль, 2014 г. - 127 с.
57. Осухова, Н.Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.Г. Осухова. - Педагогический университет: «Первое сентября», 2011. - 56 с.
58. Панюшева, Т. Быть наставником. Пособие для волонтера [Текст] / Т. Панюшева, И. Пасечник. - М., 2017. - 153 с.
59. Парсонс, Т. Человек в современном мире [Текст] / пер. с англ. под ред. В.А.Кувакина. - М. : Прогресс, 1985. - 96 с.
60. Петьков, В.А. Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра [Текст] / В.А. Петьков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №. 18. - С. 300-302.
61. Практические материалы из опыта работы по внедрению технологии «Наставничество» среди несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, в рамках реализации социального проекта «БлагоДать» [Текст]: информационно-методическое издание / авт.- сост. Е.С. Иванцова, Е.И. Крисаненкова, О.Н. Корзинкина, Ю.Г. Филькова. - Калужская область, 2019. - 160 с.
62. Прохоров, Ю.И. Психологические аспекты наставничества [Текст] /
Ю.И. Прохоров // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1998. -
№1. - С. 40-41.
63. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под общ. ред. В.С. Торохтий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
64. Реализация технологии наставничества и психолого-педагогического сопровождения взаимодействия воспитанника и значимого для него взрослого-наставника в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: информационно-методическое пособие / Ю.И. Аде, Е.В. Боброва, Г.В. Дружинина [и др.]. - Челябинск: Юж.- Урал. науч. центр РАО, 2019. - 290 с.
65. Репринцева, Г.И. Учреждения социального обслуживания детей и
молодежи: Анализ деятельности [Текст] / Г.И. Репринцева. - М.: ПИК
ВИНИТИ, 2003. - 79 с.
66. Семчук, Л.А. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. - Гродно : ГрГУ, 2006. - 198 с.
67. Солнечный город. Детский благотворительный фонд [Электронный ресурс]. - URL : https://sgdeti.ru/projects/nastavnichiestvo/. - Заглавие с экрана (дата обращения 25.05.2021).
68. Социальная педагогика. Трудовое воспитание детей-сирот [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. В. Байбородовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016 - 291 с.
69. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. [Текст] / А.С. Спиваковская. - М : ЭКСМО-Пресс, 2000. Том 1. - 304 с.
70. Старшие Братья Старшие Сестры [Электронный ресурс]. - URL : https://www.nastavniki.org/. - Заглавие с экрана (дата обращения 22.05.2021).
71. Степанова, В.А. Методическое пособие для репетиторов и наставников, сопровождающих детей-сирот в детских домах [Текст] / В.А. Степанова. - Красноярск: Красный Яр, 2015. - 157 с.
72. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
73. Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях первичной трудовой занятости (наставничество на рабочем месте)». Книга 25 [Текст] / под ред. М. О. Егоровой. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. - 154 с.
74. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : сборник статей / под ред. А. В. Запорожца ; [сост. Н. Я. Михайленко]. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.
75. Устав Благотворительного фонда «Арифметика добра [Электронный ресурс]. - М : 2017. - 16 с. - URL : https://www.a-dobra.ru/wp- content/uploads/aebc7a167bfee1f24084bb290ccde738.pdf. - Заглавие с экрана (дата обращения 20.05.2021).
76. Устав Межрегиональной общественной организации содействия
программе воспитания подрастающего поколения «Старшие Братья Старшие Сестры» [Электронный ресурс]. - М : 2013. - 15 с. - URL :
https://www.nastavniki.org/wp- content/images/documents/ustav/%D0%A3 %D1%81%D 1%82%D0%B0%D0%B2.p df. - Заглавие с экрана (дата обращения 22.05.2021).
77. Чакрян, Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике [Текст] / Т.К. Чакрян // Материалы XII научно -технической конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь, 2008. - 2 т. Общественные науки. - С. 117-122.
78. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336 с.
79. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Книга по Требованию, 2013 - 228 с.
80. Parsons, T. System of modern societies [Text] /T. Parsons. - M.: Aspekt- Press, 1998 - P. 135