Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста

Работа №88758

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы165
Год сдачи2021
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования копинг- стратегий матерей, воспитывающих детей младенческого возраста 11
1.1 Анализ и основные подходы к изучению копинг-стратегий 11
1.2 Психологические особенности матерей, воспитывающих детей
младенческого возраста 21
1.3 Копинг-стратегии и совладающее поведение матерей в отношениях с
детьми младенческого возраста 29
Глава 2 Эмпирическое исследование копинг-стратегий матерей, воспитывающих, детей младенческого возраста 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 44
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 69
Заключение 69
Список использованной литературы 79
Приложение 89


Актуальность исследования. В настоящее время неустойчивость социальных процессов в обществе и изменения социально-экономических отношений детерминируют высокие требования к адаптивным ресурсам матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, которые позволяют преодолевать различные трудности, сопровождающиеся физическим и психическим перенапряжением организма, а также негативными переживаниями, связанные с новым этапом в жизни. В первую очередь, это обусловлено повышенной эмоциональной и физической нагрузкой, которая непосредственно связана с воспитанием маленького ребенка; а также сменой социального статуса и изменением материального положения.
Согласно данным Главного психиатра Алтайского края М.Г. Вдовиной за 2019 год в Алтайском крае зарегистрировано 121 875 тыс. обращений за психологической помощью, связанной с психическими хроническими расстройствами, непсихотическими неврозами, а также депрессиями; из них 20 % обращений - это обращения молодых матерей, которые испытывают послеродовую депрессию. Кроме того, по данным Управления Федеральной службы Государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай за 2019 год в Алтайском крае процент детей, рожденных вне брака , составил 23,3, это в свою очередь свидетельствует о наличии различных проблем у одиноких матерей, воспитывающих детей раннего возраста [2].
В связи с этим особую актуальность приобретают копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, характеризующиеся с позиции психологической науки как поведенческие, эмоциональные и когнитивные модели поведения, используемые личностью для преодоления стресса.
Степень изученности проблемы исследования. Изучением копинг- стратегий с точки зрения совладания личности со стрессовой ситуацией занимались такие ученые, как Н.Е. Водопьянова, Т.О. Гордеева, Т.В. Крюкова, Е.И. Рассказова и др. Такие авторы, как Е.Р. Исаева, Г.С. Корытова, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, Е.С. Старченкова и другие исследовали регуляцию поведения и деятельности человека с позиции совладания. При этом изучением эмоционального состояния женщин, воспитывающих детей младенческого возраста, занимались такие ученые, как М.В. Крекова, М.А. Коргожа, Е.В. Поневаж и другие. Копинг-стратегий молодых матерей рассматриваются в трудах Ю.А. Ереминой, Е.В. Зинченко,
Ч.А. Ооржак, И.А. Рудя, А.С. Комбу.
Несмотря на сравнительно большое количество опубликованных трудов в целом по изучению копинг-стратегий, многие аспекты темы, важные в научном и практическом отношениях, являются недостаточно раскрытыми. Например, способы адаптации женщин, воспитывающих детей в раннем младенчестве, к новым обстоятельствам жизни. Кроме того, практически отсутствуют исследования по изучению копинг-стратегий матерей, воспитывающих детей младенческого возраста в зависимости от количества детей и социального положения. Имеющиеся теоретические разработки в данной области, не получили должного развития в практической деятельности.
Цель исследования: структура и содержание копинг-стратегий матерей, воспитывающих детей младенческого возраста.
Объект исследования: копинг-стратегии матерей.
Предмет исследования: особенности копинг-стратегий матерей, воспитывающих детей младенческого возраста.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по изучению копинг-стратегий матерей в период воспитания детей младенческого возраста.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования, направленную на изучение копинг-стратегий матерей, воспитывающих детей младенческого возраста.
3. Выявить взаимосвязь адаптивных, относительно адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий, используемых матерями, находящимися в периоде молодости и взрослости.
4. Выделить основные типы совладания со стрессовой ситуацией у женщин, воспитывающих детей младенческого возраста.
5. Разработать программу психологического тренинга,
обеспечивающего психологическую разгрузку матерей, воспитывающих детей младенческого возраста.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, будет наблюдаться разнонаправленный характер проявления копинг-стратегий у матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, в зависимости от социально-ролевых и возрастных параметров женщин.
2. Скорее всего, у женщин, воспитывающих детей в разные периоды младенческого возраста будут наблюдаться разные типы совладающего поведения: у женщин, воспитывающих детей в позднем младенчестве основным типом совладающего поведения будет эффективный, а у женщин, воспитывающих детей в раннем младенчестве может быть неэффективный.
Теоретико-методологические основания исследования:
- ситуационный (динамический) подход к определению копинг- стратегий (Р. Лазарус);
- психология материнства Г.Г. Филипповой;
- периодизация младенческого возраста Д.А. Донцова;
- возрастная периодизация В.И. Слободчикова.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - психологическое тестирование (опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса (в интерпретации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк); опросник совладания со стрессом (COPE Inventory) К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб (в интерпретации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина).
3. Методы математико-статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента, U-критерий достоверности различий Манна-Уитни, критерий корреляции Пирсона). Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel XP и пакета статистического анализа SPSS for Windows 22.00.
Эмпирическая база исследования: в исследовании в период с 2019 по 2021 г. приняли участие женщины, проживающие на территории г. Барнаула, воспитывающие нормально развивающихся детей младенческого возраста, в количестве 50 человек от 25 до 40 лет. На момент исследования женщины находились в продолжительном декретном отпуске по уходу за ребенком.
Научная новизна исследования
1. Выделены три основных типа совладающего поведения матерей, воспитывающих детей младенческого возраста: эффективный, относительно эффективный и неэффективный, отличающиеся между собой предпочтением определенных копинг-стратегий.
2. Сформулировано и обосновано представление о доминирующих копинг-стратегиях матерей, воспитывающих детей младенческого возраста в зависимости от семейного положения, возрастной категории, количества детей и их возраста.
Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие теории изучения копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста. Особенности использования копинг-стратегий женщин в зависимости от социальных условий и содержательная характеристика типов совладающего поведения матери на ситуацию воспитания ребенка младенческого возраста позволяет углубить научные знания о возможностях психологической поддержки матерей, оказавшихся в данной жизненной ситуации, а также о возможностях коррекции их совпадающего поведения.
Практическая значимость. На основе полученных результатов разработана программа психологического мероприятия, направленного на формирование адаптивных копинг-стратегий, позволяющих быстро разрешать кризисную ситуацию независимо от каких-либо обстоятельств. Данный материал используется в процессе психологического консультирования специалистами КГБУ СО «Кризисный центр для женщин». Так же данный материал может применяться в практической работе психологов с людьми, которые переживают трудную жизненную ситуацию, связанную с воспитанием ребенка младенческого возраста.
Положения, выносимые на защиту:
- Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, являются различными в зависимости от социально-ролевых и возрастных параметров женщин. Адаптивные копинг-стратегии в большей степени наблюдаются у замужних женщин, матерей, воспитывающих одного ребенка и женщин, находящихся на стадии взросления. Неадаптивные копинг-стратегии наблюдаются у матерей на стадии молодости, имеющих детей в раннем младенчестве и не состоящих в браке.
- Выявлена взаимосвязь адаптивных копинг-стратегий на меньшую ориентированность к использованию неадаптивных копинг-стратегий у женщин, находящихся на стадии взрослости. Склонность к положительному переосмыслению возникающих проблем у матерей более старшего возраста влияет на уменьшение таких действий, как концентрация на негативных эмоциях, мысленный уход от проблем и прием успокоительных.
- Выделены основные типы совладающего поведения матерей: неэффективный тип, характеризующийся соблюдением определенной дистанции, отстраненности от воспитания ребенка в стрессовых ситуациях и при этом осознанием и принятием данного решения; эффективный тип, связанный планированием дальнейших действий, переосмыслением с позитивной точки зрения, а также обращением за помощью и поддержкой к близкому окружению; относительно эффективный тип совладания, согласно которому женщины справляются со стрессовыми обстоятельствами посредством принятия возникающих трудностей и сдерживания эмоциональных состояний. При этом, у женщин, воспитывающих детей в разные периоды младенческого возраста наблюдаются разные типы совладающего поведения: у женщин, воспитывающих детей в позднем младенчестве основными типами совладающего поведения являются эффективный и относительно эффективный, а у женщин, воспитывающих детей в раннем младенчестве отмечены такие типы совладающего поведения, как эффективный, относительно эффективный и неэффективный.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоритических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико-статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
- VII региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (2020 г.);
- VII Всероссийская конференция студентов и молодых ученых с
международным участием «Психология и медицина: пути поиска
оптимального взаимодействия» (2020 г.);
- Международная научно-практическая онлайн-конференция
«Современные тренды в науке и образовании» (2021 г.);
- XXVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2021 г.);
- Куценко Н.А. Копинг стратегии женщин в послеродовой период /
Н.А. Куценко // Сборник материалов VII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» / ред. кол.:
Н.В. Яковлева, А.М. Лесин, Н.Н. Уланова, техн. ред.: Т.И. Леонова; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. - Рязань, 2020. - С. 93-98.
- Куценко Н.А. Ведущие копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста / Н.А. Куценко // «Рылым мен бгшм саласындагы заманауи трендтер» атты Халыцаралык; гылыми-тэжхрибелж онлайн-конференциясыныц жинагы = Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции «Современные тренды в науке и образовании» - Алматы: «Кыздар университет!» баспасы. - 2021. - С. 229 - 231.
- Куценко Н.А. Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста / Н.А. Куценко // Безопасность и противодействие терроризму: национальный и региональный аспекты (проблемы теории и практики) : сборник научных статей / под ред. Е.А. Куликова, В.А. Мазурова, М.А. Стародубцевой; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2021. - С. 98 - 101.
Исходя из анализа литературы и полученных данных в ходе исследования, была разработана и апробирована на базе КГБУ СО «Краевой кризисный центр для женщин» программа психокоррекционного 9
мероприятия для женщин, направленного для преодоления стрессовых ситуаций, при воспитании детей младенческого возраста.
Структура магистерской диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, состоящего из 101 источника (из них 9 источников на английском языке) и 9 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания магистерской диссертации были проанализированы теоретико-методологические основания изучения копинг-стратегий матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, а также проведено эмпирическое исследование. Из приведенного анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме совладающего поведения, можно сделать вывод о том, существуют основные факторы, влияющие на выбор копинг-стратегий: индивидуально-типологические особенности личности, когнитивная оценка стрессовой ситуации. Также совладающее поведение имеет динамическую структуру в зависимости от оценки индивидом стрессовой ситуации.
В настоящее время в психологической науке выделяется ряд подходов, исследующих и раскрывающих содержание понятия «копинг». В рамках психоаналитического направления (T. Kroeberg, N. Haan, K. Menninger, V. Vaillant) копинг-стратегия рассматривается в качестве возможного способа психологической защиты, применяющегося с целью ослабления напряжения психического состояния человека. Копинг при этом рассматривается как стиль личности в виде дихотомий защитных стратегий, одним из которых является вытеснение - сенсибилизация. Такие исследователи, как J.H. Amirkhan, D. Bryne, H.W. Kronhe придерживались диспозиционного подхода, в рамках которого, копинг-стратегия рассматривается через индивидуальные характеристики и черты личности, выражающиеся в устойчивой моделе поведения в условиях стрессовой ситуации.
Такие исследователи, как К. Карвер, Р. Лазарус, С. Страк, Х. Файфкель и С. Фолкман были сторонниками ситуационного (динамического подхода). Исследователи при рассмотрении копинг-поведения акцентирует внимание на процессе преодоления стрессовой ситуации и преобладающих копинг- стратегиях, которые изменяются в соответствии с происходящими 75
событиями. Исходя из этого, можно говорить о совладающем поведении, которое изменяется и адаптируется в зависимости от ситуации.
В соответствии с данным подходом копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, характеризуются моделью поведения, изменяющейся в зависимости от ситуации и выполняющей функцию минимизации негативных воздействий обстоятельств и повышения возможностей психического и физического восстановления; приспособления или регулирования, преобразования жизненных ситуаций; поддержания позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; поддержания эмоционального равновесия и сохранения достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. При этом наиболее частой используемой копинг-стратегий молодой матери выступает поиск и получение социальной поддержки, которая по своему содержанию приближается к проблемно ориентированному стилю совладания. Поэтому в период отпуска по уходу за ребенком раннего возраста женщине необходимо выстраивать свою сеть социальных контактов, которая способна компенсировать влияние негативных факторов, служить средством ослабления действия повседневного стресса и способствовать росту удовлетворенности материнством.
Обусловлено это психологическими особенностями матери, воспитывающей ребенка младенческого возраста, выступающими в качестве своеобразных свойств психики и заключаются в проявлении чувств и эмоциональных состояний. В связи с принятием новой социальной роли и перемены образа жизни у женщины после рождения малыша может возникнуть появление астенических (страх, тревога, растерянность, гипотимия) и стенических (раздражительность, напряжение, агрессивность) эмоций, при усугублении перетекающих в депрессивные, тревожно-фобические, тревожные и неврастенические синдромы.
В подтверждение актуальности выбранной темы было проведено
психологическое тестирование, состоящее из опросника «Копинг-стратегии»
76
Лазаруса (в интерпретации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк). И опросника совладания со стрессом (COPE Inventory) К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб (в интерпретации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина). В качестве методов количественного и качественного анализа результатов исследования были использованы U-критерий достоверности различий Манна-Уитни; Критерий Колмогорова-Смирнова, критерий корреляции Пирсона, факторный анализ. В исследовании приняли участие матери, воспитывающие детей младенческого возраста без патологии, г. Барнаула в количестве 50 человек от 25 до 40 лет, из них 56 % - находящиеся на стадии молодости (от 25 лет); 70 % - состоящие в браке, 52 % - имеющие двух и более детей; 44 % - имеющие детей в раннем младенчестве.
Проанализировав копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста, было выявлено, что наиболее предпочтительными копинг-стратегиями являются адаптивные, к которым можно отнести положительное переформулирование и личностный рост, активное совладание и планирование. Одним из основных типов совладающего поведения при воспитании детей младенческого возраста является конструктивный, основанный на сбалансированности во взаимодействии имеющихся ресурсов с целью разрешения стрессовой ситуации. Это в свою очередь благоприятно влияет на малыша в раннем возрасте и способствует его гармоничному развитию.
Кроме того, было выявлено, что матери, находящихся в браке при воспитании детей младенческого возраста более спокойны и уравновешены, так как обращаются за помощью к близкому окружению и планируют решение различных стрессовых ситуаций. Женщины в возрасте от 25 лет являются ответственными, но при этом излишне эмоциональны. Матери, воспитывающие детей в раннем младенчестве склонны к отрицанию происходящих событий, соблюдению определенной дистанции и отстраненности от воспитания ребенка. При этом они способны осознавать свои действия и поступки, контролировать выражение эмоций и чувств, и 77
использовать различную помощь от окружающих в домашних делах. При этом использование адаптивных копинг-стратегий взрослыми женщинами непосредственно влияет на меньшую ориентированность к неадаптивным моделям поведения. Так, склонность к положительному переосмыслению возникающих проблем у матерей более старшего возраста влияет на уменьшение выражения негативных эмоций, отстранения от происходящих событий. Это связано с тем, что чем старше женщина тем, ей важнее иметь ребёнка и не обязательно наличие супруга, в то время молодым женщинам на осознанном уровне необходимо присутствие близкого человека - мужа. Обусловлено это неопытностью и молодостью.
На основе полученных результатов разработана программа психологического мероприятия, направленного на формирование адаптивных копинг-стратегий, позволяющих быстро разрешать кризисную ситуацию независимо от каких-либо обстоятельств. Данный материал используется в процессе психологического консультирования специалистами КГБУ СО «Кризиный центр для женщин». Так же данный материал может применяться в практической работе психологов с людьми, которые переживают трудную жизненную ситуацию, связанную с воспитанием ребенка младенческого возраста.


1. Абабков, В.А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Санкт-Петербург: Речь, 2016. 166с.
2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Стратегии совладания: попытка системной характеристики // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2020. Т.2. С. 176-177.
3. Анцыферова, Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал, 2019. Том 13. № 5. С. 12 - 25.
4. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающей системе // Психология формирования и развития личности. М.: Изд-во «Наука», 2000. 364с.
5. Аргентова, Л.В. Аргентова Т.Е Психологические проблемы
неполных семей разного типа и их психолого-педагогическое сопровождение: электронное учебное пособие: / Кемеровский
государственный университет, кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. 144 с.
6. Белашева, И.В. Стратегии совладающего поведения в экстремальных ситуациях: учебное пособие. Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2017. 104 с.
7. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 92 - 100.
8. Бодров, В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. 2008. Том 17, № 4. С.64 - 73.
9. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2009. Том 27, № 2. С .113 - 123.
10. Бохан, Т.Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях // Сибирский психологический журнал. 2018. Выпуск 10. С. 40 - 45.
11. Винникотт, Д.В. Мать и дитя. Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. 296 с.
12. Былина Е.В. Психологические особенности матерей с детьми до полугода (в контексте проблемы отказа от грудного вскармливания) // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Том 25, № 1. С. 24-36.
13. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных кризисных ситуаций // Психологический журнал. 2019. №5. С. 104-114.
14. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. : В 6 т. - Т.1.- М.: Педагогика. 2006. 436 с.
15. Голубева М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2016. 30 с.
16. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 121-132.
17. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского. В 4 т. Т.4.: М.: Рус.яз. Медиа, 2010. 683с.
18. Дементий Л.И., Дружинина Ю.А. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2018. № 1. С. 13-19.
19. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния. М.: Издательство ИП РАН, 2017. 318 с.
20. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 2016. № 3. С. 137-148.
21. Донцов, Д.А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие / Д.А. Донцов, М.В. Донцова. - 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. 328 с.
22. Джонсон, Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии. М.:
Когито-центр, 2010. 112 с.
23. Елизарова, Т.Ю. К проблеме определения содержания феномена психологического преодоления // Образование и повышение квалификации работников образования: Сб. науч. тр. Вып.14:. М., 2019. Ч. 1. 208с.
24. Еремина Ю.А. Базисные стратегии совладания в поведении матери, воспитывающей ребенка раннего возраста // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 13. С. 2-9.
25. Еремина Ю.А. Доминирующие копинг-стратегии матери, воспитывающей ребенка раннего возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 11 (164). С. 77-81.
26. Еремина Ю.А. Ранний материнский копинг и его взаимосвязь с психосоциальным развитием ребенка в возрасте от одного года до трех лет // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 37-47.
27. Еремина Ю.А. Факторная модель совладающего поведения женщин в период раннего материнства // Альманах мировой науки. 2016. № 4-2 (7). С. 143-148.
28. Жандармова Т.И. Психологические особенности общения молодых матерей // Аспирант. 2016. № 10 (26). С. 14-16.
29. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2016.
30. Зинченко Е.В., Рудя И.А. Стратегии копинг-поведения у молодых женщин, имеющих детей // Северо-кавказский психологический вестник.
2017. № 15/1. С. 27 - 34
31. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2017. 495 с.
32. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с.
33. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб.: Издательство СПбГМУ, 2019. 136 с.
34. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2017. 368с.
35. Келли Г. Две функции референтных групп // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 2017. С. 197-203.
36. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб: Питер, 2016. 1312с.
37. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Хрестоматия по межличностному общению /Сост. Казаринова Н.В., Погольша В.М. СПб: Питер, 2018. С. 26-39
38. Крекова М.В. Психологические защитные механизмы и копинг- стратегии у людей с разным уровнем психологической суверенности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-1. С. 132-134.
39. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. С.-Пб., 2001. 315 с.
40. Коргожа М.А. Динамика качества жизни женщин в послеродовом периоде // Педиатр. 2017. Т. 8. № 6. С. 125-132.
41. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2020. 153 с.
42. Краснощекова, И. В. Психологическая структура материнского отношения к детям : монография / И. В. Краснощекова, В. А. Дереча, О. С. Ковшова ; под редакцией В. А. Деречи. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 141 с.
43. КремневаЛ.Ф. Нарушения материнского поведения и его последствия для психического здоровья детей // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы. Москва: Институт психологии РАН,
2018. С. 257 - 274
44. Крюкова Т. Л. Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы. Москва: Институт психологии РАН, 2018. С. 257 - 274
45. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. ...д-ра псих. наук: 19.00.13; КГУ. Кострома, 2015. 476 с.
46. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладания // Психологический журнал. 2018. Т. 29, № 2. С. 88-95.
47. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие личности //Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2016.
48. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1. СПб., 2016. С. 34 - 38.
49. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 232 с.
50. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения / Т. Л. Крюкова, Т. В. Гущина. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова; КГТУ, 2016. 236 с.
51. Куфтяк Е. В. Психология семьи: регуляция и защита. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2019. 358 с.
52. Куфтяк Е.В. Семейное совладание: концептуальные положения и исследование / Человек. Сообщество. Управление. 2018. № 2. С. 16-32.
53. Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющее физическое наказание детей: автореф. . дис. канд. псих. наук: 19.00.05; Санкт-Петербург, 2013. 22 с.
54. Куценко Н.А. Копинг стратегии женщин в послеродовой период // Сборник материалов VII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Психология и медицина: пути поиска оптимального взаимодействия» / ред. кол.: Н.В. Яковлева, А.М. Лесин, Н.Н. Уланова, техн. ред.: Т.И. Леонова; ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России. Рязань, 2020. С. 93-98.
55. Куценко Н.А. Ведущие копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста // «Еылым мен бтам саласындагы заманауи трендтер» атты Халыкдралык; гылыми-тэжхрибелхк онлайн-конференциясынын, жинагы = Материалы Международной научно¬практической онлайн-конференции «Современные тренды в науке и образовании». Алматы: «Кыздар университет!» баспасы. 2021. С. 229-231.
56. Куценко Н.А. Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста // Безопасность и противодействие терроризму: национальный и региональный аспекты (проблемы теории и практики): сборник научных статей / под ред. Е.А. Куликова, В.А. Мазурова, М.А. Стародубцевой; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2021. С. 98 - 101.
57. Литнарович Л.М., Кучер А.С. Психоэмоциональный статус женщин в дородовом и послеродовом периодах // Таврический медико-биологический вестник. 2019. Т. 22. № 1. С. 170-175.
58. Матяш, Н.В. Возрастная психология : учебное пособие : [16+] / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 268 с.
59. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2016. 992 с.
60. Могилевская, Е.В. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства: учебник. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2019. 273 с.
61. Морозова А.Н., Стрельцов Н.Д. Особенности организации психологической поддержки матерей до и после родов // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 10. С. 258-265.
62. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. Санкт-Петербург, 2016. 285 с.
63. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Ин-т практической психологии, 2018. 356 с.
64. Назыров, Р.К., Кондинский, А.Г. Отношение к здоровью и лечению, личностные и межличностные конфликты, уровень невротичности и копинг-поведение у здоровых жителей западно-сибирского региона России // Интегративные аспекты современной психотерапии. Санкт-Петербург, 2016. 186 с.
65. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 2017. №5. С. 20 - 32.
66. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Питер, 2016. 558с.
67. Ооржак Ч.А., Комбу А.С. Копинг-стратегии молодых матерей // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая Материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета, Году народных традиций в Республике Тыва. Тувинский государственный университет. 2015. С. 147-148.
68. Пайнз, Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Санкт-Петербург, 2017. 238 с.
69. Полякова Е.А., Серякова И.Н. Взаимосвязь психологических характеристик матерей и особенностей взаимодействия матери и ребенка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-8. С. 326¬313.
70. Поневаж Е.В. Женщина после преждевременных родов: эмоциональные переживания // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 3. № 1. С. 62-75.
71. Перинатальная психология и медицина: Сборник научных трудов членов РАНИМ.- Санкт-Петербург, 2016. 415 с.
72. Подобина О. Б. Совладающее поведение на этапе принятия роли матери // Перинатальная психология и психология родительства. 2016. Вып. 3. С. 96-108.
73. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии
стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] //
Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2019. N 3(17). НЕЕ: https://psyjournals.ru/psyedu/2019/n5/Klein_Leontiev_et_al.shtml (дата
обращения: 01.04.2021).
74. Розин, В. М. Психология личности. История, методологические проблемы: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 239 с.
75. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения / Е. А. Сергиенко // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы. Москва: Институт психологии РАН, 2008. С. 67 - 84
76. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
77. Сирота, Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: авторреф. ...дис. докт. мед. наук; - Санкт-Петербург, 2016. - 23с.
78. Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М., Хажилина, И.И., Видерман, Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2018. 216с.
79. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2018.
80. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 98 с.
81. Ташлыков, В.А. Психологические защиты у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. Санкт-Петербург, 2016 23с.
82. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2019. 416 с.
83. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Г. Филиппова. - 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 214 с.
84. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: развитие ребенка и его отношения с окружающим. М., 1992. С.22-28.
85. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Роств-на- Дону: Феникс, 2018. 186 с.
86. Чехлатый, Е.И., Веселова, Н.В. Особенности отношения к здоровью и лечению, личностные конфликты и способы их разрешения (копинг-поведение) у больных неврозами // Интегративные аспекты современной психотерапии. СПб, 1992. 186с.
87. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс, 2014. 464с.
88. Шихирина Н.Д. Психологические особенности эмоционального
отношения матерей к детям раннего возраста в условиях функционирования детско-родительских групп // Педагогическое образование: история (традиции, опыт) и современность. материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции, посвященной 140-летию
педагогического образования в г. Череповце. 2016. С. 172-176.
89. Шипицина Л. М. Специальная психология-СПБ., Речь. 2018. 256 с.
90. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер. 2019.
91. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2017. 336 с.
92. Ялтонский В.М., Сирота Н.А. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы // Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы . Москва: Институт психологии РАН, 2018. С. 21 - 55
93. Caplan, G. Concepts of mental health and consultation. Washington DC: U.S. Department of Health, Education and Welfare.
94. Grof S. Beyond the Brain: Death, Birth and Psychotherapy [Text] / S. Grof / Albany, N.Y.: SUNY Press, 2016. 66 p.
95. Haan, N. Coping and defending / N. Haan. N.Y.,2017. 241p. 14
96. Lazarus, R. S. Psyhological stress and the coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 2016. 257 p.
97. Lazarus, R. S. From psychological stress to the emotions: A history of changing gutlooks //Annual Review of Psychology. 2016. Vol. 44. P. 1 - 21.
98. Maslow A.H. Self-actualizing people: A study of psychological health. Personality symposia.- New York: Grune &Stratton, 2016. P.l 1 - 34.
99. McCubbin H. I., Pallerson J. M. The family stress, process: double ABCX model of adjustment and adaptation // Social stress and the family / eds. H. I. McCubbin, M. B. Sussman and J. M. Patterson. New York: The Hayworth Press Inc., 2017.
100. Miller S.M., Green M.L. Coping with stress and frustration: Origins, nature and development // M.Lewis, C.Saarni (Eds). The socialization of emotions. New York: Plenum, 2016. P. 263-314.
101. Pearlin, L.I., Schooler, C. The structure of coping // J. of Health and Social Behavior. 2016. Vol.19. P. 2 - 21.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ