Глава 1. Теоретические подходы к рассмотрению феномена
переживания чувства вины 8
1.1. Теоретические подходы к феномену чувства вины 8
1.2. Специфика переживания чувства вины у сотрудников МВД в связи с их
профессиональной деятельностью 27
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики переживания чувства
вины у сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю 36
2.1. Организация исследования специфики переживания чувства вины у
сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю 36
2.2. Результаты исследования переживания чувства вины у сотрудников ГУ
МВД России по Алтайскому краю 38
Заключение 54
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Актуальность проблемы переживания чувства вины у сотрудников МВД является на данной момент одной из ведущих. Профессиональная деятельность сотрудников МВД принадлежит к разряду «сложных» профессий, предъявляющих очень высокие психологические и психофизиологические требования к сотрудникам, а проявление чрезмерного чувства вины у сотрудников МВД способно испортить как профессиональную деятельность, так и их жизнь в целом.
В различных исследованиях чувство вины рассматривалось в рамках профессиональной деформации личности сотрудников МВД (С.П. Безносова, В.И. Белослудцева, В.В. Вахнина, В.П., Губочкин, М.И. Марьин, В.Е. Петров и др.). Однако попытки объяснить виды, причины, механизмы возникновения чувства вины у сотрудников правоохранительных органов не были предприняты.
Данная дипломная работа является попыткой разобраться, как же именно феномен чувство вины влияет на деятельность сотрудников МВД и в какой степени это вообще им присуще.
Результаты тех работ, в которых изучалась либо затрагивалась проблема вины и стыда, указывают на то, что данные феномены выступают в качестве факторов, определяющих успешность социальных
взаимоотношений личности. В свою очередь, в ряде работ подчеркивается, что базовой характеристикой субъекта, определяющей успешность его общения и профессиональной деятельности, является система его отношений (К.А. Абульханова-Славская 1981; Т.А. Аржакаева, 1995; Е.Д. Бреус, 1999; Л.Я. Гозман, 1987; В.А. Горянина, 1997; В.А. Лабунская, 1997; Ю.А. Менджерицкая, 1998; В.Н. Мясищев, 1995; Т.А. Шкурко). Исходя из этого, следует заключить, что вина и стыд выступают интегральными характеристиками личности. Поэтому с точки зрения общественных задач становится очевидной необходимость исследования тех отношений личности, которые конструируются виной и стыдом, т.е. отношений для которых вина и стыд выступают социальными детерминантами.
Теоретический анализ работ, посвященных изучению вины и стыда, показал, что современные исследователи считают актуальным вопрос о различиях между данными феноменами, о необходимости их четкой дифференциации. В работах зарубежных авторов появились описания результатов эмпирических исследований, целью которых выступало сравнение вины и стыда (R.F. Baumeister, A.M. Stillwell, T.F. Heatherton, 1994; H.B. Lewis, 1987; M. Lewis, 1995; J.P. Tangney, 1990; J.P. Tangney, R.S. Miller, L. Flicker, D.H. Barlow, 1996 и др.) Несмотря на то, что отечественные психологи в своих теоретических разработках затрагивают проблему дифференциации данных механизмов социальной регуляции (Г.А. Брандт, A.M. Лобок, 1991; В.Вичев, 1978; И.С. Кон, 1979; Т.Г. Стефаненко, 1999), эмпирические исследования, позволяющие дать достоверный ответ по поводу этой проблемы, отсутствуют.
Профессиональная деятельность сотрудников МВД накладывает высокие требования на морально-этические принципы личности, оказывает влияние на переживания чувства вины. Профессиональная деятельность сотрудников МВД связанна с критичным отношением общества в связи, с чем возникает постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности развитие его профессиональной деформации, в частности формирование чувства вины. В связи с этим, вопросы о происхождении этого феномена, его природе, характеристиках и функциях, которые чрезвычайно важны для правоохранительной практик, требуют дальнейшего исследования
Цель: систематизация проявлений переживания чувства вины в контексте профессиональной деформации сотрудников МВД
Объект: переживание чувства вины
Предмет: специфика переживания чувства вины у сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю
Задачи:
1. Теоретический анализ подходов к феномену чувства вины
2. Определить место чувства вины в эмоциональной сфере сотрудников МВД
3. Изучить специфику переживания чувства вины у сотрудников МВД
Гипотезы:
1. Профессиональная деятельность сотрудников МВД накладывает высокие требования на морально-этические принципы личности, оказывает влияние на переживания чувства вины. Скорее всего проявления чувства вины у сотрудников МВД будет реакцией личности на нарушение собственных интернализованных нравственных норм и ожидание негативного отношения к себе окружающих.
2. Скорее всего, можно выделить специфику переживания чувства вины у сотрудников МВД, в связи с условиями профессиональной деятельности. Уровень переживания чувства вины будет иметь особенности проявления в связи с эмоциональным выгоранием и профессиональной деформацией сотрудников МВД.
3. Профессиональная деятельность сотрудников МВД связанна с критичным отношением общества в связи, с чем возникает постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности развитие его профессиональной деформации, в частности формирование чувства вины. Деперсанализированное самоотношение и ожидаемое негативное отношение от других как аспект профессиональной деформации повышает переживания чувства вины у сотрудников МВД.
4. Чувство вины многокомпонентный феномен, поэтому, скорее всего удовлетворенность профессиональной деятельности сотрудниками МВД, будет не одинаково сказываться на разных компонентах чувства вины.
Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции чувства вины Р.Бенедикт, Г.М. Бреслава, К.Муздыбаева; теоретические положения о чувстве вины, относящемся к «социальным» эмоциям Г.М. Бреслава, структурная модель самоотношения В.В Столина; чувство вины со стороны моральных чувств П.Якобсона, концепция онтологической вины Р.Мэя, теоретические представления об эмоциональной сфере личности Е.П.Ильина; концепция социальной природы чувства вины С.Ф. Анисимова.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ источников
2. Методы сбора и фиксации данных (методика «измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней [71], опросник на выявление уровня профессионального «выгорания» и деформации - Maslach Burnout Inventory (модификация О. Поляковой) [55], методика на выявление степени удовлетворенности своей профессией и работой (по Н. Журину и Е. Ильину) [20], тест опросник на чувство вины (Perceived Guilt Index) John R. Otterbacher, David C. Munz [73], тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [57], опросник ДУМЭОЛП - диагностика уровня морально-этической ответственности личности (И. Г. Тимощука) [12])
3. Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, непараметрический критерий U Манна-Уитни).
Практическая значимость работы состоит в актуальности полученных результатов о структуре и специфики переживания чувства вины в связи с особенностями занимаемой должности. Результаты данного исследования были использованны нами для проведения профилактического лекционного занятия в ГУ МВД России по Алтайскому краю. Также нами был разработан буклет для работы с сотрудниками МВД, склонными к переживанию чувства вины или для правилактического пользования (Приложение 14).
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 21 сотрудник ГУ МВД России по Алтайскому краю, среди них 6 женщин и 15 мужчин, в возрасте от 28 до 50 лет, занимаемые разные должности и звания, минимальный стаж 5 лет, а также контрольная группа: 20 человек в возрасте от 22 до 48 лет, не работающих в МВД, среди которых 12 женщин и 8 мужчин.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 73 источника, в работе имеются 2 рисунка, 9 таблиц и 13 приложений.
Проведя исследование и проанализировав получившиеся результаты, можно сделать выводы о том, что сотрудники ГУ МВД России по Алтайскому краю в целом удовлетворены своей профессией, эмоциональное истощение им свойственно в наименьшей степени.
Помимо этого, можно также отметить, что среди сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю наибольшее число имеет высокий уровень морально-этической ответственности и стремление выполнять свою работу добросовестно и качественно.
Они способны самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, они понимают социальную значимость своей роли и высокого профессионализма, свою ответственность перед обществом и государством как работника правоохранительной системы.
Но всё же, некоторому числу сотрудников свойственна деперсонализация и некоторое безразличие к результатам своей деятельности.
В основном органам правопорядка свойственно брать ответственность за события, происходящие в их профессиональной деятельности, принимать их на себя, объяснять их своим поведением, характером, способностями.
На параметры профессионального выгорания сотрудников МВД влияют такие факторы, как: эмоциональное истощение, ожидаемое отношение от других, вина за пренебрежение своими служебными обязанностями, вина за отсутствие помощи человеку, нуждающемуся в ней.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что такая реакция, как эмоциональное истощение, отсутствие мотивации, раздражительность и апатия часто возникают из-за негативной оценки сотрудников обществом, ради которого они и работают.
В сравнении с обычными гражданами, сотрудники ГУ МВД России по Алтайскому краю менее склонны к переживанию стыда; менее эмоционально включены в ситуацию. Сотрудники правопорядка чаще берут ответственность за свои поступки на себя и не склонны обвинять внешние силы. Также, им меньше присуща гордость за свои поступки, чем людям, не работающим в силовых структурах.
Что касается чувства вины, его органы правопорядка переживают часто. Наиболее характерны ситуации возникновения чувство вины у сотрудников ГУ МВД России по Алтайскому краю: когда они сознательно подставили кого-либо, не вышли на работу, пренебрегли своими служебными обязанностями или не оказали помощь, нуждающемуся в ней человеку.
Эти же ситуации влияют на параметры деформации профессиональной деятельности, что говорит о том, что проявление чувства вины напрямую связанно с профессиональной деформацией.
Таким образом, нами было выявлено, что чувство вины является одним из важных составляющих для работы сотрудников МВД. Чрезмерное переживание чувства вины отрицательно влияет на профессиональную деятельность правоохранительных органов и на их жизнь в целом, а так же является сопутствующим при возникновении проф. Деформации и эмоционального выгорания сотрудником, именно по этому важно следуить за уровнем чувства вины и работать с теми сотрудниками, у которых вявляются высокие показатели по данному критерию.
Но, важно понимать, что чувство вины, как моральный регулятор должно присутствовать в работе сотрудников МВД, так как люди лишенные этого чувства не способны правомерно оказывать помощь гражданам.
В рамках данной дипломной работы, хочется сделать некоторые рекомендации для психологов ГУ МВД России по Алтайскому краю по работе с сотрудниками, испытывающими или склонными испытывать чувство вины, а также для профилактического пользования. Можно выделить три группы отношений, в которых у сотрудников МВД может проявиться чувство вины:
1. Отношения сотрудников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результатам). Для предотвращения чувства вины в таких ситуаций, реагировать на грубость и провокационные действия правонарушителя необходимо корректно, проявлять выдержку и самообладание, принимать обдуманные решения.
В данных случаях сотрудникам необходимо оставаться вежливыми, вести себя корректно и внимательно.
2. Отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности. Для предотвращения чувства вины в данном случае стоит помнить, что, отношения между старшим и младшим по званию носят официальный характер.
Они регулируются уставом, приказами и обязательно должны исполняться. К ним относится такие требования как строгое соблюдение дисциплины, проявление взаимоуважения и уважение старшего по званию, должности, возрасту, а также исполнительность и пунктуальность.
3. Отношения сотрудников к гражданам в быту и внеслужебное время. Для предотвращения чувства вины важно соблюдать правила и нормы служебной деятельности, а именно доброжелательность в отношениях, следование служебной дисциплине, добросовестное выполнение служебных обязанностей.
Избежать формирования чувства вины возможно. Легче это удается людям с развитой рефлексией, умением объективно оценивать собственную личность, видеть истинные причины внутриличностных изменений, не "прятаться" от самого себя за щадящими самооценку объяснениями собственных поступков.
Широкий кругозор, интересы внеслужебного круга, общение с людьми иной сферы деятельности позволяют не зацикливаться лишь на служебных вопросах, гармонично развиваться, личностно расти. Важным является способность "оставлять на рабочем месте" решение служебных задач, психологически переключаться на взаимоотношения с родными и близкими, грамотно организовывать отдых.
Однако все это возможно лишь при наличии у сотрудника адекватной самооценки, активной позиции в отношении собственной личности.
Помимо этого, нами был разработан буклет для работы с сотрудниками ГУ МВД России по Алтайскому краю, склонными к переживанию чувства вины, переживающими его, а также для профилактического пользования (Приложение 13).
I. Абульханова К. А. Социальное мышление личности Совре¬
менная психология: Состояние и перспективы исследований. М., 2002.
2. Абульханова К. А., Воловикова М. И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений Психологический журнал. 2007. Т.
3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: избранные психологические труды. М., 1999
4. Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001
5. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. Т.1,2.
6. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение 1979
7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога 2009.
8. Белик И. А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности 2001
9. Бенедикт Р. Культура «вины» и «культура стыда» 1946
10. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М. : б.н. 2007.
II. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
12. Гальчик В.В., Куприянова А.А. Изучение уровня морально-этической ответственности у студентов. Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2017
13. Гурова Е.А, Ральникова И.А, Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека: учеб. пособие Барнаул, 2014
14. Зазульская А.А. Вина и стыд как регуляторы социального пове-дения. Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.- практ. конф. № 6(6). - Новосибирск: СибАК, 2017.
15. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Учеб. пособие. Минск,
2000.
16. Зимбардо Ф. Социальное влияние: The psychology of attitude change and social influence СПб: Питер, 2001
17. Иванова В.В. Эмоция вины как предпосылка формирования нравственного идеала правды. Гуманитарные исследования: Межвуз. сб. науч. тр: Ежегодник. Омск, 2002. Вып. 7.
18. Игнатьева А.А. Понятие о нравственных чувствах альтруизма, эгоизма, стыда и вины как устойчивых эмоциональных отношениях Науч-ные труды Вятского социально-экономического института. Киров, 2002. Вып. 1.
19. Изард К.Э. Психология эмоций Перевод. СПб.: Питер, 2002.
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: Учеб. пособие. СПб. и др.: Пи-тер, 2001.
21. Каменский П.И. Чувство вины, как предиктор межличностной зависимости и благополучия в межличностных отношениях Вестник Ко-стромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психоло-гия. Социокинетика, vol. 25, no. 4, 2019
22. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы Справочное издание, автор- составитель, 1992.
23. Короткова Е. В. Социально-психологический анализ вины и стыда как системы отношений личности к себе и другому Автореф. дисс. канд. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
24. Костина, Л.Н. Психология и педагогика в деятельности со-трудников органов внутренних дел Л.Н. Костина. Орел: ОрЮИ МВД Рос-сии, 2009.
25. Котенёв И. О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний у сотрудников органов внутренних дел: метод. пособие для практ. психологов. М., 1997.
26. Крапивина, О.В. Эмоциональное выгорание как форма профес-сиональной деформации у пенитенциарных служащих: дис. канд. пс.наук: 19.00.13 Крапивина О.В. Тамбов, 2004.
27. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной дея-тельности / Е.А. Красникова. М. ФОРУМ ; М. : ИНФРА-М, 2007.
28. Крылов А.А. Психологическое обеспечение трудовой деятельно¬сти, 1987.
29. Ксенофонтов А.М. Профилактика психологической дезадапта-ции сотрудников правоохранительных органов в штатных и экстремаль¬ных условиях служебной деятельности. 2017
30. Кубышко В.Л. Учебно-методические материалы по организации профилактики коррупции в органах внутренних дел: Сборник М.: ДГСК МВД России, 2012.
31. Куликов В. Б., Рогачева Т. В. Тест Зонди: диагностика спосо¬бов психологической защиты у участников Чеченской войны Проблемы социально-психологической реабилитации участников локальных кон-фликтов. Пермь, 1997.
32. Куликов В.Н., Ковалев А.Г. Эмоции и чувства в жизни челове¬ка. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1997
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Полит-издат, 1975.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла: Природа, структура и ди-намика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
35. Литвинова Г. А. Социально-психологическое обеспечение дея-тельности полиции Баварии (Германия) Юрид. психология. 2010. № 3.
36. Льюис Хелен. «Стыд, вина и неврозы» (Shame and Guilt in Neu-rosis) 1971
37. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляют¬ся. Практикум по социальной психологии СПб: Питер, 2001.
38. Матюшин Г.Г. Стыд и совесть как формы моральной само-оценки. М : Изд-во МГОПУ : НОУ, 1998.
39. Миду Дж. Сознание, самость и общество, 1938
40. Митюрина Н.Ю. Проблема профессиональной деформации личности сотрудников ОВД в контексте уголовно-правовых отношений Правовая политика и правовая жизнь - М., Саратов, 2008.
41. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. СПб. С.Петерб. фил. Ин-та социологии, 1995.
42. Мясищев В.Н. Психология отношений под ред. А.А. Бодалева. М., : б.н., 2004.
43. Мэй Ролло. Экзистенциальная психология Апрель Пресс & ЭКСМО-Пресс. 2001.
44. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2018.
45. Орлов Ю. М. Вина . М. : Импринт-Гольфстрим, 1997.
46. Орлов Ю. М. Обида. Вина 5-е изд., испр. М.: Слайдинг, 2004.
47. Осинцева А. В. Изучение мотивации сотрудников органов внутренних дел Вестник Тюменского государственного университета. 2011. No 9. С. 6.
48. Основы профессиональной этики и служебного этикета: Курс лекций. - М.: ДГСК МВД России, 2018.
49. Падун М. А., Дорофеева И. Н. Особенности саморегуляции и профиль латеральной организации мозга Психологический журнал. 2019 . Т. 33, No 1.
50. Пермогорская Е. М., Падун М. А. Посттравматический стресс и семейные отношения у сотрудников ОВД участников контртеррористиче-ских операций на Северном Кавказе Психологические исследования. 2011. No 3.
51. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
52. Пилюгина Т. В. Социально-психологические факторы риска раз-вития криминальных форм поведения сотрудников правоохранительных ор-ганов Общество и право. - 2011. № 4.
53. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник для вузов Под ред. проф. В. Я. Кикотя. М.: Юнити-Дана, 2011.
54. Ральникова И.А., Шамардина М.В. Временная перспектива со-трудников исправительно-трудовых учреждений Азимут научных исследо-ваний: педагогика и психология. 2017. Том 6. № 2 (19).
55. Слабинский В.Ю., Воищева Н.М., Подсадный С.А.. "Профессио¬нальное выгорание и восприятие времени при посттравматическом стрессо¬вом расстройстве" Экология человека, no. 2, 2018
56. Смирнов А. В. Предрасположенность к аддиктивному поведе-нию в структуре интегральной индивидуальности 2010. No 2.
57. Столин В.В Самосознание личности. Издательство Московского университета, 1983 г.
58. Советская милиция. М.: Студия писателей МВД России, 2019.
59. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: ин-тегративный подход : автореф. дис. д-ра психолог. наук. СПб., 2018.
60. Уколова Е. М. Идея личности в учении Виктора Франкла. Дисс. канд. психологич. наук. М.: 2016
61. Фрейд 3. Я и Оно Перевод. М.:Эксмо Пресс, 1998
62. Фромм Э. Бегство от свободы: Человек для самого себя /Ред. П.С.Гуревич. М.: Изида, 2004.
63. Човдырова Г. С. Посттравматические стрессовые расстройства и проблемы реадаптации сотрудников ОВД и ВВ к психосоциальным условиям Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997.
64. Човдырова Г.С, Клименко Т.С. Психология труда сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020.
65. Эриксон Э. Детство и общество Перевод. Спб.: Речь, 2002.
66. Юнг К.Г. Аналитическая психология Перевод. Спб., 1994
67. Юнг К.Г. Психология бессознательного Перевод. М.: «Изд-во АСТ-ЛТД», «Канон +», 1998.
68. Якобсон П.М. Стыд и истоки самоуважения Перевод. М.: ИАП,
2001.
69. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.: Независимая фирма «Класс» 1999.
70. Mosher L. R., Hendrix V., Fort D. Soteria: Through Madness to Deliverance. Xlibris Corporation, 2004
71. Tangey J.P. (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Fairfax, VA:George Mason University 1989
72. Hanna, Thomas L. What is Somatics?» In Don Hanlon Johnson, ed., Bone, Breath and Gesture. Berkeley: North Atlantic. 1995
73. https: //psylist.net/praktikum/00423. htm