ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ВКР 9
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ЗАВИСИМОСТЕЙ 12
(обзор литературы) 12
2.1. Характеристика феномена зависимого поведения 12
2.2. Особенности семейного воспитания лиц с разными формами зависимостей 22
2.3. Личностно-психологические особенности подростков с различными формами зависимостей 25
3. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ПИЛОТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 30
3.1. Цель и задачи эмпирического исследования 30
3.2. Организация исследования 30
3.3. Методы исследования 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность исследования. Подростковый возраст в контексте личностного развития, это – психологический переход от детства к взрослости, который принято характеризовать как трудный, переломный, критический. Подростки не всегда в состоянии самостоятельно справиться с новыми задачами, требованиями и проблемами, вследствие чего они зачастую предпочитают уйти от их решения и отстраниться от нестабильной и непонятной действительности. Стремление уйти от негативных переживаний реальности может принимать патологические, аддиктивные формы: игромания, распитие спиртного, наркомания и др. В этой связи проблема профилактики возникновения аддиктивного поведения у подростков представляется чрезвычайно актуальной (Куприянова Е.Р., 2017).
О масштабах проблемы аддиктивного поведения подростков свидетельствуют статистические данные. Мировая статистика говорит, что каждый двадцатый человек пробовал наркотические препараты. Это примерно 250 миллионов человек. Из них 78% — это действующие наркоманы. При этом 20% среди наркозависимых — это школьники от 9 до 14 лет. Среди них всё чаще появляются и дети более раннего возраста; 60% молодежи от 16 до 24 лет («Здравница»). В целом в мире, отмечают авторы исследования, почти трое из пяти подростков в возрасте 15 лет пробовали алкоголь, а один из четверых хоть раз курил сигареты (РБК, 2020).
Все большую актуальность в последние годы приобретает интернет-зависимость подростков. Так, в период с 2006 по 2010 год число российских подростков, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7% до 21,7%). К 2018 году уже 56% детей постоянно находятся в Сети (Безопасность в интернете). Постоянно растет число подростков, зависимых от компьютерных игр. Более того, по мнению специалистов, геймерство – одна из самых распространённых среди подростков форм интернет-зависимости (Октагон).
Сложившаяся ситуация диктует необходимость усиления работы по профилактике формирования аддиктивного поведения у детей и подростков. Ее основой должны стать научные сведения о факторах, предрасполагающих, либо вносящих важный вклад в формирование зависимостей у детей подросткового возраста. В частности, известно, что в процессе формирования аддикций определенная роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам, но в большей степени появлению аддиктивного поведения у подростков способствует конфликтная обстановка в семье, отсутствие должного внимания, жестокость по отношению к самому подростку или к одному из членов семьи в которой он воспитывается, а также отсутствие нормальных условий их полноценного развития и воспитания (Семёнова Н. В., 2018). С другой стороны, предрасположенность к аддиктивному поведению – это личностное новообразование, определяющее готовность к его формированию. В доступной литературе имеется немало публикаций, посвященных обсуждению личностных особенностей подростков с зависимостями (Васина Ю.М., Мороз Т.С., 2017).
Однако, данные разных авторов нередко противоречат друг другу, либо трудносопоставимы ввиду различий в используемых методах и методиках. Кроме того, в доступной литературе мы практически не обнаружили исследований взаимосвязи между особенностями воспитания в семье и личностными особенностями подростков с зависимостями. Между тем, подобные сведения могли бы стать основной комплексных профилактических и реабилитационных программ, направленных на данный контингент. Это и определило актуальность проведенного исследования.
Проблема исследования заключается в высокой потребности в разработке новых высокоэффективных комплексных программ профилактики и реабилитации для подростков с разными формами зависимостей, а с другой – дефицитом информации для их обоснования.
4. Алтынова С.Е., Баженова Н.Г. Гендерные различия аддиктивного поведения подростков // Психология личности: актуальные исследования. Сборник научных трудов / Под ред. Е.М. Разумовой. – Магнитогорск, 2020. – С. 39-43.
5. Бадртдинов Р.У., Шиляева И.Ф. Взаимосвязь стилей воспитания в семье и склонности к аддиктивному поведению в юношеском возрасте // Междисциплинарные исследования современности. Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции / В 2-х частях. – Ростов-на-Дону, 2021. – С. 319-323.
6. Балонов И. М. Компьютер и подросток. — М.: Эксмо, 2002. – 319 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
8. Бочарова Н.И., Гринблат А.Г. Компьютерная зависимость родителем как факторы формирования аддиктивного поведения детей дошкольного возраста // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – №3 (80). – С. 228-231
9. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. – Ростов-на-Дону, 2002. – 60 с.
10. Васина Ю.М., Мороз Т.С. Психологические особенности личности подростка как факторы риска возникновения аддиктивного поведения // Социализация и реабилитация в современном мире: Сборник научных статей / Под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. – М., 2017. – С. 110-118.
11. ВОЗ сообщила о снижении в России числа пробовавших алкоголь школьников // Официальный сайт информагентства РБК (19.05.2020, - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/19/05/2020/5ec329309a7947c68fe1fdc5
12. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18, №1.- С. 232-236
13. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями // Вестник Башкирского университета. – 2013. – Т. 18, №1. – С. 232-234
14. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 240 с.
15. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с.
16. Демильханова А.М. Психология аддиктивного поведения. – Бишкек: КРСУ, 2014. – 28 с.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Академия, 2000. – 233 с.
18. Жукова М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – №1. – С. 69-75.
19. Зинова И.М., Рубцова А.В. Влияние семейных факторов на формирование компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №5-1. – С. 135-138.
20. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
21. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: «Питер», 2000. – 512 с.
22. Кибальник А.В., Федосова И.В. Психолого-педагогические особенности младших подростков, склонных к аддиктивному поведению // Казанский педагогический журнал. – 2019. – №2 (133). – С. 87-93.
23. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2011. – №1. – С. 8-15.
24. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: «Олсиб», 2001. – С. 65–72
25. Кубышкина М.Д. Аддиктивное поведение как форма отклонения поведения личности // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения. Материалы I Региональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 20-22.
26. Кулаков С. А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М. – СПб.: Гардарика, 2003. 470 с.
27. Куприянова Е.Р. Профилактика аддиктивного поведения у подростков // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. – 2017. – №22. – С. 145-147
28. Лифанова Е.В., Будников М.Ю., Кудрин Р.А. Психофизиологические предпосылки к различным формам аддиктивного поведения у подростков // Психология третьего тысячелетия. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. / Под общ. ред. О.А. Гончарова. – 2016. – С. 122-125.
29. Малыгин В.Л., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С.
Факторы риска формирования компьютерной зависимости // Здоровье и образование в XXI веке. – 2009. – Т. 11, №1. – С. 37-38.
30. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Городец, cop. 2016. - 385 с.
31. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 319 с.
32. Пархомович В.Б. Механизмы развития игровой компьютерной зависимости у детей и подростков. - 2012. - № 8. - C. 51-55
33. Подростковый гейминг накрыл Россию // Октагон. – Режим доступа: https://octagon.media/istorii/podrostkovyj_gejming_nakryl_rossiyu.html
34. Пономарев П.А., Рудь О.В. Влияние социально - психологических факторов на формирование игровой компьютерной зависимости у подростков // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – №12-5. – С. 73-76.
35. Психоаналитические термины и понятия. Словарь / под ред. Б.Э. Мур, Б.Д. Фаин. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 304 с.
36. Пырьев Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – №5. – С. 288-291
37. Руженков В.А., Лукьянцева И.С., Руженкова В.В. Аддиктивное поведение студенческой молодежи: систематика, распространенность, клиника и профилактика // Актуальные проблемы медицины. – 2015. – №4. – С. 18-22
38. Семёнова Н. В. Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 80-82.