Народная картина няньхуа в XX в.: основные этапы развития и их особенности
|
Введение 3
Глава 1. История развития картин няньхуа в XX-XXI веке 11
1.1 Становление няньхуа в первой половине XX века 11
1.2 Становление няньхуа во второй половине XX - начало XXI
века 24
Глава 2. Специфика китайской народной картины 35
2.1 Основные сюжеты няньхуа в ХХ веке 35
2.2 Типологизация современных картин 44
Глава 3. Китайская народная картина в персоналиях и деталях 51
3.1 Стилистические и жанровые особенности няньхуа в провинциях
Китая 51
3.2 Известные мастера народного промысла 59
Заключение 66
Список используемых источников и литературы
Глава 1. История развития картин няньхуа в XX-XXI веке 11
1.1 Становление няньхуа в первой половине XX века 11
1.2 Становление няньхуа во второй половине XX - начало XXI
века 24
Глава 2. Специфика китайской народной картины 35
2.1 Основные сюжеты няньхуа в ХХ веке 35
2.2 Типологизация современных картин 44
Глава 3. Китайская народная картина в персоналиях и деталях 51
3.1 Стилистические и жанровые особенности няньхуа в провинциях
Китая 51
3.2 Известные мастера народного промысла 59
Заключение 66
Список используемых источников и литературы
Актуальность исследования. Не стоит упускать из внимания тот факт, что интерес к различным аспектам древнекитайской культуры неуклонно растёт. Искусство составляет неотъемлемую часть общечеловеческой духовной культуры, и без его изучения представления о ходе истории будут носить ограниченный характер. Китайское искусство, в частности китайская народная картина, обладает рядом национальных особенностей, сформировавшихся в ходе становления китайской культуры. Форма новогодних картин исходит из накоплений тысячелетней древней китайской культуры, из коллективного эстетического сознания, сформированного специфической социальной структурой «сельского» Китая, и из уникального образа мышления, который моделирует сознание народных художников. Современная китайская народная картина - это самостоятельная художественная система, сложившаяся в результате интеграции различных видов искусства. Являясь традиционным народным искусством в Китае, новогодняя картина насчитывает более тысячи лет и является сокровищем китайской культуры. Картины няньхуа сохранили в себе традиционное начало на современном этапе. Однако, не смотря на всё многообразие, активное изучение китайской народной картины периода ХХ века среди отечественных исследователей началось лишь в последнее десятилетие. Устойчивость сложившегося феномена обусловила его актуальность и в наши дни. Поэтому исследование творений народной картины няньхуа на текущем этапе представляется необходимым. В данном исследовании наиболее актуальным является обращение к основным темам и особенностям развития китайской народной картины няньхуа. Актуальность этой проблематики и её недостаточная разработанность определили объект, предмет, цели и задачи данного исследования.
Объект исследования. Объектом данного исследования выступила китайская народная картина няньхуа.
Предмет исследования. Предметом исследования выступили основные тенденции, новаторство и особенности в развитии китайской народной картины в ХХ - начале ХХ1 века.
Историография проблемы. В отечественной историографии существуют монографии, посвящённые изучению культуры Китая в целом. К этому можно отнести работы М. Е. Кравцовой, в которой дается полная картина истории развития культуры Китая. А также энциклопедию в шести томах, где последний из них, посвящён духовной культуре Китая, где так же затрагивается проблематика предоставленной темы. Рассмотрены и изучены очерки Ч. П. Фицджеральда - британо-австралийского профессора истории Восточной Азии, автора многочисленных работ по истории Китая и китайской культуре в целом.
В свою очередь были рассмотрены работы, посвящённые китайской народной картине в целом. Академиком В. М. Алексеевым была осуществлена первая попытка осмысления этой области китайского народного искусства, обладающего глубокими историческими традициями. Труды В.М. Алексеева выступают в качестве комплексного исследования китайского фольклора с точки зрения истории, культуры и лингвистики. В статье Терюковой Е.А, Завидовской Е.А рассматриваются методологические принципы работы В.М. Алексеева. Работы М.Л. Рудовой также посвящены комплексному изучению китайской народной картины няньхуа. И.Ф. Муриан также была опубликована работа о китайском народном творчестве, где были рассмотрены и проанализированы основные этапы истории развития и формирования няньхуа как самостоятельного вида китайского искусства. Помимо этого, была проведена работа, которая показала историческую связь няньхуа с национальной станковой живописью и светской гравюрой.
Также были рассмотрен целый ряд работ А. С. Буровой, в которых были рассмотрены не только основные особенности развития картин няньхуа на современном этапе, но также некоторые территориальные особенности развития данного вида творчества в некоторых провинциях. В частности, затронуты популярные районы производства в провинции Шаньдун и в посёлке Янлюцин.
Значительный вклад в изучение художественного наследия няньхуа внес Б.Л. Рифтин - советский и российский филолог-китаист, который не только систематизировал отечественные собрания няньхуа, но и занимался исследованием происхождения отдельных коллекций и истории их создания. В работе Ван С. также анализируются работы Б. Л. Рифтина. Автором описываются основные районы производства няньхуа, а также способ их производства. Свой вклад в дальнейшую разработку темы китайской народной картины внесла Т. И. Виноградова1415, существует ряд публикаций, посвященные вопросам систематизации и периодизации китайской народной картины. Также исследователем были заложены основы комплексного анализа картин няньхуа. Свою роль в изучении проблемы китайской народной картины няньхуа внесла и Н. А. Червова. В ее исследовании анализируется новый вид новогодней картины - синьняньхуа, появление которого связано с зарождением патриотического движения в 30-е годы XX в. В этот период искусство стало служить во благо партийным установкам, превратившись в инструмент политической агитации.
П. А. Комаровская в своей работе рассматривает народную картину няньхуа периода 1950-х - 1970-х годов как инструмент пропаганды.
В зарубежной историографии представленная тема также получила освещение. В работах китайских учёных и исследователей китайская народная картина выступает в качестве самостоятельного объекта для изучения.
Особое место в историографии следует уделить работам профессора Ван Шуцуня. Автор рассматривает основные исторические этапы развития китайской народной картины XX века. А также описывает производство картины в одном из самых крупных центров народного промысла - посёлок Янлюцин (Тяньцзинь) Помимо этого, была рассмотрена и изучена информация об известных народных картинах няньхуа того времени.
Цель исследования. Проанализировать особенности основных этапов развития китайской народной картины - няньхуа в ХХ веке, а также становлении няньхуа как самостоятельного художественного жанра.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные этапы развития картины няньхуа в выделенном временном промежутке;
2. Рассмотреть формирование системы жанров няньхуа, а также их эволюцию;
3. Классифицировать жанровую систему няньхуа в выделенном временном промежутке;
4. Охарактеризовать ряд знаменитых художников в жанре няньхуа, а также их в клад развитие китайской культуры в целом;
5. Выявить и обособить основные направления народной картины няньхуа и её региональные отличия.
Хронологические и территориальные рамки исследования.
Начало XX в. - и до современности.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию современного Китая.
Анализ источниковой базы. В процессе работы над поставленными задачами и достижения указанной цели исследования был использован широкий круг источников. Основными источниками данного исследования послужили гравюры няньхуа первой половины XX в. (образцы из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге). Научные каталоги музейных экспозиций и выставок произведений современного изобразительного искусства Китая. Большой вклад в источниковую базу вложил российский Академик В.М.Алексеев. Собрание, собранное В.М. Алексеевым носит уникальный характер. Многие сюжеты китайской новогодней картины сохранились лишь благодаря существованию этой коллекции, что позволило и дальше на основание этих оттисков воссоздавать традиционные сюжеты в Китае. Помимо коллекций отечественных авторов источниковой базой послужили собрания и зарубежных коллекционеров. В частности, коллекция A. E. Maia do Amaral. А также коллекция няньхуа, датируемая 1950-2006 годами, находящаяся в музее Эшмола. Также, были рассмотрены коллекции из китайских центров по изучению и охране няньхуа. Кроме того, данные из справочно-энциклопедической коллекции на русском и китайском языках помогают понять и объяснить сюжет и смысл картин, выяснить смысловое значение некоторых художественных образов и тем. Помимо прочего к источникам исследования можно отнести классические литературные произведения и устное народное творчество, что служат одним из оснований для объяснения китайских народных картин. Китайские мифы и легенды равным образом также являются источниковой базой исследования. Помимо этого, были затронуты и изучены интернет - ресурсы, демонстрирующие примеры художественных произведений. Широкую источниковую базу исследования обеспечивает многообразие видов источников, их характера, информативного потенциала. Рассмотренные источники содержат информацию для широкого изучения китайской народной картины няньхуа.
Методологическая основа и методы исследования.
Поставленные в исследовании цели и задачи определили методологию и методы исследования. Методология данного исследования исходит от структурно-семиотического подхода.
структура и семиотика, где оба из них представляют собою единое целое. Так, объект любого уровня в искусстве может быть охарактеризован через структуру и интерпретирован семиотическими средствами. В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Одним из родоначальников развития семиотического подхода в местной науке является Ю. М. Лотман.
«Исследователь рассматривает культуру как знаковую систему и определяет ее как «семиосферу» (по аналогии с понятием «ноосфера», используемым в работах В. И. Вернадского), подчеркивая тем самым ее глобальный характер.»
Из этого положения им делается вывод о том, что сущностью человека является способность к созданию символов.
«Основное отличие структурно-семиотического подхода состоит в том, что культура рассматривается как огромный многослойный текст, записанный разнообразными шрифтами и алфавитами в самых разных областях - искусстве, социальных формах (учреждения, институты), ритуалах, традициях, мифах, обширных символических системах. В этом качестве он используется в изучении практически всех сфер человеческой деятельности.»
Также в основу данного исследования лёг структурно - функциональный метод, суть которого заключается в рассмотрении изучаемого объекта как некой целостной системы, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определёнными закономерностям развития и функционирования.
В процессе изучения и работы над поставленной задачей были использованы как общенаучные, так и частные методы.
Метод сравнения помог выявить сходства и различия в китайской народной картине разного времени, а также позволил раскрыть целостность китайской народной картины, выявить её структурные элементы, взаимосвязь между ними, выделить наиболее существенное.
При помощи структурно-функционального метода удалось разложить изучаемый объект на составные части и выявить внутренние связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определить их функции.
Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить комплексный анализ китайской народной картины няньхуа, выявить тенденции её эволюции.
Метод моделирования помог с созданием модели определенных периодов в развитии китайской народной картины няньхуа.
Для анализа художественных произведений были применены следующие методы: Метод сравнительного анализа, при помощи которого были сравнены картины няньхуа разных периодов, что позволило определить ряд специфических особенностей. Стилистический анализ дал возможность выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих стилю китайской народной картины.
Сведения об апробации
Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2021 г.) в докладе «Народная картина няньхуа и её влияние на мировую художественную культуру», на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г.) в докладе "Китайские народные картины и русские гравюры: анализ и сравнение".
Структура работы
Всё вышесказанное определило структуру исследования. Данная работа состоит из введения и трёх глав, включающих два параграфа, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность данного исследования, ставит основные цели и задачи в данной работе, а также знакомит с источниковой базой и с историографией данной работы.
Первая глава посвящена анализу истории китайской новогодней картины в ХХ веке и становлении её в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Первая глава состоит из двух подразделов. Где первый из них посвящён развитию няньхуа в первой половине ХХ века, а второй раскрывает развитие картин няньхуа во вторую половину ХХ века вплоть до современного периода.
Вторая глава так же состоит из двух подразделов. Первый знакомит нас с сюжетной составляющей данного народного промысла, а второй подраздел посвящён проблеме типологизации современной народной картины.
Третья глава посвящена некоторым региональным особенностям народной картины. В первом разделе рассматриваются отличительные особенности китайских новогодних картин в наиболее известных провинциях. В настоящее время есть только около десяти мест, где можно делать новогодние няньхуа: Тяньцзинь, Вэйфан, Чжанцю, Чжусянь, Фошань, Хэбэй и другие. Второй раздел посвящён известным китайским мастерам, а также их вкладу в нематериальное наследие Китая.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по представленной теме.
Объект исследования. Объектом данного исследования выступила китайская народная картина няньхуа.
Предмет исследования. Предметом исследования выступили основные тенденции, новаторство и особенности в развитии китайской народной картины в ХХ - начале ХХ1 века.
Историография проблемы. В отечественной историографии существуют монографии, посвящённые изучению культуры Китая в целом. К этому можно отнести работы М. Е. Кравцовой, в которой дается полная картина истории развития культуры Китая. А также энциклопедию в шести томах, где последний из них, посвящён духовной культуре Китая, где так же затрагивается проблематика предоставленной темы. Рассмотрены и изучены очерки Ч. П. Фицджеральда - британо-австралийского профессора истории Восточной Азии, автора многочисленных работ по истории Китая и китайской культуре в целом.
В свою очередь были рассмотрены работы, посвящённые китайской народной картине в целом. Академиком В. М. Алексеевым была осуществлена первая попытка осмысления этой области китайского народного искусства, обладающего глубокими историческими традициями. Труды В.М. Алексеева выступают в качестве комплексного исследования китайского фольклора с точки зрения истории, культуры и лингвистики. В статье Терюковой Е.А, Завидовской Е.А рассматриваются методологические принципы работы В.М. Алексеева. Работы М.Л. Рудовой также посвящены комплексному изучению китайской народной картины няньхуа. И.Ф. Муриан также была опубликована работа о китайском народном творчестве, где были рассмотрены и проанализированы основные этапы истории развития и формирования няньхуа как самостоятельного вида китайского искусства. Помимо этого, была проведена работа, которая показала историческую связь няньхуа с национальной станковой живописью и светской гравюрой.
Также были рассмотрен целый ряд работ А. С. Буровой, в которых были рассмотрены не только основные особенности развития картин няньхуа на современном этапе, но также некоторые территориальные особенности развития данного вида творчества в некоторых провинциях. В частности, затронуты популярные районы производства в провинции Шаньдун и в посёлке Янлюцин.
Значительный вклад в изучение художественного наследия няньхуа внес Б.Л. Рифтин - советский и российский филолог-китаист, который не только систематизировал отечественные собрания няньхуа, но и занимался исследованием происхождения отдельных коллекций и истории их создания. В работе Ван С. также анализируются работы Б. Л. Рифтина. Автором описываются основные районы производства няньхуа, а также способ их производства. Свой вклад в дальнейшую разработку темы китайской народной картины внесла Т. И. Виноградова1415, существует ряд публикаций, посвященные вопросам систематизации и периодизации китайской народной картины. Также исследователем были заложены основы комплексного анализа картин няньхуа. Свою роль в изучении проблемы китайской народной картины няньхуа внесла и Н. А. Червова. В ее исследовании анализируется новый вид новогодней картины - синьняньхуа, появление которого связано с зарождением патриотического движения в 30-е годы XX в. В этот период искусство стало служить во благо партийным установкам, превратившись в инструмент политической агитации.
П. А. Комаровская в своей работе рассматривает народную картину няньхуа периода 1950-х - 1970-х годов как инструмент пропаганды.
В зарубежной историографии представленная тема также получила освещение. В работах китайских учёных и исследователей китайская народная картина выступает в качестве самостоятельного объекта для изучения.
Особое место в историографии следует уделить работам профессора Ван Шуцуня. Автор рассматривает основные исторические этапы развития китайской народной картины XX века. А также описывает производство картины в одном из самых крупных центров народного промысла - посёлок Янлюцин (Тяньцзинь) Помимо этого, была рассмотрена и изучена информация об известных народных картинах няньхуа того времени.
Цель исследования. Проанализировать особенности основных этапов развития китайской народной картины - няньхуа в ХХ веке, а также становлении няньхуа как самостоятельного художественного жанра.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные этапы развития картины няньхуа в выделенном временном промежутке;
2. Рассмотреть формирование системы жанров няньхуа, а также их эволюцию;
3. Классифицировать жанровую систему няньхуа в выделенном временном промежутке;
4. Охарактеризовать ряд знаменитых художников в жанре няньхуа, а также их в клад развитие китайской культуры в целом;
5. Выявить и обособить основные направления народной картины няньхуа и её региональные отличия.
Хронологические и территориальные рамки исследования.
Начало XX в. - и до современности.
Территориальные рамки исследования включают в себя территорию современного Китая.
Анализ источниковой базы. В процессе работы над поставленными задачами и достижения указанной цели исследования был использован широкий круг источников. Основными источниками данного исследования послужили гравюры няньхуа первой половины XX в. (образцы из собрания Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге). Научные каталоги музейных экспозиций и выставок произведений современного изобразительного искусства Китая. Большой вклад в источниковую базу вложил российский Академик В.М.Алексеев. Собрание, собранное В.М. Алексеевым носит уникальный характер. Многие сюжеты китайской новогодней картины сохранились лишь благодаря существованию этой коллекции, что позволило и дальше на основание этих оттисков воссоздавать традиционные сюжеты в Китае. Помимо коллекций отечественных авторов источниковой базой послужили собрания и зарубежных коллекционеров. В частности, коллекция A. E. Maia do Amaral. А также коллекция няньхуа, датируемая 1950-2006 годами, находящаяся в музее Эшмола. Также, были рассмотрены коллекции из китайских центров по изучению и охране няньхуа. Кроме того, данные из справочно-энциклопедической коллекции на русском и китайском языках помогают понять и объяснить сюжет и смысл картин, выяснить смысловое значение некоторых художественных образов и тем. Помимо прочего к источникам исследования можно отнести классические литературные произведения и устное народное творчество, что служат одним из оснований для объяснения китайских народных картин. Китайские мифы и легенды равным образом также являются источниковой базой исследования. Помимо этого, были затронуты и изучены интернет - ресурсы, демонстрирующие примеры художественных произведений. Широкую источниковую базу исследования обеспечивает многообразие видов источников, их характера, информативного потенциала. Рассмотренные источники содержат информацию для широкого изучения китайской народной картины няньхуа.
Методологическая основа и методы исследования.
Поставленные в исследовании цели и задачи определили методологию и методы исследования. Методология данного исследования исходит от структурно-семиотического подхода.
структура и семиотика, где оба из них представляют собою единое целое. Так, объект любого уровня в искусстве может быть охарактеризован через структуру и интерпретирован семиотическими средствами. В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Одним из родоначальников развития семиотического подхода в местной науке является Ю. М. Лотман.
«Исследователь рассматривает культуру как знаковую систему и определяет ее как «семиосферу» (по аналогии с понятием «ноосфера», используемым в работах В. И. Вернадского), подчеркивая тем самым ее глобальный характер.»
Из этого положения им делается вывод о том, что сущностью человека является способность к созданию символов.
«Основное отличие структурно-семиотического подхода состоит в том, что культура рассматривается как огромный многослойный текст, записанный разнообразными шрифтами и алфавитами в самых разных областях - искусстве, социальных формах (учреждения, институты), ритуалах, традициях, мифах, обширных символических системах. В этом качестве он используется в изучении практически всех сфер человеческой деятельности.»
Также в основу данного исследования лёг структурно - функциональный метод, суть которого заключается в рассмотрении изучаемого объекта как некой целостной системы, обладающей структурными элементами, подчиняющимися определёнными закономерностям развития и функционирования.
В процессе изучения и работы над поставленной задачей были использованы как общенаучные, так и частные методы.
Метод сравнения помог выявить сходства и различия в китайской народной картине разного времени, а также позволил раскрыть целостность китайской народной картины, выявить её структурные элементы, взаимосвязь между ними, выделить наиболее существенное.
При помощи структурно-функционального метода удалось разложить изучаемый объект на составные части и выявить внутренние связи, обусловленности, соотношения между ними, а также определить их функции.
Сравнительно-исторический подход дал возможность осуществить комплексный анализ китайской народной картины няньхуа, выявить тенденции её эволюции.
Метод моделирования помог с созданием модели определенных периодов в развитии китайской народной картины няньхуа.
Для анализа художественных произведений были применены следующие методы: Метод сравнительного анализа, при помощи которого были сравнены картины няньхуа разных периодов, что позволило определить ряд специфических особенностей. Стилистический анализ дал возможность выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих стилю китайской народной картины.
Сведения об апробации
Основные результаты выпускной квалификационной работы были представлены на VIII Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2021 г.) в докладе «Народная картина няньхуа и её влияние на мировую художественную культуру», на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2022 г.) в докладе "Китайские народные картины и русские гравюры: анализ и сравнение".
Структура работы
Всё вышесказанное определило структуру исследования. Данная работа состоит из введения и трёх глав, включающих два параграфа, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность данного исследования, ставит основные цели и задачи в данной работе, а также знакомит с источниковой базой и с историографией данной работы.
Первая глава посвящена анализу истории китайской новогодней картины в ХХ веке и становлении её в качестве самостоятельного вида изобразительного искусства. Первая глава состоит из двух подразделов. Где первый из них посвящён развитию няньхуа в первой половине ХХ века, а второй раскрывает развитие картин няньхуа во вторую половину ХХ века вплоть до современного периода.
Вторая глава так же состоит из двух подразделов. Первый знакомит нас с сюжетной составляющей данного народного промысла, а второй подраздел посвящён проблеме типологизации современной народной картины.
Третья глава посвящена некоторым региональным особенностям народной картины. В первом разделе рассматриваются отличительные особенности китайских новогодних картин в наиболее известных провинциях. В настоящее время есть только около десяти мест, где можно делать новогодние няньхуа: Тяньцзинь, Вэйфан, Чжанцю, Чжусянь, Фошань, Хэбэй и другие. Второй раздел посвящён известным китайским мастерам, а также их вкладу в нематериальное наследие Китая.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по представленной теме.
Таким образом, в данной работе мною были изучены и рассмотрены основные тенденции и историческое развитие в народной картине няньхуа в ХХ веке. Также были затронуты стилистические особенности китайской народной картины в некоторых провинциях, а вместе с ними рассмотрены и изучены особенности рисовки некоторых художников в жанре «няньхуа».
Подводя итоги первой главы, стоит отметить, что традиционные жанры няньхуа оказались стилистически гибкими, и были преобразованы в новые исходя из насущных общественно-политических задач. Вместе с историческим развитием Китая менялись формы и благопожелательная символика няньхуа. Расширялся круг тем, появлялись новые печатные региональные центры, где каждый регион имел свои отличительные особенности. Каждая мастерская и даже каждый художник руководствовались локальными традициями изображения того или иного персонажа. Детали технологии — методы изготовления минеральных красителей, обработки бумаги, способы сохранения печатных досок — держались в секрете. Народное художественное искусство наполнено
своим необычным шармом как в технике исполнения, так и в выражении эмоций и желаний людей каждого временного периода, отражая не только текущие обычаи, но предшествующее историческое наследие. Няньхуа стала служить инструментом политической пропаганды. В свете новой концепции культурного развития Китая перед художниками появилась новая задача — отражать определённые общественные события, показывать борьбу и труд простых людей, партийных руководителей на основе нового реалистического метода. Иконография и сюжеты народной картины претерпели значительные изменения. Теперь каждая работа была пронизана духом патриотизма, необходимой для высшего руководства пропагандой. Наиболее легкими для переработки стали благопожелательные, календарные и декоративные парные наддверные картины с образами рабочих, крестьян, солдат.
С повышением уровня жизни людей печать новогодних картин увеличивалась с каждым годом не только в количественном значении, но и в качественном. В некоторых регионах до сих пор популярны лубочные няньхуа, однако большинство современных картин изготавливается офсетной печатью. Благодаря появлению «Нового Китая» новогодние картины из «вульгарного» и не столь популярного жанра превратились в один из наиболее используемых, что, несомненно, является большим скачком в развитии китайского искусства.
Подводя итоги второй главы, следует сказать о том, что няньхуа бывают разными не только по сюжетам или способам изображения, но и по смысловому значению. Так, это может быть только рисунок или красиво написанный иероглиф. Проблема типологии картин по жанрам и сюжетам является одной из самых актуальных и распространённых в данный момент. В настоящее время существует большое количество подходов к систематизации няньхуа, каждый из которых характеризуется по тематическому принципу или по отдельным группам сюжетов. Что касается сюжетной составляющей, то наиболее популярным жанром в ХХ веке стал общественно-политический. Художники работали над няньхуа в интересах партии, опираясь на стиль «соцреализм». Традиционные для няньхуа сюжеты были подвергнуты изменениям, однако это не мешало некоторым художникам сохранять многовековые традиции.
Подводя итоги третьей главы стоит сказать, что, не смотря на всё многообразие стилистических жанров и приёмов, в народной живописи выделяются несколько провинций со своим запоминающимся стилем исполнения и местным колоритом. А работы многих художников оказали влияние на дальнейшее развитие няньхуа, они также являются частью нематериального культурного наследия Китая. Изготовление новогодних росписей в разных местах имеет устоявшуюся традицию наследования и мастерства. Требования и приемы изготовления новогодних картин в разных провинциях отражают культурный выбор и различия между людьми разного социального происхождения. Также отличаются и методы наследования няньхуа - семейное наследие, набор новых подмастерьев, обучение в специализированных учебных заведениях.
Таким образом, подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что народная картина в настоящее время представляет собой уникальное явление в традиционном изобразительном искусстве Китая, являясь примером образного восприятия мира китайского народа.
Тема новогодней живописи чрезвычайно богата, а её содержание - всеобъемлющее. Няньхуа можно рассматривать в качестве энциклопедии, которая ярко отражает традиционную китайскую общественную жизнь. По сей день народное искусство, созданное в виде традиционных гравюр из дерева, остаётся до конца неизученным, открываясь с каждым разом с новой стороны. Можно сказать, что ксилографические няньхуа - это наиболее глубоко подверженная влиянию социальная и самая влиятельная категория искусства в истории Китая.
Новогодние картины сформировались в длительном историческом периоде и пользуются популярностью среди народа. В известной мере этот вид искусства прямо отражает идеологические пожелания народных масс. Однако, из-за предвзятого отношения к няньхуа в прошлом, эти народные картины не были признаны многими художниками и были расценены как «заурядные и грубые». С историческим развитием некоторые писатели и художники с прогрессивными идеями начали пропагандировать няньхуа, при этом уделяя особое внимание характеристикам, которые нравится слышать и видеть людям.
Новогодняя живопись - все еще традиционное китайское народное искусство с международным влиянием. Страны мира, особенно Великобритания, Франция, Германия, Россия, Япония собирали и изучали традиционные китайские новогодние картины и древние гравюры различными способами. По скромным подсчетам, за рубежом есть десятки тысяч традиционных новогодних картин. В Японии также была создана «Китайская ассоциация исследований новогодней живописи из ксилографии» и проведен международный культурный обмен новогодними картинами.
В последние два десятилетия, с развитием общества и влиянием модернизации и коммодификации, народное искусство в его традиционной форме, производимой ручным способом и зависящей от традиционных обычаев, было потеряно. Искусство китайской народной картины до сих пор живо. На данный момент подавляющая часть картин изготавливается не только по старым образцам, но и по совершенно новым сюжетам, отвечающим современным реалиям. Однако, многие из современных мастерских находятся в кризисном положении.
Систематизированное изучение процесса эволюции народной картины няньхуа позволяет более углубленно определить историческую роль данного вида искусства в жизни китайского общества, а раскрытие глубинного смысла образов народной картины помогает взглянуть на другие виды китайского искусства под новым углом.
Хотя новогоднюю живопись всегда называли «художественной росписью» и не признавали ее как «подлинную» картину, она имеет широкую массовую основу. Народные картины послужили важным источником и образцом для подражания у многих художников.
Искусство китайской народной картины няньхуа чрезвычайно сложно и многообразно, где каждая жанровая форма представляет большой интерес для самостоятельного изучения.
Няньхуа во всех его формах и проявлениях по праву можно считать неотъемлемой частью культурного нематериального наследия Китая.
Подводя итоги первой главы, стоит отметить, что традиционные жанры няньхуа оказались стилистически гибкими, и были преобразованы в новые исходя из насущных общественно-политических задач. Вместе с историческим развитием Китая менялись формы и благопожелательная символика няньхуа. Расширялся круг тем, появлялись новые печатные региональные центры, где каждый регион имел свои отличительные особенности. Каждая мастерская и даже каждый художник руководствовались локальными традициями изображения того или иного персонажа. Детали технологии — методы изготовления минеральных красителей, обработки бумаги, способы сохранения печатных досок — держались в секрете. Народное художественное искусство наполнено
своим необычным шармом как в технике исполнения, так и в выражении эмоций и желаний людей каждого временного периода, отражая не только текущие обычаи, но предшествующее историческое наследие. Няньхуа стала служить инструментом политической пропаганды. В свете новой концепции культурного развития Китая перед художниками появилась новая задача — отражать определённые общественные события, показывать борьбу и труд простых людей, партийных руководителей на основе нового реалистического метода. Иконография и сюжеты народной картины претерпели значительные изменения. Теперь каждая работа была пронизана духом патриотизма, необходимой для высшего руководства пропагандой. Наиболее легкими для переработки стали благопожелательные, календарные и декоративные парные наддверные картины с образами рабочих, крестьян, солдат.
С повышением уровня жизни людей печать новогодних картин увеличивалась с каждым годом не только в количественном значении, но и в качественном. В некоторых регионах до сих пор популярны лубочные няньхуа, однако большинство современных картин изготавливается офсетной печатью. Благодаря появлению «Нового Китая» новогодние картины из «вульгарного» и не столь популярного жанра превратились в один из наиболее используемых, что, несомненно, является большим скачком в развитии китайского искусства.
Подводя итоги второй главы, следует сказать о том, что няньхуа бывают разными не только по сюжетам или способам изображения, но и по смысловому значению. Так, это может быть только рисунок или красиво написанный иероглиф. Проблема типологии картин по жанрам и сюжетам является одной из самых актуальных и распространённых в данный момент. В настоящее время существует большое количество подходов к систематизации няньхуа, каждый из которых характеризуется по тематическому принципу или по отдельным группам сюжетов. Что касается сюжетной составляющей, то наиболее популярным жанром в ХХ веке стал общественно-политический. Художники работали над няньхуа в интересах партии, опираясь на стиль «соцреализм». Традиционные для няньхуа сюжеты были подвергнуты изменениям, однако это не мешало некоторым художникам сохранять многовековые традиции.
Подводя итоги третьей главы стоит сказать, что, не смотря на всё многообразие стилистических жанров и приёмов, в народной живописи выделяются несколько провинций со своим запоминающимся стилем исполнения и местным колоритом. А работы многих художников оказали влияние на дальнейшее развитие няньхуа, они также являются частью нематериального культурного наследия Китая. Изготовление новогодних росписей в разных местах имеет устоявшуюся традицию наследования и мастерства. Требования и приемы изготовления новогодних картин в разных провинциях отражают культурный выбор и различия между людьми разного социального происхождения. Также отличаются и методы наследования няньхуа - семейное наследие, набор новых подмастерьев, обучение в специализированных учебных заведениях.
Таким образом, подводя итоги работы, можно сделать вывод о том, что народная картина в настоящее время представляет собой уникальное явление в традиционном изобразительном искусстве Китая, являясь примером образного восприятия мира китайского народа.
Тема новогодней живописи чрезвычайно богата, а её содержание - всеобъемлющее. Няньхуа можно рассматривать в качестве энциклопедии, которая ярко отражает традиционную китайскую общественную жизнь. По сей день народное искусство, созданное в виде традиционных гравюр из дерева, остаётся до конца неизученным, открываясь с каждым разом с новой стороны. Можно сказать, что ксилографические няньхуа - это наиболее глубоко подверженная влиянию социальная и самая влиятельная категория искусства в истории Китая.
Новогодние картины сформировались в длительном историческом периоде и пользуются популярностью среди народа. В известной мере этот вид искусства прямо отражает идеологические пожелания народных масс. Однако, из-за предвзятого отношения к няньхуа в прошлом, эти народные картины не были признаны многими художниками и были расценены как «заурядные и грубые». С историческим развитием некоторые писатели и художники с прогрессивными идеями начали пропагандировать няньхуа, при этом уделяя особое внимание характеристикам, которые нравится слышать и видеть людям.
Новогодняя живопись - все еще традиционное китайское народное искусство с международным влиянием. Страны мира, особенно Великобритания, Франция, Германия, Россия, Япония собирали и изучали традиционные китайские новогодние картины и древние гравюры различными способами. По скромным подсчетам, за рубежом есть десятки тысяч традиционных новогодних картин. В Японии также была создана «Китайская ассоциация исследований новогодней живописи из ксилографии» и проведен международный культурный обмен новогодними картинами.
В последние два десятилетия, с развитием общества и влиянием модернизации и коммодификации, народное искусство в его традиционной форме, производимой ручным способом и зависящей от традиционных обычаев, было потеряно. Искусство китайской народной картины до сих пор живо. На данный момент подавляющая часть картин изготавливается не только по старым образцам, но и по совершенно новым сюжетам, отвечающим современным реалиям. Однако, многие из современных мастерских находятся в кризисном положении.
Систематизированное изучение процесса эволюции народной картины няньхуа позволяет более углубленно определить историческую роль данного вида искусства в жизни китайского общества, а раскрытие глубинного смысла образов народной картины помогает взглянуть на другие виды китайского искусства под новым углом.
Хотя новогоднюю живопись всегда называли «художественной росписью» и не признавали ее как «подлинную» картину, она имеет широкую массовую основу. Народные картины послужили важным источником и образцом для подражания у многих художников.
Искусство китайской народной картины няньхуа чрезвычайно сложно и многообразно, где каждая жанровая форма представляет большой интерес для самостоятельного изучения.
Няньхуа во всех его формах и проявлениях по праву можно считать неотъемлемой частью культурного нематериального наследия Китая.
Подобные работы
- Китайская народная картина няньхуа: Процесс становления и развития благопожелательного символа
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ЖИВОПИСНЫЙ «ДЕТСКИЙ СТИЛЬ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Политическая пропаганда КНР: цели, формы и результаты
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - Декоративные особенности фарфора эпохи Канси и его влияние на развитие европейского прикладного искусства конца XVII - первой половины XVIII веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКОВ ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ С ДРЕВНОСТИ ДО 1911 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



