Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Основные направления развития искусства в эпоху Мин 17
1.1 Стилевые тенденции в изобразительном искусстве. Реставрация
традиционного искусства 17
1.2 Стилевые тенденции в декоративно-прикладном искусстве 23
Глава 2. Изменения в художественном процессе в эпоху Цин 29
2.1 Основные тенденции развития живописи эпохи Цин. Ортодоксальный
стиль 29
2.2 Индивидуалистский стиль пейзажной живописи 36
Глава 3. Роль и место китайской придворной живописи в эпоху Цин .... 48
3.1 Тенденции развития цинской придворной живописи 48
3.2 Западное влияние художников-миссионеров на стилевое и жанровое
разнообразие придворной живописи династии Цин 52
3.3 «Документальная живопись». Портрет и батальный жанр: зарождение
реализма в придворной живописи 58
Заключение 64
Список источников и литературы
Актуальность исследования. В наши дни, интерес к различным сторонам древнекитайской культуры продолжает неуклонно расти. Искусство всегда являлось неотъемлемой частью духовной культуры страны, и без его изучения представления о ходе истории остались бы ограниченными. Китайское искусство, в частности китайская живопись эпох Мин и Цин, обладает рядом национальных особенностей, сформировавшихся в ходе становления китайской культуры, и представляет интерес для изучения по нескольким причинам.
Во-первых, стоит отметить, что период правления династии Мин (1368 -1644 гг.) это один из самых знаменательных периодов в истории Китая. Это особенно прослеживается и отображается в противоречиях, которые происходили в эту эпоху. Возрождение китайской династии после почти двухвекового господства монголов, несомненно, во многом определило общий характер минской культуры. Следование исконным традициям, тяга к историческим сочинениям систематизация культурных завоеваний прошлого, стремление все ценное из наследия претворить в современности рождало специфические черты живописи и эстетики периода Мин.
Во-вторых, после знаменательной эпохи Мин, которая являлась одной из самых противоречивых следует династия Цин. В период правления династии Цин (1644-1912 гг.) в китайской живописи произошли определенные изменения, связанные с деятельностью европейских миссионеров на территории Поднебесной. Как традиционная придворная живопись Китая, так и «неофициальное» направление в равной степени, при династии Цин испытали мощное влияние западной культуры, что внесло большие изменения в ее образную структуру и технику. Вместе с тем эти заимствования были активно переосмыслены и использованы в соответствии с уже сложившимися собственными китайскими традициями в живописи и китайским менталитетом.
Таким образом, эволюция живописи в период Мин и Цин особенно интересна тем, что играла большую роль в истории Китая и оказывала огромное влияние на дальнейшее развитие специфических культурных особенностей искусства в стране. Эволюция живописи эпох Мин и Цин стала частью национального канона. Современная социокультурная ситуация, уникальный исторический опыт, оказывающий влияние на развитие живописи в эпохи Мин и Цин, количество научных работ и статей, рассматривающих эту проблему - все это и придает исследованию особую актуальность.
Объектом исследования выступает изобразительное искусство Китая имперского периода.
Предмет исследования - китайская живопись династий Мин и Цин.
Степень изученности проблемы. Китайская живопись эпохи Мин и Цин и определение ее роли в формировании китайского национального искусства стали предметом изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Нижеизложенные работы важны для исследования тем, что они дают комплексное представление о китайском искусстве и позволяют составить более полную и подробную картину эволюции китайской живописи, опираясь на исторический контекст.
В первую очередь интерес представляет исследования, посвященные искусству Китая. Основополагающими являются работы В.В. Малявина, М.Е. Кравцовой. В работе В.В. Малявина представлено систематическое исследование практики духовного развития человека в традиционных китайских учениях, а также ее влияния на художественное творчество в эпохи Мин и Цин, китайский эрос, боевые искусства и пр. Автор раскрывает природу различных представлений о «просветленном сознании» в Китае. Работа М.Е. Кравцовой представляет полную картину истории развития китайского искусства в максимально расширенном временном объёме (от неолитической эпохи до начала XX в.), с учётом новейших археологических материалов и теоретических разработок. Кроме того, данная работа содержит основные этапы развития искусства Китая, с особенностями формирования эстетической мысли и изобразительных средств. Автор подробно рассказывает об основных видах китайского изобразительного в эпохи Мин и Цин.
Важное значение имеет комплексное исследование коллектива авторов «Духовная культура Китая», шестой том которого посвящен искусству, которое пронизывает китайскую культуру от высших теоретических сфер до повседневных явлений. Общий раздел тома содержит очерки, сгруппированные по видам и жанрам искусства (архитектура, живопись, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство, кино, театр, музыка, боевые искусства и т.д.).
Работа С.Н. Соколова-Ремизова «Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока» посвящена изучению яркого и своеобразного явления взаимодействия и соединения разных видов искусств - слова, живописи и каллиграфии - в традиционной живописи Китая . В работе предоставляется анализ основ каллиграфического искусства и специфики литературных надписей к картине в эпохи Мин и Цин.
Отдельные аспекты проблемы затронуты в работах по всемирной истории искусства Н.А. Виноградовой. Альбом «Искусство Китая» посвящен целостному явлению культуры, кроме того, в комплексе показывает изобразительное и декоративно-прикладное искусство династий Мин и Цин.
Значительный комплекс исследований посвящен изучению китайской культуры и живописи эпохи Мин, стоит выделить работу отечественного исследователя М.А. Неглинской «О стилевых тенденциях в архитектуре, изобразительном искусстве и ремесле эпох Юань и Мин», в которой автор подчеркивает фильтрацию, усвоение и качественное изменение многих обретений монгольской эпохи в культуре минской эпохи. При этом, автор отмечает: «В условиях возросшего торгового и культурного обмена государства Мин с Западной Европой, были почерпнуты новые творческие импульсы, которые органично преобразовались в интегральную часть китайского искусства.»
С. Сыюань и М. Кузнецова в своей совместной работе «Особенности китайской и Европейской портретной живописи XVII века» рассматривают специфику портретной живописи китайских художников династии Мин и западноевропейских художников XVII века . Авторы проводят сравнительный анализ по следующим параметрам: «...Композиция, цветовое решение и колорит, передача перспективы.»
Также искусство минской династии было отдельно рассмотрено в работе китайского исследователя У Гуаньюя «Китайское изобразительное искусство в эпоху империи Мин». Автор акцентирует внимание на социально-политических условиях эволюции культуры, в частности, изобразительного искусства, на особенностях популяризации живописи с ее жанровыми характеристиками, а также на роли живописи в духовной жизни китайского общества периода 1368-1644 гг.
Стоит отметить и работу американского исследователя Чарльза Фэйбенса Келли «A Chinese Painting of the Ming Dynasty», в которой автор дает краткую характеристику живописцам минской эпохи и их самым значительным произведениям, что позволяет составить общее систематизированное представление о художниках эпохи Мин .
Живопись эпохи Цин представляет особый интерес как для отечественных, так и для зарубежных авторов. Стоит выделить ряд работ китайского исследователя Чжан Цзунгуана, посвященных придворной живописи цинской эпохи, а именно «Перспектива в реалистическом изобразительном искусстве императорского дворца эпохи Цин», «Придворная реалистическая живопись эпохи Цин: портрет», а также «Организация работы мастеров китайской придворной живописи эпохи Цин». В своих работах автор подробно исследует живописные работы цинской эпохи, написанные придворными художниками и достоверно отражающие реальные лица и события.
Стоит подчеркнуть тот факт, что европейское влияние на китайскую живопись эпохи Цин неоднократно становилось темой для исследования многих ученых. Заслуживает внимания статья М.А. Неглинской «Рецепция европейского жанра натюрморт в китайском искусстве эпохи Цин», где дается оценка результата взаимодействия европейского и китайского искусства цинской эпохи в одном из основных изобразительных жанров жанре натюрморта, а также подробно рассматривается стиль «шинуазри» - первый интернациональный стиль в искусстве XVII-XVIII, представляющий собой использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве и других видах художественного творчества. Данный стиль был также освящен и в монографии М.А. Неглинской «Китайский стиль цинского двора (1644-1911 гг.) и европейский предмодернизм». Монография является подробным пособием для искусствоведов, специалистов по культуре Дальнего Востока и круга читателей, интересующихся историей китайского искусства цинского периода.
В статье «Синтез художественных традиций Европы и Китая: жизнь и творчество Джузеппе Кастильоне (1688-1766)» Ю.Г. Смертина исследуется первый опыт культурного синтеза Запада и Китая, связанный с именем итальянского иезуита, художника Джузеппе Кастильоне, служившего при дворе императоров династии Цин. Автор анализирует приемы китайской живописи и их использование Кастильоне в своем творчестве. Делается вывод о том, что итальянский художник внес определенный вклад в развитие традиционной китайской живописи.
Также работа «Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин» У Гуаньюя посвящена исследованию вопросов развития традиционного китайского изобразительного искусства в контексте социально-культурных трансформаций, которые существенно повлияли на развитие творческих процессов в Китае эпохи династии Цин, особое внимание уделяя осмыслению специфики развития пейзажной живописи.
Также работы исследователей китайской живописи зачастую отдельно посвящены техникам и стилевым направлениям, характерным для каждой эпохи.
К примеру, Ци Бинь в своей работе «Жанр "цветы и птицы" в творчестве художников Сюй Вэй и Чэнь Даофу» анализирует традиционную китайскую живопись «го-хуа» в период поздней династии Мин на примере творчества Сюй Вэя и Чэнь Даофу . Живопись «го-хуа» сильно отличается от привычной для нас европейской манеры изобразительного искусства, поскольку выполняется минеральными и растительными водяными красками или тушью на шёлке или бумаге. В представленной статье автор рассматривает некоторые технические особенности живописи мастеров жанра «цветы и птицы» и уточняет положения, связанные с символикой китайского искусства.
В работе «Развитие жанра “цветы и птицы” и символика чёрного цвета в китайской живописи» также уделяется внимание данному жанру и освящается философское значение техники «вода и тушь» в китайской живописи го-хуа.
В научной статье «Исследование сюжета «Цветы и птицы» в технике могухуа» предоставляется характеристика данного жанра с точки зрения его исполнения в различных стилевых техниках - в технике «гунби» - «стиле четких линий», а также в технике «сие-и» - «стиле грубой кисти».
Также освящаются жанры цинской живописи в работах «Живопись "хуа няо" в контексте китайского искусства XVIII века» и «Жанр шань-шуй - пейзаж гор и воды в китайской живописи XVII века», отмечая то, что техники и концепции европейской живописи непрерывно проникающие в китайское изобразительное искусство, оказали глубокое влияние на направление живописи того времени - гохуа, и до сих пор в произведениях живописи данного направления можно отчетливо видеть это влияние, отражение значительного влияния концепций европейской живописи того времени на китайскую живопись.
Полученный обзор позволяет сделать вывод о том, что существует множество работ, посвященных живописи эпох Мин и Цин. Стоит отметить и тот факт, что китайская живопись зачастую является предметом изучения зарубежных исследователей, в точности китайских, но практически не представлена в отечественной историографии. Также отсутствует комплексное исследование развития и становления минской и цинской живописи в современной историографии, что и определяет цель работы.
Цель исследования - анализ эволюции китайской живописи в эпохи Мин и Цин.
Достижение цели предполагает решение следующих задач.
1. Выделить и обосновать основные стилевые тенденции в
изобразительном и декоративном искусстве эпохи Мин.
2. Рассмотреть исторические и социально-культурные факторы,
оказавшие влияние на живопись эпохи Цин.
3. Выделить и проанализировать основные направления живописи эпохи Цин и определить роль пейзажной живописи в искусстве периода.
4. Определить степень европейского влияния на развития китайской живописи в эпоху Цин.
6. Охарактеризовать новые тенденции и жанры в китайской живописи в имперский период (Мин-Цин).
Хронологические рамки исследования охватывают период правления династий Мин и Цин, конец XIV в. - начало XX в. (1368—1912 гг.), которые ознаменовали собой особый период для развития и эволюции китайской живописи.
Источниковая база исследования. В процессе работы над поставленными задачами и достижением указанной цели исследования был использован широкий круг источников.
Основными источниками данного исследования стали репродукции картин, работ и полотен художников минской и цинской династий, а также научные каталоги музейных экспозиций и выставок произведений современного изобразительного искусства Китая.
Также большую роль в исследовании сыграли литературные памятники и трактаты, такие как «Беседы о живописи монаха Горькая тыква» Ши Тао и «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» Гай Ванг. Данные трактаты являются руководствами по написанию живописных произведений по всем художественным канонам. Эти трактаты дают некоторое представление о правилах написания художественных работ и позволяют проанализировать картины великих мастером династии Мин и Цин с этой точки зрения.
Трактату «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» стоит уделить отдельное внимание, поскольку он является классическим произведением художественной мысли, в котором собраны произведения художников, передаваемых из поколения в поколение на протяжении трех столетий династии Мин (1368-1644) и Цин (1616-1911). Первые попытки составления сборника были предприняты на 18-м году правления императора династии Цин Канси (1662-1722), собирались работы художников на протяжении длительного времени, чтобы с помощью доступных в те времена средств печати подготовить этот сборник.
Таким образом, коллекция шедевров выдающихся художников того времени специально собранная с целью просвещения в области китайской живописи и обучения приемам и техники гохуа, оказалась незаменимой в исследовании вопроса китайской традиционной живописи эпохи Мин и Цин, поскольку является не только документом и памятником эпохи, но и дошедшим до нас потоком живого опыта величайших живописцев прошлого.
Данный источник помог подойти к изучению вопроса эволюции живописи в Китае в эпохи Мин и Цин более основательно и осознанно, поскольку не только позволил узнать больше о великих художниках исследуемой эпохи, но также помог глубже понять смысл понятийных терминов и почувствовать природу философской мысли в китайской живописи.
Источниковая база является репрезентативной, рассмотренные источники содержат информационную базу для широкого исследования в области эволюции китайской живописи эпох Мин и Цин.
Методологической основой данного исследования выступают положения цивилизационного подхода, представленные в работах Н.Я. Данилевского, А. Тойбни и О. Шпенглера. Смысл данной концепции в самой общей форме заключается в том, что человеческая история представляет собой не что иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций.
По мнению Н.Я. Данилевского, естественная система истории заключается в различении культурно-исторических типов развития, имевших место в прошлом. Именно совокупность этих типов, между прочим, не всегда наследующих друг друга, и составляет историю человечества.
Тем самым, цивилизационный подход помогает связать культурное развитие с общественным. Ведь, именно с помощью цивилизационного подхода выявляются глубинные процессы общества, которые в дальнейшем оказывает однозначное влияние на духовную культуру.
Исходя из положения, что цивилизационный подход можно применять к истории любой страны или региона, то можно проследить ситуацию касательно изобразительного искусства в эпоху Мин и Цин в Китае. Ведь именно смена власти, то есть прямые изменения в социальном статусе страны, смогли коренным образом повлиять на развитие культуры в целом.
Также в данной работе применялись как общенаучные методы, например, анализа и синтеза, так и частно-научные методы: проблемно-хронологический, историко-системный (или системно-структурный) и сравнительно-исторический.
Проблемно-хронологический метод выражается в изучении истории Китая в период правления династий Мин (1368 - 1644) и Цин (1644-1911 гг.), в их последовательном развитии, и в выявлении влияния данных династий на культуру, а именно на живопись китайской цивилизации в этот период.
Историко-системный метод способствует построению обобщенной модели. Китайская живопись, как объект настоящего исследования, состоит из множества элементов (придворная живопись, «неофициальное» направление живописи, стилевое и жанровое многообразие и т.д.). Изучение структуры этих элементов, а также взаимосвязей между ними, сведение их в единую систему происходит посредством использования именно историко-системного метода.
Сравнению особенностей изобразительного искусства, свойственных разным живописным школам, расположенным в разных частях страны, а также сравнению особенностей живописи эпох Мин и Цин с особенностями живописи во времена правления других китайских династий способствует сравнительно-исторический метод.
Сведения об апробации. Промежуточные результаты исследования были представлены на; VII Региональной конференции “Мой выбор — НАУКА!” 23 апреля 2020 г. (г. Барнаул) в докладе «Группа восемь чудаков из Янчжоу». Основные положения данной выпускной квалификационной работы были апробированы в докладе «Содружество Четырех Ванов в цинской живописи: сочетание академизма и новации», представленном на IX региональной молодёжной конференции «Мой выбор - Наука!» 21 апреля 2022 г. (г. Барнаул).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение.
Первая глава затрагивает промежуток эпохи Мин (1368-1644 гг.). В главе рассматриваются основные направления искусства данной эпохи. А также, глава раскрывает мысль о том, что искусство Китая в период Империи Мин во многом было ориентировано на возрождение местных традиций, многие из которых пришли в упадок во время правления монгольской династии Юань.
Во второй главе раскрывается период эпохи Цин (1644-1911 гг.). В главе предоставляется анализ факторов, повлиявших на развитие искусства данной эпохи, в том числе влияние западных культур, проблема сохранения идентичности.
Третья глава также затрагивает эпоху Цин (1644-1911 гг.) В данной главе рассматриваются социально-исторические аспекты развития культуры и искусства Китая периода династии Цин. А также, роль и место придворной живописи в цинском искусстве в целом, и ее основные представители, и основоположники.
Китайская живопись на протяжении многих столетий остаётся востребованной, вплоть до настоящего времени, ведь именно она подчёркивает важность и значимость китайской цивилизации. Изучение китайской живописи также имеет большое значение для китайской истории, в особенности живопись эпохи Мин и Цин.
На протяжении всего своего существования, династия Мин, несмотря на ряд изменений, которые происходили во внешней и внутренней политике страны, не претерпевала изменений в сфере духовной культуры.
Китайское искусство отличается от европейского, в свою очередь, своей многовековой привязанностью к традициям, заложенным еще в древности.
Памятники эпохи Мин, дошедшие до настоящего времени в лучшем состоянии, чем других времен, представляют интерес для исследователей и последователей традиционной культуры, отсюда следует, что для Китая в целом имеет огромное значение реставрации культуры.
Эпоха Мин знаменовала собой конец императорского Китая. В минскую эпоху культура приобрела «законченный вид».
Династия Цин, будучи маньчжурской, была менее скована китайскими канонами в искусстве и более восприимчива к европейским влияниям. И хотя, к началу правления империи Цин в 1644 г. китайская живопись уже имела свои устоявшиеся особенности, влияние европейских художников-миссионеров привнесло в китайское изобразительное искусство свои новшества.
В эпоху Цин много было написано о портретном искусстве, но в центре внимания теоретиков живописи по-прежнему оставался пейзаж.
Проанализировав работу, можно сделать вывод, что несмотря на все стилистико-тематическое своеобразие искусства конкретных мастеров, справедливо в более широком плане говорить о существовании китайского пейзажного сообщества в эпоху Цин в качестве единого художественного феномена. Творчество разных живописцев в определенном смысле стало продолжением традиций «живописи интеллектуалов» (вэньжэнь -хуа) и школы чаньской живописи, основанной на принципах буддизма чань.
Не менее важно и то, что развитие искусства возникло в условиях правления маньчжурской династии в Китае, когда размежевание между самодеятельным и официальным (академическим, придворным) искусством перестало быть только лишь эстетической проблемой и приобрело национально-политический смысл.
В цинскую эпоху наблюдается стагнация национальной традиционной живописи, причина которой лежит во многом в государственном давлении. Однако, необходимо отметить, что придворные художники, служившие императору, изо всех сил старались избежать этой стагнации и, по возможности, вносили свой вклад в развитие китайской живописи и культуры.
Именно в цинскую эпоху сложился сино-европейский стиль, уникальный для мировой живописи. Несмотря на то, что в эпоху Цин придворная живопись отличалась консерватизмом, техническим совершенством и декоративностью, а соединение европейских и китайских живописных приемов представляло собой эклектическое образование, она не только сохранила свои богатые традиции, но, и развиваясь в рамках канона и жесткой дисциплины, становилась все более изощренной, а сино-европейская школа оказалась вполне органичным образованием, синтезировавшем в себе приемы того и другого изобразительного искусства.
Придворная живопись данного периода под влиянием запада получила новый толчок к развитию. Можно смело сказать, что придворная живопись эпохи Цин стала одним из ключевых моментов развития китайской живописи.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что именно благодаря всему разнообразию развития искусства во времена двух эпох, а именно Мин и Цин, на более современном этапе формируется новая система мировой культуры, в которой китайская традиция сохраняет свою оригинальную особенность художественного мировосприятия огромного народа.
Таким образом, наиболее значительным и выразительным фактором традиционной картины мира была живопись. Причем искусство Китая никогда не было «эстетством», «искусством ради искусства», оно всегда содержало в себе задачу нравственного совершенствования личности, требуя не только ассоциативного мышления, но и непосредственного восхищения природой и работой мастера.
Китайских живописцев эпох Мин и Цин интересовал сам процесс проявления художественного пространства, а не отдельные объекты как таковые, что приводило к удивительному ощущению отсутствия барьера между созерцающим и созерцаемым. В создании картин они стремились больше опираться не на данные чувственного восприятия, а на результаты осмысления символической реальности. И природа пейзажа представала уже философски осмысленной, пропущенной через внутренний мир живописца.
Важно понять, что традиции китайской цивилизации и культуры - это не ушедший в прошлое фольклор, а настоящий и живой организм национальной культуры - это не одна из этнических культур в ряду других. Она является главенствующим ядром особой цивилизации, одной из древнейших цивилизаций, существовавших на Земле.
Китайская живопись, наполненная большим количеством материала для исследований и заимствования образов, будет служить источником вдохновения для современных и талантливых людей. Основная цель древнего мастера - достижение гармонии человека и природы все же будет первостепенной и для них.
1. Гай Ванг. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно / пер. Евгении Завадской. М.: Изд-во В. Шевчук, 1969.
2. Ли Юй. Цзецзыюань. хуачжуань = Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. Пекин,1679—1701 гг.
3. Масальский К.П. Смесь // Сын Отечества. О нынешней живописи в Китае. 1848. № 7.
4. Чжунго мэйсюэ ши цзыляо сюаньбянь (Избранные материалы по истории китайской эстетики). Пер. с кит. Завадской Е.В. Т. 1-2. Пекин, 1979— 1980.
5. Ши-тао. Беседы о живописи монаха Горькая тыква [Электронный ресурс] URL: https://yasko.livejournal.com/204353.html(дата обращения 20.02.2021).
II. Литература на русском языке
6. Анчуков С.В. Восточная красота и гармония акварельной
живописи в творчестве китайского художника и педагога Гуань Гуанчжи // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 2 (55). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vostochnaya-krasota-i-garmoniya-akvarelnoy-zhivopisi-v-tvorchestve-kitayskogo-hudozhnika-i-pedagoga-guan-guanchzhi(дата обращения: 28.04.2022)
7. Аньюй В. Китайская живопись XIX-XX вв. // Вестник Казанского
государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3. С. 69-74.
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=47145721(дата обращения 27.04.2022)
8. Аньюй Ван. Живописные школы Китая // Вестник Казанского
государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2. С. 65-71.
URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46446462(дата обращения 27.04.2022)
9. Белозерова В. Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007.
10. Белозёрова В.Г. Анатомия традиционной китайской живописи //
Общество и государство в Китае. 2015. № 2. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/anatomiya-traditsionnoy-kitayskoy-zhivopisi(дата обращения: 28.04.2022)
11. Белозерова В.Г. Значение чиновничьей карьеры в жизни и
творчестве Дун Цичана // Восток. 2019, № 3. С. 170-182. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37659398 (дата обращения 27.04.2022)
12. Белозерова В.Г. Значение чиновничьей карьеры в жизни и творчестве Дун Цичана // Восток. 2019. № 3. С. 170-182.
13. БогаделинаМ.Е. Особенности развития жанра «жэнь-у» в XX-XXI вв. // Манускрипт. Тамбов, 2018. № 11. С. 134-137.
14. БогаделинаМ.Е. Особенности развития жанра "жэнь-у" в XX-XXI
вв // Манускрипт. 2018. №11-1 (97). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-razvitiya-zhanra-zhen-u-v-xx-xxi-vv(дата обращения: 28.04.2022)
15. Ван Сяньцянь. Записки Дунхуа // История китайских изящных искусств. Т. 1. Цзинань, 2000. С. 87.
16. Ван Чаовэнь. Записи о шедеврах живописи правящей династии. Пекин, 2011. С. 462.
17. Ван Ю. Портреты китайских императоров в творчестве Дж. Кастильоне / Ю. Ван // Университетский научный журнал. 2020. № 57. С. 148-157. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=44158791(дата обращения 27.04.2022)
18. Виноградова Н. А. Искусство Китая, Альбом. М., 1988.
19. Виноградова Т. И. Ещё раз о натюрморте в китайском искусстве // Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42. № 3. С. 440-446. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29674856 (дата обращения 27.04.2022)
20. Гуаньюй У. Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин // Juvenis scientia. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialno-istoricheskiy-aspekt-razvitiya-kultury-i-iskusstva-kitaya-perioda-dinastii-tsin (дата обращения: 28.04.2022)
21. Гуаньюй У. Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин // Juvenis scientia. 2017. № 7. С. 74-76.
22. Демченко В. И., Демченко Е. Н. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МИР В
ЕВРОПЕЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. 2015. С. 70-80. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24432492 (дата обращения 27.04.2022)
23. Дзя Сяолу. Историческая эволюция жанра «цветы и птицы» в китайском искусстве эпохи Юань, Мин и Цин // Научное мнение. 2014. № 4. С. 183-187. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=21501901(дата обращения 27.04.2022)
24. Дзя Сяолу. Историческая эволюция жанра «цветы и птицы» в китайском искусстве эпохи Юань, Мин и Цин // Научное мнение. 2014. № 4. С. 183-187.
25. Дубровская Д. В. Исключение из правила: как гений адаптации
Маттео Риччи не сумел понять китайскую живопись // Вестник Института востоковедения РАН. 2020. № 4(14). С. 126-135. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=44444665 (дата обращения 27.04.2022)
26. ДубровскаяД. В.Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552—1775 гг.). 2001. С. 256.
27. Дубровская Д.В. К вопросу о месте портретной живописи Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина) в создании сино-европейского направления в китайском искусстве // Orient Et Occident. 2018. С. 80-90.
28. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. М. Л. Титаренко. - 2-е изд., стер. - М.: Восточная литература. 2011.
29. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. М. Л. Титаренко. - 2-е изд., стер. - М.: Восточная литература. 2011. Т. б(дополнительный): Искусство.
30. Забулионите А.К. И., Сяолинь У. Жанр пейзажа в европейской и
китайской живописи: образ природы в предметном художественном образовании // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-peyzazha-v-evropeyskoy-i-kitayskoy-zhivopisi-obraz-prirody-v-predmetnom-hudozhestvennom-obrazovanii(дата обращения: 28.04.2022)
31. Игнатьев С. Е. Китайская живопись гохуа как образовательная дисциплина // Среднее профессиональное образование. 2020. № 1 (293). С. 39-42. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42615966(дата обращения 27.04.2022)
32. Игнатьев, С.Е., Чжан Нин, Ли Фугуй. Китайская живопись гохуа как образовательная дисциплина // Среднее профессиональное образование.
2020. № 1. С. 39-42.
33. Клепикова Л.В. Миссия иезуитов в Китае и ее роль в
распространении идей просвещения в Поднебесной империи // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2013. № 13 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-iezuitov-v-kitae-i-ee-rol-v-
rasprostranenii-idey-prosvescheniya-v-podnebesnoy-imperii-na-primere-perepiski-g-v-leybnitsa-i-ottsa-i-buve-1 (дата обращения: 28.04.2022)
34. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая. СПб., 2004.
35. Ли Фанпин. Китайская пейзажная живопись жанра «горы-воды» («шаньшуйхуа»): эволюция и некоторые параллели. М., 2003. С. 175.
36. Лю Хэйцзюнь. Пространственная структура архитектурной графики в китайской картине нянь-хуа после XVII века // Искусство и культура.
2021. № 1(41). С. 24-29. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=44965723(дата обращения 27.04.2022)
37. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.
38. Малявин В.В. Молния в сердце. Духовное пробуждение в китайской цивилизации. М., 1997.
39. Масальский К.П. О нынешней живописи в Китае. М., 1848. № 7. С. 70.
40. Не Ци. Некоторые особенности использования материалов и инструментов в китайской традиционной живописи // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 7 (38). URL:https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-osobennosti-ispolzovaniya-materialov-i-instrumentov-v-kitayskoy-traditsionnoy-zhivopisi(дата обращения: 28.04.2022)
41. Не Ци. Некоторые особенности использования материалов и инструментов в китайской традиционной живописи // В мире искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 91-95.
42. Неглинская М. А. Китайский стиль цинского двора (1644-1911) и
европейский предмодернизм. М., 2018. С. 432. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=35596284 (дата обращения 27.04.2022)
43. Неглинская М.А. О стилевых тенденциях в архитектуре, изобразительном искусстве и ремесле эпох Юань и Мин. М., 2012.
44. Неглинская М.А. Рецепция европейского жанра натюрморт в
китайском искусстве эпохи Цин // Общество и государство в Китае. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retseptsiya-evropeyskogo-zhanra-
natyurmort-v-kitayskom-iskusstve-epohi-tsin (дата обращения: 28.04.2022)
45. Орлова Д. С. Особенности становления методики преподавания
масляной живописи в Китае // Современные проблемы высшего образования. теория и практика. М., 2021. С. 522-526. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=44782472 (дата обращения 27.04.2022)
46. Синь Синь Чжао. Особенность китайской живописи XVIII-XX вв. // Международный научный форум «Образование. Наука. Культура». 2018. С. 246-247.
47. Смертин Ю. Г. Синтез художественных традиций Европы и Китая:
жизнь и творчество Джузеппе Кастильоне (1688-1766) // Studia Culturae. 2016. № 29. С. 177-186. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28805106(дата
обращения 27.04.2022)
48. Соколов-Ремизов С.Н. Литература. Каллиграфия. Живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М., 1985.
49. Соколов-Ремизов С.Н. Восемь янчжоуских чудаков. Из истории китайской живописи XVIII в. М., 2000.
50. Сун ИЦай. Развитие жанра "цветы и птицы" и символика Чёрного цвета в китайской живописи / Сун И Цай // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2014. № 4. С. 127-136. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=23804266(дата обращения 27.04.2022)
51. Сураева Н. Г. Из истории формирования Императорской академии живописи в Китае // Художественное образование и наука. 2021. № 3(28). С. 83-93. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=46595565(дата обращения 27.04.2022)
52. Сураева Н.Г. Джузеппе Кастильоне и его картина «Сто лошадей»
// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 126. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/dzhuzeppe-kastilone-i-ego-kartina-sto-loshadey(дата обращения: 28.04.2022)
53. Сураева Н.Г. Из истории организации императорской академии живописи династии Цин // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 2 (26). URL:https://cyberleninka.ru/article/n7iz-istorii-organizatsii-imperatorskoy-akademii-zhivopisi-dinastii-tsin(дата обращения: 28.04.2022)
54. Цзин Хао. Заметки о правилах работы кистью. Мастера искусства об искусстве. М., 1965.
55. Цзуо Буцин. Краткая биография императоров цинской эры. Пекин, 2008. С. 342.
56. Ци Бинь. Жанр "цветы и птицы" в творчестве художников Сюй Вэй и Чэнь Даофу // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7zhanr-tsvety-i-ptitsy-v-tvorchestve-hudozhnikov-syuy-vey-i-chen-daofu (дата обращения: 28.04.2022)
57. Чжан Цзин. «Портрет императора Юнчжэна, любующегося цветами» и загадка наследования престола Юнчжэна. Юань, 2009. № 5. С. 59-63.
58. Чжан Цзунгуан. Перспектива в реалистическом изобразительном искусстве императорского дворца эпохи Цин // Вестник МГХПА. 2016. № 4. С. 92-107.
59. Чжан Цзунгуан. Развитие сино-европейского метода в дворцовой живописи на примере жанра «портрет» // Грамота. 2016. № 7. С. 207-213.
60. Чжан Цзунгуан. Организация работы мастеров китайской придворной живописи эпохи Цин. Т. 7. 2017. № 6. С. 137-153.
61. Чжан Цзунгуан. Перспектива в реалистическом изобразительном искусстве Императорского дворца эпохи Цин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2016. № 4. С. 92-107. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28282432(дата обращения 27.04.2022)
62. Чжан Цзунгуан. Придворная живопись эпохи Цин: документальные работы // Человек и культура. М., 2016. С. 49-58.
63. Чжан Цзунгуан. Придворная реалистическая живопись эпохи
Цин: портрет // Манускрипт. 2016. № 7-2 (69). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pridvornaya-realisticheskaya-zhivopis-epohi-tsin-portret (дата обращения: 28.04.2022)
64. Чжан Цзунгуан. Придворная реалистическая живопись эпохи Цин: портрет // Искусствоведение. М., 2016. № 69. С. 207-210.
65. Чжоу Чжэньюй. Жанр шань-шуй - пейзаж гор и воды в китайской живописи XVII века // Университетский научный журнал. 2019. № 48. С. 211-215. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=41432938(дата обращения 27.04.2022)
66. Чжоу Чжэньюй. Живопись "хуа няо" в контексте китайского искусства XVIII века // Университетский научный журнал. 2019. № 51. С. 199— 206. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=42440816(дата обращения 27.04.2022)
67. Шапиро Ю. Г. Культура и искусство Китая. СПб., 1959.
68. Юань Сяо Дун. Влияние западной живописи на китайское
изобразительное искусство // Исторические науки. М., 2009. № 4. С. 56-60.
69. Яковлева Н.Ф. Традиционная китайская живопись // Забайкальский государственный университет. Чита, 2013. С. 176.
III. Литература на иностранном языке
70. Bentley, T. Pictures for Use and Pleasure: Vernacular Painting in High
Qing China // The Journal of Asian Studies. № 70 (3) Р.795-797. URL:
https://www-cambridge-org.ezproxy.libfl.ru/core/journals/journal-of-asian-studies/article/pictures-for-use-and-pleasure-vernacular-painting-in-high-qing-china-by-james-cahill-berkeley-los-angeles-and-london-university-of-california-press-2010-ix-265-pp-4995-cloth/9E4E91EB40E812104A2CD8A8EB674A85(дата обращения 27.04.2022)
71. Charles Fabens Kelley. A Chinese Painting of the Ming Dynasty // The
Art Institute of Chicago. 1942. Vol. 36, № 3. P. 33-36. URL:https://www-jstor- org.ezproxy.libfl.ru/stable/4113958?searchText=china+ming+painting&searchUri=%2Faction%2FdoBasicSearch%3FQuery%3Dchina%2Bming%2Bpainting%26so%3Drel%26efqs%3DeyJjdHkiOlsiYW05MWNtNWhiQT09Il0sImRpc2MiOltdfQ%253D%253D&ab segments=0%2Fbasic search gsv2%2Fcontrol&refreqid=fastly-default%3A566a3a8d338b1b7ea43dffe2ebb8d05c&seq=1 (дата обращения
27.04.2022)
72. Fang Chao—Ying. Eminent Chinese of the Ch’ing Period (1644-1912). Washington. 1991. V.2
73. Ginger Cheng-chi Hsu. Merchant Patronage of the Eighteenth Century Yangchou Painting. Kansas-Hong Kong, 1980. Р. 410.
74. Harrie Vanderstappen. Painters at the Early Ming Court (1368-1435)
and the Problem of a Ming Painting Academy // Monumenta Serica. 1956. № 15(2). Р. 259-302. URL:
https://www.researchgate.net/publication/304276072 Painters at the Early Ming
Court 1368-1435 and the Problem of a Ming Painting Academy(дата обращения 27.04.2022)
75. Hou-mei Sung. The formation of the Ming painting academy // Ming
Studies. 1990. №1. Р. 30-55 URL:
https://www.researchgate.net/publication/233494117 The formation of the ming
painting academy/stats (дата обращения 27.04.2022)
76. Paintings in Chinese Museums. Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970. Р. 460.
77. Patricia Berger. Great Qing: Painting in China, 1644-1911 by Claudia
Brown, and: Imperial Illusions: Crossing Pictorial Boundaries in the Qing Palaces by Kristina Kleutghen // Harvard Journal of Asiatic Studies. 2017. № 76(1-2). Р. 209-221. URL:
https://www.researchgate.net/publication/356341597 Study on Decorative Patterns of~ Ceramic Landscape Paintings in QingDynasty(дата обращения 27.04.2022)
78. Scott W.H. Yangzhow and its Eight Eccentric // Asiatische Studien. № 17. 1964. Р. 31.
79. Watson, W. Parting at the shore: Chinese painting of the early and
middle Ming dynasty 1368-1580 // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1978. №44 (1). Р.202-203. URL: https ://www-cambridge-
org.ezproxy.libfl.ru/core/journals/bulletin-of-the-school-of-oriental-and-african-studies/article/james-cahill-parting-at-the-shore-chinese-painting-of-the-early-and-middle-ming-dynasty- 13681580-new-york-and-tokyo-weatherhill-281 -pp-106-plates-new-york-and-tokyo-weatherhill-1978/8147BAB7A4A82FBA0564EF70EB470177(дата обращения 27.04.2022)
80. Линь Сю-вэй. Янчжоу хуа пай =Янчжоуская живописная школа. Тайбэй, 1985. Р. 270.
81. Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа = Китайская живопись. Пекин, 2000. Р. 305.
82. Чжунго мэйсюэ ши цзыляо сюаньбянь = Избранные материалы по истории китайской эстетики. Т. 1-2. Пекин, 1979—1980.
83. Чжунго мэйшу да цыдянь = Энциклопедический словарь искусства Китая. Шанхай, 2002.
84. Шанхай боугуань цзанпинь хуа = Шедевры собрания
Шанхайского музея. Шанхай, 2004.
85. Ю Чань Ли. Чхуанцзаосин сывей пэйян юй чжунгохуа цзяосюэ яньцзю = Обучение традиционной китайской живописи и развитие творческого мышления. Пекин, 2015. С. 152-157.
IV. Интернет-ресурсы
86. Ван Хуэй-самый знаменитый художник конца семнадцатого века в Китае. [Электронный ресурс] URL:http://zen-designer.ru/artists/711 -van-hui-znaminitij-hudozhnik-kitaya (Дата обращения: 29.04.2021)
87. Китайская живопись в V в. до н.э. - XIX в. н.э. [Электронный ресурс] URL :https:// studwood.ru/874185/kulturologiya/kitayskaya zhivopis(Дата обращения: 29.04.2021)
88. Китайская живопись эпохи Цин (1644-1911) [Электронный ресурс]
URL:https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fturisheva.ru%2F2014%2F02%2F 16%2Fkitayskaya-zhivopis-epohi-tsin- 1644-1911%2F(Дата обращения:
29.04.2021)
89. Китайская пейзажная живопись в эпоху Цин. [Электронный ресурс] URL:http://usinart.ru/kitajskaya-pejzazhnaya-zhivopis-v-epoxu-cin/(Дата обращения: 29.04.2021)
90. Придворная реалистическая живопись эпохи Цин: портрет // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. [Электронный ресурс]ИВИ: http://www. gramota.net/materials/3/2016/7 -2/56.й1ш1(Дата обращения: 29.04.2021)
91. Чаньские мотивы в искусстве династии Цин (1644-1912)
[Электронный ресурс] URL:https://geniusrevive. com/chanskie-motivy-v-
iskusstve-dinastii-tsin-1644-1912/2/(Дата обращения: 29.04.2021)
92. Чжуан Цзяаи. Не Чунчжэн. Великий Китай. Метаморфозы художественного стиля. [Электронный ресурс] URL:http://iclub-china.com/rus/a04/b0313/c0000/d00000/index.htm(Дата обращения: 29.04.2021)
Литература на китайском языке
Литературные памятники
93. Ван Шичжэнь (i^^). Золотые слова по искусству и литературе (^^МЖ) // URL:http://www.cngdwx.com/yuanmingqing/yiyuanzhiyan/(дата обращения 03.12.2021)
94. Ни Чунчжэн (^^И). Дворцовая живопись династии Цин ('Ж^М М ^ ® ) // URL:http://www.zgshscjxh.com/nd.jsp?id=182(дата обращения 03.12.2021)
95. Песчанская Е.В. Китайские благопожелательные орнаменты в
декоративно-прикладном искусстве династий Мин и Цин: автореферат дис
кандидата искусствоведения: Барнаул, 2013. [Электронный ресурс] URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005534468?page=1&rotate=0&theme=white(Дата обращения: 03.05.2022)
96. Фэн Цзиньбо (/^ФЙ). Знание китайской живописи О^ЩзЯ) // URL:https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&res=963385&remap=gb(дата обращения 03.12.2021)
97. Хан Ан (^^) Продолжение иллюстрированной книги (Щ^^Ж ^^) // URL:https://item.jd.com/67303951573.html(дата обращения 03.12.2021)
98. Хан Ан (^^). Свод важнейших материалов по истории живописи (Щ^^^ ) // URL:https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&res=473800&remap=gb(дата обращения: 10.12.2021)
99. Цзян Шаошу (МПФ). История безмолвной поэзии (ХЖ^Ж) // URL:https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&res=312202&remap=gb(дата обращения 05.12.2021)
100. Дон Ци Чан ( Ж М В ). Цель в живописи ( Щ Ш ) // URL: https ://www.pinshiwen.com/wenfu/guwen/201902142764.html(дата обращения 05.12.2021)
101. Чжан Гэн 0КЖ). Краткие заметки о национальной живописи. (3 ^Щ^^) // URL:https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&res=817137&remap=gb(дата обращения 05.12.2021)
Трактаты
102. Ли Юй (^Ж) Слово о живописи из Сада с горчичное зерно (^ф
Я 1 ^ ) // URL:https://www.books.com.tw/products/CN11315811(дата
обращения 07.12.2021)
103. Се Хэ (Ж'М) Шесть законов китайской живописи (Д®^М) // URL:https://ctext.org/wiki.pl?if=gb&res=244595(дата обращения 07.12.2021)
Пособия
104. SP/^Ф (Шао Лоян) фд^^^Д (Терминологический словарь китайского искусства) // URL:https://book.douban.com/subject/1060305/(дата обращения 07.12.2021)