Экономическое сотрудничество между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков
|
Введение 5
Глава 1. Политическое и экономическое взаимодействие между Китаем и Южной Кореей 13
1.1 Развитие экономических отношений между Китаем и Южной Кореей . 13
1.2 Политическое влияние на экономическое сотрудничество между Китаем
и Южной Кореей 22
1.3 Инвестиционное сотрудничество Китая и Южной Кореи 27
1.4 Количественный анализ торговли Китая с Южной Кореей 32
Глава 2. Взаимодействие КНР и Южной Кореи в рамках интеграционных проектах в Восточной Азии 42
2.1 Проект зоны свободной торговли Китай - Япония - Южная Корея 42
2.2 Особенности ЗСТ Китай-Япония-Южная Корея 48
Заключение 53
Список источников и литературы 56
Приложения
Глава 1. Политическое и экономическое взаимодействие между Китаем и Южной Кореей 13
1.1 Развитие экономических отношений между Китаем и Южной Кореей . 13
1.2 Политическое влияние на экономическое сотрудничество между Китаем
и Южной Кореей 22
1.3 Инвестиционное сотрудничество Китая и Южной Кореи 27
1.4 Количественный анализ торговли Китая с Южной Кореей 32
Глава 2. Взаимодействие КНР и Южной Кореи в рамках интеграционных проектах в Восточной Азии 42
2.1 Проект зоны свободной торговли Китай - Япония - Южная Корея 42
2.2 Особенности ЗСТ Китай-Япония-Южная Корея 48
Заключение 53
Список источников и литературы 56
Приложения
Актуальность исследования Китайская Народная Республика (КНР) и Южная Корея - две страны Восточной Азии. Их объединяет как территориальная близость, так и многовековой культурно-исторический обмен, поэтому можно утверждать экономические связи важны как для одной, так и для другой страны.
Однако невозможно рассматривать экономические связи государств без комплексного изучения их взаимоотношений, особенно учитывая, что для стран Восточной Азии, согласно их внешнеполитическим концепциям, на первом месте стоит политика и безопасность.
Тема представляет интерес как в контексте торгово-экономического взаимодействия между КНР и Южной Кореей, так и в рамках международного сотрудничества. Южная Корея рассматривается как геополитически важный элемент политики КНР и США в северо-восточной Азии. Так же для Китая она рассматривается как один из основных торгово-экономических партнёров.
После установления дипломатических отношений между Китаем и Республикой Корея эти страны продемонстрировали готовность к партнерству и сотрудничеству имея общие интересы и готовность к нахождению новых. И, как свидетельствует дальнейшее развитие китайско- южнокорейских отношений, несмотря на те противоречия, которые существуют между ними, обе страны готовы к развитию «всестороннего партнерства», что свидетельствует о коренных изменениях международного климата в Северо-Восточной Азии в конце ХХ—начале XXI вв.
Китай потеснил США и стал крупнейшим рынком сбыта корейских товаров. Что касается импорта то Китай вытеснил Японию и стал ведущим партнёром по импорту Южной Кореи. Роль Республики Корея как торгового партнёра Китая также растёт. Важность направления в борьбе за региональное лидерство подчёркивает актуальность нашего исследования, которое даёт понимание как сталкиваются интересы КНР и США на Корейском полуострове, поэтому Южная Корея занимает одно из ключевых мест в борьбе КНР за статус регионального лидера, что приводит к стремлению Китая увеличить своё влияние в Южной Корее.
Так же актуальным является рассмотрение развития процесса создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Китаем, Южной Кореей и Японией. Эти страны являются важными партнерами для Китая, поэтому изучение процессов формирования внешнеэкономических связей между ними необходимо для определения основных тенденций, качественных изменений и факторов, определяющих вектор торговых отношений.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность КНР в конце XX - начале XXI в.
Предмет исследования - динамика экономического сотрудничества КНР и Южной Кореи в конце XX - начале XXI в.
Историографические проблемы: Информации в отечественной литературе по данной теме не очень много.
Работа М.В. Осадчего «Исторические предпосылки установления дипломатических отношений между КНР и Республикой Корея» описывает какие созрели предпосылки для установления отношений между двумя государствами. Отличительной особенностью данных предпосылок явилась их комплексность, эволюционный ход развития, также соответствие общемировым тенденциям. Хотя Китаем Южной Кореей неоднократно отмечалось, что между ними существуют различия социальном строе, идеологии, также достаточно продолжительный этап взаимного антагонизма, однако обе стороны нашли ту модель межгосударственного взаимодействия, которая позволила, отстаивая основные принципы внешнеполитических курсов двух стран, добиться интенсификации экономического, впоследствии политического сотрудничества.
В статье Ж.В. Петруниной «Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков» проанализировано развитие политического и экономического сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе.
Работа А.Н. Федоровского «Взаимодействие Республики Корея и Японии с Китаем: возможности, риски и перспективы» посвящена анализу того, как страны Северо-Восточной Азии (СВА) воспринимают экономический рост и усиление влияния Китая в регионе. Отмечаются превращение Китая для стран СВА в крупнейшего экономического партнера и, в то же время, наличие двусторонних проблем и новых рисков политического и экономического характера, которые приходится учитывать государствам региона. Среди них - территориальные претензии.
Статья Кукла М.П. «Роль КНР во внешней торговле Республики Корея» рассматривает развитие южнокорейской внешней торговли и изменения, произошедшие в структуре товарооборота в 2000 гг. Показана роль КНР как одного из ключевых торговых партнёров РК. Кроме того, в статье даётся анализ возможностей дальнейшего развития с помощью механизмов, предусмотренных соглашением о свободной торговле.
В работе С.С. Суслиной «Южная Корея в новой архитектуре политико-экономических связей в АТР» описывается процесс формирования новой архитектуры политико-экономических связей и изучается роль в этом процессе одной из наиболее динамично развивающихся стран Северо-Восточной Азии, АТР и мира в целом - Республики Корея. Обозначены ее интересы, связанные с взаимодействием с наиболее крупными игроками - США, КНР. С одной стороны, она занимает особое место в планах США и Китая по утверждению регионального лидерства, с другой - сама претендует на положение ведущей страны СВА и АТР.
Выступая в тандеме с США по общей тенденции всемерного расширения процессов глобализации и регионализации, Южная Корея в то же время стремится по мере возможности сохранять и отстаивать свои интересы, которые постепенно перерастают ее статус весьма успешной новой индустриальной страны и претендуют на положение одной из ведущих региональных держав в СВА и даже АТР.
КНР - это противовес негативным проявлениям присутствия США в регионе и их определенного давления на союзников. С другой стороны, Южную Корею тревожат доминирование Китая на Корейском полуострове и экономическая привязка к его экономике двух корейских государств.
Существуют интернет-ресурсы с обзорами проблем возникшие между Китаем и Южной Кореей вследствие размещения в РК американского комплекса ПРО THAAD.
Анализ потенциальных преимуществ и рисков развития сотрудничества КНР, Республики Корея и Японии на основе Зоны свободной торговли, инициатива которой была высказана ещё в 2012 году можно увидеть в статье Г.И. Пудовкина «Треугольник Китая, Республики Корея и Японии - перспективы и риски». По результатам исследования были выявлены сильные и слабые стороны всех трёх стран, а также высказаны предположения о судьбе развития ЗСТ между ними. Настоящая статья является продолжением идей более опытных и мудрых деятелей науки, значимость которой заключается в развитии их мыслей и введений новых.
Таким образом, можно сделать вывод, информация посвящена описанию отдельных аспектов взаимоотношений, отсутствует комплексная работа на тему китайско-южнокорейских экономических отношений, способная связать воедино основные сферы двухсторонних отношений и определить их общую динамику.
Цель исследования - изучить динамику и основные направления торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Корея в период 1992-2021 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть политическое взаимодействие КНР и Республики Корея как основу экономического сотрудничества;
- изучить торговое сотрудничество КНР и Республики Корея;
- рассмотреть процесс подготовки соглашения о создании зоны свободной торговли между Китаем, Южной Кореей и Японией
- выявить современные тенденции развития торгово-экономических отношений между КНР и Республикой Корея.
- провести количественный анализ торговли Китая с Южной Кореей.
Хронологические и территориальные рамки исследования -
нижней границей исследования выбран 1992 г., когда были установлены официальные дипломатические отношения между КНР и Южной Кореей. В качестве верхней временной границы взят 2021 г., так как это позволит проследить современное развитие двухсторонних отношений. Изучение данной темы было бы неполным без краткого экскурса в события второй половины XX в., приведшие к формированию политических доктрин двух стран и складыванию геополитической обстановки в регионе, указанный период дополняет хронологические рамки основного исследования. Территориальные рамки, помимо двух стран-участниц рассматриваемого процесса (КНР и Южная Корея), включают те страны, которые оказывали существенное влияние на двухсторонние китайско-южнокорейские отношения (США, Япония).
Методологическая основа и методы исследования: при написании работы были применены две группы методов теоретические и эмпирические. Из теоретических были использованы метод теоретического анализа, метод сравнительного анализа.
Для изучения двухсторонних экономических отношений требуется ознакомиться с политическими, культурными, военными и прочими аспектами. Именно поэтому рассмотрение китайско-южнокорейских отношений осуществлено на основе системного анализа. В отдельные главы были выделены политические и экономические стороны взаимоотношений из которых складываются экономическое сотрудничество между Китаем и Южной Кореей.
Для определения зависимости одной страны от другой, был широко использован сравнительный метод. В частности, при написании главы, посвящённой взаимодействиям в сфере экономики, было осуществлено сопоставление показателей китайско-южнокорейской торговли с аналогичными показателями двухсторонних взаимоотношений Китая с Японией, США. Выбор стран при этом был основан на статистических данных, взятых с TrendEconomy - Портал открытых данных. Таким образом, использование указанных выше теорий и методов позволяет выявить и проанализировать основные аспекты китайско-южнокорейских экономических отношений, а также сформулировать цели, преследуемые обеими сторонами в отношении друг друга.
Так же использовалась теория глобализации. Глобализация превращает значительную часть мировой экономики в единый рынок товаров, услуг, знаний и капитала. Экономическая интеграция является частью глобализационного процесса. Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницам. В работе рассмотрены Соглашения о свободной торговли КНР и Южной Кореей, а также Зона свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей которые можно считать интеграционными объединениями.
Источниковая база исследования: «Совместное коммюнике об установлении двухсторонних дипломатических отношений между КНР и РК» от 24.08.1992. Данный вид документа даёт представления о ходе переговоров и фиксирует их итог, отображает договорённости, которые стороны достигли в различных сферах отношений.
«Соглашение о свободной торговле между Китаем и Южной Кореей» подписанное 1 июня 2015 года. Это соглашение предоставляет КНР и Южной Корее новые возможности для укрепления партнерства. Такие источники публикуются на официальном правительственном сайте КНР и на сайте газеты «Жэньминь жибао».
«Совместное коммюнике Китая и Республики Корея» от 25.08.2008. Центральное место в нём занимают вопросы торгового дисбаланса, инвестиционного сотрудничества и открытия зоны свободной торговли между КНР и РК.
Апробация работы. Основные положения данного дипломного проекта докладывались на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2021 г).
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка литературы. Первая глава посвящена рассмотрению влияния политики на экономические связи двух стран, а также динамике внешнеторгового сотрудничества между КНР и РК в конце ХХ и начале XI вв. Во второй главе рассмотрено взаимодействие КНР и Южной Кореи в рамках интеграционных проектах в Восточной Азии на примере создания зоны свободной торговли
между ведущими восточноазиатскими государствами Народной Республикой, Японией и Республикой Кореей.
Однако невозможно рассматривать экономические связи государств без комплексного изучения их взаимоотношений, особенно учитывая, что для стран Восточной Азии, согласно их внешнеполитическим концепциям, на первом месте стоит политика и безопасность.
Тема представляет интерес как в контексте торгово-экономического взаимодействия между КНР и Южной Кореей, так и в рамках международного сотрудничества. Южная Корея рассматривается как геополитически важный элемент политики КНР и США в северо-восточной Азии. Так же для Китая она рассматривается как один из основных торгово-экономических партнёров.
После установления дипломатических отношений между Китаем и Республикой Корея эти страны продемонстрировали готовность к партнерству и сотрудничеству имея общие интересы и готовность к нахождению новых. И, как свидетельствует дальнейшее развитие китайско- южнокорейских отношений, несмотря на те противоречия, которые существуют между ними, обе страны готовы к развитию «всестороннего партнерства», что свидетельствует о коренных изменениях международного климата в Северо-Восточной Азии в конце ХХ—начале XXI вв.
Китай потеснил США и стал крупнейшим рынком сбыта корейских товаров. Что касается импорта то Китай вытеснил Японию и стал ведущим партнёром по импорту Южной Кореи. Роль Республики Корея как торгового партнёра Китая также растёт. Важность направления в борьбе за региональное лидерство подчёркивает актуальность нашего исследования, которое даёт понимание как сталкиваются интересы КНР и США на Корейском полуострове, поэтому Южная Корея занимает одно из ключевых мест в борьбе КНР за статус регионального лидера, что приводит к стремлению Китая увеличить своё влияние в Южной Корее.
Так же актуальным является рассмотрение развития процесса создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Китаем, Южной Кореей и Японией. Эти страны являются важными партнерами для Китая, поэтому изучение процессов формирования внешнеэкономических связей между ними необходимо для определения основных тенденций, качественных изменений и факторов, определяющих вектор торговых отношений.
Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность КНР в конце XX - начале XXI в.
Предмет исследования - динамика экономического сотрудничества КНР и Южной Кореи в конце XX - начале XXI в.
Историографические проблемы: Информации в отечественной литературе по данной теме не очень много.
Работа М.В. Осадчего «Исторические предпосылки установления дипломатических отношений между КНР и Республикой Корея» описывает какие созрели предпосылки для установления отношений между двумя государствами. Отличительной особенностью данных предпосылок явилась их комплексность, эволюционный ход развития, также соответствие общемировым тенденциям. Хотя Китаем Южной Кореей неоднократно отмечалось, что между ними существуют различия социальном строе, идеологии, также достаточно продолжительный этап взаимного антагонизма, однако обе стороны нашли ту модель межгосударственного взаимодействия, которая позволила, отстаивая основные принципы внешнеполитических курсов двух стран, добиться интенсификации экономического, впоследствии политического сотрудничества.
В статье Ж.В. Петруниной «Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков» проанализировано развитие политического и экономического сотрудничества между Китайской Народной Республикой и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков. Выявлены приоритетные направления сотрудничества и проблемы взаимодействия между странами на современном этапе.
Работа А.Н. Федоровского «Взаимодействие Республики Корея и Японии с Китаем: возможности, риски и перспективы» посвящена анализу того, как страны Северо-Восточной Азии (СВА) воспринимают экономический рост и усиление влияния Китая в регионе. Отмечаются превращение Китая для стран СВА в крупнейшего экономического партнера и, в то же время, наличие двусторонних проблем и новых рисков политического и экономического характера, которые приходится учитывать государствам региона. Среди них - территориальные претензии.
Статья Кукла М.П. «Роль КНР во внешней торговле Республики Корея» рассматривает развитие южнокорейской внешней торговли и изменения, произошедшие в структуре товарооборота в 2000 гг. Показана роль КНР как одного из ключевых торговых партнёров РК. Кроме того, в статье даётся анализ возможностей дальнейшего развития с помощью механизмов, предусмотренных соглашением о свободной торговле.
В работе С.С. Суслиной «Южная Корея в новой архитектуре политико-экономических связей в АТР» описывается процесс формирования новой архитектуры политико-экономических связей и изучается роль в этом процессе одной из наиболее динамично развивающихся стран Северо-Восточной Азии, АТР и мира в целом - Республики Корея. Обозначены ее интересы, связанные с взаимодействием с наиболее крупными игроками - США, КНР. С одной стороны, она занимает особое место в планах США и Китая по утверждению регионального лидерства, с другой - сама претендует на положение ведущей страны СВА и АТР.
Выступая в тандеме с США по общей тенденции всемерного расширения процессов глобализации и регионализации, Южная Корея в то же время стремится по мере возможности сохранять и отстаивать свои интересы, которые постепенно перерастают ее статус весьма успешной новой индустриальной страны и претендуют на положение одной из ведущих региональных держав в СВА и даже АТР.
КНР - это противовес негативным проявлениям присутствия США в регионе и их определенного давления на союзников. С другой стороны, Южную Корею тревожат доминирование Китая на Корейском полуострове и экономическая привязка к его экономике двух корейских государств.
Существуют интернет-ресурсы с обзорами проблем возникшие между Китаем и Южной Кореей вследствие размещения в РК американского комплекса ПРО THAAD.
Анализ потенциальных преимуществ и рисков развития сотрудничества КНР, Республики Корея и Японии на основе Зоны свободной торговли, инициатива которой была высказана ещё в 2012 году можно увидеть в статье Г.И. Пудовкина «Треугольник Китая, Республики Корея и Японии - перспективы и риски». По результатам исследования были выявлены сильные и слабые стороны всех трёх стран, а также высказаны предположения о судьбе развития ЗСТ между ними. Настоящая статья является продолжением идей более опытных и мудрых деятелей науки, значимость которой заключается в развитии их мыслей и введений новых.
Таким образом, можно сделать вывод, информация посвящена описанию отдельных аспектов взаимоотношений, отсутствует комплексная работа на тему китайско-южнокорейских экономических отношений, способная связать воедино основные сферы двухсторонних отношений и определить их общую динамику.
Цель исследования - изучить динамику и основные направления торгово-экономического сотрудничества КНР и Республики Корея в период 1992-2021 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть политическое взаимодействие КНР и Республики Корея как основу экономического сотрудничества;
- изучить торговое сотрудничество КНР и Республики Корея;
- рассмотреть процесс подготовки соглашения о создании зоны свободной торговли между Китаем, Южной Кореей и Японией
- выявить современные тенденции развития торгово-экономических отношений между КНР и Республикой Корея.
- провести количественный анализ торговли Китая с Южной Кореей.
Хронологические и территориальные рамки исследования -
нижней границей исследования выбран 1992 г., когда были установлены официальные дипломатические отношения между КНР и Южной Кореей. В качестве верхней временной границы взят 2021 г., так как это позволит проследить современное развитие двухсторонних отношений. Изучение данной темы было бы неполным без краткого экскурса в события второй половины XX в., приведшие к формированию политических доктрин двух стран и складыванию геополитической обстановки в регионе, указанный период дополняет хронологические рамки основного исследования. Территориальные рамки, помимо двух стран-участниц рассматриваемого процесса (КНР и Южная Корея), включают те страны, которые оказывали существенное влияние на двухсторонние китайско-южнокорейские отношения (США, Япония).
Методологическая основа и методы исследования: при написании работы были применены две группы методов теоретические и эмпирические. Из теоретических были использованы метод теоретического анализа, метод сравнительного анализа.
Для изучения двухсторонних экономических отношений требуется ознакомиться с политическими, культурными, военными и прочими аспектами. Именно поэтому рассмотрение китайско-южнокорейских отношений осуществлено на основе системного анализа. В отдельные главы были выделены политические и экономические стороны взаимоотношений из которых складываются экономическое сотрудничество между Китаем и Южной Кореей.
Для определения зависимости одной страны от другой, был широко использован сравнительный метод. В частности, при написании главы, посвящённой взаимодействиям в сфере экономики, было осуществлено сопоставление показателей китайско-южнокорейской торговли с аналогичными показателями двухсторонних взаимоотношений Китая с Японией, США. Выбор стран при этом был основан на статистических данных, взятых с TrendEconomy - Портал открытых данных. Таким образом, использование указанных выше теорий и методов позволяет выявить и проанализировать основные аспекты китайско-южнокорейских экономических отношений, а также сформулировать цели, преследуемые обеими сторонами в отношении друг друга.
Так же использовалась теория глобализации. Глобализация превращает значительную часть мировой экономики в единый рынок товаров, услуг, знаний и капитала. Экономическая интеграция является частью глобализационного процесса. Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницам. В работе рассмотрены Соглашения о свободной торговли КНР и Южной Кореей, а также Зона свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей которые можно считать интеграционными объединениями.
Источниковая база исследования: «Совместное коммюнике об установлении двухсторонних дипломатических отношений между КНР и РК» от 24.08.1992. Данный вид документа даёт представления о ходе переговоров и фиксирует их итог, отображает договорённости, которые стороны достигли в различных сферах отношений.
«Соглашение о свободной торговле между Китаем и Южной Кореей» подписанное 1 июня 2015 года. Это соглашение предоставляет КНР и Южной Корее новые возможности для укрепления партнерства. Такие источники публикуются на официальном правительственном сайте КНР и на сайте газеты «Жэньминь жибао».
«Совместное коммюнике Китая и Республики Корея» от 25.08.2008. Центральное место в нём занимают вопросы торгового дисбаланса, инвестиционного сотрудничества и открытия зоны свободной торговли между КНР и РК.
Апробация работы. Основные положения данного дипломного проекта докладывались на IX Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 2021 г).
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка литературы. Первая глава посвящена рассмотрению влияния политики на экономические связи двух стран, а также динамике внешнеторгового сотрудничества между КНР и РК в конце ХХ и начале XI вв. Во второй главе рассмотрено взаимодействие КНР и Южной Кореи в рамках интеграционных проектах в Восточной Азии на примере создания зоны свободной торговли
между ведущими восточноазиатскими государствами Народной Республикой, Японией и Республикой Кореей.
Существенное развитие экономических отношений между Республикой Корея и КНР фактически началось после установление дипломатических отношений в 1992 году.
После установления дипломатических отношений объём двусторонней торговли между странами вырос, даже на фоне успешной торговли до 1992 года. В XXI в. торговля продолжает играть важную роль в экономическом отношениях Китая и Республики Корея. Объём торговли с каждым годом увеличивается, исключением стали кризисные года 2008 г. и 2015 г. Географическая структура внешней торговли Южной Кореи с течением времени претерпевает изменения по сравнению с ХХ в., Китай укрепляет свои позиции и постепенно вытесняет главного торгового партнера Южной Кореи - США. Объем двухсторонней торговли между Южной Кореей и Китаем растет и с 2004 года превышает объем торговли между Южной Кореей и США. В 2019 году объем торговли с США составил 136 842 млн. долл., а с КНР 284 537 млн. долл. На сегодняшний день для Южной Кореи Китай является партнером номер один по объемам торговли, на втором месте находится США. Меняется, хоть и не очень существенно товарная структура товарооборота между странами. Импорт КНР из РК почти не изменился в отличие от экспорта. Раньше Китай экспортировал продукцию потребительского назначения (каменный уголь, трикотаж, игрушки и т.д.), но в последнее десятилетие в следствии запуска новых производственных площадок на экспорт идет электроника, офисная техника, телефоны и постепенно становится конкурентом Республики Корея в областях производства мобильных телефонов, телекоммуникационного оборудования и других отраслях.
У Южной Кореи положительное торговое сальдо в двухсторонней торговле с Китаем с 1992 г. и каждый год отрицательный торговый баланс КНР растёт несмотря ни на что. Одна из причин в том, что структура производства в РК более развитая, а также существуют таможенные барьеры в Южной Кореи для товаров из Китая.
В пользу торгового сотрудничества действуют факторы территориальной близости, похожей структуры экспорта по товарным категориям, более дешевая рабочая сила в Китае.
Подписание 1 июня 2015 года КНР и Республикой Корея соглашения о свободной торговле, которое подразумевает отмену пошлин на 92% товаров из Китая на 20 лет и на 91% товаров из Кореи способствует изменению структуры внешней торговли между странами. Импортные пошлины между странами снизились как по основным категориям импорта (машинное и электронное оборудование, металлы, химикаты), так и по всем товарам в целом, что благоприятно влияет на увеличение товарооборота.
Благодаря соглашению расширились возможности для инвестиций. Большая часть корейских инвестиций в Китае направлена в сектор автомобильной промышленности и информационных технологий. Какое-то время наблюдалась нестабильная динамика объёма инвестиций, явившаяся следствием отказа китайского правительства от политики льгот в отношении южнокорейских инвесторов, а также значительно возросшей стоимостью труда в КНР, повлекшей за собой рост себестоимости товаров. Свою роль сыграл и кризис Thaad после которого отношения между Китаем и Южной Кореей стали «холодными». Но начиная с 2019 г. деловые и инвестиционные обмены между Китаем и Южной Кореей стали очень тесными, и Южная Корея не хочет отказываться от китайского рынка. В настоящее время она намерена ускорить инвестиции, особенно в промышленность.
Инвестиции Китая в Южной Кореи непосредственно направлены на производство материалов, комплектующих и оборудования . Кроме того, китайские инвесторы также высоко ценят новые отрасли, такие как робототехника, искусственный интеллект. Но при стабильном росте объёма зарубежных инвестиций в КНР китайские инвесторы, в свою очередь, слабо заинтересованы в южнокорейском рынке. Причиной этого является стремление Китая наращивать своё влияние в малоосвоенных в инвестиционном плане странах.
Продолжением развития экономических связей между Китаем и Южной Кореей может служить подписание ЗСТ между Китаем, Южной Кореей и Японией. Идея о создании интеграционных элементов между тремя «гигантами» Азии была высказана ещё в мае 2012 года, и до настоящего времени прошло 16 раундов переговоров по этому вопросу. Данная инициатива, может стать не просто началом, но фундаментом дальнейшей и более тесной взаимосвязи Пекина, Сеула и Токио, на основе которой можно развивать идею сильного экономического и политического объединения в Азиатско-тихоокеанском регионе, что, очевидно принесёт выгоду всем основателям возможного будущего объединения. Но на данном этапе пока будут нерешённые дипломатические вопросы и территориальные споры, а также состояние экономики и промышленности внутри каждой отдельной державы подписание соглашение будет отложено.
Интересы КНР и США сталкиваются на Корейском полуострове, поэтому Южная Корея занимает одно из ключевых мест в борьбе КНР за статус регионального лидера, что приводит к стремлению Китая увеличить своё влияние в Южной Корее.
Действуя в рамках выбранного внешнеполитического курса на невмешательство во внутренние дела других стран, Китай в отношениях с РК опирается на методы «мягкой силы». Это приводит к комплексному развитию двухсторонних отношений и активному развитию контактов во многих сферах. Проблемы, существующие в китайско-южнокорейских отношениях, не оказывают серьёзное влияние на развитие взаимоотношений. Тем не менее, эти проблемы потенциально опасны и в будущем могут послужить поводом для разногласий между КНР и РК.
Таким образом, внешнеторговое сотрудничество Китая и Республики Корея является сложным, динамичным и постоянно меняющимся процессом.
После установления дипломатических отношений объём двусторонней торговли между странами вырос, даже на фоне успешной торговли до 1992 года. В XXI в. торговля продолжает играть важную роль в экономическом отношениях Китая и Республики Корея. Объём торговли с каждым годом увеличивается, исключением стали кризисные года 2008 г. и 2015 г. Географическая структура внешней торговли Южной Кореи с течением времени претерпевает изменения по сравнению с ХХ в., Китай укрепляет свои позиции и постепенно вытесняет главного торгового партнера Южной Кореи - США. Объем двухсторонней торговли между Южной Кореей и Китаем растет и с 2004 года превышает объем торговли между Южной Кореей и США. В 2019 году объем торговли с США составил 136 842 млн. долл., а с КНР 284 537 млн. долл. На сегодняшний день для Южной Кореи Китай является партнером номер один по объемам торговли, на втором месте находится США. Меняется, хоть и не очень существенно товарная структура товарооборота между странами. Импорт КНР из РК почти не изменился в отличие от экспорта. Раньше Китай экспортировал продукцию потребительского назначения (каменный уголь, трикотаж, игрушки и т.д.), но в последнее десятилетие в следствии запуска новых производственных площадок на экспорт идет электроника, офисная техника, телефоны и постепенно становится конкурентом Республики Корея в областях производства мобильных телефонов, телекоммуникационного оборудования и других отраслях.
У Южной Кореи положительное торговое сальдо в двухсторонней торговле с Китаем с 1992 г. и каждый год отрицательный торговый баланс КНР растёт несмотря ни на что. Одна из причин в том, что структура производства в РК более развитая, а также существуют таможенные барьеры в Южной Кореи для товаров из Китая.
В пользу торгового сотрудничества действуют факторы территориальной близости, похожей структуры экспорта по товарным категориям, более дешевая рабочая сила в Китае.
Подписание 1 июня 2015 года КНР и Республикой Корея соглашения о свободной торговле, которое подразумевает отмену пошлин на 92% товаров из Китая на 20 лет и на 91% товаров из Кореи способствует изменению структуры внешней торговли между странами. Импортные пошлины между странами снизились как по основным категориям импорта (машинное и электронное оборудование, металлы, химикаты), так и по всем товарам в целом, что благоприятно влияет на увеличение товарооборота.
Благодаря соглашению расширились возможности для инвестиций. Большая часть корейских инвестиций в Китае направлена в сектор автомобильной промышленности и информационных технологий. Какое-то время наблюдалась нестабильная динамика объёма инвестиций, явившаяся следствием отказа китайского правительства от политики льгот в отношении южнокорейских инвесторов, а также значительно возросшей стоимостью труда в КНР, повлекшей за собой рост себестоимости товаров. Свою роль сыграл и кризис Thaad после которого отношения между Китаем и Южной Кореей стали «холодными». Но начиная с 2019 г. деловые и инвестиционные обмены между Китаем и Южной Кореей стали очень тесными, и Южная Корея не хочет отказываться от китайского рынка. В настоящее время она намерена ускорить инвестиции, особенно в промышленность.
Инвестиции Китая в Южной Кореи непосредственно направлены на производство материалов, комплектующих и оборудования . Кроме того, китайские инвесторы также высоко ценят новые отрасли, такие как робототехника, искусственный интеллект. Но при стабильном росте объёма зарубежных инвестиций в КНР китайские инвесторы, в свою очередь, слабо заинтересованы в южнокорейском рынке. Причиной этого является стремление Китая наращивать своё влияние в малоосвоенных в инвестиционном плане странах.
Продолжением развития экономических связей между Китаем и Южной Кореей может служить подписание ЗСТ между Китаем, Южной Кореей и Японией. Идея о создании интеграционных элементов между тремя «гигантами» Азии была высказана ещё в мае 2012 года, и до настоящего времени прошло 16 раундов переговоров по этому вопросу. Данная инициатива, может стать не просто началом, но фундаментом дальнейшей и более тесной взаимосвязи Пекина, Сеула и Токио, на основе которой можно развивать идею сильного экономического и политического объединения в Азиатско-тихоокеанском регионе, что, очевидно принесёт выгоду всем основателям возможного будущего объединения. Но на данном этапе пока будут нерешённые дипломатические вопросы и территориальные споры, а также состояние экономики и промышленности внутри каждой отдельной державы подписание соглашение будет отложено.
Интересы КНР и США сталкиваются на Корейском полуострове, поэтому Южная Корея занимает одно из ключевых мест в борьбе КНР за статус регионального лидера, что приводит к стремлению Китая увеличить своё влияние в Южной Корее.
Действуя в рамках выбранного внешнеполитического курса на невмешательство во внутренние дела других стран, Китай в отношениях с РК опирается на методы «мягкой силы». Это приводит к комплексному развитию двухсторонних отношений и активному развитию контактов во многих сферах. Проблемы, существующие в китайско-южнокорейских отношениях, не оказывают серьёзное влияние на развитие взаимоотношений. Тем не менее, эти проблемы потенциально опасны и в будущем могут послужить поводом для разногласий между КНР и РК.
Таким образом, внешнеторговое сотрудничество Китая и Республики Корея является сложным, динамичным и постоянно меняющимся процессом.
Подобные работы
- Политика Японии в области обеспечения международной безопасности на рубеже XX — XXI веков
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - «Китайский фактор» в международной политике на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XX-XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика Китая по отношению к странам Юго-Восточной Азии с 1990-х по 2010-е годы
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политические отношения между Республикой Корея и Китайской Народной Республикой в 2000–2020 гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИКАРАГУА (XXI В.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИКАРАГУА (XXI В.) EVOLUTION OF THE FOREIGN POLICY OF NICARAGUA (XXI CENTURY)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



