Великий шелковый путь как механизм межцивилизационного взаимодействия в древности и средние века
|
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. История формирования и развития Великого шелкового пути 17
1.1. Древнейшие торговые пути на территории Азии и
формирование Великого шелкового пути как единой трансконтинентальной магистрали 17
1.2. Функционирование Великого шелкового пути в период раннего
средневековья (III—V вв.) 23
1.3. Функционирование Великого шелкового пути в период
развитого средневековья (VI-XII вв.) 29
1.4. Развитие Великого шелкового пути и система его маршрутов в
период империи монголов (XIII - середина XIV вв.) 36
1.5. Факторы угасания Великого шелкового пути как
трансконтинентальной магистрали в период позднего средневековья (середина XIV - начало XVI вв.) 41
Глава 2. Великий шелковый путь в системе экономической и межкультурной коммуникации 47
2.1. Китай как восточный полюс межцивилизационного взаимодействия
на Великом шелковом пути 47
2.2. Великий шелковый путь как движущий фактор экономического и
межкультурного взаимодействия народов Центральной Азии на евразийском пространстве 52
2.3. Великий шелковый путь в коммуникации Востока и Запада -
азиатская система, повлиявшая на европейские страны 58
Заключение 63
Список источников и литературы 67
Приложения
Введение 5
Глава 1. История формирования и развития Великого шелкового пути 17
1.1. Древнейшие торговые пути на территории Азии и
формирование Великого шелкового пути как единой трансконтинентальной магистрали 17
1.2. Функционирование Великого шелкового пути в период раннего
средневековья (III—V вв.) 23
1.3. Функционирование Великого шелкового пути в период
развитого средневековья (VI-XII вв.) 29
1.4. Развитие Великого шелкового пути и система его маршрутов в
период империи монголов (XIII - середина XIV вв.) 36
1.5. Факторы угасания Великого шелкового пути как
трансконтинентальной магистрали в период позднего средневековья (середина XIV - начало XVI вв.) 41
Глава 2. Великий шелковый путь в системе экономической и межкультурной коммуникации 47
2.1. Китай как восточный полюс межцивилизационного взаимодействия
на Великом шелковом пути 47
2.2. Великий шелковый путь как движущий фактор экономического и
межкультурного взаимодействия народов Центральной Азии на евразийском пространстве 52
2.3. Великий шелковый путь в коммуникации Востока и Запада -
азиатская система, повлиявшая на европейские страны 58
Заключение 63
Список источников и литературы 67
Приложения
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в XXI в. все более возрастает роль Китая на мировом рынке, появляются проекты воссоздания мощнейшей на Евразийском континенте торговой магистрали древности, но уже в современном, инновационном виде. В связи с этим важно рассмотреть историю создания и функционирования этого пути, его роль в развитии и коммуникации народов, прежде всего по отношению к Китаю, как основателю и главному экспортеру Шелкового пути, народам Центральной Азии, как узловой точки маршрутов, и европейским странам, как конечной точки пути и представителям Западной цивилизации в коммуникации Восток-Запад.
Великий шелковый путь являлся торговой магистралью в международном масштабе. Он связывал весь материк с Востока на Запад: Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток, Римскую Империю (страны Европы в дальнейшем). Имел несколько маршрутов и общую протяженность свыше 7000 километров, просуществовал со II в. до н.э. по XV в. н.э. Свое название он получил в честь основного предмета торговли - китайского шелка.
Великий шелковый путь считается самым устойчивым в доиндустриальном периоде. Купцы, следовавшие по маршруту, были под защитой вне зависимости от национальности и вероисповедания. Страны, входившие в Великий шелковый путь, получили существенный импульс в экономическом развитии. Кроме того, этот торговый путь не раз становился предметом военных конфликтов и разделения сфер влияния, играя таким образом важную роль во внешней политике этих стран. Рассматриваемая торговая магистраль также явилась дорогой культурного обогащения, обменом знаний и технологий, общения цивилизаций.
Великий шелковый путь во многом заложил международное сотрудничество, дипломатические и торговые отношения между странами Евразийского континента, сыграл важную роль в межкультурной коммуникации.
Объектом исследования выступает система Великих шелковых путей в древности и средние века.
Предметом исследования является Великий шелковый путь и его роль в развитии межцивилизационных контактов народов Европы и Азии в древности и средние века.
Под термином «Великий шелковый путь» в данном исследовании понимается система сухопутных торговых маршрутов, проходившая из Китая через страны Центральной Азии, Индию, Ближний Восток, Средиземноморье, Северный Прикаспий и Причерноморье в Европу (Римскую и Византийскую империи, Венецию и Геную).
Стоит отметить, что во времена своего существования эта магистраль, складывавшаяся из сети локальных маршрутов, не имела единого названия, термин «Шелковый путь» предложил в 1877 г. немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в первом томе своего труда «Китай. Результаты собственных путешествий». Первоначально фон Рихтгофен понимал под ним лишь пути, связывающие Империю Хань с «Западным краем» (то есть Центральной Азией) и Индией, предназначенные для торговли шелком, однако последующие исследователи древних торговых путей расширили содержание термина до современного понимания.
Также стоит отметить, что наряду с сухопутными маршрутами в изучаемом регионе с древности существовали и морские коммуникации, которые также играли немаловажную роль в культурном и товарном обмене, дополняя, а в определенные периоды и конкурируя с сухопутной торговлей. Эти коммуникации также объединяются исследователями под термином «Морской шелковый путь». Тем не менее, в силу недостаточной развитости судоходства до XVI в. сухопутный Шелковый путь не терял своей актуальности. Поэтому данное исследование сосредоточено главным образом на сухопутных трассах Великого шелкового пути.
Историография проблемы. Тема функционирования исторического Шелкового пути и контактов различных народов на данной магистрали имеет довольно широкую разработанность как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В целях систематизации проведенных исследований стоит разделить весь массив работ, прямо или косвенно затрагивающих данную проблематику, на несколько блоков.
Первый блок включает в себя общие работы по истории Центральной Азии, Китая и сопредельных регионов. Основополагающим является исследование коллектива авторов (М.В. Крюкова, Л.С. Переломова и др.) по истории Китая, которое охватывает широкие хронологические рамки с древности до начала Нового времени . В них дается подробная характеристика экономического, политического и культурного развития Китая в различные периоды, всесторонне рассматриваются внешние контакты Китая, оценивается влияние внешних контактов на культуру Китая, делается вывод о важности Шелкового пути во взаимодействии Китая с внешним миром. Эти работы сосредоточены главным образом на развитии Китая и не дают полной картины функционирования Шелкового пути на всем его протяжении. Общая политическая конъюнктура в изучаемых регионах раскрывается в работах по всемирной истории, например, в многотомном труде «Всемирная история. Энциклопедия в 10-и томах» (тт. 2, 3, 4) . Однако здесь уделено очень мало внимания торговым и культурным контактам, эти труды так же не дают полной картины функционирования Шелкового пути. В изучении более позднего периода существования Шелкового пути интерес представляет исследование американского ученого Дж. Уэзерфорда «Чингисхан и рождение современного мира», где помимо подробного изложения истории жизни и завоеваний Чингисхана и его потомков, оценивается вклад монголов в развитие международной торговли и торговых путей в регионе .
Вторая группа исследований посвящена непосредственно изучению истории и развития Великого шелкового пути. Предпосылки зарождения торговли в центральноазиатском регионе, торговые маршруты до начала функционирования Шелкового пути и факторы формирования единой магистрали анализируются в статье У.М. Мавланова и Б.Ж. Эшова и монографии Е.Е. Кузьминой . Работы Л.А. Мамлеевой, Е.У. Байдарова, Ю.В. Латова, С.Е. Докашевой, Линь Мэйцуня, Цинь Юйцая посвящены изучению истории развития шелковых магистралей в эпоху древности и средневековья, особое внимание авторы обращали на влияние политических условий на развитие торговых коммуникаций. Подчеркивалась роль Шелковых путей в культурном взаимообмене, распространении знаний и идей. Однако исследования практически не затрагивают механизмы и результаты культурного взаимообмена между восточной и западной цивилизациями. В эту же группу можно отнести монографию Рауля Маклафлина, где автор рассматривает процесс возникновения широкой сети международной торговли и исследует воздействие этих трансконтинентальных контактов на экономику и общество ведущих держав древности в период Римской и Ханьской империй, при этом аспекты духовного взаимодействия не освещены.
В третью группу исследований можно вынести изыскания, посвященные региональным контактам в системе Шелкового пути. Проблема контактов Китая с народами Центральной Азии и Южной Сибири и взаимного влияния культур указанных регионов раскрывается в исследованиях Е.Б. Бариновой. В монографии американского исследователя Э. Шефера подробно описываются новые элементы материальной и духовной культуры, проникавшие в Китай в эпоху Тан, производится анализ культурного влияния извне на Китай. Современная историография центральноазиатских государств анализирует место важнейших региональных центров Средней Азии в осуществлении торговых контактов и влияние Шелкового пути на их развитие, например, информативными в этом отношении являются работы А. Анарбаева и Х. Курбанова. Большое внимание центральноазиатскими исследователями уделяется роли согдийцев в товарном и культурном обмене, стоит выделить работы А.О. Орифова, А.Р. Аюбова и А.М. Мамадазимова, где авторы приходят к выводу о важности согдийского посредничества не только в торговле, но и в дипломатии и культурном обмене далеко за пределами Центральной Азии. Функционирование западных отрезков Шелкового пути изучается в неразрывной связи с внешней политикой различных европейских государств в разные исторические периоды. М. Тезджан и Дж. Торли анализируют торговые связи Римской империи в восточном направлении. В работах О.П. Жданович раскрываются вопросы взаимодействия Византийской империи с Тюркскими каганатами. А.К. Шагинян и Ю.А. Прокопенко анализируют воздействие арабо-византийских и ирано-византийских войн на торговлю в регионе и изменение торговых маршрутов, оценивают место и роль городов Кавказа в транзитной торговле Востока и Запада. Международную торговлю в период монгольских империй рассматривает А.Г. Еманов в своей монографии «Между Полярной звездой и Полуденным Солнцем: Кафа в мировой торговле XIII-XV вв.». Вторая глава монографии посвящена сообщению Востока и Запада по Великому шелковому пути, определяется место и роль Кафы (совр. Феодосия, Крым) на Шелковом пути, подробно описываются маршруты Шелкового пути на всем их протяжении и их связь с европейскими государствами (Венецией, Генуей, Польшей, Русью), анализируется товарооборот, шедший через Кафу. Представленные работы по западному отрезку Шелкового пути сосредоточены главным образом на экономической и политической составляющей торговли и не затрагивают культурный взаимообмен.
Подводя итог историографическому обзору, можно сделать вывод о том, что степень изученности проблемы функционирования Шелкового пути достаточно высокая, внимание уделено межцивилизационным контактам Китая и стран Центральной Азии, однако же проблема культурного взаимодействия Востока (Азии) и Запада (Римской и Византийской империй, Венеции, Генуи) не стала предметом специального исследования, что определяет цель работы.
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе места и роли Великого шелкового пути в межцивилизационном взаимодействии государств Востока и Запада в древности и средние века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить исторические обстоятельства возникновения Шелкового пути в эпоху древности.
2. Выявить и обосновать основные этапы развития Шелкового пути в эпоху древности и средневековья (со II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.).
3. Определить роль Шелкового пути во внешнеполитической стратегии Китая в эпохи древности и средневековья.
4. Оценить влияние контактов по Шелковому пути на экономику, духовную и материальную культуру Китая.
5. Проанализировать роль Шелкового пути в системе экономических и межкультурных коммуникаций центральноазиатского региона.
6. Определить значение Великого шелкового пути в системе межцивилизационного взаимодействия Востока и Запада.
Территориальные рамки исследования обусловлены широким охватом Шелковых путей и включают в себя Китай, в его изменяющихся исторических границах, Центральную Азию, Индию, Ближний Восток, Восточное Средиземноморье, Северный Прикаспий и Причерноморье, страны Европы (Римскую и Византийскую империи, Венецию и Геную).
Хронологические рамки исследования обусловлены временем, когда сухопутный Шелковый путь играл ведущую роль в коммуникации Востока и Запада, и включают в себя период со II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.
Анализ источниковой базы. Источники, послужившие основой данного исследования, представляют собой письменные повествовательные свидетельства. Их можно разделить на несколько групп.
Первая - летописи, хроники и исторические труды китайских, арабских и персидских авторов. Первым интересующий нас период описал древнекитайский историк Сыма Цянь, живший во времена Старшей Хань. В своем труде «Исторические записки», датирующемся II-1 вв. до н.э., в главе 123 он приводит сокращенный вариант доклада Чжан Цяня, путешествие в Западный край которого положило начало Великому шелковому пути. В этом отрывке изложены важные сведения о землях к западу от Китая и населявших их народах во II в. до н.э. Краткую биографию Чжан Цяня и описание Западного края также можно найти в работах более позднего историографа династии Хань - Бань Гу, жившего в I в. н.э. Взаимоотношения Китая с народами Центральной Азии с эпохи Хань до эпохи Тан включительно позволит рассмотреть сборник документов, переведенных и прокомментированных А.Г. Малявкиным. В него вошли как династийные хроники, так и другие исторические и географические сочинения танских авторов. Монгольский период отражен в извлечениях из арабских и персидских сочинений в переводе В.Г. Тизенгаузена, изданных в двух томах «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды» 1, а также в сочинении арабского путешественника Ибн-Баттуты, описывающем города, культурную, политическую и социальную жизнь Средней Азии первой половины XIV в. Данное исследование опирается на публикацию извлечений в книге Н. Ибрагимова «Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии» .
Вторая группа - дневники европейских путешественников и торговцев, которые включают в себя как исторические и географические описания, так и собственные сочинения авторов. Товарооборот Римской империи позволяет установить сочинение «Перипл Эритрейского моря», датирующееся I в. н.э . Его автором, имя которого не известно, считается живший в Египте торговец- грек, который описал проделанный им морской торговый путь из Египта в Индию, указывая, главным образом, эмпории (рыночные пункты) и предметы торговли. Несмотря на то, что это сочинение посвящено морской торговле, оно представляет интерес и для данного исследования, поскольку позволяет судить о товарообмене между Востоком и Западом на крайней западной точке сухопутного Шелкового пути. Для изучения более позднего периода функционирования Шелкового пути интерес представляют записи о путешествиях Джиованни дель Плано Карпини и Гильома де Рубрука - францисканских монахов, посланных к монголам с дипломатическими миссиями в 1245-1247 и 1253-1255 гг. соответственно. В их сочинениях можно найти описания земель и народов Золотой Орды и Средней Азии, их путь пролегал по маршрутам Шелкового пути до столицы монгольской империи - Каракорума (Монголия). Особую ценность для данного исследования представляет «Книга Марко Поло», в которой приведены подробные сведения о маршруте путешественников, пролегавшем также по Шелковому пути, о городах, культуре и быте народов изучаемого региона. В отличие от своих предшественников, Марко Поло посетил Китай и какое-то время проживал там, а также, будучи купцом, уделял особое внимание товарам и торговле на протяжении всего путешествия. История взаимоотношений Востока и Запада в средние века представлена также в сборнике документов, преимущественно путевых заметок европейских авторов, «Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков» . Несмотря на то, что данный сборник посвящен в большей степени народам Кавказа, он также охватывает и народы Средней Азии. Касательно торговых отношений важен справочник флорентийского финансиста Франческо Пеголотти «Руководство по торговле», составленный в первой половине XIV в. Этот же справочник, но с детальными комментариями относительно денежно-весовой системы Таны (Азова) приведен в издании А.Г. Федорова-Давыдова.
Третья группа - научные труды античных авторов. Сюда можно отнести сочинение «Естествознание» Гая Плиния Старшего, римского писателя I в. н.э., где он приводит весьма обширные сведения об Индии и Аравии, включающие в себя географические описания земель, описания народов и некоторых особенностей их хозяйствования, животного и растительного мира, отрывочные сведения о Китае. Кроме того, он подробно рассматривает товары, идущие в Рим из Индии и некоторых среднеазиатских стран, а также китайские товары.
В целом, источниковая база выглядит достоверно и репрезентативно и позволит решить поставленные задачи.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования выступили основные положения цивилизационной теории, предложенной А. Тойнби. Согласно этой теории, каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный культурный мир, со своей спецификой и своими индивидуальными чертами. Данный подход позволит рассмотреть контакты различных цивилизаций на Шелковом пути в их взаимодействии и взаимовлиянии, выявить и проанализировать культурный обмен между ними.
Решение поставленных задач осуществляется при помощи следующих методов: историко-генетического и хронологического, методов типологизации и сравнения, а также анализа сведений из источников и литературы. Кроме того, в работе используется системный подход для рассмотрения системы отношений между цивилизациями, осуществлявшейся через построение транспортных коммуникаций.
Апробация исследования прошла в рамках региональных молодежных конференций «Мой выбор - Наука!» в 2020-2022 гг., II международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность» в 2021 г., осенней научно-образовательной сессии Школы молодых ученых-тюркологов и алтаистов «Тюркский мир: история, культура и образование» в 2021 г.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Во введении определяется актуальность исследуемой темы, выделяются объект и предмет исследовательской работы, делается обзор историографии проблемы, формулируются цели и задачи работы, определяются территориальные и хронологические рамки исследования, анализируется источниковая база исследования, обосновывается выбранная методология исследования, а также указывается апробация работы.
Первая глава посвящена истории формирования и развития Великого шелкового пути и делится на 5 параграфов. Вторая глава посвящена анализу межкультурных контактов по Великому шелковому пути и состоит из 3 параграфов.
В заключении работы подводятся итоги исследования и делаются основные выводы.
В приложениях представлены карты маршрутов Шелкового пути в различные исторические периоды.
Великий шелковый путь являлся торговой магистралью в международном масштабе. Он связывал весь материк с Востока на Запад: Китай, Среднюю Азию, Ближний Восток, Римскую Империю (страны Европы в дальнейшем). Имел несколько маршрутов и общую протяженность свыше 7000 километров, просуществовал со II в. до н.э. по XV в. н.э. Свое название он получил в честь основного предмета торговли - китайского шелка.
Великий шелковый путь считается самым устойчивым в доиндустриальном периоде. Купцы, следовавшие по маршруту, были под защитой вне зависимости от национальности и вероисповедания. Страны, входившие в Великий шелковый путь, получили существенный импульс в экономическом развитии. Кроме того, этот торговый путь не раз становился предметом военных конфликтов и разделения сфер влияния, играя таким образом важную роль во внешней политике этих стран. Рассматриваемая торговая магистраль также явилась дорогой культурного обогащения, обменом знаний и технологий, общения цивилизаций.
Великий шелковый путь во многом заложил международное сотрудничество, дипломатические и торговые отношения между странами Евразийского континента, сыграл важную роль в межкультурной коммуникации.
Объектом исследования выступает система Великих шелковых путей в древности и средние века.
Предметом исследования является Великий шелковый путь и его роль в развитии межцивилизационных контактов народов Европы и Азии в древности и средние века.
Под термином «Великий шелковый путь» в данном исследовании понимается система сухопутных торговых маршрутов, проходившая из Китая через страны Центральной Азии, Индию, Ближний Восток, Средиземноморье, Северный Прикаспий и Причерноморье в Европу (Римскую и Византийскую империи, Венецию и Геную).
Стоит отметить, что во времена своего существования эта магистраль, складывавшаяся из сети локальных маршрутов, не имела единого названия, термин «Шелковый путь» предложил в 1877 г. немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен в первом томе своего труда «Китай. Результаты собственных путешествий». Первоначально фон Рихтгофен понимал под ним лишь пути, связывающие Империю Хань с «Западным краем» (то есть Центральной Азией) и Индией, предназначенные для торговли шелком, однако последующие исследователи древних торговых путей расширили содержание термина до современного понимания.
Также стоит отметить, что наряду с сухопутными маршрутами в изучаемом регионе с древности существовали и морские коммуникации, которые также играли немаловажную роль в культурном и товарном обмене, дополняя, а в определенные периоды и конкурируя с сухопутной торговлей. Эти коммуникации также объединяются исследователями под термином «Морской шелковый путь». Тем не менее, в силу недостаточной развитости судоходства до XVI в. сухопутный Шелковый путь не терял своей актуальности. Поэтому данное исследование сосредоточено главным образом на сухопутных трассах Великого шелкового пути.
Историография проблемы. Тема функционирования исторического Шелкового пути и контактов различных народов на данной магистрали имеет довольно широкую разработанность как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В целях систематизации проведенных исследований стоит разделить весь массив работ, прямо или косвенно затрагивающих данную проблематику, на несколько блоков.
Первый блок включает в себя общие работы по истории Центральной Азии, Китая и сопредельных регионов. Основополагающим является исследование коллектива авторов (М.В. Крюкова, Л.С. Переломова и др.) по истории Китая, которое охватывает широкие хронологические рамки с древности до начала Нового времени . В них дается подробная характеристика экономического, политического и культурного развития Китая в различные периоды, всесторонне рассматриваются внешние контакты Китая, оценивается влияние внешних контактов на культуру Китая, делается вывод о важности Шелкового пути во взаимодействии Китая с внешним миром. Эти работы сосредоточены главным образом на развитии Китая и не дают полной картины функционирования Шелкового пути на всем его протяжении. Общая политическая конъюнктура в изучаемых регионах раскрывается в работах по всемирной истории, например, в многотомном труде «Всемирная история. Энциклопедия в 10-и томах» (тт. 2, 3, 4) . Однако здесь уделено очень мало внимания торговым и культурным контактам, эти труды так же не дают полной картины функционирования Шелкового пути. В изучении более позднего периода существования Шелкового пути интерес представляет исследование американского ученого Дж. Уэзерфорда «Чингисхан и рождение современного мира», где помимо подробного изложения истории жизни и завоеваний Чингисхана и его потомков, оценивается вклад монголов в развитие международной торговли и торговых путей в регионе .
Вторая группа исследований посвящена непосредственно изучению истории и развития Великого шелкового пути. Предпосылки зарождения торговли в центральноазиатском регионе, торговые маршруты до начала функционирования Шелкового пути и факторы формирования единой магистрали анализируются в статье У.М. Мавланова и Б.Ж. Эшова и монографии Е.Е. Кузьминой . Работы Л.А. Мамлеевой, Е.У. Байдарова, Ю.В. Латова, С.Е. Докашевой, Линь Мэйцуня, Цинь Юйцая посвящены изучению истории развития шелковых магистралей в эпоху древности и средневековья, особое внимание авторы обращали на влияние политических условий на развитие торговых коммуникаций. Подчеркивалась роль Шелковых путей в культурном взаимообмене, распространении знаний и идей. Однако исследования практически не затрагивают механизмы и результаты культурного взаимообмена между восточной и западной цивилизациями. В эту же группу можно отнести монографию Рауля Маклафлина, где автор рассматривает процесс возникновения широкой сети международной торговли и исследует воздействие этих трансконтинентальных контактов на экономику и общество ведущих держав древности в период Римской и Ханьской империй, при этом аспекты духовного взаимодействия не освещены.
В третью группу исследований можно вынести изыскания, посвященные региональным контактам в системе Шелкового пути. Проблема контактов Китая с народами Центральной Азии и Южной Сибири и взаимного влияния культур указанных регионов раскрывается в исследованиях Е.Б. Бариновой. В монографии американского исследователя Э. Шефера подробно описываются новые элементы материальной и духовной культуры, проникавшие в Китай в эпоху Тан, производится анализ культурного влияния извне на Китай. Современная историография центральноазиатских государств анализирует место важнейших региональных центров Средней Азии в осуществлении торговых контактов и влияние Шелкового пути на их развитие, например, информативными в этом отношении являются работы А. Анарбаева и Х. Курбанова. Большое внимание центральноазиатскими исследователями уделяется роли согдийцев в товарном и культурном обмене, стоит выделить работы А.О. Орифова, А.Р. Аюбова и А.М. Мамадазимова, где авторы приходят к выводу о важности согдийского посредничества не только в торговле, но и в дипломатии и культурном обмене далеко за пределами Центральной Азии. Функционирование западных отрезков Шелкового пути изучается в неразрывной связи с внешней политикой различных европейских государств в разные исторические периоды. М. Тезджан и Дж. Торли анализируют торговые связи Римской империи в восточном направлении. В работах О.П. Жданович раскрываются вопросы взаимодействия Византийской империи с Тюркскими каганатами. А.К. Шагинян и Ю.А. Прокопенко анализируют воздействие арабо-византийских и ирано-византийских войн на торговлю в регионе и изменение торговых маршрутов, оценивают место и роль городов Кавказа в транзитной торговле Востока и Запада. Международную торговлю в период монгольских империй рассматривает А.Г. Еманов в своей монографии «Между Полярной звездой и Полуденным Солнцем: Кафа в мировой торговле XIII-XV вв.». Вторая глава монографии посвящена сообщению Востока и Запада по Великому шелковому пути, определяется место и роль Кафы (совр. Феодосия, Крым) на Шелковом пути, подробно описываются маршруты Шелкового пути на всем их протяжении и их связь с европейскими государствами (Венецией, Генуей, Польшей, Русью), анализируется товарооборот, шедший через Кафу. Представленные работы по западному отрезку Шелкового пути сосредоточены главным образом на экономической и политической составляющей торговли и не затрагивают культурный взаимообмен.
Подводя итог историографическому обзору, можно сделать вывод о том, что степень изученности проблемы функционирования Шелкового пути достаточно высокая, внимание уделено межцивилизационным контактам Китая и стран Центральной Азии, однако же проблема культурного взаимодействия Востока (Азии) и Запада (Римской и Византийской империй, Венеции, Генуи) не стала предметом специального исследования, что определяет цель работы.
Цель данного исследования состоит в комплексном анализе места и роли Великого шелкового пути в межцивилизационном взаимодействии государств Востока и Запада в древности и средние века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить исторические обстоятельства возникновения Шелкового пути в эпоху древности.
2. Выявить и обосновать основные этапы развития Шелкового пути в эпоху древности и средневековья (со II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.).
3. Определить роль Шелкового пути во внешнеполитической стратегии Китая в эпохи древности и средневековья.
4. Оценить влияние контактов по Шелковому пути на экономику, духовную и материальную культуру Китая.
5. Проанализировать роль Шелкового пути в системе экономических и межкультурных коммуникаций центральноазиатского региона.
6. Определить значение Великого шелкового пути в системе межцивилизационного взаимодействия Востока и Запада.
Территориальные рамки исследования обусловлены широким охватом Шелковых путей и включают в себя Китай, в его изменяющихся исторических границах, Центральную Азию, Индию, Ближний Восток, Восточное Средиземноморье, Северный Прикаспий и Причерноморье, страны Европы (Римскую и Византийскую империи, Венецию и Геную).
Хронологические рамки исследования обусловлены временем, когда сухопутный Шелковый путь играл ведущую роль в коммуникации Востока и Запада, и включают в себя период со II в. до н.э. по начало XVI в. н.э.
Анализ источниковой базы. Источники, послужившие основой данного исследования, представляют собой письменные повествовательные свидетельства. Их можно разделить на несколько групп.
Первая - летописи, хроники и исторические труды китайских, арабских и персидских авторов. Первым интересующий нас период описал древнекитайский историк Сыма Цянь, живший во времена Старшей Хань. В своем труде «Исторические записки», датирующемся II-1 вв. до н.э., в главе 123 он приводит сокращенный вариант доклада Чжан Цяня, путешествие в Западный край которого положило начало Великому шелковому пути. В этом отрывке изложены важные сведения о землях к западу от Китая и населявших их народах во II в. до н.э. Краткую биографию Чжан Цяня и описание Западного края также можно найти в работах более позднего историографа династии Хань - Бань Гу, жившего в I в. н.э. Взаимоотношения Китая с народами Центральной Азии с эпохи Хань до эпохи Тан включительно позволит рассмотреть сборник документов, переведенных и прокомментированных А.Г. Малявкиным. В него вошли как династийные хроники, так и другие исторические и географические сочинения танских авторов. Монгольский период отражен в извлечениях из арабских и персидских сочинений в переводе В.Г. Тизенгаузена, изданных в двух томах «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды» 1, а также в сочинении арабского путешественника Ибн-Баттуты, описывающем города, культурную, политическую и социальную жизнь Средней Азии первой половины XIV в. Данное исследование опирается на публикацию извлечений в книге Н. Ибрагимова «Ибн Баттута и его путешествия по Средней Азии» .
Вторая группа - дневники европейских путешественников и торговцев, которые включают в себя как исторические и географические описания, так и собственные сочинения авторов. Товарооборот Римской империи позволяет установить сочинение «Перипл Эритрейского моря», датирующееся I в. н.э . Его автором, имя которого не известно, считается живший в Египте торговец- грек, который описал проделанный им морской торговый путь из Египта в Индию, указывая, главным образом, эмпории (рыночные пункты) и предметы торговли. Несмотря на то, что это сочинение посвящено морской торговле, оно представляет интерес и для данного исследования, поскольку позволяет судить о товарообмене между Востоком и Западом на крайней западной точке сухопутного Шелкового пути. Для изучения более позднего периода функционирования Шелкового пути интерес представляют записи о путешествиях Джиованни дель Плано Карпини и Гильома де Рубрука - францисканских монахов, посланных к монголам с дипломатическими миссиями в 1245-1247 и 1253-1255 гг. соответственно. В их сочинениях можно найти описания земель и народов Золотой Орды и Средней Азии, их путь пролегал по маршрутам Шелкового пути до столицы монгольской империи - Каракорума (Монголия). Особую ценность для данного исследования представляет «Книга Марко Поло», в которой приведены подробные сведения о маршруте путешественников, пролегавшем также по Шелковому пути, о городах, культуре и быте народов изучаемого региона. В отличие от своих предшественников, Марко Поло посетил Китай и какое-то время проживал там, а также, будучи купцом, уделял особое внимание товарам и торговле на протяжении всего путешествия. История взаимоотношений Востока и Запада в средние века представлена также в сборнике документов, преимущественно путевых заметок европейских авторов, «Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков» . Несмотря на то, что данный сборник посвящен в большей степени народам Кавказа, он также охватывает и народы Средней Азии. Касательно торговых отношений важен справочник флорентийского финансиста Франческо Пеголотти «Руководство по торговле», составленный в первой половине XIV в. Этот же справочник, но с детальными комментариями относительно денежно-весовой системы Таны (Азова) приведен в издании А.Г. Федорова-Давыдова.
Третья группа - научные труды античных авторов. Сюда можно отнести сочинение «Естествознание» Гая Плиния Старшего, римского писателя I в. н.э., где он приводит весьма обширные сведения об Индии и Аравии, включающие в себя географические описания земель, описания народов и некоторых особенностей их хозяйствования, животного и растительного мира, отрывочные сведения о Китае. Кроме того, он подробно рассматривает товары, идущие в Рим из Индии и некоторых среднеазиатских стран, а также китайские товары.
В целом, источниковая база выглядит достоверно и репрезентативно и позволит решить поставленные задачи.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования выступили основные положения цивилизационной теории, предложенной А. Тойнби. Согласно этой теории, каждая цивилизация рассматривается как самостоятельный культурный мир, со своей спецификой и своими индивидуальными чертами. Данный подход позволит рассмотреть контакты различных цивилизаций на Шелковом пути в их взаимодействии и взаимовлиянии, выявить и проанализировать культурный обмен между ними.
Решение поставленных задач осуществляется при помощи следующих методов: историко-генетического и хронологического, методов типологизации и сравнения, а также анализа сведений из источников и литературы. Кроме того, в работе используется системный подход для рассмотрения системы отношений между цивилизациями, осуществлявшейся через построение транспортных коммуникаций.
Апробация исследования прошла в рамках региональных молодежных конференций «Мой выбор - Наука!» в 2020-2022 гг., II международного алтаистического форума «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность» в 2021 г., осенней научно-образовательной сессии Школы молодых ученых-тюркологов и алтаистов «Тюркский мир: история, культура и образование» в 2021 г.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Во введении определяется актуальность исследуемой темы, выделяются объект и предмет исследовательской работы, делается обзор историографии проблемы, формулируются цели и задачи работы, определяются территориальные и хронологические рамки исследования, анализируется источниковая база исследования, обосновывается выбранная методология исследования, а также указывается апробация работы.
Первая глава посвящена истории формирования и развития Великого шелкового пути и делится на 5 параграфов. Вторая глава посвящена анализу межкультурных контактов по Великому шелковому пути и состоит из 3 параграфов.
В заключении работы подводятся итоги исследования и делаются основные выводы.
В приложениях представлены карты маршрутов Шелкового пути в различные исторические периоды.
Подводя итоги проведенной работы, следует отметить решение поставленных задач. Выявив факторы формирования древнейших торговых путей и их усложнения, мы видим, что развитие столь сложной, разветвленной и в то же время единой коммуникационной системы на пространстве Евразийского континента - это естественный закономерный процесс, обусловленный развитием общества и необходимостью торгового взаимодействия. Эти же факторы объясняют и столь длительный период функционирования Шелкового пути (почти 17 веков, со II в. до н.э. по XV в. н.э.).
История развития Шелкового пути показывает, что периоды его расцвета и упадка тесным образом связаны с геополитической обстановкой на территориях, по которым проходили его основные маршруты. Когда они контролировались крупными, относительно устойчивыми государственными образованиями, торговля по этой магистрали переживала подъем, когда же на этих территориях велись межнациональные конфликты мелких государств, торговля приходила в упадок. Очень часто сам путь и выгоды от торговли по нему приводили к борьбе за контроль на как можно большем отрезке магистрали.
Угасание торговли по сухопутным караванным путям в начале XVI в. также представляется вполне закономерным процессом, обусловленным сразу несколькими факторами. Первый фактор - развитие дальнего мореходства и морской торговли европейцами, так как торговля по морю была намного выгоднее и безопаснее торговли по суше, а с открытием морского пути в Индию и Китай потребность европейцев в сухопутных маршрутах и вовсе отпала. Второй фактор - очередной период раздробленности в регионе после распада монгольских империй, сделавший торговые пути небезопасными, а также разрушение ключевых торговых пунктов на северной ветке пути в ходе завоеваний Тимура Тамерлана. Третий фактор - неблагоприятная внешнеторговая политика династии Мин, сведшая торговлю к приему «дани» 63 и ослабившая связи Китая с Центральной Азией, а начиная с XVI в., и вовсе принявшая формы изоляционизма из-за торговой экспансии европейцев. Четвертый фактор - кризис перепроизводства в XV в., нарушивший равновесие спроса и предложения. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что к началу XVI в. Великий шелковый путь полностью завершил свое существование как единая трансконтинентальная магистраль, связывающая Восток с Западом, и более не смог возродиться. Тем не менее, караванная торговля существовала и в более позднее время, вплоть до XIX в., и сыграла существенную роль в установлении отношений России с Китаем и Центральной Азией.
Шелковый путь сыграл неоспоримо важную роль для всех регионов, включенных в эту глобальную торговую сеть. Благодаря коммуникациям на Шелковом пути Китай выступает как главный экспортер технологического развития Евразийского континента, распространяя по Шелковому пути важнейшие изобретения и новшества, такие как: шелк и шелководство, производство бумаги и пороха, применение компаса. В то же время он и сам выступает активным реципиентом культурного влияния, воспринимая, во- первых, новые аграрные элементы; во-вторых, новые культурные элементы: религиозные идеи, элементы среднеазиатского и иранского искусства, достижения индийской и арабской науки. При этом отличительной чертой заимствований в Китае было то, что он сумел сохранить свою самобытную культуру, беря только то, что было близко и полезно ему, и трансформируя инородное, подстраивая его под собственную китайскую идентичность. Влияние на Китай Европейских государств в тот период было минимальным, более всего повлияли на Китай Центральная Азия, Индия и Иран.
Великий шелковый путь сыграл важную роль и в жизни центральноазиатских народов. Он способствовал их экономическому процветанию, широкому межэтническому и межгосударственному взаимодействию, взаимообогащению культур. Благодаря торговле по Шелковому пути в Центральной Азии происходил рост городов, осваивались 64 технологии производства многих товаров, осуществлялся обмен религиозными идеями и элементами искусства. Функционированием Шелкового пути объясняется религиозное многообразие этого региона. И именно этот регион больше других пострадал от угасания торговли на Великом шелковом пути, упадок главной торговой магистрали стал одним из решающих факторов, ослабивших торгово-экономические связи в регионе. Так как этот регион не имел выхода к морю, он оказался исключен из системы активного межцивилизационного взаимодействия, а потому многие передовые идеи и новшества не достигали его.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии как Восточной цивилизации, так и Западной. Он стал связующим звеном между ними, позволив осуществлять не только товарный, но и культурный обмен как внутри этих макрорегионов, так и между ними. В конечном итоге, изобретения Китая и других стран Шелкового пути дали импульс дальнейшему развитию Западной цивилизации. Кроме того, опыт торговли по Шелковому пути способствовал развитию принципов международной торговли, которые впоследствии были модифицированы европейцами и во многом заложили основы капиталистической торговли. Путешествия торговцев и миссионеров по торговым трассам способствовало расширению и накоплению знаний европейцев о народах Азии, формировало образ богатого и процветающего Востока, что в дальнейшем станет одной из причин европейской колонизационной экспансии.
Давая взвешенную оценку феномену Великого шелкового пути, невозможно отрицать его значимость для всех участников торгового и культурного взаимодействия. В период древности и средневековья он был основным каналом межцивилизационного взаимодействия на всем евразийском пространстве. Однако не стоит забывать и о негативных факторах такого взаимодействия. Во-первых, Шелковый путь, в связи с большой выгодой торговли по нему, часто являлся причиной конфликтов и войн между различными народами, а также приводил к захвату слабых народов более сильными, как, например, в случае с Центральной Азией, которая стала ареной постоянной борьбы китайской империи за контроль над путями. Во-вторых, Шелковый путь облегчал проникновение шпионов во все вовлеченные в торговлю регионы. И в-третьих, по Шелковому пути могли распространяться эпидемии и болезни, как это не раз было с чумой 1. Тем не менее, все эти негативные факторы порождены не самим Шелковым путем как таковым, они являются неизбежными спутниками любой мировой интеграции, без которой невозможна жизнь ни в древности, ни в современном мире. Шелковый путь стал уникальным феноменом - одной из самых обширных и устойчивых коммуникационных систем за всю историю доиндустриального мира, которая обеспечила начало глобализации мира и обогатила мировую культуру. В этом отношении значение Великого шелкового пути трудно переоценить.
История развития Шелкового пути показывает, что периоды его расцвета и упадка тесным образом связаны с геополитической обстановкой на территориях, по которым проходили его основные маршруты. Когда они контролировались крупными, относительно устойчивыми государственными образованиями, торговля по этой магистрали переживала подъем, когда же на этих территориях велись межнациональные конфликты мелких государств, торговля приходила в упадок. Очень часто сам путь и выгоды от торговли по нему приводили к борьбе за контроль на как можно большем отрезке магистрали.
Угасание торговли по сухопутным караванным путям в начале XVI в. также представляется вполне закономерным процессом, обусловленным сразу несколькими факторами. Первый фактор - развитие дальнего мореходства и морской торговли европейцами, так как торговля по морю была намного выгоднее и безопаснее торговли по суше, а с открытием морского пути в Индию и Китай потребность европейцев в сухопутных маршрутах и вовсе отпала. Второй фактор - очередной период раздробленности в регионе после распада монгольских империй, сделавший торговые пути небезопасными, а также разрушение ключевых торговых пунктов на северной ветке пути в ходе завоеваний Тимура Тамерлана. Третий фактор - неблагоприятная внешнеторговая политика династии Мин, сведшая торговлю к приему «дани» 63 и ослабившая связи Китая с Центральной Азией, а начиная с XVI в., и вовсе принявшая формы изоляционизма из-за торговой экспансии европейцев. Четвертый фактор - кризис перепроизводства в XV в., нарушивший равновесие спроса и предложения. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что к началу XVI в. Великий шелковый путь полностью завершил свое существование как единая трансконтинентальная магистраль, связывающая Восток с Западом, и более не смог возродиться. Тем не менее, караванная торговля существовала и в более позднее время, вплоть до XIX в., и сыграла существенную роль в установлении отношений России с Китаем и Центральной Азией.
Шелковый путь сыграл неоспоримо важную роль для всех регионов, включенных в эту глобальную торговую сеть. Благодаря коммуникациям на Шелковом пути Китай выступает как главный экспортер технологического развития Евразийского континента, распространяя по Шелковому пути важнейшие изобретения и новшества, такие как: шелк и шелководство, производство бумаги и пороха, применение компаса. В то же время он и сам выступает активным реципиентом культурного влияния, воспринимая, во- первых, новые аграрные элементы; во-вторых, новые культурные элементы: религиозные идеи, элементы среднеазиатского и иранского искусства, достижения индийской и арабской науки. При этом отличительной чертой заимствований в Китае было то, что он сумел сохранить свою самобытную культуру, беря только то, что было близко и полезно ему, и трансформируя инородное, подстраивая его под собственную китайскую идентичность. Влияние на Китай Европейских государств в тот период было минимальным, более всего повлияли на Китай Центральная Азия, Индия и Иран.
Великий шелковый путь сыграл важную роль и в жизни центральноазиатских народов. Он способствовал их экономическому процветанию, широкому межэтническому и межгосударственному взаимодействию, взаимообогащению культур. Благодаря торговле по Шелковому пути в Центральной Азии происходил рост городов, осваивались 64 технологии производства многих товаров, осуществлялся обмен религиозными идеями и элементами искусства. Функционированием Шелкового пути объясняется религиозное многообразие этого региона. И именно этот регион больше других пострадал от угасания торговли на Великом шелковом пути, упадок главной торговой магистрали стал одним из решающих факторов, ослабивших торгово-экономические связи в регионе. Так как этот регион не имел выхода к морю, он оказался исключен из системы активного межцивилизационного взаимодействия, а потому многие передовые идеи и новшества не достигали его.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии как Восточной цивилизации, так и Западной. Он стал связующим звеном между ними, позволив осуществлять не только товарный, но и культурный обмен как внутри этих макрорегионов, так и между ними. В конечном итоге, изобретения Китая и других стран Шелкового пути дали импульс дальнейшему развитию Западной цивилизации. Кроме того, опыт торговли по Шелковому пути способствовал развитию принципов международной торговли, которые впоследствии были модифицированы европейцами и во многом заложили основы капиталистической торговли. Путешествия торговцев и миссионеров по торговым трассам способствовало расширению и накоплению знаний европейцев о народах Азии, формировало образ богатого и процветающего Востока, что в дальнейшем станет одной из причин европейской колонизационной экспансии.
Давая взвешенную оценку феномену Великого шелкового пути, невозможно отрицать его значимость для всех участников торгового и культурного взаимодействия. В период древности и средневековья он был основным каналом межцивилизационного взаимодействия на всем евразийском пространстве. Однако не стоит забывать и о негативных факторах такого взаимодействия. Во-первых, Шелковый путь, в связи с большой выгодой торговли по нему, часто являлся причиной конфликтов и войн между различными народами, а также приводил к захвату слабых народов более сильными, как, например, в случае с Центральной Азией, которая стала ареной постоянной борьбы китайской империи за контроль над путями. Во-вторых, Шелковый путь облегчал проникновение шпионов во все вовлеченные в торговлю регионы. И в-третьих, по Шелковому пути могли распространяться эпидемии и болезни, как это не раз было с чумой 1. Тем не менее, все эти негативные факторы порождены не самим Шелковым путем как таковым, они являются неизбежными спутниками любой мировой интеграции, без которой невозможна жизнь ни в древности, ни в современном мире. Шелковый путь стал уникальным феноменом - одной из самых обширных и устойчивых коммуникационных систем за всю историю доиндустриального мира, которая обеспечила начало глобализации мира и обогатила мировую культуру. В этом отношении значение Великого шелкового пути трудно переоценить.



