Политическая пропаганда КНР: цели, формы и результаты
|
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Становление и развитие политической пропаганды КНР во второй половине XX в 17
1.1. Кампания «большого скачка» как отсчетный период становления
пропаганды КНР 17
1.2. Расцвет политической пропаганды КНР в период «культурной
революции» 29
1.3. Эволюция политической пропаганды КНР в эпоху «открытости и экономических реформ». Влияние западных тенденций на политическую
пропаганду КНР 36
Глава 2. Тенденции политической пропаганды КНР на современном
этапе 48
2.1. Основные цели и направления политической пропаганды КНР на
современном этапе 48
2.2. Результаты политической пропаганды КНР на современном этапе 55
Заключение 59
Библиографический указатель 64
Приложения
Введение 5
Глава 1. Становление и развитие политической пропаганды КНР во второй половине XX в 17
1.1. Кампания «большого скачка» как отсчетный период становления
пропаганды КНР 17
1.2. Расцвет политической пропаганды КНР в период «культурной
революции» 29
1.3. Эволюция политической пропаганды КНР в эпоху «открытости и экономических реформ». Влияние западных тенденций на политическую
пропаганду КНР 36
Глава 2. Тенденции политической пропаганды КНР на современном
этапе 48
2.1. Основные цели и направления политической пропаганды КНР на
современном этапе 48
2.2. Результаты политической пропаганды КНР на современном этапе 55
Заключение 59
Библиографический указатель 64
Приложения
Актуальность. Политическая пропаганда — это неотъемлемая часть любой политической системы. Политическая пропаганда является важным механизмом достижения политических целей. Исходя из этого, изучение политической пропаганды дает полное понимание особенностей различных политических систем.
Изучение широкого спектра политических и психологических аспектов влияния политической пропаганды на сознание общества является актуальным для разработки внутренней и внешней политики любого государства. Во многом построение стратегии взаимодействия государства и его граждан базируется на изучении влияния политической пропаганды на общество и отдельного индивида.
Многочисленными исследованиями доказано, что манипулирование общественным мнением посредством пропаганды позволяет упрочить позиции местной власти.
Особое звучание политическая пропаганда получает в КНР во второй половине ХХ в., когда она становится эффективным механизмом для достижения политических целей. Политическая пропаганда КНР приобретает многочисленные вариации и, в зависимости от политических целей исторического периода, реализуется в разных формах. Поэтому, изучение политической пропаганды КНР дает углубленное понимание историко-политических этапов КНР.
Актуальность темы заключается в том, что вторая половина ХХ в. - начало XXI в. для Китая означает полную перестройку страны и создание нового общества, а политическая пропаганда играет одну из важных ролей. Каждый политический курс КНР, любые изменения в политике государства непременно отражались в пропаганде. Поэтому стоит учитывать, что до сих пор политика в сфере пропаганды и наглядной агитации остается важным направлением в деятельности Коммунистической партии Китая.
Изучение политической пропаганды актуально и сегодня, так как пропаганда в современных условиях информационного общества выступает важным средством реализации политических целей. С развитием цифровых коммуникаций государство способно не только создавать новые формы и каналы пропаганды, но и охватывать намного большую аудиторию. А усиление процесса глобализации требует от современной политической пропаганды КНР научиться на равных конкурировать с внешнеполитической пропагандой других государств, что подталкивает китайскую пропаганду к дальнейшему развитию.
Объектом работы является отражение политики КНР в политической пропаганде с середины ХХ в. - до 20 г. XXI в.
Предметом настоящего исследования является политическая пропаганда КНР, а также механизмы и формы ее реализации c серединз ХХ в. - до 20 г. XXI в.
Историография. Проблема изучения политической пропаганды КНР стала предметом изучения как в отечественной, так и зарубежной историографии.
Современную историографию проблемы можно разделить на несколько тематических блоков.
1. Исследования, посвященные истории КНР в рассматриваемый период.
Основополагающими работами являются исследования М.И. Сладковский, Л. Делюсина, М.С. Капица, А.В. Панцов, А.В. Виноградов, Ли Хуайиня .
А.В. Виноградов в своей работе «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» изучает экономические и социальные преобразования, проводимые властями КНР. Работа хронологически охватывает период от 1949 г., ознаменовавший создание КНР, до периода «реформ и открытости». Труд обосновывает особенности китайской модернизации, при этом отмечая ее уникальные черты.
Работа китайского исследователя Ли Хуайиня «От революции к модернизации: Смена парадигмы китайской историографии в эпоху реформ» дает нам понимание китайской истории в том виде, в котором она понимается китайскими учеными историками. Работа раскрывает взгляды китайских исследователей на особенности освещения истории Китая в зависимости от смены политических курсов КНР.
2. Следующий блок исследовательских работ содержит работы, посвященные комплексным исследованиям политической пропаганды в мировой истории. Ведущими работами являются труды М. Дорфман, А.А. Порецковой, Т.С. Мельниковой, Г. Ласвелла, Л. Войтасик, В. Сороченко.
Так исследование А.А. Порецковой «Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды» рассматривает основные научные подходы к изучению политической пропаганды. Автор структурирует и сопоставляет концепции изучения пропаганды, выявляя их сильные и слабые стороны. Работа, через критический взгляд Порецковой, позволяет детально разобраться в сути и понятии явления политической пропаганды.
Работа Т. С. Мельниковой «Пропаганда как технология политического манипулирования» определяет роль пропаганды в формировании общественного мнения о различных субъектах политики. Мельникова разбирает механизмы работы пропаганды. Она описывает приемы политической пропаганды, применяемые в качестве основных манипулятивных технологий.
3. Следующей группой определяются работы, посвященные развитию визуальной политической пропаганды КНР. Изучением данной проблемы занимались Д.В. Кузнецов, И.А. Люцай, Т.А. Пострелова, И.Ц. Сун, А.С. Русакова.
Известный исследователь Д.В. Кузнецов в своей работе «Пропаганда и наглядная агитация в КНР: история и современность» освещает историю визуальной пропаганды КНР через такие средства как плакаты, постеры, дацзыбао и няньхуа. Его труд внес фундаментальный вклад в изучение визуальной пропаганды КНР. В своем исследовании Дмитрий Владиславович прослеживает историю развития визуальной пропаганды от создания КНР до нынешних дней. Особенный акцент Кузнецов делает на изучении плакатов. Он полагает что плакат, как наиболее доступная для понимания народом форма пропаганды, четко отражает особенности определенной исторической эпохи. Еще одним важным аспектом в своей
работе Кузнецов определяет популярность определенных постеров и дацзыбао в народных массах.
Еще одним важным исследованием в сфере пропаганды КНР является работа Ю.Г. Смертина «Политика и визуальная пропаганда в Китайской Народной Республике» . Он рассматривает развитие политической пропаганды КНР через особенности развития китайской цивилизации. По его мнению, развитие плакатистики строится на традиционных художественных особенностях китайского искусства. Автор детально разбирает элементы и композицию плаката, что позволяет определить уникальные черты китайской политической пропаганды КНР. Исследование Ю.Г. Смертина так же раскрывает тему влияния западного искусства на развитие китайского политического плаката.
4. Большое количество исследований посвящено проявлениям политической пропаганды в искусстве театра и кино. В данном блоке следует выделить работы Жень Шуая, В. Н. Усова
В статье Жень Шуая «Китайская «образцовая революционная опера» «Красный фонарь»: к истории политизации жанра» раскрывается тема внедрения элементов политики и идеологии в театральное искусство Китая. Хронологически исследование охватывает эпохи «большого скачка» и «культурной революции», то есть 1958-1960 и 1966-1976 гг. Жень Шуай в своей работе прослеживает постепенное внедрение политических тенденций в театр и угнетения традиционных опер. Он анализирует новые элементы театра и их влияние на зрителя. Постепенный отход от традиционности театра, в его понимании, приводит к потере аутентичности и большей стандартизации, что уменьшает элемент творчества, основной составляющей искусства.
5. Важным блоком являются работы, отражающие пропаганду в литературе. Работы данного блока исследования представлены следующими авторами А.А. Никитина, Ю.Г. Лемешко, Е.В. Каменская.
Так, А.А. Никитина в своей работе «"Средний герой" или "Идеальнаяличность"? Литературная политика в КНР в 1961-1976г.» на основе анализа литературных произведений выявляет идеальный образ гражданина. Работа вносит вклад в понимание требований государства от членов общества. В литературных произведениях главными героями всегда становятся идеологически-верные персонажи, основными мотивами является борьба за развитие коммунизма. Никитина отмечает такую особенность как жертвенность личного счастья ради достижения великой цели-коммунизма.
Вышеописанные работы частично затрагивают развитие политической пропаганды КНР. Таким образом, в современной историографии изучены лишь отдельные аспекты развития политической пропаганды КНР, что актуализирует исследование и определяет цель данной работы.
Целью работы является комплексный анализ политической пропаганды КНР с середины ХХ в.- начала XXI в.
Цель работы определила постановку следующих исследовательских задач:
1. Выделить и обосновать этапы развития во второй половине XX в. - начала XXI в. политической пропаганды КНР.
2. Проанализировать влияние западноевропейских концепций на политическую пропаганду Китая.
3. Определить цели и формы, направления политической пропаганды в начале XXI в.
4. Выделить и проанализировать результаты политической пропаганды КНР.
5. Определить влияние и роль политической пропаганды в жизни китайского государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период от середины XX в. - до 20 г. XXI в.
Географическими рамками исследования является непосредственно вся территория КНР.
Источниковая база исследования. Работа обеспечена широким кругом источников.
Первая группа источников содержит законодательные источники. Такие, как «Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции» (8 августа 1966 г.), постановление «О некоторых важных вопросах строительства духовной культуры» (июнь 1996 г.), «Решение 6-го пленума ЦК 14-го созыва по некоторым важным вопросам усиления строительства социалистической духовной цивилизации»(июнь 1996 г.).
Вторая группа содержит выступления и работы партийных лидеров, определяющие политические тенденции. Например, Мао Цзэдун «Выступления на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани» (май 1942 г.), Мао Цзэдун. «Красная книжечка», В.И. Ленин «Сочинения». Основываясь на них, мы можем понять дальнейшие пути развития страны и предположить отражение этого в пропаганде.
Третья группа источников содержит мемуары участников исторических эпох. В группе представлены такие работы, как Очерки Лу Синя, Сяошэн Лян. «Исповедь бывшего хунвейбина».
Четвертая группа составляет материалы литературных конференций, на которых обсуждались вопросы дальнейшего развития в сфере искусства. Например, Директивы, принятые на IV съезде Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (30 октября — 16 ноября 1979 г), установки Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (ВАРЛИ) (декабрь 1996 г).
Пятая группа содержит статистическую информацию о предпочтениях и исследованиях эффективности политической пропаганды КНР. Источники основаны на публикациях газеты «Женьминь Жибао» и ее исследований с точки зрения пропагандистских тенденций. Например, Ван Чунь «Газета "Женьминь Жибао" о социально-политическом и экономическом развитии КНР в 1978-2007гг.», Цзэн Ялинь «Роль современных СМИ в социальной реальности (на материале китайской газеты «Женьминь Жибао»)».
Шестая группа содержит интернет-ресурсы, обращенные к пропаганде. Изучению подлежали обзорные публикации, коллекции и сборники визуальной пропаганды, цифровые биеннале, а также сайты, посвященные изучению китайской пропаганды. Использованные интернет-ресурсы дают возможность изучить визуальную пропаганду, получить наглядное представление о материалах политической пропаганды и отметить особенности развития каждого этапа. Подробное исследование китайских плакатов проведено на ресурсе В. Касторный «Культурная революция в Китае. Часть 1: Плакаты 1966 - 1967 г.» .
Представленные выше группы источников дают возможность изучить политическую пропаганду с различных сторон, что позволяет провести комплексный анализ проблемы.
Методологической основой данного исследования выступают положения политического бихевиоризма, представленные в работах Ч. Мерриам, Дж. Кетлин, Г. Лассуелл, Б. Рассела.
По мнению Ч.Мерриам суть подхода в том, что политического бихевиоризма сводится к стремлению манипулировать поведением на уровне отдельного человека ради стабильности политической системы. Власть же рассматривается как выходное начало, которым детерминируются все политические действия личности.
Данная теория помогает нам проследить процесс изменения политических тенденций КНР, определяющих развитие политической пропаганды, в зависимости от ведущих политических лидеров.
Также, в данной концепции существует подход, определяющий политические отношения, как взаимодействие экономики и власти, что позволяет нам отследить развитие технического прогресса как основу для появления новых способов распространения политической пропаганды КНР.
Еще одной основополагающей концепцией является труд Г. Ласвелла. В своей книге «Техника пропаганды в мировой войне» , вышедшей в 1927 г., определяет пропаганду как «менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами».
В своей он работе он делает вывод, что «смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в политическом поведении». Данная концепция помогает выявить взаимосвязь политической пропаганды КНР и общественного политического сознания, что позволяет оценить эффективность политической пропаганды КНР.
В работе так же используются общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция) и частно-научные, к которым относятся историко-сравнительный и историко-системный. Немаловажную роль играют междисциплинарные методы сравнения и обобщения, а также использование структурного подхода.
Применение структурного подхода дает возможность исследовать политическую пропаганду КНР на различных исторических этапах, избегая однобокости теоретических подходов, тем самым способствуя комплексному анализу проблемы. Использование структурного подхода позволяет создать хронологическую структуру развития политической пропаганды КНР.
Метод анализа применяется при рассмотрении ключевых исторических этапов истории КНР, а также в рамках развития политики КПК КНР.
Историко-сравнительный метод использован нами при сравнении развития политической пропаганды КНР с учетом китайской культуры, а также при оценке роли личностного фактора в развитии политической пропаганды КНР.
Метод сравнения помог сопоставить эффективность методов и средств политической пропаганды КНР на различных исторических этапах.
Применяя метод обобщения, мы смогли выделить основные тенденции политической пропаганды КНР и перспективы ее дальнейшего развития.
Также в данной работе использовался историко-хронологический метод, который применялся для последовательного раскрытия изменений, происходящих в процессе становления и развития политической пропаганды КНР, позволяя рассмотреть комплексную картину формирования политической пропаганды.
Апробация исследования. Промежуточные результаты исследования были представлены на научной конференции Алтайского Государственного университета «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2021 г.) и «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2022 г.).
Структура работы. Работа содержит введение, 1 главу с 3 подпунктами, 2 главу с 2 подпунктами, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении осуществляется постановка целей, задач, разработка и изучение источниковых баз и методов исследования.
Глава 1 посвящена изучению пропаганды второй половины XX в. В пункте 1.1. рассматривается возникновение и становление пропаганды КНР в период «большого скачка», а также развитие политической пропаганды КНР через аутентичные ей черты и развитие диалога пропагандистских школ КНР и СССР. В пункте 1.2. изучается пропаганда в эпоху «Культурной революции», ознаменовавшая резкий слом старых устоев, использовавшую политическую пропаганду - как обязательный элемент каждой политической кампании. В пункте 1.3. проводится анализ изменений политической пропаганды КНР под влиянием период «Реформ и открытости». Китайский гражданин получает доступ к Западной культуре, что смещает его интерес на Западный контент и заставляет пропаганду развиваться согласно желаниям народа, сохранив при этом свою идеологическую направленность.
Глава 2 посвящения изучению основных целей и направлений политической пропаганды КНР на современном этапе. В пункте 2.1. анализируются преобразования политической пропаганды КНР под влиянием глобализации. Изучается создание абсолютно нового политического контента способного конкурировать в обществе и политике с различными Западными тенденциями. Пункт 2.2 посвящен исследованию эффективности политической пропаганды. Изучение социальных исследований позволяет определить роль пропаганды в современной жизни китайского гражданина, выявить наиболее популярные форматы.
В заключении определяется результаты исследования. В библиографическом указателе раскрываются изученные материалы и литературу. Приложениями предоставлены наглядные примеры пропагандистских материалов.
Изучение широкого спектра политических и психологических аспектов влияния политической пропаганды на сознание общества является актуальным для разработки внутренней и внешней политики любого государства. Во многом построение стратегии взаимодействия государства и его граждан базируется на изучении влияния политической пропаганды на общество и отдельного индивида.
Многочисленными исследованиями доказано, что манипулирование общественным мнением посредством пропаганды позволяет упрочить позиции местной власти.
Особое звучание политическая пропаганда получает в КНР во второй половине ХХ в., когда она становится эффективным механизмом для достижения политических целей. Политическая пропаганда КНР приобретает многочисленные вариации и, в зависимости от политических целей исторического периода, реализуется в разных формах. Поэтому, изучение политической пропаганды КНР дает углубленное понимание историко-политических этапов КНР.
Актуальность темы заключается в том, что вторая половина ХХ в. - начало XXI в. для Китая означает полную перестройку страны и создание нового общества, а политическая пропаганда играет одну из важных ролей. Каждый политический курс КНР, любые изменения в политике государства непременно отражались в пропаганде. Поэтому стоит учитывать, что до сих пор политика в сфере пропаганды и наглядной агитации остается важным направлением в деятельности Коммунистической партии Китая.
Изучение политической пропаганды актуально и сегодня, так как пропаганда в современных условиях информационного общества выступает важным средством реализации политических целей. С развитием цифровых коммуникаций государство способно не только создавать новые формы и каналы пропаганды, но и охватывать намного большую аудиторию. А усиление процесса глобализации требует от современной политической пропаганды КНР научиться на равных конкурировать с внешнеполитической пропагандой других государств, что подталкивает китайскую пропаганду к дальнейшему развитию.
Объектом работы является отражение политики КНР в политической пропаганде с середины ХХ в. - до 20 г. XXI в.
Предметом настоящего исследования является политическая пропаганда КНР, а также механизмы и формы ее реализации c серединз ХХ в. - до 20 г. XXI в.
Историография. Проблема изучения политической пропаганды КНР стала предметом изучения как в отечественной, так и зарубежной историографии.
Современную историографию проблемы можно разделить на несколько тематических блоков.
1. Исследования, посвященные истории КНР в рассматриваемый период.
Основополагающими работами являются исследования М.И. Сладковский, Л. Делюсина, М.С. Капица, А.В. Панцов, А.В. Виноградов, Ли Хуайиня .
А.В. Виноградов в своей работе «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» изучает экономические и социальные преобразования, проводимые властями КНР. Работа хронологически охватывает период от 1949 г., ознаменовавший создание КНР, до периода «реформ и открытости». Труд обосновывает особенности китайской модернизации, при этом отмечая ее уникальные черты.
Работа китайского исследователя Ли Хуайиня «От революции к модернизации: Смена парадигмы китайской историографии в эпоху реформ» дает нам понимание китайской истории в том виде, в котором она понимается китайскими учеными историками. Работа раскрывает взгляды китайских исследователей на особенности освещения истории Китая в зависимости от смены политических курсов КНР.
2. Следующий блок исследовательских работ содержит работы, посвященные комплексным исследованиям политической пропаганды в мировой истории. Ведущими работами являются труды М. Дорфман, А.А. Порецковой, Т.С. Мельниковой, Г. Ласвелла, Л. Войтасик, В. Сороченко.
Так исследование А.А. Порецковой «Концептуализация теоретических подходов к изучению политической пропаганды» рассматривает основные научные подходы к изучению политической пропаганды. Автор структурирует и сопоставляет концепции изучения пропаганды, выявляя их сильные и слабые стороны. Работа, через критический взгляд Порецковой, позволяет детально разобраться в сути и понятии явления политической пропаганды.
Работа Т. С. Мельниковой «Пропаганда как технология политического манипулирования» определяет роль пропаганды в формировании общественного мнения о различных субъектах политики. Мельникова разбирает механизмы работы пропаганды. Она описывает приемы политической пропаганды, применяемые в качестве основных манипулятивных технологий.
3. Следующей группой определяются работы, посвященные развитию визуальной политической пропаганды КНР. Изучением данной проблемы занимались Д.В. Кузнецов, И.А. Люцай, Т.А. Пострелова, И.Ц. Сун, А.С. Русакова.
Известный исследователь Д.В. Кузнецов в своей работе «Пропаганда и наглядная агитация в КНР: история и современность» освещает историю визуальной пропаганды КНР через такие средства как плакаты, постеры, дацзыбао и няньхуа. Его труд внес фундаментальный вклад в изучение визуальной пропаганды КНР. В своем исследовании Дмитрий Владиславович прослеживает историю развития визуальной пропаганды от создания КНР до нынешних дней. Особенный акцент Кузнецов делает на изучении плакатов. Он полагает что плакат, как наиболее доступная для понимания народом форма пропаганды, четко отражает особенности определенной исторической эпохи. Еще одним важным аспектом в своей
работе Кузнецов определяет популярность определенных постеров и дацзыбао в народных массах.
Еще одним важным исследованием в сфере пропаганды КНР является работа Ю.Г. Смертина «Политика и визуальная пропаганда в Китайской Народной Республике» . Он рассматривает развитие политической пропаганды КНР через особенности развития китайской цивилизации. По его мнению, развитие плакатистики строится на традиционных художественных особенностях китайского искусства. Автор детально разбирает элементы и композицию плаката, что позволяет определить уникальные черты китайской политической пропаганды КНР. Исследование Ю.Г. Смертина так же раскрывает тему влияния западного искусства на развитие китайского политического плаката.
4. Большое количество исследований посвящено проявлениям политической пропаганды в искусстве театра и кино. В данном блоке следует выделить работы Жень Шуая, В. Н. Усова
В статье Жень Шуая «Китайская «образцовая революционная опера» «Красный фонарь»: к истории политизации жанра» раскрывается тема внедрения элементов политики и идеологии в театральное искусство Китая. Хронологически исследование охватывает эпохи «большого скачка» и «культурной революции», то есть 1958-1960 и 1966-1976 гг. Жень Шуай в своей работе прослеживает постепенное внедрение политических тенденций в театр и угнетения традиционных опер. Он анализирует новые элементы театра и их влияние на зрителя. Постепенный отход от традиционности театра, в его понимании, приводит к потере аутентичности и большей стандартизации, что уменьшает элемент творчества, основной составляющей искусства.
5. Важным блоком являются работы, отражающие пропаганду в литературе. Работы данного блока исследования представлены следующими авторами А.А. Никитина, Ю.Г. Лемешко, Е.В. Каменская.
Так, А.А. Никитина в своей работе «"Средний герой" или "Идеальнаяличность"? Литературная политика в КНР в 1961-1976г.» на основе анализа литературных произведений выявляет идеальный образ гражданина. Работа вносит вклад в понимание требований государства от членов общества. В литературных произведениях главными героями всегда становятся идеологически-верные персонажи, основными мотивами является борьба за развитие коммунизма. Никитина отмечает такую особенность как жертвенность личного счастья ради достижения великой цели-коммунизма.
Вышеописанные работы частично затрагивают развитие политической пропаганды КНР. Таким образом, в современной историографии изучены лишь отдельные аспекты развития политической пропаганды КНР, что актуализирует исследование и определяет цель данной работы.
Целью работы является комплексный анализ политической пропаганды КНР с середины ХХ в.- начала XXI в.
Цель работы определила постановку следующих исследовательских задач:
1. Выделить и обосновать этапы развития во второй половине XX в. - начала XXI в. политической пропаганды КНР.
2. Проанализировать влияние западноевропейских концепций на политическую пропаганду Китая.
3. Определить цели и формы, направления политической пропаганды в начале XXI в.
4. Выделить и проанализировать результаты политической пропаганды КНР.
5. Определить влияние и роль политической пропаганды в жизни китайского государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период от середины XX в. - до 20 г. XXI в.
Географическими рамками исследования является непосредственно вся территория КНР.
Источниковая база исследования. Работа обеспечена широким кругом источников.
Первая группа источников содержит законодательные источники. Такие, как «Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции» (8 августа 1966 г.), постановление «О некоторых важных вопросах строительства духовной культуры» (июнь 1996 г.), «Решение 6-го пленума ЦК 14-го созыва по некоторым важным вопросам усиления строительства социалистической духовной цивилизации»(июнь 1996 г.).
Вторая группа содержит выступления и работы партийных лидеров, определяющие политические тенденции. Например, Мао Цзэдун «Выступления на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани» (май 1942 г.), Мао Цзэдун. «Красная книжечка», В.И. Ленин «Сочинения». Основываясь на них, мы можем понять дальнейшие пути развития страны и предположить отражение этого в пропаганде.
Третья группа источников содержит мемуары участников исторических эпох. В группе представлены такие работы, как Очерки Лу Синя, Сяошэн Лян. «Исповедь бывшего хунвейбина».
Четвертая группа составляет материалы литературных конференций, на которых обсуждались вопросы дальнейшего развития в сфере искусства. Например, Директивы, принятые на IV съезде Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (30 октября — 16 ноября 1979 г), установки Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства (ВАРЛИ) (декабрь 1996 г).
Пятая группа содержит статистическую информацию о предпочтениях и исследованиях эффективности политической пропаганды КНР. Источники основаны на публикациях газеты «Женьминь Жибао» и ее исследований с точки зрения пропагандистских тенденций. Например, Ван Чунь «Газета "Женьминь Жибао" о социально-политическом и экономическом развитии КНР в 1978-2007гг.», Цзэн Ялинь «Роль современных СМИ в социальной реальности (на материале китайской газеты «Женьминь Жибао»)».
Шестая группа содержит интернет-ресурсы, обращенные к пропаганде. Изучению подлежали обзорные публикации, коллекции и сборники визуальной пропаганды, цифровые биеннале, а также сайты, посвященные изучению китайской пропаганды. Использованные интернет-ресурсы дают возможность изучить визуальную пропаганду, получить наглядное представление о материалах политической пропаганды и отметить особенности развития каждого этапа. Подробное исследование китайских плакатов проведено на ресурсе В. Касторный «Культурная революция в Китае. Часть 1: Плакаты 1966 - 1967 г.» .
Представленные выше группы источников дают возможность изучить политическую пропаганду с различных сторон, что позволяет провести комплексный анализ проблемы.
Методологической основой данного исследования выступают положения политического бихевиоризма, представленные в работах Ч. Мерриам, Дж. Кетлин, Г. Лассуелл, Б. Рассела.
По мнению Ч.Мерриам суть подхода в том, что политического бихевиоризма сводится к стремлению манипулировать поведением на уровне отдельного человека ради стабильности политической системы. Власть же рассматривается как выходное начало, которым детерминируются все политические действия личности.
Данная теория помогает нам проследить процесс изменения политических тенденций КНР, определяющих развитие политической пропаганды, в зависимости от ведущих политических лидеров.
Также, в данной концепции существует подход, определяющий политические отношения, как взаимодействие экономики и власти, что позволяет нам отследить развитие технического прогресса как основу для появления новых способов распространения политической пропаганды КНР.
Еще одной основополагающей концепцией является труд Г. Ласвелла. В своей книге «Техника пропаганды в мировой войне» , вышедшей в 1927 г., определяет пропаганду как «менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами».
В своей он работе он делает вывод, что «смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в политическом поведении». Данная концепция помогает выявить взаимосвязь политической пропаганды КНР и общественного политического сознания, что позволяет оценить эффективность политической пропаганды КНР.
В работе так же используются общенаучные методы (анализ, синтез, индукция и дедукция) и частно-научные, к которым относятся историко-сравнительный и историко-системный. Немаловажную роль играют междисциплинарные методы сравнения и обобщения, а также использование структурного подхода.
Применение структурного подхода дает возможность исследовать политическую пропаганду КНР на различных исторических этапах, избегая однобокости теоретических подходов, тем самым способствуя комплексному анализу проблемы. Использование структурного подхода позволяет создать хронологическую структуру развития политической пропаганды КНР.
Метод анализа применяется при рассмотрении ключевых исторических этапов истории КНР, а также в рамках развития политики КПК КНР.
Историко-сравнительный метод использован нами при сравнении развития политической пропаганды КНР с учетом китайской культуры, а также при оценке роли личностного фактора в развитии политической пропаганды КНР.
Метод сравнения помог сопоставить эффективность методов и средств политической пропаганды КНР на различных исторических этапах.
Применяя метод обобщения, мы смогли выделить основные тенденции политической пропаганды КНР и перспективы ее дальнейшего развития.
Также в данной работе использовался историко-хронологический метод, который применялся для последовательного раскрытия изменений, происходящих в процессе становления и развития политической пропаганды КНР, позволяя рассмотреть комплексную картину формирования политической пропаганды.
Апробация исследования. Промежуточные результаты исследования были представлены на научной конференции Алтайского Государственного университета «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2021 г.) и «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2022 г.).
Структура работы. Работа содержит введение, 1 главу с 3 подпунктами, 2 главу с 2 подпунктами, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении осуществляется постановка целей, задач, разработка и изучение источниковых баз и методов исследования.
Глава 1 посвящена изучению пропаганды второй половины XX в. В пункте 1.1. рассматривается возникновение и становление пропаганды КНР в период «большого скачка», а также развитие политической пропаганды КНР через аутентичные ей черты и развитие диалога пропагандистских школ КНР и СССР. В пункте 1.2. изучается пропаганда в эпоху «Культурной революции», ознаменовавшая резкий слом старых устоев, использовавшую политическую пропаганду - как обязательный элемент каждой политической кампании. В пункте 1.3. проводится анализ изменений политической пропаганды КНР под влиянием период «Реформ и открытости». Китайский гражданин получает доступ к Западной культуре, что смещает его интерес на Западный контент и заставляет пропаганду развиваться согласно желаниям народа, сохранив при этом свою идеологическую направленность.
Глава 2 посвящения изучению основных целей и направлений политической пропаганды КНР на современном этапе. В пункте 2.1. анализируются преобразования политической пропаганды КНР под влиянием глобализации. Изучается создание абсолютно нового политического контента способного конкурировать в обществе и политике с различными Западными тенденциями. Пункт 2.2 посвящен исследованию эффективности политической пропаганды. Изучение социальных исследований позволяет определить роль пропаганды в современной жизни китайского гражданина, выявить наиболее популярные форматы.
В заключении определяется результаты исследования. В библиографическом указателе раскрываются изученные материалы и литературу. Приложениями предоставлены наглядные примеры пропагандистских материалов.
В данной работе был проведен исследовательский анализ политической пропаганды КНР во второй половине ХХ в - начале XXI в. Также была подвержена анализу внутренняя политика КНР на различных исторических этапах второй половины ХХ в. - начале XXI в.
Период КНР для Китая означает полную перестройку страны и создание нового общества, а политическая пропаганда играет одну из важных ролей. Учитывая характер государственной системы Китая, а также безусловное влияние идеологии, власти КПК постоянно обращались к пропаганде, стремясь обеспечить мощную поддержку своим действиям со стороны широких масс. При этом, наряду с традиционными средствами пропаганды, зачастую использовалось изобразительное искусство, литература, театр и прочие виды воздействия на массовое сознание населения. Также стоит учитывать, что до сих пор политика в сфере пропаганды и наглядной агитации остается важным направлением в деятельности Коммунистической партии, которая играет основную роль в общественно-политической жизни Китая.
Исходя из поставленных целей в нашей работе мы выделили и охарактеризовали следующие исторические этапы политической пропаганды КНР:
1. Период «большого скачка» является одним из значимых периодов китайской истории. В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой остро необходима модернизация.
Мао Цзэдун обосновывал политику «большого скачка» при помощи марксистской теории производительных сил. Он попытался усилить экономический рост путём резкой коллективизации и подменить профессионализм энтузиазмом. В поддержку этой компании Мао развернул масштабную систему пропаганды. Так пропаганда получила мощный толчок для развития. Используя политическую пропаганду Мао управлял массами, что позволило провести «большой скачок», не имея необходимых ресурсов. Результаты этой политики оказались провальными и вызвали массовый голод в стране. Именно небывалый всплески народного энтузиазма, вызванный пропагандой, и трагичный конец этой компании привлекает исследователей.
На данном историческом этапе особое развитие получает визуальная пропаганда.
2. Следующим крупным этапом развития пропаганды стал период «культурной революции». Можно заключить, что пропаганда второй половины ХХ столетия эпохи «культурной революции» в Китае оценивались весьма неоднозначно. Проанализированная нами научная литература свидетельствует о преобладании негативных оценок в отношении политических кампаний, осуществлявшихся Мао Цзэдуном и его сподвижниками во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. Многообразие сущностных трактовок подчеркивает многогранный характер «культурной революции», охватившей все сферы общественно - политической жизни Китая.
Охарактеризовав особенности искусства периода «культурной революции», отметим, что такие области, как театр, киноискусство, живопись и литература находились на грани краха. Они были практически уничтожены. В каждом из этих направлений искусства преобладала пропаганда идей КПК и диктатура Мао Цзэдуна, что существенно понижало их популярность в обществе. Все, что можно было увидеть и услышать, придя в театр, либо на выставку — это революционные призывы, побуждения трудиться как можно больше и лучше, повышая экономику, неукоснительно следовать идеям правящей партии и Мао, якобы для светлого и богатого будущего. И не важно, какой ценой оно будет достигнуто. Всякое «искусство для искусства» преследовалось и запрещалось, необходимо было работать только на благо революции, которая «непременно увенчается великой победой». Ставилась также задача сокрушить академическое руководство, чтобы спасти «зараженное капиталистическими идеями» общество. «Культурная революция», затронула весь народ Китая, стала настоящей катастрофой для китайской интеллигенции и оказала разрушительное влияние на китайскую науку. Начиная "культурную революцию", Мао преследовал цель устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его позицией формирования в Китае коммунизма. Для расправы со своими потенциальными противниками он использовал политически незрелую молодежь, из которой формировал штурмовые отряды хунвейбинов - "красных охранников" .
3. Следующий этап - это первые этапы реформ «открытости и экономических реформ» (1982-2000 гг.). Этот этап интересен для
исследователей отражением и в современности. «Политика реформ и открытости» - провозглашенная в конце 1970-х г. и продолжающая работать до сих пор, программный механизм по созданию «социалистической рыночной экономики» или «социализма с китайской спецификой». Главной целью реформаторы считали модернизацию экономики по правилам капиталистического рынка, но при сохранении руководящей роли КПК и базовых идеологических установок. До этого периода Китай был политически закрытой страной, на этом же этапе Китай начинает постепенно принимать западные ценности.
Этот этап характеризуется снижением значимости роли пропаганды. Пропаганда становится менее политизированной и носит более бытовой характер. Например, напоминает о правилах гигиены или моральных нормах. Темы, поднимаемые в пропаганде, стали менее героическими и воинственными, в большей степени обращенные к реалиям. Воинственные сюжеты, острые темы были заменены на более нейтральные, упор определялся на светлое будущее. Ставилась задача успокоить революционный порыв населения и направить энергию мирное русло. Большая часть пропаганды была посвящена образам будущего Китая. Это были фантазии на тему о великом будущем Китайского государства, идущего по пути строительства «социализма с китайской спецификой» с наглядностью касательно того, что именно ждет его впереди: космические корабли, высокоскоростные поезда, высотные здания, автострады, заполненные автомобилями и так далее.
К концу этапа возникает новый формат СМИ такие как интернет и массовое телевидение. перед государством встает проблема контроля больших объемов информации и установления контроля за ее идеологически-верным содержанием. Государство отходит от тактики активного изготовления политической пропаганды. С демократизацией прав в Китае, граждане получают доступ к Западному контенту и его ценностям. Поэтому государство играет роль цензора, контролируя и направляя информационные потоки. КНР для осуществления политически-правильного контента оперативно разрабатывает государственные структуры, такие интернет-цензориат или кибер-полиция.
4. Пропаганда Современности (2000 г. - до сегодняшних дней).
На данном историческом этапе продолжают развиваться тенденции 1990-х гг. Ведущими каналами политической пропаганды становятся интернет и телевидение. Государством основной акцент ставится на изучение и контроль интернет-пропаганды, а телевидение играет вторичную роль так как жизнь основных масс населения все больше переходит в цифровое пространство. Поэтому одним из важнейших элементов патриотического воспитания становится цифровые материалы. Также новые поколения в большинстве являются визуалами, поэтому они проще воспринимают материалы в виде статей, картинок, роликов и презентаций. В связи с этим, не только образование, но патриотическое воспитание, подбор правильных идеологических материалов переносятся в цифровое пространство. Поэтому КПК полагает интернет новой площадкой развития пропаганды.
Таким образом, можно заключить, что политическая пропаганда КНР второй половины ХХ в. - начала XXI в. в основном носит политизированный характер и является проводником политического курса партии в массы. Пропаганда проходит четыре основных политических этапа. В ходе этих этапов политическая пропаганда КНР не только получает развитие в формах, методах и каналах распространения, но и отражает развитие китайского общества и его интересов.
Период КНР для Китая означает полную перестройку страны и создание нового общества, а политическая пропаганда играет одну из важных ролей. Учитывая характер государственной системы Китая, а также безусловное влияние идеологии, власти КПК постоянно обращались к пропаганде, стремясь обеспечить мощную поддержку своим действиям со стороны широких масс. При этом, наряду с традиционными средствами пропаганды, зачастую использовалось изобразительное искусство, литература, театр и прочие виды воздействия на массовое сознание населения. Также стоит учитывать, что до сих пор политика в сфере пропаганды и наглядной агитации остается важным направлением в деятельности Коммунистической партии, которая играет основную роль в общественно-политической жизни Китая.
Исходя из поставленных целей в нашей работе мы выделили и охарактеризовали следующие исторические этапы политической пропаганды КНР:
1. Период «большого скачка» является одним из значимых периодов китайской истории. В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой остро необходима модернизация.
Мао Цзэдун обосновывал политику «большого скачка» при помощи марксистской теории производительных сил. Он попытался усилить экономический рост путём резкой коллективизации и подменить профессионализм энтузиазмом. В поддержку этой компании Мао развернул масштабную систему пропаганды. Так пропаганда получила мощный толчок для развития. Используя политическую пропаганду Мао управлял массами, что позволило провести «большой скачок», не имея необходимых ресурсов. Результаты этой политики оказались провальными и вызвали массовый голод в стране. Именно небывалый всплески народного энтузиазма, вызванный пропагандой, и трагичный конец этой компании привлекает исследователей.
На данном историческом этапе особое развитие получает визуальная пропаганда.
2. Следующим крупным этапом развития пропаганды стал период «культурной революции». Можно заключить, что пропаганда второй половины ХХ столетия эпохи «культурной революции» в Китае оценивались весьма неоднозначно. Проанализированная нами научная литература свидетельствует о преобладании негативных оценок в отношении политических кампаний, осуществлявшихся Мао Цзэдуном и его сподвижниками во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг. Многообразие сущностных трактовок подчеркивает многогранный характер «культурной революции», охватившей все сферы общественно - политической жизни Китая.
Охарактеризовав особенности искусства периода «культурной революции», отметим, что такие области, как театр, киноискусство, живопись и литература находились на грани краха. Они были практически уничтожены. В каждом из этих направлений искусства преобладала пропаганда идей КПК и диктатура Мао Цзэдуна, что существенно понижало их популярность в обществе. Все, что можно было увидеть и услышать, придя в театр, либо на выставку — это революционные призывы, побуждения трудиться как можно больше и лучше, повышая экономику, неукоснительно следовать идеям правящей партии и Мао, якобы для светлого и богатого будущего. И не важно, какой ценой оно будет достигнуто. Всякое «искусство для искусства» преследовалось и запрещалось, необходимо было работать только на благо революции, которая «непременно увенчается великой победой». Ставилась также задача сокрушить академическое руководство, чтобы спасти «зараженное капиталистическими идеями» общество. «Культурная революция», затронула весь народ Китая, стала настоящей катастрофой для китайской интеллигенции и оказала разрушительное влияние на китайскую науку. Начиная "культурную революцию", Мао преследовал цель устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его позицией формирования в Китае коммунизма. Для расправы со своими потенциальными противниками он использовал политически незрелую молодежь, из которой формировал штурмовые отряды хунвейбинов - "красных охранников" .
3. Следующий этап - это первые этапы реформ «открытости и экономических реформ» (1982-2000 гг.). Этот этап интересен для
исследователей отражением и в современности. «Политика реформ и открытости» - провозглашенная в конце 1970-х г. и продолжающая работать до сих пор, программный механизм по созданию «социалистической рыночной экономики» или «социализма с китайской спецификой». Главной целью реформаторы считали модернизацию экономики по правилам капиталистического рынка, но при сохранении руководящей роли КПК и базовых идеологических установок. До этого периода Китай был политически закрытой страной, на этом же этапе Китай начинает постепенно принимать западные ценности.
Этот этап характеризуется снижением значимости роли пропаганды. Пропаганда становится менее политизированной и носит более бытовой характер. Например, напоминает о правилах гигиены или моральных нормах. Темы, поднимаемые в пропаганде, стали менее героическими и воинственными, в большей степени обращенные к реалиям. Воинственные сюжеты, острые темы были заменены на более нейтральные, упор определялся на светлое будущее. Ставилась задача успокоить революционный порыв населения и направить энергию мирное русло. Большая часть пропаганды была посвящена образам будущего Китая. Это были фантазии на тему о великом будущем Китайского государства, идущего по пути строительства «социализма с китайской спецификой» с наглядностью касательно того, что именно ждет его впереди: космические корабли, высокоскоростные поезда, высотные здания, автострады, заполненные автомобилями и так далее.
К концу этапа возникает новый формат СМИ такие как интернет и массовое телевидение. перед государством встает проблема контроля больших объемов информации и установления контроля за ее идеологически-верным содержанием. Государство отходит от тактики активного изготовления политической пропаганды. С демократизацией прав в Китае, граждане получают доступ к Западному контенту и его ценностям. Поэтому государство играет роль цензора, контролируя и направляя информационные потоки. КНР для осуществления политически-правильного контента оперативно разрабатывает государственные структуры, такие интернет-цензориат или кибер-полиция.
4. Пропаганда Современности (2000 г. - до сегодняшних дней).
На данном историческом этапе продолжают развиваться тенденции 1990-х гг. Ведущими каналами политической пропаганды становятся интернет и телевидение. Государством основной акцент ставится на изучение и контроль интернет-пропаганды, а телевидение играет вторичную роль так как жизнь основных масс населения все больше переходит в цифровое пространство. Поэтому одним из важнейших элементов патриотического воспитания становится цифровые материалы. Также новые поколения в большинстве являются визуалами, поэтому они проще воспринимают материалы в виде статей, картинок, роликов и презентаций. В связи с этим, не только образование, но патриотическое воспитание, подбор правильных идеологических материалов переносятся в цифровое пространство. Поэтому КПК полагает интернет новой площадкой развития пропаганды.
Таким образом, можно заключить, что политическая пропаганда КНР второй половины ХХ в. - начала XXI в. в основном носит политизированный характер и является проводником политического курса партии в массы. Пропаганда проходит четыре основных политических этапа. В ходе этих этапов политическая пропаганда КНР не только получает развитие в формах, методах и каналах распространения, но и отражает развитие китайского общества и его интересов.
Подобные работы
- Государственная стратегия «Один пояс - один путь» в политической журналистике КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017 - Особенности государственной пропаганды КНР по материалам газеты «Синьцзян жибао»
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Государственная стратегия «Один пояс - один путь» в политической журналистике КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - Место и значение прессы Китая в нормализации политической и
экономической жизни страны.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2015 - Концепция «мягкой силы» в политической журналистике Китая (на материалах Центрального телевидения Китая)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КНР 1949-2012 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - РЕПРЕЗЕНТАЦИИ МАО ЦЗЭДУНА И ЕГО ЭПОХИ КАК ОТРАЖЕНИЕ КИТАЙСКОЙ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Современная спортивная журналистика КНР
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Национальная репрезентация в символике Олимпийских игр (на примере СМИ РФ и КНР)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2017



