Эмоциональный интеллект подростков, склонных к гаджет-зависимости
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения подходов к феномену эмоционального интеллекта подростков, склонных к гаджет - зависимости 8
1.1. Анализ теоретико-методологической основы исследования
эмоционального интеллекта 8
1.2. Анализ особенностей эмоционального интеллекта подростков 20
1.3. Анализ теоретико-методологической основы исследования гаджет
зависимости у подростков 26
1.3.1. Характеристика интернет зависимости 26
1.3.2. Анализ теорий цифровой зависимости на базе исследований проблемы
гаджет- зависимости у подростков 31
1.3.3. Проблемы профилактики виртуальной аддикции подростков в
контексте гаджет - зависимости 35
Глава 2. Результаты эмпирического исследования эмоционального
интеллекта учащихся старших классов склонных к интернет-зависимости 41
2.1. Организация исследования эмоционального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости 41
2.2.1. Исследование эмоционального интеллекта подростков 43
2.2.2. Исследование интернет-зависимости подростков 49
2.2.3 Корреляционные анализ эмоционального интеллекта подростков
склонных к интернет - зависимости 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение 1 65
Приложение 2 68
Приложение 3 71
Приложение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения подходов к феномену эмоционального интеллекта подростков, склонных к гаджет - зависимости 8
1.1. Анализ теоретико-методологической основы исследования
эмоционального интеллекта 8
1.2. Анализ особенностей эмоционального интеллекта подростков 20
1.3. Анализ теоретико-методологической основы исследования гаджет
зависимости у подростков 26
1.3.1. Характеристика интернет зависимости 26
1.3.2. Анализ теорий цифровой зависимости на базе исследований проблемы
гаджет- зависимости у подростков 31
1.3.3. Проблемы профилактики виртуальной аддикции подростков в
контексте гаджет - зависимости 35
Глава 2. Результаты эмпирического исследования эмоционального
интеллекта учащихся старших классов склонных к интернет-зависимости 41
2.1. Организация исследования эмоционального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости 41
2.2.1. Исследование эмоционального интеллекта подростков 43
2.2.2. Исследование интернет-зависимости подростков 49
2.2.3 Корреляционные анализ эмоционального интеллекта подростков
склонных к интернет - зависимости 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение 1 65
Приложение 2 68
Приложение 3 71
Приложение 4
Актуальность проблемы исследования. Эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия в подростковом возрасте наиболее значима, так как определяет становление границ эмоционального мира личности, его богатство и механизмы саморегуляции обуславливающих социально полезное и достойное поведение [40, с. 25].
Современная реальность поставила перед обществом и психологами в частности, новую проблему- проблему интернет аддикции и её влияние на эмоции людей, в том числе на эмоциональный интеллект подростков.
Использование цифровых устройств в жизни любого современного человека обычное явление. Высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций.
С развитием технологий явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Цель интернет-провайдеров и поставщиков серверов в ответ на запросы современного общества создать непрерывную интернет-среду, чтобы ни один процесс, регулируемый цифровыми устройствами, не останавливался. Это способствует усилению интернет-аддикции в контексте гаджет-зависимости и делает нас зависимыми от умных (smart) цифровых устройств, формирующих наш быт, социальное общение, профессиональную деятельность.
Актуальность данного исследования определяется тем, что особенности эмоционального интеллекта у подростков будут рассматриваться в контексте интеллектуального развития личности и появления Диджитал-зависимости от взаимодействия с виртуальным пространством средствами интернет ресурсов.
Степень изученности проблемы исследования. Эмоциональный интеллект - понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал своё столетие, то термин эмоциональный интеллект и аббревиатура EQ (эмоциональный коэффициент) вошли в оборот только с 90-х годов ХХ века.
Говоря о первых упоминаниях в психологии термина «Эмоциональный интеллект», многие источники ссылаются на одноимённую статью Питера Сэловея, опубликованную в 1990 году и по признанию большей части научного сообщества, ставшую первой публикацией на эту тему.
Таким образом, под понятием эмоциональный интеллект стали понимать, способность контролировать свои собственные и эмоции других людей, различать различные эмоции и соответствующим образом обозначать их, а также использовать эмоциональную информацию для руководства мышлением и поведением [54, с. 35].
К наиболее распространёнными теориями эмоционального интеллекта относятся теории Р. Бар-Она, Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Д. В. Люсина. Эти теории объединяет представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию собственных и чужих эмоций, а также адекватное управление ими.
Взаимосвязь уровней эмоционального интеллекта и Интернет- зависимости обосновывали В. Л. Малыгин, А. А. Антоненко, Е. И. Вовченко, A. Б. Искандирова, Т. В. Пантелеева, А. С. Родионова [30, с. 86 ; 28, с. 105].
В России существует большое количество исследований, по изучению феномена интернет-аддикции (В.В. Фролов, А.Е. Войскунский, В.Н. Друзин,
B. А. Лоскутова), но современные реалии сталкивают нас с цифровой зависимостью, феномен которой изучается в основном зарубежными исследователями (США, Китай, Южная Корея, Индия, Германия). На сегодняшний день уже есть результаты исследований (М. Шпитцер, Н. Кардарас, В. Данкли, Бун Джи Ван), подтверждающих физиологические и психические изменения, которым подвержены не только взрослые, но особенно дети и подростки.
В 90-е гг. ХХ века Айванг Голбдерг и Кимберли Янг ввели соответственно понятие и классификацию интернет-зависимости. Начиная с 2013 г. мировое научное сообщество стало использовать новое понятие 4
«цифровая зависимость» (М. Шпитцер, Н. Кардарас, П. Уайброу, А.О. Гершман) [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 34].
Таким образом, анализ разработанности проблемы эмоционального интеллекта подростков склонных к интернет-аддикции в контексте гаджет- зависимости, позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает эмоциональный интеллект личности.
Предмет - особенности эмоционального интеллекта у подростков, склонных к гаджету - зависимости во взаимосвязи с интернет- аддикцией.
Цель данного исследования - особенности эмоционального интеллекта подростков с разным уровнем склонности к гаджет-зависимости.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального интеллекта в контексте гаджет- зависимости с использованием интернет ресурсов.
2. Разработать программу эмпирического исследования эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-аддикции в контексте гаджет- зависимости.
3. Проанализировать компоненты эмоционального интеллекта с разным уровнем склонности к интернет-аддикции в контексте гаджет-зависимости.
4. Выявить особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-аддикции.
5. Разработать психопрофилактическую программу по развитию эмоционального интеллекта у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует связь в развитии эмоционального интеллекта как составной части интеллектуального развития личности в целом.
2. Потенциально, существует взаимосвязь между склонностями к интернет-аддикции и гаджет-зависимостями.
3. По всей видимости, существует связь между эмоциональным интеллектом в подростковом возрасте и склонностью к гаджет-зависимости.
4. Скорее всего, склонные к интернет-аддикции подростки, будут обладать более низким уровнем эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическими основаниями работы являются:
1. Двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
2. Теория интернет-зависимости К. Янг.
3. Теория цифровой зависимости В.А. Лоскутова.
4. Педагогическая профилактика виртуальной аддикции старших школьников М.В Бредихиной
Методы исследования:
Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования эмоционального интеллекта и интернет аддикции в контексте гаджет - зависимости.
Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, психологическое тестирование: тест-опросник эмоциональный интеллект «ЭмИн» Д.В. Люсина, тест-опросник интернет-зависимости К. Янга.
3. Методы математико-статистической обработки данных (Т-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, коэффицент корреляция Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова) с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 22.
Эмпирическую базу исследования составили 40 обучающихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №74», из них 18 человек, имеющие склонность к интернет-зависимости и 22 человека, не имеющих склонность к интернет-зависимости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 61 6
источника и 4 приложения.
Современная реальность поставила перед обществом и психологами в частности, новую проблему- проблему интернет аддикции и её влияние на эмоции людей, в том числе на эмоциональный интеллект подростков.
Использование цифровых устройств в жизни любого современного человека обычное явление. Высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций.
С развитием технологий явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Цель интернет-провайдеров и поставщиков серверов в ответ на запросы современного общества создать непрерывную интернет-среду, чтобы ни один процесс, регулируемый цифровыми устройствами, не останавливался. Это способствует усилению интернет-аддикции в контексте гаджет-зависимости и делает нас зависимыми от умных (smart) цифровых устройств, формирующих наш быт, социальное общение, профессиональную деятельность.
Актуальность данного исследования определяется тем, что особенности эмоционального интеллекта у подростков будут рассматриваться в контексте интеллектуального развития личности и появления Диджитал-зависимости от взаимодействия с виртуальным пространством средствами интернет ресурсов.
Степень изученности проблемы исследования. Эмоциональный интеллект - понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал своё столетие, то термин эмоциональный интеллект и аббревиатура EQ (эмоциональный коэффициент) вошли в оборот только с 90-х годов ХХ века.
Говоря о первых упоминаниях в психологии термина «Эмоциональный интеллект», многие источники ссылаются на одноимённую статью Питера Сэловея, опубликованную в 1990 году и по признанию большей части научного сообщества, ставшую первой публикацией на эту тему.
Таким образом, под понятием эмоциональный интеллект стали понимать, способность контролировать свои собственные и эмоции других людей, различать различные эмоции и соответствующим образом обозначать их, а также использовать эмоциональную информацию для руководства мышлением и поведением [54, с. 35].
К наиболее распространёнными теориями эмоционального интеллекта относятся теории Р. Бар-Она, Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Д. В. Люсина. Эти теории объединяет представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию собственных и чужих эмоций, а также адекватное управление ими.
Взаимосвязь уровней эмоционального интеллекта и Интернет- зависимости обосновывали В. Л. Малыгин, А. А. Антоненко, Е. И. Вовченко, A. Б. Искандирова, Т. В. Пантелеева, А. С. Родионова [30, с. 86 ; 28, с. 105].
В России существует большое количество исследований, по изучению феномена интернет-аддикции (В.В. Фролов, А.Е. Войскунский, В.Н. Друзин,
B. А. Лоскутова), но современные реалии сталкивают нас с цифровой зависимостью, феномен которой изучается в основном зарубежными исследователями (США, Китай, Южная Корея, Индия, Германия). На сегодняшний день уже есть результаты исследований (М. Шпитцер, Н. Кардарас, В. Данкли, Бун Джи Ван), подтверждающих физиологические и психические изменения, которым подвержены не только взрослые, но особенно дети и подростки.
В 90-е гг. ХХ века Айванг Голбдерг и Кимберли Янг ввели соответственно понятие и классификацию интернет-зависимости. Начиная с 2013 г. мировое научное сообщество стало использовать новое понятие 4
«цифровая зависимость» (М. Шпитцер, Н. Кардарас, П. Уайброу, А.О. Гершман) [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 34].
Таким образом, анализ разработанности проблемы эмоционального интеллекта подростков склонных к интернет-аддикции в контексте гаджет- зависимости, позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает эмоциональный интеллект личности.
Предмет - особенности эмоционального интеллекта у подростков, склонных к гаджету - зависимости во взаимосвязи с интернет- аддикцией.
Цель данного исследования - особенности эмоционального интеллекта подростков с разным уровнем склонности к гаджет-зависимости.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального интеллекта в контексте гаджет- зависимости с использованием интернет ресурсов.
2. Разработать программу эмпирического исследования эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-аддикции в контексте гаджет- зависимости.
3. Проанализировать компоненты эмоционального интеллекта с разным уровнем склонности к интернет-аддикции в контексте гаджет-зависимости.
4. Выявить особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-аддикции.
5. Разработать психопрофилактическую программу по развитию эмоционального интеллекта у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует связь в развитии эмоционального интеллекта как составной части интеллектуального развития личности в целом.
2. Потенциально, существует взаимосвязь между склонностями к интернет-аддикции и гаджет-зависимостями.
3. По всей видимости, существует связь между эмоциональным интеллектом в подростковом возрасте и склонностью к гаджет-зависимости.
4. Скорее всего, склонные к интернет-аддикции подростки, будут обладать более низким уровнем эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическими основаниями работы являются:
1. Двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
2. Теория интернет-зависимости К. Янг.
3. Теория цифровой зависимости В.А. Лоскутова.
4. Педагогическая профилактика виртуальной аддикции старших школьников М.В Бредихиной
Методы исследования:
Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования эмоционального интеллекта и интернет аддикции в контексте гаджет - зависимости.
Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, психологическое тестирование: тест-опросник эмоциональный интеллект «ЭмИн» Д.В. Люсина, тест-опросник интернет-зависимости К. Янга.
3. Методы математико-статистической обработки данных (Т-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, коэффицент корреляция Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова) с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 22.
Эмпирическую базу исследования составили 40 обучающихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №74», из них 18 человек, имеющие склонность к интернет-зависимости и 22 человека, не имеющих склонность к интернет-зависимости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 61 6
источника и 4 приложения.
В ходе моего исследования мною были проанализированы теоретические подходы к понятию «эмоционального интеллекта» и склонности к «гаджет-зависимости», а также, особенностям их развития у подростков. Для измерения данных феноменов я подобрал две диагностические методики.
С помощью теста К. Янг на склонность к интернет-зависимости в контексте гаджет-зависимости, мной были сформированы две группы подростков - группа склонных к интернет - зависимости и группа контраста.
При помощи U-критерия Манна - Уитни и критерия Колмогорова- Смирнова я посмотрел достоверные различия между шкалами в группах. Т- критерий Стьюдента выявил различия в двух группах по показателям эмоционального интеллекта у старшеклассников разных специальностей.
В ходе моего исследования было подтверждено, что у подростков склонных к интернет - зависимости в контексте гаджет-зависимости, существуют особенности в формировании эмоционального интеллекта. Выраженных в становлении личности у подростков, не зрелости эмоционального интеллекта, фактора влияния интернет среды и ежедневного времяпровождения в виртуальном пространстве, в котором подросток позиционирует себя с игровым персонажем, с неким образом - «аватаром», возникает склонность к интернет- зависимости в контексте гаджет-зависимости.
На основе полученных результатов, мной была составлена программа психопрофилактических мероприятий, которые направленны на развитие зрелости эмоционального интеллекта у подростков.
Данная программа состоит из 5 занятий, направленных на формирование: знаний об эмоциях, умении понимать свои эмоции и контролировать их.
На развитие эмпатии и рефлексии, с применением проективных методик.
Проведены упражнения на умение управлять негативными эмоциями, профилактическая беседа с педагогическим коллективом, где были объяснены все особенности подросткового возраста и формирования эмоционального интеллекта с учётом социальной адаптации подростков в жизнедеятельность общества.
С помощью теста К. Янг на склонность к интернет-зависимости в контексте гаджет-зависимости, мной были сформированы две группы подростков - группа склонных к интернет - зависимости и группа контраста.
При помощи U-критерия Манна - Уитни и критерия Колмогорова- Смирнова я посмотрел достоверные различия между шкалами в группах. Т- критерий Стьюдента выявил различия в двух группах по показателям эмоционального интеллекта у старшеклассников разных специальностей.
В ходе моего исследования было подтверждено, что у подростков склонных к интернет - зависимости в контексте гаджет-зависимости, существуют особенности в формировании эмоционального интеллекта. Выраженных в становлении личности у подростков, не зрелости эмоционального интеллекта, фактора влияния интернет среды и ежедневного времяпровождения в виртуальном пространстве, в котором подросток позиционирует себя с игровым персонажем, с неким образом - «аватаром», возникает склонность к интернет- зависимости в контексте гаджет-зависимости.
На основе полученных результатов, мной была составлена программа психопрофилактических мероприятий, которые направленны на развитие зрелости эмоционального интеллекта у подростков.
Данная программа состоит из 5 занятий, направленных на формирование: знаний об эмоциях, умении понимать свои эмоции и контролировать их.
На развитие эмпатии и рефлексии, с применением проективных методик.
Проведены упражнения на умение управлять негативными эмоциями, профилактическая беседа с педагогическим коллективом, где были объяснены все особенности подросткового возраста и формирования эмоционального интеллекта с учётом социальной адаптации подростков в жизнедеятельность общества.
Подобные работы
- Особенности социального интеллекта подростков, склонных к гаджет-зависимости
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ТИК-ТОК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - Практики селф-трекинга студенческой молодежи: преимущества и риски
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



