Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект подростков, склонных к гаджет-зависимости

Работа №88657

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения подходов к феномену эмоционального интеллекта подростков, склонных к гаджет - зависимости 8
1.1. Анализ теоретико-методологической основы исследования
эмоционального интеллекта 8
1.2. Анализ особенностей эмоционального интеллекта подростков 20
1.3. Анализ теоретико-методологической основы исследования гаджет
зависимости у подростков 26
1.3.1. Характеристика интернет зависимости 26
1.3.2. Анализ теорий цифровой зависимости на базе исследований проблемы
гаджет- зависимости у подростков 31
1.3.3. Проблемы профилактики виртуальной аддикции подростков в
контексте гаджет - зависимости 35
Глава 2. Результаты эмпирического исследования эмоционального
интеллекта учащихся старших классов склонных к интернет-зависимости 41
2.1. Организация исследования эмоционального интеллекта подростков,
склонных к гаджет-зависимости 41
2.2.1. Исследование эмоционального интеллекта подростков 43
2.2.2. Исследование интернет-зависимости подростков 49
2.2.3 Корреляционные анализ эмоционального интеллекта подростков
склонных к интернет - зависимости 50
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение 1 65
Приложение 2 68
Приложение 3 71
Приложение 4

Актуальность проблемы исследования. Эмоциональная составляющая коммуникативных способностей - эмпатия в подростковом возрасте наиболее значима, так как определяет становление границ эмоционального мира личности, его богатство и механизмы саморегуляции обуславливающих социально полезное и достойное поведение [40, с. 25].
Современная реальность поставила перед обществом и психологами в частности, новую проблему- проблему интернет аддикции и её влияние на эмоции людей, в том числе на эмоциональный интеллект подростков.
Использование цифровых устройств в жизни любого современного человека обычное явление. Высокотехнологичная среда создает условия для возникновения различного рода технологических аддикций.
С развитием технологий явление цифровой зависимости становится с каждым годом шире и масштабней. Цель интернет-провайдеров и поставщиков серверов в ответ на запросы современного общества создать непрерывную интернет-среду, чтобы ни один процесс, регулируемый цифровыми устройствами, не останавливался. Это способствует усилению интернет-аддикции в контексте гаджет-зависимости и делает нас зависимыми от умных (smart) цифровых устройств, формирующих наш быт, социальное общение, профессиональную деятельность.
Актуальность данного исследования определяется тем, что особенности эмоционального интеллекта у подростков будут рассматриваться в контексте интеллектуального развития личности и появления Диджитал-зависимости от взаимодействия с виртуальным пространством средствами интернет ресурсов.
Степень изученности проблемы исследования. Эмоциональный интеллект - понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал своё столетие, то термин эмоциональный интеллект и аббревиатура EQ (эмоциональный коэффициент) вошли в оборот только с 90-х годов ХХ века.
Говоря о первых упоминаниях в психологии термина «Эмоциональный интеллект», многие источники ссылаются на одноимённую статью Питера Сэловея, опубликованную в 1990 году и по признанию большей части научного сообщества, ставшую первой публикацией на эту тему.
Таким образом, под понятием эмоциональный интеллект стали понимать, способность контролировать свои собственные и эмоции других людей, различать различные эмоции и соответствующим образом обозначать их, а также использовать эмоциональную информацию для руководства мышлением и поведением [54, с. 35].
К наиболее распространёнными теориями эмоционального интеллекта относятся теории Р. Бар-Она, Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо, Д. Гоулмена, Д. В. Люсина. Эти теории объединяет представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию собственных и чужих эмоций, а также адекватное управление ими.
Взаимосвязь уровней эмоционального интеллекта и Интернет- зависимости обосновывали В. Л. Малыгин, А. А. Антоненко, Е. И. Вовченко, A. Б. Искандирова, Т. В. Пантелеева, А. С. Родионова [30, с. 86 ; 28, с. 105].
В России существует большое количество исследований, по изучению феномена интернет-аддикции (В.В. Фролов, А.Е. Войскунский, В.Н. Друзин,
B. А. Лоскутова), но современные реалии сталкивают нас с цифровой зависимостью, феномен которой изучается в основном зарубежными исследователями (США, Китай, Южная Корея, Индия, Германия). На сегодняшний день уже есть результаты исследований (М. Шпитцер, Н. Кардарас, В. Данкли, Бун Джи Ван), подтверждающих физиологические и психические изменения, которым подвержены не только взрослые, но особенно дети и подростки.
В 90-е гг. ХХ века Айванг Голбдерг и Кимберли Янг ввели соответственно понятие и классификацию интернет-зависимости. Начиная с 2013 г. мировое научное сообщество стало использовать новое понятие 4
«цифровая зависимость» (М. Шпитцер, Н. Кардарас, П. Уайброу, А.О. Гершман) [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 34].
Таким образом, анализ разработанности проблемы эмоционального интеллекта подростков склонных к интернет-аддикции в контексте гаджет- зависимости, позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования выступает эмоциональный интеллект личности.
Предмет - особенности эмоционального интеллекта у подростков, склонных к гаджету - зависимости во взаимосвязи с интернет- аддикцией.
Цель данного исследования - особенности эмоционального интеллекта подростков с разным уровнем склонности к гаджет-зависимости.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы по проблеме исследования эмоционального интеллекта в контексте гаджет- зависимости с использованием интернет ресурсов.
2. Разработать программу эмпирического исследования эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-аддикции в контексте гаджет- зависимости.
3. Проанализировать компоненты эмоционального интеллекта с разным уровнем склонности к интернет-аддикции в контексте гаджет-зависимости.
4. Выявить особенности эмоционального интеллекта подростков, склонных к интернет-аддикции.
5. Разработать психопрофилактическую программу по развитию эмоционального интеллекта у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует связь в развитии эмоционального интеллекта как составной части интеллектуального развития личности в целом.
2. Потенциально, существует взаимосвязь между склонностями к интернет-аддикции и гаджет-зависимостями.
3. По всей видимости, существует связь между эмоциональным интеллектом в подростковом возрасте и склонностью к гаджет-зависимости.
4. Скорее всего, склонные к интернет-аддикции подростки, будут обладать более низким уровнем эмоционального интеллекта.
Теоретико-методологическими основаниями работы являются:
1. Двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.
2. Теория интернет-зависимости К. Янг.
3. Теория цифровой зависимости В.А. Лоскутова.
4. Педагогическая профилактика виртуальной аддикции старших школьников М.В Бредихиной
Методы исследования:
Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования эмоционального интеллекта и интернет аддикции в контексте гаджет - зависимости.
Методы сбора эмпирических данных: анкетирование, психологическое тестирование: тест-опросник эмоциональный интеллект «ЭмИн» Д.В. Люсина, тест-опросник интернет-зависимости К. Янга.
3. Методы математико-статистической обработки данных (Т-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, коэффицент корреляция Пирсона, критерий Колмогорова-Смирнова) с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics Version 22.
Эмпирическую базу исследования составили 40 обучающихся в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №74», из них 18 человек, имеющие склонность к интернет-зависимости и 22 человека, не имеющих склонность к интернет-зависимости.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав работы, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 61 6
источника и 4 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе моего исследования мною были проанализированы теоретические подходы к понятию «эмоционального интеллекта» и склонности к «гаджет-зависимости», а также, особенностям их развития у подростков. Для измерения данных феноменов я подобрал две диагностические методики.
С помощью теста К. Янг на склонность к интернет-зависимости в контексте гаджет-зависимости, мной были сформированы две группы подростков - группа склонных к интернет - зависимости и группа контраста.
При помощи U-критерия Манна - Уитни и критерия Колмогорова- Смирнова я посмотрел достоверные различия между шкалами в группах. Т- критерий Стьюдента выявил различия в двух группах по показателям эмоционального интеллекта у старшеклассников разных специальностей.
В ходе моего исследования было подтверждено, что у подростков склонных к интернет - зависимости в контексте гаджет-зависимости, существуют особенности в формировании эмоционального интеллекта. Выраженных в становлении личности у подростков, не зрелости эмоционального интеллекта, фактора влияния интернет среды и ежедневного времяпровождения в виртуальном пространстве, в котором подросток позиционирует себя с игровым персонажем, с неким образом - «аватаром», возникает склонность к интернет- зависимости в контексте гаджет-зависимости.
На основе полученных результатов, мной была составлена программа психопрофилактических мероприятий, которые направленны на развитие зрелости эмоционального интеллекта у подростков.
Данная программа состоит из 5 занятий, направленных на формирование: знаний об эмоциях, умении понимать свои эмоции и контролировать их.
На развитие эмпатии и рефлексии, с применением проективных методик.
Проведены упражнения на умение управлять негативными эмоциями, профилактическая беседа с педагогическим коллективом, где были объяснены все особенности подросткового возраста и формирования эмоционального интеллекта с учётом социальной адаптации подростков в жизнедеятельность общества.



1. Антропова, К. А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К. А. Антропова, А. А. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14.
2. «Большая российская энциклопедия» (БРЭ). О проекте. Архивная копия от 8 октября 2020 на Wayback Machine Официальная электронная версия «Большой российской энциклопедии» (электронная версия выпускается при поддержке Министерства культуры Российской Федерации). [Электронный ресурс].иКБ:Ыдепс.ги (дата обращения: 14.04.22)
3. Бюлер Ш. «Что такое пубертатный период». Книга была издана в 1931.-193 с.
4. Бережнова, Д. Б. Влияние виртуальной среды на агрессивное поведение подростков [Электронный ресурс] / Д. Б. Бережнова, А. А. Москаленко // Теоретические и практические аспекты социальной педагогики и психологии девиантного поведения : сб. науч. тр. - Кубанский гос. ун¬т. - Краснодар, 2017 - С. 11-14.
5. Боброва Т. В. Педагогические условия организации профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде: автореф. дис. ... канд. пед. науки: 13.00.01; Моск. город. пед. ун-т. М., 2004.-103 c.
6. Бенедиктова, А. В. Исследование интернет-аддикции и ее социально-психологической значимости в студенческих группах Текст. / А. В. Бенедиктова // Психологическая наука и образование. 2007- С. 228¬236.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—108с.
8. Войскунский А.Е. В-653 Психология и Интернет. — М.: Акрополь, 2010. — 439
9. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / под ред. А. Е. Войскунского. - Москва : Проспект, 2015. - 226 с.
59
10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить
больше, чем IQ, 2008 - 56с.
11. Гриффитс, М. Интернет-зависимость: факт или выдумка? / М. Гриффитс // Психолог. - 1999. - № 5. - С. 246-250.
12. Гришина А.Г. пер. с немецкого «Психология конфликта» - Москва: АСТ, 2014 - 288 с.
13. Гуманитарные исследования в Интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. — М.: «Можайск — Терра». — 2007. ... — М.: Директ - Медиа, 2008. — 215 с.
14. Говорухина, М. Ю. Виртуализация современного мира: раздвоение реальности [Текст]. / М. Ю. Говорухина. Екатеринбург, 2004. -15 с.
15. Дубровина, И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: моногр. М.: НОУ ВПО МПСУ, 2014. - 455 с
16. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии, Казань: Школа. 2004. - С. 80-88
17. Е. А. Сергиенко .Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная 10. адаптация, , И. И. Ветрова Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. 2004 - 112с.
18. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. - Санкт- Петербург : Речь, 2015. - 135 с.
19. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). Учебное пособие посвящено теоретическим и
методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека
20. Краснова С. В. Казарян Н. Р. Тундалева В. С. Как справиться с компьютерной зависимостью Текст, 2008. 224 с.
21. Коваль Т. В. (Компьютерная аддикция, подростковый возраст,
мотивационная сфера, общение, развитие. ... Особенности
мотивационного профиля подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости) / Российский научный журнал. — 2013. — № 4 (35). — С. 230—235.
22. Люсии Д. В. Новая методика для измерения эмоционального
интеллекта: опросник ЭмИп // Психологическая диагностика :
ежеквартальный научно-практический журнал. 2006. С. 3—23.
23. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. 2009. С. 264-278.
24. Ларионова С. О., Дегтерев А. С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. 2013. С.232-239.
25. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном
интеллекте. [Раздел книги] // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. 2004 - 107.
26. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических
аддиктивных расстройств. 2004. С. 44 - 53.
27. Лисецкий К. С. Психологические основы предупреждения
наркотической зависимости личности. 2007 - 308 с.
28. Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Издательство «Институт психологии РАН», 2004. С 69 — 176 с.
29. Нижегородцева Н. В. Психология до- школьного возраста:
методические рекомендации. 2013. - 95 с.
30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребен ка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. 2001 - 256 с.
31. Носов, Н. А. Виртуальная психология. 2000. - 432 с.
32. Одинцова В. В. Психометрический анализ методики
«Эмоциональный интеллект-2» // По материалам сайта www.ht.ru, 2006.
33. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. 2000 -
34. Педагогическая психология: учеб. Пособие. М.: КУРС: НИЦ ИНФРА- М., 2014 - 368 с.
35. Проект «Интернет в России / Россия в Интернете» [Электронный
ресурс]. URL: http: //bd.fom.ru/pdf/intosen09.pdf (дата
обращения: 16.04.22)
36. Менделевича. В. Д. Руководство по аддиктологии / под ред. - Санкт- Петербург : Речь, 2007. - 142 с.
37. РИА Новости ЖЕНЕВА, 1 янв - РИА Новости, Елизавета Исакова.
38. Cовременное несоответствие: мозг против культуры // University of California[Электронный ресурс].URL:https://www.universityofcalifomia.edu/news/modem- mismatch-brain-vs-culture(дата обращения: 24.04.22)
39. Стернберг Р. Дж., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002 - 272 с.
40. Тарабакина Л.В. Тип: статья в журнале Эмоции подростка и их воспитание - научная статья. 2012 - 96 с.
41. Теоретический анализ понятия "цифровая зависимость" в зарубежных
исследованиях// электронная научная библиотека Cyberleninka.
[Электронный ресурс] .URL: http://ichip.ru/smartfony-kak-narkotik-
sushhestvuet-li-zavisimost-ot- tekhniki.html (дата обращения: 25.04.22)
42. Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125-141.
43. Хухлаева, О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / О. В. Хухлаева. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 208 с.
44. Цифровая зависимость в исследованиях зарубежных ученых//
электронная научная библиотека Cyberleninka. [Электронный ресурс]. URL: Spitzer M. (2012). Digitale demenz. Munchen: Droemer, 7 (дата обращения: 12.04.22) 62
45. Чернов, А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы Текст. / А. А. Чернов. М.: Издательскоторговая корпорация "Дашков и К°", 2003. - 232 с.
46. Школьные аддикции// журнал Times. [Электронный ресурс].
URL:http://time.com/4474496/screens-schools-hoax/«Glow Kids» 2016г. (дата обращения: 25.04.22)
47. Шиянов, Е. Н. Интернет-зависимость и ее профилактика у студентов Текст.: учебно-методическое пособие / Е. Н. Шиянов, М. И. Дрепа. Ставрополь: Изд-во «Графа», 2009. - 348 с.
48. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. 1998 - 34с.
49. Шпрангер Э. «Психология юношеского возраста» 2001 - 85с.
50.Эльконин Д.Б. К проблеме
периодизации психического развития в детском возрасте. Эльконин Д.
Б. К проблеме
периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - с.6—20.
51. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика Текст.: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
52. Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015- C. 2
53. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997. P. 3-31.
54. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Models of Emotional Intelligence // Handbook of Intelligence / Ed. by R. Stenberg. Cambridge University Press, 2000. P. 396-420.
55. Text. / S. E. Caplan // Computers in Human Behavior. 2002. - Vol. 18, № 5.
- P. 553-575. 63
56. D. J. Kuss M. D. Griffiths, L. Karila, J. Billieux Internet Addiction: A Systematic Review of Epidemiological Research for the Last Decade [Статья] // Current Pharmaceutical Design. - 2014 r.. - Т. 20. 2.
57. R.I.P. Ivan K. Goldberg, M.D.Psychiatrist bridged worlds of talk-therapy psychiatry and medication-centered practice.November 27, 2013
58. N. S. Schutte et al./Personality and Individual Differences 25 (1998) 167¬177).
59. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications / Ed. by P. Salovey, D. Sluyter. New York: Perseus Books Group, 1997. P. 3-31.
60. Mayer J. D., Salovey, P., & Caruso, D. Models of Emotional Intelligence. [Раздел книги] // Handbook of Intelligence / авт. книги Sternberg Robert
J.. - [б.м.] : Cambridge University Press, 2000. 3. Payne Wayne // A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence. - 1985 - p 4.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ