Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизнестойкость на подростковом этапе социализации

Работа №88643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения жизнестойкости на подростковом этапе социализации 7
1.1 Понятие и сущность жизнестойкости 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 15
1.3 Виды жизнестойкости у подростков 21
Глава 2 Эмпирическое исследование жизнестойкости на подростковом этапе социализации 28
2.1 Мероприятия и методы исследования 28
2.2 Результаты эмпирического исследования жизнестойкости на
подростковом этапе социализации 33
2.3 Анализ коррекционной работы направленного на формирование
жизнестойкости подростков «Познай себя» 38
2.4 Анализ результатов исследования после внедрения коррекционной
работы по формированию жизнестойкости 42
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 1 61
Приложение 2 66
Приложение 3 68

Актуальность исследования. По результатам многих исследований Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), порядка 8000 людей завершают жизнь самоубийством, совершая суицид, что есть торой причиной смертности среди молодых людей, возрастной группы от 15 и до 29 лет. Вопрос такого разрушающего изнутри поведения, суицида в поведении детей и подростков рассмотрен и представлен во многих исследовательских работах, например у таких авторов как С.В. Воликовой, С.А. Кулакова, А.Л. Лихтарникова и у многих иных. И отмечая негативную статистику суицидального настроя среди молодежи как проблему, которая остро стоит в современном обществе России, многие авторы опираются на статистику данных ВОЗ. Согласно имеющихся данных Россия входит в тройку стран, где зарегистрировано самое большое количество законченного типа суицидов, при этом она занимает первое место по количеству суицидов среди молодых людей, в возрасте от 14 и до 24 лет.
Именно подростковый возраст - самый непростой и сложный, противоречивый период в жизни каждого человека, сопровожденный многими переживаниями, положительными и отрицательными, которые находят свое отражение в субъективных и объективных отношениях. Подростки на данном этапе формируют собственный стиль поведения, сталкиваясь со многими противоречивыми жизненными ситуациями, нарабатывая собственный опыт переживания, решения определенных проблем, от чего будет зависеть их будущая жизнь.
Многие проблемные у подростка состояния в большинстве своем касаются их личных интересов, которые призывают к разрешению, обусловлены неприятными переживаниями, имеющие самую разную о времени продолжительность, свой уровень напряжения. Немаловажно указать и на то, что затруднения, возникающие у подростков, характерны наличием в жизни подростка определенных разногласий, когда последний переживает его, рассматривает как проблему, намерен всеми силами разрешить само разногласие.
Лично для каждого подростка серьезными проблемами есть те, которые напрямую связаны с их собственным Я, как и уровнем их личного достоинства, внутренней самооценки. Нередко многие подростки переживают внутреннее угнетенное состояние, а провоцирует его развитие - чрезмерная предрасположенность к внутреннему анализу своего собственного Я, уходу в себя, чрезмерно выраженному чувству одиночества. Сомнение в самом себе, непонимание собственных желаний и потребностей, ценностей, ожидание враждебности со стороны социума, сверстников, потеря интереса к собственному внутреннему миру и формирует основу для негативного, отрицательного переживания. Это все ведет в итоге к отрицательным и ненормальным, общественно негативным и непризнанных в социуме способов поведения, как следствие - к разрушению личности, причинению вреда собственному здоровью, психическому и физическому, саморазрушению.
Исходя из вышесказанного, выделим объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступает жизнестойкость личности. Предметом - жизнестойкость в подростковом возрасте.
Цель данного исследования - изучение жизнестойкости подростков на подростковом этапе социализации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты формирования
жизнестойкости у подростков на этапе социализации, а также выявить закономерность в трех основных автономных частей жизнестойкости.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования жизнестойкости на подростковом этапе социализации.
3. Выявить значимые различия по уровню жизнестойкости до и после проведения коррекционной программы.
4. Систематизировать полученные данные и проанализировать результаты эмпирического исследования жизнестойкости на подростковом этапе социализации.
Теоретико-методологической основой исследования явились принцип единства сознания и деятельности в теория деятельности, разработанная такими учеными, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; российские и зарубежные исследования жизнестойкости Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова, С. Мадди; концепция суицидального поведения, предложенная в работе О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева, Э. Берна, А.Е. Бойкова, В.В. Варцалкина и других.
Гипотеза исследования:
Уровень жизнестойкости на подростковом этапе социализации будет понижен.
В качестве методик исследования использовались:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- опросник «антивитальность и жизнестойкость» Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.;
- «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой);
- Цветовой тест М. Люшера ориентирован на диагностику неблагоприятных эмоциональных состояний (тревога, стресс, агрессия, страхи) подростка. Стимульный материал цветового теста представляет собой 8 карточек разной цветовой гаммы.
Методы исследования: анализ, синтез, методы психологической обработки данных.
Эмпирическая база исследования.
Выборку составили 30 учащихся подросткового возраста от 14 до 16 лет, средний возраст составил 15,5. Респонденты являются обучающимися в разных образовательных учреждениях Алтайского края г. Барнаул. Исследование проведено анонимно, данные анализировались обобщенно.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив различные общетеоретические источники по проблеме жизнестойкости личности, мы определили, что жизнестойкость включает в себя три достаточно автономных составных части: вовлеченность, контроль, принятие риска.
Вовлеченность - интерес человека к чему-то новому. Когда происходит процесс вовлеченности подросток начинает двигаться вперед к своей цели более интенсивно.
Контроль - это понятие, которое представляет собой убежденность в том, что настойчивость и упрямство помогут повлиять на конечный результат происходящего. Даже в том случае, если есть высокие риски потерь и успех не гарантирован.
Принятие риска - представляет собой убежденность личности в том, что все то, что с ним происходит, помогает ему развиваться за счет умений и навыков, которые извлекаются из опыта, - не важно, положительное оно или отрицательное.
Общие черты жизнестойких подростков: высокая приспосабливаемость; уверенность в себе; самостоятельность; стремление к качеству; узкость контактов. В подростковом возрасте на первый план в развитии жизнестойкого поведения выходят знания саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами, самодисциплиной. Личностная часть, представлена «большим уровнем самооценки» и «самоуважением» личности. Когнитивный элемент отражает преимущество убежденности человека в собственной результативности.
Эмоциональный микрокомпонент характеризует «решимость» человека в социальных связях. Поведенческая составляющая, интегрируется в вышеперечисленные компоненты, обеспечивает внешнюю реализацию поведенческого репертуара и веру в себя. Решительность в подростковом возрасте переливается: в здоровую самооценку (самоуверенность); осознание своих сильных и слабых сторон темперамента, плюсов и минусов; убежденность и непоколебимость в своих просчетах; способность верить в себя, в свои преимущества и возможность достичь поставленных перед собой целей; умение преодолеть свою тревогу и отрицательные эмоциональные состояния; наличие ресурса и уверенного поведения; развитее успешных коммуникаций.
Те аспекты, которые характеризуются наибольшим интересом в происходящем, также в наибольшей степени удовлетворены от самого процесса деятельности. Также, можно ответить, что те респонденты, которые рассмотрели жизнь, как аспект приобретения навыка, готовы принимать решения, если того требует ситуация. Данный факт говорит о том, что несмотря на риск, который проявляется в процессе принятых решений, в основе всего лежит стремление к удобству и удовлетворённости.
Большая степень сопротивляемости стрессу характерна для 7 человек. Данные исследуемые обладают очень высокой степенью стрессоустойчивости. Для них характерны минимальная степень стрессовой нагрузки.
Высокая степень сопротивляемости стрессу выявлена у 13 человек. Данные, оцениваемые практически, не тратят сил на борьбу с негативными эмоциями. Они достаточно хорошо справляются с давлением окружающих. Эффективность подростков не снижается.
Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса найдена у 7 школьников. В данном случае это приводит к тому, что подросток вынужден часть своей активности и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Чем больше стресса получает подросток, тем ниже его жизнеспособность.
Низкая степень сопротивляемости стрессу характерна 3 людям. Оцениваемые обладают низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью, чувствительностью). Такая ситуация приводит к тому, что подросток большую часть своей энергии направляет на негативные эмоции и борьбу с ними. Негативно сказывается на подростке в целом. Большое количество баллов (больше 300) - это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, троим респондентам требуется безотлагательная психологическая помощь, чтобы ликвидировать стресс. Если сумма баллов свыше 300, то оцениваемому грозит психосоматическое заболевание, поскольку он близок к фазе нервного истощения.
Большая часть подростков в обеих группах демонстрируют отсутствие тревожности - 50%. Наличие внутреннего конфликта у таких подростков выявлено не было, дети в ходе исследования отдавали предпочтение цветам верхнего спектра, что свидетельствовало об ощущении подростками спокойствия, уверенности в себе, умеренной активности и стремления к веселью и развлечениям.
Наличие тревоги и стресса было выявлено у 30% подростков. Дети, у которых был выявлен стресс и тревога, в ходе исследования отдавали предпочтение цветам верхнего спектра, однако среди них часто встречались дополнительные цвета на верхних позициях. Дети демонстрируют спокойствие, однако у некоторых подростков наблюдается негативные тенденции, такие как скрытые страхи и огорчения. Дети с тревогой и стрессом нуждаются в помощи взрослых для решения собственных проблем.
Сильная тревога и стресс выявлены у 20% подростков. У подростков с данным уровнем дополнительные цвета были на доминирующих позициях, а основные, наоборот, занимали нижние позиции. Дети демонстрируют высокий уровень тревоги и переживаний, они напуганы или чем-то расстроены, один из подростков демонстрирует высокий уровень агрессивности.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения работы с жизнестойкостью.
Полученные практические результаты реализации мероприятий подтверждает гипотезу, которая заключается в том, что разработанные мероприятия дают возможность существенно повлиять уровень работоспособности, психическое и физическое состояние экспериментальной группы подростков.



1. Алексеева, Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение / Л. С. Алексеева. - Москва : Проспект, 2016. - 234 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 394 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489312(дата обращения: 01.04.2022).
3. Баярд, Д. Ваш беспокойный студент / Д. Баярд, Р. Баярд. - Москва : Академия, 2012. - 316 с.
4. Бардадымов, В. А. Аутентичность личности как комплексный показатель риска возникновения отклоняющего поведения / В. А. Бардадымов // Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы: сборник статей V международной научно-практ. конф. - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2010. С. 19-22
5. Белогуров, С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. / С. Б. Белогуров. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 254 с.
6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. - Пер. с англ. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 480 с.
7. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 871-874.
8. Варцалкина, В. В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды / В. В. Варцалкина. - Нальчик, 2000. - 288 с.
9. Винникотт, Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникотт. - Москва : Класс, 2011. - 421 с.
10. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 268 с.
11. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 345 с. Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492790 (дата обращения:
01.04.2022).
12. Еарифуллин, Р. Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей / Р. Р. Еарифуллин. - Москва : СК Сфера, 2002. - 266 с.
13. Еригорьев, Е. И. Профилактика отклоняющего поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания : учебное пособие / Г. И. Григорьев, В. А. Кулганов, Ю. А. Парфенов. - Санкт- Петербург : РХТА, 2016. - 428с.
14. Данилин, А. Как спасти детей от наркотиков / А. Данилин, И. Данилина. - Москва, 2011. - 185 с.
15. Дмитриева, Н. В. Аддиктология: настольная книга / Н. В. Дмитриева, Ц. П. Короленко. - Москва : Академия, 2012. - 231 с.
16. Егоров, А. Ю. Любовные и сексуальные аддикции / А. Ю. Егоров. - Москва : Просвещение, 2014. - 245 с.
17. Иванников, В. А. Психология : учебник для среднего
профессионального образования / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 480 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490011(дата обращения: 01.04.2022).
18. Кляйн М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Д. Райвери, П. Хайманн ; под ред. И. Ю. Романова. - Москва : Академический проект, 2011. - 321 с.
19. Комиссарова, М. С. Любовная аддикция / М. С. Комиссарова. - Москва : ACT, 2013. - 258 с.
20. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск : Наука, 2010. - 261 с.
21. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск : Олсиб, 2011. - 251 с.
22. Котов, А. В. К природе двух форм отклоняющего поведения / А.В. Котов // Клиническая фармакология и лекарственная терапия. - 2010. - Том 8, № 1. - С. 13-24.
23. Кошкин, К. В. Аддикции отношений / К. В. Кошкин. - Москва : Академия, 2013. - 258 с.
24. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия отклоняющего поведения у подростков / С. А. Кулаков. - Москва : Просвещение, 2008. - 462 с.
25. Кулаков, С. А. Психотерапия и психопрофилактика отклоняющего поведения у подростков / С. А. Кулаков. - Москва : Еардарика, 2003. - 470 с.
26. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта : учебное пособие для вузов / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493288(дата обращения: 01.04.2022).
27. Лешер, О. В. Формирование подростка как личности безопасного типа : поведенческий аспект / О.В. Лешер, Ю.В. Двирская // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии. - 2015. - №58. - С. 41-45.
28. Лозовая, Г. В. Тест на зависимость (аддикцию). Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей / Г. В. Лозовая. - Москва : Академия, 2013. - 98 с.
29. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста : учебник для вузов / С. В. Молчанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489235(дата обращения: 01.04.2022).
30. Максимова, Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н. Ю. Максимова // Вопросы психологии. - 2001. - №11. - С. 45-49.
31. Маралов, В. Г. Психология саморазвития : учебник и практикум для вузов / В. Г. Маралов, Н. А. Низовских, М. А. Щукина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 320 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491953(дата обращения: 01.04.2022).
32. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва : Прайм - Еврознак, 2003. - 672 с.
33. Молчанова, Т. К. Составление образовательных программ : практические рекомендации / Т. К. Молчанова, Н. К. Виноградова. - Москва : Педагогика, 2011. - 218 с.
34. Муньягисеньи, Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование отклоняющего поведения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. - 2001. - №4. - С. 32-36.
35. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - Москва : Просвещение: Владос, 2005. - 512 с.
36. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 243 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490562(дата обращения: 01.04.2022).
37. Пезешкиан, Н. Психотерапия повседневной жизни / Н. Пезешкиан. - Москва : Академия,2005. - 256 с.
38. Психология : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и
др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 404 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/488786(дата обращения: 01.04.2022).
39. Петровский, А. В. История и теория психологии. В 2 т. Т.1. / А. В. Петровский, М. Е. Ярошевский. - Ростов на Дону : Феникс, 2006. - 413 с.
40. Психология зависимости : хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск : Харвест, 2007. - 592 с.
41. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - Москва : Прайм - Еврознак, 2012. - 475 с.
42. Руководство по аддиктологии / под ред. В. Д. Менделевича. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 768 с.
43. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учебное пособие. 4-е изд. стер. / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Москва : Академия, 2008. - 214 с.
44. Толстых, Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489243(дата обращения: 01.04.2022).
45. Узлов, Н. Д. Методологические основания для формирования социально приемлемых и позитивных аддикций / Н. Д. Узлов, И. Дацковский // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2019. - №9. - С. 139-156.
46. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения / Е. Б. Усова. - Магнитогорск, 2010. - 256 с.
47. Хомич, А. В. Психология девиантного поведения [Электронный ресурс] / А. В. Хомич. - Ростов-на-Дону : ЮРЕИ, 2006. — Режим доступа: http: //khomich.narod.ru
48. Худяков, А.В. Клинико-социальный анализ формирования и
профилактики зависимости от психоактивных веществ у
несовершеннолетних : автореф. дис. ... д-ра медицин. наук : 14.00.45, 14.00.18 / Худяков Алексей Валерьевич. - Москва, 2003. -48 с.
49. Чабанова, В. В. Особенности личности у лиц, зависимых от интернета / В. В. Чабанова. - Москва : ACT, 2014. - 154 с.
50. Шабалина, В. Аддиктивное поведение в студенческом и
подростковом возрасте / В. Шабалина. - Москва : ВЕЧЕ, 2003. - 384 с.
51. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Электронный ресурс] / Л. М. Шипицына,
Е. И. Казакова, М. А. Жданова.
https://www.herzen.spb.ru/uploads/
52. Эльконин, Б. Д. Психология развития : учебное пособие для подростков высших учебных заведений / Б. Д. Эльконин. 3-е изд. стер. - Москва : Академия, 2007. - 144 с.
53. Юдкина, А. А. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы / А. А. Юдкина // Сибирский Учитель. - 2003. - №3. - С. 35-41.
54. Anxiety disorders and risk for suicidal ideation and suicide attempts: A populationbased longitudinal study of adults / J. Sareen, B.J. Cox, T.O. Afifi [et al.] // Archives of General Psychiatry. - 2005. - Vol. 62, № 11. - P. 1249-1257.
55. Burns R.A., Anstey K.J., Windsor T.D. Subjective well-being mediates the effects of resilience and mastery on depression and anxiety in a large community sample of young and middle-aged adults // The Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. - 2011. - Vol. 45, № 3. - P. 240-248.
56. Fang J., Freedenthal S., Osman A. Validation of the Suicide Resilience Inventory-25 with American and Chinese college students // Suicide and Life-Threatening Behavior. - 2015. - Vol. 45, № 1. - P. 51-64.
57. Maddi S.R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context // Military Psychology. - 2007. - Vol. 19, № 1. - P. 61-70.
58. Nagra G.S., Lin A., Upthegrove R. What bridges the gap between self-harm and suicidality? The role of forgiveness, resilience and attachment // Psychiatry Research. - 2016. - Vol. 241. - P. 78-82.
59. Psychological Resilience provides no independent protection from suicidal risk / D.W.Y. Liu, A.K. Fairweather-Schmidt, R. Burns [et al.] // Crisis. - 2016. - Vol. 37, № 2. - P. 130-139.
60. Resilience as positive coping appraisals: Testing the schematic appraisals model of suicide (SAMS) / J. Johnson, P.A. Gooding, A.M. Wood [et al.] // Behaviour Research and Therapy. - 2010. - Vol. 48, № 3. - P. 179-186.
61. Resilience to suicidality: the buffering hypothesis / J. Johnson, A.M. Wood, P. Gooding [et al.] // Clinical Psychology Review. - 2011. - Vol. 31, № 4. - P. 563-591.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ