Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей

Работа №88628

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного
образования детей 9
1.1. Основные тенденции развития негосударственного сектора
дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации 9
1.2. Проектирование художественной студии как формы развития
негосударственного сектора дополнительного образования детей 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей 32
2.1. Задачи, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по
созданию художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей 32
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по созданию художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей 43
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается различными государственными организациями, в том числе негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видео уроков.
Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Получили распространение такие инновационные организационные формы, как парки и музеи науки, детские компьютерно-мультипликационные студии, студии робототехники, 3-d моделирования и др. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.
Активно развивается негосударственный сектор дополнительного художественного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций. С ростом художественных товаров и новых техник их использования, возрос спрос на художественные студии досугового характера, а также интенсивного обучения какой-либо узкой изобразительной направленности.
Степень изученности темы. Современные проблемы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей рассматриваются в трудах Т.А. Антопольской, К.А. Фионовой, С.Г. Косарецкого, А.В. Петлина, М.П. Рыжиковой и др. Вопросы художественной направленности дополнительном образовании исследуются в работах Е.А. Акулинина, Л.Л. Шарапова, О.И. Гаврилова, М.С. Воронина, Л.С. Львова, H.A. Садыкова, Т. В. Нейгруц , В.С. Собкин, Е.А. Калашникова и др. Изучением темы художественных студий занимаются такие исследователи, как О.Н. Бельская, М.К. Чечеринда, И.Р. Селигеева, Н.А. Корезина, О.Г. Жученко и др.
Анализируя теоретическую и прикладную литературу, можно сделать вывод, что проблема проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей в современных условиях до конца не изучена и требует дальнейшего исследования.
Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, характеризующаяся следующим противоречием: с одной стороны, обращается большое внимание на дополнительное образование детей, развитие способностей и талантов, с другой стороны, требования государственных учреждений не позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, т.к. предполагается четкий календарно-тематический план и обязательное количество набора обучающихся.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей».
Цель исследования: спроектировать художественную студию как форму развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
Объект исследования: система дополнительного художественного образования.
Предмет исследования: художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
В соответствии с целями исследования определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
2. Выявить основные тенденции и противоречия развития негосударственного сектора дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации, позитивные отличия его негосударственного сектора от государственного и региональные особенности рынка художественного образования.
3. Спроектировать и создать собственную художественную студию как форму развития негосударственного сектора дополнительного образования детей на региональном рынке и провести опытно-экспериментальную проверку эффективности ее деятельности.
Исследование опирается на гипотезу, согласно которой в основе проектирования и создания эффективной художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей лежат следующие условия:
- в студии используются современные художественные материалы;
- очная форма работы с обучающимися интегрируются с дистанционной;
- используются современные методы обучения и цифровые технологии;
- в студии работает мотивированный педагогический состав;
- организовано сетевое взаимодействие частных и государственных форм дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
- работы в области развития негосударственного сектора дополнительного образования детей (труды Т.А. Антопольской,
К.А. Фионовой, С.Г. Косарецкого, А.В. Петлина, М.П. Рыжиковой и др.);
- концепции дополнительного образования художественной направленности (работы Е.А. Акулинина, Л.Л. Шарапова, О.И. Гаврилова, М.С. Воронина, Л.С. Львова, H.A. Садыкова, Т. В. Нейгруц, В.С. Собкин, Е.А. Калашникова и др.);
- подходы к развитию художественных студий (работы О.Н. Бельской, М.К. Чечеринды, И.Р. Селигеевой, Н.А. Корезиной, О.Г. Жученко и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме
исследования, систематизация и классификации), эмпирические (диагностические методы: наблюдение, тестирование, мониторинг и самоанализ), статистические (количественная и качественная обработка эмпирических данных), интерпретационные и аналитические (качественный и количественный анализ полученных данных и формулирование выводов).
Этапы работы:
I этап - поисково-теоретический: на основе анализа литературных источников по проблеме исследования выявлены теоретические основы проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей; уточнен методологический аппарат исследования; определена система исходных теоретических положений;
II этап - опытно-экспериментальный: спроектирована собственная художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей на региональном рынке и проведена опытно-экспериментальная проверка ее деятельности;
III этап - заключительно-обобщающий: проведен анализ, систематизация и интерпретация данных, полученных в ходе исследования и экспериментальной проверки гипотезы; сделаны основные выводы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены теоретические основы проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей, выявлены основные тенденции и противоречия развития негосударственного сектора дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации, позитивные отличия его негосударственного сектора от государственного и региональные особенности рынка художественного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что спроектирована собственная художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей на региональном рынке, даны рекомендации по развитию.
База исследования: рынок негосударственного дополнительного художественного образования.
Структура работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 64 источник и приложений.
В первой главе «Теоретические основы проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей» проводится анализ основных тенденций развития негосударственного сектора дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации и описана художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проектированию художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей» описаны задачи, содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по проектированию художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
В заключении делаются выводы и намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день дополнительное образование стремительно развивается и охватывает множество видов деятельности, в которой задействованы не только дети, но и взрослые. В любом городе России взрослые и дети могут посещать учреждения дополнительного образования, в рамках которых они смогут удовлетворять свои духовные и культурные потребности, овладевая различными видами художественной деятельности. На данный момент на рынке образовательных услуг, параллельно с давно утвердившимися видами учреждений дополнительного художественного образования, а также студий и кружков, работающих на базе домов и дворцов культуры, существуют и учреждения дополнительного художественного образования негосударственного сектора.
В теоретической части работы нами рассмотрены основы проектирования художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей, проводится анализ основных тенденций развития негосударственного сектора дополнительного художественного образования детей в Российской Федерации, и описана художественная студия как форма развития негосударственного сектора дополнительного образования детей.
Вторая глава отражает практические аспекты исследования. Проектирование художественной студии и анализ результатов ее работы. Опытно-экспериментальная работа показала эффективность создания художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования.
Согласно нашей гипотезе в основе проектирования эффективной художественной студии как формы развития негосударственного сектора дополнительного образования детей лежат следующие условия:
- в студии используются современные художественные материалы;
- очная форма работы с обучающимися интегрируются с дистанционной;
- используются современные методы обучения и цифровые технологии;
- в студии работает мотивированный педагогический состав;
- найдены пути сетевого взаимодействия частных и государственных форм дополнительного образования.
Все данные условия соблюдались в проектировании нашей студии. Опытно-экспериментальная работа показала эффективность образовательного процесса художественной студии, что свидетельствует об актуальности развития негосударственного сектора дополнительного образования.
Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.
Данная работа может быть использована педагогами и предпринимателями желающими открыть собственную художественную студию. Дальнейшее развитие работы мы видим в организации процесса сотрудничества с государственными учреждениями и в открытии новых художественных студий в других районах города.



1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. - М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Акишина Е.М., Олесина Е.П., Радомская О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени // Педагогика искусства. - 1997. - №4. - С. 9-11.
3. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита, 2013.
4. Антопольская Т.А. Негосударственные организации дополнительного образования детей: векторы развития // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы. - М.: Вектор, 2018.
5. Афонина Э.К. Образование детей в условиях современных тенденций развития образования.-М.:2013.
6. Баданова Л. А. Роль традиций в формировании личности обучающихся // Дополнительное образование и воспитание. Педагогическая гостиная. - № 7. - 2012. - С. 44-47. 2019г.
7. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб. : Издательство Буковского, 2011. - 60 с.
8. Бизнес-модели социального бизнеса: информационно-методическое пособие. — Барнаул: ООО «АВРОРА», 2017. — 24 с.
9. Бланк С. Стартап: Настольная книга основателя / Стив Бланк, Боб Дорф; Пер. с англ. — М.: Альпина Паб лишер, 2013 — 616 с.
10. Бродский И. А. Репин-педагог. М., Изд-во Академия художеств СССР, 1960.
11. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в
современной школе / М.: «Сентябрь», 2005. С.192. 
12. В.И.Коляткина «Методика организации уроков коллективного
творчества» М.: ВЛАДОС,2004.
13. Воронина М.С. Организация и проведение занятий художественной направленности в рамках дополнительного образования детей. ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» г. Ишим, 2017.
14. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968 - С. 172.
15. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003 - С. 336.
16. Гудкова И.В. Основные аспекты бизнес-плана по созданию
художественной студии «Виртуоз», молодой ученый: вызовы и перспективы. Интернаука, Москва. 2015г.
17. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование. Серия Современная аналитика образования № 9(17).
18. Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования: коллективная монография//под ред. А. В. Золотаревой, С. Л. Паладьева. —Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009.С. 300.
19. Дополнительное образование детей. // Под ред. Лебедева О.Е. - М.: ВЛАДОС, 2000. 194с.
20. Евдокимова В.Е. Использование средств информационных
коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы. ФГОУ ВО «ШГПУ», 2018.
21. Ермолинская Е.К. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. - М., Просвещение, 2004г.
22. Ершова А.П. Искусство в жизни детей. Москва, Просвещение,1991.
23. Жданова Н. С. Особенности организации предметно-пространственной среды студии живописи и рисунка для взрослых // Н. С. Жданова, К. А. Галимова // Творческое пространство образования: сборник материалов внутривузовской (очно-заочной) научно-практической конференции. - Магнитогорск : МГТУ им. Г. И. Носова, 2018. - С.8-12.
24.Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 новый 273-ФЗ.рф.
25. Иванченко В.Н. Занятие в системе дополнительного образования детей. - Ростовн-Д, изд- во «Учитель». 2013.
26. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное
образование: внеклассная деятельность российских школьников //
Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-196.
27. Ильинский О.И. Негосударственный сектор общего образования в
России: проблемы институализации: дис. канд. социол. наук//
О.И.Ильинский. - М.: МГУ, 2003. - 202 с.
28. История и теория дополнительного образования детей: учеб. пособие // под ред. Б.А. Дейча. Новосибирск: НГПУ, 2016 Михайлова Н.Н.
29. История художественного образования в России (проблема культуры ХХ века) //под науч. ред. Н.Н. Фоминой. - М.: Издательский дом РАО, 2003.
30. Казакова Т.Г. Рисование в детском саду. // Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2004. — 160с.
31. Картавцева М. Т. Творческое развитие детей средствами музыкального фольклора: Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 2009. 62 с.
32. Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. СПб.: Речь, 2008-160с.
33. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие. - М:2015. С. 180.
34. Кодрле С.В. Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования: дис .канд. пед. наук/ С.В. Кодрле. - Краснодар: КубГУ, 2007. - 240 с.
35. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов
помогающих профессий. — СПб.: Речь, 2005.— 101 с.
36. Коновалова Т.Е., Кузменко Ю.Г., Окольнишникова И.Ю., Каточков В.М. Современный рынок услуг дополнительного образования: региональные аспекты развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 7. - С. 65-73.
37. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков.— М., Когито-центр, 2008.— 214 с.
38. Косарецкий С. Г. , А.В. Павлов, Т.А. Мерцалова, К. М. Анчиков Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики. Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. // сост. Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021.191 с.
39. Косарецкий С.Г., Петлин А.В. О некоторых проблемах развития негосударственного сектора дополнительного образования детей. НИУ «Высшая школа экономики», Москва. 2018г.
40. Косарецкий С. Г. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное // С. Г. Косарецкий, М. Е. Гошин, А. А. Беликов и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с.
41. Левин В.А. Воспитание творчества // В.А. Левин. - Томск: Пеленг, 2009. - 56 с.
42. Левченко Е. Д. Особенности проектирования средового пространства художественной студии. Вестник СНО ДОННУ. Вып. 14. Том 3: Экономика. - 2022. 126 с.
43. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. Москва, Сфера, 2010.
44. Львова Л. С. Художественная направленность программ
дополнительного образования детей. Методист № 9, 2018. 3 с.
45. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: Бином, 2012.
46. Мерцалова Т. А., Горбовский Р. В., Петлин А. В. Навигаторы
дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность / Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики», Институт образования. Москва:
НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
47. Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики» Институт образования. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019.
48.0 подходах к реализации интеграции и интегративности в
дополнительном образовании // Информационно-методический журнал «ВНЕшкольник». 2018. № 2. С. 9-14.
49. Педагогический энциклопедический словарь // гл. ред. Б.М. Бим-Бад.
— М.: Большая рос. энцикл. - 2002. - 528 с
50. Пилипенко Н.Ю. Коллективные и индивидуальные проекты
художественной направленности как метод развития творческой активности в художественной студии декоративно-прикладного
искусства. Педагогика и искусство. Сборник научных трудов региональной научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Ю.В. Ерошенко, М.А. Кривцовой, Н.П. Харьковского. Воронеж, 2021. 77с.
51. Полякова В.В. , Юдин И.Б. , Кузина Л.С. Вовлеченность школьников в возрасте от 6 до 13 лет в практики дополнительного образования. Мониторинг экономики образования: 2020 : в 2 т. // сост. Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021.206 с.
52. Понятийно-терминологический словарь по художественно¬
эстетическому образованию //авт.-сост. Н.В. Бутенко. - Челябинск: изд-во «Цицеро». - 2013.— 44с.
53. Потапова О.Е. Продвижение дополнительных образовательных услуг в частной образовательной организации //Предлагаем обсудить 2017, № 2, С. 8.
54. Правительство российской федерации распоряжение от 31 марта 2022
г. № 678-р МОСКВА. Концепция развития дополнительного
образования детей до 2030 года.
55. Предложения по использованию потенциала негосударственного
сектора в системе дополнительного образования детей.
56. Развитие творческого потенциала личности школьника /Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28—34.
57. Сафонова П. Н. , Шамрай И. Н. Современная система дополнительного образования детей: особенности, стратегии, тенденции/ Краснодарский государственный институт культуры: Вестник МГУКИ 2020. 4 (96) июль - август. 158 с.
58. Селигеева И.Р., Корезина Н.А. Формирование декоративных умений у учащихся детской художественной студии.
59. Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в российской федерации».
60. Фиофанова К.А. Практики дополнительного образования в
негосударственном секторе. НИУ «Высшая школа экономики», Москва. Народное образование 7-8, 2016.
61. Щетинин М.П. Объять необъятное. Записки педагога. М. Педагогика 1986г. 176 с.
62. Щетинская А.И, Тавстуха О.Г, Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей. - Оренбург Издательство ОГПУ , 2006г.
63. Brokaw, L. The truth about start-ups. [Статья] Inc April, 1991. 52-67.
64. Robemed N. What is a startup. [В Интернете]
//http: //www. forbes. com/sites/natalierobehmed/2013/12/16/what-is-a- startup/?utm_source=followingimmediate&utm_medium=email&utm_camp aign=20131216.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ