Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологический портрет созависимых женщин

Работа №88620

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы99 с.
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения индивидуально-типологических особенностей созависимых женщин зрелого возраста 7
1.1. Подходы к изучению особенностей поведения и личностных
характеристик в психологической науке 7
1.2. Понятие «созависимость» и факторы ее формирования 14
1.3. Психологическая характеристика созависимых женщин зрелого
возраста 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-типологических характеристик созависимых женщин зрелого возраста 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 53
Список использованной литературы 57
Приложение 64


Актуальность исследования. Понятие «созависимость» берет свою основу из русского слова «зависимость» означающего предрасположенность влиянию, потребность в чём-либо и приставки «со-» придающей значение совместности. Связывая значения, получается «созависимость» - устойчивое состояние болезненной зависимости от компульсивных (т.е. ставших неуправляемыми) форм поведения и от мнения других людей, формирующееся при попытках человека обрести уверенность в себе, осознать собственную значимость, определить себя как личность.
Внимание специалистов состояние созависимости стало вызывать в 70-е годы XX столетия. Именно в это время публикуются первые серьезные исследования, посвященные данному психологическому состоянию. В той или иной степени проблемы созависимости в зарубежной науке освещались M.Beattie, C.Dlack, J.Bradshaw, S.Covey, W.Feuerlein, S.Karpman, , C.Hurcom, P.Mellody, A.Miller и другими исследователями. В нашей стране созависимость стала активно изучаться в 80г. XX века В.Д. Москаленко, Н.Н. Иванец, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный и др. [7, 29]
Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на значительное количество работ в психологической науке, посвященных созависимому поведению и социального контекста проявления данного феномена с одной стороны и наличие трудов, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы личности с другой стороны, наблюдается отсутствие работ, предполагающих, что в основе первопричин созависимого поведения личности находятся ценностно-смысловая сфера и индивидуально-типологические характеристики.
Главными образующими созависимого состояния личности являются: переживание чувства вины и стыда, «идеальное» поведение, возникновение гневливости, переживание угрызений совести и стресса, приспособление к житейским неудобствам, жалость к себе, переживание чувства непереносимой обиды, внутренней деградации, появление страхов, выраженной тревоги, депрессии.
Результаты исследования могут служить основанием для разработки действенных методов профилактики и преодоления созависимого поведения, учитывающих личностные особенности индивидов.
Цель исследования - изучение индивидуально-типологических особенностей женщин зрелого возраста, состоящих в браке с мужчинами имеющими химическую зависимость, в контексте созависимого поведения.
Объект исследования - созависимые состояния личности.
Предмет исследования - индивидуально-типологические особенности женщин зрелого возраста в контексте созависимого поведения .
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что созависимость у женщин зрелого возраста напрямую связана с ценностно-смысловыми ориентациями и индивидуально-типологическими
характеристиками.
В процессе научного исследования решались следующие задачи:
1. Сделать теоретический анализ существующих исследований с целью выделения и обоснования обобщенных параметров индивидуально-типологических особенностей психологического портрета созависимых женщин зрелого возраста;
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования;
3. Показать специфику индивидуально-типологических
характеристик и ценностно-смысловой сферы, что определяет психологический портрет созависимых женщин зрелого возраста;
4. Сделать интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных;
5. Показать возможное практическое применение полученных эмпирических результатов исследования в практической работе психологов, разработать рекомендации по индивидуальному психологическому консультированию созависимых женщин зрелого возраста.
Т еоретико-методологические основания:
• Теоретический подход к рассмотрению созависимости, как устойчивой формы поведения индивида в рамках взаимоотношений (В. Москаленко, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд);
• Самоидентичность и осмысленность жизни женщин зрелого возраста (Д.Х. Шарибжанова, 2021).
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез, обобщение;
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование): Методика — диагностика склонности к зависимостям Г.В. Лозовой; Методика — шкала созависимости Спанна-Фишера; Методика - индивидуально-типологический опростник Л.Н. Собчик; Методика — структурный тест-опросник Я- структуры личности Г. Аммона; Методика - Тест смысло-жизненных ориентаций («СЖО»), адаптация Д.А. Леонтьев;
3. Ме тоды математико-статистической обработки данных (Критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена, регрессионный анализ), с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «SPSS 17.0».
Эмпирическая база исследования: 55 женщин зрелого возраста, проявляющих различную степень созависимого поведения (с их добровольного письменного согласия). По результатам: диагностики с помощью Методики — шкала созависимости Спанна-Фишера все женщины были поделены на две группы: 25 женщин зрелого возраста, у которых был выявлен высокий уровень созависимости (созависимая группа) и 30 женщин зрелого возраста у которых низкий уровень созависимости (контрастная группа). Возраст испытуемых женщин от 25 до 50 лет. Стаж проживания в браке с мужчиной имеющим химическую зависимость составляет более 5 лет. Эмпирическое исследование было проведено на базе: КГБУСО "Краевой кризисный центр для женщин", а также при помощи сети интернет (в связи с периодами пандемии).
Работа выполнена по запросу от И.о.директора КГБУСО «Краевой кризисный центр для женщин» Малашкиной И.С. Результаты исследования по теме «Психологический портрет созависимых женщин» были внедрены в работу Краевого кризисного центра для женщин, Алтайского края.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 70 источников, из них 8 на иностранном языке, в работе имеются, 3 рисунка и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе нами были рассмотрены следующие категории: особенности поведения, ценностно-смысловая сфера и личностные характеристики, а также выявлена их взаимосвязь.
Научная новизна исследования состоит в том, что, несмотря на значительное количество работ в психологической науке, посвященных созависимому поведению и социального контекста проявления данного феномена с одной стороны и наличие трудов, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы личности с другой стороны, наблюдается отсутствие работ, предполагающих, что в основе первопричин созависимого поведения личности находятся ценностно-смысловая сфера и
индивидуально-типологические характеристики.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам созависимости. Также были выделены специфические характеристики индивидуально- типологических особенностей психологического портрета созависимых женщин зрелого возраста, их взаимосвязь и влияние. На втором этапе была разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем этапе были проведены работы по обработке и интерпретации полученных данных, подведению итогов исследования, описанию выводов и заключений.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи.
Проведен теоретический анализ существующих исследований с целью выделения и обоснования обобщенных параметров индивидуально-типологических особенностей психологического портрета созависимых женщин зрелого возраста.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.
Созависимость рассматривается как личностная черта, направленная на полную привязанность к значимому Другому: вовлеченность в его жизнь, полная поглощенность его проблемами и делами, безоговорочное принятие чужих ценностей и, как следствие, отсутствие критического взгляда на происходящее.
Созависимые женщины часто обладают неким набором личностных особенностей, многие из которых в нашей стране традиционно приписывают истинной женщине. Это такие качества, как: терпеливость, забота о других (в том числе о мужчине), ответственность, способность к самоконтролю, отзывчивость и т.п.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что созависимость, во-первых, является результатом адаптации к семейной проблеме - алкоголизму или другим формам зависимости одного из членов семьи. А во - вторых, это болезненное состояние, сопровождающееся нарушениями в отношении к себе и в отношениях с другими людьми.
В работе сделаны следующие выводы:
Существует взаимосвязь созависимости у женщин зрелого возраста с ценностно-смысловыми ориентациями и индивидуально-типологическими характеристиками.
1. У созависимых женщин, более выраженными оказались такие
показатели, как: «Любовная зависимость», «Пищевая зависимость»,
«Никотиновая зависимость» и «Общая склонность к зависимостям»;
2. Созависимые женщины чаще проявляют субъективизм, инертность (тугоподвижность) установок, настойчивость и настороженную подозрительность; замкнутость и аутичность; впечатлительность, чувствительность к давлению окружающей среды; повышенную мнительность и боязливость;
3. У тех женщин, кто более всего проявляет созависимое поведение - степень ощущения собственных сил и возможностей на управление собой и своей жизни находится на минимальных значениях или не осознается вовсе;
4. Больший всплеск ощущения контроля над жизнью испытывают женщины из созависимой группы. Мы предположили, что это ощущение может являться «ошибкой мышления» - контролируя Другого, данные респонденты ощущают некую «уверенность за свою жизнь», чувствуют свое влияние на нее, а на деле же вся их уверенность зависит от поведения того значимого Другого;
5. При повышении уровня проявления созависимости оценка своей жизни все менее удовлетворительна для испытуемых. У них существует ощущение неправильного хода вещей. Женщины с высоким уровнем созависимости считают свою жизнь не только плохо осмысленной, но и не продуктивной;
6. У женщин, проявляющих созависимость, чем больше проявляется склонность к вредным привычкам, таким как курение и употребление наркотиков, тем выше уровень любовной зависимости. Мы предположили, что таким образом аддиктивное (зависимое) поведение представляет собой попытку бегства от реальности при помощи изменения своего психического состояния, обеспечивающего мнимую безопасность и эмоциональный комфорт;
7. Также женщины с высоким уровнем созависимости не верят в свои силы контролировать события собственной жизни. Они вынужденно живут сегодняшним или вчерашним днем;
8. У созависимых присутствует убежденность в том, что их жизнь неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, подобное отношение к жизни провоцирует появление большего количества зависимостей.
9. Предикторами уровня созависимости у женщин зрелого возраста являются никотиновая и алкогольная зависимость, а также тревожность.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны, цель работы достигнута.



1. Банис В. Причина болезни - наследственность. В. Банис: Наука,
2007.
2. Барцалкина В.В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей. В.В. Барцалкина (Подросток в современном обществе). Псих. наука и образование. 2012. С. 18-25.
3. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование: Пробл. псих. развития детей. Бурменская Галина Васильевна, Карабанова Ольга Александровна, Лидерс Александр Георгиевич. М.: Изд-во МГУ, 1990.136 с.
4. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии]. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова. М.: Academia, 2002. 410 с.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии: учебник для вузов. Л.С. Выготский. СПб.: Лань, 2003. 656 с.
6. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения. Пер. с англ. Р. Р. Муртазина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 240 с.
7. Джеймс П. Морган-Младший. Что такое созависимость? James P. Morgan Jr. What is codependency. Centers for psychotherapy and NorthShore Psychiatric Hospital Slidell, Louisiana Journal of Clinical Psychology, Vol. 47, No. 5, 1991. Сборник научных и методических материалов по проблеме созависимости и сопровождения семей с наркологическими больными, 2008. С. 5-17.
8. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004. 368 с.
9. Запесоцкая И.В. Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 90-98.
10. Кабанов М.М., Незнанов Н.Г. Очерки динамической психиатрии. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2003. 273 с.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Гардарики,
2008. 319 с.
12. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. Пер. с англ. М. Н. Георгиевой. М.: Класс, 2000. 256 с.
13. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.
14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006, С. 278 -290.
15. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. Новосибирск, 1990. С. 219-223.
16. Кочарян А.С., Коцарь А.В. Синдромы невротической любви. Вестник Харьковского университета. 2000. №498. С. 68-72.
17. Кочарян А.С., Фролова Е.В., Гуртовая И.В. Нарушение эмоционального контакта у женщин при синдроме токсической любви. Вестник Харьковского национального университета. Серия Психология. 2008. №807. С. 173-179.
18. Леонтьев А.А., А.Н. Леонтьев: деятельность, сознание, личность. А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. М.: Смысл, 2005. 431 с. Список печ. работ А.Н. Леонтьева: С. 388-431.
19. Лозова Г.В. Методика диагностики склонности к различным
зависимостям [Электронный ресурс]. Реальная психологическая помощь. Режим доступа: http ://psycabi. net/testy/485 -test-na-zavisimost-addiktsiyu- metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13 -vidam-zavisimostej -lozovaya-g-v. 11.12.2016.
20. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр.; под ред. В. А. Барабанщикова. Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 384 с.
21. Мазурова Л.В., Стоянова И.Я., Бохан Н.А. Особенности адаптивного стиля у женщин с семейной созависимостью и алкогольной зависимостью. Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 33-36.
22. Малер М. С., Мак-Девитт Д. Процесс сепарации-индивидуации и
формирования идентичности. Психоаналитическая хрестоматия.
Классические труды, М., 2005.
23. Малер М. С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ. М.: Когито- Центр, 2011. 413 с.
24. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия: справочник практического психолога. И. Г. Малкина-Пых. М.: Эксмо, 2008. 992 с.
25. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики - пути планомерного выхода из кризиса. Роль науки. Дефектология. 1996. №1.
26. Манухина Н.М. Созависимость глазами системного терапевта. Наталья Манухина. М.: Класс, 2009. 278 с.
27. Минухин С. Техники семейной терапии: научно-популярная литература. Сальвадор Минухин, Чарльз Фишман; Класс, 2006. 296 с.
28. Монахова А.Ю. Системный подход в семейном консультировании: методические указания. А. Ю. Монахова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 60 с.
29. Москаленко В.Д. Когда любви слишком много: профилактика любовной зависимости. Валентина Москаленко: Психотерапия, 2006. 222 с. (Семейная психология). Библиогр.: С. 216-217.
30. Москаленко В.Д.. Зависимость: семейная болезнь: В семье зависимость от алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом?
Москаленко Валентина Д.; М.: ПЕР СЭ, 2002. 33 с.
31. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
32. Нагорнова А.Ю. «Мания» - структура и адаптивная модель созависимого поведения членов семей алкоголиков. Вестник Института социологии. 2014. № 9. С. 101-111.
33. Нагорнова А.Ю. Исследование эффективности технологии социального консультирования в работе с созависимыми членами семей алкоголиков. Современные исследования социальных проблем (сетевой научный журнал). 2012. № 12. С. 38-4.
34. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. Перевод с английского А.Г. Чеславской. М.: Независимая фирма “Класс”, 2002. 224 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 103).
35. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2007. 360 с.
36. Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито- Центр. Под общей редакцией А.А. Бодалева. 2011.
37. Психология семейных отношений (Захарова Г.И.). Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. 63 с.
38. Пузырёва Л.А. Социально-психологические предпосылки
созависимых отношений. Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. № 3. С. 246-250.
39. Разинкова В. Жертва, преследователь, спасатель...: что такое созависимость и как работать с созависимыми родителями . В. Разинкова. (Вместе с родителями). Школьный психолог .2014. С. 43-46.
40. Роджерс К.Р., Взгляд на психотерапию. Становление человека. Карл Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. М.: Изд. группа "Прогресс": Универс, 1994. 480 с.
41. Родители и дети: психология взаимоотношений. Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М.: «Когито-центр», 2003. 230 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. С.Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл. К.А. Абульханова- Славская. СПб.: Питер, 1999. 712 с.
43. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком. Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 58-69.
44. Сатир В. Психотерапия семьи: [пер. с англ.].Вирджиния Сатир. СПб.: Речь, 2006. 283 с.
45. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психол. консультирования; под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.- исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
46. Семья: психология, педагогика, социальная работа: научное
издание. [Т. В. Андреева и др.]; под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. 576 с.
Библиогр.: с. 563-576.
47. Системная семейная психотерапия: [Краткий лекционный курс А.Я. Варга]. СПб.: Речь, 2001. 143 с.
48. Смирнова Е.О Развитие теории привязанности. Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 3-12.
49. Смит Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика: [Пер. с англ.]. Н. Смит. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс,
2003. 382 с.
50. Собчик Л.Н. «Индивидуально-типологический опросник
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/46.html.
51. Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология»]. Е.Т. Соколова. М.: Academia, 2002. 366 с.
52. Соловейчик М.Я., Спасательство. Сб.: Мастерство
психологического консультирования, под ред. Бадхен А.А. и Родиной А.М.,
СПб, «Европейский Дом», 2002 . С. 74-75.
53. Тарасова Т. А. Влияние семьи на формирование зависимости. Т. А. Тарасова. Нарконет. 2016. С. 10-13.
54. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. Зигмунд Фрейд. СПб.: Алетейя, 1997. 296 с.
55. Фрейджер Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер: [пер. с англ.]. Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 120 с. (Университетская библиотека). Библиогр.: С. 112-120.
56. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. Общ. ред. Г.В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993. 480 с.
57. Шаповал И.А. Созависимость как жизнь: [монография]. М.: Унив. кн., 2009. 239 с.
58. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 1999. 652 с.
59. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия: монография.
Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1990. 189 с.
60. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. 333 с.
61. Эльконин Д.Б. Детская психология: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии]. Д. Б. Эльконин. М.: Academia,
2004. 384 с.
62. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Э. Г. Эриксон; пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп.. СПб.: Ленато: АСТ: Унив. кн., 1996. 590 с.
63. Bowen M. The family as the unit of study and treatment. Amer. J. Orthopsychiat. 2020. V.31. P. 40-60.
64. Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review. Psychologi Bull. 2018. № 1. P. 33- 65.
65. Ekimchik O., Kryukova T.L., Khazova. Comparing attachment addictive behavior patterns in women: addicts of intimate relationships and co-dependent mothers of adult sons. 2020.
66. Elena G. Serdyuk. The meaningful sphere of personality and the level of anxiety. 2021.
67. Eva M. Lira, Ana Moreno, Ana Gil, Marta Gil. Personality and mental health: the moderator role of emotionalintelligence. 2019.
68. Kazan D., Calear A., & Batterham P. The impact of intimate partner relationships on suicidal thoughts and behaviours. 2019.
69. Shechory M. Attachment Styles, Coping Strategies, and Romantic Feelings among Battered Women in Shelters. 2021.
70. Wahler R.G., Winkel G.H., Peterson R.F. Mothers as behavior therapists for ther own children . Behavior Research and Therapy. 2017. P. 113.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ