Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения межкультурной компетентности студентов-психологов как фактора готовности к мультикультурному консультированию 11
1.1. Проблема исследования особенностей мультикультурного
консультирования 11
1.2. Анализ подходов к изучению межкультурной компетентности...24
1.3. Межкультурная компетентность как необходимая составляющая
подготовки к мультикультурному консультированию 34
Глава 2 Эмпирическое исследование межкультурной компетентности студентов-психологов как фактора готовности к мультикультурному консультированию 43
Глава 2 Эмпирическое исследование межкультурной компетентности студентов-психологов как фактора готовности к мультикультурному консультированию 43
2.1. Программа исследования 43
2.2. Сравнительный анализ выраженности межкультурной компетентностистудентов-психологов с разной степенью готовности к мультикультурному консультированию 49
2.3. Практическое применение результатов исследования 77
Заключение 80
Список использованной литературы 84
Приложение
Актуальность проблемы исследования. Мультикультуральность, мультикультурность - характерная особенность современной мировой культуры, проявляющаяся с каждым годом все больше. Это связано с усилением межкультурных связей и с активным переосмыслением понятия и роли «другого» [8].
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема мультикультурного взаимодействий в рамках психологического консультирования является одной из популярных. Изучение межкультурных аспектов взаимодействия между психологом-консультантом и клиентом помогает минимизировать количество ошибок на всех этапам консультирования: во взаимоотношениях с клиентом и в понимании проблем, вызвавших нарушения в жизни клиента, в минимизации культурнообусловленных ошибок понимания клиента, проблемных ситуаций его жизни и т.д. Внедрение мультикультурного подхода в психологическое консультирование позволяет увеличить эффективность оказания психологической помощи. Ведь можно было столкнуться с проблемами, когда во время встречи клиент относился к представителям меньшинств или так называемым «этническим клиентам», и консультант весьма узко и стереотипно воспринимал его потребности, без учета культурных особенностей и запросов.
Для развития мультикультурного консультирования важно, чтобы и психолог-консультант и клиент были готовы к взаимодействию в этом поле. А именно были готовы развивать свои способности к более точному самопониманию себя и других как членов различных этнических групп, но при этом представителей всего человечества в целом. А также развивать понимание специфики ситуации выстраивания диалога между собеседниками представителями разных этнических групп, понимать особенности ситуации такого взаимодействия, оценивать степень проблемности данного контакта [7].
На данный момент в высших учебных заведениях практически не предусмотрена развернутая программа подготовки псхологов-консультантов для работы в мультикультурном консультировании. Поэтому многие психологи в своей практической деятельности проявляют интолерантность и внутреннюю «инкапсуляцию» по отношению к проблемам клиентам представителям других этнических групп. Это проявляется в том, что в ситуации мультикультурного взаимодействия с клиентами психологи руководствуются собственными, порой весьма обыденными, критериями оценки происходящего с клиентом из другой этнокультурной группы. И ведут с клиентом себя так, как приписывают нормы культуры консультанта, а не клиента.
Подготовка специалистов к мультикультурном консультированию происходит через развитие межкультурной компетентности [15]. В отечественной системе подготовки психологов формирование межкультурной компетентности требует не только подробного обсуждения этических проблем в деятельности психолога, особенностей межкультурной коммуникации с клиентами в рамках преподаваемых дисциплин, но и введения специальных программ развития межкультурной коммуникации, тренингов межкультурной компетентности и развития культурной сензитивности.
Таким образом, психологу в своей работе важно найти путь к пониманию культурного опыта людей, их переживаний, возникающих в связи переходами из одной культуры в другую.
Степень изученности проблемы исследования. Проблема мультикультурности в психологическом консультировании возникла в зарубежной психологии 80-90-ых годов ХХ века. Вопрос осмысления мультикультурной перспективы психологического консультирования описан в работах К. Ли и Б. Ричардсона. Трудности, возникающие при выстраивании контакта между психологом и клиентом при мультикультурном консультировании представил К. Ридлей. Дж. Карим и Р. Литлвуд описали влияние регионального и ментального компонента на процесс психологического консультирования.
В России проблема мультикурности в психологическом консультировании еще долгие годы игнорировалась. Наиболее широко эта тема получила огласку после публикации научно-исследовательских работ Т.Г. Стефаненко.
В постсоветской России наиболее ярко изучение мультикультурного консультирования представлен в работах Ассоциации психологической помощи мусульманам, созданной в 2017 году, на базе которой реализуется как теоретические исследования в данной области, так и практические. На современном этапе развитием проблемы мультикультурности в психологическом консультировании в нашей стране занимаются М.Р. Арпентьева (Минигалиева), рассматривающая проблему профессиональной подготовки психологов-консультантов в области мультикультурного консультирования, а также особенности работы психолога с мигрантами в нашей стране.
Межкультурную компетентность одни исследователи рассматривали с точки зрения ее социокультурного характера (Ю.Л. Вторушина, Н.А. Кафтайлова, В.И. Наролина, Н.Е. Яковлева), подчёркивая, что это способность личности, позволяющая ей реализовать себя в рамках диалога культур. Авторы утверждают, что в условиях межкультурной коммуникации наиболее эффективно проявляет себя личность, обладающая знаниями и умениями, которые позволяют ей осуществлять межкультурное общение и достигать позитивных для обеих сторон результатов общения. Л.И. Столярчук, И.Л. Плюжник, Г.В. Елизарова рассматривали межкультурные коммуникативные компетенции через призму профессиональной подготовки студентов-психологов.
Объект исследовательской работы: межкультурная компетентность студентов-психологов.
Предмет: межкультурная компетентность студентов-психологов как фактор их готовности к мультикультурному консультированию.
Цель: выявить особенности межкультурной компетентности студентов-психологов с разной степенью готовности к мультикультурному консультированию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания к изучению особенностей межкультурной компетентности в контексте мультикультурного консультирования.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования межкультурной компетентности студентов-психологов в контексте мультикультурного консультирования.
3. Проанализировать зависимость выраженности межкультурной компетенции студентов-психологов на разных этапах обучения и их готовности работе в мультикультурном консультировании.
4. Разработать программу развития межкультурной компетенции для студентов-психологов.
Гипотезы:
1. Можно предположить, что существуют различия в степени выраженности этнической идентичности у студентов-психологов с разной степенью готовности к мультикультурному консультированию.
2. Возможно, у студентов-психологов с разной степенью готовности к мультикультурному консультированию в разной степени будут выражены компоненты межкультурных компетенций.
3. Вероятно, существуют различия в степени выраженности различных компонентов культурного интеллекта студентов-психологов в зависимости от степени выраженности их готовности к мультикультурному консультированию.
Теоретико-методологические основания работы. Исследование особенностей мультикультурного консультирование отражено в работах Дж, Карима, Р. Литвуда и М.Р. Арсентьевой (Минигалиевой). Структура и функции межкультурной компетентности представлены в работах М. Бирама, Г.М. Андреевой, А.П. Садохина. Изучением моделей развития межкультурной компетентности в процессе обучения занимались М. Фукуяма, Т. Сэвиг, А. Кросс, Д. Дирдофф, Н.В. Калашник, Т.Г. Стефаненко, А.С. Купавская.
Методы и методические инструменты исследования.
1. Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов (монографий и периодических изданий) и диссертаций, посвящённых проблеме исследования
2. Метод сбора эмпирических данных: анкетирование,
психологическое тестирование: методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой), интегративный опросник межкультурной компетентности, шкала культурного интеллекта К. Эрли и С. Анга в адаптации Г.У. Солдатовой и С.В. Чигарьковой.
3. Математико-статистические методы обработки данных: непараметрический критерий для К независимых выборов (критерий Краскела-Уоллеса) и корреляционный анализ при помощи критерия Пирсона.
Надежность и достоверность результатов исследования были обеспечены методологической обоснованностью гипотез исследования, применением комплекса валидных психодиагностических методик, которые соответствуют цели и задачам исследования, достаточным объемом репрезентативной выборки, а также применением соответствующих гипотезам методов математической статистики и содержательным анализом полученных результатов.
Описание выборочной совокупности. 132 студента (99 девушек и 23 юноши) 18-25 лет преимущественно русской национальности, которые обучаются с 1 по 3 курс в Институте гуманитарных наук Алтайского государственного университета по направлению «Психология» и имеют разный опыт общения с членами разных этнических групп.
Научная новизна исследования:
1. Доказана необходимость формирования и развития межкультурных компетенций в целях расширения диапазона профессиональной компетенции студентов-психологов;
2. Выявлены взаимосвязи между различными компонентами межкультурных компетенций с показателями этнической идентичности и культурного интеллекта;
3. Проведен анализ выраженности различных компонентов межкультурных компетенций у студентов с разной степенью готовности к мультикультурному консультированию.
Теоретическая значимость исследования:
1. Дан анализ понятия мультикультурное консультирование, проведено сравнение основных его параметров с антипсихиатрическим консультированием.
2. Выделены основные критерии и показатели степени развитости межкультурных компетенций у студентов-психологов.
3. Описаны основные форма и методы работы со студентами по развитию различных компонентов межкультурных компетенций.
Практическая значимость:
На основании результатов эмпирического исследования была составлена программа по развитию межкультурных компетенций у студентов-психологов через тренинговые занятия. Данная программа социально-психологического тренинга может применяться психологами, педагогами в вузах, а также преподавателями психологических направлений для развития различных компонентов межкультурных компетенций, повышения уровня культурного интеллекта и формирования позитивной этнической идентичности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Студенты-психологи, оценивающие высоко свою степень готовности к мультикультурному консультированию, в меньшей степени выражают напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп. А также готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов. Также они демонстрируют способность направлять внимание и энергию на изучение культуры и функционирование в культурно изменяющихся условиях
2. У студентов-психологов, отмечающих свою готовность связать дальнейшую профессиональную деятельность с мультикультурным консультированием, выявлены отрицательные статистически значимые связи с показателями этнонигилизма, этноэгоизма, этноизоляционизма и этнофанатизма. И положительные взаимосвязи с «положительной этнической идентичностью» и компонентами культурного интеллекта.
3. У студентов-психологов, не готовых связать свою профессиональную деятельность с мультикультурным консультированием, выявлены положительные взаимосвязи компонентов межкультурных компетенций с такими показателями как «этническая индифферентность», «положительная этническая идентичность» и «мотивационным компонентом культурного интеллекта» при этом у студентов со сформированными различными способами взаимодействия с представителями различных культурных демонстрируют негативные типы этнической идентичности: этноэгоизм и этнофанатизм.
4. Для формирования и развития межкультурных компетенций у студентов-психологов, затрудняющихся в ответе на вопрос о своей готовности работать в мультикультурном консультировании стоит уделить внимание развитию положительных типов этнической идентичности, повышению интереса к изучению иных культур и знакомству с представителями данных культур, а также повышать уровень когнитивных стратегий, позволяющих человеку вырабатывать правила для социального взаимодействия в новых культурных условиях
Апробация и внедрение результатов исследования.
На основании результатов исследования опубликованы следующие статьи:
- Сковородников А.В., Сибирякова С.Н. Понятие мультикультуризма в современном обществе // Язык. Культура. Образование. Проблемы современной коммуникации: сборник научных статей. Выпуск 7. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2022. С. 69-74.
- Сковородников А.В., Сибирякова С.Н. Исторические предпосылки зарождения мультикультуризма в России // Язык. Культура. Образование. Проблемы современной коммуникации: сборник научных статей. Выпуск 7. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2022. С. 75-80.
По результатам исследования был разработан психологический тренинг для студентов, направленный на формирование у них межкультурных компетенций с целью повышения готовности к мультикультурному консультированию.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы (105 источников, из них 2 на иностранном языке), 3 таблиц, 24 рисунков и 11 приложений.
Основной спецификой мультикультурного консультирования и психотерапии является оказание психологической помощи клиенту с учетом особенностей его культуры. При мультикультурном консультировании учитываются, национальные, религиозные, этнические особенности клиента. Для работы в данном направлении психологу-консультанту необходима специальная дополнительная подготовка, включающая ознакомление с особенностями образа жизни, моделей общения, ценностей и иных специфических черт внутреннего мира. Важна способность консультанта исследовать собственные этнические и расовые представления, позиции, изучать, как они соотносятся с реально существующими культурными различиями между индивидами и группами.
Межкультурная компетентность - способность членов одной культуры в ходе взаимодействия добиться понимания с представителями другой культуры. Для этого применяются компенсаторные стратегии предотвращения конфликтов, а входе общения формируется новая межкультурная коммуникативная общность.
Развитие межкультурной компетентности является важнейшей составляющей подготовки студентов-психологов к мультикультурному консультированию. Однако на данном этапе программы развития данных компетенций требуют серьезных доработок. В основу межкультурной подготовки психологов может быть положена рабочая модель этнокультурной компетентности, предложенная Т.Г. Стефаненко, так она подразумевает не только развитие не только компетенций одного конкретного человека, но и всего сообщества психологов в целом.
С целью выявление особенностей межкультурных компетенций была проведена диагностика среди 132 студентов (99 девушек и 23 юноши) 18-25 лет, которые обучаются с 1 по 3 курс в Институте гуманитарных наук Алтайского государственного университета по направлению «Психология» и имеют разный опыт общения с членами различных этнических групп. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: анкетирование, методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой), интегративный опросник межкультурной компетентности, шкала культурного интеллекта К. Эрли и С. Анга в адаптации Г.У. Солдатовой и С.В. Чигарьковой.
Участникам исследования предлагалось оценить свою степень готовности связать дальнейшую профессиональную деятельность с представителями других культур и национальностей. На основании ответов все испытуемые были поделены на три группы: 1 группа - те, кто считает, что готов работать в сфере мультикультурного консультирования, 2 группа - кто, не готов, 3 - те, кто затрудняется в ответе.
В результате сравнения данных, полученных по диагностическим методикам у трех групп испытуемых, были получены следующие результаты.
Студенты-психологи, оценивающие высоко свою степень готовности к мультикультурному консультированию, в меньшей степени выражают напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп. А также готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов.
У студентов-психологов, демонстрирующих не готовность к работе в мультикультурном консультировании, в меньшей степени выражена установка на уважение и принятие культурного разнообразия.
Студенты-психологи, оценивающие высоко свою степень готовности к мультикультурному консультированию, в большей степени демонстрируют способность направлять внимание и энергию на изучение культуры и функционирование в культурно изменяющихся условиях. А также у них выработаны правила для социального взаимодействия в новых культурных условиях через переработку уже имеющейся информации на сознательном уровне. Они способны адаптировать и подстраивать стратегии поведения к культурным особенностям.
На следующем этапе обработки данных был проведен корреляционный анализ данных, полученных по всем шкалам эмпирических методик исследования. У студентов-психологов, отмечающих свою готовность связать дальнейшую профессиональную деятельность с мультикультурным консультированием, выявлены отрицательные статистически значимые связи с показателями этнонигилизма, этноэгоизма, этноизоляционизма и этнофанатизма. И положительные взаимосвязи с «положительной этнической идентичностью» и компонентами культурного интеллекта.
У студентов-психологов, не готовых связать свою профессиональную деятельность с мультикультурным консультированием, выявлены положительные взаимосвязи компонентов межкультурных компетенций с такими показателями как «этническая индифферентность», «положительная этническая идентичность» и «мотивационным компонентом культурного интеллекта» при этом у студентов со сформированными различными способами взаимодействия с представителями различных культурных демонстрируют негативные типы этнической идентичности: этноэгоизм и этнофанатизм.
А для формирования и развития межкультурных компетенций у студентов-психологов, затрудняющихся в ответе на вопрос о своей готовности работать в мультикультурном консультировании стоит уделить внимание развитию положительных типов этнической идентичности, повышению интереса к изучению иных культур и знакомству с представителями данных культур, а также повышать уровень когнитивных стратегий, позволяющих человеку вырабатывать правила для социального взаимодействия в новых культурных условиях.
Таким образом, существуют различия между выраженностью межкультурной компетентности, этнической идентичности и культурного интеллекта у студентов-психологов с разной степенью готовности к мультикультурному консультированию.
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М.: Феникс, 2001. 240 с.
2. Айдаралиева А.А. Поликультурное образование - путь формирования межкультурной коммуникативной // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласыгина. 2019. №2 (98). С. 6¬11.
3. Айналиева А.Р., Скрипченкова Н.П., Шаповалова Е.Г. Структурные компоненты межкультурной компетенции, // Мир науки, культуры, образования. 2018. №3 (70). С. 215-217
4. Алипханова Ф.Н. Этнокультурная компетентность как компонент профессиональной готовности педагога // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009. №3. С. 21-25.
5. Аммиреза Н.Г. Проблемы и перспективы управления персоналом поликультурной организации // Инновации и инвестиции. 2019. №1. С. 89-91.
6. Арпентьева М.Р. Взаимопонимание в кросс-культурном консультировании: теория и практика // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2017. №4. С. 39-48.
7. Арпентьева М.Р. Кросс-культурная перспектива психосоциальной работы // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики. Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. №4. С. 157-166.
8. Арпентьева М.Р Мультикультурное психологическое
консультирование: особенности взаимопонимания // Наука i Освгга. 2016. №2-3. С. 16-25.
9. Арпентьева М.Р. Проблемы эффективности психологического
консультирования в зарубежных исследованиях // Вестник Костромскогогосударственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2015. Т.21. №3. С. 38-42.
10. Арпентьева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика психологической безопасности // Вестник Прикамского социального института. 2017. №2. С. 128-137.
11. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. С. 176-222.
12. Большакова О.Б. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности в процессе профессионализации в вузе // Известия Байкальского государственного университета. 2011. №3. С. 183-185.
13. Большакова О.Б., Терехова Т.А. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности (часть 2) // Психология в экономике и управлении. 2012. №1. C. 87-97.
14. Бондарева Е.В. Формирование общекультурных компетенций у будущих специалистов в системе высшего профессионального образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практическогоприменения. 2013. №3. С. 163-168.
15. Бочарова Е.П. К проблеме межкультурной компетентности студентов // Вологдинские чтения. 2008. №1. С. 72-74.
16. Ганиева Р.Х. Мультикультурный подход в психологическом консультировании: этнорелигиозный аспект (разбор случая) // Minbar. Islamic Studies. 2020. №13 (1). С. 196-216.
17. Глогер-Флендер Р. Консультирование в интеркультурном контексте // Здоровье населения - основа процветания России. Материалы X Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Филиал РГСУ в г. Анапе. 2016. №1. С. 55-58.
18. Головина С.Г., Спирина Т.А., Корниенко А.В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты // Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №6. С. 122-131.
19. Гридунова М.В. Психологические факторы межкультурной компетентности студентов и школьников: афтореферат дис....канд. психол. наук. М.: РУДН, 2018. 26 с.
20. Гридунова М.В., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Межкультурная компетентность и факторы «Большой пятерки» : к постановке проблемы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т.6. №2. С. 140-147.
21. Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделеймежкультурной компетентности и методик для ее оценки // Современная зарубежная психология. 2020. Т.9. №1. С. 103-113.
22. Гришаева Л.И., Попова К.М. Культура взаимопонимания и взаимопонимание культур. Часть 1. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. 219 с.
23. Деза Е.И., Белова С.И. Исследование компетенций в области кросс- культурных отношений у студентов-психологов // Дискуссия. Серия: педагогические науки. 2015. №4 (56). С. 92-97.
24. Дильдина Н.А., Быстрай Е.Б., Артеменко Б.О., Евтушенко И.Р., Белова Л.А. Формирование межкультурной компетентности будущих педагогов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. №4 (53). С. 176-188.
25. Жиляева М.С. Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы: дис. . канд. психол. наук. Тамбов: ТГУ, 2011. 31 с.
26. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Фиксированные формы поведения в процессе психологической помощи (консультирования, терапии, супервизии) // Сибирский психологический журнал. 2014. №1. С. 115-126.
2Т. Замогильный С.И. Психотерапевтическая поддержка адаптации трудовых и этнических мигрантов с позиций мультикультурализма // Фундаментальные исследования. 2011. №8-1. С. 98-102.
28. Зимняя И.А. Компетентности и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. №4. С. 16-31.
29. Калашник Н.В. Применение межкультурного тренинга в
формировании межкультурной коммуникативной компетентности иностранных студентов - будущих медиков // Науков! запискиТернотльського нацюнального педагоычного ушверситету. Серхя:
педагоыка. 2016. № 1. С. 153-160.
30. Калиненко В.К. Проблемы психологического консультирования и психотерапии вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных мигрантов : Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. С. 120-14Т.
31. Карнышев А.Д. Личность и межкультурная компетентность // Психология в экономике и управлении. 2009. № 2. С. 99-10Т.
32. Карнышев А.Д. Межкультурная компетенция в структуре компетенций психолога / А. Д. Карнышев // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2008. №5. С. 21-33.
33. Касавин И.Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. №2. С. 84-86.
34. Кисельникова Н.В., Альмухаметова Т.Н., Данина М.М., Куминская Е.А., Крашенинников Д.Э., Лаврова Е.В., Поджив Е.А. Теоретическая модель компетенций психолога-консультанта // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. 2020. №1. С. 120-123.
35. Ковалева М.И. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности будущих специалистов // Развитие территорий. 2015. №2. С. 18-21.
36. Козлова А.В. Сущностные характеристики межкультурной коммуникативной компетентности студентов // Мир культуры, науки, образования. 2016. №5. С. 147-149.
37. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт
диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 17-25.
38. Кори Д. Теория и практика группового консультирования: моногр. / пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Эксмо, 2003. 640 с.
39. Корчагина Н.С., Арпентьева М.Р. Мультикультурализм как путь к взаимопониманию // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантовисторического факультета Пермского государственного гуманитарно¬педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum.2017. №1. С. 417-430.
40. Королева Г.М. Развитие этнокультурной компетентности педагогов в современной социокультурной среде // Фундаментальные исследования. 201. № 8-2. С. 280-283.
41. Костригин А.А. Личность психолога консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобочевского. 2014. № 1. С. 445-451.
42. Коул М. Изучение поведения в контексте: мезогенетический подход // Культурно-историческая психология. 2015. Т 11. № 4. С. 55-68.
43. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
44. Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная психология и общество. 2013. №1. C. 104-113.
45. Лазарус А. Эффективная психотерапия: запрет прокрустова ложа и развенчание десяти мифов // Эволюция психотерапии. 1998. Т.2. С. 352-372.
46. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.: Привет, 2004. 358 с.
47. Лейбман И.Я. Взаимосвязь уровня развития межкультурной компетентности и эмоциональной составляющей социального интеллекта педагога // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Третьей Международной научной конференции 24 - 25 мая 2012 г. В 2 т. 2012. Т.2. Проблемы психологии межкультурного взаимодействия. С. 103-107.
48. Лейнг Р. Расколотое «Я». СПб.: «Белый кролик», 1995. 352 с.
49. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 124-131.
50. Логашенко Ю.А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Философия, педагогика, психология. 2014. № 11. С. 73-81.
51. Любанская А.С. Хронология развития понятия «культурная осведомленность» // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования. 2018. № 3. С. 332-340.
52. Майленова Ф.И. Выбор и ответственность в психологическом консультировании. М., 2002. 416 с.
53. Малахов В.С. Зачем России мультикультурализм?
Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. М.: РАН, 2002. С. 48-60.
54. Мельникова Н.М. Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 1. С. 79-100.
55. Меновщиков В.Ю. Психотерапевтическая практика: мифы клиентов // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 77-88.
56. Милованова Е.С. Формирование этнокультурной компетентности
бакалавров социальной работы в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь: Северо-Кавказский
государственный технический университет, 2011. 189 с.
57. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М.: Класс, 1997. 236 с.
58. Минигалиева М.Р. Кросс-культурные аспекты социально-психологической помощи. Калуга: Манускрипт, 2002. 190 с.
59. Минигалиева М.Р. Толерантность и мультикультурализм: современная этнопсихология и мультикультурное консультирование. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. 332 с.
60. Минигалиева М.Р. Стратегии и схемы самопонимания клиентов в мультикультурном диалоге // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №4. С. 175-180.
61. Минигалиева М.Р. Взаимопонимание в консультативном. Калуга: Манускрипт, 2002. 210 с.
62. Минигалиева М.Р. Особенности стратегий понимания
консультантов в мультикультурном диалоге // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2013. Т.19. №1. С. 147-151.
63. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 609 с.
64. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2011. №9. С. 136-143.
65. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Огонь, 2002. 464 с.
66. Непочатых Е.П., Клейменова С.А. Формирование
профессиональной компетентности студентов в условиях межкультурной среды ВУЗа // Профессионально-ориентированное волонтерство: межпрофессиональное взаимодействие. 2019. №4. С. 114-118.
67. Новикова О.С. Межкультурная компетентность в
глобализирующемся мире // Философия и космология. 2009. №2. С. 205-214.
68. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое
консультирование: Теория и практика. М.: Феникс, 2005. 264 с.
69. Павлова О.С. Психология: исламский дискурс. М: Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль-Васатыя- умеренность», 2020. 208 с.
70. Павлова О.С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. М: Издательская группа «Сам Полиграфист», 2013. 558 с.
71. Петровский,В.А. Предмет консультативной психологии // Консультативная психология и психотерапия. 2010. Т.18. №2. С. 8-24.
72. Почебут Л.Г. Теория межкультурной коммуникативной
компетентности // Науков! пращ. СоцюлоПя. 2012. Т.184. №172. С. 14-18.
73. Почебут Л.Г. Теория межкультурной коммуникативной
компетентности // Вестник СПбГУ. Серия 6: Политология, международные отношения. 2007. №3. С. 23-33.
74. Працкевич Т.А. Кросс-культурная компетентность: основа или компонент моделей аккультурации // Искусство и культура. 2019. №2 (34). С. 63-70.
75. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
76. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т.10. №1. С. 125-139.
77. Саидова Я.М., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Структура и содержание межкультурной компетентности // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5 (72). С. 524-526.
78. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Калиненко В.К., Кравкцова О.А. Психология вынужденной миграции. М.: Смысл, 2002. 479 с.
79. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности: монография. М.: Смысл, 1998. 389 с.
80. Смирнова Н.В., Попель Н.В. Развитие профессионально важных качеств будущего психолога и компетентностей подход // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2013. №1. С. 52-56.
81. Соколова, К. Л. Основные компоненты зарубежных моделей этнокультурной компетентности / К. Л. Соколова // Мир культуры, науки, образования. - 2016. - № 5. - С. 250-253.
82. Спирина Т.А., Головина С.Г. Формирование этнической толерантности студентов в образовательном процессе ВУЗа: методическое обеспечение // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4 (71). С. 167-170.
83. Степанова А.А. Психологическая профилактика этнической отчуждённости мигрантов // Педагогическое образование в России. 2015. №2. С. 63-68.
84. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: АспектПресс, 2013. 223 с.
85. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. М.: Аспект Пресс, 2006. 208 с.
86. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: сборник научных статей / под ред. Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко. М.: РУДН, 2009. 420 с.
87. Терехова Т.А., Большакова О.Б. Эмпирическая модель межкультурной коммуникативной компетентности личности // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т.20. С. 66-76.
88. Терехова Т.А., Большакова О.Б. Отечественные концептуальные модели межкультурной компетентности // Психология в экономике и управлении. 2011. №2. С. 87-91.
89. Трофимова Е.Л., Черемухина К.С. Межкультурная компетентность как необходимая составляющая профессиональной подготовки юристов // Baikal Research Journal. 2017. Т.8. №2. С. 35-40.
90. Тучина О.Р. Межкультурная компетентность и толерантность в образовательной среде ВУЗа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). С. 141-148.
91. Уоттс А. Психотерапия: Восток и Запад. Львов: Инициатива, 1997. 174 с.
92. Фабрика И.Г. Роль коммуникативно-культурологического подхода в процессе развития готовности студентов к межкультурной // Мир науки, культуры, образования. 2009. №3 (15). С. 225-228.
93. Хейли Дж. Психотерапия как новое явление // Эволюция психотерапии. 1998. Т.1. С. 57-77.
94. Хайбулаев М.Х., Абдурахманова П.Д., Идрисова П.Г. Анализ подходов определения межкультурной компетентности // Мир культуры, науки, образования. 2018. №4. С. 537-539.
95. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Теоретические и практические
вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции //
Психологическая наука и образование. 2010. № 5. С. 168-179
96. Хухлаев О.Е. «Кросс-культурный интеллект»: на пути к
интеграции когнитивного и социально-психологического подхода к межкультурной коммуникации // Этнопсихология: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. Вып. 3./ Под ред. О. Е. Хухлаева. М.: МГППУ, 2010. С. 76-78.
97. Чагина А.В., Самохватова А.Г. Преодоление межкультурных коммуникативных трудностей как основа развития межкультурной компетентности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №2. С. 91-98.
98. Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. №1. С. 41-53.
99. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. №4. С. 50-55.
100. Якушина О.И. Культурное взаимодействие и перспективы реализации межкультурной коммуникации // Коммуникология. 2017. Т.5. №6. С. 51-59.
101. Янкина Н.В. Развитие критического мышления студентов для формирования межкультурной компетентности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2021. - № 2 (230). - С. 109-114.
102. Янова, Н. Г. Культурная компетентность психолога: вопросы диагностики и консультирования / Н. Г. Янова, И. А. Ральникова, Н. А. Лужбина // Человеческий капитал. - 2020. - № 7 (139). - С. 167-180.
103. Янчук, В. А. Социокульрно-интердерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетенции / В. А. Янчук // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. № 3. С. 241-253.
104. Locke D.C. Increasing multicultural understanding. A comprehensive model. L.: Sage Publications, 1998. 254 p.
105. Pedersen P., Ivey A. Culture-Centered Counseling and Interviewing Skills: A Practical Guide. Westport, CT: Praeger, 1993. 366 p.