Глава 1. Теоретические предпосылки изучения совместного внимания у дошкольников 12
1.1 Понятие совместного внимания и проблема дефицита совместного
внимания в детском возрасте 12
1.2 Возможности айтрекинг исследования совместного внимания 34
Глава 2. Айтрекинг исследование совместного внимания в дошкольном возрасте 41
2.1 Организация айтрекинг исследования совместного внимания в
дошкольном возрасте 41
2.2 Анализ результатов айтрекинг исследования совместного внимания в
дошкольном возрасте 47
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Актуальность исследования. Необходимым условием для
формирования социально-когнитивных навыков у ребенка с ранних лет, а также дальнейшего их развития, служит такое социально-когнитивное явление, как совместное внимание. Оно подразумевает способность субъекта смотреть в том же общем направлении, что и другой субъект за счет прослеживания направления его взгляда (P. Mundy). Благодаря чему становится доступным сопоставление информации в своем поле зрения с информацией в поле зрения партнера по социальному взаимодействию (P. Mundy, L. Sullivan; V.A. Van Hecke, P. Mundy, J.J. Block). На основе данного сопоставления появляется возможность выдвигать предположения о намерениях партнера (S. Baron-Cohen). Совместное внимание играет важнейшую роль в освоении когнитивных функций, развитии навыков речи и обучении (D. Baldwin).
Рассматривая совместное внимание, как обязательный элемент процесса обучения в раннем возрасте, невозможно не упомянуть о существующих нарушениях в данном механизме, что в мировой науке понимается как его дефицит. Наиболее часто дефицит совместного внимания встречается у детей атипичного развития. Имеющиеся на данный момент результаты исследований подтверждают, что у детей этой группы возникают трудности в регулировании внимания. Им сложнее отслеживать траекторию движения взгляда партнера. Они оказываются не способными к использованию указательного жеста, для инициирования или направления внимания другого человека (C. Yu, L.B. Smith; V.A. Van Hecke, P. Mundy, J.J. Block; L. Smith, L. Ulvund). Симптоматические проявления оказываются в тесной связи с широкого спектра различными когнитивными нарушениями, такими как нарушения исполнительных функций речи и языка, нарушения способности имитировать поведение других людей, нарушения в понимании чужих намерений (T. Charman, J. Swettenham, S. Baron-Cohen, G. Baird, A. Cox, A. Drew; M. Sigman, E. Ruskin; L. Smith, L. Ulvund; G. Dawson, E.J. Jones, K. Merkle; G. Dawson, J. Munson, A. Estes, J. Osterling, J. McPartland, K. Toth; P. Mundy, M. Sigman; K. Loveland, S. Landry).
Ряд исследований изучения дефицитарных проявлений совместного внимания свидетельствует, что реакция на инициирование поведенческих актов разделения внимания нарушается в процессе индивидуального когнитивного развития. Отмечается, что среди групп детей с расстройствами аутистического спектра, СДВГ и ряда нейропсихологических расстройств наблюдается значительный дефицит совместного внимания.
До сих пор актуальным остается вопрос относительно явлений, составляющих основу дефицита совместного внимания. Ряд авторов утверждает, что причиной дефицита является задержка в развитии и отсутствие способности имитировать акты поведения других людей (A. Gopnik, L. Capps, A. Meltzoff). Однако существует точка зрения, что дефицит совместного внимания - следствие дефицита символических функций, которые препятствуют развитию ментальных моделей (R.P. Hobson; A.M. Leslie, U. Frith).
Сравнение специфической картины протекания дефицита на контрастных группах детей с разными формами атипичного развития позволит выявить конкретные элементы совместного внимания, которые связаны с нормативным развитием. Кроме того, становится возможным выявление специфических для конкретных атипичных форм развития симптомов дефицита совместного внимания, а также тех симптомов, которые являются универсальными для групп атипичного развития как таковых.
Особый интерес в изучении совместного внимания у дошкольников вызывает механизм разделения внимания и осуществления коммуникации с партнером у детей, растущих в условиях сенсорной депривации. В частности , депривации аудиальных сигналов. В научной литературе имеются точечные данные о продолжительности времени, необходимом глухим детям для осуществления реакции на социальные стимулы. Растущие в условиях депривация аудиальных сигналов дети значительно реже в сравнении с полноценно развивающимися детьми реагируют на социальные стимулы, а также реже выступают в роли инициатора социального взаимодействия (P. Mundy, L. Sullivan, A.M. Mastergeorge). Ряд исследований демонстрирует степень влияния слуховой депривации на синхронность реакции в именовании объектов детей и их родителей (C. Chen, I. Castellanos, C. Yu,
D. M. Houston). У ребенка со слуховой депривацией наряду с первичным нарушением слухового анализатора очень рано возникают вторичные и третичные нарушения. Именно на данной выборке показатели уровня развития модели психического и совместного внимания должны быть в значительной степени связаны с их показателями всесторонней оценки когнитивного развития.
Нарушение зрения также обычно сопровождается вторичными отклонениями. Отмечается, что дети с косоглазием и амблиопией имеют свои специфические особенности в развитии. Для данной категории детей характерно своеобразие монокулярного видения: страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений. Развитие предметных действий у детей с косоглазием и амблиопией носят замедленный характер.
На выборке детей с нарушением слуха и зрения можно проследить, как снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности ориентировки, из-за недостаточности слухового и зрительно-сенсорного опыта, трудностей анализа информации, может проявляться в специфике совместного внимания и искажений социального опыта.
В настоящий момент использование метода отслеживания движения глаз у детей в качестве потенциального диагностического инструмента в изучении совместного внимания набирает популярность (E.J. Jones, A. Klin;
K.E. Adolph, R.O. Gilmore, C. Freeman; M. Colombo; T. Farroni, M.H. Johnson,
E. Brockbank; B.M. Hood, J.D. Willen, J. Driver; M.G. Frank, E. Bergelson, C. Bergmann; K.V. Jakobson, L. Umstead, E.A. Simpso; M.C. Frank, M. Braginsky,
D. Yurovsky; J.W. Tanaka, A. Sung; M. Elsabbagh, M.H. Johnson; A. Tiadi, A. M. Seassau, S.L. Gerard).
Метод регистрации движения глаз был использован с оценкой связи совместного внимания с темпом развития ребёнка, включая овладение языком (M. Colombo; T. Farroni, M.H. Johnson, E. Brockbank; B.M. Hood, J.D. Willen, J. Driver), формирование привязанности ребёнка к матери (G. Csibra; A.D. Murray, J.L. Yingling), распознавание лиц младенцами (P.C. Quinn, J.W. Tanaka, K. Lee; A. Slater, P.C. Quinn; O. Pascalis, S. de Schonen, J. Morton) и моторным развитием ребёнка (J.M. Franchak, K.E. Adolph).
При этом остаётся мало изучен вопрос сравнительного анализа картины протекания атипичного совместного внимания на выборке детей с разными формами отклонений в развитии. Результаты исследования помогут обнаружить универсальные маркеры нарушения совместного внимания характерные для атипично развивающихся детей, а также специфические проявления дефицита, характерные для конкретных групп нарушений в развитии. Использование айтрекинг технологий в исследовании поможет достоверно выявить и зафиксировать показатели окуломоторной активности в актах совместного внимания со взрослым у дошкольников как типичного, так и атипичных форм развития. А также позволит провести сопоставительный анализ данных результатов.
Цель исследования - обнаружение методом регистрации движения глаз специфики зон интереса и маршрутов фиксаций взгляда дошкольников в эпизодах совместного внимания со взрослым.
Объект исследования - феномен совместного внимания.
Предмет исследования - дефицит совместного внимания у дошкольников с разными формами атипичного развития.
Задачи исследования
1. Провести анализ литературных источников исследования феномена совместного внимания.
2. При помощи технологии слежения за взглядом - айтрекер - выделить маркеры совместного внимания у дошкольников в условиях взаимодействия со взрослым.
3. Проанализировать маркеры дефицита совместного внимания, проявляемые через окуломоторную активность, а именно проанализировать изменения в:
• предпочитаемом содержании (предмете) восприятия;
• способе установления совместного внимания;
• области интереса наблюдателя;
• времени фиксаций.
4. Выделить нарушения процессов, участвующих в совместном внимании. Предполагается анализ:
a) маркеров нормативного и дефицитарного совместного внимания на основании сравнения контрастных групп;
b) атипичной направленности взора и движения оперативного поля зрения типично развивающихся детей и детей с атипичным развитием в ситуации совместного внимания;
c) зон интереса и зон поиска в норме и при дефиците совместного внимания;
d) длительности зрительного сосредоточения на объекте и пространственно-временных свойств при участии в совместном внимании дошкольников с нормативным развитием и разными формами атипичного развития;
e) стратегии прослеживания и маршрутов сканирования объектов, воспринимаемых в ситуации совместного внимания, у типично развивающихся детей и детей с разными формами атипичного развития;
f) точности фиксации элементов объекта при дефиците
совместного внимания.
5. Систематизировать нормативные и патологические социальные симптомы инициирования совместного внимания (initiating joint attention), симптомы инициирования поведенческих реакций (initiating behavioral requests) у дошкольников.
6. На выборке детей с разными формами задержки возрастного
развития выявить потенциальные механизмы, лежащие в основе атипичного совместного внимания: атипичное следование взгляду, нарушение
интеграции совместного внимания, снижение распознавания
ориентирующего значения взгляда, изменение временных характеристик эпизодов совместного внимания.
7. Разработать коррекционное компьютерное приложение для диагностики точности идентификации намерений и развития чувствительности к направлению взгляда у дошкольников атипичного развития в эпизодах совместного внимания со взрослым.
Гипотезы:
1. Через окуломоторную активность можно зафиксировать проявления дефицита совместного внимания, препятствующего вовлечению в диадические (двусторонние) взаимодействия ребёнка со взрослым, необходимых для всестороннего развития и обучения ребёнка.
2. Используя метод слежения за взглядом возможно выделить универсальные маркеры дефицита совместного внимания у дошкольников атипичного развития и специфичные маркеры, характерные для дошкольников конкретных форм атипичного развития.
Теоретико-методологические основы.
1. Определение совместного внимания как периодов, в течение которых взрослые и дети были совместно зафиксированы на одном и том же объекте в одно и то же время (C. Yu, L.B. Smith)
2. Представление о дефиците совместного внимания (T. Charman, J. Swettenham, S. Baron-Cohen, G. Baird, A. Cox, A. Drew; S. Baron-Cohen; P. Mundy; G. Dawson, E.J. Jones, K. Merkle).
3. Представление о нарушении совместного внимания в различных нозологических группах (S. Baron-Cohen, C.D. Frith, S.J. Blakemore, D.M. Wolpert).
Методы:
1. Теоретический анализ источников по проблеме совместного внимания.
2. Методы сбора и фиксации данных
2.1. Эксперимент на создание эпизодов совместного внимания во взаимодействия взрослого и ребёнка.
2.2. Метод регистрации движений глаз при помощи портативного мобильного устройства слежения за направлением взгляда - айтрекер.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
дисперсионный анализ.
Выборка исследования. Выборку составили дошкольники 5-7 лет разных нозологических групп: типично развивающиеся дошкольники (n=90), дошкольники с задержкой психического развития (класс F83 по МКБ-10) (n=72), дошкольники с задержкой речевого развития (класс R47 по МКБ-10) (n=20), дошкольники с нарушением слуха (сенсоневральной тугоухостью, класс H90 по МКБ-10) (n=16); дошкольники с нарушением зрения (с
амблиопией и косоглазием, класс H53 по МБК-10) (n=30). Диагноз детям поставлен по итогам прохождения территориальной медико-психолого-педагогической комиссии.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в итоге данного исследования результаты в последствии расширят представления о явлении совместного внимания в современной психологии. Они будут полезными в теоретическом обогащении актуального раздела
психологической науки - возрастной психологии. А также, результаты исследования углубят и уточнят представления о протекании механизма совместного внимания у дошкольников в современной психологической науке. Кроме того, данное исследование дополнит у углубит знания о необходимом условии социально-когнитивных способностей ребенка.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования в последствии могут оказать эффективную помощь при проведении психолого-медико-педагогической комиссии. Могут быть использованы в целях диагностики, коррекции и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с разными формами атипичного развития. На основе выводов и результатов научной работы нами была разработана коррекционная программа в формате компьютерного приложения, позволяющая диагностировать точность идентификации намерений по направлению взгляда и корректировать чувствительность к направлению взгляда и идентификацию намерений (приложение 1). Применение результатов работы на практике позволит по-новому взглянуть на процесс обучения детей, их взаимодействия со взрослым, что, в свою очередь, окажется полезным в сфере дошкольного образования.
Научная новизна исследования. Исследование протекания механизма совместного внимания достаточно хорошо изучено у детей младенческого возраста, а также новорожденных. Однако изучение совместного внимания на выборке детей, относящихся к дошкольному периоду возрастного развития, проводится впервые, и раннее в психологической науке реализовано не было.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены на научных конференциях как регионального, так и международного уровня. Таких, как научно-практическая конференция «Молодежь-Барнаулу» (РАНХиГС, г. Барнаул 2019 г.), PSY-ВЫШКА - «Актуальные проблемы психологической науки» (НИУ ВШЭ, г. Москва, 2019 г.), «ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА.
МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ» (г. Санкт-Петербург, 2020 г.), «Международный научно-практический форум по социальным и поведенческим наукам» (г. Барнаул, 2020 г.), VIII
региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!» (АлтГУ, г. Барнаул, 2021 г.).
Результаты данного исследования были представлены в 20 научных публикациях, в том числе изданиях, индексируемых Scopus и Web of Science.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 70 источников. Текст работы содержит 20 рисунков, 3 таблицы, 2 приложения.
Нормативное развитие ребёнка предполагает формирование и расширение более сложного поведения, такого как корректировка направления взгляда, когда начальный взгляд следования за социальным партнёром не увенчался успехом, способность к следящему взгляду за направлением взгляда взрослых, отражает понимание других как преднамеренных участников взаимодействия.
В данном исследование произведён анализ маршрутов фиксации взгляда дошкольников с типичным развитием и с атипичными формами развития на коммуникативной цели, необходимой для достижения социального взаимодействия между партнёрами, чтобы добиться совместного внимания к объекту социального взаимодействия или событию или регулировать поведение партнёра.
У детей с атипичными формами развития характерно:
• Трудности «мониторинга намерений» на основе направления взгляда.
• Снижение частоты эффект сдвига взгляда при изменении направления взгляда партнёра, в связи с чем, дети с атипичным развитием медленнее реагируют на заявки в эпизодах совместного внимания;
• Эффект «предпочтения новизны» и снижение частоты сфокусированности на ранее увиденном объекте, выделенной зоне, что снижает концентрацию внимания на объекте триадического взаимодействия;
• Дети с атипичным развитием реже используют взгляд для
детекции намерений, но пытаются компенсировать другими
мультимодальными средствами и разработать стратегии, которые позволили бы им достичь совместного внимания. Однако, наблюдается частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки для детекции намерений.
Наши данные согласуются с предыдущими данными о том, что люди с аутизмом менее эффективны в использовании зрительного контакта для понимания целей и действий других или для оценки актуальности предстоящего изменения взгляда. Снижение точности детекции направления взгляда универсальный симптомом дефицита совместного внимания, присущего для ряда нозологических групп, как при сенсорном дефекте, так и при когнитивном нарушении.
Плохая продуктивность реакции на запрос совместного внимания отражает трудности определения социальной значимости различных сигналов глаз, а не только дефицит обработки глазного взгляда как таковой.
Дошкольники с дефицитом совместного внимания могут воспринимать информацию, относящуюся к поведению людей (направление взгляда, движения, мимику), но у них не сформирован механизм, который в дальнейшем позволит им интерпретировать и понимать смысл этой информации. Следуя этой интерпретации, наши выводы согласуются с идеей о том, что нарушение совместного внимания отражают сложность в оценке значения отдельных признаков взгляда (то есть того, что они говорят нам о перспективах и намерениях других).
Снижается частота обнаружения и самокорректировка ошибок
идентификации направления взгляда партнёра и целевого объекта.
Изменяется последовательность обращения ребёнка к тем или иным элементам:
• Меняется время фиксации конкретного элемента;
• Снижается точность фиксации, где находится визуальное
внимание;
• Наблюдается высокая амплитуда саккад как отклонение внимания от целевых приоритетов и многозадачность); частотность переходов;
• Зафиксирована «поглащённость» внимания к отдельным
фрагментам стимулов и число фиксаций на них фокуса внимания, а также особая семантическая пристрастность внимания;
Изменяется последовательность посещённых областей. По
позиционным данным выделенных областей интереса, последовательность точек фиксации взора. Наблюдается преобладание холистической стратегии (фиксация на 1 элементе, например на носе) либо аналитической (фиксации распределённые, глаза, рот, лицо).
При помощи анализа окуломоторной активности в эпизодах совместного внимания мы в реальном времени смогли проследить как способность к детекции направления взгляда может выступать потенциальным предиктором нарушения развития. Фокусирование на поведении в реальном времени приближает нас и к обнаружению причин и следствий в реальном времени, что способствует обнаружению действенных целей для дальнейшего коррекционного вмешательства.
Можно констатировать два аспекта нарушения развития ориентации в социальных сигналах: возможность инициировать и реагировать на привлечение совместного внимания и интерпретация ориентирующих социальных сигналов.
Обнаруженные маркеры дефицита совместного внимания могут быть использованы для разработки критериев диагностики или оценки эффективности различного вида вмешательств для развития совместного внимания.
Результаты исследования поспособствуют пониманию
психофизиологических механизмов и маркеров нарушений психического развития ребенка и на этой основе - разработке методов психологической коррекции.
Выделены маркеры нарушения реакции на зрительный контакт и деструкции процессов, участвующих в совместном внимании, метрики на основе сканирования:
• количестве переключений и фиксаций,
• времени фиксации на релевантном и не релевантном объекте,
• длительность пути сканирования,
• пространственная плотность фиксаций в зона
(сужение/увеличение),
Проанализирована специфика времени поиска в различных областях, предмете интереса, времени начала фиксаций и продолжительности фиксаций на целевых объектах взаимодействия в качестве ключевых характеристик эпизодов совместного внимания.
• время, необходимое для достижения и обзора конкретного регион,
• соотношение длительности взгляда в области к общей продолжительности взгляда.
• предпочтение нейтральных стимулов социальным по
продолжительности фиксаций на них.
Выявлены потенциальные механизмы, лежащие в основе атипичного совместного внимания:
• атипичная направленность взора;
• динамика оперативного поля зрения: выделение зон интереса и зон поиска.
• длительности зрительного сосредоточения;
• точности фиксации элементов объекта.
Результаты исследования могут способствовать пониманию психофизиологических механизмов и маркеров дефицита совместного внимания, которые могут быть использованы для разработки критериев диагностики или оценки эффективности различного вида вмешательств для развития совместного внимания.
Результаты данного исследования в последствии могут оказать эффективную помощь при проведении психолого-медико-педагогической комиссии. Могут быть использованы в целях диагностики, коррекции и психолого-педагогического сопровождения дошкольников с разными формами атипичного развития.
По результатам исследования нами было создано коррекционное компьютерное приложение для развития чувствительности к направлению взгляда в эпизодах совместного внимания (приложение 1). Приложение позволяет оценить способность ребёнка идентифицировать намерения по направлению взгляда и развивает чувствительность к направлению взгляда и детекции намерений коммуникативного партнёра
1. Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы психолингвистики. 2013. Том 17, №1. С. 20-43.
2. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии № 1, 2018 С. 4-12
3. Ермаков П.Н., Воробьева Е. В., Кайдановская И.А., Стрельникова
Е.О. Модель психического и развитие мышления у детей дошкольного возраста // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 3. С. 72-80
4. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину / Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. 2012. №4. С. 73-83.
5. Мудрук А. А. Айтрекинг исследование дефицита совместного внимания // PSY-Вышка: Сборник материалов Международной научной конференции. М. 2020. С. 330-333.
6. Родин М.В., Дрягалова Е.А. Особенности психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=13020 (дата обращения: 15.04.2022).
7. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
8. Скворцов И.А., Алексимова О.А., Петракова В.С. Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений. Методическое пособие. М.: Тривола,
2002. 28 с.
9. Смирнова Я.К. Атипичная детекция направления взгляда в эпизодах совместного внимания у дошкольников // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С.8.
10. Смирнова Я.К. Предикторы трудности установления эпизодов совместного внимания дошкольниками // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2020. Т. 2, № 01. С. 96-112.
11. Смирнова Я.К. Способность дошкольников определять
направление взгляда для объединения фокуса внимания // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. № 1. С. 76-97.
12. Смирнова Я.К. Специфика проявления дефицита совместного внимания у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2020. Т. 2. № 3. С. 96-114.
13. Смирнова Я.К. Выявление дефицита совместного внимания дошкольников через способность к детекции направления взгляда // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2019. Т. 1. № 3. С. 99-121.
14. Смирнова Я.К., Мудрук А.А., Макашова А.В. Дефицит
совместного внимания у дошкольников с разными формами атипичного развития // Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков: материалы X
Всероссийской научной конференции. М. 2020. С. 222-232.
15. Солнцева Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. №4. С. 9-15.
16. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. Т.4 / Под ред. Б.С. Братуся. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 453 с.
17. Шумская Н.А. Структурно-уровневые характеристики интеллекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: дис. канд. психол. наук. 2013, Санкт-Петербург. 173 с.
18. Щеглова Т.М. Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №18. С. 475-478.
19. Adamson L., Bakeman R., Dekner D. The development of symbol infused joint engagement // Child Development. 2004. Vol.75. P. 1171-1187.
20. Baldwin D. Understanding the link between joint attention and language. In: Moore C., Dunham P. (Eds). Joint attention: Its origins and role in development. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995. P. 131-158.
21. Baron-Cohen S. Mind Blindness // Cambridge, MA: MIT Press. 1995. 198 р.
22. Baron-Cohen, S. The extreme male brain theory of autism // Trends in Cognitive Sciences. 2002. Vol. 6, P. 248-254.
23. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language // New York. 1985. 144 p.
24. Brooks R., Meltzoff A. The development of gaze following and its relations to language. Developmental Science. 2005. Vol. 8. P. 535-543.
25. Butterworth G., Jarrett N. What minds have in common is space: spatial mechanisms serving joint visual attention in infancy // Dev Psychol. 1991. Vol. 9(1). P. 55-73.
26. Charman T., Swettenham J., Baron-Cohen S., Baird G., Cox A., Drew A. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind // Cognitive Development. 2001. Vol. 15. P. 481-498.
27. Charwarska K., Klin A., Volkmar F. Automatic attention cuing through eye movement in 2-year-old-children with autism // Child Development.
2003. Vol. 74. P. 1108-1122.
28. Chen C., Castellanos I., Yu C., Houston D.M. Effects of children’s hearing loss on the synchrony between parents’ object naming and children’s attention // Infant Behavior and Development. 2019. Vol. 57. P. 101 - 322.
29. Dawson G., Munson J., Estes A., Osterling J., McPartland J., Toth K. Neurocognitive function and joint attention ability in young children with autism spectrum disorder versus developmental delay // Child Development. 2002. Vol. 73. P. 345-358.
30. Dawson G., Jones E.J., Merkle K. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism // Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012. Vol. 51(11). P. 1150-1159.
31. Dawson G., Levy A. Arousel, attention, and socioemotional impairments of individual with autism Autism, nature, diagnosis and treatment // New York: The Guilford press. 1989. P. 49-74.
32. Dawson G., Meltzoff A., Osterling J., Rinaldi J., Brown E. Children with autism fail to orient to naturally occurring social stimuli // Autism DevDisord. 1998. Vol. 28(6). P. 479-85.
33. Elsabbagha M., Johnsonb M. H. Autism and the Social Brain: The First-Year Puzzle // Biol Psychiatry. 2016. Vol. 80(2). P. 94-99.
34. Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evaluation of social gaze // Neurosci. Biobehav. Rev. 2000. Vol. 24. P. 581-604.
35. Farroni T, Massaccesi S, Pividori D, Johnson M.H. Gaze following in newborns // Infancy. 2004. Vol. 5. P. 39-60.
36. Farroni T, Johnson MH, Csibra G. Mechanisms of eye gaze perception during infancy // Journal of Cognitive Neuroscience. 2004. Vol. 16. P. 1320-1326.
37. Friere A., Eskritt M., Lee K. Are eyes windows to a deceiver’s soul? Children’s use of another’s eye gaze cues in a deceptive situation // Developmental Psychology. 2004. Vol. 40. P. 1093-1104.
38. Frischen A., Bayliss A.P., Tipper S.P. Gaze cueing of attention: visual attention, social cognition, and individual differences // Psychol. Bull. 2007. Vol. 133. P. 694-724.
39. Frischen, A., Bayliss, A.P., Tipper, S.P. Gaze cueing of attention: visual attention, social cognition, and individual differences // Psychol Bull. 2007. Vol. 133(4). P. 694 - 724.
40. Frith C.D., Blakemore S.J., Wolpert D.M. Abnormalities in the awareness and control of action // Philosophical Transactions of the Royal Society of London, Series B. 2000. Vol. 355. P. 1771-1788.
41. Frith C.D. The social brain? // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B Biol. Sci. 2007. Vol. 362. P. 671-678.
42. Guo, J., Feng, G. How eye gaze feedback changes parent-child joint attention in shared storybook reading? // Eye gaze in intelligent user interfaces. Gaze-based analyses, models and applications 2013. P. 9-21.
43. Gopnik A., Capps L., Meltzoff A. Early theories of mind: what the theory can tell us about autism? // Understandingother minds. Perspectives from developmental cognitive neuroscience. 2000. P. 50-72.
44. Henderson J.M., Williams C.C., Falk R.J. Eye movements are functional during face learning // Mem. Cognit. 2005. Vol. 33. P. 98-106.
45. Hepburn S., Philofsky A., Fidler D.J., Rogers S.J., Appl R. Autism symptoms in toddlers with Down syndrome: A descriptive study // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2008. Vol. 21(1). P. 48-57.
46. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Joint attention: Communication and other minds / Ed. by J. Roessler. Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 185-204.
47. Hood B.M., Willen J.D., Driver J. Adult’s eyes trigger shifts of visual attention in human infants // Psychological Science. 1998. Vol. 9. P. 131-134.
48. Kasari C., Sigman M., Mundy P., Yirmiya N. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. P. 87¬100.
49. Langton S.R.H, Watt R.J., Bruce V. Do the eyes have it? Cues to the direction of social attention // Trends in Cognitive Sciences. 2000. Vol. 4. P. 50¬59.
50. Leslie A.M., Frith U. Autistic children's understanding of seeing, knowing and believing // British Journal of Developmental Psychology. 1988. Vol.
4. P. 315-324.
51. Loveland K., Landry S. Joint attention and language in autism and developmental language delay // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1986. Vol. 16. P. 335-349.
52. MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by gaze cues in infancy / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir // Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 53-76.
53. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir, Mahwah, NJ // Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 143-170.
54. Mundy P. A Review of Joint Attention and Social - Cognitive Brain Systems in Typical Deve lopment and Autism Spectrum Disorder // European Journal of Neuroscience. 2017. Vol. 47(6). P. 497-514.
55. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed- processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2. P. 2-21
56. Mundy P. The neural basis of social impairments in autism: The role of the dorsal medial-frontal cortex and anterior cingulate system // Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines. 2003. Vol. 44. P. 793-809.
57. Mundy P., Block J., Delgado C., Pomares Y., Van Hecke A.V., Parlade M.V. Individual differences and the development of joint attention in infancy // Child Dev. 2007. Vol. 78(3). P. 938-54.
58. Mundy P., Jarrold W. Infant joint attention, neural networks and social cognition // Neural Netw. 2010. Vol. 23(8-9). P. 985-97.
59. Mundy P., Sigman M. Joint attention, social competence and developmental psychopathology // Developmental psychopathology, 2nd ed., Vol. 1: Theory and methods methods / Ed. by D. Cicchetti, D. Cohen. Hoboken, NJ: Wiley. 2006. P. 293-332.
60. Mundy P., Card J., Fox N. EEG correlates of the development of infant joint attention skills // Developmental Psychobiology. 2000. Vol. 36. P. 325-338.
61. Quartz S.R., Sejnowski T.J. The neural basis of cognitive development: a constructivist manifesto // Behav. Brain Sci. 1997. Vol. 20. P.537¬556.
62. Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant. Nature. 1975. Vol. 253. P. 265-266.
63. Sebanz N., Bekkering H., Knoblich, G. Joint action: bodies and minds moving together // Trends in Cognitive Sciences. 2006. Vol. 10(2). P.70-76.
64. Seibert J.M., Hogan A.E., Mundy P.C. Assessing interactional competencies: The early social-communication scales // Infant Mental Health. Vol. 3 (4). 1982. P. 244-258.
65. Sigman M., Ruskin E. Continuity and change in the social competence of children with autism, Down syndrome, and developmental delays // Monogr Soc Res Child Dev. 1999. Vol. 64(1). P.100-114.
66. Smith L., Ulvund L. The role of joint attention in later development among preterm children: Linkages between early and middle childhood // Social Development. 2003. Vol. 1. P. 222-234.
67. Tomasello M., Carpenter M., Call J., Behne T., Moll H. Understanding sharing intentions: The origins of cultural cognition // Brain and Behavior Sciences. 2005. Vol. 28. P.675-690.
68. Van Hecke, V.A., Mundy, P., Block, J.J. (2011). Infant responding to joint attention, executive processes, and self-regulation in preschool children // Infant Behav Dev. 2011. Vol. 35(2). P. 303-311.
69. Vecera S.P., Johnson M.H. Gaze detection and the cortical processing of faces: evidence from infants and adults // Visual Cogn. 1995. Vol. 2. P. 59-87.
70. Volkmar F.R., Sparrow S.S., Rende R.D., Cohen D.J. Facial perception in autism // Child Psychol. Psychiatry Allied Disciplines. 1989. Vol. 30. P. 591-598.
71. Wainwright J.A., Bryson S.E. Visual orienting in autism // Autism Devl. Disorders. 1996. Vol. 26. P. 423-438.
72. Wainwright-Sharp J.A., Bryson S.E. Visual orienting deficits in high functioning people with autism // Autism Devl Disorders. 1993. Vol. 23. P. 1-13.
73. Wellman H.M., Bartsch K. Youngchildren’sreasoningabout beliefs // Cognition. 1988. №30. P. 239-277.
74. Wellman H.M., Cross D., Watson J. A meta-analysis of «Theory of Mind» development: the truth about false belief // Child Development. 2001. V. 72. P. 655-684.
75. Wimmer H., Perner J. BelIefs about BelIefs: Representation and ConstraInIng Function of Wrong BelIefs In Young ChIldren’s UnderstandIng of Deception // CognItIon. 1983. Vol. 13. P. 103-128.
76. Zelazo P., Qu L., Muller U. Hot and cool aspects of executive function: Relations in early language development. In: Schneider W, Schumann- Hegsteler R, Sodian B, editors. Young children’s cognitive development: Interrelations among executive functioning, working memory, verbal ability and theory of mind. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2005. P. 71-43.
77. Yu C., Smith L.B. Hand-Eye Coordination Predicts Joint Attention // Child Development. 2017. Vol. 88(6). P. 2060-2078.
78. Yoder P., Stone W.L., Walden T., Malesa E. Predicting social impairment and ASD diagnosis in younger siblings of children with autism spectrum disorder // Autism DevDisord. 2009. Vol. 39(10). P. 1381-91.