Введение 5
1. Теоретические основы продвижения банковских продуктов (услуг) на
рынке 7
1.1 Понятие и сущность продвижения банковских продуктов (услуг) 7
1.2 Инструменты и методы продвижения продукта (услуг) на финансовый рынок 13
1.3 Особенности рынка банковских услуг 17
2. Анализ продвижения продукта (услуг) коммерческого банка ПАО ВТБ на рынок 25
2.1 Общая характеристика деятельности банка ПАО ВТБ 25
2.2 Виды продуктов (услуг) банка ПАО ВТБ 30
2.3 Анализ внутренней и внешней среды ПАО ВТБ 36
2.4 Оценка системы продвижения продукта (услуг) на рынок 43
3. Направления совершенствования продвижения продукта (услуг) Банка ПАО ВТБ на рынок 49
3.1 Основные мероприятия по совершенствованию системы продвижения
продукта (услуг) в ПАО ВТБ 49
3.2 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы
продвижения продукта (услуг) 51
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 1 64
Приложение 2
Особое место на рынке услуг занимают банковские услуги, связанные непосредственно с выполнением кредитными организациями (банками) лицензирированной деятельности в области финансов.
Банковский сектор экономики отличается высоким уровнем конкуренции, однотипностью оказываемых услуг, стабильностью позиций основных игроков на банковском рынке, трудностями входа на рынок новых участников и ужесточением требований к ведению банковской деятельности со стороны Центрального Банка России.
На этом фоне совершенствование приемов продвижения банковских продуктов и услуг является первоочередной задачей кредитных организаций. Продвижение работ (услуг) и донесение их до конечного потребителя - это одно из существенных направлений деятельности в любом бизнесе.
Это и определило актуальность данной темы исследования.
Цель данной выпускной квалификационной работы - совершенствование системы продвижения банковского продукта (услуги) на примере крупнейшего коммерческого банка ПАО ВТБ.
Задачи работы:
- изучить теоретические особенности банковских услуг;
- охарактеризовать деятельность исследуемого коммерческого банка по продвижению продуктов (услуг);
- провести оценку системы продвижения банковского продукта (услуги) на рынок;
- выработать направления по совершенствованию продвижения банковского продукта (услуги) на финансовый рынок на примере исследуемого коммерческого банка.
Предметом исследования выступают методы продвижения услуг на финансовых рынках.
Объект исследования - ПАО ВТБ.
Теоретической и практической базой написания ВКР послужили труды отечественных и зарубежных авторов таких как Апанасюк, Л. А. Беркович М.И., Корсунова Н.Н., Котлер Ф., аналитические и статистические данные, внутренние документы, сети Интернет.
Методами исследования явились: метод вертикального и горизонтального анализа, сравнительный, классификации, балансовый, анализ нормативно-правовой базы, эмпирический, табличный, графический.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в выработке направлений для совершенствования продвижения банковских услуг в условия высокой конкуренции, а также в использовании данных результатов в текущей деятельности и стратегическом планировании направлений развития деятельности данного кредитного учреждения.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Услуга обычно относится к деятельности или работе, которую одна сторона может предоставить другой, не имеющей желаемой материальной конкретности. Главной особенностью услуг является то, что потреблениеэтой услуги происходит одновременно с ее предоставлением. Специфика оказания услуг и их нематериальный характер определяют их эффективное продвижение на рынке. Под продвижением следует понимать любую деятельность, посредством которой компания информирует, убеждает и напоминает потребителям о своих продуктах, услугах, имидже, идеях и социальной деятельности.
Продвижение услуг и доведение их ценности до потребителя - один из важнейших аспектов бизнеса. Маркетинг - довольно старая отрасль, основанная на основных принципах. Однако развитие общества порождает новые тенденции и диктует новые правила продвижения, например, все большее распространение получил интернет-маркетинг.
Финансовые услуги являются одним из самых быстрорастущих и прибыльных секторов услуг. Было отмечено, что в настоящее время мировой рынок финансовых услуг развивается и увеличивается в объеме. Об этом говорит представленный в газете прогноз, согласно которому среднегодовые темпы роста в 2018-2020 гг. в финансовых услугах 9,7 процентных пункта.
Исследуемый коммерческий банк ВТБ (ПАО) является ключевым элементом банковской группы ВТБ и одним из крупнейших банков России, уступая только ПАО Сбербанк в банковской системе Российской Федерации и являясь универсальным коммерческим банком с государственной формой собственности. основной капитал.
Анализ показателей финансовой бухгалтерской отчетности за 2018 - 2020гг. показал, что активы банка сформированы преимущественно за счет ссудной задолженности, в которой доля просроченной задолженности невелика, что положительно характеризует уровень работы банка с потенциальными заемщиками. Тем не менее, прибыль до налогообложения и чистая прибыль по итогам 2020 г. показала значительное снижение, что свидетельствует об отсутствии гибкости в реагировании на изменения текущей экономической и социальной ситуации.
Коммерческий банк ВТБ (ПАО) работает во всех секторах российского финансового рынка в соответствии с широким спектром нормативных актов как на федеральном, так и на местном уровне. Банк ВТБ (ПАО) применяет процессный подход к оказанию банковских услуг, начиная с выявления и описания всех бизнес-процессов. Совокупность реализованных бизнес- процессов формирует бизнес-модель банковской организации, которая является основой для построения дерева бизнес-процессов банка.
Анализ сильных и слабых сторон показал следующее. Очевидно, что к сильным сторонам ПАО ВТБ относятся:
- организационная структура;
- способность к реализации на рынке новых продуктов;
- финансовая и техническая способность;
- качество персонала;
- репутация на рынке;
- инновационные исследования;
- возможность продолжительного пребывания на рынке банковских услуг;
- высокое качество обслуживания.
К слабым сторонам внутренней среды ПАО ВТБ можно отнести следующее:
- низкий уровень управления.
Важное внимание, как отмечено нами выше, уделяется нейтральной позиции (N). К ним относится следующее:
- несовершенна корпоративная стратегия организации;
- нехватка высококвалифицированных специалистов в области разработки бизнес-стратегии;
- отсутствует контроллинг в области структуры затрат;
- низкий уровень маркетинга из-за слабых лидерских позиций в конкурентной борьбе;
- отношение властных структур к ведению банковской деятельности.
В процессе продвижения банковских услуг и продуктов для корпоративных и частных клиентов Банк ВТБ (ПАО) использует социальные сети, наружную рекламу, рассылки, печатную рекламную продукцию, рекламу на телевидении и в других средствах массовой информации, привлекает медийных людей - актеров, певцов. Не смотря на небольшую армию подписчиков в социальных сетях, рекламные ролики банка набирают миллионы просмотров, их отмечают как успешные проекты специалисты и целевая аудитория.
Конечной целью совершенствования продвижения банковских услуг коммерческой организации ВТБ (ПАО) является увеличения числорозничных клиентов до 18,9 млн. человек. Для этого целесообразно продвигать такие популярные социальные сети, как Телеграмм, ВКонтакте и Одноклассники. А также использовать психологический портрет потенциального клиента для настройки рекламы в социальных сетях.
В целях улучшения продвижения банковских услуг коммерческой организации ПАО ВТБ необходимо разработать одно-двухлетнюю программу снижения издержек, направленную на повышение доходности операций в стабильных, но растущих банковских операциях. рынок.
Цель проведения предлагаемой программы является:
- повышение уровня конкуренции на рынке финансовых услуг;
- развитие е-коммерции и Интернета как канала продаж банковских продуктов, характеризующегося практически «нулевой» себестоимостью;
-восприятие потребителями банковской услуги как стандартного продукта, который может быть получен в любом отделении банка без значительных отклонений в качестве цене.
Оценка эффективности предложенных мероприятий показала, что в результате совершенствования системы продвижения банковских услуг в социальных сетях, в течение ближайших четырех лет предприятие Банк ВТБ (ПАО) получить дополнительную прибыль в размере 689 430 млн. руб.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018). URL: http://www.соnsultаnt.ru (дата обращения 20.02.2020).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 27.11.2018). URL: ййрУ/м^^сопзиЙапТги (дата обращения 10.02.2020).
3. Алексунин, Р. Е. Социальные сети и их значение в интернет- маркетинге / Р.Е. Алексунин // Молодой ученый. - 2018. - №23. - С. 283-287.- ISSN: 2072-0297.
4. Апанасюк, Л. А. Социальные медиа как инновационный инструмент продвижения предприятий индустрии гостеприимства и туризма / Л.А. Апанасюк, А.А. Бодня // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 1(22). - С. 19-22. - ISSN: 2309-1754.
5. Беркович М.И., Осянин И.К. Рынок финансовых услуг: уточнение понятий // Финансовый журнал, 2019. - № 9. - С. 234 - 241.
6. Варакута, С. А. Связи с общественностью: учебное пособие / С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров. - М., 2017. - ISBN 978-5-16-003443-0.
7. Вартанова, Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576003a8c8c(дата обращения: 23.12.2019).
8. Гусева И.А. Финансовые рынки и институты: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.А. Гусева. М.: Юрайт, 2018.
9. Донковцева, Ю. Анализ российского рынка банковских услуг / Ю. Донковцева // Актуальные вопросы отраслевых рынков и международной коммерции. - 2020. - № 1 (2).
10. Доскова, И. С. Publicrelations: теория и практика / И. С. Доскова.
- М.: Альфа-Пресс, 2017. - ISBN 5-94280-081-2.
11. Дудкина, А. В. Продвижение в социальных сетях на примере
Instagram / А.В. Дудкина, Ж.Ж. Чимитдоржиев // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2017. - С. 278-281. [Электронный ресурс]. - URL: https://bgpu.ru/newsfiles/3848_f1494985387428.pdf (дата обращения:
15.04.2020).
12. Индекс деловой активности в секторе услуг России [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://ru.investing.com/economic- calendar/russian-markit- services-pmi-1629 (дата обращения 03.12.2021).
13. Киселев В.В. Тенденции развития рынка финансовых услуг // Экономика и бизнес. - 2019. - №7 (22). - С 45-47.
14. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2018. - ISBN 5-17-000077-4.
15. Корсунова, Н.Н. Развитие отечественного рынка финансовых технологий в условиях новой реальности / Н.Н. Корсунова // Научное обозрение. Экономические науки. - 2021. - № 4. - С. 11-18;
16. Кочарова, А.А. Перспективы развития финансового рынка России в 2021 / А.А. Кочарова, Д.А. Ремизов // Актуальные научные исследования в современном мире - 2020. - № 11-11 (67). - С. 102 - 105.
17. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина, Н.М. Шаляпина. - М.: КНОРУС, 2016.
18. Лебедева, Т.Ю. Паблик рилейшнз: системные модели, технологии / Т.Ю. Лебедева. - М.: Изд-во МГУ, 2017. - ISSN: 2075-2067.
19. Леонова, П. В. Совершенствование технологий продвижения
товаров на основе событийного маркетинга / П. В. Леонова // Молодой ученый. - 2018. - №45. - С. 85-87. [Электронный ресурс]. - URL:
https://moluch.ru/archive/231/53752/(дата обращения: 15.05.2020).
20. Макушева, О. Н. Реклама как инструмент продвижения / О. Н. Макушева, В. А. Сахарова // Молодой ученый. - 2020. - №4. - С. 180-181. - ISSN: 2072-0297.
21. Макушева, О. Н. Креатив в рекламе и концепции креативности / О.Н. Макушева, Е.А. Щелконогова // Молодой ученый. - 2019. - № 26. - С. 408-410. - ISSN: 2072-0297.
22. Орлов С.Н., Реутов Р.В. Теоретические основы процесса адаптации участников финансового рынка к изменениям, обусловленным современными трендами // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 4. - с. 1641-1660.
23. Попадькина, Т.А. Современное состояние международного рынка финансовых услуг / Т.А. Попадькина // Инновационная наука. - 2021.
- № 7. - С. 81 - 83.
24. Попадькина, Т.А. Рынок финансовых услуг и его роль в мировом хозяйстве / Т.А. Попадькина // Инновационная наука. - 2021. - № 6. - С. 127 - 129.
25. Проблемы продвижения и их эффективное решение. [Электронный ресурс]. - URL: https://noomarketing.net/problemi-prodvizheniya(дата обращения: 25.03.2022).
26. Пырьева, Т. А. Особенности маркетинга в интернете на примере российских социальных сетей / Т.А. Пырьева, Р.А. Казаков, Т.З. Артюхова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - №02-1.
- С. 220-223. - ISSN: 2410-6070.
27. Пять рекламных кампаний банка ВТБ вошли в список лучших проектов года по версии Sostav.ru. https://www.vtb.ru/o-banke/press- centr/novosti-i-press-relizy/2021/12/2021-12-23-pyat-reklamnykh-kampaniy- banka-vtb-voshli-v-spisok-luchshikh-proektov-goda-po-versii-sost/
28. Рейтинг активности банков в соцсетях.
https://finuslugi.ru/navigator/stat_rejting_aktivnosti_bankov_v_socsetyah
29. Романова, М. М. Основные тенденции развития сферы услуг в
России и за рубежом / М. М. Романова // Евразийский Союз Ученых - 2017. - № 12. [Электронный ресурс]. - URL: https://euroasia-science.ru/ekonomicheskie-nauki(дата обращения: 25.05.2020).
30. Рыжов, С. С. Продвижение в социальных сетях как часть маркетинговой стратегии компании / С.С. Рыжов // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 276-278. - ISSN: 2072-0297.
31. Савостина, К. С. Современные тренды продвижения в социальных сетях [Электронный ресурс] / К.С. Савостина, В.В. Калитина // Молодой ученый. - 2018. - №19. - С. 70-73.
32. Сазонов А.А., Сазонова М.В. Перспективы развития финансового рынка России // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - с. 245-256.
33. Самиев П.А. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал, 2020. № 5.-С.86-98.
34. Слепцова, Е. В. Лидеры мнений, как маркетинговый метод продвижения услуг / Е. В. Слепцова, Р. Н. Сандул // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Экономические науки. - 2019. - № 11-1 (38). - С. 113 - 115. - ISSN: 2500-1000.
35. Сосунова, Л.А. Функциональное управление развитием сферы услуг / Л. А. Сосунова, Е. В. Рябова // CyberLeninka. - 2016. - С. 133-135.
36. Социальные медиа как ресурс интегрированных
коммуникативных практик: монография / под ред. Л.П. Шестеркиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. - ISBN: 978-5-696-04885-7.
37. Статистика интернета 2020. Соц.сети, трафик, мобильные устройства, охваты. [Электронный ресурс]. - URL: https://9net.ru/363-internet-2020.html (дата обращения: 18.03.2020).
38. Теория отраслевых рынков: Учебник / Под. ред. Стрелец И.А., Столбова М.И. - Москва: КНОРУС, 2019. - 192 с.
39. Фурсов, А. П. Сущность и понятие конкурентоспособности товара (услуг) / А. П. Фурсов // Инновационная наука. - 2018. - № 11. - С. 100 - 103.
40. Хмелевская, В. О. Сравнительный анализ методов продвижения бьюти-брендов в 2012-2019 годах на примере компании Henkel / В. О. Хмелевская // Молодой ученый. - 2019. - №34. - С. 141-146.
41. Электронный ресурс.https://www.statista.com - официальный сайт статистического портала Statista.
42. Электронный ресурс. https://www.vtb.ru- официальный сайт Банка ВТБ (ПАО).
43. Яашаревич, С. Сфера услуг и современные тенденции ее развития
в России / С. Яашаревич // Студенческий: электрон. научн. журн. - 2019. - № 12(56). [Электронный ресурс]. - URL:
https://sibac.info/journal/student/56/135494(дата обращения: 03.03.2020).