Местные органы власти и малый бизнес
|
Введение 4
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого бизнеса
органами власти 7
1.1. Сущность и критерии выделения малого бизнеса 7
1.2. Инструменты поддержки малого бизнеса органами государственной и
муниципальной власти 10
2. Анализ поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления на
примере администрации г.Барнаула 25
2.1. Уровень развития малого бизнеса в г.Барнауле на современном этапе ... 25
2.2. Инструменты поддержки малого бизнеса администрацией г.Барнаула.. 33
3. Проблемы и перспективы развития поддержки малого бизнеса органами
местного самоуправления 47
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в г.Барнауле 47
3.2. Перспективы поддержки малого бизнеса органами местного
самоуправления 52
Заключение 63
Список литературы
1. Теоретические аспекты государственной поддержки малого бизнеса
органами власти 7
1.1. Сущность и критерии выделения малого бизнеса 7
1.2. Инструменты поддержки малого бизнеса органами государственной и
муниципальной власти 10
2. Анализ поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления на
примере администрации г.Барнаула 25
2.1. Уровень развития малого бизнеса в г.Барнауле на современном этапе ... 25
2.2. Инструменты поддержки малого бизнеса администрацией г.Барнаула.. 33
3. Проблемы и перспективы развития поддержки малого бизнеса органами
местного самоуправления 47
3.1. Проблемы развития малого бизнеса в г.Барнауле 47
3.2. Перспективы поддержки малого бизнеса органами местного
самоуправления 52
Заключение 63
Список литературы
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития сектора малого предпринимательства России как важной и неотъемлемой части экономической системы. В большинстве государств мира в этой сфере экономики производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения.
Предприятия, которые относятся к малому или среднему бизнесу, действующие в странах экономически развитых, показывают, что их деятельность имеет много преимуществ. Вообще, предприятия малого бизнеса в каждой стране однозначно являются самыми важными секторами экономики. Это связано с тем, что такие предприятия имеют высокую мобильность, могут быстро реагировать на происходящие изменения, изменение в спросе и предложении продукции. Их узкая направленность деятельности может позволить более глубоко подходить к текущим потребностям заказчиков.
Кроме того, отметим и быструю окупаемость предприятий малого бизнеса. К тому же, для начала его функционирования требуется достаточно маленький стартовый капитал, гораздо меньше, чем для открытия более крупного бизнеса. В условиях роста безработицы, все большее количество людей хочет попробовать себя в малом предпринимательстве.
Тем не менее, отметим то, что малый бизнес наделён и своими недостатками. Например, маленький размер капитала не позволяет открыть любое производство, а только такое же мелкое. Малый капитал привносит ограничения в возможность использования большого количества ресурсов, в том числе дорогостоящего оборудования.
В настоящее время сложно сказать, что малый бизнес в России является успешным. Оценка статистических данных показывает, что в первый год жизни предприятий около половины из них закрываются, до 5 лет сохраняется не более 10% малых предприятий. Данная ситуация наблюдается на рынке постоянно.
Поэтому особое внимание при разработке изменений и дополнений, вносимых в законодательство, уделяется представителям малого бизнеса.
Экономические последствия COVID -19 стали сложным испытанием для малого и среднего бизнеса. При этом, в 2020-ом году государство и малый бизнес тесно взаимодействовали. Этому способствовали различные мероприятия по поддержке государством малых предприятий: введение моратория на банкротство, помощь при получении беспроцентных кредитов, введение «налоговых каникул» и так далее. В связи с последними политическими событиями следует развивать и дальнейшее сотрудничество государства и малого бизнеса.
И именно в постпандемийный период, на примере этих решений, в отношения бизнеса и власти требуются системные изменения, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления бизнеса и экономики в целом, для того, чтобы сделать МСП драйвером роста экономики страны.
Успешный пример других стран подтверждает необходимость смещения акцентов в сторону эффективного развития малого предпринимательства с целью повышения экономического благосостояния страны и снижения влияния действующих санкций на российский рынок.
Предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей. Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.
Цель данной работы - на основе проведенного анализа предложить рекомендации по развитию поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты государственной поддержки малого бизнеса
- провести анализ поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления на примере администрации г.Барнаула;
- определить проблемы и перспективы развития поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе поддержки малого бизнеса администрацией города Барнаула.
Объектом исследования являются инструменты поддержки малого предпринимательства.
При написании работы применяется ряд методов научного исследования: сравнение, группировка, статистические и математические методы, графический и табличный способы предоставления данных.
Методологической основой работы являются законодательные акты Российской Федерации по экономике в целом и по изучаемой дисциплине в частности, программные документы и решения Правительства РФ, региональной власти. Теоретические основы государственного регулирования развития предпринимательства в регионе были отражены в работах Большухиной И.С., Пурыжовой Л.В., Толмачева И.А., Химичева А.Е., Юрченко А.В. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Предприятия, которые относятся к малому или среднему бизнесу, действующие в странах экономически развитых, показывают, что их деятельность имеет много преимуществ. Вообще, предприятия малого бизнеса в каждой стране однозначно являются самыми важными секторами экономики. Это связано с тем, что такие предприятия имеют высокую мобильность, могут быстро реагировать на происходящие изменения, изменение в спросе и предложении продукции. Их узкая направленность деятельности может позволить более глубоко подходить к текущим потребностям заказчиков.
Кроме того, отметим и быструю окупаемость предприятий малого бизнеса. К тому же, для начала его функционирования требуется достаточно маленький стартовый капитал, гораздо меньше, чем для открытия более крупного бизнеса. В условиях роста безработицы, все большее количество людей хочет попробовать себя в малом предпринимательстве.
Тем не менее, отметим то, что малый бизнес наделён и своими недостатками. Например, маленький размер капитала не позволяет открыть любое производство, а только такое же мелкое. Малый капитал привносит ограничения в возможность использования большого количества ресурсов, в том числе дорогостоящего оборудования.
В настоящее время сложно сказать, что малый бизнес в России является успешным. Оценка статистических данных показывает, что в первый год жизни предприятий около половины из них закрываются, до 5 лет сохраняется не более 10% малых предприятий. Данная ситуация наблюдается на рынке постоянно.
Поэтому особое внимание при разработке изменений и дополнений, вносимых в законодательство, уделяется представителям малого бизнеса.
Экономические последствия COVID -19 стали сложным испытанием для малого и среднего бизнеса. При этом, в 2020-ом году государство и малый бизнес тесно взаимодействовали. Этому способствовали различные мероприятия по поддержке государством малых предприятий: введение моратория на банкротство, помощь при получении беспроцентных кредитов, введение «налоговых каникул» и так далее. В связи с последними политическими событиями следует развивать и дальнейшее сотрудничество государства и малого бизнеса.
И именно в постпандемийный период, на примере этих решений, в отношения бизнеса и власти требуются системные изменения, способные создать благоприятные условия для развития и восстановления бизнеса и экономики в целом, для того, чтобы сделать МСП драйвером роста экономики страны.
Успешный пример других стран подтверждает необходимость смещения акцентов в сторону эффективного развития малого предпринимательства с целью повышения экономического благосостояния страны и снижения влияния действующих санкций на российский рынок.
Предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей. Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.
Цель данной работы - на основе проведенного анализа предложить рекомендации по развитию поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты государственной поддержки малого бизнеса
- провести анализ поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления на примере администрации г.Барнаула;
- определить проблемы и перспективы развития поддержки малого бизнеса органами местного самоуправления.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе поддержки малого бизнеса администрацией города Барнаула.
Объектом исследования являются инструменты поддержки малого предпринимательства.
При написании работы применяется ряд методов научного исследования: сравнение, группировка, статистические и математические методы, графический и табличный способы предоставления данных.
Методологической основой работы являются законодательные акты Российской Федерации по экономике в целом и по изучаемой дисциплине в частности, программные документы и решения Правительства РФ, региональной власти. Теоретические основы государственного регулирования развития предпринимательства в регионе были отражены в работах Большухиной И.С., Пурыжовой Л.В., Толмачева И.А., Химичева А.Е., Юрченко А.В. и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Итак, главные критерии, соблюдение которых влияет на отнесение предпринимателя или предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), относятся к численности персонала и получаемого за отчетный период дохода. Отечественным законодательством в нормативных актах установлена сумма годовой выручки, которая максимально допустима для субъекта МСП. Для того, чтобы предприниматель или предприятие считалось малым, среднесписочная численность персонала такого предприятия не должна превышать 15 человек для микропредприятий и 100 человек для малого предприятия.
Только что созданные или зарегистрированные компании или индивидуальные предприниматели, которые были внесены в реестр субъектов МСП, сразу же могут заявить о соответствии всем установленным критериям отнесения их к субъектам МСП.
В первую очередь государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу посредством принятия специальных нормативно -правовых актов. Далее выделяются налоговые формы поддержки в виде принятия специальных режимов. Отдельная форма, достаточно важная, - поддержка кредитными ресурсами и различными государственными фондами. Государство оказывает поддержку путём снижения административных барьеров, обеспечивает возможности развития бизнеса.
Прямые методы государственного воздействия заключаются в том, что для проведения экономической политики государство применяет различные нормативно-правовые акты и устанавливает комплекс требований, которые должны быть обязательно выполнены в каждом регионе. Косвенные методы воздействия основываются на различных инструментах, которые напрямую не регулирует деятельность малых предприятий, а создают необходимые условия для развития малого бизнеса. МСП оказывается имущественная, финансовая, информационная и консалтинговая поддержка, а также предоставление поддержки в подготовительной сфере.
Помощь малым предприятиям оказывается органами исполнительной власти всех уровней - начиная от федеральных органов власти и заканчивая муниципальными органами. Развитие малого предпринимательства в России очень сильно зависит от последовательности реализации органами исполнительной власти всех уровней различных направлений поддержки бизнеса. На местном уровне осуществление программ предполагается с финансированием из местных бюджетов. Финансирование может быть осуществлено в виде бюджетных инвестиций, предоставления муниципальных гарантий, оформлением различных субсидий и грантов. Целью региональной поддержки малого предпринимательства является удовлетворение потребностей населения субъекта Федерации в предоставляемых продуктах и услугах малого бизнеса, прогнозирование и планирование возможных производственных нужд предприятий территории.
Различные фонды и государственные инстанции так же оказывают помощь малому предпринимательству.
На территории Алтайского края приняты законы, вводящие региональные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы. Федеральным законодательством предусмотрена возможность регулирования на уровне региона и муниципалитета .
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в г. Барнауле следующие. В первую очередь, это недостаточность собственных оборотных средств для ведения бизнеса. Доступность кредитных ресурсов при этом ограничена, поскольку у МСП обычно отсутствует ликвидное залоговое обеспечение, кредитная история, а размер кредита незначителен, что не представляет интерес для банков. По этой же причине МСП не всегда имеют возможность участвовать в госзакупках, так как требуются банковские гарантии и обеспечение заявки.
Проблемы, стоящие перед МСП г. Барнаула должны решаться не только на муниципальном уровне, но и на федеральном уровне, так как зачастую федеральные нормативно-правовые акты ограничивают возможности развития МСП.
Кроме того, бюджет г. Барнаула получает дотации и субсидии на развитие программ по поддержке МСП из краевого и федерального бюджета. Однако, для того, чтобы федеральные и краевые средства были освоены и распределены в местный бюджет, необходимо на муниципальном уровне разрабатывать и принимать соответствующие программы. Так как Алтайский края является аграрным регионам, то наибольший интерес из программ развития МСП представляет система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
Основные направления поддержки предпринимателей должны быть направлены на предоставление новых видов льготного кредитования, развитие финансовых программ поддержки за счет федеральных и региональных программ и грантов, продление режима налоговых каникул, увеличение доли МСП в госзакупках до 25 % за счет предоставления льготных условий участия в торгах.
В 2022 году предлагается запустить новый механизм поддержки МСП - зонтичное предоставление поручительств. АО «Корпорация МСП» будет выдавать поручительства по кредитам банков -партнеров, то есть возьмет на себя часть рисков малого и среднего бизнеса, что сделает для них кредит более доступным. Это позволит предпринимателям привлечь дополнительный ресурс на развитие в размере не менее 70 млрд рублей.
Федеральные и региональные программы развития и гранты помогут возникновению и развитию новых крестьянско-фермерских хозяйств, что принесет новые рабочие места.
Только что созданные или зарегистрированные компании или индивидуальные предприниматели, которые были внесены в реестр субъектов МСП, сразу же могут заявить о соответствии всем установленным критериям отнесения их к субъектам МСП.
В первую очередь государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу посредством принятия специальных нормативно -правовых актов. Далее выделяются налоговые формы поддержки в виде принятия специальных режимов. Отдельная форма, достаточно важная, - поддержка кредитными ресурсами и различными государственными фондами. Государство оказывает поддержку путём снижения административных барьеров, обеспечивает возможности развития бизнеса.
Прямые методы государственного воздействия заключаются в том, что для проведения экономической политики государство применяет различные нормативно-правовые акты и устанавливает комплекс требований, которые должны быть обязательно выполнены в каждом регионе. Косвенные методы воздействия основываются на различных инструментах, которые напрямую не регулирует деятельность малых предприятий, а создают необходимые условия для развития малого бизнеса. МСП оказывается имущественная, финансовая, информационная и консалтинговая поддержка, а также предоставление поддержки в подготовительной сфере.
Помощь малым предприятиям оказывается органами исполнительной власти всех уровней - начиная от федеральных органов власти и заканчивая муниципальными органами. Развитие малого предпринимательства в России очень сильно зависит от последовательности реализации органами исполнительной власти всех уровней различных направлений поддержки бизнеса. На местном уровне осуществление программ предполагается с финансированием из местных бюджетов. Финансирование может быть осуществлено в виде бюджетных инвестиций, предоставления муниципальных гарантий, оформлением различных субсидий и грантов. Целью региональной поддержки малого предпринимательства является удовлетворение потребностей населения субъекта Федерации в предоставляемых продуктах и услугах малого бизнеса, прогнозирование и планирование возможных производственных нужд предприятий территории.
Различные фонды и государственные инстанции так же оказывают помощь малому предпринимательству.
На территории Алтайского края приняты законы, вводящие региональные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы. Федеральным законодательством предусмотрена возможность регулирования на уровне региона и муниципалитета .
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в г. Барнауле следующие. В первую очередь, это недостаточность собственных оборотных средств для ведения бизнеса. Доступность кредитных ресурсов при этом ограничена, поскольку у МСП обычно отсутствует ликвидное залоговое обеспечение, кредитная история, а размер кредита незначителен, что не представляет интерес для банков. По этой же причине МСП не всегда имеют возможность участвовать в госзакупках, так как требуются банковские гарантии и обеспечение заявки.
Проблемы, стоящие перед МСП г. Барнаула должны решаться не только на муниципальном уровне, но и на федеральном уровне, так как зачастую федеральные нормативно-правовые акты ограничивают возможности развития МСП.
Кроме того, бюджет г. Барнаула получает дотации и субсидии на развитие программ по поддержке МСП из краевого и федерального бюджета. Однако, для того, чтобы федеральные и краевые средства были освоены и распределены в местный бюджет, необходимо на муниципальном уровне разрабатывать и принимать соответствующие программы. Так как Алтайский края является аграрным регионам, то наибольший интерес из программ развития МСП представляет система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.
Основные направления поддержки предпринимателей должны быть направлены на предоставление новых видов льготного кредитования, развитие финансовых программ поддержки за счет федеральных и региональных программ и грантов, продление режима налоговых каникул, увеличение доли МСП в госзакупках до 25 % за счет предоставления льготных условий участия в торгах.
В 2022 году предлагается запустить новый механизм поддержки МСП - зонтичное предоставление поручительств. АО «Корпорация МСП» будет выдавать поручительства по кредитам банков -партнеров, то есть возьмет на себя часть рисков малого и среднего бизнеса, что сделает для них кредит более доступным. Это позволит предпринимателям привлечь дополнительный ресурс на развитие в размере не менее 70 млрд рублей.
Федеральные и региональные программы развития и гранты помогут возникновению и развитию новых крестьянско-фермерских хозяйств, что принесет новые рабочие места.
Подобные работы
- Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления и предприятий малого бизнеса в реализации инновационных процессов на примере МО "Юргинский муниципальный район"
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании (на примере Чкаловское М. О)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Профессии малого бизнеса в США и России
Курсовые работы, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 890 р. Год сдачи: 2012 - Профессии малого бизнеса в США и России.
Курсовые работы, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2012 - Малый бизнес и его роль в рыночной экономике России (на примере Томской и Московской областей)
Бакалаврская работа, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Налоговое регулирование развития малого бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы развития малого бизнеса в регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016



