Государственное регулирование занятости и безработицы в условиях пандемии (на материалах Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 6
1.1 Сущность понятий занятости и безработицы 6
1.2 Методы государственного регулирования занятости и снижения
безработицы в условиях пандемии 15
1.3 Нормативно-правовые основы государственного регулирования
занятости и безработицы населения 25
2 АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (НА
МАТЕРИАЛАХ АЛТТАЙСКОГО КРАЯ) 32
2.1 Анализ занятости и безработицы в Алтайском крае 32
2.2 Проблемы занятости и безработицы в Алтайском крае 36
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ 6
1.1 Сущность понятий занятости и безработицы 6
1.2 Методы государственного регулирования занятости и снижения
безработицы в условиях пандемии 15
1.3 Нормативно-правовые основы государственного регулирования
занятости и безработицы населения 25
2 АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ (НА
МАТЕРИАЛАХ АЛТТАЙСКОГО КРАЯ) 32
2.1 Анализ занятости и безработицы в Алтайском крае 32
2.2 Проблемы занятости и безработицы в Алтайском крае 36
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях непростой экономической ситуации в России проблема обеспечения занятости населения приобретает особую актуальность. Сдерживание роста уровня безработицы является важнейшим условием сохранения социальной стабильности в стране.
По самой актуальной официальной информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на 01.05.2022 года численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 9,53 тыс. человек. Суммарная численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, составила 1 258 532 человека.
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Проблема занятости населения является одной из главных социально-экономических проблем, которую необходимо решать государству и всему обществу. Эта проблема связана и с экономическим развитием России, и с изменением потребности в рабочей силе.
Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни и состоянии здоровья людей.
Проблема занятости и безработицы является одной из главных во всём мире. Прогнозы о состоянии рынка труда неутешительны, многие страны вынуждены принимать специальные государственные программы,
направленные на повышение уровня занятости граждан и улучшение социально-экономического положения страны. Поэтому изучение проблемы безработицы и занятости и поиск путей ее решения является очень актуальным.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем занятости и безработицы в Алтайском крае и путей её решения.
В связи с этим, для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственного регулирования занятости и безработицы в условиях пандемии,
- провести анализ занятости и безработицы в Алтайском крае,
- описать проблемы занятости и безработицы в Алтайском крае,
- предложить пути решения занятости и безработицы в Алтайском крае.
Объектом исследования является Алтайский край.
Предметом исследования является проблема занятости и безработицы и пути ее решения.
Методы исследования, применяемые при изучении темы следующие: сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, абстрагирование, сравнительно-правовой и формальный.
Тема исследована специалистами в области изучения безработицы и занятости. Необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере рассмотрены в монографии Ю. П. Орловского, в статьях П. Е. Морозова. Проблемы возникновения и регулирования нетипичной занятости рассмотрены в работах О. Зайцева, Е. А. Брауна, Н. В. Закалюжной, А. А. Чукреева. Вопросу разграничения властных полномочий посвящены статьи Л. В. Серегиной, О. Л. Вербиной. Также авторами рассмотрены возможные меры обеспечения занятости и преодоления безработицы. Так, Л. В. Зайцева в своей работе уделяет внимание увеличению мобильности трудовых ресурсов, О. Ю. Павловская - организации общественных работ, В. Г. Сойфер отмечает необходимость предоставления гражданам достойных условий труда, Н. Локтюхина одним из направлений, позволяющим снизить количество безработных, называет опережающее профессиональное обучение работников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования занятости и безработицы в условиях пандемии, а именно, сущность понятий занятости и безработицы, нормативно-правовые основы государственного регулирования занятости и безработицы населения, методы государственного регулирования занятости и снижения безработицы в условиях пандемии.
Во второй главе проведен анализ проблем занятости и безработицы в условиях пандемии (на примере Алтайского края), а именно, анализ занятости и безработицы в Алтайском крае, проблемы занятости и безработицы в Алтайском крае.
В третьей главе предложены пути решения занятости и безработицы в Алтайском крае.
По самой актуальной официальной информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на 01.05.2022 года численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 9,53 тыс. человек. Суммарная численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, составила 1 258 532 человека.
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Проблема занятости населения является одной из главных социально-экономических проблем, которую необходимо решать государству и всему обществу. Эта проблема связана и с экономическим развитием России, и с изменением потребности в рабочей силе.
Безработица сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни и состоянии здоровья людей.
Проблема занятости и безработицы является одной из главных во всём мире. Прогнозы о состоянии рынка труда неутешительны, многие страны вынуждены принимать специальные государственные программы,
направленные на повышение уровня занятости граждан и улучшение социально-экономического положения страны. Поэтому изучение проблемы безработицы и занятости и поиск путей ее решения является очень актуальным.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ проблем занятости и безработицы в Алтайском крае и путей её решения.
В связи с этим, для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственного регулирования занятости и безработицы в условиях пандемии,
- провести анализ занятости и безработицы в Алтайском крае,
- описать проблемы занятости и безработицы в Алтайском крае,
- предложить пути решения занятости и безработицы в Алтайском крае.
Объектом исследования является Алтайский край.
Предметом исследования является проблема занятости и безработицы и пути ее решения.
Методы исследования, применяемые при изучении темы следующие: сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, абстрагирование, сравнительно-правовой и формальный.
Тема исследована специалистами в области изучения безработицы и занятости. Необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере рассмотрены в монографии Ю. П. Орловского, в статьях П. Е. Морозова. Проблемы возникновения и регулирования нетипичной занятости рассмотрены в работах О. Зайцева, Е. А. Брауна, Н. В. Закалюжной, А. А. Чукреева. Вопросу разграничения властных полномочий посвящены статьи Л. В. Серегиной, О. Л. Вербиной. Также авторами рассмотрены возможные меры обеспечения занятости и преодоления безработицы. Так, Л. В. Зайцева в своей работе уделяет внимание увеличению мобильности трудовых ресурсов, О. Ю. Павловская - организации общественных работ, В. Г. Сойфер отмечает необходимость предоставления гражданам достойных условий труда, Н. Локтюхина одним из направлений, позволяющим снизить количество безработных, называет опережающее профессиональное обучение работников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования занятости и безработицы в условиях пандемии, а именно, сущность понятий занятости и безработицы, нормативно-правовые основы государственного регулирования занятости и безработицы населения, методы государственного регулирования занятости и снижения безработицы в условиях пандемии.
Во второй главе проведен анализ проблем занятости и безработицы в условиях пандемии (на примере Алтайского края), а именно, анализ занятости и безработицы в Алтайском крае, проблемы занятости и безработицы в Алтайском крае.
В третьей главе предложены пути решения занятости и безработицы в Алтайском крае.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.
Проблема безработицы - одна из основных проблем, стоящих перед государством рыночной экономики. Поддержка безработных и обеспечение им достойного образа жизни - абсолютно необходимо в кризисной экономике как средство предотвращения люмпенизации общества, но в то же время оценка состояния безработицы как временного, и, соответственно, выработка стратегий к достижению полной, эффективной и свободно избранной занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни.
Основными мерами совершенствования государственной политики в сфере занятости населения и на рынке труда в условиях сокращения численности трудовых ресурсов будут являться:
- обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
- развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, создания действенного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в
рамках крупных инвестиционных проектов с использованием частно¬
государственного партнерства;
- стимулирование расширения предложения на рынке труда на основе предоставления более широких возможностей для использования трудового потенциала молодежи, пожилых людей, женщин.
Одним из перспективных направлений совершенствования работы службы занятости является повышение качества ее услуг. Необходимость повышенного внимания к стандартам обслуживания потребителей признается повсеместно. Ориентированная на клиентов государственная служба - ключевой элемент реформ государственного сектора, осуществляемых во многих странах в последние годы. Роструд рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения:
- организовать взаимодействие между органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации и действующими на их территориях микрофинансовыми организациями;
- совместно с региональными организациями микрофинансирования подготовить и издать для безработных граждан информационные и методические материалы по участию в мероприятиях по микрофинансированию;
- предусмотреть в программах профессиональной подготовки безработных граждан для организации собственного дела (при определении технического задания на профессиональную подготовку) обучение основам финансовой грамотности с учетом опыта работы и проведения финансовых тренингов для начинающих предпринимателей, разработанных НАУМИР;
- использовать при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, методические разработки НАУМИР в части ориентации и подготовки к открытию собственного дела;
- определить успешные бизнес-проекты безработных граждан для участия
в качестве номинантов в ежегодном конкурсе НАУМИР, проводимом при поддержке Ситигруп по награждению наиболее эффективных предпринимателей и микрофинансовых организаций России.
Еще одно направление совершенствования работы службы занятости - повышение качества ее услуг. До настоящего времени в Алтайском крае и в целом в РФ вопрос о качестве предоставляемых государственными учреждениями услуг не поднимался. Мультипликативный эффект негативных контактов способен быстро разрушить имидж организации (неудовлетворенные клиенты обычно рассказывают о своем недовольстве другим, реже - подают жалобы на данную организацию). Единственный способ сохранить длительное позитивное отношение клиентов - оказывать услуги высокого качества.
Ориентированная на клиентов государственная служба - ключевой элемент реформ государственного сектора, осуществляемых во многих странах в последние годы. Причины здесь две. Во-первых, практически все правительственные учреждения сталкиваются с ограниченностью ресурсов и стоят перед необходимостью их дальнейшего сокращения. Во-вторых, большая часть налогоплательщиков - потребителей государственных услуг убеждены, что не получают адекватных результатов в обмен на налоги, которые они платят. Поэтому перед службой занятости ставится двуединая задача — повысить качество услуг при одновременном сокращении государственных расходов на их оказание. Инициативы по стандартам услуг направлены на повышение качества обслуживания через информирование населения о широком спектре государственных услуг и связанных с их предоставлением расходами, а также через повышение ориентированности работы государственных служащих на интересы клиентов. Повышение качества услуг служб занятости обеспечит не только доверие клиентов, но и будет способствовать двум позитивным моментам: увеличению числа безработных, обращающихся в органы служб
занятости за помощью, а также более продуктивному устройству обращающихся граждан на работу.
Проблема безработицы - одна из основных проблем, стоящих перед государством рыночной экономики. Поддержка безработных и обеспечение им достойного образа жизни - абсолютно необходимо в кризисной экономике как средство предотвращения люмпенизации общества, но в то же время оценка состояния безработицы как временного, и, соответственно, выработка стратегий к достижению полной, эффективной и свободно избранной занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни.
Основными мерами совершенствования государственной политики в сфере занятости населения и на рынке труда в условиях сокращения численности трудовых ресурсов будут являться:
- обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
- развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечивающей рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, создания действенного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в
рамках крупных инвестиционных проектов с использованием частно¬
государственного партнерства;
- стимулирование расширения предложения на рынке труда на основе предоставления более широких возможностей для использования трудового потенциала молодежи, пожилых людей, женщин.
Одним из перспективных направлений совершенствования работы службы занятости является повышение качества ее услуг. Необходимость повышенного внимания к стандартам обслуживания потребителей признается повсеместно. Ориентированная на клиентов государственная служба - ключевой элемент реформ государственного сектора, осуществляемых во многих странах в последние годы. Роструд рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения:
- организовать взаимодействие между органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации и действующими на их территориях микрофинансовыми организациями;
- совместно с региональными организациями микрофинансирования подготовить и издать для безработных граждан информационные и методические материалы по участию в мероприятиях по микрофинансированию;
- предусмотреть в программах профессиональной подготовки безработных граждан для организации собственного дела (при определении технического задания на профессиональную подготовку) обучение основам финансовой грамотности с учетом опыта работы и проведения финансовых тренингов для начинающих предпринимателей, разработанных НАУМИР;
- использовать при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, методические разработки НАУМИР в части ориентации и подготовки к открытию собственного дела;
- определить успешные бизнес-проекты безработных граждан для участия
в качестве номинантов в ежегодном конкурсе НАУМИР, проводимом при поддержке Ситигруп по награждению наиболее эффективных предпринимателей и микрофинансовых организаций России.
Еще одно направление совершенствования работы службы занятости - повышение качества ее услуг. До настоящего времени в Алтайском крае и в целом в РФ вопрос о качестве предоставляемых государственными учреждениями услуг не поднимался. Мультипликативный эффект негативных контактов способен быстро разрушить имидж организации (неудовлетворенные клиенты обычно рассказывают о своем недовольстве другим, реже - подают жалобы на данную организацию). Единственный способ сохранить длительное позитивное отношение клиентов - оказывать услуги высокого качества.
Ориентированная на клиентов государственная служба - ключевой элемент реформ государственного сектора, осуществляемых во многих странах в последние годы. Причины здесь две. Во-первых, практически все правительственные учреждения сталкиваются с ограниченностью ресурсов и стоят перед необходимостью их дальнейшего сокращения. Во-вторых, большая часть налогоплательщиков - потребителей государственных услуг убеждены, что не получают адекватных результатов в обмен на налоги, которые они платят. Поэтому перед службой занятости ставится двуединая задача — повысить качество услуг при одновременном сокращении государственных расходов на их оказание. Инициативы по стандартам услуг направлены на повышение качества обслуживания через информирование населения о широком спектре государственных услуг и связанных с их предоставлением расходами, а также через повышение ориентированности работы государственных служащих на интересы клиентов. Повышение качества услуг служб занятости обеспечит не только доверие клиентов, но и будет способствовать двум позитивным моментам: увеличению числа безработных, обращающихся в органы служб
занятости за помощью, а также более продуктивному устройству обращающихся граждан на работу.
Подобные работы
- Государственное регулирование занятости молодежи (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Сбалансированность региональных бюджетов (на примере бюджета Алтайского края)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Анализ безработицы в регионе РФ
Курсовые работы, макроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Проблема бедности в Алтайском крае
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022 - Федеральная служба по труду и занятости населения, ее компетенция и правовое положение на рынке труда (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022



