Введение 12
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала 16
1.1. Сущностная характеристика мотивации персонала 16
1.2. Методы трудовой мотивации персонала 22
1.3. Современные подходы к мотивации работников предприятий 28
Глава 2. Анализ управления трудовой мотивацией персонала на предприятии АО "Алмалыкский ГМК", структурного подразделения Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ» 39
2.1. Характеристика АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом
УПЖТ 39
2.2. Анализ финансовой и экономической деятельности АО "Алмалыкского ГМК", структурного подразделения Управление
промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ» 41
2.3. Анализ системы мотивации АО «Алмалыкского ГМК», структурного подразделения Управление промышленным
железнодорожным транспортом УПЖТ 46
Глава 3. Разработка рекомендаций, совершенствование системы трудовой мотивации персонала в АО «Алмалыкском ГМК», структурного подразделения Управление промышленным железнодорожным транспортом
УПЖТ 56
3.1. Материальные методы мотивации персонала АО «Алмалыкского
ГМК», структурного подразделения Управление промышленным
железнодорожным транспортом УПЖТ 56
3.2. Нематериальные методы мотивации персонала АО «Алмалыкского
ГМК», структурного подразделения Управление промышленным
железнодорожным транспортом УПЖТ 60
3.3. Направления улучшения системы мотивации и стимулирования
персонала АО «Алмалыкский ГМК» 64
Заключение 78
Список литературы 83
Приложение А. Теории авторов исследовании 87
Приложение Б. SWOT-анализ 89
Приложение В. Отчет о проверке на плагиат (обязательное) 90
Цель работы определить специфику и разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ.
Объектом исследования является сотрудники управления на предприятии АО «Алмалыкский ГМК».
В процессе подготовки и написания выпускной квалификационной работы были проведены социологическое исследование на АО «Алмалыкский ГМК».
На основе результатов исследования и синтетического анализа, получены данные для разработки рекомендации по эффективному применению стимулирования мотивации труда в организации.
Область применения: результаты и разработанные рекомендации по выявленным проблемам совершенствования системы трудовой мотивации персонала в организации могут быть использованы как в АО «Алмалыкский ГМК», так и на других различных предприятиях, и не только на территории Республики Узбекистан, но и за ее пределами в странах Центральной Азий, СНГ.
Практическая значимость работы состоит в том, что предприятие АО «Алмалыкский ГМК» может воспользоваться полученными в исследовании результатами для пересмотра своей кадровой политики в отношении стимулирования труда и опираться на применение методов управления персоналом с последующим использованием предложенных рекомендаций на практическом опыте описанных в выпускной квалификационной работе.
Введение
Актуальность темы. В современном обществе роль механизмов мотивации растет. Общеизвестно, что мотивированный сотрудник делает свою работу более активно и качественно, чем тот, который лишен желания вкладывать весь свой потенциал.
Мотивация является эффективным средством качественного изменения трудовой активности персонала. С помощью мотивирования сотрудников можно добиться их полной отдачи на работе, раскрытия потенциала, внутренних резервов, использование таланта, активизации интеллектуальных способностей. Мотивированный сотрудник будет выполнять свои трудовые задачи более усердно, целеустремленно, добросовестно.
К сожалению, в Республики Узбекистан неактивно применяют все направления мотивации персонала. Зачастую ими пользуются в крупных коммерческих компаниях, где ценится инициативность, нестандартность мышления, приверженность к организации. В большинстве узбекских организаций применяют материальные методы мотивации. Это денежное вознаграждение, различные премии.
Также руководители организаций берут на вооружение угрозы дисциплинарного взыскания, расторжения трудового договора с сотрудником, лишения денежного довольствия за ошибки в трудовой деятельности. Это приводит к ущемлению прав сотрудников, низкому уровню социального самочувствия, угнетающей атмосфере.
Система мотивации сотрудников организаций достаточно устарела. Она отстает от мирового опыта. Её необходимо значительно дополнить, обновить методы мотивирования.
Основным способом мотивации персонала в организации остается оплата труда и премии. То есть носят преимущественно материальный характер. Тем не менее, широкий перечень различных премий вовсе не означает высокие размеры итоговых сумм вознаграждения. В совокупности заработная плата сотрудников организаций не соответствует степени ответственности, престижности их трудовой деятельности, что сказывается на текучести и низкой квалификации кадров.
Также существует проблема отсутствия соотношения заработной платы реальным результатам деятельности сотрудников организаций. Вознаграждение сотрудников должно соответствовать социальному эффекту их деятельности. Причем одинаковую или меньшую зарплату может получать сотрудник организации, затрачивающий больше усилий, чем его коллега, что создает несправедливость.
Одной из основных проблем мотивации персонала остается управление комфортом коллектива. Для того, чтобы сотрудники были довольны своей деятельностью, старались работать для общего успеха, необходимо формировать позитивный климат среди них. Это сложная и серьезная работа.
В современном процессе мотивации сотрудников организаций мало задействованы немонетарные способы, такие как благодарность, проведение различных культурно-массовых мероприятий, выдача путевок. Даже если и применяются такие методы, то они носят жестко регламентированный характер. Например, многие сотрудники под жестким воздействием и контролем со стороны руководства ходят на спортивные мероприятия. В этом случае возникает проблема игнорирования потребностей и желаний сотрудников. Развитие немонетарного вознаграждения могло бы решить проблему недостатка бюджетных средств для выдачи премий, надбавок.
С уверенностью можно сказать, что проблема мотивации актуальна для всех сотрудников организаций, поэтому это делает возможным разработку системы мотивации АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ.
Разработанность темы исследования. Сущность мотивации сотрудников организации рассмотрел В.И. Аверченков. Методы мотивирования персонала проанализировала В.М. Маслова. Основные виды материальной мотивации выявил И.В. Бородушко. Основы немонетарного стимулирования описала М.М. Максимцова. Принципы управления через экономические методы мотивации персонала изложил В.Н. Зиновьев. Мотивацию сотрудников в организации любой формы собственности изучил В.В. Черепанов. Критерии оценки мотивации сотрудников в коммерческих организациях определила В.В. Волкова.
Таким образом, вопрос мотивации персонала достаточно изучен в рамках дисциплины «Управление персоналом», однако наблюдается нехватка литературы по вопросам мотивации сотрудников в небольших или недавно образованных коммерческих компаниях.
Цель работы определить специфику и разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ.
Были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты изучения управления мотивацией в организации;
2. проанализировать мотивацию сотрудников АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ;
3. разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ.
Объект: АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение: Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ.
Предмет - мотивация организации сотрудников АО "Алмалыкский ГМК", структурное подразделение Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ.
Методы исследования. При написании данной работы использовались методы анализа литературы; SWOT-анализ, индукция, дедукция; группировка; наблюдение; описания; обобщения; анкетирования; анализ и синтез полученных данных.
Структура работы: состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.
В теоретической части выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные понятия, теории и способы мотивации персонала в современных условиях. Мотивация - стимулирование сотрудников организации к повышению эффективности их трудовой активности, направленной на достижение целей, поставленных руководством, на основе идеалов, потребностей, желаний персонала.
Мотивация позволяет активизировать внутренние резервы, творческий и трудовой потенциал сотрудников, повысить их трудовую активность, изменить отношение к организации. В процессе мотивации задействуются мотивы, стимулы, социальные установки сотрудников. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Стимулы, повышающие трудовую деятельность сотрудников, бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся: доплаты за условия труда, заработная плата, премии, надбавки, внутрифирменные льготы. К нематериальным относятся: признание (личное, публичное), похвала и др.
Материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
В АО «Алмалыкского ГМК», структурного подразделения «Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ» значительными тепами снижается кадровое обеспечение основными профессиями, растет число нарушений трудовой дисциплины, которые отражаются в справке о нарушениях трудовой дисциплины в организации, увеличением числа увольнений, рост текучести кадров.
Основное значение системы мотивации заключается в том, чтобы стимулировать поведение работников организации, направив его на достижение стоящих перед ним стратегических задач, иными словами, соединить материальные интересы работников со стратегическими задачами.
Управляя мотивацией персонала можно использовать способности сотрудников в соответствии с целями предприятия. Главная роль отводится мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности человека.
Во второй главе рассмотрены и дана оценка элементов системы мотивации персонала АО «Алмалыкского ГМК», структурного подразделения «Управление промышленным железнодорожным транспортом УПЖТ». Проведенный анализ кадрового состава организации и проведен опрос работников данного предприятия. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что большинство работников считают материальное стимулирование, а именно рост заработной платы - самым значимым методом стимулирования их работы. Поэтому, руководству предприятия следует обратить внимание на социально-экономические факторы, которые влияют на работу сотрудников этого предприятия, выявить способы их устранения и поддержки таких работников в дальнейшем, например, с помощью, предложенной в работе, кассе «Взаимная помощь». Анализируя трудовой потенциал организации АО «Алмалыкского ГМК» по основным категориям можно отметить, что средний возраст сотрудников 47 лет. Как правило, в этом возрасте имеется практический опыт в трудовой деятельности, гордость за свое рабочее место, проявляется готовность бороться за результаты и достижения, что имеет немаловажное значение для успешной работы компании.
Были выявлены и другие проблемы:
1. Наличие субъективного подхода к оценке работы сотрудников.
2. Система мотивации персонала не направлена на отражение реального вклада сотрудников в результаты работы компании.
3. Отсутствие нематериального стимулирования.
Следовательно, целесообразно разработать новые методы материального и нематериального стимулирования сотрудников с целью повышения производительности труда, сохранения сотрудников в организации и обеспечении их лояльности, привлечения работников к совместному решению поставленных задач.
В целом, два материальный и нематериальный способы мотивации идеально было бы сочетать. В каких-то случаях материальное вознаграждение, в каких-то нематериальное. При это нельзя применять нематериальные способы мотивации в ущерб материальным. Они не должны взаимозаменять друг друга. При этом в системе мотивации должен преобладать патернализм, забота о социально-экономическом самочувствии сотрудников. При этом должна сложиться атмосфера дружной команды, в которой взаимоотношения строятся не только на жесткости, беспрекословности, но и на взаимоуважении руководителей и сотрудников.
Концепция стимулирования ориентируется на предприятии, отталкиваясь от его вероятностей, целей и ступени мастерства управляющих. Т.е., сравнительно отдельного сотрудника, категории или же коллектива стимулы выступают как наружные побудители в труде и деятельностной работы.
Мотивация относится к внутренним побудителям отдельного каждого человека, сотрудника (личной мотивацией), категории или же коллектива (массовая, коллективная мотивация).
Как следует из этого понимания стимулирования и мотивации, присутствует их соответствие.
Соответствие 1-ое: нежели более система стимулирования подходит мотивации сотрудника, категории, коллектива, нежели сильнее её действие и тем повыше отдача стимулов. В следствии этого практика стимулирования на множества русских предприятиях базировалась и базируется на таком-то чувстве руководителями мотивации собственного персонала.
Соответствие 2-ое (или же обратное): нежели менее система стимулирования подходит мотивации сотрудника, категории, коллектива, нежели слабее её влияние и тем ниже отдача стимулов. Для уничтожения данной первопричины на ряде отечественных предприятиях начали появляться подразделения по мотивации персонала, 1 из задач и функций которых - постоянное исследование мотивации сотрудников и в связи с этим исследование услуг по совершенствованию системы стимулирования.
В следствии проделанной работы были получены последующие выводы. Для проведения анализа непосредственно на этом предприятии были приняты на вооружение эти способы, как системный тест, функционально-стоимостной тест, способ оценки финансовой производительности системы премирования, анкетирование, экспертно-аналитический способ.
В этой связи была разработана и предполагается к применению методология принятия решения в сфере улучшения системы стимулирования труда персонала. Предложенная методология разрешает:
- принять решения, основой которого, считается верховодило действенной мотивации трудовой работы;
- обнаружить соотношения необходимости отдельных групп служащих используемым формам мотивации;
- обнаружить соотношения критерий премирования задачкам и целям компании;
- подкорректировать способы стимулирования и мотивации труда имея цель увеличения их производительности;
- квалифицировать аспекты исполнения задач;
- создать верховодила расчета.
Первым событием считается перемена текстуры соответствия многократной и переменной доли заработной платы сотрудников.
В этой связи перемена текстуры заработка сотрудника компании в сторону повышения удельного веса тарифной доли станет считаться мотивационным катализатором.
Грядущим направлением улучшения системы мотивации труда в АО "Алмалыкский ГМК" считается конфигурации критерий премиальных выплат.
Так, сегодня премиальные выплаты оформляют от 40 до 60% от тарифной доли исходя из исполнения каких-нибудь критерий премирования. Как теснее отмечалось в процессе проведения аналитического изыскания, повышение суммы доплат и премиальных выплат не классифицируется катализатором к увеличению производительности труда. В этой связи предполагается конфигурации как самого объема премий, но и критерий для их начислений.
Предлагаемыми событиями считаются падение установленной премии при невыполнении установленного задания в объеме от 0 до 100% от суммы премии.
При всем этом предприятием имеют все шансы устанавливаться всевозможные задания для отдельных категорий и групп сотрудников:
- падение себестоимости;
- повышение спасения;
- совершенствования свойства;
- уменьшение сроков исполнения дел;
- уменьшение затрат отдельных видов материальных ресурсов т.п.
При всем этом задания инсталлируются управляющим исходя из целей компании в истинный период. Следовательно, сотрудникам гарантируется подъем заработной платы лишь если соблюдать условие возрастания выгоды и для компании, и напротив при наличии критерий для смещения в худшую сторону эффектов работы компании, премия выплачена не станет.
Следовательно, созданные события, станут содействовать совершенствованию системы мотивации в АО "Алмалыкский ГМК", собственно подтверждается приобретенными данными.
В довершение всего заметим, собственно предприятие обязано сконцентрировать старания на собственных вправду крепких гранях. Наличествующие ресурсы нужно будет применять наиболее преднамеренно.
1. Аверченков В.И. Инновационный менеджмент / В.И. Аверченков. - М.: Флинта, 2014. - 293 с.
2. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации; Синергия - Москва, 2012. - 656 с.
3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина // Управление персоналом. - 2015. - №5. - С. 27-33.
4. Архипова, Н.И. Управление персоналом /Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
5. Бабосов Е. М., Вайнилович Э. Г., Бабосова Е. С. Управление персоналом; ТетраСистемс - Москва, 2012. - 288 с.
6. Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити- Дана - Москва, 2009. - 440 с.
7. Барков С.А. Управление персоналом: Учебник / С.А. Барков. - М.: РГОТУПС, 2014. - 266 с.
8. Блинов, А.О. Управление персоналом / А.О. Блинов, Х.И. Кайтаева. - М.: Элит-2000, 2007. - 392 с.
9. Бородушко И.В. Основы менеджмента /- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 271с
10. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 315 с.
11. Бычкова В.П. Управление персоналом: Учебное пособие. Под ред. Бычкова В.П.; РГГУ - Москва, 2013. - 435 с.
12. Валиева О. В. Управление персоналом. Конспект лекций; А-Приор - Москва, 2012. - 176 с.
13. Волкова В.В. Критерии мотивации персонала / В.В. Волкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 207 с.
14. Гаврилова С.В. Организация труда персонала: учебное пособие / С.В. Гаврилова, Л.Н. Иванова-Швец. - М.: ЕАОИ, 2014. - 299 с.
15. Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 318 с.
16. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2013. - 363 с.
17. Ефимов, С.Л. Управление персоналом: гостиничный бизнес / С.Л.
Ефимов. - М.: ТрансЛит, 2008. - 208 с.
18. Журавлев П.В. Технология управления персоналом: Учебник / П.В. Журавлев. - М.: А-Приор, 2013. - 304 с.
19. Зиновьев В.Н. Менеджмент / В.Н. Зиновьев.- М.:Дашков и К, 2013.- 478с.
20. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом / Л.Н. Иванова-Швец, А. А. Корсакова. - М.: ЕОИ, 2013. - 312 с.
21. Исаев Р.А. Управление персоналом: учебник / Р.А. Исаев. - М.: Дашков и К, 2013. - 264 с.
22. Калигин. Н.А. Принципы организационного управления, - М.: Финансы и статистика, 2003. - 272 с.
23. Кафидов, В.В. Управление персоналом. 3-е изд. / В.В. Кафидов. - М.: Академический проект, 2005. - 144 с.
24. Кибанов А. Я., Коновалов В. Г., Ушакова М. В. Служба управления персоналом; Мир - 2010. - 418 с.
25. Козлов В. В., Одегов Ю. Г., Сидорова В. Н. Организационное поведение; КноРус - Москва, 2013. - 232 с.
26. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом / Е.И. Комаров // Управление персоналом.- 2014.- №7. - С. 8.
27. Королева И.В. Кадровая работа и профессиональное развитие: Учебник / И.В. Королева. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 780 с.
28. Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием: Учебное пос.-М.: ГУ ВШЭ, 2003-272 с.
29. Локшина В.А. Система управления персоналом организации: опыт отечественных компаний / В.А. Локшина // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - №.5. - С. 13.
30. Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы / Ю.А. Лукаш. М.: ДиС, 2007. - 208 с.
31. Маренков, Н.Л. Управление персоналом организаций / Н.Л. Маренков. - М.: Академический проект, 2005. - 464 с.
32. Масалина В.Д. Исследование персонала отечественных компаний / В.Д. Масалина // Социум. - 2014. - №7. - С. 39-44.
33. Маслова, В.М. Управление персоналом 2-е изд., пер. и доп. учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 с.
34. Матраева Л.В. / Г.И. Михайлина Управление персоналом: исследование, оценка, обучение 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 с.
35. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие, 2-е изд. / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 с.
36. Милл, Р.К. Управление рестораном.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социально-культурный сервис и туризм", "Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)", "Менеджмент в сфере услуг", "Управление персоналом" / Р.К. Милл. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 535 с.
37. Михеев А.Ф. Организационно-правовые основы работы с персоналом / А.Ф. Михеев // Кадровик. Управление персоналом. - 2013.- №9.- С. 19-26.
38. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение 3-е изд. - Люберцы: Юрайт, 2016. 424 с.
39. Николаева О.А Ради чего мы работаем / О.А. Николаева // Кадровик. Управление персоналом. - 2013. - №8. - С. 29-33.
40. Попов А.И. Управление кадрами в организации / А.И. Попов. - СПб.: Питер, 2013. - 542 с.
41. Пугачев В. П. Руководство персоналом. Практикум (+ CD-ROM); Аспект Пресс - Москва, 2006. - 320 с.
42. Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник [и др.]. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 558 с.
43. Решетникова К.В. "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом" учебник / М.: ЮНИТИДАНА, 2013. - 175 с.
44. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В. Самоукина. - М.: Вершина, 2014 - 224 с.
45. Соловьева О.П. Управление персоналом компании: эффективные методики: Учебник / О.П. Соловьева. - М.: ФинПресс, 2011. - 806 с.