Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ МУЗЕЕВ СИБИРИ

Работа №88395

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И
ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 8
1.1 Теоретические аспекты изучения информационных ресурсов 8
1.2 Виды информационных ресурсов и их классификация 122
1.3 Роль информационных ресурсов в современном обществе 16
1.4 Информационные ресурсы в музейной сфере 24
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МУЗЕЙНОМ ДЕЛЕ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЕВ СИБИРИ) 29
2.1 Использование информационных ресурсов музея для создания и
развития музейного сайта 45
2.2 Обзор информационных ресурсов краеведческих музеев Сибири.. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ . . 65

Актуальность темы исследования. Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне. Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором. Музейный продукт все больше превращается из «общественного товара», оплачиваемого всем обществом через бюджетные механизмы, в товар «частный», оплачиваемый непосредственно заинтересованными в нем покупателями.
Поэтому очевидна необходимость привлечения в музей различных групп потребителей. За последние пятнадцать лет аудитория музеев заметно сократилась. Это означает, что музеи проигрывают конкурентную борьбу другим субъектам информационно-досугового рынка. Именно этой проблемой обусловлены попытки расширения ассортимента музейных продуктов и услуг от интерактивных образовательных программ с элементами театрализации до развития при музеях издательского дела. Следует, однако, понимать, что эти виды «дополнительных заработков» могут дать музеям только ограниченный эффект развития и не станут решающим фактором победы над конкурентами. Сказанное не означает, что их не следует практиковать. Речь о том, что за театрализацией люди пойдут скорее в театр, а специализированное издательство гораздо эффективнее освоит книжные рынки, чем государственное учреждение культуры. Для завоевания своей ниши на рынке музеи должны предложить потребителю продукт, который нельзя найти больше нигде. И одними из самых важных 3
источников развития социально-культурного менеджмента в музее являются его богатые информационные ресурсы.
Обзор литературы. Исследованию истории формирования и развития информационных ресурсов посвящено множество работ российских и зарубежных авторов. В качестве основных работ можно отметить труды К.В. Балдина, И.М. Богдановской, И.В. Гавриленковой, В.А. Гущиной, И.Г. Захаровой, С.Г. Иванова. Исследователи подробно описали термин «информационные ресурсы», представили классификации информационных ресурсов и выявили их особенности.
С начала 2000-х гг. стали активно появляться специальные работы, посвященные исследованию информатизации (цифровизации) музейной сферы. Отдельное внимание в исследованиях уделялось изучению отдельных разновидностей информационных ресурсов музеев России - создание и развитие сайтов, контент сайтов, виртуальные туры и виртуальные экспозиции и пр. Можно отметить несколько таких работ, например, работы таких авторов как Д.Ю. Гук, О.Н. Макушева, А.С. Панченко.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение информационных ресурсов музеев Сибири.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
1. изучить исторические аспекты формирования понятийного аппарата по теме исследования;
2. изучить основные разновидности информационных ресурсов;
3. дать характеристику наиболее крупных информационных ресурсов музеев Сибири.
Объектом исследования являются информационные ресурсы музеев России.
Предметом исследования являются информационные ресурсы краеведческих музеев административных центров Сибири.
Источниковая база исследования. В качестве источников для написания выпускной работы были использованы информационные ресурсы (сайты) краеведческих музеев Сибири:
- Алтайский государственный краеведческий музей ;
- Новосибирский государственный краеведческий музей11;
- Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова ;
- Красноярский краевой краеведческий музей ;
- Омский государственный историко-краеведческий музей ;
- Иркутский областной краеведческий музей ;
- Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского
- Национальный музей республики Алтай имени А.В. Анохина ;
- Национальный музей им. Алдан-Маады ;
- Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова ;
- Кузбасский государственный краеведческий музей .
Отдельными источниками послужили виртуальные (электронные) выставки, электронные музейные коллекции и экспозиции, 3D- туры по музею и отдельным выставкам музея. Данные источники выставлены как на официальных сайтах музеев, так и на специализированных информационных ресурсах.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Сибири. При исследовании информационных ресурсов краеведческих музеев территориальные рамки были ограничены административными центрами Сибири - Красноярск, Барнаул, Горно-Алтайск, Якутск, Иркутск, Томск, Новосибирск, Омск, Кызыл, Абакан и Кемерово. При изучении истории формирования информационных ресурсов и их классификации территориальные рамки были расширены до границ Российской Федерации и ряда зарубежных стран (например, США).
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2021 по 2022 гг. При написании первой главы хронологические рамки были расширены - 2000-2022 гг.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существуют различные подходы к понятию «информационные ресурсы». Информационные ресурсы могут быть различных видов. Это средства массовой информации, библиотеки, интернет. Существует множество признаков информационных ресурсов, на которых формируется их классификация. Знания, полученные человеком в результате обработки первичной информации или в результате некоторых сведений об имеющемся опыте других людей, представляет собой вторичную информацию, или информацию второго порядка. Таким образом, получаемые знания первого или второго порядков человеком фиксируются, сохраняются, обрабатываются и передаются другим людям, что служит основой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.
Современный музей уже немыслим без многих технических и технологических достижений. Использование информационных и коммуникационных технологий в нач. 2020-х гг. стало необходимостью не только для крупных музеев, но и для совсем небольших, даже муниципальных. Информационные технологии позволяют эффективно решать многие, если не все, задачи, традиционно стоящие перед музеями.
Многие музеи в наше время не мыслят своих экспозиций без встроенных в них мультимедийных элементов, которые выполняют множественные функции: от пояснений или замены необходимых экспонатов, отсутствующих в музее, до погружения зрителя в определенное эмоциональное состояние, вовлечение его во взаимодействие с пространством музея и его экспонатами.
В выпускной квалификационной работе основное внимание было уделено анализу информационных ресурсов краеведческих музеев Сибири. Акцент был сделан на анализе контента сайтов и их технических характеристик. Нами установлено, что содержательная часть сайтов отвечает требованиям действующего законодательства, содержит контент для разных групп и возрастов посетителей, тексты отредактированы и откорректированы, иллюстрации качественные и не скачаны с других сайтов или не отсканированы из книг. В структуре сайтов можно отметить общие информационные блоки, например, информация о музее, перечень услуг и сервисов, информация о коллекциях и экспонатах; форма обратной связи и простой поиск и пр. Что касается технических требований, то изучаемые сайты быстро загружается, не использует flash, работает по https://, корректно отображается на телефоне и планшете как горизонтально, так и вертикально, предупреждает о сборе cookies, переключается на версию для слабовидящих.
Одним из наиболее привлекательных, с точки зрения визуальных возможностей, а также качественных и технических характеристик сайта, по нашему мнению, является официальный информационный ресурс Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Яросласвкого. Мы выделили несколько признаков (прозрачность; эффективность; поддержка; ориентация на пользователя; реактивность и совместимость), в соответствии с которыми и анализировали официальный сайт музея. Отдельно необходимо отметить наличие на сайте раздела, посвященного виртуальному музею. Это один из немногих сибирских музеев, который имеет большой опыт в разработке виртуальных коллекций, экспозиций и туров. Виртуальный музей является очень востребованным, о чем свидетельствует количество посещений как самого сайта, так и непосредственно музея.
Таким образом, в настоящее время можно судить о высоком качестве существующих сайтов краеведческих музеев Сибири.



1. Официальный сайт Алтайского государственного краеведческого музея. Электронный ресурс [режим доступа]: https://myagkm.ru/
2. Официальный сайт Новосибирского государственного краеведческого музея. Электронный ресурс [режим доступа]: https: //youmuseum.ru/
3. Официальный сайт Томского областного краеведческого музея имени М.Б. Шатилова. Электронный ресурс [режим доступа]: https://tomskmuseum.ru/
4. Официальный сайт Красноярского краевого краеведческого музея. Электронный ресурс [режим доступа]: https://www.kkkm.ru/
5. Официальный сайт Омского государственного историко-краеведческого музея. Электронный ресурс [режим доступа]: https://sibmuseum.ru/
6. Официальный сайт Иркутского областного краеведческого музея. Электронный ресурс [режим доступа]: https://www.museum-irkutsk.com/
7. Официальный сайт Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского. Электронный ресурс [режим доступа]: http://yakutmuseum.ru/
8. Официальный сайт Национального музея республики Алтай имени А.В. Анохина. Электронный ресурс [режим доступа]: http://www.musey-anohina.ru/index.php/ru/
9. Официальный сайт Национального музея им. Алдан-Маады. Электронный ресурс [режим доступа]: http://museum.tuva.ru/
10. Официальный сайт Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова. Электронный ресурс [режим доступа]: https://hnkm.ru/
11. Официальный сайт Кузбасского государственного краеведческого музея. Электронный ресурс [режим доступа]: https://kuzbasskray.ru/
Литература:
1. Апанасенко, А.Г. Информационные ресурсы и развитие современной библиотеки // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - № 4-1 (40). - С. 39-41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-resursy-i- razvitie-sovremennoybiblioteki(дата обращения: 11.01.2022). - Текст : электронный.
2. Балдин, К.В. Информационные технологии / К.В. Балдин. - М.: Academia, 2018.
3. Биксалеев, А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея / А. А. Биксалеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34966/(дата обращения: 05.04.2022).
4. Блюмин А. М. Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие / А. М. Блюмин, Н. А. Феоктистов. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
5. Богдановская, И. М Информационные технологии / ИМ Богдановская. - СПб.: Питер, 2018.
6. Вдовин, В.М. Информационные технологии / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова. - М.: Дашков и К, 2016.
7. Венделева, М.А. Информационные технологии в управлении / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 462 c.;
8. Ветитнев, А.М. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме / А.М. Ветитнев, В.В. Коваленко, В.В. Коваленко. - М.: Форум, 2018.
9. Гавриленкова, И.В. Информационные технологии естественнонаучном образовании и обучении. Монографии / И.В. Гавриленкова. - М.: КноРус, 2018.
10. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2018.
11. Гарибова, А. Д. Дополненная или виртуальная реальность в музейном пространстве / А. Д. Гарибова, М. М. Михеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 357-362.
— URL: https://moluch.ru/archive/152/43084/(дата обращения: 05.04.2022).
12. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере / С.Е. Гасумова. - М.: Дашков и К, 2018.
13. Глухова, И. Л. Музей и посетитель: новые подходы во взаимодействии в современном мире / И. Л. Глухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 341-344.
— URL: https://moluch.ru/archive/210/51413/(дата обращения: 05.04.2022).
14. Гохберг, Г.С. Информационные технологии / Г.С. Гохберг. - М.: Academia, 2018.
15. Грачева, Е. С. Информационные технологии в музеях как средства межкультурной коммуникации / Е. С. Грачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (17). — С. 283-287. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1717/(дата обращения: 05.04.2022).
16. Гук, Д.Ю. Управление музейным проектом: основы проектирования, информационные ресурсы и сервисы / Д. Ю. Гук, А. М. Лебедева // Цифровые проекты в современной информационной среде: наука и практика = Digital projects in modern information environment: theory and practice: сборник научных трудов. - (Сборники Президентской библиотеки. Серия "Электронная библиотека". Вып. 8). - Санкт-Петербург: Президентская б-ка, 2018
17. Гущина, В.А. Краеведческие информационные ресурсы как основа культурнопросветительской деятельности библиотеки (на примере работы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова // Учёные записки (АГАКИ). - 2018. - № 2 (16). - С. 105-111. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kraevedcheskie-informatsionnye-resursy-kak- osnovakulturno-prosvetitelskoy-deyatelnosti-biblioteki-na-primere-raboty- altayskoy(дата обращения: 11.01.2022). - Текст : электронный.;
18. Данелян, Т.Я. Информационные технологии / Т.Я. Данелян. - М.: Ленанд, 2017. - 232 c.;
19. Емельянов, С.В. Информационные технологии и вычислительные системы / С.В. Емельянов. - М.: Ленанд, 2017. - 96 c.;
20. 36. Жук, Ю.А. Информационные технологии: мультимедиа / Ю.А. Жук. - СПб.: Лань, 2018. - 210 c.;
21. Занина, Е. О. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы / Е. О. Занина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46488/(дата обращения: 05.04.2022).
22. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. - М.: Academia, 2016. - 543 c.;
23. Зубов, А.В. Информационные технологии / А.В. Зубов. - М.: Академия, 2019. - 400 c.;
24. Иванов, С. Г. Новые возможности электронно-библиотечных систем для современной библиотеки / С.Г. Иванов // Теория и практика общественно-научной информации. - 2014. - № 22. - С. 91-94. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/novyevozmozhnosti-elektronno-bibliotechnyh- sistem-dlya-sovremennoy-biblioteki (дата обращения: 11.01.2022). - Текст : электронный.
25. Измайлова, А. Р. Арт-медиация в деятельности художественных музеев / А. Р. Измайлова, М. А. Колокольцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32535/(дата обращения: 05.05.2022)
26. Казанцев, С.Я. Информационные / С.Я. Казанцев. - М.: Академия, 2018. - 176 c.;
27. Калачев, М. А. Новейшие технологии в музейном пространстве / М. А. Калачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/192/48263/(дата обращения: 05.03.2022).
28. Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном простарнстве [Электронный ресурс] / Н. В. Клементьева // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - № 1.
29. Коломейченко, А.С. Информационные технологии / А.С. Коломейченко, Н.В. Польшакова, О.В. Чеха. - СПб.: Лань, 2018. - 228 c.;
30. Коробов, Н.А. Информационные технологии / Н.А. Коробов. - М.: Academia, 2017. - 608 c.;
31. Лаврик, О. Л. Программно-технологические основы для создания
и развития информационных ресурсов и услуг: выбор библиотек / О. Л. Лаврик, О.В. Кулева, Л.Б. Шевченко // Библиосфера. - 2015. - № 2. - С. 79-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmno-tehnologicheskie-osnovy-dlya- sozdaniya-irazvitiya-informatsionnyh-resursov-i-uslug-vybor-bibliotek (дата
обращения: 16.01.2022). - Текст : электронный.
32. Летин, А.С. Информационные технологии / А.С. Летин. - М.: Академия, 2018. - 272 c.:
33. Логинов, В.Н. Информационные технологии / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2018. - 416 c.;
34. Макушева, О. Н. Информационные технологии в музейном деле / О. Н. Макушева, Г. А. Щербинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 439-440. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65908/(дата обращения: 05.04.2022).
35. Малкова Е.В. Применение информационных технологий в классических художественных музеях / Е.В. Малкова, Сизова И.А. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017.
36. Михеева, Е.В. Информационные технологии / Е.В. Михеева. - М.: Academia, 2018.
37. Панченко, А. С. Художественный музей и виртуальная художественная реальность / А. С. Панченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 462-466. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4456/(дата обращения: 05.04.2022).
38. Рассохина, Е. А. Музей как инновационное образовательное пространство школы / Е. А. Рассохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41684/(дата обращения: 05.04.2022).
39. Розенблюм Е.А. Время и пространство в музейной экспозиции//Музейная экспозиция. Серия электронных изданий MUSEUM PRO. Выпуск 4.О.М., 2016.
40. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: Дис. . канд. культурологии: 24.00.13 / О.С. Сапанжа. - СПб., 2015. - 217 с.
41. Сизова И.А. Информационные технологии в музейной деятельности / И.А. Сизова - Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. - 100 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ