Введение 3
Глава 1. Цвет как бытийственно-эстетический феномен
1.1. Метафизический подход к изучению феномена цвета 9
1.2. Онтологическая трактовка цвета 23
1.3. Эстетические концепции цвета 35
Глава 2. Цвет как способ познания и переживания реальности
2.1. Проявление философских смыслов феномена цвета в различных
областях знания 65
2.2. Цветологические практики 75
Заключение 95
Библиографический список
Актуальность темы исследования. Чудесным даром природы является способность человека видеть мир, расцвеченный множеством цветов и оттенков. Сложный комплекс явлений, объединённых одним простым, лаконичным словом «цвет», сопровождает нас повсюду. Люди настолько привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Для обычного сознания цвет не имеет значения; в области обыденно-утилитарного взгляда на мир такой вопрос, как «что такое цвет?» не вызывает затруднений, так как люди склонны считать цвет объективным свойством самих предметов, а их способность видеть и различать цвета, как обычно, природно-врождённой способностью. В то же время обычная «невидимость» цвета в быту не означает, что цвет не является явлением уникальным и во многом загадочным.
Характерными чертами философского мышления являются удивление и сомнение. Удивление в том, что цвет существует как таковой и сомнение в том, что общепринятое и традиционное понимание цвета достаточно глубоко для целостного понимания этого удивительного явления. Ещё Аристотель, анализируя научное знание (а в его понимании, собственно, и философское), видел его источник в «изумлении», т.е. в том, что что-то кажется нам неизвестным, странным, непонятным. Удивляться, изумляться и задаваться вопросом «что такое цвет?», превращая его в предмет размышлений - исходное звено философского анализа феномена цвета. Ведь уже в первом приближении мы обнаруживаем исключительную значимость и уникальность явления цвета для существования человека в мире. Мир - это цвет, и всё, что мы видим, мы видим с помощью цвета и благодаря цвету.
Цвет можно понимать как «место, где сходятся наш мозг и Вселенная», цитирует П. Сезанна французский философ М. Мерло-Понти. Цвет - это первое, с чем сталкивается наше зрение, когда мы воспринимаем мир. Согласно И. Гёте, мир первоначально представляется нам в виде цветовых 3
плоскостей, из которых наш глаз выделяет формы предметов. Этот взгляд не противоречит соврeмeнным прeдставлeниям об этапах процесса восприятия. Согласно А. Логайненко, наиболее общее определение проксимального раздражителя - это поток света, попадающий в глаз наблюдателя и несущий информацию о физических объектах. На самом деле этот поток не световой, a цветной, ибо «свет» в точном смысле слова невидим - это абстрактная теоретическая конструкция, и как таковая она недоступна восприятию. Зрением человек может воспринимать только цвета, а свет может видеть только в виде цветов; цвет - единственная форма восприятия света человеческим глазом. Таким образом, цвет есть фундаментальное явление бытия, непосредственно доступное нашему зрению.
В жизни человека роль цвета велика и разнообразна. Цвет - загадочное явление. Он сопровождает нас повсюду каждое мгновение. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не можем перестать видеть цвета. Мы настолько привыкли воспринимать мир в цвете, что не можем представить его без многообразия и великолепия красок, содержащих много информации о предметах и их свойствах; почти всю информацию, которую мы получаем о внешнем мире, мы получаем с помощью цвета и благодаря цвету. Цвет придаёт изображению мира полноту и выразительность. «Всё живое стремится к цвету» [4, с. 235], - считал Аристотель. «Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым» [35, с. 10], - говорит Й. Иттен, известный художник и исследователь цвета.
Люди всегда пытались понять природу цвета и объяснить его свойства. Как объект изучения, цвет вовсе непрост и представляет собой явление уникальное и неисчерпаемое, многогранное, неповторимое. Цвет - источник многих парадоксов мысли, он долгое время беспокоил и будет беспокоить своих исследователей, пытаясь уложить его в «прокустово ложе» любой теории. Цвет - это не просто сочетание электромагнитных волн фиксированного диапазона частот и не только субъективные ощущения, вызываемые действием волн определённой длины на сетчатку глаза, цветовой спектр - это степень дифференциации света, тесно связанная с особенностями восприятия наблюдателя. Традиционные теории естественных наук о влиянии цвета редко выходят за рамки физиологических реакций. Некоторые общепринятые концепции цвета существуют только по соглашению и обычаю; нет фиксированных эталонов так называемых «основных» цветов, своеобразных камертонов. Слова, обозначающие цвета, являются обобщающими.
Цвет несёт функцию пространственного восприятия и непостижимым образом эмоционально окрашивает видимый мир, обогащая и бесконечно усложняя категории гармонии и красоты. Способность эмоционального воздействия цвета на психику человека неоспорима. «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют» [23, с. 205], - говорил И. Гёте.
Цвет сопровождает человека на протяжении всей тысячелетней истории развития человеческой культуры. Воспринимали ли древние греки те же цвета, что и современные европейцы? Это не имеет принципиального значения в отношении признания самого факта наличия цвета как неотъемлемого атрибута человеческого бытия, его восприятия и сознания.
В то же время феномен цвета вряд ли можно отнести к традиционным предметам философского дискурса. С тематической точки зрения цвет, как правило, не выступал у философов в качестве особого объекта рефлексии: в философском дискурсе наиболее распространена позиция, что говорить конкретно о цвете не имеет смысла - достаточно «упомянуть» об этом; обычно проблема цвета упоминается только в работах философов при размышлениях в более общем онтологическом, эпистемологическом и эстетическом ракурсе, часто выступающем средством иллюстрации определённой мысли на примерах «цвета».
Такое невнимание философского сообщества к феномену цвета не вполне оправдано, так как исповедует отсутствие фундаментальности, таинственности и наличие потенциального поля философской рефлексии этого явления. В этом отношении был прав М. Хайдеггер, заметивший, что «онтически ближайшее и известное есть онтологически самое далёкое, неузнанное и в его онтологическом значении постоянно просмотренное» [94, с. 9]. Поэтому движущей силой данного исследования является убеждение в том, что феномен цвета «призывает» своим несомненным проявлением в бытии человека применять по отношению к нему богатый опыт, на данный момент ещё недостаточно реализованный в «цветовом субстрате» философского размышления. Как выразился Хазрат Иннаят Хан: «Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в цвете, что взывает к человеку?» [93, с. 13].
Степень разработанности проблемы. С древнейших времён и до наших дней вопросами цвета занимается целый ряд научных дисциплин (философских, естественных и гуманитарных), каждая из которых изучает цвет в своих интересах. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет, можно условно определить как область изучения цвета или цветоведение (условность термина вполне понятна, если рассматривать формально-тематический характер, а не полный характер формирования этой концепции; наличие множества различных подходов к изучению цвета в условиях фактического отсутствия их единства).
Несмотря на обилие различных направлений в изучении цвета, следует отметить, что среди них нет особо тематических философских исследований феномена цвета в контексте человеческого существования: исследователей традиционно интересует «сам цвет» вне контекста, его присутствия в человеческом существовании. Данное исследование призвано закрыть этот пробел в философской рефлексии.
Объект исследования: феномен цвета.
Предмет исследования: феномен цвета в контексте человеческого бытия.
Цель исследования: осуществить философский анализ феномена цвета в контексте бытия человека.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить специфику метафизического, онтологического и эстетического подходов к изучению феномена цвета;
2. Обнаружить реализацию философских смыслов феномена цвета в различных областях знания;
3. Проанализировать цветологические практики как способ познания и переживания реальности.
Методологические основы исследования. В качестве основных методологических подходов выделены метод парадигмального анализа и феноменологический метод сущностного исследования данностей первичного опыта (феноменов), основанный на процедурах феноменологической редукции (на основе принципа «онтологического различения»), феноменологической деструкции и феноменологической конструкции. Также в исследовании были использованы диалектический метод, принцип единства исторического и логического, метод структурно-функционального анализа.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены и проанализированы основные философские подходы к
изучению феномена цвета (метафизический, онтологический,
эстетический);
2. Определено, что феномен цвета является способом познания и переживания реальности;
3. Установлено, что с помощью цветологических практик возможно создать собственную картину восприятия и познания мира.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка преодоления ограниченности понимания и внимания к феномену цвета, а также раскрытия феноменологической самоданности и онтологической важности данного феномена в бытии и познании человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материал работы может быть использован в рамках преподавания дисциплин «Онтология и теория познания», «Философия и методология науки», а также может стать основой для разработки спецкурсов по философским проблемам искусствоведения и философским основам художественного творчества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Основные концепции познания и философского осмысления феномена цвета (метафизическая, онтологическая, эстетическая) дают разностороннюю и углубленную характеристику и раскрывают природу данного феномена и его бытийственно-эстетический смысл;
2. Интерес к феномену цвета в различных областях знания доказывает его значимость в бытии человека, а также неоднозначное понимание и применение данного феномена на практике;
3. Цвет является фундаментальным состоянием человеческого бытия, имеющим метафизическую природу.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Подводя итог исследованию, можно заключить, что поставленная цель работы, в основном, достигнута. Выявлена метафизическая сущность и многогранность прочтения феномена цвета в контексте бытия человека.
Главным выводом и результатом данной работы можно считать доказательство многозначности феномена цвета. Посредством поэтапного анализа и осмысления с точки зрения разных подходов, теорий, концепций и прочтений удалось раскрыть бытийственную значимость феномена цвета и показать способы его понимания и осознания. Также важным элементом работы стало раскрытие темы феномена цвета как способа познания и переживания реальности.
В первой главе проводится анализ феномена цвета как бытийственно- эстетического феномена в метафизичееском, онтологическои и эстетическом прочтении. Метафизическая природа цвета позволяет судить о цвете как о фундаментальном понятии бытия человека. Онтологическая трактовка феномена цвета раскрывает структуру вопроса «что есть цвет?». Эстетические концепции цвета затрагивают тему его чувственного восприятия и переживания. В эстетике и в искусстве всегда возникает и дизайн колористической процессуальности, и дизайн самой истории аналогизирующего восприятия цвета: при этом проектирование эстетических свойств цвета в одну историческую эпоху может не совпадать с его конструированием в другую. Тем не менее, неизменным остается одно - с помощью этого проектирования, как отмечал Ф. Ницше, человечество училось быть метафизиком, а сама гармоническая матрица этого проектирования обладала огромной силой.
Во второй главе рассматривается проявления феномена цвета в различных областях знания как возможность с помощью изобразительных
техник и цветологических практик воссоздать метафизику образа, материализовать идею и вложить её в других, созерцающих данный образ. Можно выделить два варианта самоидентификации или ищущей настроенности бытия вопрощающего: когнитивистскую и
нонкогнитивистскую. Когнитивистская настроенность вопрощающего означает самополагание себя как мыслящего субъекта познания в системе отношений «субъект познания - объект познания». Нонкогнитивистская настроенность означает самополагание себя как переживающего существа. Соответственно, можно определить два различных смысла концепта «феномен цвета» - когнитивтстский и нонкогнитивистский.
В конгитивистской трактовке под «феноменом цвета» понимается данное в зрительно-чувственном опыте «явление» («земные» цвета, цветовые ощущения, зрительные восприятия цветов-перцептов) некоторой подразумеваемой «сущности» цвета (метафизический, «божественный» свет, электромагнитные волны разной длины, естественные смыслы-значения цветов и т.п.), недоступной чувствам и раскрываемой только в ходе особо организованного познания (умозрительного, экстремального, интерпретационного). Эта «являющая сущность» цвета лишь является, т.е. показывается вопрошающему, но в своей явленности не кажет себя по ту сторону «явления» цвета, т.е. непосредственного переживаиня.
«Первоначальная сущность цвета, - говорит Й. Иттен, - представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом. Но как только я начинаю размышлять о цвете и пытаюсь прикоснуться к нему, формируя те или иные понятия, его обаяние разрушается и в наших руках остаётся лишь его тело <...> Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь его тайны» [35, с. 10-11].
Перспективы данного исследования, прежде всего, связываются с:
1. Более подробным изучением феномена цвета, его разнообразных прочтений, основанных на бытии человека;
2. Установлением междисциплинарных связей между различными сферами применения цвета;
3. Расширением круга анализируемых научно-философских текстов с целью возможного выявления в них новых смыслов феномена цвета;
4. Выявлением особых тенденций применения знаний о феномене цвета в бытии человека для лучшего понимания мира и себя как его части.
1. Абдуллин, А. Р. Онтологическое мышление: виды и сущность / А. Р. Абдуллин. - Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. - 481 с.
2. Арзамасцев, А. М. Экклезиаст Малевича / А. М. Арзамасцев // Кризис как иррациональное явление: Сб. материалов межвуз. на- уч. конф. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - Вып. 3. - с. 3-16.
3. Аристотель. О душе //Сочинения: в 4 т. - Т. 1. - М.: Рипол Классик, 2021. - с. 371-448.
4. Аристотель. Физика // Сочинения: в 4 т. - Т. 3. - М.: URSS, 2022. - с. 59-262.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Архитекура-С, М., 2012, - 391 с.
6. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994. - с. 187.
7. Арсеньев, А. С. Философские основания понимания личности / А. С. Арсеньев. - М.: ACADEMIA, 2001. - 592 с.
8. Бастид, Р. О чём говорят цвета. Мифы и символы // «Курьер ЮНЕСКО». - 1958. - №6.
9. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
10. Бенц, Э. Цвет в христианских видениях / Э. Бенц; пер. с англ. // Психология цвета. - М.-Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996. - 352 с.
11. Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 2002. - 347 с.
12. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2011.
13. Бычков, В. В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства [Текст] / Виктор Васильевич Бычков. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства [Российская акад. наук. Ин-т философии]. - М.: Изд-во МБА, 2010. - c. 471-576 (серия «Российские Пропилеи»).
14. Велик, А. А. Психологическая антропология. История и теория. - М., 1993.
- с. 51.
15. Вендина, Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка.
- М., 2002. - с. 244, 245.
16. Волков, Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1985. - Гл. 1.
17. Волкова, П. Д. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и художников [Текст] / Паола Волкова. Мост через бездну: полная энциклопедия всех направлений и художников [сост. М. Лафонт]. - М.: Изд-во АСТ, 2019. - 688 с. - с. 212-213.
18. Воробьёв, Г. Г. Информатика цвета // НТИ: Серия 2. Информационные процессы и системы. - 1998. - № 12. - с. 1-14.
19. Воробьёв, Г. Г. Цвет и характер // Цвет в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии «Познать человека»). - Курск, 1993. - с. 120-126.
20. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман; пер. с нем. Ю. В. Медведева; под ред. Д. В. Сютяднева. - СПб.: Наука, 2003. - 640 с.
21. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. В. Ф. Гегель. - Т. 3. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.
22. Гёте, И. В. Об искусстве. - М., 1975. - 623 с.
23. Гёте, И. В. Учение о цвете / И. В. Гёте // Лихтенштадт В. О. Гёте. - Москва: Издательство АСТ, 2021. - 286 с.
24. Гидони, Г. Густав Курбэ. - Л., 1933. - с. 85.
25. Гордон, Г. Философия искусства / Г. Гордон; перевод с англ. М. О. Васильевой. - М.: СЛОВО / SLOVO, 2004. - 256 с.
26. Гуссерль, Э. Начало геометрии [Текст] / Эдмунд Гуссерль. Начало геометрии [пер. с франц. и немец. М. Маяцкого]. - М.: Ad Marginem, 1996.
- 268 с. - с. 237-238.
27. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука. - Кн.1. - Агенство «Сагуна», 1994. - с. 31.
28. Даниэль, С. М. Русская живопись / С. М. Даниэль. - СПб.: ОАО «Изд-во «Аврора»», 1999. - 288 с.
29. Дерибере, М. Цвет в деятельности человека. - М., 1964. - Гл. VIII, IX.
30. Дюпина, Ю. В. Цвет как объект междисциплинарных исследований / Ю. В. Дюпина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 9 (56).
- с. 441-443.
31. Ивенс, Р. М. Введение в теорию Цвета / Р. М. Ивенс. - М., 1964. - 342 с.
32. Измайлов, Ч. А. Психофизиология цветового зрения / Ч. А. Измайлов, E. Н. Соколов, А. М. Черноризов. - М.: МГУ, 1989. - 195 с.
33. Исаев, А. А. Философия цвета: феномен цвета в мышлении и творчестве: монография / А.А. Исаев, Д.А. Теплых. 4-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2021. - 180 с.
34. Исаева, М. В. Цветоведение: вопросы теории и практики / М. В. Исаева. - Нижневартовск: Изд-во НПИ, 2002. - 75 с.
35. Иттен, Й. Искусство цвета / Й. Иттен; пер. с немец. - 2-е изд.; предисловие Л. Монаховой - М.: Издатель Д. Аронов, 2010. - 96 с.
36. Кабо, В. Р. Синкретизм первобытного искусства // Сб. «Ранние формы искусства». - М., 1972. - с. 293.
37. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. - Л.; Фонд «Ленинградская галерея», 1990. - 65 с.
38. Кант, И. Критика чистого разума // Сочинения: в 6 т. - М.: Мысль. 1964. - Т. 3. - с. 68-756.
39. Корет, Э. Основы метафизики / Э. Корет; пер. В. Терлецкого. - Киев: Тандем, 1998. -248 с.
40. Кормин, Н. А. - Искусство и эстетические структуры метафизики цвета // Культура и искусство. - 2020. - № 5. - с. 47-76.
41. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: Пер. с англ. / Под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. - М.: Мир, 1995. - 335 с.
42. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч.: в 55 т.
- Т. 18. - М.: Политиздат, 1973. - 579 с.
43. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве / Леонардо да Винчи. - СПб.: Амфора, 2006. - 416 с.
44. Лефевр, В. А. От психофизики к моделированию души // ВФ, 1990. - №7. - с. 27.
45. Лосев, А. Ф. Самое само // Лосев, А. Ф. Миф, число, сущность / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1994. - с. 300-526.
46. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М.: Республика, 1991. - 525 с.
47. Люшер, М. Цвет вашего характера. - М., 1996. - 396 с.
48. Максимов, Л. В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли / Л. В. Максимов. - М.: РОССМЭН, 2003. - 160 с.
49. Малевич, К. Свет и цвет // Собрание сочинений: в 5 т. - Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. Малевича и Эль Лисицкого (1922-1925) / К. Малевич. - М.: Гилея, 2003. - с. 239-272.
50. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили. - М.: Моск. шк. полит. исслед., 2000. - 416 с.
51. Матусова, Е.Д. «КРАТИЛ» // Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. - с. 432-433
52. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. - М.: Искусство, 1992. - 62 с.
53. Месяц, С. В. Три определения цвета у Аристотеля [Текст] // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности: материалы Моск. международ. конф. по Аристотелю. 17-19 октября 2016 г. / Рос. акад. наук, Ин-т философии, Ин-т всеобщей истории [под общ. ред. В. В. Петрова]. - М.: Аквилон, 2017. - с. 9-30.
54. Миронова, Л. Н. Семантика цвета в эволюции психики человека / Л. Н. Миронова // Проблема цвета в психологии; отв, ред. А. А. Митькин, Н. Н. Корж. - М.: Наука, 1993. - с. 172-188.
55. Миронова, Л. Н. Цветоведение / Л.Н. Миронова. - Минск, 1984. - 286 с.
56. Мичугина, С. В. Денотативное пространство прилагательных цвета в английском языке: Дисс. канд. филол. наук. - М., 2005. - с. 45.
57. Молчанов, В. И. Феноменология и терминология в Идеях I. Что естественного в «естественной установке»? / Философский журнал. - 2018
58. Мостепаненко, Е. И. Свет в театре, архитектуре, живописи как носитель эстетической информации: Рек. материалы / Гос. ин-т по проектированию театр.-зрелищ. предприятий «Гипротеатр»; [Авт.-сост. Е. И. Мостепаненко]. - М.: Б. и., 1987. - 108 с.
59. Неизвестный, Э. И. О синтезе искусств // ВФ, 1989, №7, - С. 75.
60. Нюберг, Н. Д. Курс цветоведения. - М.; Л., 1932. - 191 с.
61. Оствальд, В. Цветоведение. - М.-Л., 1926. - с. 16.
62. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики. - М., 1997. - 340 с.
63. Платон. Государство //Собр. соч.: в 3 т.; пер. А. Н. Егунова. - Т. 3. - М.: Мысль, 1971. - с. 327-625.
64. Платон. Менон //Собр. соч.: в 4 т; пер. С. А. Ошерова. - Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - с. 70-107.
65. Платон. Тимей //Собр. соч.: в 4 т.; пер. С. Аверинцева. - Т. 3. - М.: Мысль,
1994. - с. 73-134.
66. Платон. Филеб //Собр. соч: в 4 т.; пер. Н. В. Самсонова. - Т. 3. - М.: Мысль, 1994. - с. 11-72.
67. Подорога, В. Антропограммы. Опыт самокритики [Текст] / Валерий Подорога. Мимезис. Материалы по аналитической антропологии литературы. - М.: Логос, 2014. - с. 56.
68. Порталь, Ф. Символика цвета от Античности до Нового времени // Античный хроматизм. - Приложение II.
69. (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за её пределами [Текст]. / Сост. С. А. Шолохова, А. В. Ямпольская [ред. совет серии: А. А. Гусейнов, В. А. Лекторский, Т. И. Ойзерман, В. С. Степин (председатель), П. П. Гайденко, В. В. Миронов, А. В. Смирнов, Б. Г. Юдин]. - М.: «Гаудеамус», «Академический проект, 2014. - с. 84.
70. Сб. «Проблема цвета в психологии». - М., 1993. - С.121,137,144,172.
71. Прозерский, В. В. Англо-американская эстетика XX века // Сб. Лекции по истории эстетики (Ред. М. С. Каган). Кн. 3, 4.2, - Л., 1977. - с. 98-110.
72. Розин, В. М. Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно-исторический анализ) [Текст] /Вадим Маркович Розин. Природа и генезис европейского искусства (философский и культурно¬исторический анализ). [Российская акад. наук. Ин-т философии]. - М.: Голос, 2011. - с. 164-174.
73. Ротенберг, B. C. Две стороны одного мозга и творчество. // Сб. «Интуиция, логика, творчество.» - М., 1987. - с. 36-54.
74. Роу, К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире / К. Роу // Психология цвета; сб. пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. - с. 7-46.
75. Серов, Н. В. Античный хроматизм. - СПб, 1995, с. 61-62.
76. Серов, Н. В. К вопросу о хроматическом моделировании эмоций. // Сб. тезисов психологического факультета СПбГУ. - 1996. - с. 38-39.
77. Серов, Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. - СПб: «ЛИСС». 1993.- 48с.
78. Серов, Н. В. Цвет как время, пространство и эмоции. // Петербургский рекламист. - 1996. - №11. - с. 16-17.
79. Серов, Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма / Н. В. Серов. - СПб.: ФПБ-БИОНТ, 1997. - 62 с.
80. Серов, Н. В. Хроматизм мифа / Н. В. Серов. - Л.: Васильевский остров, 1990. - 352 с.
81. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг. - М., 1974. - Гл. 7.
82. Служивцев, В. В. Традиционное искусство в современной культуре / В. В. Служивцев // Искусство в современном мире: материалы 1 науч.-практ. конф. / под ред. Л. Г. Лазаревой. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - с. 79-82.
83. Смирнов, А. В. Сознание. Логика. Культура. Смысл [Текст] /Андрей Вадимович Смирнов [Ин-т филос. Рос. акад. наук]. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 712 с.
84. Точное изложение православной веры. Творчество Св. Иоанна Дамаскина.
- СПб.: Петербург, 1894. - с. 235.
85. Трубецкой, Е. Два мира в древнерусской иконописи / Е. Трубецкой // Философия русского религиозного искусства ХУТ - ХХ вв. Антология. - М.: «Прогресс», «Культура», 1993, - с. 220-246.
86. Упанишады / перевод с санскрита, исслед. и коммент. А. Я. Сыркина. Изд. 3-е. Серия: Памятники письменности Востока. - М.: Восточная литература,
2003. - 782 с.
87. Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. - М.: «Искусство», 1994.-255 с.
88. Флоренский, П. А. Не восхищение непщева (К суждению о мистике) / П. А. Флоренский. - Сергиев посад, 1915. - 211 с.
89. Флоренский, П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия. Кн.: Троице-Сергиева лавра. - Сергиев Посад, 1919. - с. 19-20.
90. Франк, С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии / С. Л. Франк. - М.: Изд-во «Правда», 1990. - 214 с.
91. Франк, С. Л. Предмет знания. Душа человека / С. Л. Франк. - СПб.: Наука,
1995. - 655 с.
92. Фрумкина, Р. М. Цвет. Смысл. Сходство / Р. М. Фрумкина. - М.: Наука, 1984. - 175 с.
93. Хазрат Иннаят Хан. Мистицизм звука / Хазрат Иннаят Хан. - М.: Сфера, 1998. - 329 с.
94. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер; пер. с нем. В. В. Бибихина. - М.: А4 Магелпет, 1997. - 451 с.
95. Хайдеггер, М. Изречение Анаксимандра / М. Хайдеггер // Разговор на просёлочной дороге; пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.
96. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики. // ВФ, 1989. - №.9. - С. 122.
97. Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI - XVII века [Текст] / Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI - XVII века [под ред. В. В. Бычкова]. - М.: Ладомир, 1996. - с. 221-222.
98. Хьюбел, Д. Глаз, мозг, зрение. - М., 1990. - с. 197.
99. Чаттерджи, Браман. Сокровенная религиозная философия Индии (Лекции, читанные в Брюсселе в 1898 году) / Чаттерджи, Браман; пер. с 3-его франц. издания. - Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1905. - 51 с.
100. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: собр. соч. в 5 т. / А. Шопенгауэр; пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда. - М.: Московский Клуб, 1992.
- Т. 1. - 673 с.
101. Штенгелов, Е. Цвет в художественной литературе // НиЖ. - 1970. - № 8.-с. 24-26.
102. Эйзенштейн, С. Yo. Мемуары: в 2 т. [Текст] / Сергей Эйзенштейн. Yo. Мемуары [ред.-сост. Н. И. Клейман]. - М.: Музей современного искусства «Гараж», 2019. - Т. 2. - с. 220.
103. Юиг, Р. Цвет и выражение внутреннего времени в западной живописи // Р. Юиг // Психология цвета; сб. пер. с англ. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. - с. 135-180.
104. Юнг, К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М., 1992. - с. 117.
105. Яньшин, П. В. Введение в психосемантику цвета / П. В. Яньшин. - Самара: СамГПУ, 2001. - 277 с.
106. Яньшин, П. В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета / П. В. Яньшин. - Самара: СамГПУ, 1996.
-218 с.
107. Beran, O. The Essence of Color, According to Wittgenstein [Text] / Papers of the 31st International Wittgenstein Symposium: Reduction and Elimination in Philosophy and the Sciences [A. Hieke & H. Leitget (eds.)], 10-16 August 2008.
- Kirchberg am Wechsel: ALWS, 2008. - p. 23.
108. Cooper, J. C. Lexikon alter Symbole. - Leipzig, 1986. - s. 50.
109. Crowther, P. Phenomenology of the Visual Arts (even the frame) [Text] / Paul Crowther. Phenomenology of the Visual Arts (even the frame). - Stanford: Stanford University Press, 2009. - p. 7.
110. Dedrick, D. Color Phenomenology [Text] / Encyclopedia of Color Science and Technology [R. Shamei (eds)]. - Berlin. Heidelberg: Springer; New York: Springer Science+Business Media, 2020. - p. 13.
111. Husserl, E. Erfahrung und Uhrteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik [Text] / Edmund Husserl. Erfahrung und Uhrteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik [ausgearbeitet und herausgegeben von L. Landgrebe]. - Prag: Academia / Verlagsbuchhandlung, 1939. - s. 418.
112. Husserl, E. Gesammelte Schriften [Text] / Edmund Husserl. Gesammelte Schriften [Hrsg. von E. Stroker]. - Hamburg: Meiner Verlag, 1992. - Bd. 7. - s. 297.
113. Kant, I. Prolegomena zu einer jeden kunftigen Metaphysik, die als Wissenschaft wird auftreten konnen Werkausgabe [Text] / Immanuel Kant: Werkausgabe in zwolf Banden [Hrsg. W. Weischedel]. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1977. - Bd. 5: Schriften zur Metaphisik und Logik 1. - s. 149-150.
114. Morgan, D. Must art tell the truth? / D. Morgan // Hospers, J. Introductory reading in aesthetics. - New York, 1969. - p. 5-24.
115. Muller-Bore, K. Цит. по К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. - М., 1996. - c. 112.
116. Munsell, A. H. A color notation. - Baltimore, 1941.
117. Puryear, S. Leibniz on the Metaphysics of Color [Text] / Stephen Puryear. Leibniz on the Metaphysics of Color. - Philosophy and Phenomenological Research - New York: JSTOR, 2013 - 86(2) - p. 319.
118. Riley, C. A. Color codes: modern theories of color in philosophy, painting and architecture, literature, music and psychology. - Boston, 1995. - Cit. D. Lopes //
J. Aesth. Art Criticism, 1996, v. 54, № 1. - p. 95-96.
119. Rzepinska, М. Historia koloru w dziejach malarzstwa europejskiego. - Krakow, 1983. - p. 80.
120. Schumacher, J. The Phenomenology of Color [As a Working Methodology for Design Practice] [Text] / Art Inspiring Trans-mutations of Life [Coohill (eds.)]. Analecta Husserliana (The Yearbook of Phenomenological Research). - Dordrecht: Springer, 2010. - Vol. 106. - p. 383.
121. Vialou, D. L'art des grottes en ariege magdalienne. - P., 1986. - Ch. 2.
122. Wentworth, N. The Phenomenology of Painting [Text] / Nigel Wentworth. The Phenomenology of Painting. - Cam-bridge: Cambridge University Press,2004. - p. 23.