Правовое регулирование труда педагогических работников
|
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО
ПРАВА 5
1.1. Педагогический работник как особая категория работников: понятие и
виды 5
1.2. Источники правового регулирования труда педагогических работников
12
1.3. Правовой статус педагогических рабoтникoв 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ 37
2.1. Особенности заключения и расторжения трудового договора с
педагогическими работниками 37
2.2. Особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических
работников 52
2.3. Особенности оплаты труда педагогических работников 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
ПРАВА 5
1.1. Педагогический работник как особая категория работников: понятие и
виды 5
1.2. Источники правового регулирования труда педагогических работников
12
1.3. Правовой статус педагогических рабoтникoв 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ 37
2.1. Особенности заключения и расторжения трудового договора с
педагогическими работниками 37
2.2. Особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических
работников 52
2.3. Особенности оплаты труда педагогических работников 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Актуальность темы диссертационного исследования. Сфера образования должна входить в состав первоочередных государственных интересов, поскольку именно от состояния образовательной системы во многом зависят будущее государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния общества.
Главенствующая роль в совершенствовании российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, в современном Российском государстве важной становится задача повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников.
Многочисленные изменения в постсоветский период законодательства об образовании, а также принятие Трудового кодекса РФ, отраслевых законов привели к созданию новой нормативной базы правового статуса педагогических работников. Для унификации указанных изменений с сентября 2013 г. стал действовать новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который, однако, многие вопросы, касающиеся труда педагогических работников, до сих пор не урегулировал. Расплывчатые формулировки в Законе об образовании, отсутствие необходимых подзаконных нормативных правовых актов, которые давали бы ответ на возникающие в правоприменительной практике вопросы, приводят к проблемам в реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников.
Также необходимо отметить, что современное общее и профессиональное образование требует педагогического работника - высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно
владеющего не только профессиональными навыками, такими как знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т.д., но и знающего свои права и обязанности.
Данные обстоятельства говорят о необходимости более четкой регламентации регулирования правового положения педагогических работников.
Недостатки действующего законодательства в сфере труда педагогических работников при постоянной тенденции его развития обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в правовом регулировании труда педагогических работников.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, научные труды ученых, материалы судебной практики, касащиеся регулирования труда педагогических работников.
Цель исследования заключается в комплексном теоретическом и практическом анализе правового регулирования труда педагогических работников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие педагогического работника, изучить классификации педагогических работников;
- проанализировать систему нормативно-правовых актов, регулирующих труд педагогических работников;
- раскрыть понятие правового статуса педагогического работника;
- выявить особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;
- изучить особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;
- раскрыть особенности оплаты труда педагогических работников.
Степень научной разработанности темы. Исследованием вопросов, связанных с правовым регулированием труда педагогических работников занимались Е.В. Буслов, С.Ю. Головина, Н.П. Дацко, В.С. Куров, С.А. Ларюшкин, Л.Б. Першина, Е. А. Сахарова, М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова, и другие ученые. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах перечисленных исследователей, составили теоретическую базу данного диссертационного исследования.
Практическая и научная значимость. Научная значимость проведенного исследования обусловлена анализом современного законодательства, а также судебной практики по проблемным вопросам, касающимся регулирования труда педагогических работников. Практическая значимость магистерской работы заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для проведения детального исследования нормативно-правовых актов в сфере регулирования труда педагогических работников.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, теоретико-правовые и частно-научные методы. В работе использовались методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа, а также исторический подход.
Структура исследования. Структура магистерской работы предопределена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
Главенствующая роль в совершенствовании российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, в современном Российском государстве важной становится задача повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников.
Многочисленные изменения в постсоветский период законодательства об образовании, а также принятие Трудового кодекса РФ, отраслевых законов привели к созданию новой нормативной базы правового статуса педагогических работников. Для унификации указанных изменений с сентября 2013 г. стал действовать новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который, однако, многие вопросы, касающиеся труда педагогических работников, до сих пор не урегулировал. Расплывчатые формулировки в Законе об образовании, отсутствие необходимых подзаконных нормативных правовых актов, которые давали бы ответ на возникающие в правоприменительной практике вопросы, приводят к проблемам в реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников.
Также необходимо отметить, что современное общее и профессиональное образование требует педагогического работника - высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно
владеющего не только профессиональными навыками, такими как знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т.д., но и знающего свои права и обязанности.
Данные обстоятельства говорят о необходимости более четкой регламентации регулирования правового положения педагогических работников.
Недостатки действующего законодательства в сфере труда педагогических работников при постоянной тенденции его развития обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в правовом регулировании труда педагогических работников.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, научные труды ученых, материалы судебной практики, касащиеся регулирования труда педагогических работников.
Цель исследования заключается в комплексном теоретическом и практическом анализе правового регулирования труда педагогических работников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие педагогического работника, изучить классификации педагогических работников;
- проанализировать систему нормативно-правовых актов, регулирующих труд педагогических работников;
- раскрыть понятие правового статуса педагогического работника;
- выявить особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;
- изучить особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;
- раскрыть особенности оплаты труда педагогических работников.
Степень научной разработанности темы. Исследованием вопросов, связанных с правовым регулированием труда педагогических работников занимались Е.В. Буслов, С.Ю. Головина, Н.П. Дацко, В.С. Куров, С.А. Ларюшкин, Л.Б. Першина, Е. А. Сахарова, М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова, и другие ученые. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах перечисленных исследователей, составили теоретическую базу данного диссертационного исследования.
Практическая и научная значимость. Научная значимость проведенного исследования обусловлена анализом современного законодательства, а также судебной практики по проблемным вопросам, касающимся регулирования труда педагогических работников. Практическая значимость магистерской работы заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для проведения детального исследования нормативно-правовых актов в сфере регулирования труда педагогических работников.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, теоретико-правовые и частно-научные методы. В работе использовались методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа, а также исторический подход.
Структура исследования. Структура магистерской работы предопределена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов.
В п. 21 ст. 2 Закона об образовании дается определение понятия «педагогический работник», согласно которому, педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Данное лицо получает право на занятие педагогической деятельностью при наличии среднего профессионального или высшего образования и соответствии квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Деление педагогических работников на те или иные виды, группы существенного правового значения не имеет. Несомненно, педагогические работники могут быть классифицированы на виды в зависимости от занимаемой должности, при этом будут отличаться требования к их квалификации, их должностные права и обязанности, например, профессиональные стандарты для различных должностей педагогических работников устанавливают различные квалификационные требования, а также по-разному описывают трудовую функцию работников. Однако в остальном статус педагогических работников, занимающих различные должности, весьма схож.
В то же время, для правильного применения на практике регулирования правового статуса педагогических работников имеет значение четкое определение круга лиц, относящихся к их числу, поскольку в Законе об образовании, в частности в п. 21 ч. 1 ст. 2 характеристика педагогического работника носит весьма общий характер, а трудовые отношения регулируются ТК РФ.
Индивидуализация регулирования труда педагогических работников обусловлена спецификой педагогической деятельности, повышенной сложностью труда педагогов и высоким уровнем ответственности.
Обобщая источники регулирования труда педагогических работников, можно выделить наличие трех уровней массива нормативно-правовых актов во внутригосударственной правовой системе и обозначить особое значение актов международного уровня.
На международном уровне наибольшее количество актов в сфере труда, в том числе, касающихся педагогических работников, принято специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений - МОТ; ЮНЕСКО.
Во внутригосударственном регулировании четкую иерархию во главе с Конституцией Российской Федерации, разделенную на федеральный, региональный и муниципальный уровни, составляют акты различных органов власти: указы Президента, постановления Правительства, приказы и постановления соответсвующих ведомств и т.д. Кроме того к числу источников относятся акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус педагогического работника» (ч. 1 ст. 47). Правовой статус педагогических работников является частным проявлением общего правового статуса человека и включает в себя права, свободы и обязанности, а также гарантии их реализации. Помимо этого, особый характер труда педагогов, высокий уровень значимости их деятельности, обуславливают их уникальное правовое положение в обществе, направленное на создание условий осуществления педагогическими работниками профессиональной
деятельности, предоставление им дополнительных прав, свобод и гарантий, возложения специальных обязанностей, а также существование особой ответственности за правонарушения.
Кроме того, содержание правового статуса исходит задач, поставленных в ст. 47 Закона об образовании, а именно:
- наличие условий для обеспечения высокого профессионального уровня педагогов, эффективного выполнения ими профессиональных задач;
- повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Таким образом, правовой статус педагогических работников, несмотря на то, что является проявлением общего правового статуса, имеет достаточно объемный специализированный состав и включает, помимо традиционных прав и обязанностей, ряд ограничений и запретов. Такая необходимость возникает, в первую очередь, в связи с тем, что деятельность данной категории работников имеет особое социальное значение. Этим объясняется и наличие широкого круга прав и обязанностей педагогических работников.
Перечень трудовых прав педагогических работников установлен ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Стоит отметить, что эти права отличаются от общих прав и свобод работника, установленных ТК РФ, в сторону увеличения социальных гарантий для педагогических работников. Кроме того, данный перечень имеет открытый характер и, следовательно, субъекты Российской Федерации вправе расширять его дополнительными социальными гарантиями.
Обязанности педагогических работников предусмотрены ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предусмотренный перечень обязанностей педагогических работников является закрытым и необходим для качественного и профессионального выполнения педагогическими работниками своей трудовой функции. Анализ перечня обязанностей педагогических работников позволяет прийти к выводу, что большая часть данных обязанностей сформулирована абстрактно, в результате чего привлечь педагогов к ответственности за их неисполнение - крайне сложно.
Помимо специфического вида ответственности, на педагогических работников направлено действие и иных юридических норм, касающихся, например, материальной, административной, уголовной ответственности, что также входит в характеристику правового статуса исследуемой категории работников.
Таким образом, правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Кроме того, характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое значение в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости данного института во всех сферах общества, в том числе и в сфере образования.
Особенности правового статуса педагогического работника и специфика педагогической деятельности, а также особая забота государства об охране жизни и здоровья (как физического, так и нравственного) обучающихся предопределяет тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности обладают не все потенциальные работники. Ст. 331 ТК РФ закреплены дополнительные условия (требования), несоответствие которым потенциального работника является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
В качестве особых условий, учитываемых при возникновении трудовых правоотношений с педагогическим работником, в настоящее время выступают: образование, дееспособность, состояние здоровья (медицинские противопоказания), судимость и (или) уголовное преследование. В совокупности их можно назвать факторами допуска к педагогической деятельности.
Анализ действующего законодательства, приводит к выводу о существовании в нем ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Так, например, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Однако формулировка данной статьи позволяет охватывать, в том числе, и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности.
В связи с этим необходимо перечень преступлений дифференцировать в зависимости от вида образовательной программы; типа образовательной организации; контингента обучающихся, с которыми приходится работать педагогу; степени контакта педагога с учениками; вида, степени тяжести и срока совершенного преступления; периода, прошедшего после отбытия осужденным наказания и ряда других обстоятельств
Анализируя опыт зарубежных стран в установлении оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, стоит отметить, что помимо оснований, установленных в ст. 331 ТК РФ, необходимо предусмотреть определенные ограничения возможности осуществлять педагогическую деятельность для лиц ограниченных в дееспособности и лиц , лишенных или ограниченных в родительских правах на основании решения суда.
В юридической литературе высказывается мнение о необходимости установления возрастного ценза для педагогических работников образовательных учреждений, поскольку такие работники должны иметь, прежде всего, жизненный опыт. Однако стоит отметить, что повышение возраста следует признать излишним, так как учитывая положения ЕКС, а также установленные сроки обучения по основным общеобразовательным программам общего образования и основным профессиональным программам среднего профессионального и высшего образования возраст кандидатов в 17 - 20 лет маловероятен.
Заключение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций имеет свою специфику: избрание по конкурсу (избрание на должность), прохождение медицинского осмотра и др.
Особенности, связанные со спецификой трудовой функции, условиями труда и т.д. предопределяют, что в трудовом договоре с педагогическим работником помимо общих положений должны быть отражены, например, наименование должности педагогического работника в соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учебная нагрузка педагогического работника, условие о прохождении аттестации и ряд других условий.
Специфика педагогической деятельности обуславливает установление дополнительных оснований для прекращения трудового договора с педагогическими работниками. Помимо общих оснований, установленных ст. 77 - 84.1 ТК РФ, ст. 336 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора: повторное в течение года нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, а также достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.
Установление особенностей правового регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников обусловлено, прежде всего, спецификой педагогической деятельности, требующей повышенного интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения, необходимостью более продолжительного отдыха для восстановления сил и работоспособности и наличием длительного каникулярного перерыва в образовательном процессе в летнее время.
Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить такие особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников как: установление сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю); деление рабочего времени педагога на части в зависимости от характера выполняемых трудовых обязанностей; определение продолжительности рабочего времени (нормы педагогической работы) за ставку заработной платы; закрепление особых положений о рабочем времени педагогических работников в нормативных правовых актах различного уровня; установление особенностей режима рабочего времени педагогов в каникулярное время и другие.
Действующим законодательством для педагогических работников установлены ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и возможность длительного отпуска сроком до одного года. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников составляет 56 календарных дней. Право на длительный отпуск сроком до одного года возникает у педагогических работников, замещающих должности, поименованные в разделе I Номенклатуры и имеющие стаж непрерывной педагогической работы не менее 10 лет. Предоставляется данный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы и по общему правилу, оплате не подлежит.
Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Также дополнительно оплачиваются обязанности, которые прямо не входят в трудовую функцию конкретного работника, но являются частью образовательного процесса: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами; другие дополнительные видов работы.
Подробно порядок формирования заработной платы педагогов регламентирован, многочисленными нормативными актами, в частности, Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02), Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В заключение необходимо сказать, что труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания. Именно в этой связи важное место в доктрине права и образования уделяется педагогическим кадрам и педагогической деятельности, а также правовому регулированию их труда.
В п. 21 ст. 2 Закона об образовании дается определение понятия «педагогический работник», согласно которому, педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Данное лицо получает право на занятие педагогической деятельностью при наличии среднего профессионального или высшего образования и соответствии квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Деление педагогических работников на те или иные виды, группы существенного правового значения не имеет. Несомненно, педагогические работники могут быть классифицированы на виды в зависимости от занимаемой должности, при этом будут отличаться требования к их квалификации, их должностные права и обязанности, например, профессиональные стандарты для различных должностей педагогических работников устанавливают различные квалификационные требования, а также по-разному описывают трудовую функцию работников. Однако в остальном статус педагогических работников, занимающих различные должности, весьма схож.
В то же время, для правильного применения на практике регулирования правового статуса педагогических работников имеет значение четкое определение круга лиц, относящихся к их числу, поскольку в Законе об образовании, в частности в п. 21 ч. 1 ст. 2 характеристика педагогического работника носит весьма общий характер, а трудовые отношения регулируются ТК РФ.
Индивидуализация регулирования труда педагогических работников обусловлена спецификой педагогической деятельности, повышенной сложностью труда педагогов и высоким уровнем ответственности.
Обобщая источники регулирования труда педагогических работников, можно выделить наличие трех уровней массива нормативно-правовых актов во внутригосударственной правовой системе и обозначить особое значение актов международного уровня.
На международном уровне наибольшее количество актов в сфере труда, в том числе, касающихся педагогических работников, принято специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений - МОТ; ЮНЕСКО.
Во внутригосударственном регулировании четкую иерархию во главе с Конституцией Российской Федерации, разделенную на федеральный, региональный и муниципальный уровни, составляют акты различных органов власти: указы Президента, постановления Правительства, приказы и постановления соответсвующих ведомств и т.д. Кроме того к числу источников относятся акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус педагогического работника» (ч. 1 ст. 47). Правовой статус педагогических работников является частным проявлением общего правового статуса человека и включает в себя права, свободы и обязанности, а также гарантии их реализации. Помимо этого, особый характер труда педагогов, высокий уровень значимости их деятельности, обуславливают их уникальное правовое положение в обществе, направленное на создание условий осуществления педагогическими работниками профессиональной
деятельности, предоставление им дополнительных прав, свобод и гарантий, возложения специальных обязанностей, а также существование особой ответственности за правонарушения.
Кроме того, содержание правового статуса исходит задач, поставленных в ст. 47 Закона об образовании, а именно:
- наличие условий для обеспечения высокого профессионального уровня педагогов, эффективного выполнения ими профессиональных задач;
- повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Таким образом, правовой статус педагогических работников, несмотря на то, что является проявлением общего правового статуса, имеет достаточно объемный специализированный состав и включает, помимо традиционных прав и обязанностей, ряд ограничений и запретов. Такая необходимость возникает, в первую очередь, в связи с тем, что деятельность данной категории работников имеет особое социальное значение. Этим объясняется и наличие широкого круга прав и обязанностей педагогических работников.
Перечень трудовых прав педагогических работников установлен ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Стоит отметить, что эти права отличаются от общих прав и свобод работника, установленных ТК РФ, в сторону увеличения социальных гарантий для педагогических работников. Кроме того, данный перечень имеет открытый характер и, следовательно, субъекты Российской Федерации вправе расширять его дополнительными социальными гарантиями.
Обязанности педагогических работников предусмотрены ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предусмотренный перечень обязанностей педагогических работников является закрытым и необходим для качественного и профессионального выполнения педагогическими работниками своей трудовой функции. Анализ перечня обязанностей педагогических работников позволяет прийти к выводу, что большая часть данных обязанностей сформулирована абстрактно, в результате чего привлечь педагогов к ответственности за их неисполнение - крайне сложно.
Помимо специфического вида ответственности, на педагогических работников направлено действие и иных юридических норм, касающихся, например, материальной, административной, уголовной ответственности, что также входит в характеристику правового статуса исследуемой категории работников.
Таким образом, правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Кроме того, характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое значение в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости данного института во всех сферах общества, в том числе и в сфере образования.
Особенности правового статуса педагогического работника и специфика педагогической деятельности, а также особая забота государства об охране жизни и здоровья (как физического, так и нравственного) обучающихся предопределяет тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности обладают не все потенциальные работники. Ст. 331 ТК РФ закреплены дополнительные условия (требования), несоответствие которым потенциального работника является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
В качестве особых условий, учитываемых при возникновении трудовых правоотношений с педагогическим работником, в настоящее время выступают: образование, дееспособность, состояние здоровья (медицинские противопоказания), судимость и (или) уголовное преследование. В совокупности их можно назвать факторами допуска к педагогической деятельности.
Анализ действующего законодательства, приводит к выводу о существовании в нем ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Так, например, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Однако формулировка данной статьи позволяет охватывать, в том числе, и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности.
В связи с этим необходимо перечень преступлений дифференцировать в зависимости от вида образовательной программы; типа образовательной организации; контингента обучающихся, с которыми приходится работать педагогу; степени контакта педагога с учениками; вида, степени тяжести и срока совершенного преступления; периода, прошедшего после отбытия осужденным наказания и ряда других обстоятельств
Анализируя опыт зарубежных стран в установлении оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, стоит отметить, что помимо оснований, установленных в ст. 331 ТК РФ, необходимо предусмотреть определенные ограничения возможности осуществлять педагогическую деятельность для лиц ограниченных в дееспособности и лиц , лишенных или ограниченных в родительских правах на основании решения суда.
В юридической литературе высказывается мнение о необходимости установления возрастного ценза для педагогических работников образовательных учреждений, поскольку такие работники должны иметь, прежде всего, жизненный опыт. Однако стоит отметить, что повышение возраста следует признать излишним, так как учитывая положения ЕКС, а также установленные сроки обучения по основным общеобразовательным программам общего образования и основным профессиональным программам среднего профессионального и высшего образования возраст кандидатов в 17 - 20 лет маловероятен.
Заключение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций имеет свою специфику: избрание по конкурсу (избрание на должность), прохождение медицинского осмотра и др.
Особенности, связанные со спецификой трудовой функции, условиями труда и т.д. предопределяют, что в трудовом договоре с педагогическим работником помимо общих положений должны быть отражены, например, наименование должности педагогического работника в соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учебная нагрузка педагогического работника, условие о прохождении аттестации и ряд других условий.
Специфика педагогической деятельности обуславливает установление дополнительных оснований для прекращения трудового договора с педагогическими работниками. Помимо общих оснований, установленных ст. 77 - 84.1 ТК РФ, ст. 336 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора: повторное в течение года нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, а также достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.
Установление особенностей правового регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников обусловлено, прежде всего, спецификой педагогической деятельности, требующей повышенного интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения, необходимостью более продолжительного отдыха для восстановления сил и работоспособности и наличием длительного каникулярного перерыва в образовательном процессе в летнее время.
Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить такие особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников как: установление сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю); деление рабочего времени педагога на части в зависимости от характера выполняемых трудовых обязанностей; определение продолжительности рабочего времени (нормы педагогической работы) за ставку заработной платы; закрепление особых положений о рабочем времени педагогических работников в нормативных правовых актах различного уровня; установление особенностей режима рабочего времени педагогов в каникулярное время и другие.
Действующим законодательством для педагогических работников установлены ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и возможность длительного отпуска сроком до одного года. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников составляет 56 календарных дней. Право на длительный отпуск сроком до одного года возникает у педагогических работников, замещающих должности, поименованные в разделе I Номенклатуры и имеющие стаж непрерывной педагогической работы не менее 10 лет. Предоставляется данный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы и по общему правилу, оплате не подлежит.
Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Также дополнительно оплачиваются обязанности, которые прямо не входят в трудовую функцию конкретного работника, но являются частью образовательного процесса: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами; другие дополнительные видов работы.
Подробно порядок формирования заработной платы педагогов регламентирован, многочисленными нормативными актами, в частности, Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02), Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В заключение необходимо сказать, что труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания. Именно в этой связи важное место в доктрине права и образования уделяется педагогическим кадрам и педагогической деятельности, а также правовому регулированию их труда.
Подобные работы
- Правовое регулирование труда педагогических работников общеобразовательных учреждений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правового регулирования труда педагогических работников (Пермский государственный национальный исследовательский университет)
Контрольные работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правового регулирования труда медицинских работников
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Особенности правового регулирования труда дистанционных работников (Владивостокский Государственный Университет)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности правового регулирования труда педагогических работников
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022





