ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО
ПРАВА 5
1.1. Педагогический работник как особая категория работников: понятие и
виды 5
1.2. Источники правового регулирования труда педагогических работников
12
1.3. Правовой статус педагогических рабoтникoв 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ 37
2.1. Особенности заключения и расторжения трудового договора с
педагогическими работниками 37
2.2. Особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических
работников 52
2.3. Особенности оплаты труда педагогических работников 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Актуальность темы диссертационного исследования. Сфера образования должна входить в состав первоочередных государственных интересов, поскольку именно от состояния образовательной системы во многом зависят будущее государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния общества.
Главенствующая роль в совершенствовании российского образования принадлежит педагогическим работникам. В связи с этим, в современном Российском государстве важной становится задача повышения уровня правового регулирования статуса педагогических работников.
Многочисленные изменения в постсоветский период законодательства об образовании, а также принятие Трудового кодекса РФ, отраслевых законов привели к созданию новой нормативной базы правового статуса педагогических работников. Для унификации указанных изменений с сентября 2013 г. стал действовать новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который, однако, многие вопросы, касающиеся труда педагогических работников, до сих пор не урегулировал. Расплывчатые формулировки в Законе об образовании, отсутствие необходимых подзаконных нормативных правовых актов, которые давали бы ответ на возникающие в правоприменительной практике вопросы, приводят к проблемам в реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников.
Также необходимо отметить, что современное общее и профессиональное образование требует педагогического работника - высокопрофессионального специалиста, обладающего и уверенно
владеющего не только профессиональными навыками, такими как знание информационно-образовательной среды, новых образовательных технологий, способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста и т.д., но и знающего свои права и обязанности.
Данные обстоятельства говорят о необходимости более четкой регламентации регулирования правового положения педагогических работников.
Недостатки действующего законодательства в сфере труда педагогических работников при постоянной тенденции его развития обусловили необходимость детального анализа правовых норм в данной сфере и актуальность проводимого исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в правовом регулировании труда педагогических работников.
Предметом исследования является нормативные правовые акты, научные труды ученых, материалы судебной практики, касащиеся регулирования труда педагогических работников.
Цель исследования заключается в комплексном теоретическом и практическом анализе правового регулирования труда педагогических работников.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие педагогического работника, изучить классификации педагогических работников;
- проанализировать систему нормативно-правовых актов, регулирующих труд педагогических работников;
- раскрыть понятие правового статуса педагогического работника;
- выявить особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;
- изучить особенности рабочего времени и времени отдыха педагогических работников;
- раскрыть особенности оплаты труда педагогических работников.
Степень научной разработанности темы. Исследованием вопросов, связанных с правовым регулированием труда педагогических работников занимались Е.В. Буслов, С.Ю. Головина, Н.П. Дацко, В.С. Куров, С.А. Ларюшкин, Л.Б. Першина, Е. А. Сахарова, М.И. Аверьянова, Н.А. Бриллиантова, А.В. Завгородний, В.Н. Зенков, И.Ю. Колосова, Т.Ю. Коршунова, М.И. Кучма, Л.В. Тихомирова, и другие ученые. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах перечисленных исследователей, составили теоретическую базу данного диссертационного исследования.
Практическая и научная значимость. Научная значимость проведенного исследования обусловлена анализом современного законодательства, а также судебной практики по проблемным вопросам, касающимся регулирования труда педагогических работников. Практическая значимость магистерской работы заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для проведения детального исследования нормативно-правовых актов в сфере регулирования труда педагогических работников.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, теоретико-правовые и частно-научные методы. В работе использовались методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа, а также исторический подход.
Структура исследования. Структура магистерской работы предопределена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов.
В п. 21 ст. 2 Закона об образовании дается определение понятия «педагогический работник», согласно которому, педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Данное лицо получает право на занятие педагогической деятельностью при наличии среднего профессионального или высшего образования и соответствии квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Деление педагогических работников на те или иные виды, группы существенного правового значения не имеет. Несомненно, педагогические работники могут быть классифицированы на виды в зависимости от занимаемой должности, при этом будут отличаться требования к их квалификации, их должностные права и обязанности, например, профессиональные стандарты для различных должностей педагогических работников устанавливают различные квалификационные требования, а также по-разному описывают трудовую функцию работников. Однако в остальном статус педагогических работников, занимающих различные должности, весьма схож.
В то же время, для правильного применения на практике регулирования правового статуса педагогических работников имеет значение четкое определение круга лиц, относящихся к их числу, поскольку в Законе об образовании, в частности в п. 21 ч. 1 ст. 2 характеристика педагогического работника носит весьма общий характер, а трудовые отношения регулируются ТК РФ.
Индивидуализация регулирования труда педагогических работников обусловлена спецификой педагогической деятельности, повышенной сложностью труда педагогов и высоким уровнем ответственности.
Обобщая источники регулирования труда педагогических работников, можно выделить наличие трех уровней массива нормативно-правовых актов во внутригосударственной правовой системе и обозначить особое значение актов международного уровня.
На международном уровне наибольшее количество актов в сфере труда, в том числе, касающихся педагогических работников, принято специализированным учреждением ООН, занимающимся вопросами регулирования трудовых отношений - МОТ; ЮНЕСКО.
Во внутригосударственном регулировании четкую иерархию во главе с Конституцией Российской Федерации, разделенную на федеральный, региональный и муниципальный уровни, составляют акты различных органов власти: указы Президента, постановления Правительства, приказы и постановления соответсвующих ведомств и т.д. Кроме того к числу источников относятся акты социального партнерства и локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые ввел в законодательство определение понятия «правовой статус педагогического работника» (ч. 1 ст. 47). Правовой статус педагогических работников является частным проявлением общего правового статуса человека и включает в себя права, свободы и обязанности, а также гарантии их реализации. Помимо этого, особый характер труда педагогов, высокий уровень значимости их деятельности, обуславливают их уникальное правовое положение в обществе, направленное на создание условий осуществления педагогическими работниками профессиональной
деятельности, предоставление им дополнительных прав, свобод и гарантий, возложения специальных обязанностей, а также существование особой ответственности за правонарушения.
Кроме того, содержание правового статуса исходит задач, поставленных в ст. 47 Закона об образовании, а именно:
- наличие условий для обеспечения высокого профессионального уровня педагогов, эффективного выполнения ими профессиональных задач;
- повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Таким образом, правовой статус педагогических работников, несмотря на то, что является проявлением общего правового статуса, имеет достаточно объемный специализированный состав и включает, помимо традиционных прав и обязанностей, ряд ограничений и запретов. Такая необходимость возникает, в первую очередь, в связи с тем, что деятельность данной категории работников имеет особое социальное значение. Этим объясняется и наличие широкого круга прав и обязанностей педагогических работников.
Перечень трудовых прав педагогических работников установлен ч. 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Стоит отметить, что эти права отличаются от общих прав и свобод работника, установленных ТК РФ, в сторону увеличения социальных гарантий для педагогических работников. Кроме того, данный перечень имеет открытый характер и, следовательно, субъекты Российской Федерации вправе расширять его дополнительными социальными гарантиями.
Обязанности педагогических работников предусмотрены ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предусмотренный перечень обязанностей педагогических работников является закрытым и необходим для качественного и профессионального выполнения педагогическими работниками своей трудовой функции. Анализ перечня обязанностей педагогических работников позволяет прийти к выводу, что большая часть данных обязанностей сформулирована абстрактно, в результате чего привлечь педагогов к ответственности за их неисполнение - крайне сложно.
Помимо специфического вида ответственности, на педагогических работников направлено действие и иных юридических норм, касающихся, например, материальной, административной, уголовной ответственности, что также входит в характеристику правового статуса исследуемой категории работников.
Таким образом, правовая ответственность педагогических работников является важнейшим элементом их правового статуса, а также гарантией добросовестного исполнения должностных обязанностей. Кроме того, характеристика правовой ответственности педагогических работников, имеет большое значение в контексте совершенствования образовательного законодательства и повышения роли и значимости данного института во всех сферах общества, в том числе и в сфере образования.
Особенности правового статуса педагогического работника и специфика педагогической деятельности, а также особая забота государства об охране жизни и здоровья (как физического, так и нравственного) обучающихся предопределяет тот факт, что правом на занятие педагогической деятельности обладают не все потенциальные работники. Ст. 331 ТК РФ закреплены дополнительные условия (требования), несоответствие которым потенциального работника является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательное учреждение и в силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как проявление дискриминации в сфере труда.
В качестве особых условий, учитываемых при возникновении трудовых правоотношений с педагогическим работником, в настоящее время выступают: образование, дееспособность, состояние здоровья (медицинские противопоказания), судимость и (или) уголовное преследование. В совокупности их можно назвать факторами допуска к педагогической деятельности.
Анализ действующего законодательства, приводит к выводу о существовании в нем ряда недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма педагогических работников. Так, например, к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Однако формулировка данной статьи позволяет охватывать, в том числе, и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности.
В связи с этим необходимо перечень преступлений дифференцировать в зависимости от вида образовательной программы; типа образовательной организации; контингента обучающихся, с которыми приходится работать педагогу; степени контакта педагога с учениками; вида, степени тяжести и срока совершенного преступления; периода, прошедшего после отбытия осужденным наказания и ряда других обстоятельств
Анализируя опыт зарубежных стран в установлении оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, стоит отметить, что помимо оснований, установленных в ст. 331 ТК РФ, необходимо предусмотреть определенные ограничения возможности осуществлять педагогическую деятельность для лиц ограниченных в дееспособности и лиц , лишенных или ограниченных в родительских правах на основании решения суда.
В юридической литературе высказывается мнение о необходимости установления возрастного ценза для педагогических работников образовательных учреждений, поскольку такие работники должны иметь, прежде всего, жизненный опыт. Однако стоит отметить, что повышение возраста следует признать излишним, так как учитывая положения ЕКС, а также установленные сроки обучения по основным общеобразовательным программам общего образования и основным профессиональным программам среднего профессионального и высшего образования возраст кандидатов в 17 - 20 лет маловероятен.
Заключение трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций имеет свою специфику: избрание по конкурсу (избрание на должность), прохождение медицинского осмотра и др.
Особенности, связанные со спецификой трудовой функции, условиями труда и т.д. предопределяют, что в трудовом договоре с педагогическим работником помимо общих положений должны быть отражены, например, наименование должности педагогического работника в соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, учебная нагрузка педагогического работника, условие о прохождении аттестации и ряд других условий.
Специфика педагогической деятельности обуславливает установление дополнительных оснований для прекращения трудового договора с педагогическими работниками. Помимо общих оснований, установленных ст. 77 - 84.1 ТК РФ, ст. 336 ТК РФ предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора: повторное в течение года нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, применение, в том числе, однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, а также достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.
Установление особенностей правового регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников обусловлено, прежде всего, спецификой педагогической деятельности, требующей повышенного интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения, необходимостью более продолжительного отдыха для восстановления сил и работоспособности и наличием длительного каникулярного перерыва в образовательном процессе в летнее время.
Анализ положений действующего законодательства позволяет выделить такие особенности правового регулирования рабочего времени педагогических работников как: установление сокращенного рабочего времени (не более 36 часов в неделю); деление рабочего времени педагога на части в зависимости от характера выполняемых трудовых обязанностей; определение продолжительности рабочего времени (нормы педагогической работы) за ставку заработной платы; закрепление особых положений о рабочем времени педагогических работников в нормативных правовых актах различного уровня; установление особенностей режима рабочего времени педагогов в каникулярное время и другие.
Действующим законодательством для педагогических работников установлены ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и возможность длительного отпуска сроком до одного года. Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников составляет 56 календарных дней. Право на длительный отпуск сроком до одного года возникает у педагогических работников, замещающих должности, поименованные в разделе I Номенклатуры и имеющие стаж непрерывной педагогической работы не менее 10 лет. Предоставляется данный отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы и по общему правилу, оплате не подлежит.
Оплата труда педагогических работников складывается из размера должностного оклада или ставки заработной платы, являющейся фиксированным размером оплаты труда за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Также дополнительно оплачиваются обязанности, которые прямо не входят в трудовую функцию конкретного работника, но являются частью образовательного процесса: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами; другие дополнительные видов работы.
Подробно порядок формирования заработной платы педагогов регламентирован, многочисленными нормативными актами, в частности, Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 29.12.2017 № ВП-1992/02), Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583, Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В заключение необходимо сказать, что труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания. Именно в этой связи важное место в доктрине права и образования уделяется педагогическим кадрам и педагогической деятельности, а также правовому регулированию их труда.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) // Российская газета. - 1993 - 25 декабря (дата обращения: 07.02.2021).
2. Всеобщая Декларация прав человека : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Российская газета. - 1995 (дата обращения: 07.02.2021).
3. О положении учителей : Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М. : Логос, 1993. - С. 120 - 138 (дата обращения: 07.02.2021).
4. О статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования
: Рекомендация ЮНЕСКО от 11.11.1997 // Консорциум Кодекс. -
Электронные данные. - Режим доступа:
ййр://йосз.сп1б.ги/боситеп1/901839542 (дата обращения: 07.02.2021).
5. Об обеспечении гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств доступа в общеобразовательные учреждения на условиях, предоставленных гражданам этих государств, а также о социальной защите обучающихся и педагогических работников общеобразовательных учреждений : Соглашение от 16.04.2004 г. Чолпон-Ате // Бюллетень международных договоров. - 2006. - №2. - С. 34-36 (дата обращения: 07.02.2021).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от
30.12.2001 № 197-ФЗ (в 31.12.2021) // справочно-правовая система
«Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения:
31.12.2021) .
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) // СЗ РФ. - 2002 - № 1 (ч. 1) . - Ст. 1 (дата обращения: 07.02.2021).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 07.04.2020) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954 (дата обращения: 07.02.2021).
9. О страховых пенсиях : Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. от 01.10.2019) // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965 (дата обращения: 15.06.2021).
10. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 18.03.2020) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598 (дата обращения: 31.12.2021).
11. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) // СЗ РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724 (дата обращения: 15.06.2021).
12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // справочно¬правовая система «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=390280&dst=1 00001#p6hNTtS9omHIMpqW (дата обращения: 17.02.2021).
13. О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности : Указ Президента РФ от 28.11.2018 N 679 // СЗ РФ. - 2018. - № 19. - Ст. 2334 (дата обращения: 17.01.2021).
14. О дополнительных мерах социальной защиты некоторых категорий граждан Российской Федерации : Указ Президента РФ 11.03.2020 N 180 // СЗ РФ. - 2020. - № 2. - Ст. 4643 (дата обращения: 15.02.2021).
15. Об установлении коэффициентов, применяемых к размерам доплат за классный чин (специальное звание), учитываемым при исчислении ежемесячной надбавки к пенсиям отдельным категориям пенсионеров : Указ Президента РФ от 24.01.2018 // СЗ РФ. - 2019. - № 5. - Ст. 501 (дата обращения: 12.12.2021).
16. О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках : Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 // СЗ РФ. - 2015. - № 21. - Ст. 3105 (дата обращения: 15.12.2021).
17. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций : Постановление Правительства РФ от 28.05.2014 № 3241п-П8 // Официальные документы в образовании. - 2015. - № 13 (дата обращения: 15.02.2021).
18. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 // СЗ РФ. - 2008. - № 33. - Ст. 3852 (дата обращения: 15.06.2021).
19. О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках: Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 // СЗ РФ. - 2015. - № 21. - Ст. 3105 (дата обращения: 15.06.2021).
20. О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений,
отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях,
проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) : Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 // СЗ РФ. - 2013. - № 44. - Ст. 5761 (дата обращения: 15.06.2021).
21. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 // СЗ РФ. - 2013 - № 33 - Ст. 4381 (дата обращения: 20.11.2021).
22. Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года : Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 // Российская газета. - 2016 (дата обращения: 20.11.2021).
23. Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях : Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (ред. от 20.02.2014) // справочно-правовая система: «Консультант Плюс». - Электронные данные. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req doc& base=LAW&n =16337 7#ilxOvtS8 okLuF9Ft1 (дата обращения: 20.11.2021).
24. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 (в ред. от 17.09.2010) // Российская газета. - 2008 (дата обращения: 20.11.2021).
25. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации
работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу : Приказ
Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293 // Гарант: справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru (Дата обращения: 14.03.2020).
26. Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. : Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н // справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://demo.consultant.ru/cgi/online .cgi?req=doc&base=LAW&n=375353#8h5ETtSI5O3jB2iM1 (дата обращения:
20.12.2021) .
27. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ
Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (в ред. от 31.05.2011) // Российская газета. - 2010. (дата обращения: 07.02.2021).
28. О применении работодателями профессиональных стандартов : Письмо Минтруда России от 06.07.2016 N 14-2/ООГ-6465 // Гарант: справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: https://www.garant.ru/pro ducts/ipo/prime/doc/71338746/ (дата обращения: 01.12.2021).
29. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре: Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 // Российская газета. - 2015. - 11 марта (дата обращения: 07.12.2021).
30. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической
работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки... : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 // справочно -правова система: «Консультант Плюс» - Электр. дан. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 175797/cae8c5232da471ce8 b34a1df606331500f13d07f/ (дата обращения: 30.12.2021).
31. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н // Российская газета. - 2013. - 18 декабря (дата обращения: 18.12.2021).
32. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н // Гарант: справ. Правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 18.12.2021).
33. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н // Гарант: справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 18.12.2021).
34. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н // Гарант: справ. правовая система. -
Электронные данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения:
17.12.2021) .
35. Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 // Российская газета. - 2016. - 16 июня (дата обращения: 30.12.2021).
36. Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года: Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 // Российская газета. - 2016. (дата обращения: 07.12.2021).
37. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н // Российская газета. - 2008. - 28 мая. (дата обращения: 07.02.2021).
38. Об учете "методического дня" в табеле рабочего времени : письмо Федеральной службы по труду и занятости от 22.05.2008г. №1168-6-1 // справочно-правова система: «Гарант» - Электр. дан. - Режим доступа : https://base.garant.ru/194411/ (дата обращения: 12.12.2021).
39. О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с
режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций : Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 октября 2015 г. № 08-ПГ-МОН-37849 // справочно-правова система: «Гарант» - Электр. дан. - Режим доступа :
https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71145936/ (дата обращения:
12.12.2021) .
40. Об образовании в Алтайском крае : Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС (в ред. от 11.11.2019) // Алтайская правда. - 2013. - 12 сентября (дата обращения: 01.02.2021).
41. Об учителе : Закон Республики Саха (Якутия) от 14.06.1995 З № 67-I (в ред. от 26.03.2015) // Якутские ведомости. - 1995. - 19 июля (дата обращения: 01.02.2021).
42. Об установлении денежного вознаграждения за выполнение функций
классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений забайкальского края ... :
Закон Забайкальского края от 26 марта 2010 года № 340-ЗЗК //
Забайкальский рабочий, 2010. - № 52. (дата обращения: 12.12.2021).
43. Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на
замещение вакантной должности руководителя образовательного учреждения: Приказ Комитета администрации Мамонтовского района по образованию от 04.10.2013 № 104р // Электронные данные. - Режим
доступа: http: //mmnsite.ucоz.ru/dоc/DОC3/pоlоzhenie_о_kоnkurse_na_zameshhe nie_vakansii_rukо.pdf (дата обращения 20.04.2021)
44. Об утверждении Положения о порядке осуществления единовременных выплат молодым специалистам, впервые поступившим на работу в муниципальные образовательные учреждения Завьяловского района : Постановление Администрации Завьяловского района Алтайского края от
17.08.2011 № 352 // Электронные данные. - Режим доступа:
https://docviewer.yandex.ru/view/839681161/?* (дата обращения 22.04.2021)
45. Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края : Постановление Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 // Алтайская правда. - 2012. - 08 марта. (дата обращения:
12.12.2021) .
46. Межотраслевое соглашение по организациям, подведомственным
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы утв. Всероссийским профсоюзом работников Российской
академии наук, Минобрнауки России, Профсоюзом работников здравоохранения РФ, Общероссийской общественной организацией Профсоюзом работников агропромышленного комплекса РФ 10.06.2021 // справочно-правовая система: «Консультант Плюс». - Электронные данные. - Режим доступа: https://www.consuttant.ru/ cons/cg i/online.cgi?req (дата обращения: 12.12.2021).
47. Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы утв. Минпросвещения России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ // справочно-правовая система: «Консультант Плюс». - Электронные данные. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/c gi/online.cgi?req (дата обращения: 12.12.2021).
48. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) (утратил силу) // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135 (дата обращения: 15.06.2021).
49. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от
12.11.2012) (утратил силу) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150 (дата обращения: 17.01.2021).
Юридическая практика:
50. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О // справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://www.consultant.ru/cons/cgi /online.cgi?req=doc&cacheid=6593 2D8C11DC973EAE892AD621DBCA2D&mode=backrefs&SORTT
51. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации : Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 // справочно-правовая система «Гарант». - Электр. дан. - Режим доступа : https: //base.garant.ru/12134976/
52. По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации» : Постановление
Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 N 41-П // СЗ РФ. - 2018 - № 30 (часть II). - Ст. 4189
53. По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи
83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, ... :
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П //
справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n =149 6 36&dst=100001#q6gCTtSSZa2sJvN81
54. Апелляционное определение Московского областного суда от
10.11.2014 по делу N 33-24839/2014 // справочно-правова система:
«Консультант Плюс» - Электр. дан. - Режим доступа : https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req
55. Апелляционное определение от 30.03.2015 СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха дело № 33-1041/2015 // Гарант: справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/
56. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2020 N 33-413372/2020 // Консультант Плюс [электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультатн Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://www.cоnsultant.ru/cоns/cgi/оnline.cgi?req=dоc&cacheid
57. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.06.2021 по делу N 33-18036/2021 // Консультант Плюс [электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : Ь11р8://^^^.соп8и11ап1.ги/соп8/сд Д/оп1гпе.сд1? req=dоc&cacheid
58. Апелляционное определение Московского городского суда от
14.10.2020 по делу N 33-411271/2020 // справочно-правовая система
«Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlinecgi?req=doc&base=MARB&n =2035557#y6 Hi Tt SeadmEseLU
59. Апелляционное определение от 14.05.2015 Московского городского суда. Дело № 33-12411/15 // Гарант: справ. правовая система. - Электронные данные. - Режим доступа: http://www.garant.ru (Дата обращения: 17.12.2021).
60. Апелляционное определение от 04.06.2014 СК по гражданским делам Астраханского областного суда. Дело № 33-1666/2014 // Архив Астраханского областного суда за 2014 г. URL: https://oblsud- ast. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op =doc& number =745349&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=250255
61. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от
28.02.2017 N 33-2287/2017 // справочно-правовая система: «Консультант Плюс». - Электронные данные. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc&cacheid
62. Апелляционное определение Московского городского суда от
18.07.2018 N 33-31304/2018 // справочно-правовая система: «Консультант Плюс». - Электронные данные. - Режим доступа:
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid
63. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.04.2020 N 88-723/2020 // Судебные решения.РФ. - Электр. дан. - Режим доступа : http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/47519890
64. Определение Приморского краевого суда от 8 июля 2014 г. по делу N 33-5877 // справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=SODV&n=38929#WszeTtSy0WlL8Lu4
65. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 31.07.2017 N 81-КГ17-9 // справочно-правовая система:
«Консультант Плюс». - Электронные данные. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi /online.cgi?req=doc&cacheid
66. Решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 23.09.2020 года № 2-1071/2020 2018 // Официальный сайт Индустриального районного суда г. Барнаула [электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : https://industrialny--alt.sudrf■ш/mоdules.php?name
67. Решение Канского городского суда Красноярского края от 19.11.2020 № 2-1146/2020 // Консультант Плюс [электронный ресурс] : справочно¬правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://www.cоnsultant.ru/cоns/cgi/оnline.cgi?req=dоc&cacheid
68. Решение Самарского областного суда от 20.11.2018 N 21-1597/2018 //
Консультант Плюс [электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультатн Плюс». - Электр. дан. - Режим доступа : https://www.cоnsultant.ru/cоns/cgi/оnline.cgi?req=dоc&cacheid
Специальная литература:
69. Аверьянова, М. И. Особенности правового регулирования труда педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: дис. ... канд. юрид. наук / М.И. Аверьянова. - М., 2014 - С. 89.
70. Агаркова, Д.А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Д.А. Агаркова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2013. - №2. - С. 101-107.
71. Аксенова, Д.А. Образовательное право : учебное пособие для бакалавров / под общ. ред. Д. А. Аксеновой. - М. : Книгодел, 2016. - С. 143.
72. Безотецкая, И.П. Особенности возникновения трудовых правоотношений у педагогических работников / И.П. Безотецкая // Юристъ - Правоведъ. - 2016. - №5. - С. 86-92.
73. Быковская, Т.С. Особенности рабочего времени педагогических работников : пробелы законодательства / Т.С. Быковская // Инновационная наука. - 2016. - с. 124-128.
74. Волохова, Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации / Е.Д. Волохова. - М. : Готика. - 2004. - 240 с.
75. Воробьева, Е.В. Увольнение работников / Е.В. Воробьева. - М. : АйСи Групп. - 2013. - С. 92.
76. Горошко, Т. Оспаривание увольнения преподавателя вуза: обзор судебной практики / Т. Горошко // Трудовое право. - 2020. - №7. - с. 7-18.
77. Ершова, И.В. Заведующий кафедрой как триада ипостасей: менеджер, преподаватель, научный работник / И.В. Ершова // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - №9. - с. 64-70.
78. Заковенко Г.О. Рабочее время и время отдыха: проблемы в правовом регулировании / Г.О. Заковенко, М.И. Бесхмельнов // Скиф. Вопросы отечественной науки. - 2019. - № 4. - с. 15-19.
79. Ибрагимов, М.Г. Новое в правовом статусе педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность / М.Г. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова. - Казань : Казанский педагогический журнал. - 2013. - №7. - С. 15-23.
80. Иванова, Е.В. Правовое регулирование труда педагогических работников / Е.В. Иванова // Цифровая наука. - 2020. - №4. - с. 163-172.
81. Ильин, А. Права и обязанности учителей. Справочник для педагогов и администрации общеобразовательных школ / А.Ильин // LitRes. - 2018. - 100 с.
82. Козырин, А.Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации : к вопросу о системе источников российского образовательного права / А.Н. Козырин // Право и образование. - 2007. - № 2. - С. 5-22.
83. Козырин, А. Н. Правовое регулирование отношений в сфере образования : научно-практический комментарий статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2016. - Т. 8. - С. 11
84. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 8-е изд., испр., доп. и перераб. - М.: КОНТРАКТ, 2019. -1254 с.
85. Коршунова, Т.Ю. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников / отв. ред. Т.Ю. Коршунова. - М. : Из-во «Юриспруденция», 2015. - С. 156.
86. Куревина, Л.В. Профессиональные стандарты педагогической деятельности / Л.В Куревина // Учреждения образования : бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - №10. - С. 69.
87. Ларюшкин, С. А. Права и социальные гарантии педагогических работников в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Законом «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 / С.А. Ларюшкин // Народное образование. - 2016. - № 2. - С. 47.
88. Лунина, О. Отпуск педагогам сроком до одного года / О. Лунина // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2016. - № 7. - С. 68.
89. Малеина, М.Н. Аморальный проступок преподавателя : правовая оценка понятия и последствий в сфере трудового и гражданского права / М.Н. Малеина // Журнал российского права. - 2018. - N10. - С. 61-72.
90. Москалева, А.А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса педагогического работника / А.А. Москалева // Г осударство и право в условиях современного гражданского общества. - 2016. - С. 59-61.
91. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / под общ. ред. А.А. Кирилловых. - М. : Деловой двор, 2016 - С. 327
92. Обзор и анализ законодательства в области образования в Российской федерации : Аналитический отчет / Е.В. Буслов, Е.Д. Волохова, Г.Т. Ермошин. - Уфа : Восточный университет. - 2017. - С. 12.
93. Особенности правового регулирования трудовых отношений категорий работников : научно-практическое пособие / отв. ред. Т.Ю. Коршунова. - М. : Статут, 2015. - 324 с.
94. Першина, Л. Б. Актуальные проблемы реализации прав, свобод и гарантий педагогических работников / Л.Б. Першина // Актуальные вопросы юридических наук. - Чита : Издательство Молодой ученый. - 2018. - С. 5-7.
95. Пластинина, Н. Практика споров, вытекающих из увольнений "по старости" / Н. Пластинина // Трудовое право. - 2013. - N 12. - С. 25-36.
96. Скорбич, Ю.О. Уголовная ответственность педагогических работников за ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей / Ю.О. Скорбич. - М. : Социально-политические науки. - 2018. - С. 5-8.
97. Социальное партнерство в сфере образования : учебное пособие / под ред. Т.В. Куприяновой, В.П.Юдина. - М. : Издательство МГОУ, 2006. - 60 с.
98. Старушко, В.А. Теоретический аспект понятий «Правовой статус» и «Правосубъектность» / В.А. Старушко // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2013. - №5. - С. 10-15.
99. Сырых, В.М. Введение в теорию образовательного права / В.М. Сырых.
- М. : Изд-во «Готика», 2002. - 400 с.
100. Сырых, В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых // Вестник СГАП. - 2006. - №1. - С. 6-12.
101. Тарасов, В.Д. Система оплаты труда педагогов / В.Д. Тарасов // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. - 2013 - № 11 - С.
14
102. Толоконников, В. К. Особенности правового статуса педагогического работника в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» / В.К. Толоконников. - Самара : Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия : Право. - 2017. - № 1. - С. 47.
103. Трудовое право России в 2 т. Том 2 Особенная часть : учебник для вузов / Е.Б. Хохлов [и др.] ; ответственный редактор Е.Б. Хохлов, В.А. Сафонов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020.
104. Черных, Н.В. Правовой статус научных работников в России и зарубежных странах / Н.В. Черных // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - с. 67-75.
105. Шадрина, Т. Положение об оплате труда в образовательной организации / Т. Шадрина // Учреждения образования : бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - № 10. - С. 27
106. Шалаев, А.В. Некоторые вопросы прекращения трудового договора по инициативе работодателя / А.В. Шалаев // Делопроизводство и кадры. - 2015.
- № 10. - С. 22
107. Шипачев, А.В. Юридическая ответственность педагогических работников / А.В. Шипачев // Общество: экономика, политика, право. - 2017.
- № 6. - С. 14-20.
108. Шкатулла, В.И. Трудовые права педагогических работников: правовое регулирование / В.И. Шкатулла // Народное образование. - 2019. - №5. - с. 104-109.
109. Юсупова, Л.А. Правовая процедура привлечения работников к ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих трудовых обязанностей / Л.А. Юсупова // Символ науки. - 2018. - №11. - С. 69-72.
110. Ягофаров, Д.А. Правовое регулирование системы образования : учебное пособие / Д.А. Ягофаров. - М. : ГОУ Московский педагогический государственный университет, 2004. - 211 с.