Правовое регулирование труда молодежи в Российской Федерации
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА МОЛОДЕЖИ 8
1.1. Понятия, применяемые нормотворческими органами для обозначения работников младшей возрастной группы 8
1.2. Понятие и содержание правового статуса несовершеннолетних работников 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ 18
2.1. Возникновение трудовых правоотношений с
несовершеннолетними 18
2.2. Особенности прекращения трудового договора с
несовершеннолетними 25
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО
ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, ОПЛАТЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 33
3.1. Особенности рабочего времени и времени отдыха
несовершеннолетних 33
3.2. Особенности оплаты и охраны труда
несовершеннолетних 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ТРУДА МОЛОДЕЖИ 8
1.1. Понятия, применяемые нормотворческими органами для обозначения работников младшей возрастной группы 8
1.2. Понятие и содержание правового статуса несовершеннолетних работников 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ 18
2.1. Возникновение трудовых правоотношений с
несовершеннолетними 18
2.2. Особенности прекращения трудового договора с
несовершеннолетними 25
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО
ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, ОПЛАТЫ И ОХРАНЫ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 33
3.1. Особенности рабочего времени и времени отдыха
несовершеннолетних 33
3.2. Особенности оплаты и охраны труда
несовершеннолетних 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Решение многих проблем, стоящих перед Россией в настоящее время, равно как и само ее будущее, во многих аспектах связано с молодежью, поэтому в наши дни молодежная проблематика, несомненно, должна находиться в центре внимания науки и практики, включая науку трудового права и практику применения трудового законодательства.
Формирование и эффективное использование трудового потенциала молодого поколения особенно актуально в условиях политических и социально-экономических преобразований, когда внедряются проекты научно-технического, социально-экономического и промышленного развития. Молодежь является основной базой пополнения трудовых ресурсов в современной России. Решение проблем трудовой социализации и адаптации молодежи, развития и реализации личностных и профессиональных возможностей молодого поколения является одним из важнейших направлений государственной политики в России .
Молодежь как социально-экономическая группа имеет свою специфику: низкий уровень информированности о состоянии рынка труда и возможностях профессионального обучения, незнание основ трудового законодательства, отсутствие опыта работы, но в тоже время мобильность и готовность к самостоятельности, высокая инициативность и стремление к освоению инноваций.
Данные черты делают молодежь менее защищенной как социальную группу. Так же можно выделить проблемы, связанные с получением высшего образования, устройством на работу по специальности, приобретением жилья, различные материальные блага, т.е. все то, что отражается на качестве жизни молодых людей.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы.
Относительными преимуществами работающей молодежи можно считать то, что они более склонны к новшествам; обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост и карьеру; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать; готовы начать работу с нуля и развиваться, а также проявляют тягу к новым знаниям и повышениям профессиональных навыков.
В ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплены основные права граждан в сфере труда, при этом в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ сформулирована обязанность государства гарантировать равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами независимо от природных данных и от социальных черт личности. Права граждан, изложенные в Конституции РФ, раскрываются и дополняются принципами, сформулированными в виде законодательных гарантий обеспечения реализации трудовых прав работников, закрепленных в статьях Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Определенное сочетание этих гарантий можно рассматривать как обобщенные принципы российского трудового права. К их числу следует отнести, например, такие, как право на труд на основе равенства возможностей при запрещении дискриминации и равное право на содействие в обеспечении занятости и трудоустройства; повышенная государственная защита лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке, к которым как раз и относится молодежь, способная в этом смысле претендовать на роль специального субъекта социально-трудовых отношений.
Принятие Трудового кодекса РФ способствовало упорядочению правового регулирования труда несовершеннолетних работников, однако не решило всех проблем. Например, нуждаются в дальнейшем уточнении
юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессионального образования, а также не имеющей профессиональной подготовки. В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. В силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития они нуждаются сейчас в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов.
Вот почему разработка предложений по укреплению и развитию нормативных положений, регулирующих трудовые отношения с участием работников, не достигших возраста восемнадцати лет, является актуальной задачей науки трудового права.
Цель работы - комплексный анализ правового регулирования труда молодежи по действующему законодательству.
Задачами для достижения указанной цели являются:
- исследовать понятия, применяемые для обозначения работников младшей группы;
- определить содержания правового статуса несовершеннолетних работников;
- изучить особенности возникновения трудовых правоотношений с несовершеннолетними и особенности прекращения данных отношений;
- раскрыть особенности рабочего времени и времени отдыха
несовершеннолетних работников;
- проанализировать особенности оплаты и охраны труда
несовершеннолетних работников.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования труда молодежи в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, научные труды ученых, а также материалы судебной практики, связанные с особенностями регулирования труда молодежи.
Теоретической основой исследования явились труды ученых-юристов, внесших вклад в общую теорию права и в науку трудового права: Н.Г. Александрова, Л.Ю. Бугрова, Б.К. Бегичева, С.А. Иванова, В.М. Лебедева, Р.З. Лившица, Е.А. Монастырского, И.О. Снигиревой, А.И. Шебановой, Е.Б. Хохлова, Н.Н. Яворчук и др.
Правовые положения и выводы исследования основываются на нормативных актах Международной организации труда, Конституции Российской Федерации, трудовом, гражданском, административном и уголовном законодательствах, а также на практике их применения.
Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. При написании магистерской диссертации руководствовалась также частными научными методами исследования, такими как историко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, которые в совокупности составили методологическую основу исследования.
Практическая и научная значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования труда несовершеннолетних работников. Автором конкретизировано понятие и содержание трудоправового статуса несовершеннолетнего, выявлены и проанализированы особенности возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. В работе исследованы правовые гарантии охраны труда подростков, показана специфика оплаты труда несовершеннолетних работников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней методические и методологические положения доведены до уровня практических рекомендаций и могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Формирование и эффективное использование трудового потенциала молодого поколения особенно актуально в условиях политических и социально-экономических преобразований, когда внедряются проекты научно-технического, социально-экономического и промышленного развития. Молодежь является основной базой пополнения трудовых ресурсов в современной России. Решение проблем трудовой социализации и адаптации молодежи, развития и реализации личностных и профессиональных возможностей молодого поколения является одним из важнейших направлений государственной политики в России .
Молодежь как социально-экономическая группа имеет свою специфику: низкий уровень информированности о состоянии рынка труда и возможностях профессионального обучения, незнание основ трудового законодательства, отсутствие опыта работы, но в тоже время мобильность и готовность к самостоятельности, высокая инициативность и стремление к освоению инноваций.
Данные черты делают молодежь менее защищенной как социальную группу. Так же можно выделить проблемы, связанные с получением высшего образования, устройством на работу по специальности, приобретением жилья, различные материальные блага, т.е. все то, что отражается на качестве жизни молодых людей.
Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы.
Относительными преимуществами работающей молодежи можно считать то, что они более склонны к новшествам; обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост и карьеру; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать; готовы начать работу с нуля и развиваться, а также проявляют тягу к новым знаниям и повышениям профессиональных навыков.
В ст. 37 Конституции Российской Федерации закреплены основные права граждан в сфере труда, при этом в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ сформулирована обязанность государства гарантировать равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами независимо от природных данных и от социальных черт личности. Права граждан, изложенные в Конституции РФ, раскрываются и дополняются принципами, сформулированными в виде законодательных гарантий обеспечения реализации трудовых прав работников, закрепленных в статьях Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Определенное сочетание этих гарантий можно рассматривать как обобщенные принципы российского трудового права. К их числу следует отнести, например, такие, как право на труд на основе равенства возможностей при запрещении дискриминации и равное право на содействие в обеспечении занятости и трудоустройства; повышенная государственная защита лиц, особо нуждающихся в социальной поддержке, к которым как раз и относится молодежь, способная в этом смысле претендовать на роль специального субъекта социально-трудовых отношений.
Принятие Трудового кодекса РФ способствовало упорядочению правового регулирования труда несовершеннолетних работников, однако не решило всех проблем. Например, нуждаются в дальнейшем уточнении
юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессионального образования, а также не имеющей профессиональной подготовки. В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. В силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития они нуждаются сейчас в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов.
Вот почему разработка предложений по укреплению и развитию нормативных положений, регулирующих трудовые отношения с участием работников, не достигших возраста восемнадцати лет, является актуальной задачей науки трудового права.
Цель работы - комплексный анализ правового регулирования труда молодежи по действующему законодательству.
Задачами для достижения указанной цели являются:
- исследовать понятия, применяемые для обозначения работников младшей группы;
- определить содержания правового статуса несовершеннолетних работников;
- изучить особенности возникновения трудовых правоотношений с несовершеннолетними и особенности прекращения данных отношений;
- раскрыть особенности рабочего времени и времени отдыха
несовершеннолетних работников;
- проанализировать особенности оплаты и охраны труда
несовершеннолетних работников.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования труда молодежи в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, научные труды ученых, а также материалы судебной практики, связанные с особенностями регулирования труда молодежи.
Теоретической основой исследования явились труды ученых-юристов, внесших вклад в общую теорию права и в науку трудового права: Н.Г. Александрова, Л.Ю. Бугрова, Б.К. Бегичева, С.А. Иванова, В.М. Лебедева, Р.З. Лившица, Е.А. Монастырского, И.О. Снигиревой, А.И. Шебановой, Е.Б. Хохлова, Н.Н. Яворчук и др.
Правовые положения и выводы исследования основываются на нормативных актах Международной организации труда, Конституции Российской Федерации, трудовом, гражданском, административном и уголовном законодательствах, а также на практике их применения.
Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. При написании магистерской диссертации руководствовалась также частными научными методами исследования, такими как историко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, которые в совокупности составили методологическую основу исследования.
Практическая и научная значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования труда несовершеннолетних работников. Автором конкретизировано понятие и содержание трудоправового статуса несовершеннолетнего, выявлены и проанализированы особенности возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений несовершеннолетних работников. В работе исследованы правовые гарантии охраны труда подростков, показана специфика оплаты труда несовершеннолетних работников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней методические и методологические положения доведены до уровня практических рекомендаций и могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Проблема занятости молодежи не теряет остроты. Проведенное исследование состояния правового регулирования труда молодежи при переходе к рыночной экономике позволяет сделать вывод о том, что интенсивное развитие рыночных отношений, становление нового хозяйственного механизма повлекло за собой возрастание уровня социальных потребностей и притязаний граждан нашего общества и молодежи в том числе.
В свою очередь качественные изменения общественных отношений и политических ориентиров, переход к рыночной экономике сопровождаются не менее качественными изменениями в правовом регулировании трудовых отношений и непосредственно с ними связанных отношений с участием молодежи.
Несовершеннолетние - это самая слабо защищенная социальная группа. Они не способны самостоятельно отстаивать свои права. А в области трудовых правоотношений все еще намного сложнее. Работодатели под различными предлогами стараются не принимать на работу несовершеннолетних, в связи со сложностью обеспечения соблюдения законодательства о труде и качеством работ, низкой производительности труда, сложностью организации рабочих мест работников моложе 18 лет, ограничение по профессиям и специальностям по выполняемой работе, где можно использовать труд подростков до 18 лет.
Наиболее часто совершают следующие трудовые правонарушения:
1. Трудовой договор с несовершеннолетними не заключаются или оформление не надлежащим образом.
2. Увольнение несовершеннолетнего производится незаконно, либо администрацией не соблюдается установленный порядок увольнения лиц моложе 18 лет, т.е. отсутствует согласие выбранного профсоюзного органа, государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
3. При приеме на работу лиц до 18 лет назначается испытательный срок, не проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры.
4. Не соблюдаются нормы выработки для работников до 18 лет, их привлекают к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
5. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней, вместо 31.
6. Нарушаются особенности оплаты труда для данной категории работников при сокращенной продолжительности времени.
7. Большинство работодателей не соблюдают правила по охране труда, т.е. привлекают несовершеннолетних к работам на которых им запрещено трудиться, не обеспечивают средствами индивидуальной защиты, с ними не проводится инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
В результате исследования обозначенной проблемы сделан вывод о том, что в современном мире широкое распространение получила практика признания государством молодежи на законодательном уровне в качестве особой социальной группы, характеризующейся определенными признаками.
Включив в действующее законодательство понятие
несовершеннолетнего, законодатель создал особую демографическую группу людей, носящих специфические права и обязанности, что требует повышенной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психофизиологическими и социальными качествами их личности.
Анализ молодежного рынка труда позволяет констатировать, что молодежь сталкивается с большими трудностями при выборе и получении профессии после окончания общеобразовательной школы, устройстве на работу, получении достойного заработка, выстраивании профессиональной карьеры. Рабочая сила из числа молодежи, требующая дополнительных расходов на повышение квалификации и на социальные цели, на этапе адаптации на производстве, зачастую становится невыгодной для работодателя, в результате оказывается менее конкурентоспособной на рынке труда. Отсутствие стимулирующих факторов (налоговых льгот, инвестиций на создание рабочих мест и других) не заинтересовывает работодателей к созданию рабочих мест и трудоустройству на имеющиеся вакантные рабочие места несовершеннолетних граждан и молодежи.
Как представляется, решение указанных проблем возможно, если совершенствовать законодательно-правовую базу для организации детского труда, направленную, в первую очередь, на защиту прав и интересов ребенка и препятствующую выталкиванию подростков с легального на нелегальный рынок труда. В этом смысле представляется необходимым разработать Концепцию занятости молодежи в России; создать эффективную систему трудоустройства молодежи, как на временной так и на постоянной основе путем принятия специального федерального закона об особенностях трудоустройства молодежи, лиц до 18-летнего возраста, в котором бы закреплялось и трудоустройство выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и квотирование рабочих мест для окончивших или не окончивших средние общеобразовательные школы.
Рассматривая возникновение и прекращение трудовых
правоотношений с несовершеннолетним работником принято выделять особенности, обусловленные, во-первых, спецификой интеллектуально-волевой природы этих лиц и, во-вторых, спецификой физического развития их организма.
Представляется целесообразным ст. 78 ТК РФ дополнить текстом следующего содержания: «При расторжении трудового договора по соглашению сторон, когда работником является лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, о достигнутом соглашении должны быть уведомлены родители (опекуны, попечители) данного работника и орган опеки и попечительства. Работодатель обязан направить копию приказа (распоряжения) об увольнении лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, родителям, (опекунам, попечителям) работника и в орган опеки и попечительства».
Дополнить ч. 1 ст. 80 ТК РФ следующим текстом: «При расторжении трудового договора по инициативе работника, не достигшего возраста шестнадцати лет, о поданном им заявлении об увольнении уведомляются родители (опекуны, попечители) данного работника и орган опеки и попечительства. Работодатель также обязан направить копию приказа (распоряжения) об увольнении лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, родителям (опекунам, попечителям) работника и в орган опеки и попечительства».
Рассматривая гарантии охраны труда несовершеннолетних работников, было установлено, что удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск несовершеннолетним работникам устанавливается в результате совокупности таких причин, как:
• повышенное внимание государства к охране труда несовершеннолетних работников;
• учет особенностей ускоренного развития их организма;
• увеличение свободного времени для полноценного умственного и физического развития несовершеннолетних работающих граждан.
Представляется, что порядок предоставления удлиненных отпусков должен также учитывать возрастные физиологические изменения, происходящие в организме несовершеннолетних в связи с увеличением их возраста. Поэтому, принимая во внимания специфику организма подростков, целесообразно ввести в ТК РФ норму, предусматривающую дифференцированный подход к определению продолжительности отпуска данной категории работников в зависимости от их возраста. В связи с этим ст. 267 ТК РФ можно изложить в следующей редакции: «В целях охраны труда работающих подростков, необходимости обеспечения более длительного отдыха с учетом особенностей и ускоренного процесса развития их организма, а также необходимости увеличения свободного времени для полноценного умственного и физического развития, работникам в возрасте до 16 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 45 календарных дней, а работникам в возрасте от 16 до 18 лет - не менее 35 календарных дней. Удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется всем работникам в возрасте до 18 лет, работающим на условиях трудового договора, независимо от места работы, должности, условий труда и отрасли в удобное для них время. Правом на удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск работники пользуются до достижения ими возраста 18 лет. После достижения 18-летнего возраста на работников распространяются общие положения Трудового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, с принятием Трудового кодекса Российской Федерации завершился важный этап реформы трудового законодательства, в том числе, как мы смогли убедиться, и реформы законодательства о труде молодежи.
Так как неполное использование трудового потенциала молодежи - негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня - это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем. Несомненно, практика применения ТК РФ в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием всех возрастных групп молодежи при переходе к новому типу экономики выявит и иные вопросы, требующие своего решения.
В свою очередь качественные изменения общественных отношений и политических ориентиров, переход к рыночной экономике сопровождаются не менее качественными изменениями в правовом регулировании трудовых отношений и непосредственно с ними связанных отношений с участием молодежи.
Несовершеннолетние - это самая слабо защищенная социальная группа. Они не способны самостоятельно отстаивать свои права. А в области трудовых правоотношений все еще намного сложнее. Работодатели под различными предлогами стараются не принимать на работу несовершеннолетних, в связи со сложностью обеспечения соблюдения законодательства о труде и качеством работ, низкой производительности труда, сложностью организации рабочих мест работников моложе 18 лет, ограничение по профессиям и специальностям по выполняемой работе, где можно использовать труд подростков до 18 лет.
Наиболее часто совершают следующие трудовые правонарушения:
1. Трудовой договор с несовершеннолетними не заключаются или оформление не надлежащим образом.
2. Увольнение несовершеннолетнего производится незаконно, либо администрацией не соблюдается установленный порядок увольнения лиц моложе 18 лет, т.е. отсутствует согласие выбранного профсоюзного органа, государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
3. При приеме на работу лиц до 18 лет назначается испытательный срок, не проводятся предварительные обязательные медицинские осмотры.
4. Не соблюдаются нормы выработки для работников до 18 лет, их привлекают к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
5. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 28 календарных дней, вместо 31.
6. Нарушаются особенности оплаты труда для данной категории работников при сокращенной продолжительности времени.
7. Большинство работодателей не соблюдают правила по охране труда, т.е. привлекают несовершеннолетних к работам на которых им запрещено трудиться, не обеспечивают средствами индивидуальной защиты, с ними не проводится инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
В результате исследования обозначенной проблемы сделан вывод о том, что в современном мире широкое распространение получила практика признания государством молодежи на законодательном уровне в качестве особой социальной группы, характеризующейся определенными признаками.
Включив в действующее законодательство понятие
несовершеннолетнего, законодатель создал особую демографическую группу людей, носящих специфические права и обязанности, что требует повышенной правовой защиты несовершеннолетних, обусловленной психофизиологическими и социальными качествами их личности.
Анализ молодежного рынка труда позволяет констатировать, что молодежь сталкивается с большими трудностями при выборе и получении профессии после окончания общеобразовательной школы, устройстве на работу, получении достойного заработка, выстраивании профессиональной карьеры. Рабочая сила из числа молодежи, требующая дополнительных расходов на повышение квалификации и на социальные цели, на этапе адаптации на производстве, зачастую становится невыгодной для работодателя, в результате оказывается менее конкурентоспособной на рынке труда. Отсутствие стимулирующих факторов (налоговых льгот, инвестиций на создание рабочих мест и других) не заинтересовывает работодателей к созданию рабочих мест и трудоустройству на имеющиеся вакантные рабочие места несовершеннолетних граждан и молодежи.
Как представляется, решение указанных проблем возможно, если совершенствовать законодательно-правовую базу для организации детского труда, направленную, в первую очередь, на защиту прав и интересов ребенка и препятствующую выталкиванию подростков с легального на нелегальный рынок труда. В этом смысле представляется необходимым разработать Концепцию занятости молодежи в России; создать эффективную систему трудоустройства молодежи, как на временной так и на постоянной основе путем принятия специального федерального закона об особенностях трудоустройства молодежи, лиц до 18-летнего возраста, в котором бы закреплялось и трудоустройство выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и квотирование рабочих мест для окончивших или не окончивших средние общеобразовательные школы.
Рассматривая возникновение и прекращение трудовых
правоотношений с несовершеннолетним работником принято выделять особенности, обусловленные, во-первых, спецификой интеллектуально-волевой природы этих лиц и, во-вторых, спецификой физического развития их организма.
Представляется целесообразным ст. 78 ТК РФ дополнить текстом следующего содержания: «При расторжении трудового договора по соглашению сторон, когда работником является лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, о достигнутом соглашении должны быть уведомлены родители (опекуны, попечители) данного работника и орган опеки и попечительства. Работодатель обязан направить копию приказа (распоряжения) об увольнении лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, родителям, (опекунам, попечителям) работника и в орган опеки и попечительства».
Дополнить ч. 1 ст. 80 ТК РФ следующим текстом: «При расторжении трудового договора по инициативе работника, не достигшего возраста шестнадцати лет, о поданном им заявлении об увольнении уведомляются родители (опекуны, попечители) данного работника и орган опеки и попечительства. Работодатель также обязан направить копию приказа (распоряжения) об увольнении лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, родителям (опекунам, попечителям) работника и в орган опеки и попечительства».
Рассматривая гарантии охраны труда несовершеннолетних работников, было установлено, что удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск несовершеннолетним работникам устанавливается в результате совокупности таких причин, как:
• повышенное внимание государства к охране труда несовершеннолетних работников;
• учет особенностей ускоренного развития их организма;
• увеличение свободного времени для полноценного умственного и физического развития несовершеннолетних работающих граждан.
Представляется, что порядок предоставления удлиненных отпусков должен также учитывать возрастные физиологические изменения, происходящие в организме несовершеннолетних в связи с увеличением их возраста. Поэтому, принимая во внимания специфику организма подростков, целесообразно ввести в ТК РФ норму, предусматривающую дифференцированный подход к определению продолжительности отпуска данной категории работников в зависимости от их возраста. В связи с этим ст. 267 ТК РФ можно изложить в следующей редакции: «В целях охраны труда работающих подростков, необходимости обеспечения более длительного отдыха с учетом особенностей и ускоренного процесса развития их организма, а также необходимости увеличения свободного времени для полноценного умственного и физического развития, работникам в возрасте до 16 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 45 календарных дней, а работникам в возрасте от 16 до 18 лет - не менее 35 календарных дней. Удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется всем работникам в возрасте до 18 лет, работающим на условиях трудового договора, независимо от места работы, должности, условий труда и отрасли в удобное для них время. Правом на удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск работники пользуются до достижения ими возраста 18 лет. После достижения 18-летнего возраста на работников распространяются общие положения Трудового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, с принятием Трудового кодекса Российской Федерации завершился важный этап реформы трудового законодательства, в том числе, как мы смогли убедиться, и реформы законодательства о труде молодежи.
Так как неполное использование трудового потенциала молодежи - негативное явление, поскольку замедляется процесс обновления рабочей силы и ротация кадров, особенно в тех отраслях, работа в которых для молодых людей не привлекательна. А растрата их трудового потенциала сегодня - это потеря качества рабочей силы в ближайшем будущем. Несомненно, практика применения ТК РФ в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с участием всех возрастных групп молодежи при переходе к новому типу экономики выявит и иные вопросы, требующие своего решения.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА СПОРТСМЕНОВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социальные пенсии в Российской Федерации: правовое регулирование и актуальные проблемы (Академия управления городской средой, градостроительства и печати)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Правовое регулирование труда несовершеннолетних творческих работников
Магистерская диссертация, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Трудовые права несовершеннолетних в РФ: правовое регулирование и проблемы реализации
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ТУРИЗМА»
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование дистанционной занятости
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021





