Трансформация телевизионного контента в условиях развития социальных медиа (на примере российских телеканалов)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Новый тип медиапотребления как фактор трансформации традиционных форматов и стратегии продвижения телевизионного контента 8
1.1. Новый тип медиапотребления как причина трансформации
медиастратегий телевизионных каналов 8
1.2. Современные стратегии продвижения телевизионного контента 14
1.3. Гибридизация жанров и новые телевизионные форматы для интернет -
платформ 23
ГЛАВА 2. Специфика производства и продвижения телевизионного контента в социальных сетях 32
2.1. Трансформация алгоритмов производства телевизионного контента в
условиях конвергенции 32
2.2. Проблемы продвижения развлекательного телевизионного контента в
социальных сетях на примере телеканала СТС 45
2.3. Проблемы переупаковки телевизионного контента для социальных
сетей на примере Первого канала 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
ГЛАВА 1. Новый тип медиапотребления как фактор трансформации традиционных форматов и стратегии продвижения телевизионного контента 8
1.1. Новый тип медиапотребления как причина трансформации
медиастратегий телевизионных каналов 8
1.2. Современные стратегии продвижения телевизионного контента 14
1.3. Гибридизация жанров и новые телевизионные форматы для интернет -
платформ 23
ГЛАВА 2. Специфика производства и продвижения телевизионного контента в социальных сетях 32
2.1. Трансформация алгоритмов производства телевизионного контента в
условиях конвергенции 32
2.2. Проблемы продвижения развлекательного телевизионного контента в
социальных сетях на примере телеканала СТС 45
2.3. Проблемы переупаковки телевизионного контента для социальных
сетей на примере Первого канала 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Развитие цифровых технологий в начале XXI века поставило традиционные СМИ перед необходимостью трансформации и развития на новых платформах. Полностью изменилась медиасреда, в которой основным средством коммуникации и поставщиком информации стал смартфон, а каналами её распространения - социальные медиа. Первыми с этими изменениями, а точнее сказать, вызовом, столкнулись печатные СМИ: с развитием Интернета они стали стремительно терять аудиторию и были вынуждены сначала сосредоточиться на создании и разработке онлайн- версий, а затем осваивать платформы социальных сетей для продвижения своего контента и расширения аудитории.
Телевидение долгое время ощущало себя особым звеном в процессах цифровой и медийной революции. Действительно, до сих пор оно остаётся в России медиа номер один по общему охвату аудитории (в европейских странах, кстати, аудитория более массово «уходит из телевизора»). По данным исследований «Медиаскопа» за 2020 год хотя бы раз в месяц телевизор включали 97% россиян, а ежедневно его смотрят 67%. Для сравнения в Интернет, по данным того же «Медиаскопа», хотя бы раз в месяц выходили 70,8% россиян, ежедневных пользователей - 65,2%. Однако
данные медиаизмерений показывают последние 5 лет устойчивую динамику потери аудитории телевидением, особенно аудитории молодой, и рост аудитории Рунета. Пандемия коронавируса и локдаун повысили телевизионные рейтинги лишь временно [Аудитория интернета, www]. Снижается и ещё один показатель - время линейного просмотра [Ксения Ачкасова, www]. Поведенческие стратегии современного пользователя контента не предполагают привязку к эфирной сетке, ожидание времени программы - пользователь хочет смотреть то, что ему нравится в то время, когда ему это удобно.
Но наиболее остро телевидение почувствовало необходимость трансформаций и сохранения аудитории вследствие изменений на рекламном рынке: финансовые потоки быстрее цифр медиаизмерений
перераспределились в пользу Интернета. Так телевидение встало перед необходимостью выходить на новые площадки и платформы, выбирать новые стратегии продвижения контента и его переупаковки под новые каналы коммуникации. При этом у телевидения есть явные преимущества по сравнению с другими видами СМИ: примат визуального. Именно визуальный контент сегодня является наиболее востребованным у аудитории Интернета. Вопрос лишь в том, как его правильно подать аудитории с новыми пользовательскими установками. У каждого телеканала сегодня есть свои аккаунты в социальных сетях, однако их контент не всегда адекватен аудиторному запросу. Старые жанры и форматы не могут быть просто скопированы.
Как правило, журналисты используют социальные медиа только для продвижения своего контента, в меньшей степени - как самостоятельную платформу для распространения контента. И на сегодняшний день представляется актуальным вопрос разработки новых форм, правил переупаковки эфирного информационного контента в социальных медиа и грамотного продвижения тематического и развлекательного телевизионного продукта.
Объектом исследования является телевизионный контент, размещенный в социальных медиа.
Предметом исследования трансформация форматов телевизионного контента и форм их его продвижения в социальных медиа.
Цель данной работы - выявить новые формы упаковки эфирного продукта для платформ социальных медиа и основные проблемы, связанные с трансформацией телевизионного контента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
4
1. Выявить особенности современного медиапотребления.
2. Определить степень влияния медиапотребления на стратегии продвижения телевизионного контента.
3. Рассмотреть новые стратегии продвижения телевизионного контента.
4. Выявить трансформацию жанров и форматов телевизионного контента под влиянием социальных сетей.
5. Провести анализ производственного процесса и «упаковки» телевизионного контента под влиянием социальных сетей .
6. Провести анализ «упаковки» контента телеканалов Первый канал и СТС под влиянием социальных медиа.
7. Переупаковать контент, создаваемый Первым каналом и СТС, учитывая актуальные тренды.
Степень изученности темы. Проблема деятельности отечественных телеканалов в социальных сетях рассматривается в трудах Качкаевой А. Г., Морозовой Е. И., Хлызовой А. А., Щепиловой Г. Г., Шестеркиной Л. П. и т. д.
Смещение новых и традиционных жанров и форматов рассматривается в трудах Качкаевой А. Г., Морозовой Е. И., Хлызовой А. А., Щепиловой Г. Г., Биткова Л. А. и др.
«Переупаковка» телевизионного контента рассматривается в работах Шестеркиной Л. П., Шацкой А. Д. и др. Технологической составляющей телеканалов, необходимой для создания контента, уделяют внимание такие авторы, как Морозова Е. И., Браславец Л. А., Платова А.
Эмпирическая база исследования: телевизионный контент и контент аккаунтов телеканалов СТС и Первый канал в социальных сетях Instagram, Facebook, TikTok, «ВКонтакте» с 01.12.2020 по 01.05.2021, а также материалы информационного портала ВВС как образец работы с новыми трендами в производстве видео для пользователей Интернета.
5
Научная гипотеза: достижение эффективной деятельности
отечественных телеканалов на платформах социальных медиа невозможно без поиска новых форм продвижения и переупаковки классических эфирных форматов, простой перенос продукта на другой канал не всегда отвечает аудиторному запросу пользователя социальных медиа.
Новизна исследования данного исследования заключается в следующем: выявлены современные тренды в продвижении телевизионного контента на платформах социальных сетей, на основе контент-анализа аккаунтов двух телеканалов актуализированы проблемы переупаковки эфирного продукта для продвижения в социальных медиа.
Методы исследования. Кроме общенаучных методов, основным стал метод контент-анализа, который позволил провести исследование
содержания материалов телеканалов Первый канал и СТС, опубликованных в период с декабря 2020 г. по май 2021 г. в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, TikTok, Facebook.
Теоретическая значимость исследования. В работе проведена классификация основных современных трендов переупаковки и продвижения телевизионного контента, что может быть полезно исследователям проблем трансформации традиционных СМИ в условиях развития новых медиа.
Практическая значимость исследования. Анализ контента аккаунтов телеканалов и основанные на нём выводы могут быть полезны smm- специалистам и редакторам социальных сетей телекомпаний для корректировки стратегий работы с аудиторией социальных медиа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Телевидение долгое время ощущало себя особым звеном в процессах цифровой и медийной революции. Действительно, до сих пор оно остаётся в России медиа номер один по общему охвату аудитории (в европейских странах, кстати, аудитория более массово «уходит из телевизора»). По данным исследований «Медиаскопа» за 2020 год хотя бы раз в месяц телевизор включали 97% россиян, а ежедневно его смотрят 67%. Для сравнения в Интернет, по данным того же «Медиаскопа», хотя бы раз в месяц выходили 70,8% россиян, ежедневных пользователей - 65,2%. Однако
данные медиаизмерений показывают последние 5 лет устойчивую динамику потери аудитории телевидением, особенно аудитории молодой, и рост аудитории Рунета. Пандемия коронавируса и локдаун повысили телевизионные рейтинги лишь временно [Аудитория интернета, www]. Снижается и ещё один показатель - время линейного просмотра [Ксения Ачкасова, www]. Поведенческие стратегии современного пользователя контента не предполагают привязку к эфирной сетке, ожидание времени программы - пользователь хочет смотреть то, что ему нравится в то время, когда ему это удобно.
Но наиболее остро телевидение почувствовало необходимость трансформаций и сохранения аудитории вследствие изменений на рекламном рынке: финансовые потоки быстрее цифр медиаизмерений
перераспределились в пользу Интернета. Так телевидение встало перед необходимостью выходить на новые площадки и платформы, выбирать новые стратегии продвижения контента и его переупаковки под новые каналы коммуникации. При этом у телевидения есть явные преимущества по сравнению с другими видами СМИ: примат визуального. Именно визуальный контент сегодня является наиболее востребованным у аудитории Интернета. Вопрос лишь в том, как его правильно подать аудитории с новыми пользовательскими установками. У каждого телеканала сегодня есть свои аккаунты в социальных сетях, однако их контент не всегда адекватен аудиторному запросу. Старые жанры и форматы не могут быть просто скопированы.
Как правило, журналисты используют социальные медиа только для продвижения своего контента, в меньшей степени - как самостоятельную платформу для распространения контента. И на сегодняшний день представляется актуальным вопрос разработки новых форм, правил переупаковки эфирного информационного контента в социальных медиа и грамотного продвижения тематического и развлекательного телевизионного продукта.
Объектом исследования является телевизионный контент, размещенный в социальных медиа.
Предметом исследования трансформация форматов телевизионного контента и форм их его продвижения в социальных медиа.
Цель данной работы - выявить новые формы упаковки эфирного продукта для платформ социальных медиа и основные проблемы, связанные с трансформацией телевизионного контента.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
4
1. Выявить особенности современного медиапотребления.
2. Определить степень влияния медиапотребления на стратегии продвижения телевизионного контента.
3. Рассмотреть новые стратегии продвижения телевизионного контента.
4. Выявить трансформацию жанров и форматов телевизионного контента под влиянием социальных сетей.
5. Провести анализ производственного процесса и «упаковки» телевизионного контента под влиянием социальных сетей .
6. Провести анализ «упаковки» контента телеканалов Первый канал и СТС под влиянием социальных медиа.
7. Переупаковать контент, создаваемый Первым каналом и СТС, учитывая актуальные тренды.
Степень изученности темы. Проблема деятельности отечественных телеканалов в социальных сетях рассматривается в трудах Качкаевой А. Г., Морозовой Е. И., Хлызовой А. А., Щепиловой Г. Г., Шестеркиной Л. П. и т. д.
Смещение новых и традиционных жанров и форматов рассматривается в трудах Качкаевой А. Г., Морозовой Е. И., Хлызовой А. А., Щепиловой Г. Г., Биткова Л. А. и др.
«Переупаковка» телевизионного контента рассматривается в работах Шестеркиной Л. П., Шацкой А. Д. и др. Технологической составляющей телеканалов, необходимой для создания контента, уделяют внимание такие авторы, как Морозова Е. И., Браславец Л. А., Платова А.
Эмпирическая база исследования: телевизионный контент и контент аккаунтов телеканалов СТС и Первый канал в социальных сетях Instagram, Facebook, TikTok, «ВКонтакте» с 01.12.2020 по 01.05.2021, а также материалы информационного портала ВВС как образец работы с новыми трендами в производстве видео для пользователей Интернета.
5
Научная гипотеза: достижение эффективной деятельности
отечественных телеканалов на платформах социальных медиа невозможно без поиска новых форм продвижения и переупаковки классических эфирных форматов, простой перенос продукта на другой канал не всегда отвечает аудиторному запросу пользователя социальных медиа.
Новизна исследования данного исследования заключается в следующем: выявлены современные тренды в продвижении телевизионного контента на платформах социальных сетей, на основе контент-анализа аккаунтов двух телеканалов актуализированы проблемы переупаковки эфирного продукта для продвижения в социальных медиа.
Методы исследования. Кроме общенаучных методов, основным стал метод контент-анализа, который позволил провести исследование
содержания материалов телеканалов Первый канал и СТС, опубликованных в период с декабря 2020 г. по май 2021 г. в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, TikTok, Facebook.
Теоретическая значимость исследования. В работе проведена классификация основных современных трендов переупаковки и продвижения телевизионного контента, что может быть полезно исследователям проблем трансформации традиционных СМИ в условиях развития новых медиа.
Практическая значимость исследования. Анализ контента аккаунтов телеканалов и основанные на нём выводы могут быть полезны smm- специалистам и редакторам социальных сетей телекомпаний для корректировки стратегий работы с аудиторией социальных медиа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В ходе выполнения выпускной квалифицированной работы была достигнута основная цель исследования - выявить новые формы упаковки эфирного продукта для платформ социальных медиа и основные проблемы, связанные с трансформацией телевизионного контента. В заключении можно сделать следующие выводы.
Телевидение на данный момент является одним из самых популярных каналов передачи информации. Но и новые медиа невозможно представить без визуального контента. Структура медиапотребления кардинально изменилась за последние годы, что связано с цифровизацией медиа, появлением новых средств потребления контента, внедрением новых коммуникационных стратегий и т. д. Изменения типа медиапотребления повлияло на время, которое зритель тратит на просмотр телевидения, на тематические предпочтения аудитории, ее структуру.
Также трансформация медиапотребления повлияла и на стратегии продвижения контента, используемые телеканалами при создании контента. Так, для продвижения контента телеканалы используют следующие стратегии: грейзинг, кросс-промоушн, «айдишки», проморолики,
использование вирусной рекламы, публикация фото из аккаунта ведущих телеканалов, использование интерактивных историй и т. д.
Постоянное совершенствование технологий привело к началу смены жанра и формата. Традиционные жанры включают короткие новости, расширенные новости, аналитические статьи, обзоры, опросы, интервью, отчеты и т. д. Появление жанров и модификация существующих жанров в основном направлены на уменьшение размера.
Важно понимать, что современный человек предпочитает потреблять информацию посредством социальных медиа, эта тенденция наблюдается и в сфере телевидения. Растущая доля пользователей смартфонов и тех, кто предпочитает смотреть видеоролики без звука, привели к тому, что 65
телевидение должно менять «упаковку» контента. Следует отметить, что западное телевидение лучше всего адаптируется под условия, возникшие в связи с развитием социальных медиа. Так, например, BBC часто использует эффект замедленной съемки, таймлапс, 2Э-анимацию, большое количество интерактивных вставок и т. д.
В данной работе также был проведён анализ трансформации контента СТС и Первого канала для продвижения в социальных медиа. В ходе анализа было отмечено, что телеканалы СТС стремятся следовать тенденциям при создании контента для различных платформ. При «переупаковке» шоу СТС использует нарезки, мемы, актуальную музыку и т. д., однако практически не публикует контент в Instagram. СТС также показывает наименьшую активность на платформе TikTok. Но произошли значительные изменения в транслируемом контенте. Так, при создании анонсов телеканалы стали использовать интересный и необычный дубляж, маски из социальных сетей, нарезки интересных фрагментов, использование молодежного сленга и т. д.
Трансформация контента Первого канала незначительна, изменений практически не наблюдается не только в развлекательном контенте, но и в информационном. Также данный канал в основном публикует одну и ту же новость в различных социальных сетях, при этом никак ее не меняя.
В связи с этим, следует отметить, что отечественным телеканалам необходимо следить за изменением трендов медиапотребления, а также изучать инструменты для создания контента, актуальные' в современное время. В частности, современного человека привлекает использование вертикальных видео, слоу-мо, таймлапсов, компьютерной графики, интерактивных вставок и т. д., которые можно использовать и при создании информационного контента. При этом, по-прежнему актуальным остается использование мемов для публикации развлекательного контента в социальных медиа, в том числе и в социальных сетях.
Телевидение на данный момент является одним из самых популярных каналов передачи информации. Но и новые медиа невозможно представить без визуального контента. Структура медиапотребления кардинально изменилась за последние годы, что связано с цифровизацией медиа, появлением новых средств потребления контента, внедрением новых коммуникационных стратегий и т. д. Изменения типа медиапотребления повлияло на время, которое зритель тратит на просмотр телевидения, на тематические предпочтения аудитории, ее структуру.
Также трансформация медиапотребления повлияла и на стратегии продвижения контента, используемые телеканалами при создании контента. Так, для продвижения контента телеканалы используют следующие стратегии: грейзинг, кросс-промоушн, «айдишки», проморолики,
использование вирусной рекламы, публикация фото из аккаунта ведущих телеканалов, использование интерактивных историй и т. д.
Постоянное совершенствование технологий привело к началу смены жанра и формата. Традиционные жанры включают короткие новости, расширенные новости, аналитические статьи, обзоры, опросы, интервью, отчеты и т. д. Появление жанров и модификация существующих жанров в основном направлены на уменьшение размера.
Важно понимать, что современный человек предпочитает потреблять информацию посредством социальных медиа, эта тенденция наблюдается и в сфере телевидения. Растущая доля пользователей смартфонов и тех, кто предпочитает смотреть видеоролики без звука, привели к тому, что 65
телевидение должно менять «упаковку» контента. Следует отметить, что западное телевидение лучше всего адаптируется под условия, возникшие в связи с развитием социальных медиа. Так, например, BBC часто использует эффект замедленной съемки, таймлапс, 2Э-анимацию, большое количество интерактивных вставок и т. д.
В данной работе также был проведён анализ трансформации контента СТС и Первого канала для продвижения в социальных медиа. В ходе анализа было отмечено, что телеканалы СТС стремятся следовать тенденциям при создании контента для различных платформ. При «переупаковке» шоу СТС использует нарезки, мемы, актуальную музыку и т. д., однако практически не публикует контент в Instagram. СТС также показывает наименьшую активность на платформе TikTok. Но произошли значительные изменения в транслируемом контенте. Так, при создании анонсов телеканалы стали использовать интересный и необычный дубляж, маски из социальных сетей, нарезки интересных фрагментов, использование молодежного сленга и т. д.
Трансформация контента Первого канала незначительна, изменений практически не наблюдается не только в развлекательном контенте, но и в информационном. Также данный канал в основном публикует одну и ту же новость в различных социальных сетях, при этом никак ее не меняя.
В связи с этим, следует отметить, что отечественным телеканалам необходимо следить за изменением трендов медиапотребления, а также изучать инструменты для создания контента, актуальные' в современное время. В частности, современного человека привлекает использование вертикальных видео, слоу-мо, таймлапсов, компьютерной графики, интерактивных вставок и т. д., которые можно использовать и при создании информационного контента. При этом, по-прежнему актуальным остается использование мемов для публикации развлекательного контента в социальных медиа, в том числе и в социальных сетях.
Подобные работы
- ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ЭФИРЕ
ТЕЛЕКАНАЛОВ РОССИЯ 24 И НТВ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Экспансия зарубежных форматов на российском телевидении (на примере "Первого канала")
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Трансформация спортивного контента для различных медиаплощадок (на примере телеканала «Матч ТВ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Эволюция телевизионной документалистики: мокьюментари, докудрама, трэш
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - 8ММ как инструмент продвижения (на примере бизнес аккаунта «Ететта_на1Ы;иШо»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В РЕГИОНАХ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ СПОСОБОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ НА
ТЕЛЕВИДЕНИИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Антропология современных медиа: особенности коммуникативных практик
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Специфика отражения темы спорта на современном российском телевидении (на примере канала Матч ТВ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019






