ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА .... 7
1.1. Механизмы адаптации организма 7
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов 8
1.3. Изменения в сердечно-сосудистой системе 9
1.4. Вариабельность сердечного ритма 11
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» 15
2.2. Анализ вариабельности сердечного ритма 18
ВЫВОДЫ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
В последние годы ВУЗы Российской Федерации для иностранных студентов являются наиболее востребованными, престижными и перспективными. ВУЗы в свою очередь также стремятся к увеличению количества иностранных студентов, поскольку при определении различных рейтингов, которые свидетельствует о степени престижности и популярности учебных заведений, степени конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, одним из важных показателей является количество иностранных студентов, обучающихся в учреждении. Подготовка иностранных студентов способствует обогащению международных связей, обмену научными знаниями и опытом и повышению уровня образования.
По данным крупного российского медиа-холдинга РБК, Алтайский край входит в топ-10 регионов России по количеству иностранных студентов. При этом около 80% иностранных студентов прибывают из стран СНГ.
В пресс-конференции информационного агентства ТАСС, посвященной завершению вступительной кампании в ВУЗы Сибирского федерального округа, ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров отметил, что в 2021 году в Алтайский государственный университет поступило свыше 900 иностранных студентов. Наряду с этим увеличивается численность студентов из Узбекистана.
Студенты-иностранцы попадают в новую языковую среду, при этом им необходимо овладеть большим объемом знаний и практического материала. Изучение материала на иностранном (русском) языке требует напряжения функциональных систем организма и таким образом является для студентов своеобразным стрессом (Романова и др., 2018).
Напряженная интеллектуальная работа, повышенная статическая нагрузка, ограничение двигательных функций, эмоциональные потрясения, эмотивность и многое другое напрямую связаны с негативными факторами, которые способствуют процессу формирования психоэмоционального напряжения по причине перегрузки вегетативной нервной системы, которая, в свою очередь, регулирует нормальное функционирование (Арчибасова, Куликов, 2015; Арчибасова и др., 2021; Надежкина и др., 2017; Украинцева и др., 2006).
Сердечный ритм является индикатором адаптации к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, а потому исследование вариабельности ритма сердца может быть использовано для изучения психоэмоциональных (стрессовых) изменений (Михайлов, 2000).
В связи с большим потоком поступающих студентов-иностранцев, в настоящее время проблемы адаптации к учебному процессу иностранных студентов становятся наиболее значимыми. Работы, посвященные изучению физиологических изменений при адаптации иностранных студентов немногочисленны.
Таким образом, тема, выбранная для исследования, является актуальной.
Цель работы: оценить степень адаптивности и вариабельность сердечного ритма иностранных студентов при изучении учебного материала на русском языке.
Задачи:
1. Оценить степень адаптивности иностранных студентов изучающих программу на русском языке;
2. Оценить показатели вариабельности ритма сердца иностранных студентов в спокойном состоянии;
3. Оценить показатели вариабельности ритма сердца студентов, изучающих русский язык больше 5 лет, при чтении текста на узбекском и русском языках;
4. Оценить показатели вариабельности ритма сердца студентов, изучающих русский язык меньше 1 года, при чтении текста на узбекском и русском языках.
1. Испытуемые обладают сниженным адаптационным потенциалом и низкой нервно-психической устойчивостью. Процесс адаптации протекает тяжело.
2. В спокойном состоянии отмечается некоторое преобладание симпатической регуляции сердечной деятельности и напряжение регуляторных систем, связанное с мобилизацией защитных механизмов.
3. У студентов, изучающих русский язык как иностранный больше 5 лет, при чтении текста на русском языке наблюдается усиление влияния парасимпатического отдела и усиление влияния центрального контура регуляции на ритм сердца.
4. У студентов, изучающих русский язык как иностранный меньше 1 года, при чтении текста на русском языке наблюдается усиление влияния симпатического отдела и центрального контура управления на сердечную деятельность - стресс-реакция.