ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИВЕНТ-ТУРИЗМ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ 5
1.1Понятие, история формирования, виды, классификация ивент-туризма 5
1.2Современное состояние ивент-туризма в России и за рубежом 10
1.3Ивент-туризм как одно из перспективных направлений развития
сферы туризма 13
2.РОЛЬ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В ИВЕНТ-ТУРИЗМЕ 17
2.1Ивент-маркетинг в гостиничном бизнесе 17
2.2Партнерство отелей и организаторов ивент-туризма 20
2.3Критерии качества средств размещения в ивент-туризме 23
3.АНАЛИЗ ОТЕЛЕЙ БАРНАУЛА В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА
ИВЕНТ-ТУРИЗМА 29
3.1Обзор и анализ отелей Барнаула в контексте ивент-туризма 29
3.2Событийный календарь Барнаула (2019 - 2021 гг.) 34
3.3SWOT-анализ гостиничного сервиса Барнаула для ивент-туризма 37
3.4Состояние и перспективы отелей Барнаула как средств размещения в ивент-туризме 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность исследования. В XXI веке сфера туристских услуг в России динамично развивается, и важное место в ней занимает индустрия гостеприимства. Актуальность темы работы обусловлена потребностью развития гостиничного бизнеса в России в сфере ивент-туризма, выявления специфики стандартов обслуживания и разработки стратегий управления гостиничными объектами.
Объект исследования - отели города Барнаула.
Предмет исследования - анализ отелей как элемента сферы гостеприимства в ивент-туризме.
Цель исследования - выявить состояние и перспективы отелей города Барнаула как средств размещения в ивент-туризме.
Задачи исследования:
-выполнить анализ понятия, истории формирования, сущности и
основных направлений ивент-туризма;
-выполнить анализ роли индустрии гостеприимства в мировом и
российском опыте ивент-туризма;
-выполнить анализ потенциала отелей города Барнаула в контексте ивент-туризма;
-выполнить SWOT-анализ гостиничного сервиса города Барнаула для ивент-туризма;
-выявить перспективы отелей Барнаула как средств размещения в ивент- туризме.
Методы исследования: комплексный анализ, системный подход,
сравнительный анализ, SWOT-анализ.
Изученность темы. Теоретико-методологической основой выпускной квалификационной работы служат исследования следующих авторов: А.В. Бабкина в области предпосылок появления специальных видов туристской деятельности и создания туристского продукта; Белецкой Е.А. в сфере организации событийного туризма в России и зарубежных странах; Жукова М.А. в области менеджмента в организации туристской деятельности; а также Булганиной С.В., Логвиной Е.В., Наруты Я.С., Лакомова Е.А. и других исследователей сферы гостеприимства и организации ивент-туризма.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации ивент-туризма, его определение, классификации и виды, а также состояние в России и за рубежом.
Во второй главе анализируется роль гостиничной индустрии для сферы ивент-туризма.
Третья глава посвящена обзору гостиниц и событийному календарю города Барнаула.
Ивент-туризм, являясь на сегодняшний день, не только перспективным и быстро развивающимся сектором сферы туризма, служит инструментом продвижения туристской дестинации со всем набором гостиничных услуг территории. Обладая специфическими особенностями, такими как отсутствие сезонной зависимости и ресурсоориентированности, значительная широта охвата целевой аудитории, ивент-туризм может дать определенные преимущества для развития туристкой дестинации, которые не свойственны другим видам туризма, тем самым проведение различного рода ивентов становится более приоритетным направлением для продвижения региона как туристской дестинации и развития гостиничного бизнеса.
Выполнен анализ понятия, истории формирования, сущности и основных направлений ивент-туризма. Показано, что ивент в настоящее время - это плановое социально-общественное мероприятие (событие), которое происходит в определенное время и с определенной целью. Отмечено отсутствие единого, унифицированного определения событийного туризма, что связано с непродолжительным периодом его изучения, а также с многообразием видов.
На основании анализа роли индустрии гостеприимства в мировом и российском опыте ивент-туризма можно сделать вывод о том, что он может являться важным фактором развития для любой территории. Все больше городов стараются создавать собственные мероприятия или «копировать» существующие, учитывая особенности и возможности.
Анализ потенциала отелей города Барнаула в контексте ивент-туризма показывает соответствие критериев качества гостиничного фонда для его реализации, а также возможности перспектив развития данного направления как для развития видов туризма, так и для бизнеса гостеприимства.
Результаты выполненного SWOT-анализа отелей Барнаула для ивент- туризма показывают возможности и выявляют проблемы функционирования сферы гостеприимства, в частности, уделение большего внимания
квалификации персонала, спектру услуг, а так же состоянию номерного фонда. В целом, отели обладают конкурентными преимуществами, заключающимися в высоком качестве обслуживания клиентов; привлечении клиентов за счет инновационных предложений; положительной репутации бренда, что способствует эффективной реализации новых сформированных и формирующихся возможностей.
Социально-экономическая роль событийного туризма заключается в создании благоприятной среды жизнедеятельности, создании рабочих мест, привлечении дополнительного дохода в региональный бюджет, создании возможностей для развития бизнеса, повышении инвестиционной привлекательности региона. Однако достижение таких результатов требует консолидированных усилий и взаимодействия объектов туристского рынка и региональных и местных органов властей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Автомобильные аукционы в России станут хитом года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.autonews.ru/news/ (дата обращения: 21.03.2020).
2.Алексеева, О. В. Событийный туризм и ивент-менеджмент / О. В. Алексеева // Российское предпринимательство. - 2011. - № 6. - Вып. 2 (186). -
С. 167-172.
3.Ангелина, И.А. Зарубежный опыт реализации региональной политики развития ивентивного туризма / И.А. Ангелина // Проблемы и перспективы развития туризма в Южном федеральном округе. - 2018. - С. 9-14.
4.Ассоциация туроператоров [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/40785.htm (дата обращения
26.11.2020).
5.Бабанчикова, О. А. Проблемы и перспективы развития событийного туризма / О.А. Бабанчикова // Государственное управление и социальнокультурная сфера в XXI веке: закономерности и особенности функционирования, традиции и инновации : материалы международ. науч. - практич. конференции. 11-12 апреля 2013 г. / под ред. Л. И. Смирновой. СПб. : ГУМРФ, 2013. - С. 292-304.
6.Бабкин, А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие / А.В. Бабкин // М.: Советский спорт, 2015. - 252 с.
7.Бадмаева, М. О. Социально-экономическое значение ивент-туризма и его роль в маркетинговой политике региона / М.О. Бадмаева // Оригинальные исследования (ОРИС) - № 3 - 2018. - С. 21-27.
8.Байбордина А.В. Ставка на событийный туризм [Электронный ресурс]
- Сибирский турист. портал. - 2010. - Режим
доступа:http://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/2631 (дата обращения 26.01.2021).
9.Барометр международного туризма ЮНВТО [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2011-11-28/rost-
evropeiskogo-turizma-prevzoshel-ozhidaniya/ (дата обращения: 2.02.2021).
10.Белецкая, Е.А. Специфика организации событийного туризма в России и зарубежных странах: современный этап / Е.А. Белецкая // Сетевой журнал «Научный результат». - Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - 2016.- Т.2. - №2. - C. 3-6.
11.Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков // М-СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. - 544 с.
12.Булатова, Г. А. Стратегия развития предприятия гостиничного бизнеса / Г.А. Булатова // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2017. - № 6 (4). - С. 16-23.
13.ВизитАлтай [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.visitaltai.info/what_do/events/ (дата обращения 4.03.2021).
14.Винтайкина, Е.В. Ивент-мероприятий в отеле с целью привлечения целевой аудитории / Е.В Винтайкина, А.С. Кузьмичева // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - №3.- С. 85-86.
15.Власова, Т.И. Событийный туризм - эффективный антикризисный инструмент привлечения потоков туристов в регион / Т.И. Власова // Вестник НАТ. - 2015. - №1. - С.38-40.
16.Воронин, В. Г. Маркетинг территории: теоретические подходы / В.Г. Воронин // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4. - С. 236-238.
17.Выбран слоган барнаульского этапа Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ap22.ru/paper/Vybran-slogan-barnaul-skogo-etapa-Kubka-mira-po- greble-na-baydarkah-i-kanoe.html (дата обращения 14.04.2021).
18.Гаврилова, А.Ю. Актуальные вопросы классификации гостиниц и иных средств размещения: требования и различия категорий / А.Ю. Гаврилова, Г.Г. Воронцова // Сборник трудов XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства». - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - С. 31-33.
19.Глобова, С. А. Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории / С.А. Глобова // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 137-140.
20.Гостиницы Барнаула [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.bamaulcanoe2021.com/barnaul_hotels (дата обращения 11.03.2021).
21.Грицай, М. А. Адаптация российских средств размещения к требованиям иностранных болельщиков / М.А. Грицай, Е.А. Панова // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. XII Международная студенческая научно-практическая конференция. - 2018. - Ч. 1. - М.: МГИИТ, 2018. - С. 176-184.
22.Данные Всемирной Туристской Организации UNWTO [Электронный ресурс]: Электронн. жур. - миров. центры тур. - данные за 2014г. - Режим доступа: http://media.unwto.org/ (дата обращения: 12.03.2021).
23.Данные журнала РБК [Электронный ресурс]: электрон. жур. - 2017 год. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/03/07/ 2017/595a255 99a794 75de 79b4f40 (дата обращения: 14.03.2021).
24.Данные Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]: электрон. жур. - данные за 2018 год. - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/news/14984/ (дата обращения: 11.03.2021)].
25.Данные ФИФА [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fifa.com/ (дата обращения: 11.03.2021).
26.Динни, К. Брэндинг территорий. Лучшие мировые практики / под ред. Кейта Динни; пер. с англ. Веры Сечной. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2013. - 336c.
Т1. Дмитриев, Д. В. Специфика событийного туризма какегмента регионального рынка туристских услуг / Д.В. Дмитриев // Мир экономики и права. - 2011. - № 10. - С.52-55.
28.Долженко, Г. П. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России / Г.П. Долженко, А.В. Шмыткова // сборник научных трудов Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2017.- Т.6. - С. 116-119.
29.Донских, С.В. Событийный туризм: учеб.-метод. пособие / С.В. Донских // Минск: РИПО, 2014. - 112 с.
30.Ивент [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://
ru.wikipedia.org/wiki/Event (дата обращения 10.12.2020).
31.Исторические фестивали [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://travelcalendar.ru/tops/sobytiya-nedeli/ (дата обращения: 21.03.2020).
32.Клейман, А.А. Современные тренды развития событийного туризма и ивент-менеджмента / А.А. Клейман // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2016. - № 2 (82) - C. 112-121.
33.Колупаева, И. В. Формирование инфраструктуры как базового вектора развития туризма в историческом городе (на примере Барнаула) / И.В. Колупаева // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т. 11. - № 6 (16). - С. 126136.
34.Корнейчук, Т. П. Подходы к оценке туристских ресурсов городов Алтайского края / Т.П. Корнейчук // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2016. - № 5(3). - С. 38-41.
35.Котова, О.А. Ивент-туризм как перспективное направление туристской деятельности в Российской федерации / О.А. Котова // В сборнике трудов конференции «Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России». - 2018. - С. 10-14.
36.Лакомов, Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов Росси на основе развития услуг по событийному туризму / Е.А. Лакомов // Гос. ун-т управления. - Москва, 2013. - 21 с.
37.Леонидова, Е.Г. Событийный туризм как новое направление
российского туристского рынка / Е.Г. Леонидова // [Электронный ресурс] - Universum: Экономика и юриспруденция: электронный научный журнал. -
2015.- №7(18). - Режим доступа:
http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2307 (дата обращения:
11.03.2021).
38.Логвина, Е.В. Формирование приоритетных направлений развития событийного туризма в России / Е.В. Логвина // Сборник трудов конференции «Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России». - 2018. - С. 18-21.
39.Малышев, А. М. Тенденции развития событийного туризма в России / А.М. Малышев // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2016. - № 5 (101). - С. 150-152.
40.Никитина, С.С. Событие как основа для проектирования туристического продукта / С.С. Никитина, М.В. Зинченко // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». - Томск, 5-6 апреля 2014 г. - С. 81-84.
41.Официальный сайт ГЛК «Авальман» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.avalman.com/prozhivanie (дата обращения 5.02.2021).
42.Официальный сайт гостиницы «24 часа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.24-hotel.info/ (дата обращения 5.02.2021).
43.Официальный сайт гостиницы «FOX HOTEL» в Барнауле [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://foxhotel.ru/. (дата обращения: 5.02.2021).
44.Официальный сайт гостиницы «HOTEL CITY FOX» в Барнауле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cityfoxhotel.ru. (дата обращения: 5.02.2021).
45.Официальный сайт гостиницы «RED FOX» в Барнауле [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://redfoxhotel.ru. (дата обращения: 5.02.2021).
46.Официальный сайт гостиницы «Алтай» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hotel-altai22.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
47.Официальный сайт гостиницы «Аэропорт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hotel.airaltay.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
48.Официальный сайт гостиницы «Барнаул» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://barnaulhotel.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
49.Официальный сайт гостиницы «Колос» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://koloshotel.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
50.Официальный сайт гостиницы «Лалетин» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hotel-laletin.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
51.Официальный сайт гостиницы «Ника» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nikahotel.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
52.Официальный сайт гостиницы «Русь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rus-hotel.net/ (дата обращения 5.02.2021).
53.Официальный сайт гостиницы «Сибирь» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://siberia-hotel.ru/ru/ (дата обращения 5.02.2021).
54.Официальный сайт гостиницы «Турист» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://barnaul-tourist.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
55.Официальный сайт гостиницы «Шоколад» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chocolat-hotel.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
56.Официальный сайт гостиничного комплекса «Облепиха» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--22-6kcdustwm5d.xn~p 1ai/ (дата обращения 5.02.2021).
57.Официальный сайт загородного клуба «Гостиный двор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gostiniydvor22.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
58.Официальный сайт загородного комплекса «Заречье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zrch.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
59.Официальный сайт отеля «Александр Хаус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sport.alexander-hotel.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
60.Официальный сайт отеля «Престиж» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prestige-brn.ru/ru/ (дата обращения 5.02.2021).
61.Официальный сайт отеля «Улитка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hotel-ulitka.com/ (дата обращения 5.02.2021).
62.Официальный сайт отеля «Центральный» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hotelcentral.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
63.Официальный сайт парк-отеля «Чайка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chaika22.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
64.Официальный сайт санатория «Medical Estate» [Электронный ресурс].
-Режим доступа: https://www.medestate.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
65.Официальный сайт санатория «Барнаульский» [Электронный ресурс].
-Режим доступа: https://san-barnaul.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
66.Официальный сайт санатория «Сосновый бор» [Электронный ресурс].
-Режим доступа: https://sb22.ru/ (дата обращения 5.02.2021).
67.Официальный сайт санатория-профилактория «Станкостроитель» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sps22.su/ (дата обращения 5.02.2021).
68.Официальный сайт смарт-отеля «Барнаул» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hotel-smart.ru/ru/cities/bamaul/(дата обращения 5.02.2021).
69.Пенкина, Н.В. Туристско-рекреационный комплекс: теоретико-методологические подходы к анализу: Учебно-методическое пособие / Н.В. Пенкина // Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. - 2017. - 173 с.
70.Поветкина, Д. В. Ивент-туризм как фактор социально-экономического развития территории / Д.В. Поветкина // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2018. - Том 12. - №1. - С. 23-28.
71.Праздник вкуса: лучшие гастрономические фестивали мира[Электронный ресурс] -Режим доступа:
https://www.onetwotrip.com/ru/blog/gastronomy/best-food-festivals-in-the-world/ (дата обращения: 1.03.2021).
72.Приказ Минкультуры России от 11 июля 2014 г. №1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями». (Зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2014 № 35473) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70843354/ (дата обращения: 11.03.2021).
73.Самые зрелищные праздники и фестивали мира [Электронный ресурс]
-Режим доступа:http://migtravel.ru/statj a_samye_zrelishhnye_prazdniki_i_festivali_mira.htm (дата обращения: 21.03.2021).
74.Самые зрелищные цветочные выставки России и мира [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.floraexpress.ru/blog/ru/article/samye- zrelishchnye-cvetochnye-vystavki-rossii-i-mira/ (дата обращения: 21.02.2021).
75.Серегина, В. Обзор мирового рынка конгрессного туризма / В. Серегина // Туризм: проблемы, перспективы, практика. - 2006. - № 2. - С. 2223.
76.Фролова, Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма / Т.А. Фролова // конспект лекций. - Таганрог. ТТИ ЮФУ. - 2015. - 74 с.
77.Хапова, А.В. Исследование требований потребителей при выборе гостиниц / А.В. Хапова, М.Е. Старыгина, Ю.А Зыкова, Е.В. Муравьева, М.А Лебедева // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. - 2019. - Т. 2. - С. 215-217.
78.Global Exhibition Industry Statistics 2011 // Официальный сайт
Всемирной ассоциации выставочной индустрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www. ufi. org/Medias/pdf/thetradefairsector/2011 _exhibiton_industry_ statistics.pdf. (дата обращения: 11.03.2020).
79.Thomas, O. Reference model-based event management / O. Thomas, B. Hermes, P. Loos // International Journal of Event Management Research. - 2008. - Volume 4. - N 1. - Р. 38-57.
80.Travel & Tourism 2011. World Travel & Tourism Council. 44 p. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.wttc.org. (дата обращения: 7.03.2021).