ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Сущность и виды прибыли 10
1.2 Формирование прибыли организации и факторы на нее влияющие 15
1.3 Рентабельность как показатель оценки финансового результата деятельности организации 20
1.4 Методы оценки прибыли и рентабельности 23
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ООО «БЛМЗ» 30
2.1 Краткая характеристика ООО «БЛМЗ» 30
2.2 Анализ основных показателей эффективности деятельности 34
2.3 Анализ прибыли и рентабельности ООО «БЛМЗ» 40
2.4 Пути повышения прибыли и оценка эффективности предлагаемых мероприятий 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Главной целью функционирования любого коммерческого предприятия является процесс формирования прибыли, как способа мотивации менеджеров и руководящего звена. Анализ и управление прибылью позволяет судить о том, способна ли компания генерировать прибыль.
Важнейшее условие политики управления прибылью и доходностью деятельности коммерческого предприятия является проведение финансового анализа и поиск резервов роста прибыли и доходности. Особое внимание следует уделить финансовым показателям, которые напрямую формирую уровень прибыльности и рентабельности коммерческой организации.
Анализ прибыли и ее использование имеет огромное значение. Это проявляется в том, что прибылью является конечный результат деятельности любого предприятия, она выступает в качестве источника пополнения финансовых ресурсов организации. Использование прибыли характеризуется показателями рентабельности, на основании которых можно делать выводы о эффективности ее использования. Рентабельность также характеризует доходность предприятия. Цель любого предприятия - извлечение прибыли от осуществления свое деятельности.
Прибыль - это основная цель предприятия и критерий эффективности производства. С помощью расчета таких показателей как прибыль и рентабельность можно выявить ряд тенденций развития, определить ошибки деятельности предприятия, а также можно выявить резервы в плане повышения прибыли и рентабельности. Таким образом, руководствуясь расчетом данных показателей предприятию можно осуществлять свою деятельность более эффективно.
Рентабельность предприятия - это ключевой показатель эффективности использования денежных средств или иных ресурсов. Экономический смысл показателей рентабельности отражается в том, что они характеризуют прибыль, полученную с каждых затраченных предприятием (собственных и заемных) средств. Именно по этой причине, важными путями совершенствования процессов управления прибылью и рентабельности организации является оптимизация структуры ее капитала и источников привлечения финансовых ресурсов.
Важно отметить то, что на процесс формирования прибыли предприятия влияют не только его доходы, но и расходы, в том числе себестоимость производства продукции, себестоимость реализации продукции, а также размер налоговых исчислений, установленных налогово-фискальной политикой государства.
Вопросы, затрагивающие анализ и управление прибылью особенно актуальны для российских предприятий, так как продолжительный экономический кризис с его высокими налогами и платежами значительно обесценивает получаемый уровень прибыли. К тому же оказавшись в рыночных условиях, предприятия уже не могут полагаться на поддержку государства, они все больше действуют на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях, когда предприятиям приходится функционировать и принимать управленческие решения в условиях неопределенности, важное значение приобретает наращение прибыли коммерческой организации, как одного из главных финансовых ресурсов компании.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в поиске резервов повышения прибыли ООО «БЛМЗ» на основе проведенного анализа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть экономическую сущность прибыли, ее формирование и факторы, оказывающие влияние на нее;
2) определить роль рентабельности как показатель оценки формирования финансового результата коммерческого предприятия;
3) изучить методики анализа прибыли и рентабельности;
4) провести анализ формирования прибыли и рентабельности ООО «БЛМЗ»;
5) разработать рекомендации по использованию прибыли ООО «БЛМЗ».
Объект исследования - финансово-хозяйственная деятельность ООО «БЛМЗ».
Предметом исследования являлись отношения, направленные на формирование результата деятельности коммерческой организации.
Цель и задачи работы определили структуру выпускной квалификационной работы.
Во введении определена актуальность темы исследования, его цель и задачи.
Первая глава носит теоретический характер. В главе раскрывается сущность прибыли, процесс ее формирования, а также факторы, которые способны оказать влияние на нее. С целью раскрытия сущности термина «прибыль» проведен анализ подходов к его трактованною. Также в главе определена роль показателя рентабельности при оценке формирования прибыли и доходности деятельности коммерческой организации. С целью оценки рентабельности в работе представлена методика ее оценки.
Во второй главе дана краткая характеристика ООО «БЛМЗ», проведена оценка конкурентоспособности компании и определена его роль в отрасли. В главе также проведена оценка эффективности деятельности предприятия, анализ прибыли и рентабельности. На основе полученных результатов анализа предложены мероприятия по увеличению прибыли организации и определен экономический эффект от их реализации.
При написании работы были использованы труды таких авторов, как Баканов М.И., Шеремет А.Д., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Шадрина Г.В., Сайфулин Р.С. и др.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы явились учебники, учебные пособия, периодические издания, данные бухгалтерской (финансовой) отчетность и первичные учетные документы ООО «БЛМЗ».
В ходе написания выпускной квалификационной работы было выявлено, что прибыль является одним из элементов рыночных отношений. Огромную роль прибыль оказывает при формировании доходов предприятия и создании финансовых средств коммерческой организации.
При написании работы были рассмотрены теоретические аспекты управления прибылью. В первой главе была приведена экономическая сущность прибыли, рассмотрены ее основные виды в соответствии с классификационными признаками, а также ее функции. Кроме того, в главе рассмотрен порядок определения и формирования финансовых результатов, в том числе и различных видов прибыли. Также рассмотрена методика анализа и управления прибылью.
Во второй главе приведена краткая экономическая характеристика предприятия. Здесь были рассмотрены основные финансово -экономические показатели деятельности ООО «БЛМЗ», а проведен анализ прибыли и рентабельности. В целом был сделан итог, что деятельность предприятия можно оценить удовлетворительно не смотря на то, что в исследуемом периоде показатели деятельности ООО «БЛМЗ» заметно ухудшились.
Также во второй главе проведен анализ финансовых результатов ООО «БЛМЗ», по результатам которого был сделан вывод, что предприятие наращиваем объемы продаж. Также был проведен анализ по выявлению факторов, оказывающих негативное влияние. По его результатам было отмечено, что снижение прибыли происходит за счет увеличения затрат, включаемых в себестоимость продаж, а также коммерческих и управленческих расходов.
В процессе проведения анализа был сделан вывод, что прибыль ООО «БЛМЗ» используется не эффективно. Это, прежде всего, связано с ее снижением по итогам 2020 года. В указанный период темпы роста себестоимости реализуемой продукции превышают темпы роста полученной выручки.
Опираясь на выявленные проблемы, ООО «БЛМЗ» было рекомендовано:
1) оптимизация действующего ассортимента продукции;
2) увеличение объемов продаж продукции за счет повышения эффективности использования производственных мощностей и выхода на другие рынки;
3) проведение оптимизации расходов, рост которых способствует снижению извлекаемой прибыли.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит увеличить не только сам объем выпуска, но и положительно скажется на финансовом положении ООО «БЛМЗ». Так, за счет увеличения объемов производства снизится полная себестоимость готовой продукции на 9,72%, что позволит увеличить прибыль от продаж более, чем в 8 раз. За счет увеличения прибыли от продаж повысится рентабельность основной деятельности хозяйствующего субъекта до 21,53%.
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. №№117-ФЗ // Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 29.04.2022)
2. Приказ Минфина России от 06.07.1999 №43н «Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18609/(дата обращения 29.04.2022)
3. Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. и доп. от 4 декабря 2019 г.) // Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения 29.04.2022)
4. Абдукаримов И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов - Москва : Инфра-М, 2019. - 320 с.
5. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности : учебник / М. С. Абрютина. - Москва : Дело и сервис, 2020. - 462 с.
6. Алексеева А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / А. И. Алексеева. - Москва : КноРус, 2020. - 687 с.
7. Артеменко В. Г. Анализ финансовой отчетности : учебное пособие / В. Г. Артеменко, В. В. Остапова - Москва : Омега-Л, 2019. - 436 с.
8. Бариленко В. И. Анализ хозяйственной деятельности : учебник / В. И. Бариленко. - Москва : Омега-Л, 2020. - 413 с.
9. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия : организация и методология : учебное пособие / А. С. Вартанов. - Москва : Финансы и статистика, 2021. - 326 с.
10. Вахрушина М. А. Управленческий анализ : вопросы теории, практика проведения: монография / М. А.Вахрушина, Л. Б.Самарина. - Москва : Вузовский учебник, 2019. - 142 c.
11. Видяпин В. И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий : учебник / В. И. Видяпин. - Москва : Инфра-М, 2020. - 615 с.
12. Герасимова В. И. Экономический анализ хозяйственной деятельности / В. И. Герасимова, Г. Л. Харевич. - Минск : Право и экономика, 2019. - 513 с.
13. Ермолович Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник / Л. Л. Ермолович. - Минск : Современная школа, 2020. - 800 с.
14. Зимин Н. Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / Н. Е. Зимин, В. Н. Солопова. - Москва : КолосС, 2019. - 382 с.
15. Ионова Ю. Г. Экономический анализ : учебник / Ю. Г. Ионова. - Москва : Московская финансово-промышленная академия, 2019. - 426 с.
16. Калинина А. П. Комплексный экономический анализ предприятия / А. П. Калинина. - Санкт-Петербург : Лидер, 2020. - 569 с.
17. Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - Москва : Велби, 2020. - 420 с.
18. Косолапова М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / М. В.Косолапов, В. А.Свободин. - Москва : Дашков и К, 2021. - 246 с.
19. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Д. В.Лысенко. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 318 с.
20. Любушин Н. П. Экономический анализ : учебник / Н. П. Любушин. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 575 с.
21. Маркарьян Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / Э. А. Маркарьян. - Москва : КноРус, 2019. - 550 с.
22. Мартынюк Г. К. Анализ хозяйственной деятельности торговых организаций : учебное пособие / Г. К.Мартынюк. Хабар. гос. акад. экономики и права. - Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2021. - 88 с.
23. Одинцов В. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебное пособие / В. А.Одинцов. - Москва : Академия, 2020. - 252 с.
24. Пласкова Н. С. Экономический анализ / Н. С. Пласкова. - Москва : Эксмо, 2020. - 702 с.
25. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - Москва : Инфра-М, 2021. - 534 с.
26. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами : учебник / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 638 с.
27. Сысоев, М. А. Методы управления прибылью и рентабельностью на
предприятии / М. А. Сысоев, Е. А. Смородина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 76-80. — URL:
https://moluch.ru/archive/330/73865/(дата обращения: 11.06.2022).
28. Турманидзе Т. У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий : учебник / Т. У. Турманидзе. - Москва : Экономика, 2019. - 478 с.
29. Хайдукова Д. А. Прибыль предприятия : экономическая сущность, виды, методы анализа // Вопросы экономики и управления. - 2018. - №5. - с. 175-179.
30. Чечевицына Л. Н. Анализ финансово -хозяйственной деятельности : учебник / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. - 368 с.
31. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности : учебник / А. Д. Шеремет. - Москва : Инфра-М, 2020. - 415 с.