ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 8
1.1 Социальная политика в России, источники ее финансирования, роль финансов в решении социальных проблем 8
1.2 Механизмы реализации и основные направления социальной политики 13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение государственной социальной политики
в Алтайском крае 19
1.4 Структура и содержание государственной политики в сфере социальных услуг в регионе 24
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 30
2.1 Содержание Положения о Министерстве социальной защиты Алтайского
края 30
2.2 Реализация полномочий Министерства социальной защиты Алтайского
края 32
2.3. Финансовое обеспечение отрасли и социальная поддержка отдельных категорий граждан. Расходы краевого бюджета на социальную политику
Алтайского края за 2019-2022 гг 38
2.4. Проблемы и пути совершенствования реализации государственной социальной политики в Алтайском крае 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена тем, что одной из главных задач социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев населения, а также выработка стратегии эффективной социальной политики. Формой осуществления социальной политики является фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одно из важнейших направлений его деятельности- это регулирование занятости населения и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, а значит, увеличение национального дохода. а также повышение жизненного уровня людей, который охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда, стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических процессах, состав собственности граждан, гарантии материального обеспечения членов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннего развития личности. Уровень и качество жизни людей, их политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, которые связаны с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности.
Важным фактором, который обеспечивает устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации, общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека. Потребностям и принципам устойчивого развития современного общества соответствует тип гармоничной и всесторонне развитой, физически здоровой, образованной и духовной личности, ведущей активный образ жизни. Развитию личности и интересам общества способствует поступательное развитие экономики и общества, формирование сильного государства.
Цель работы заключается в изучение теоретических положений о роли финансов социальной сферы, проведение анализа государственной политики в сфере социальных услуг Алтайского края.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1 .Раскрыть понятие «социальная политика», выявить источники ее финансирования, а также определить роль финансов в решении социальных проблем.
2. Рассмотреть механизмы реализации и основные направления социальной политики.
3. Изучить нормативно-правовое обеспечение государственной социальной политики в Алтайском крае.
4. Исследовать структуру и содержание государственной политики в сфере социальных услуг в регионе.
5. Изучить Положение о Министерстве социальной защиты Алтайского края.
6. Провести анализ реализации полномочий Министерства социальной защиты Алтайского края.
7. Исследовать финансовое обеспечение отрасли и социальной поддержки граждан.
8. Выявить проблемы и сформировать мероприятия по совершенствованию реализации государственной социальной политики.
Теоретической основой данной работы являются труды таких авторов как: О.Ю. Ереминой, М.А. Куркина, Н.В. Шамонина, Л.В. Лапидус, Е.И. Салганова, В.П.Галаганова.
Данное исследование состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические основы финансов социальной сферы. Раскрывается понятие социальной экономики, рассматриваются механизмы реализации и основные направления социальной политики, а также исследуется структура и содержание государственной политики в сфере социальных услуг в регионе.
Во второй главе дается характеристика Министерства социальной защиты Алтайского края и проводится анализ его деятельности в сфере социальной экономики. Выявляются проблемы и формируются мероприятия по совершенствованию реализации государственной социальной политики.
Объектом исследования является деятельность Министерства социальной защиты Алтайского края в сфере социальной экономики.
Предметом исследования являются особенности, механизмы и основные проблемы реализации социальной политики в современных условиях.
В данной работе использовались следующие методы: анализ, сравнение, экономико-статистический, экономико-математический, балансовый и расчетно-конструктивный и другие.
Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между тем, что необходимо построить современную социальную систему и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе.
Социальная сфера воспроизводит и развивает человеческий потенциал, человеческий капитал- его главное богатство муниципального образования. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т. е. работников, которые получают заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Можно выделить основные направления деятельности в реализации социальной политики:
- создание для всех жителей равных возможностей в получении соответствующих материальных и духовных благ, развития творческого, научного потенциала вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иных обстоятельств;
- реализация на муниципальном уровне социальных минимумов, которые определяются в соответствии с государственными стандартами в тех сферах, где социальные услуги обеспечены гарантиями Конституции России, а именно: воспитание, образование, здравоохранение, обеспечение жильем малоимущих, социальное обеспечение по старости и нетрудоспособности, получение гражданами квалифицированной юридической помощи, предоставление коммунальных услуг, культурно-просветительских и иных услуг в области духовной культуры, обеспечение экологической чистоты среды обитания.
Особая защита, поддержка и обеспечение социально незащищенных групп населения, которые в силу физических, психических и иных недостатков, а также их возрастных особенностей и объективных жизненных обстоятельств не могут в полном объеме создать для себя достойные условия жизни. Социальная область деятельности органов местного самоуправления включает в себя сферы: образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения.
Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств:
- приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок;
- повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения;
- формирование нового механизма обоснования и реализации социальной политики.
Существует три основных уровня социальной политики, которые различаются между собой по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации.
На федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы и формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. Утверждается бюджет, содержащий в своей расходной части статьи централизованного финансирования направлений социального развития, определяются перечни категорий населения, за социальную защиту и обеспечение которых несет ответственность федеральный субъект управления.
На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки к региональным проблемам.
Местный уровень должен конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, которые определяются в рамках федеральной и региональной социальной политики. Социальная политика должна представлять собой комплексное, многослойное образование, основой которого являются требования федерального уровня. На них накладываются региональные требования, и вся эта система на местном уровне дополняется решениями и мероприятиями, предъявляющими дополнительные требования к системе социального управления.
Главным механизмом реализации местной социальной политики является местный социальный бюджет, который представляет собой неотъемлемую часть местного бюджета. Экономическую основу формирования местного социального бюджета должны составлять муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящегося в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, и т. п. Соответственно, важнейшим условием эффективной местной социальной политики является наполненность местных бюджетов, полноценная их доходная часть, сбалансированность доходов и расходов.
Главными задачами государственной социальной политики на современном этапе развития являются: реализация комплекса стабилизационных и восстановительных мер, включающих поддержку систем жизнеобеспечения страны; осуществление неотложных мер социальной поддержки населения; недопущение обострения социальных конфликтов; повышение эффективности государственного регулирования хозяйственной деятельности.
Финансам в обеспечении социальных выплат отводится не последняя роль. Внебюджетные фонды, которые являются основой социального обеспечения, финансируются за счет бюджетных средств государства. Реформирование социальной сферы должно привести к улучшению показателей жизненного уровня всего населения.
Целью государственной политики в области социальной поддержки населения является улучшение качества жизни престарелых граждан, инвалидов, малоимущих семей на основе повышения эффективности предоставления различных форм помощи, обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых социальных услуг, предотвращения социального иждивенчества.
Основы социальной политики России закреплены в Конституции Российской Федерации. Основным федеральным законом в сфере социальных услуг в Российской Федерации является Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» также устанавливаются основные понятия в данной области. Так, социальное обслуживание граждан является деятельностью по предоставлению социальных услуг гражданам. Под социальной услугой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи в целях улучшения условий его жизнедеятельности или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Порядок организации предоставления социальных услуг закреплен в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата
обращения: 07.04.2022).
2. Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191260/
(дата обращения: 07.02.2020).
3. Федеральный закон №256-ФЗ от 21 июля 2014 года «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165899/ (дата
обращения: 07.04.2022).
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344/ (дата
обращения: 07.04.2022).
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(дата обращения: 07.04.2022).
6. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131517/ (дата обращения: 07.02.2020).
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/62582 (дата обращения: 07.04.2022).
8. Анисин, М.О. Независимая оценка качества оказания социальных услуг / М.О. Анисин // Молодежь в науке: II Международный молодежный сборник научных статей. Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк, 2018. - С. 236-241.
9. Бабич, А.Н. Государственный контроль как эффективный фактор повышения результативности услуг в социальной сфере / А.Н. Бабич // Социальная политика и социальное партнерство. - 2018. - № 4. - С. 29-35.
10. Блусь, П.И. Информатизация общества ка фактор повышения качества жизни населения / П.И. Блусь // Ars Administrandi. Искусство управления. - 2018. - № 3. - С. 5-18.
11. Васюнина, М.Л. Оптимизация бюджетного сектора: итоги и перспективы / М.Л. Васюнина // Управленческие науки в современном мире. - 2017. - Т. 1. - С. 215-220.
12.
12. Галаганов, В.П. Основные черты социальной поддержки отдельных категорий российских граждан как института социального обеспечения / В.П. Галаганов, Р.Р. Хабибулин // Труд и социальные отношения. - 2018. - № 11-12. - С. 66-83.
13. Гриб, О.М. Развитие государственной поддержки некоммерческого сектора в социальной сфере / О.М. Гриб // Проблемы современной экономики и менеджмента: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - Москва, 2018. - С. 53-59.
14. Данилова, Е.Н. Качество и доступность услуг института социальной работы в условиях городской среды: региональный и культурно-исторический аспекты / Е.Н. Данилова // Современный город: власть, управление, экономика. - 2018. - Т. 1. - С. 315-327.
15. Джиджелава, Л.Д. Методические аспекты внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере / Л.Д. Джиджелава // Актуальные проблемы стратегического управления территориальным развитием: материалы Всероссийской научно¬практической конференции. - Москва, 2018. - С. 112-117.
16. Еремина, О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти / О.Ю. Еремина // Журнал российского права. - 2018. - № 1 (205). - С. 67-77.
17. Зуденкова, С.А. Современные технологии организации предоставления государственных (муниципальных) услуг / С.А. Зуденкова // Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 1 (1). - С. 249-252.
18. Ивашкина, Ю.Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми / Ю.Ю. Ивашкина // Проблемы развития территории. - 2018. - № 3 (83). - С. 100-118.
19. Киреев, Е.Ю. Многообразие и доступность социальных услуг как основополагающие факторы повышения качества жизни в нестабильном мире / Е.Ю. Киреев // Качество жизни человека в нестабильном мире: материалы выступлений XV Международного социального конгресса. - Москва, 2018. -С. 52-58.
20. Козинцев, Я.А. Повышение качества и степени доступности социальных услуг для населения мегаполиса / Я.А. Козинцев, К.А. Пилягин // Неделя науки и творчества - 2017: материалы Межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3-х частях. Ответственный редактор А.Д. Евменов. - Москва, 2017. - С. 35¬39.
21. Кулькова, В.Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России / В.Ю. Кулькова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13. - № 9 (354). - С. 1592-1607.
22. Куркин, М.А. Оценка доступности среды и качества социальных услуг в регионе / М.А. Куркин, Т.И. Бурнадз // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. - 2018. - № 15 (1). - С. 183-193.
23. Лапидус, Л.В. Повышение качества услуг социальной сферы в современных условиях / Л.В. Лапидус // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2018. - Т. 8. - № 2. - С. 34-41.
24. Лапидус, Л.В. Проблема качества услуг социальной сферы в условиях модернизации / Л.В. Лапидус // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 4. - С. 275-278.
25. Логинова, И.А. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения / И.А. Логинова, Ю.В. Гатен // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2019. - № 3. - С. 100-107.
26. Новикова, К.Л. Развитие негосударственного сектора и платных услуг в системе социального обслуживания населения / К.Л. Новикова // Электронный экономический вестник. - 2018. - № 2-3. - С. 80-93.
27. Подосинников, Е.Ю. Государственная политика по формированию независимой системы оценки качества социальных услуг: проблемы и перспективы реализации в регионе / Е.Ю. Подосинников, В.Б. Слатинов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. - 2018. - № 3 (20). - С. 121-128.
28. Полякова, Т.П. Комплексная оценка социальной инфраструктуры регионов приволжского федерального округа / Т.П. Полякова, М.А. Паченова // Вопросы статистики. - 2019. - № 8. - С. 56¬64.
29. Пузырева, А.А. Проблемы формирования рынка социальных услуг: потребности и перспективы / А.А. Пузырева, М.Г. Седельникова, А.В. Трутаева // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2018. - № 4 (45). - С. 130-136.
30. Рамазанова, Д.Р. Проблемы формирования,
функционирования и развития социальной инфраструктуры региона / Д.Р. Рамазанова // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 12 (86). - С. 36-44.
31. Ростовская, Т.К. Социальное предпринимательство как форма оказания социальных услуг населению / Т.К. Ростовская, Я.В. Шимановская // Фотинские чтения. - 2018. - № 2 (8). - С. 275-282.
32. Рычков, Е.Е. Качество и доступность социальных услуг населению / Е.Е. Рычков // Вестник экономической интеграции. - 2018. - № 11. - С. 57-61.
33. Савченко, М.И. Пути повышения эффективности социальной работы / М.И. Савченко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2018. - № 6-5. - С. 130-133.
34. Салганова, Е.И. Оценка качества предоставления услуг: результаты социологического исследования / Е.И. Салганова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - № 3 (425). - С. 177-182.
35. Селезнева, Ж.В. Разработка мер повышения качества и доступности государственных услуг / Ж.В. Селезнева, Д.В. Бакшандаева // Инновационные стратегии развития экономики и управления: сборник статей. - Самара, 2017. - С. 35-40.
36. Шамонина, Н.В. Главный приоритет работы государственных учреждений социального обслуживания населения - повышение доступности и качества государственной услуги / Н.В. Шамонина, А.В. Логутёнков // III Юридические чтения: материалы научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С. 62-64.