Нарративные стратегии в публикациях российских глянцевых журналов
|
ВВЕДЕНИЕ
1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАРРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ 7
1.1 Теория нарративов в современной журналистике 7
1.2 Виды нарративных стратегий 21
Выводы по первой главе 31
2. ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ РОССИИ: ОБЗОР НАРРАТИВНЫХ
СТРАТЕГИЙ 33
2.1 Нарративные стратегии в публикациях журнала «Vogue» 33
2.2 Нарративные стратегии в публикациях журнала
«Glamour» 47
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАРРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ 7
1.1 Теория нарративов в современной журналистике 7
1.2 Виды нарративных стратегий 21
Выводы по первой главе 31
2. ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ РОССИИ: ОБЗОР НАРРАТИВНЫХ
СТРАТЕГИЙ 33
2.1 Нарративные стратегии в публикациях журнала «Vogue» 33
2.2 Нарративные стратегии в публикациях журнала
«Glamour» 47
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. На сегодняшний день в теории медиа-коммуникации и современной журналистике весьма активно развивается множество различных перспективных направлений, которые отражают изменение медиасистемы, связанные с внедрением новых технологий, освоением монетизации медиа, а также изменением медиаповедения аудитории. При этом большинство авторов единодушны во мнении, что фундаментом функционирования СМИ по-прежнему остается их социальная миссия, которая реализуется посредством трансляции актуального содержания и смыслов. Тем не менее, к сожалению, сегодня можно констатировать, что зачастую качество медиаконтента, направленного на освещение различных важных тем во многом оставляет желать лучшего.
Глянцевые издания, или как их принято называть - «периодика стиля жизни» достаточно прочно вошла в отечественную медиасистему и стала частью обычной жизни. При этом несмотря на то, что глянцевые издания зарождались как печатные СМИ, со временем они проникли и в телевизионную среду, а также очень комфортно чувствуют себя в интернет- пространстве.
Одной из главных особенностей глянцевых изданий, пропагандирующих гламурный образ жизни, является то, что с одной стороны будучи СМИ в целом они должны отражать современное, объективное бытие, с другой стороны - все глянцевые таблоиды прямо или косвенно выступают за активное возрастание ежедневных практик социума, направленных на изобильное потребление. Однако, вместе с тем, в современных российских условиях, постоянное стимулирование желания чрезмерного изобилия и приобретения предметов роскоши вызывает раздражительность населения, качество жизни которого неуклонно снижается.
Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики в ушедшем 2020 году число граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума составляет 13,5% населения страны, что выше показателей прошлых лет.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена трудностями и проблемами, с которыми сталкиваются современные глянцевые СМИ при функционировании в сложившейся социальной среде. В связи с этим, особый интерес вызывают исследование нарративных стратегий в процессе трансформации глянцевых СМИ, в которых наблюдаются смещение акцентов с тенденций «красивой» жизни на более нейтральные тона, но также напрямую связанных со стилем жизни: правильное питание, фитнес и спорт, личностное развитие, философия, современное искусство, популязация интеллектуальных развлечений и др.
Объектом исследования являются современные российские глянцевые журналы - «Vogue» и «Glamour».
Предмет исследования - нарративные стратегии современных российских глянцевых журналов, их типологические особенности и концепции.
Цель выпускной квалификационной работы - обозначить систему основных нарративных стратегий смысловых значений современных российских глянцевых журналов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать теорию нарративов в современной журналистике;
2. изучить виды нарративных стратегий;
3. рассмотреть нарративные стратегии в журнале «Vogue»;
4. рассмотреть нарративные стратегии в журнале «Glamour».
Методология исследования основывается на трудах современных отечественных и зарубежных представителей функционалистского, интерпретативного, критического, конструктивистского подходов.
В процессе написания настоящей выпускной квалификационной работы мной был использован лингвокогнитивный анализ текстов, который позволил в анализируемых публикациях выделить содержательные индикаторы публикаций глянцевых СМИ - когнитивы и стереотипы, которые влияют на формирование картины мира в сознании аудитории издания.
В дальнейшем, в ходе исследования мной был применен сравнительный метод, позволивший проанализировать общие и различные черты нарративных стратегий в глянцевых изданиях Vogue и Glamour.
Эмпирическая база исследования: материалы, опубликованные на сайте издания «Vogue» - https://www.vogue.ru, а также материалы журнала «Glamour» - https://www.glamour.ru. Так, в журнале Vogue нами было исследовано 127 публикаций за 2020 год, в журнале Glamour - 120 публикаций за 2020 год.
Степень научной разработанности. В ходе написания настоящей выпускной квалификационной работы я обращалась к трудам российских и зарубежных ученых в области стилистики (Е. Кара-Мурза, Д. Розенталь), журналистики (Л. Ю. Гермогенова, Ф. Х. Ильясов и др.), нарратологии (Д. Кук, В.Я. Пропп, Б. А. Успенский, Л. В. Комуцци и др.).
Особую роль при написании настоящей работы сыграли также работы исследователей, посвященные изучению глянцевых изданий как сегменту журнальной периодики - С. И. Альпериной, В. В. Боннер-Смеюхи, В. А. Буряковской, Ю. А. Долговой, А. В. Жуковой, С. Ю. Лучинской, С. М. Черменской и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформированные научные представления о глянцевых СМИ в российском информационном пространстве вносят вклад в исследование типологии СМИ. Выявление механизма идеал формирующей функции глянцевых журналов может способствовать дальнейшему развитию такой важной области медиаисследований, как аксиология журналистики. В свою очередь, изучение нарративных стратегий глянцевых СМИ также позволит определить особенности формирования контента глянцевых изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе других глянцевых изданий, при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, работающим в глянцевых СМИ.
Новизна работы состоит в том, что проблему функционирования глянцевых журналов на отечественном рынке нельзя считать полностью исследованной, как в связи с необходимостью учитывать изменяющуюся социально-экономическую ситуацию, так и в связи с необходимостью осуществления комплексного анализа российского глянцевого журнала как медиафеномена, в том числе, посредством исследования нарративных стратегий в них.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 88 страниц, количество источников библиографического списка - 77, количество приложений - 5
Глянцевые издания, или как их принято называть - «периодика стиля жизни» достаточно прочно вошла в отечественную медиасистему и стала частью обычной жизни. При этом несмотря на то, что глянцевые издания зарождались как печатные СМИ, со временем они проникли и в телевизионную среду, а также очень комфортно чувствуют себя в интернет- пространстве.
Одной из главных особенностей глянцевых изданий, пропагандирующих гламурный образ жизни, является то, что с одной стороны будучи СМИ в целом они должны отражать современное, объективное бытие, с другой стороны - все глянцевые таблоиды прямо или косвенно выступают за активное возрастание ежедневных практик социума, направленных на изобильное потребление. Однако, вместе с тем, в современных российских условиях, постоянное стимулирование желания чрезмерного изобилия и приобретения предметов роскоши вызывает раздражительность населения, качество жизни которого неуклонно снижается.
Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики в ушедшем 2020 году число граждан с доходом ниже величины прожиточного минимума составляет 13,5% населения страны, что выше показателей прошлых лет.
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена трудностями и проблемами, с которыми сталкиваются современные глянцевые СМИ при функционировании в сложившейся социальной среде. В связи с этим, особый интерес вызывают исследование нарративных стратегий в процессе трансформации глянцевых СМИ, в которых наблюдаются смещение акцентов с тенденций «красивой» жизни на более нейтральные тона, но также напрямую связанных со стилем жизни: правильное питание, фитнес и спорт, личностное развитие, философия, современное искусство, популязация интеллектуальных развлечений и др.
Объектом исследования являются современные российские глянцевые журналы - «Vogue» и «Glamour».
Предмет исследования - нарративные стратегии современных российских глянцевых журналов, их типологические особенности и концепции.
Цель выпускной квалификационной работы - обозначить систему основных нарративных стратегий смысловых значений современных российских глянцевых журналов. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать теорию нарративов в современной журналистике;
2. изучить виды нарративных стратегий;
3. рассмотреть нарративные стратегии в журнале «Vogue»;
4. рассмотреть нарративные стратегии в журнале «Glamour».
Методология исследования основывается на трудах современных отечественных и зарубежных представителей функционалистского, интерпретативного, критического, конструктивистского подходов.
В процессе написания настоящей выпускной квалификационной работы мной был использован лингвокогнитивный анализ текстов, который позволил в анализируемых публикациях выделить содержательные индикаторы публикаций глянцевых СМИ - когнитивы и стереотипы, которые влияют на формирование картины мира в сознании аудитории издания.
В дальнейшем, в ходе исследования мной был применен сравнительный метод, позволивший проанализировать общие и различные черты нарративных стратегий в глянцевых изданиях Vogue и Glamour.
Эмпирическая база исследования: материалы, опубликованные на сайте издания «Vogue» - https://www.vogue.ru, а также материалы журнала «Glamour» - https://www.glamour.ru. Так, в журнале Vogue нами было исследовано 127 публикаций за 2020 год, в журнале Glamour - 120 публикаций за 2020 год.
Степень научной разработанности. В ходе написания настоящей выпускной квалификационной работы я обращалась к трудам российских и зарубежных ученых в области стилистики (Е. Кара-Мурза, Д. Розенталь), журналистики (Л. Ю. Гермогенова, Ф. Х. Ильясов и др.), нарратологии (Д. Кук, В.Я. Пропп, Б. А. Успенский, Л. В. Комуцци и др.).
Особую роль при написании настоящей работы сыграли также работы исследователей, посвященные изучению глянцевых изданий как сегменту журнальной периодики - С. И. Альпериной, В. В. Боннер-Смеюхи, В. А. Буряковской, Ю. А. Долговой, А. В. Жуковой, С. Ю. Лучинской, С. М. Черменской и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформированные научные представления о глянцевых СМИ в российском информационном пространстве вносят вклад в исследование типологии СМИ. Выявление механизма идеал формирующей функции глянцевых журналов может способствовать дальнейшему развитию такой важной области медиаисследований, как аксиология журналистики. В свою очередь, изучение нарративных стратегий глянцевых СМИ также позволит определить особенности формирования контента глянцевых изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе других глянцевых изданий, при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, работающим в глянцевых СМИ.
Новизна работы состоит в том, что проблему функционирования глянцевых журналов на отечественном рынке нельзя считать полностью исследованной, как в связи с необходимостью учитывать изменяющуюся социально-экономическую ситуацию, так и в связи с необходимостью осуществления комплексного анализа российского глянцевого журнала как медиафеномена, в том числе, посредством исследования нарративных стратегий в них.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 88 страниц, количество источников библиографического списка - 77, количество приложений - 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, цель которого заключалась в изучении системы основных нарративных стратегий смысловых значений современных российских глянцевых журналов, позволило получить следующие результаты.
Для нарратива в лингвистике, как и во многих иных гуманитарных науках, выделяют различные определения и признаки, которые в совокупности, дополняющие друг друга. Так или иначе, все нарративные теории сближает метафора личности как повествователя определенной истории и создателя ее смыла, то есть того, что хочет донести этот повествователь - автор. Однако в процессе наррации повествующий неизбежно вербализует свой личностной смысл и опыт, соотнося его с системой общекультурных значений и социокультурным контекстом, характеризующим определенный лингвосоциум, что влияет на формирование конечного продукта - текста. Нарратив имеет относительно тяжелый вес в исследовательских интересах различных авторов. Для большинства из них он предстает как комплексное, культурно-ориентированное явление, имеющее собственные характеристики и специфику. Нарративы имеют разнообразную структуру, что позволяет провести их классификацию по различным признакам.
Особую роль в исследовании стратегии нарративов играют труды А.Ж. Греймаса, поскольку он выносит за скобки семиотики все, что касается содержания языка: смысл, производимый на стороне читателей и являющийся аморфной интеллектуальной зоной; и материальность языка, составляющую аморфную фонетическую и графическую зоны.
Для журнала Vogue больше характерны нарративы от 3 лица, а в журнале Glamour довольно активно представлены и нарративы от первого лица. Этот эффект в журнале добивается за счет стирания жанровых границ, когда, например, интервью сопровождается развернутыми авторскими отступлениями с сюжетными поворотами или, когда, в портретный очерк вплетаются элементы интервью, прямая речь.
В целом же, в обоих журналах и Vogue, и Glamour можно обозначить наличие и тех, и других моделей. Нарративам от 3-го лица свойственна обезличенность, объективность, их первоочередная задача - рассказать о событии. В свою очередь, нарративы от 1-го лица более субъективны, в них можно проследить авторскую позицию.
Кроме того, журналистские нарративы имеют сложную структуру. Например, в «звездном» дискурсе, где кроме завязки, развития, кульминации и развязки, в ряде материалов можно наблюдать оценку или авторский анализ.
Vogue в этом смысле сдержан и пытается ограничиться общими повествовательными структурами, вместе с тем, по каким-то косвенным признаком в ряде материалов можно уловить отношение автора к герою материала, о котором он пишет.
Кроме этого, отмечу, что существуют такое явление, как нарратив в нарративе. Нарративные материалы кроме композиционных, обладают ещё и стилистическими особенностями.
Каждый тип нарратива имеет индивидуальную палитру стилистических средств и степени присутствия в тексте повествователя. Основными особенностями нарративной журналистики были названы субъективность, эмоциональность, приближенность нарративов к устной речи, использование таких стилистических фигур, как ирония, парцелляция, бессоюзие, инверсия, авторские знаки. В ряде приложений нами были исследованы метафорические концепты «звездного» нарративного дискурса, были проанализированы особенности языка, с помощью которых они формируются.
Исследование, цель которого заключалась в изучении системы основных нарративных стратегий смысловых значений современных российских глянцевых журналов, позволило получить следующие результаты.
Для нарратива в лингвистике, как и во многих иных гуманитарных науках, выделяют различные определения и признаки, которые в совокупности, дополняющие друг друга. Так или иначе, все нарративные теории сближает метафора личности как повествователя определенной истории и создателя ее смыла, то есть того, что хочет донести этот повествователь - автор. Однако в процессе наррации повествующий неизбежно вербализует свой личностной смысл и опыт, соотнося его с системой общекультурных значений и социокультурным контекстом, характеризующим определенный лингвосоциум, что влияет на формирование конечного продукта - текста. Нарратив имеет относительно тяжелый вес в исследовательских интересах различных авторов. Для большинства из них он предстает как комплексное, культурно-ориентированное явление, имеющее собственные характеристики и специфику. Нарративы имеют разнообразную структуру, что позволяет провести их классификацию по различным признакам.
Особую роль в исследовании стратегии нарративов играют труды А.Ж. Греймаса, поскольку он выносит за скобки семиотики все, что касается содержания языка: смысл, производимый на стороне читателей и являющийся аморфной интеллектуальной зоной; и материальность языка, составляющую аморфную фонетическую и графическую зоны.
Для журнала Vogue больше характерны нарративы от 3 лица, а в журнале Glamour довольно активно представлены и нарративы от первого лица. Этот эффект в журнале добивается за счет стирания жанровых границ, когда, например, интервью сопровождается развернутыми авторскими отступлениями с сюжетными поворотами или, когда, в портретный очерк вплетаются элементы интервью, прямая речь.
В целом же, в обоих журналах и Vogue, и Glamour можно обозначить наличие и тех, и других моделей. Нарративам от 3-го лица свойственна обезличенность, объективность, их первоочередная задача - рассказать о событии. В свою очередь, нарративы от 1-го лица более субъективны, в них можно проследить авторскую позицию.
Кроме того, журналистские нарративы имеют сложную структуру. Например, в «звездном» дискурсе, где кроме завязки, развития, кульминации и развязки, в ряде материалов можно наблюдать оценку или авторский анализ.
Vogue в этом смысле сдержан и пытается ограничиться общими повествовательными структурами, вместе с тем, по каким-то косвенным признаком в ряде материалов можно уловить отношение автора к герою материала, о котором он пишет.
Кроме этого, отмечу, что существуют такое явление, как нарратив в нарративе. Нарративные материалы кроме композиционных, обладают ещё и стилистическими особенностями.
Каждый тип нарратива имеет индивидуальную палитру стилистических средств и степени присутствия в тексте повествователя. Основными особенностями нарративной журналистики были названы субъективность, эмоциональность, приближенность нарративов к устной речи, использование таких стилистических фигур, как ирония, парцелляция, бессоюзие, инверсия, авторские знаки. В ряде приложений нами были исследованы метафорические концепты «звездного» нарративного дискурса, были проанализированы особенности языка, с помощью которых они формируются.







