ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Трудовые отношения с иностранным участием: понятие, эволюция,
особенности 6
1.2. Международные источники с участием Российской Федерации,
регулирующие трудовые отношения с иностранным элементом 16
1.3. Законодательство Российской Федерации о трудовой деятельности
иностранных граждан в России 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ 35
2.1. Привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан, временно
прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы 35
2.2. Трудоустройство иностранных граждан, прибывающих в РФ в
безвизовом порядке 45
2.3. Порядок привлечения высококвалифицированных иностранных
специалистов к работе в России 56
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 66
3.1. Труд с иностранным участием в России: нормативно-правовые проблемы
и решения 66
3.2. Труд с иностранным участием в России: правоприменительный аспект . 73
ЗАКЛЮЧНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложение 1 109
Приложение 2 114
В условиях мировой глобализации темпы экономического взаимодействия между странами с каждым годом ускоряются, движение капиталов, предметов торговли и рабочей силы растут. Это приводит к усилению миграционных процессов населения и созданию международного рынка труда.
Переход к рыночным отношениям привел к расширению использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации. Россия - активный и цивилизованный участник международного трудового обмена. Все большее количество иностранцев нанимают в качестве высококвалифицированных специалистов или низкооплачиваемых рабочих.
Еще одним фактором, влияющим на рост количества трудовых мигрантов в Российской Федерации является текущая демографическая ситуация в стране. Поддержание постоянной численности населения за счет естественного прироста становится все более и более проблематичным. Комплекс мер Правительства РФ направленный на стимулирование рождаемости, не создает быстрого эффекта и если и даст его, то только в долгосрочной перспективе. Это также определяет заинтересованность государства в привлечении в страну иностранных трудовых мигрантов.
Актуальность выбранной темы выражается в необходимости исследования действующих нормативных правовых актов, регулирующих работу иностранных граждан в РФ. Сфера трудовых отношений с иностранным участием, как никакая другая, регулируется множеством различных нормативных документов. В законодательство о статусе иностранных граждан вносятся изменения и дополнения, принимаются новые положения, утверждаются списки допустимого количества иностранных работников, устанавливаются различные санкции за нарушение закона. Это приводит к тому, что российские работодатели часто опасаются вступать в трудовые отношения с иностранцами, испытывают затруднения в оформлении множества юридических документов, в которых они не могут разобраться самостоятельно.
Объектом исследования выступают трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие трудовые отношения с иностранным участием.
Целью исследования является изучение нормативных правовых актов и судебной практики в сфере трудовой миграции, определение особенностей трудоустройства отдельных категорий иностранных работников, выявление проблем правового регулирования трудовых отношений с иностранным участием и определение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. раскрыть понятие, эволюцию и особенности трудовых отношений с иностранным участием;
2. проанализировать международные источники с участием РФ, регулирующие трудовые отношения с иностранным участием;
3. систематизировать законодательство Российской Федерации о трудовой деятельности иностранных граждан в России;
4. исследовать особенности правового регулирования трудоустройства отдельных категорий иностранных работников, таких как иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или безвизовом порядке, высококвалифицированные иностранные специалисты;
5. выявить проблемы правового регулирования трудовых отношений с иностранным участием в РФ и найти пути их решения.
Для решения перечисленных задач использовались следующие методы: системный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический и другие.
Теоретическая значимость заключается в комплексном и углубленном изучении особенностей трудоправового статуса иностранных граждан в Российской Федерации.
Практическая значимость состоит в научном осмыслении сущности современных миграционных процессов в России, обобщении и анализе нормативных правовых актов в этой сфере и возможности применении полученных результатов исследования на практике.
Теоретическую основу исследования составили труды ученых в области международного частного и трудового права: С.А. Акимовой, А.А. Базалей, Л.В. Кириченко, Л.В. Кудрявцевой, Прудникова А.С, Прудниковой Т.А., Проценко Д.Е., Э.Э. Оглы Абдуллаева и другие.
Эмпирической основой являются материалы судебной практики.
Правовую основу исследования составили международные конвенции, договоры и соглашения, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.
Цели и задачи магистерской диссертации обусловили ее структуру и содержание. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе раскрываются понятие и источники правового регулирования трудовых отношений с иностранным участием в РФ. Во второй главе рассматриваются особенности правового регулирования трудоустройства отдельных категорий иностранных работников. Третья глава посвящена проблемам правового регулирования трудовых отношений с иностранным участием в РФ.
Подводя итог можно сделать следующие выводы.
Правовое регулирование трудоправового статуса иностранных граждан в России, осуществляемое на основе норм Конституции РФ, федеральных законов, в значительной степени соответствует стандартам международного права и обеспечивает защиту прав и свобод иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.
Система источников правового регулирования трудовых отношений осложненных иностранным элементом включает в себя все виды актов, традиционно отождествляемых с источниками трудового права. В частности Конституцию РФ, международные правовые акты, нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, акты социального партнерства (коллективные договоры и соглашения) и локальные нормативные акты.
Отличительной чертой этой системы является наличие в ней большого количества международных правовых актов. Это обусловлено интернациональным характером такого социального явления, как трудовая миграция, вовлечением в нее населения большого количество стран. А также заинтересованностью государств в развитии международного сотрудничества в социально-трудовой сфере и формировании правовой базы регулирования социально-трудовых отношений данной категории работников, в том числе в рамках объединения государств.
Особенности регулирования труда иностранных работников во многом определяются нормами, содержащимися в административном
законодательстве, а трудовое и правовое положение таких лиц зависит, прежде
81
всего, от того, в каком порядке они прибыли в Российскую Федерацию и на каком основании находятся на ее территории. Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы пребывания иностранных граждан на территории РФ, является Закон № 115-ФЗ, который до внесения изменений в трудовое законодательство являлся также основным источником норм, закрепляющих особенности трудовой деятельности лиц, не являются гражданами Российской Федерации.
В целях совершенствования порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в России ТК РФ дополнен гл. 50.1., которая посвящена вопросам, связанным с заключением, содержанием, изменением и расторжением трудовых договоров с рассматриваемой категорией работников. При этом подчеркивается, что трудовые отношения с иностранными работниками, регулируются российским законодательством о труде, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ трудовые отношения с такими работниками регулируются иностранным правом.
В рамках гл. 50.1 ТК РФ уточнен перечень документов, представляемых иностранными гражданами при приеме на работу; расширен перечень сведений, подлежащих отражению в трудовом договоре с иностранным работником, и условий, обязательных для включения в трудовые договоры с временно пребывающими иностранными гражданами. Кроме того, законодатель ответил на вопрос, вызвавший споры в правоприменительной практике, - о сроке трудового договора, заключаемого с иностранным работником, указав, что на иностранцев распространяется общее правило заключения трудового договора на неопределенный срок, а срочный трудовой договор может иметь место только в случаях, предусмотренных для всех работников.
В указанной главе также содержатся дополнительные основания отстранения иностранных работников от работы, которые, в отличие от общих оснований отстранения от работы, направленных главным образом на предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с выполнением работником трудовой функции, направлены на недопущения нарушения установленного порядка привлечения таких лиц к работе. Этой же цели подчинено установление дополнительных оснований прекращения трудового договора с иностранными работниками.
Работодателю, вступающему в трудовые отношения с иностранным гражданином, следует обращать внимание не только на соблюдение норм трудового законодательства, но и озаботиться выполнением административных правил, требования которых отличаются в зависимости от того, в каком порядке иностранный гражданин прибыл в РФ (визовом или безвизовом), на каком основании находится на ее территории, для выполнения какой работы привлекается к трудовой деятельности и существует ли между РФ и государством прибытия иностранного работника международный договор, устанавливающий исключения из предусмотренных законодательством правил.
За последние годы законодатель достаточно далеко продвинулся в вопросе регулирования трудовой деятельности иностранных граждан. Хотя эта сфера остается сложной для всех участников, на практике работодатели и их иностранные работники сталкиваются с множеством трудностей. Но не стоит исключать того, что с учетом правоприменительной практики трудоустройство иностранных граждан в России будет скорректировано в лучшую сторону.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №45. - Ст. 7061.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изм. от 30.11.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от
01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.
7. Воздушный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
9. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
10. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 31 (Часть I). - Ст. 4765.
11. О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29.06.2015 №160-ФЗ (по сост. на 18.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 27. - Ст. 3951.
12. Об инновационном центре «Сколково»: федеральный закон от
28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2010. - № 40. - Ст. 4970.
13. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (по сост. на 18.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 18.
14. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с изм. от 29.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
15. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
...