Введение 5
Глава 1. Влияние информационного общества на политику 17
1.1. Интернет в политических процессах 17
1.2. Политический SMM: сущность, особенности и инструменты 27
Глава 2. Характеристика избирательной кампании 2021 г 37
2.1. Особенности избирательной кампании 2021 г 37
2.2. Правовые условия интернет-агитации на выборах 2021 г 47
Глава 3. Оценка деятельности избирательных объединений и кандидатов
Алтайского края на выборах в Государственную Думу 2021 г. в интернет-среде
3.1. Работа алтайских региональных отделений партий в интернете в период избирательной кампании 2021 г 54
3.2. Анализ аккаунтов алтайских кандидатов в период избирательной кампании 2021 г 60
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Литература 78
Актуальность темы исследования. Социальные сети уже давно стали эффективным средством распространения информации среди большого количества людей. Значимость данных площадок для современного общества увеличивается с каждым годом. Причиной этому служит их интерактивность. Пользователи соцсетей имеют возможность узнавать свежие новости и высказывать своё личное мнение по поводу различных событий, общаться, объединяться.
В политической сфере также используются социальные сети. На данный момент они являются наиболее популярным способом выстраивания коммуникации политических деятелей и общества, позволяют получать обратную связь, отслеживать реакцию пользователей, общаться с ними. Действующие политики, чиновники, кандидаты, политические институты, общественные организации и другие субъекты политики активно используют онлайн площадки для информирования, транслирования своего образа, привлечения внимания к какой-либо проблеме. При помощи инструментов политического SMM у субъектов появляется возможность расположить к себе читателей (подписчиков), а в дальнейшем завоевать их как избирателей.
На актуализацию политического SMM во многом повлиял COVID-19. В условиях карантина и ограничений достаточно сложно поддерживать привычную офлайн активность как новым кандидатам, так и действующим политикам, поэтому субъекты политики были вынуждены прибегнуть к применению социальных сетей и различных технологий коммуникации в них.
В условиях снижения экономической активности бизнесов многих кандидатов и бюджетов политических партий в условиях экономического кризиса кандидаты/партии стремятся найти более дешевые способы взаимодействия с избирателями. И в данном случае политический SMM способен удовлетворить этот запрос.
В 2021 г. прошла первая масштабная посткороновирусная избирательная кампания, в рамках которой действовали новые правила агитации. По сути, социальные сети были официально приравнены к агитации в офлайн режиме и подчинены тем же нормам. В связи с этими новациями повышается актуальность и практическая значимость исследования, так как работ на данную тему на текущий момент не представлено.
Степень научной разработанности проблемы. Всю имеющуюся литературу по теме можно разделить на несколько блоков.
Первый блок касается роли интернета в политических процессах. Вопрос интернет-революции и перехода к обществу, где центральное место занимает информация, рассматривал Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» . Выделяя основные стадии развития общества, автор обозначил волны (под волной понимается научный, технический прорыв), которые привели к значительным трансформациям жизни всего человечества, одной из них стал промышленный переворот, повлекший появление компьютерных и цифровых технологий.
Представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития Д.Н. Песков в статье «Интернет в России: политическая утопия?» обозначил, как использовалась сетевая площадка в политической сфере вначале 2000-х гг., и сделал предположения, как она будет использоваться в ближайшем будущем. Автор утверждал, что, по своей сути, Интернет утопичен, но способен влиять на действительность и изменять ее.
А.С. Михайлова в статье «Сущность и формы политического Интернета в избирательном процессе» рассмотрела понятие «политический Интернет», дала собственное определение, обозначила его формы, помимо этого, рассмотрела виды электронных ресурсов, используемых кандидатами и избирательными объединениями для достижения своих политических целей, и к тому же, их нормативное регулирование.
Вопросы интернет-коммуникации рассматривали ряд исследователей. Так, С.В. Володенков посвятил работу «Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу» вопросам появления и развития современного цифрового общества. Определил особенности интернета как современного пространства политических коммуникаций. Проанализировал современные информационно-коммуникационные онлайн-технологии, включая манипуляции и политическую пропаганду.
Изучением тенденций развития политической интернет-коммуникации, определением ее места и роли в политическом процессе занималась О.Н. Морозова . Проанализировала различного рода типологий политических интернет-ресурсов, их виды. Определила этапы развития политической коммуникации в сети. В работе предпринималась попытка выделить преимущества интернета перед традиционными СМК.
Д.В. Татманян также рассмотрела возможности интернет-ресурсов, их отличие от ТВ, радио, газет. Обозначила свойства Интернета как пространства реализации политических коммуникаций. Предложила различные
классификации политического сегмента Рунета .
Д.В. Чижов определял интернет не только как канал распространения информации, но и как серьезный мобилизационный инструмент политических технологий. Проанализировал основные типологические инструменты интернет-коммуникации политических партий, выявил формы сетевого взаимодействия. Рассмотрел коммуникативное пространство, а также акторов и элементы, входящие в него.
Н.С. Беляков и К.Д. Кургачева отмечают, что информационные технологии имеют как позитивные, так и негативные аспекты. Среди негативных авторы выделяют «цифровое неравенство», фрагментации политического сегмента сети по идеологическому принципу, возникновение проблемы кибербезапасности. В работе предпринимаются попытки поиска пути преодоления отрицательных факторов, утверждая, что особую роль в этом процессе должно играть государство.
Социальны сети и их использование в избирательных кампаниях можно выделить в отдельный блок исследования. И.Е. Штейнберг выявляет особенности виртуальных социальных сетей, разделяя их на «живые» и виртуальные. Исследовал процессы институционализации норм и отношений, поведение пользователей в сети, основания для дальнейшего развития .
Феномен социальных сетей изучал В.В. Зайонц . Он представил социальные сети с точки зрения социологических парадигм и выявил ряд актуальных проблем. Рассмотрел вопросы неравенства, безопасности и манипуляций в виртуальных социальных сетях. Определил функции и дисфункции сетей.
Применение сетей в избирательных кампаниях описал в своей статье А.А. Свинин . На примерах разных стран автор представляет социальные сети как альтернативный инструмент традиционных медиа, акцентирует внимание на их быстрорастущей аудитории и на возможностях в электоральных процессах.
Особенности PR-процессов в интернет-ресурсах выделили А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров, М.В. Тишкова в учебном пособии «Современные PR-технологии работы в Интернете». Исследователи дают обзор процессов, происходящих в области интернет-коммуникаций, акцентируют внимание на особенностях работы в социальных сетях, конструировании контента, изучении информационного поля.
Влияние социальных сетей на политические процессы оценивали Л.О. Ряскина, И.Б. Кошеварова, Е.В. Козыренко. В статье был рассмотрен процесс становления социальных сетей и приведены в качестве примера первые аккануты в социальных сетях российский и зарубежных политиков.
Формы политического влияния граждан на политические процессы, в том числе в интернете, обозначил Д.А. Войнов. В частности, в работе «Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан» он рассматривает креативные подходы к созданию, распространению политической информации как фактор усиления воздействия на властные структуры.
Следующий блок связан с феноменом политического SMM. Работ на тему политического SMM на данном этапе недостаточно, так как область знания относительно новая. Все же можно отметить ряд авторов, занимающихся проблематикой политического SMM. Так, например Р.Р. Гадельшин посвятил работу становлению SMM-технологий как средству эффективного продвижения политиков. Автор отмечает, что технология начала развиваться во время пандемии и на данный момент находится на этапе становления, но уже активно применяется политическими акторами .
К.А. Бурба рассмотрела важность использования SMM-технологий в ходе избирательной кампании и совмещение их с традиционными избирательными технологиями. В статье осуществляется попытка определить этапы объединения политических технологий и SMM.
А. Комарова выявила важные компоненты продвижения политических и общественных деятелей в соцсетях и сформулировала ряд рекомендаций в этом направлении.
Безусловно, данный вопрос затрагивал С.В. Володенков. В частности, он обращал внимание на способы осуществления воздействия на сознание при помощи интернет-ресурсов.
Из анализа литературы можно сделать вывод, что аспекты интернета и социальных сетей, а также, их влияния и использования в политических процессах исследованы довольно хорошо, но литературы касательно вопросов политического SMM крайне мало. Недостаточно рассмотрена сущность, особенности технологии, не определены инструменты, благодаря которым должна осуществляться работа в социальных сетях политическими деятелями. К тому же, введенные ограничения на агитацию в интернете на данный момент не были рассмотрены и обозначены в научной литературе, потому в данной работе следует уделить особое внимание этим аспектам.
Исходя из этого, объектом магистерской диссертации выступает политический SMM как инструмент проведения избирательных кампаний .
Предметом - применение технологий политического SMM для продвижения политических акторов в условиях федеральной избирательной кампании 2021 г. в Алтайском крае.
Цель - оценить возможности политического SMM как способа продвижения и формирования электората субъектов политики в ходе избирательной кампании 2021 г. по выборам депутатов Государственной Думы РФ 2021 г. в Алтайском крае.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1. Определить роль интернета в политических процессах;
2. Выявить сущность и инструменты политического SMM;
3. Охарактеризовать особенности избирательной кампании 2021 г.;
4. Рассмотреть правовые условия интернет-агитации на выборах 2021 г;
5. Проанализировать аккаунты кандидатов и политических партий на выборах депутатов Государственной Думы РФ в Алтайском крае и оценить применение ими инструментов политического SMM в период избирательной кампании 2021 г.
Хронологические рамки работы охватывают период с 2020 г. до сентября 2021 г. и соответствуют периоду активного внедрения социальных сетей и политического SMM в избирательные кампании в России. Установление нижней границы исследования имеет непосредственную привязку к распространению пандемии, так как до ее появления в подавляющем числе кампании социальные сети исполняли вспомогательную роль. Определение верхней границы связано с проведением крайней избирательной кампании в 2021 г.
Эмпирическая база работы включает в себя несколько групп источников.
В первую группу входят нормативно -правовые акты. Среди них можно выделить: документ об изменении правового регулирования предвыборной агитации, в том числе в интернете, документ, определяющий ограничения доступа к незаконной предвыборной агитации , а также Указ Президента РФ о назначении выборов депутатов ГД РФ . Эти источники позволили проанализировать изменения в государственном регулировании по части предвыборной агитации в интернете.
В отдельную группу источников следует выделить аккаунты в социальных сетях политиков и политических объединений , на основе которых был проведен анализ применения и дана оценка эффективности инструментов политического SMM в избирательной кампании 2021 г.
Третья группа источников состоит из материалов электронных СМИ и интернет-ресурсов , новостных и аналитических статей , об использовании сети интернет в политических процессах , об агитации в интернете и др.
Четвертая группа источников представлена статистическими и социологическими данными. На основе данных опросов общественного мнения был сделан вывод об использовании интернет-технологий на прошедшей избирательной кампании, о рейтинге источников новостей для россиян .
Пятая группа источников включает данные электоральной статистики, содержащей результаты избирательной кампании 2021 г .
В совокупности обозначенные группы источников позволяют рассмотреть цели, методы и инструменты политического SMM, оценить его эффективность и решить задачи исследования.
Теоретико-методологической основой работы выступили теории посттруктурализма, конструктивизма, а также системный, структурно - функциональный и сетевой подходы.
Системный подход рассматривает социальные сети как систему, подвергающуюся воздействию различных факторов через вход, где результатом становится готовая система отношений, мнений и установок индивидов. В рамках системного подхода каждый профиль выступает элементом, который может группироваться, выстраивать взаимосвязь и оказывать влияние.
С позиций структурно-функционального подхода политический SMM предстает совокупностью инструментов, образующих особую структуру воздействия контента на избирателей.
Теория постструктурализма рассматривает функционирование политической власти в социальном пространстве за счет коммуникации посредством символов (наборов знаков, сообщений, визуальных материалов). Также в рамках подхода в центре находится медиаобраз кандидата, формирующийся посредством политического SMM. Имидж, как желательный набор черт, качеств, внешних характеристик, идей трактуется как совокупность символов. Субъект входит в политическое поле и в рамках этого поля участвует в выборах, создавая определенные символы. Задачей является не только победа на выборах, но и грамотно сконструированный и закрепленный в сознании электората образ политического актора.
Конструктивизм обозначает социальную реальность, в том числе в сетевых ресурсах, как результат конструирования знаковых систем с последующим восприятием их членами общества. Индивид выступает продуктом воздействия смыслов и знаков, которые транслируются через канал (сообщество) политического актора.
В рамках сетевого подхода сообщества или профили в сетях трактуются как системные образования, в которых предполагаются линейные связи между сетевыми «узлами» - пользователями. Рассмотрен процесс коммуникации избирателей, как единой общности, с кандидатами или партиями как политическими акторами, и процесс их взаимодействия посредством «стимул- реакция» (стимул от властных структур, реакция от избирателей).
Методы исследования: сазе-зШйу, структурно-функциональный анализ текста, контент-анализ, метод описательной статистики, вторичный анализ социологических и статистических данных, сравнительный подход.
Case-study использовался для рассмотрения аккаунтов политических акторов как отдельных случаев с уникальными совокупностями смыслов.
Структурно-функциональный анализ текста применялся при работе с литературой, материалами СМИ и интернет-ресурсов, а также при изучении текстуально-содержательной части аккаунтов.
Также текстуально-содержательная часть постов была изучена посредством контент-анализа.
При анализе аккаунтов количественные показатели были проанализированы с помощью программы сбора аналитики Popsters.ruи методов описательной статистики.
При работе с данными опросов общественного мнения и электоральной статистики использовался метод вторичного анализа социологических и статистических данных.
Компаративный метод позволил сравнить статистические показатели сообществ политических акторов, содержание постов, использованные инструменты и выявить их особенности.
Новизна исследования заключается в следующих положениях:
- проанализирована сущность политического SMM, выявлены инструменты, при помощи которых политические акторы способны осуществлять работу с потенциальными избирателями в социальных сетях;
- охарактеризованы границы правового регулирования агитации в сетевой среде в период избирательной кампании 2021 г.;
- показано применение интернет-технологий в профилях кандидатов и политических объединений Алтайского края на выборах 2021 г.
Научная и практическая значимость работы. Проведенное исследование позволяет выявить общие тенденции и основные механизмы деятельности в социальных сетях политических кандидатов и политических объединений. Данное исследование, в числе прочих, может служить теоретической базой для комплексного осуществления подготовки к запуску политического проекта в интернете. Материалы работы могут быть использованы для оптимизации применения политического SMM политическими акторами в период избирательных кампаний, а также применяться в учебном процессе.
Апробация. Основные положения и выводы ВКР прошли апробацию в выступлениях автора на научно-практических конференциях: «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» (2021, 2022 гг.), конференции «Политический процесс в региональном измерении: история теория, практика (2022 г.)». По теме диссертации подготовлено 2 публикации.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает введение, три главы, разделенные на шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Интернет и социальные сети - феномен XXI в. Это неотъемлемая часть жизни большинства людей разных стран. Они занимают доминирующее положение по сравнению с привычными СМК, так как заключают в себе большее количество возможностей. Поэтому данные каналы активно используются и в политической сфере, выступая площадкой для осуществления различного рода действий. Сетевые ресурсы позволяют политическим процессам развернуться в виртуальном пространстве, масштабироваться, объединять участников и оказывать на них воздействие посредством нового канала.
В связи с эволюцией интернет-технологий появляется запрос на грамотное осуществление работы с виртуальными площадками, в том числе политического толка. Ответом на него стал политический SMM или политический маркетинг в социальных сетях. Это совокупность инструментов, позволяющих выявлять целевую аудиторию (потенциальных избирателей), анализировать их потребности, настроения, проблемы, реакции и выстраивать двустороннюю коммуникацию с целью обеспечения дальнейшей поддержки.
Прошедшая в 2021 г. избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы РФ отличилась несколькими особенностями: многодневный формат голосования и упразднение «дня тишины»; дистанционное электронное голосование в семи регионах России; пятая партия в Государственной Думе РФ; изменения в законодательстве, регулирующем предвыборную агитацию в интернете. Так, агитация на интернет-площадках приравнялась к агитации в офлайн формате. Действующие нормы законодательства стали распространяться на виртуальную сеть. Но стоит отметить, что на практике изменения не стали результативным способом регулирования агитации в интернете. Также особенностью стало активное использование кандидатами и партийными объединениями цифровых ресурсов.
А социальные сети, Telegram-каналы и мессенджеры сыграли одну из значимых ролей.
На примере аккаунтов политических акторов Алтайского края было рассмотрено использование социальных сетей и применение SMM- инструментов в период федеральной избирательной кампании 2021 г. в крае. Исследование показало, что кандидатами и партиями в регионе слабо применялся потенциал политического SMM. В профилях политических акторов в основном использовались исключительно базовые инструменты, такие как: ведение страниц/сообществ и публикация информационного и репутационного контента. Было выявлено всего несколько кандидатов и партий, применивших платные инструменты (например, партия «Новые люди», в период избирательной кампании воспользовались таргетированной рекламой, также как и А.С. Прокопьев в своем сообществе, И.И. Лоор использовал сервисы для накрутки подписчиков и предположительно, партия ЛДПР применила инструмент «посев»). Во много это связано со стремлением сэкономить на квалифицированных специалистах: в большинстве рассмотренных аккаунтов ведением страниц занимались лично кандидаты или делегировали эту работу своим помощникам/пресс-секретарям, не обладающим знаниями для соответствующих площадок. Это стало одной из обнаруженных проблем политического SMM в регионе. Также стоит выделить отсутствие обратной связи и интерактивных приемов в блогах, закрытые каналы для реакций пользователей или их игнорирование и, для личных профилей, трансляцию исключительно рабочего контента. В связи с этим, говорить о достижении значимых результатов алтайскими политическими субъектами посредством социальных сетей нерелевантно. Как показывает практика, лишь комплексный подход позволит войти в плотный контакт с избирателями и достичь результатов. Но это способна гарантировать только компетентная команда специалистов.
В результате анализа наибольшую активность проявили «Новые люди», которые благодаря платному инструменту ежедневно охватывали около 4200 пользователей сети или в среднем имели 2169 просмотров на один пост. Далее, по критерию охвата постов можно выделить партию КПРФ. При наличии меньшего количества опубликованных материалов партия в среднем имела большую сумму просмотров и высокую активность внутри сообщества. ЛДПР занимают третье место по охвату и вовлеченности в публикацию, затем идет «Единая Россия» и «Справедливая Россия».
Среди кандидатов наиболее эффективным оказался аккаунт М. Пруссаковой, материалы которой, в среднем охватывали около 1800 человек и имели высокую активность. Публикации А. Арцибашева были редки, но в среднем их видело порядка 767 человек. Далее, А. Молотов в телеграмм-канале каждым постом смог охватить примерно 243 человека, а И. Лоор всего 113 пользователей.
В целом, можно констатировать наличие в России тенденции роста применения политических технологий в социальных сетях, которая на ближайших выборах будет осознана и применена в своих кампаниях многими кандидатами разных уровней и возрастов. Это повлечет за собой необходимость появления новой позиции (или подразделения) в штабе кандидатов - интернет-технолога или политического SMM-специалиста, способного на основе стартовых ресурсов формировать контент, выстраивать взаимодействие с потенциальным избирателем и преобразовывать его в сторонника в реальном мире, - а также новые исследования в данном направлении.
1. Нормативные акты и документы органов власти
1.1. Указ Президента Российской Федерации от 17.06.2021 №367 «О назначении выборов депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46879(дата обращения 03.05.2022).
1.2. Утвержден порядок ограничения доступа к незаконной предвыборной
агитации// Гарант.ру. - 2021. - 10 марта [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.garant.ru/news/1449676/(дата обращения 25.03.2022).
2. Аккаунты политических акторов
1. Арцибашев, А.И. Личная страница «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/arcibashev(дата обращения 18.05.2022).
2. «Единая Россия». «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL:
https://vk.com/edinros22(дата обращения 01.05.2022).
3. КПРФ. «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL:
https://vk.com/kprf22?from=quick_search(дата обращения 01.05.2022).
4. ЛДПР. «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL:
https://vk.com/altaikrai_ldpr(дата обращения 02.05.2022).
5. Лоор, И.И. Личная страница «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/looriv(дата обращения 19.05.2022).
6. «Новые люди». «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL:
https://vk.com/newpeoplealtay(дата обращения 03.05.2022).
7. Молотов, А. Telegram-канал «Молотов» // Telegram. [Электронный ресурс]. - URL: https://t.me/molotov_akzs(дата обращения 16.05.2022).
8. Прокопьев, А.С. Личная страница «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/id710131323(дата обращения 19.05.2022).
9. Прокопьев, А.С. Сообщество «Вконтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/asprokopyev(дата обращения 19.05.2022).
10. Прусакова, М.Н. Личная страница «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: Ййр8://ук.сош/рги8акоуашапа83(дата обращения 17.05.2022).
11. Прусакова, М.Н. «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall561482281?offset=100&own=1&w=wall561482281_3061(дата обращения 17.05.2022).
12. Прусакова, М.Н. «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/wall561482281?offset=120&own=1&w=wall561482281_3046(дата обращения 17.05.2022).
13. «Справедливая Россия - За правду». «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/spravedlivo_altay(дата обращения 02.05.2022).
3. Материалы СМИ и интернет-ресурсов
3.1. Андрейчук С. Предвыборная агитация и административная мобилизация избирателей на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года/ С. Андрейчук, А. Голубков// Голос. - 2021. - 21 сентября [Электронный ресурс]. - URL: https://www.golosinfo.Org/articles/145472#1.4(дата обращения 28.03.2022).
3.2. Бочарова, С. Третий блог в государстве / С. Бочарова, Э. Билевская, А. Самигуллина// Газета.ги. - 2008. - 16 января [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gazeta.ru/politics/2008/01/16_a_2562687.shtml(дата обращения 18.01.2022).
3.3. В законодательство внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования предвыборной агитации, в том числе в интернете// kremlin.ru. - 2021. - 9 марта [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/65126(дата обращения 25.03.2021).
3.4. Госдума запретила россиянам агитировать за кандидатов в социальных сетях. Как будет работать новый закон// 66. ru. - 2021. - 21 февраля [Электронный ресурс]. - URL: https://66.ru/news/politic/238471/(дата обращения 25.03.2022).
3.5. «Единая Россия» подписала соглашение «За безопасные выборы» с пятью партиями// ТАСС. - 2021. - 27 июля [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/politika/11996655(дата обращения 16.03.2022).
3.6. Кынев, А.В. Общие итоги выборов и избирательной кампании/ А.В. Кынев // Liberal.ru. - 2021. - 6 декабря [Электронный ресурс]. - URL: https://liberal.ru/ekspertiza/obshhie-itogi-elektoralnyh-rezultatov-izbiratelnoj- kampanii-2021(дата обращения 11.03.2022).
3.7. Лушникова, Т. Памятка по интернет-агитации в электоральный период/ Т. Лушникова// Ассоциация интернет -технологов. - 2021. - 16 июля [Электронный ресурс]. - URL: blob:https://web.telegram.org/67a92266-cbac-4b31- 9011-3b12c1774381(дата обращения 26.03.2022).
3.8. Максимов, И. Пресс-конференция Владимира Путина. Онлайн /
И. Максимов, Д. Сосновский // RG.RU. - 2021. - 23 декабря [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/12/23/press-konferenciia-vladimira-putina-
onlajn.html (дата обращения 15.10.2022).
3.9. Маслова, Е. Маша и три "медведя": полные результаты выборов в Госдуму на Алтае/ Е. Маслова// Толк. - 2021. - 21 сентября [Электронный ресурс]. - URL: https://tolknews.ru/politika/63261-kto-pobedil-na-viborah-v- gosdumu-v-altayskom-krae-v-godu(дата обращения 11.03.2022).
3.10. Мисливская, Г. В ЦИК разъяснили, какая агитация в Сети будет считаться незаконной/ Г. Мисливская// RG.RU. - 2021. - 5 февраля [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/02/05/v-cik-raziasnili-kakaia- agitaciia-v-seti-budet-schitatsia-nezakonnoj.html(дата обращения 26.03.2022).
3.11. Мисливская, Г. ЦИК: Агитационная кампания прошла без
серьезных нарушений/ Г. Мисливская // RG.RU. - 2021. - 17 сентября [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/09/17/cik-agitacionnaia-
kampaniia-proshla-bez-sereznyh-narushenij.html (дата обращения 29.03.2022).
3.12. Особенности избирательной кампании: эксперты обсудили
предстоящие выборы// РИА Новости. - 2021. - 16 сентября [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20210916/vybory-1750392875.html(дата обращения 11.03.2022).
3.13. Песков, Д.И. Интернет в России: политическая утопия?//РАИВ1А.
- 2002. - 3 октября [Электронный ресурс]. - URL: https://pandia.ru/805307/(дата обращения 11.01.2022).
3.14. Пресс-конференция Владимира Путина. Онлайн// RG.RU. - 2021.
- 23 декабря [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2021/12/23/press- konferenciia-vladimira-putina-onlajn.html(дата обращения 15.10.2022).
3.15. Сергеев, И. Как будут влиять на избирателя в 2021-м. Не
сработает даже Telegram// И. Сергеев// URA.RU. - 2019. - 18 декабря
[Электронный ресурс]. - URL: https://ura.news/articles/1036279306(дата обращения 16.03.2022).
3.16. Хохолков, М. Агитация в соцальных сетях блогах. Требования
закона/ М. Хохолков// МедиаПраво.ком. - 2021. - 18 августа [Электронный ресурс]. - URL: https://mediapravo. com/ilaw/agitatsiya-v-sotsialnyh-setyah-i-
lichnyh-blogah.html (дата обращения 26.03.2022).
3.17. Шелягин, А. Красный уголок. Почему выборы-2021 в Алтайском
крае заставляют думать о повороте налево и новой пятилетке/ А.Шелягин // Altapress.ru. - 2021. - 21 сентября [Электронный ресурс]. - URL:
https://altapress.ru/politika/story/krasniy-ugolok-pochemu-vibori-v-altayskom-krae- zastavlyayut-dumat-o-povorote-nalevo-i-novoy-pyatiletke-293553(дата обращения 11.03.2022).
4. Данные социологических исследований
4.1. ВЦИОМ выяснил главные источники новостей для россиян//РБК.
- 2021. - 23 сентября [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.rbc.ru/society/23/09/2021/614b810f9a794706e3dd3ad8 (дата
обращения 16.03.2022).
4.2. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100%// РБК. - 2021. - 12 января [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426(дата обращения 18.03.2022).
4.3. Инструменты избирательной кампании 2021. Итоги
электорального цикла// Комитет по политическим технологиям РАСО. - 2021. - 21-22 сентября [Электронный ресурс] - URL:
https://politteh.rU/netcat_files/userfiles/3/ITOGI_ELEKTORALNOGO_TsIKLA_23. 09.21.pdf (дата обращения 17.03.2022).
4.4. Шестнадцать процентов россиян не пользуются интернетом, показал опрос ВЦИОМ // ВЦИОМ. - 2021. - 11 октября [Электронный ресурс].
- URL: https://ria.ru/20211011/internet-1754015404.html(дата обращения
11.01.2022).
5. Электоральная статистика
5.1. Данные протоколов №1 территориальных избирательных комиссий о результатах выборов по одномандатным избирательным округам // Вестник ЦИК РФ. - 2021. - №22 (434). - С.82-89.
5.2. Данные протоколов №2 территориальных избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территориях одномандатных избирательных округов// Вестник ЦИК РФ. - 2021. - №22 (434). - С.476-483.
Литература
1. Беляков, Н.С. Интернет-технологии в условиях современного политического процесса/ Н.С. Беляков, К.Д. Кургачева // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 18. Социология и политология. - 2019. - № 1. - С.162-174.
2. Бурба, К.А. Политический SMM в электоральных процессах России / К.А. Бурба. - Петрозаводск: Новая Наука. - 2020. - С.18-21.
3. Войнов, Д.А. Креативность интернет-коммуникации как способ индивидуального политического участия граждан / Д.А. Войнов // ВестникРоссийского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2012. - № 3.- С. 117-126.
4. Володенков, С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу. - М.: ООО «Проспект», 2021. - 413 с.
5. Гадельшин, Р.Р. Политический SMM: технология ближайшего будущего/ Р.Р. Гадельшин // Социальные и гуманитарные исследования сегодня: непредсказуемое прошлое, неопределенное будущее. Сборник материалов XVI Всероссийской (с международным участием) научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Изд-во Национальный исследовательский Томский государственный университет. Выпуск 16. - 2021. - С.67-74.
6. Зайонц В.В. Социологические подходы к исследованию виртуальных социальных сетей / В.В. Зайонц // Молодой ученый. - 2010. - № 4. - С. 266-271. Комарова, А. Особенности SMM-продвижения общественных и политических деятелей/ А. Комарова// Журнал «Связи с общественностью в государственных структурах». - 2016. - №6. - С. 94-97.
7. Малыхина, И.П. Политический SMM как инструмент продвижения политических акторов / И.П. Малыхина // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2022. - С.34-37.
8. Малыхина, И.П. Правовые условия интернет-агитации на выборах 2021 г./ И.П. Малыхина // Труды молодых ученых. - Вып. 19. - 2022. (в печати).
9. Михайлова, А.С. Сущность и формы политического Интернета в избирательном процессе/ А.С. Михайлова // Миссия права. Юридическая наука: традиции и инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Великий Новгород: Изд-во: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. 2021. - С. 202-206.
10. Морозова, О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы/ О.Н. Морозова // Политическая лингвистика. - 2011. - № 1. - С.156¬161.
11. Ряскина, Л.О. Роль современных социальных сетей: политический аспект / Л.О. Ряскина, И.Б. Кошеварова, Е.В. Козыренко // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2015. - № 2 (6). - С. 133-138.
12. Свинин, А.А. Использование социальных сетей как интернет -технологий
в избирательных кампаниях: международный опыт / А.А.
Свинин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия:
Политология. - 2013. - № 2. - C. 157-163.
13. Татманян, Д.В. Основные направления развития политического сектора Рунета/ Д.В. Татманян // Известия Тульского государственного университета.Гуманитарные науки. - 2012. - №2. - С. 296-301.
14. Тоффлер, Э. Третья волна/ Э.Тоффлер. - М.: Издательство ACT, 2004. - 345 с.
15. Чижов, Д.В. Интернет коммуникации политических партий: типологические черты и инструменты. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. -С.159-175.
16. Чумиков, А.Н. Современные PR-технологии работы в Интернете: новые медиарилейшнз, продвижение интересов ведомства в блогосфере и социальных сетях / А.Н. Чумиков, М. П. Бочаров, М. В. Тишкова. - Рязань: Объединенная редакция МЧС России, 2011. - 135 с.
17. Штейнберг, И.Е. «Живые» и виртуальные сети социальной поддержки: анализ сходств и различий / И.Е. Штейнберг // Социологический журнал. - 2009. - № 4. С. 85-103.